какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Шпаргалка по социальной психологии.

36. Психология межличностных отношений.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

А) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

Б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

А) симпатии или антипатии;

Б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

В) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

А) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

Б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

В) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Источник

Какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

Источник

Конспект занятия педагога-психолога «Межличностные отношения» с учащимися 10–11 классов

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту Татьяна Ковалева
Конспект занятия педагога-психолога «Межличностные отношения» с учащимися 10–11 классов

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу

Межличностные отношения (МО) — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения

-Итак что же является основой межличностных отношений( : Чувства – основа межличностных отношений)

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

-А какие эмоции может испытывать человек?

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Задание по группам:

1. вариант Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

2. вариант Назовите чувства, которые людей разъединяют.

Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества

Межличностные отношения включают:

1)восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое)

Компоненты межличностных отношений

1) когнитивный компонент

включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми

2) эмоциональный компонент

— включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностномобщении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д

в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой, сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием)

3) поведенческий компонент

— включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов

Виды межличностных отношений

1) производственные отношения

складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения

а)по вертикали — между руководителями и подчиненными

б) по горизонтали — отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус

в) по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения

— складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

3) формальные (официальные) отношения

— нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах

4) неформальные (неофициальные) отношения —

взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений.

1) этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними

2) этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д

3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием

Подумайте над проблемой. (В современном мире многие общаются через интернет с теми, кого в реальной жизни ни разу не видели. Можно ли считать такое общение межличностным? Каковы его особенности)

Подумайте, что допустимо, а что нет в личном общение

Упражнение «Найди пару»

Все сидят в кругу. По сигналу нужно поменять с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

Упражнение 5. Умение вести разговор.

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно,но несколько примеров подсказывает ведущий:

1. что беспокоит в школе;

2. что трудно в отношениях с родителями;

3. что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только «открытые» (т. е. такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет») вопросы, например, не «Ты любишь поболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится поболтать с Олегом?». Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.

На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.

Упражнение «Невербальный контакт»

Инструкция. «Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все будем пользоваться только невербальными средствами. Группа, в отсутствии добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого сделать».

Затем выбирается другой доброволец. При этом количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличивать – двое, трое и все, кто хочет.

Обсуждение. Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Какими средствами показывали нежелание общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы? Были ли добровольцы, которым удалось установить контакт с большим количеством членов группы, чем планировалось?

При обсуждении упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при определении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с неоднозначностью предъявления своего желания или нежелания вступить в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта. Для ведущего оно, в некоторой степени, является социометрическим

Но для того чтобы строить взаимоотношения, или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила. Но одно правило, которое известно с глубокой древности, мне хотелось бы все таки озвучить

«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Как строить взаимодействия, чтобы достичь взаимопонимания,полезно помнить правила:

1. Улыбка искренняя и доброжелательная – путь к сердцу доброго человека («От улыбки хмурый день светлей…»).

2. Не жалейте комплиментов человеку, с которым вы взаимодействуете («Давайте говорить друг другу комплименты…»).

3. Не спешите делать выводы по первому впечатлению («Встречают по одёжке, а провожают по уму»).

5. Не торопитесь с выводами («Поспешишь – людей насмешишь, а дружбе повредишь»).

6. Успех взаимодействия зависит от двоих (нельзя аплодировать одной рукой).

Источник

Какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

2. В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

3. По каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них?

4. Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов?

5. Каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека?

6. Что такое культура бытовых отношений?

7. Как урбанизация влияет на быт?

Лекция: Быт и бытовые отношения

1. Понятие быта, бытовых отношений.

2. Социально-бытовые интересы.

3. Материально-вещественная среда обитания человека.

4. Культура бытовых отношений.

5. Урбанизация и быт.

Понятие быта, бытовых отношений

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Они характеризуются определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т.п. В процессе повседневной жизни людей складываются быт и бытовые отношения.

§ в узком смысле – синоним домашнего уюта;

§ в широком смысле – внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Бытовые отношения – это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, ухода за детьми, а также в общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии). Примерами бытовых отношений (бытового общения) могут служить совместные дела членов вашей семьи, ваших друзей, соседей и т.п.

Различными аспектами научного изучения быта являются:

§ затраты времени на удовлетворение бытовых нужд;

§ обязанности в процессе бытовых отношений.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники.

Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности, в городах более развиты предприятия, учреждения, организации бытового обслуживания, т.е. сфера бытовых услуг (ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье и т.п.).

Сфера быта тесно переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и др. услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для хобби, совместного отдыха на природе, посещения культурных мест (театров, кино, выставок), повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще всего мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному себя ведет в производственном или учебном коллективе, в магазине, на отдыхе, у себя дома. И никто не сможет повлиять на поведение человека, оценить его, кроме него самого.

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека направлены на предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-бытовых интересов:

1. в зависимости от качества потребностейразличают

§ социально-бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

— интересы, ориентированные на обеспечение человека продуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта;

— оплату жилья, коммунальные и транспортные услуги;

— заботу о сохранении и поддержании здоровья;

— жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т.п.);

— интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т.п.).

§ интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем развития человека и его самосознания

— досуговые интересы человека (посещение театров, концертов и т.п.);

— интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т.п.

2. в зависимости от типов социального объединения и общения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп и т.д.

3. по территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т.п.

4. демографический признак лежит в основе выделения социально-бытовых интересов детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т.п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание – лишь способ поддержания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профессионального труда. В отечественной социологии образ жизни определяется совокупностью типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее определяющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведения людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уровнем, качеством жизни.

Понятие «стиль жизни» используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения. Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в обеспеченности потребительскими благами и характеризуется преимущественно количественными показателями. Уровень жизни свидетельствует о материальном и духовном потреблении личности. Хотя эта категория скорее экономическая, чем социологическая, тем не менее она является важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в духовном и нравственном плане образ жизни. В принципе, чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого человека.

«Качество жизни» – это категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфортность жилища и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то качество жизни раскрывает ее сущностно-содержательные стороны, т.е. характер и содержание труда, качество окружающей среды и пр.

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении Самая большая роскошь – человеческое общение. Антуан де Сент-Экзюпери Вся совокупность отношений реализуется в общении, то есть в акте коммуникации, причем слово «коммуникация» в английском языке

22. Понятия общения и межличностных отношений

22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

37. Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Прошлым летом я размышлял над теоретической проблемой, которая давно меня мучила: возможно ли сформулировать в одной гипотезе все элементы отношений, которые способствуют или, наоборот, не

Нестабильность межличностных отношений

Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

Изучение межличностных отношений в классе

Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

§ 5. Психология общения и межличностных отношений Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек — это узел связи», —

Значение межличностных отношений

Значение межличностных отношений

On Relationship (Психология межличностных отношений)

On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

Заключение

Думала над заданием: какой вид отдыха порекомендовать, какие места посетить. В результате получились вот такие размышления. Не претендую на полноту, но и рекомендовать виды отдыха тоже не могу, потому что понимаю, насколько серьёзна эта тема и личностна. Каждый сам выбирает вид отдыха, исходя из условий, морально-нравственных установок и понимания того, что такое отдых.

Понравилась статья? Буду благодарна за комментарий или лайк.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

Виды отдыха и развлечений

Знаем два вида отдыха: активный или пассивный.

К активным видам отдыха относим путешествия, походы, сплав по реке на байдарках, подъёму в горы. В этом случае отдых начинается уже на этапе подготовки: человек предвкушает удовольствия от предстоящего мероприятия, включает эмоции, изучает карты, продумывает маршруты и безопасность, готовит снаряжение. Активный отдых предполагает напряжение и умственных, и физических сил.

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Пассивный отдых требует от человека прибытия к месту проведения мероприятия: приехать в театр, на выставку, в парк, на стадион…. и посмотреть то, что организаторы сочли полезным для публики.

К видам пассивного отдыха относим спокойные занятия: хобби, просмотр телевизионных программ, чтение книг, вязание и другое.

Характерная поведенческая модель многих «Я пришёл и заплатил – развлекайте».

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Доступным видом отдыха остаются праздники. Праздников много от официальных, профессиональных до личных: годовщины, дни рождения, юбилеи. Празднование чего угодно проходит по одному и тому же сценарию по М.Задорнову «Утром салат, вечером – салют из этого салата».

Много примеров такой организации отдыха, после которого человек чувствует себя смертельно уставшим.

Отдых – это выравнивание дыхания, потому что ритмичное дыхание даёт здоровье и долголетие. Схема выравнивания дыхания: поработал физически – переключись на умственную работу. Утомила скучная однообразная работа – прогуляйся, организуй встречу с друзьями, поход в театр, в…. – вариантов много.

Отдых не предполагает безделье. Человек живёт в непрерывном процессе труда над собой – только так можно состояться человеком по жизни. В противном случае – деградация и распад личности.

Такой результат выгоден тем, кто управляет миром: стадом не рассуждающих баранов управлять легче, чем мыслящими людьми.

Шпаргалка по социальной психологии.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

Компоненты межличностных отношений:

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

Неразрывно связанные понятия

Человек нуждается в отдыхе после напряжённой работы. Правильное понимание смысла труда помогает выбрать правильный вид отдыха. В наше сознание внедрили ложные понятия о труде. На ложной платформе строится ложное понимание отдыха. Идея гедонизма активно продвигается и насаждается.

Наше понятие о видах труда

Внедрили в сознание ложное понимание: труд физический – для неудачников по жизни. Труд умственный – это показатель уровня интеллекта. Физический труд стал показателем отсталого, слабо развитого человека.

Правильное понятие о видах труда

Врач восстанавливает здоровье. Может ли доктор не прикладывать физических усилий в лечении больного.

В коллективной работе нужен человек, который грамотно и эффективно организует работу – это труд управленческий.

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Правильное представление о видах труда исключает манипуляцию нашим сознанием, потому что понимаем: нет в природе труда благородного и труда для неудачников.

Труд – это совершенствование навыков, личностный рост, становление человека. Труд благороден и облагораживает.

Какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Шпаргалка по социальной психологии (15 стр.)

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);

2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.

1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.

1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Труд и виды отдыха. Взаимосвязь и противоречия

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Тема отдыха и развлечений кажется легкомысленной и не заслуживает внимания, но занимает внимание и требует материальных ресурсов. Неправильное понимание темы используют заинтересованные люди, чтобы манипулировать человеческим сознанием.

Отдых с выездом за границу стал модным, престижным, повышает самооценку.

Ложные теории

Дарвиновская теория о происхождении человека выражается в одной фразе

«Труд из обезьяны сделал человека».

Эта ложная теория использовалась манипуляторами человеческим сознанием, когда люди нуждались в продуктах производительного труда. Люди научились делать много полезного и нужного человеку для жизни от продуктов питания до технических приспособлений.

Очередная лживая идея управителей мира звучит так: смысл жизни человека в получении удовольствия и наслаждения.

Ложность этого постулата с течением времени привела к тому, что с экранов кино и телевидения исчезли картины с изображением жизни крестьян, рабочих. С экрана телевизора потоком льются программы с рассказами о жизни «звёзд» кино и эстрады, о любовных похождениях, семейных дрязгах, разборках или о дележе наследства «звезды». Фильмы перенасыщаются сценами убийств и грабежей. Новостные программы формируют мировоззрение калейдоскопического идиотизма. Политические ток-шоу больше похожи на базар.

Организация этого морально-нравственного бедлама – это тоже труд, причём тяжёлый.

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

37. Формы межличностных отношений

Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):

1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (гомо– и гетеросексуальные партнеры) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, к членам семьи, к детям), к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.);

2) близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

3) дружба – это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимного интереса, искренности и бескорыстии чувств;

4) приятельские отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;

5) влечение – скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Выделяют следующие виды влечений:

а) половое влечение, в основе которого лежит сексуальность;

б) платоническое влечение;

6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей;

Нейтральные межличностные отношения («от людей»)

1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрении) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

2) безразличие – форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

а) «эффект очевидца» – помощь оказывается реже при наличии очевидцев;

б) неопределенность ситуации;

в) давление времени – помощь оказывается реже при нехватке времени;

г) личное незнакомство с пострадавшим;

д) личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего – люди с высоким статусом быстрее получают помощь;

е) эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка» – препятствуют сопереживанию и оказанию помощи;

ж) личностные черты;

3) конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;

4) эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Отдых – дело серьёзное, и никто, кроме нас самих не будет заботиться о том, чтобы наше дыхание стало спокойным и ритмичным – это забота каждого лично.

Воздержусь предлагать для посещения выставки, парки, пляжи, театры, страны и другие места. Ещё меньше готова к тому, чтобы советовать побывать в тех местах, где животные содержатся в неволе. Это личностный выбор при условии, что человек состоялся как личность.

Новорожденный – это ещё не человек. Ребёнку предстоит становиться человеком на протяжении жизни. Станет он человеком или человекообразным существом, зависит от него самого, от воспитания и окружения. Так что человек с рождения обрекается на вечный, ни на минуту не прекращающийся труд над самим собой.

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Если сформировалось правильное понимание слова ОТДЫХ, то понимаем, что организация отдыха – это тоже напряжённый труд над собой, над взращиванием в себе ЧЕЛОВЕКА. Если это не так, то превращаемся в потребителя зрелищ, сомнительных удовольствий.

помогите. 50 баллов

Взрослые могут многое рассказатт о своей трудовой деятельности, но в школьные годы гланая деятельность- это
учеба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем вы занимаетесь, когда трулитесь дома? Для чего вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда вы могли бы участвовать или участвовали? В чем вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

Я помогаю своим родителям в уборке, готовке и в каких-либо домашних делах. Тружусь для того что бы помочь родителям, сделать им приятное.
2. Я участвовал (а) в субботнике в школе и во дворе. Полезность этого в том что я это делаю на благо природы и помогаю своей школе, двору.

Карина Майер 6 Г классУченик (137) 7 месяцев назад

этого очень мало. сейчас к нам более строгие требования.

Максим БровкинУченик (116) 1 год назад

Артём КалюжинЗнаток (437) 1 год назад

Способы организации отдыха

Для организации отдыха используют два сценария:

Других способов организации отдыха никто не предлагает.

Насаждение гедонизма как средства расчеловечивания

Гедонизм – это этическое учение, утверждает наслаждение как высшее благо и цель жизни.

какие отношения складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

Таким незнанием стало забытое значение слова «отдых».

Что значит «отдыхать»

Правильное понимание человеком смысла пребывания в этом мире помогает правильно организовать отдых. Выбору способа восстановления помогает здравый смысл и правильное понимание значения слова «отдых».

Древние люди понимали, что на здоровье влияет дыхание: чем дыхание спокойнее, тем лучше состояние человека, и поэтому с течением времени с переносом акцента отдых стал означать то, что означает в нашем понимании.

Отдых означает выравнивание дыхания. Человек интенсивно работал, потом сел или лёг. Дыхание стало спокойнее и ритмичнее. Смена занятий, при которой происходит перевод дыхания из одного качества в другое и есть первоначальное значение слова «отдых». В нашем понимании лексическое значение слова стало шире.

Человек разумный организует отдых так, чтобы по-прежнему протекала работа по личностному росту и самосовершенствованию. После физического труда выбирает пассивный вид отдыха: чтение книги, просмотр телевизионной программы, хобби.

После напряжённого умственного труда человек нуждается в повышенной двигательной активности: занятия спортом, работа в мастерской, прогулка, встречи, походы.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить

Хотите больше от работы в интернет?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *