какие отношения у россии с узбекистаном
«Особый союзник». Как в Узбекистане на самом деле относятся к России
Традиции проведения выборов
Стремление провести выборы так, как полагается, на этот раз вылилось в опровержение преждевременного сообщения о победе Мирзиёева.
«Распространяется информация о том, что стали известны предварительные итоги прошедших выборов президента Узбекистана. Хотим сообщить, что это не соответствует действительности», — заявил представитель Центральной избирательной комиссии Жалолиддин Усманов.
Внимание к процедурной стороне дела и всем, даже мельчайшим деталям процесса, было характерно и для предыдущих президентских выборов — в 2016-м. Тогда Узбекистан должен был получить нового главу государства после долгих лет правления Ислама Каримова.
В том году после известия о смерти первого президента страны, как и полагалось по конституции, на его место заступил председатель верхней палаты Нигматилла Йулдошев, который, однако, сразу же объявил о самоотводе. Законодательный орган — Олий Мажлис — назначил Мирзиёева исполняющим обязанности главы государства.
Выборы прошли по положенному алгоритму: улицы городов и кишлаков украсили предвыборной агитацией — строго соблюдались пропорции листовок каждого кандидата, которые выдвигались от партий. На телевидении ролики претендентов следовали один за другим. Впрочем, победитель был известен заранее: политологи, журналисты и прочие медийные личности прямо говорили, что им станет тот, кто продолжит курс первого президента.
В так называемый день тишины всю агитацию сняли, а после подсчета голосов Мирзиёев появился перед своими сторонниками с шарфиком цвета Либерально-демократической партии.
Изменения, которые проводил второй президент, можно было назвать либеральными и демократическими. При новой администрации провели чистку силовых органов, бывших по вполне прагматическим причинам опорой первого президента — в 1990-х Узбекистан столкнулся с угрозой суверенитету со стороны экстремистов. Отменили пережиток советского времени — выездные визы. Был либерализован рынок валюты: доллары, евро и рубли можно свободно покупать и продавать. Были приватизированы предприятия.
Изменения в политике
Изменил в чем-то курс Мирзиёев и во внешней политике. При Исламе Абдуганиевиче отношения с соседями по региону были не всегда ровными. Граница с Таджикистаном была заминирована, споры с Киргизией по водно-энергетическим вопросам приводили к тому, что Узбекистан приводил в состояние повышенной готовности вооруженные части. Столкновения в киргизском Оше в 2010-м, когда жертвами были в основном узбеки, тоже не добавили доверия в отношениях между Ташкентом и Бишкеком.
Братский Туркменистан тоже не во всем контактировал с соседями. Достаточно сказать, что эта республика брала своеобразный калым — выкуп за своих девушек, которые выходили замуж за иностранцев.
Спокойными были отношения с Казахстаном, если не считать скрытого соперничества двух республик, сохранившегося с советских времен. И утверждения казахстанских СМИ о том, что Астана (сейчас Нур-Султан) является лидером в Центральной Азии, в Ташкенте слышали.
Правдивость заявлений была в том, что Казахстан держал пальму первенства в привлечении иностранных инвестиций, но они преимущественно шли в добычу сырья, причем и по так называемым соглашениям о разделе продукции, когда стране-владельцу фактически остается то, что добытчик пожелает. Астана провалила свою «форсированную индустриализацию», что было признано на самом высоком уровне, в то время как Ташкент все же смог запустить на своей территории различные промышленные предприятия.
И к моменту президентства для Узбекистана актуальной проблемой стал уже выход на внешние рынки — в том числе и на рынки соседей. А президент соседского Киргизстана Алмазбек Атамбаев к тому времени уже сам успел посетить Мирзиёева.
И первый визит в качестве главы государства Мирзиёев совершил в Ашхабад, хотя перед этим журналисты и эксперты с долей уверенности утверждали, что новый президент сначала приедет в Москву или в Пекин. Выбор «нейтрального» Туркменистана подчеркнул и ориентацию Ташкента на «ближний круг» — сотрудничество со Средней Азией — и подчеркнутое дистанцирование от явных приоритетов в общении с крупными внешними игроками: Россией, Китаем и Соединенными Штатами. Провал века: Украина просит РФ вернуть неудачливого провокатора-узбекистанца
Отношения Москвы и Ташкента были, например, в сфере военной безопасности достаточно продуктивными с 1990-х. Тогда обе стороны поддерживали власть в Таджикистане во время гражданской войны. Но после некоторых шагов руководства Узбекистана начинались разговоры о якобы появившемся холодке в связях двух столиц. Так, Каримов дважды вступал в Организацию договора о коллективной безопасности. И дважды выходил — в 1999-м и 2012-м.
Для сравнения, в отношениях с Вашингтоном резкое охлаждение случилось после подавления Андижанского мятежа в 2005-м. Ташкент был одним из ключевых партнеров США в рамках операции в Афганистане — американские силы могли действовать эффективно при условии снабжения с севера, и узбекистанская база в Ханабаде была очень нужна Соединенным Штатам. Несмотря на это, Белый дом раскритиковал действия властей Узбекистана.
Ответ не заставил себя долго ждать: шасси последнего американского самолета оторвались от взлетной полосы Ханабадского аэродрома в том же 2005 году. Каримов показал, что не будет поступаться чем-то даже под давлением могущественного оппонента.
Только с Россией
На этом фоне отношения России и Узбекистана выглядели гораздо более предсказуемыми и спокойными. Так, Каримов во время визита в Москву в 2016-м подчеркнул, что безопасность региона можно обеспечить только при участии России.
«Афганистан был и остается пока той территорией, на которой продолжает происходить противостояние, я бы сказал, вялотекущая война, которой пока не видно конца (…), — говорил узбекистанский лидер за пять лет до бегства американских войск из Кабула. — Есть определенные попытки найти решение афганского вопроса без России. Считаю, что это в принципе, даже не хочу останавливаться на этом вопросе, в принципе, неверно».
Первый же государственный визит в Москву преемника Каримова — Мирзиёева — был отмечен подписанием нескольких десятков соглашений и меморандумов в различных областях: от индустрии до образования. Тогда, в 2017-м, президент России Владимир Путин говорил об «особых союзнических» отношениях с Узбекистаном, а Мирзиёев со своей стороны подчеркнул общность двух стран. Казахстанский эксперт рассказал, что еще может удержать Узбекистан от русофобии и басмачества
Примерно через три года Москва стала крупнейшим инвестором для Ташкента. В национальное хозяйство среднеазиатской страны было вложено российскими бизнесменами более 9 миллиардов долларов, рассказывал в 2020-м глава российского МИД Сергей Лавров. Россия продолжает оставаться одним из важнейших партнеров Узбекистана во внешнеэкономической деятельности. По итогам 2020-го Москва по объему торговли — 5,6 миллиардов долларов — уступила лишь Пекину с его 6,4 миллиарда.
В преддверии захвата власти талибами* в Афганистане Россия и Узбекистан в августе 2021-го провели совместные учения по отражению нападения террористов. О маневрах накануне договорились министры обороны двух стран. И это не уникальное событие: в 2015-м российские военные прибывали в Термез для совместных действий по противодействую условному противнику, который бы мог атаковать союзную России республику с юга.
И так же, как и ранее, Ташкент сохранил независимость суждений во внешней политике. Мирзиёев предложил в сентябре 2021-го разблокировать счета Афганистана в зарубежных банках, замороженные после прихода к власти в Кабуле талибов. Западные страны рассматривают это ограничение как средство давления на новый режим, но у узбекистанского свое мнение — он упирает на то, что надо учесть гуманитарную обстановку.
Возможно, именно такая самостоятельность и дала повод политологам и журналистам говорить в последние годы о том, что Ташкент претендует на лидерство в регионе. Власти Узбекистана прямо и официально такого не высказывали. Казахстанский эксперт рассказал, что на самом деле сделал Ислам Каримов с русским языком в Узбекистане
Не с кем соревноваться
«В самой риторике Узбекистана лидерство как смысловой конструкт просто-напросто отсутствует, — отмечает специалист по Центральной Азии, кандидат философских наук Рустам Бурнашев. — Первый вопрос, который бы в Ташкенте задали, если бы им предложили некий приоритет: а что мы с этого будем иметь? Власти решают определенные вопросы безопасности, политики и экономики».
«Лидерство» больше волновало соседний Казахстан, который считал его чаще по объему внутреннего валового продукты. Но для Узбекистана, который сталкивался с серьезными угрозами во внутренней и внешней политике с самого момента получения независимости, какой-либо счет в первенстве просто не имеет смысла, добавляет собеседник издания Украина.ру.
Если брать отношения с Москвой, то их основа осталась неизменной с 2016 года. И, по-видимому, такое положение дел сохраняется.
«Сотрудничество России и Узбекистана в сфере безопасности было великолепно выстроено в рамках двусторонних отношений и при предыдущем президенте, и таковым же эффективным остается сейчас. Ни российские, ни узбекские представители не понимают, зачем Ташкенту членство в ОДКБ, если работа между двумя страна и так ведется так, как устраивает обоих партнеров. Зачем вводить дополнительные сущности, вроде многосторонних военных союзов с разнообразными обязательствами? Как показали учения на границе с Афганистаном, все и так решается оперативно» — говорит Бурнашев.
С президентством Мирзиёева интенсифицировались деловые и культурные связи. И тут тоже нет причин, по которым бы Ташкент отказался от сотрудничества с Москвой, заключает эксперт.
В этом смысле Узбекистан сохранил преемственность курса — как минимум во внешней политике. При всех изменениях Ташкент остается верным себе: он ориентируется на свои интересы и поддерживает тесные отношения с Москвой.
* Деятельность организации «Талибан» запрещена в России.
Межгосударственные отношения России и Узбекистана
Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года. Двусторонние отношения характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Президенты двух стран неоднократно обменивались государственными, официальными и рабочими визитами.
10 декабря 2014 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, в ходе которого были подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.
25-26 апреля 2016 года президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Россию с официальным визитом. По итогам российско-узбекистанских консультаций в присутствии президентов был подписан пакет документов.
Лидеры России и Узбекистана регулярно встречались на многосторонних площадках (СНГ, ШОС).
5 декабря 2016 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с избранным президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиеевым.
4-5 апреля 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев по приглашению Владимира Путина посетил Россию с государственным визитом.
В ходе переговоров на высшем уровне обсуждались вопросы развития двусторонних отношений, состоялся обмен мнениями по ряду актуальных международных и региональных тем. В ходе визита был подписан пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов.
В мае 2017 года лидеры России и Узбекистана провели краткую встречу на полях международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине (Китай).
26 декабря 2017 года Шавкат Мирзиеевым принял участие в неформальной встрече глав стран — участниц СНГ, которая прошла в загородной резиденции президента России Ново-Огарево.
Осуществляются контакты по линии внешнеполитических ведомств.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно посещал Ташкент с рабочими и официальными визитами, последний раз — 26-27 марта 2018 года. В ходе пребывания в Ташкенте Сергей Лавров был принят президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым.
Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов посетил Москву с рабочим визитом в феврале 2018 года.
Поддерживаются межпарламентские связи, а также по линии министерств и ведомств двух стран.
Договорно-правовую базу российско-узбекского сотрудничества составляют около 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений.
Основополагающее значение имеют Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве от 30 мая 1992 года, Договор о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года.
Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.
Узбекистан входит в число ведущих экономических партнеров России на пространстве СНГ. Доля России в общем объеме внешней торговли Узбекистана по итогам 2017 года составила 18,1%, товарооборот России с Узбекистаном за этот же период вырос по сравнению с предыдущим годом почти на 34% — до 3,651 миллиардов долларов.
Экспорт России в Узбекистан в 2017 году составил 2,625 миллиарда долларов, импорт — 1,026 миллиарда долларов.
По данным узбекской стороны, товарооборот республики с Россией в 2017 году вырос на 20% по сравнению с 2016 годом и достиг 5 миллиардов долларов.
В структуре экспорта России в Узбекистан основная доля поставок в 2017 году пришлась на следующие виды товаров: металлы и изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование и транспортные средства; минеральные продукты; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Российский импорт составляли такие товары как текстиль и обувь; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; продукция химической промышленности; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; драгоценные металлы и камни.
Россия является крупнейшим инвестиционным партнером Узбекистана. Объем инвестиций, поступивших из России в Узбекистан, превышает 8,5 миллиарда долларов. В стране работает свыше 960 предприятий с участием российского капитала и, по прогнозам экспертов Торгово-промышленной палаты Узбекистана, до конца2018 года их число превысит тысячу. В свою очередь, на территории РФ создано более 560 предприятий с участием резидентов Узбекистана.
Основные инвестиции приходятся на топливно-энергетический комплекс. Российские компании (ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром» и др.) активно участвуют в геологоразведке и разработке углеводородов в Узбекистане.
Координирующая роль в развитии двусторонних экономических связей отводится Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (МПК). Последнее, восемнадцатое заседание МПК, состоялось в Ташкенте 14-15 февраля 2017 года.
Развивается военное и военно-техническое сотрудничество России и Узбекистана.
В Ташкенте работает совместное российско-узбекское предприятие «УзРосАвиа», созданное на основании подписанных марте 2007 года межправительственных соглашений. СП предназначено для ремонта и сервисного обслуживания боевых вертолетов марки Ми.
В мае 2017 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества, которым предусматривается осуществление взаимных поставок продукции военного назначения, выполнение работ по обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники, оказание военно-технической помощи, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Широкий и весьма интенсивный характер обрели межрегиональные обмены, существенно активизировался делегационный обмен между регионами двух стран. В 2017 году Россию посетило порядка 15 делегаций, включающих ряд руководителей узбекских областей, в свою очередь Узбекистан посетили 24 бизнес-миссии из 30 субъектов Российской Федерации, в которых приняли участие более 200 компаний.
Существенное место в комплексе российско-узбекских отношений занимают вопросы трудовой миграции. По оценкам экспертов, в настоящий момент на заработках за пределами Узбекистана, преимущественно в РФ, находятся около 3 миллионов человек (почти треть работоспособного населения страны). По данным ЦБ РФ, в 2017 году мигранты из Узбекистана заняли первое место по переводам из России, на родину они отправили 3,902 миллиарда долларов.
Одно из приоритетных направлений — взаимодействие в культурно-гуманитарной, научно-технической областях. Страны активно сотрудничают в сфере образования, информационного пространства, сохранения в Узбекистане позиций русского языка.
В Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане.
Российско-узбекские отношения
Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года. 30 мая 1992 года был заключён Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве. В Договоре о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 года и Договоре о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года зафиксированы приоритетные направления развития российско-узбекского партнерства в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
На регулярной основе осуществляются политические контакты на высшем уровне. Начиная с середины 2000-х годов, президенты Российской Федерации посещали Узбекистан с государственным (январь 2009 года), официальным (июнь 2012 года) и рабочими (июнь 2004 года, июнь 2011 года) визитами. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов посетил Россию с официальными (ноябрь 2005 года, февраль 2008 года, апрель 2010 года, апрель 2013 года) и рабочими (апрель 2004 года, июнь 2005 года, май 2006 года) визитами. Руководители двух стран встречаются также в рамках проведения многосторонних международных мероприятий.
Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.
Россия является одним из основных торговых партнеров Узбекистана – ее доля в общем объеме внешней торговли республики составляет около 29%. Доля Узбекистана в общем российском товарообороте – 0,4%, вместе с тем республика входит в пятерку ведущих экономических партнеров России на пространстве СНГ с долей в 3,8%.
В 2012 году товарооборот России и Узбекистана, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, составил 3714,4 млн.долларов США. При этом российский экспорт увеличился на 10,4% (до 2325 млн.долларов США), а импорт уменьшился на 25,1% (до 1389,5 млн. долларов США). Положительное сальдо составило 935,5 млн. долларов США.
На начало 2013 года в Узбекистане работали 846 российско-узбекских компаний, аккредитованы представительства 127 российских предприятий. В России создана 401 компания с узбекским капиталом.
Активно развивается российско-узбекское сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса. Крупнейшие российские нефтегазовые компании ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» успешно и эффективно работают в Узбекистане.
Вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, взаимодействия в области ТЭК и других отраслях рассматриваются в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Сопредседателями Комиссии являются заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козак и Первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан – Министр финансов Р.С.Азимов. Четырнадцатое заседание Комиссии состоялось 12-13 декабря 2012 года в г.Ташкенте.
Российско-узбекское взаимодействие в гуманитарной сфере осуществляется на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 марта 1993 года.
В соответствии с межправительственным Соглашением об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 6 мая 1998 года в Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по изучению русского языка в Узбекистане.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана от 2005 года на учебу в российские ВУЗы ежегодно направляются выпускники узбекских общеобразовательных заведений. Кроме того, в Ташкенте успешно работают филиалы Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, Российской экономической академии им.Г.В.Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им.И.М.Губкина.
Приоритетные направления текущего российско-узбекского взаимодействия в областях культуры, науки, образования, спорта и туризма определены Программой сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013-2015 гг.
Российско-узбекское экономическое сотрудничество
Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Узбекистана. По узбекским статистическим данным, на протяжении последних лет, доля российско-узбекского товарооборота в общем внешнем торговом обороте республики составляет порядка 30%. Сегодня в Узбекистане действуют 902 предприятия с участием российского капитала, аккредитованы представительства 102 компаний. На российской территории функционируют 489 предприятия с участием узбекского капитала.
Для России Узбекистан является одним из основных торговых партнеров на пространстве Содружества. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в 2013 году Республика Узбекистан заняла 4-е место среди стран СНГ по объему двусторонней торговли.
В 1 кв. 2014 года товарооборот между Россией и Узбекистаном составил 900,0 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 28,1%.
В структуре экспорта России в Узбекистан в январе-марте 2014 года основную долю составили следующие группы товаров: «древесина и целлюлозно-бумажные изделия», «металлы и изделия из них», «минеральные продукты», «машины, оборудование и транспортные средства», «продукты химической промышленности, каучук».
Традиционно, основными отраслями экономики российско-узбекского инвестиционного сотрудничества остаются топливно-энергетический комплекс и телекоммуникации. Также можно отметить наличие ряда крупных совместных проектов в области производства строительных материалов, калийных удобрения, кабельной продукции и других.
Андрей Грозин: Россия не сможет превратить Узбекистан в своего сателлита
— Андрей Валентинович, президент Мирзиёев подписал указ «О мерах по дальнейшему развитию узбекского языка и совершенствованию языковой политики в стране». Не приведет ли такое «усовершенствование» к перегибам, которые были на Украине и в странах Балтии?
— В Узбекистане в силу значительного за годы независимости сокращения носителей русского языка эта проблема не имеет серьезного влияния на общественные настроения. Там сейчас основными носителями русского языка являются русскоговорящие узбеки, владеющее русским языком городское население, средние слои, малый/средний бизнес, отчасти интеллигенция (но не гуманитарная, а техническая, гуманитарная там давно говорит и пишет только по-узбекски).
На мой взгляд, эти принимаемые меры вполне оправданны. Дело в том, что к узбекскому языку в обществе широко распространено отношение как к низкому языку, на котором разговаривают кишлачники. По сути там есть два языка: высокий литературный, на котором говорят более-менее благополучные в социальном-плане граждане, и все остальные, живущие в сельской местности или маленьких городах. Андрей Грозин: кто он
Это не литературный язык. Фактически это узбекский пиджин. И чем дальше от Ташкента или Самарканда, тем заметнее эта разница. И на такой язык многие смотрят свысока и считают, что необходимо внедрять в массы нормальное знание нормального языка.
— Какова там ситуация с русским языком?
— С русским языком ситуация выглядит достаточно стабильной. Там его знают и учат люди, которые используют его в бизнесе, повседневной деятельности. В городах очень распространено обучение детей, где есть для этого возможности, курсы, спецшколы с русским языком как иностранным, либо с русскими классами. Потому что при получении такого образования можно попасть в российские вузы, сдать ЕГЭ и так далее.
Люди заранее пытаются ориентировать своих детей на получение российского образования, потому что на зарубежное денег нет (а если брать степень владения населения английским языком, то это вообще какие-то десятые доли процента). Если ребенок не учился в школе с русским языком, то детей в старших классах стараются засунуть на какие-то курсы и нанимают репетиторов.
Если брать ташкентскую интеллигенцию, то сейчас самой востребованной и высокооплачиваемой профессией является преподавание именно русского языка (не французского или немецкого). Специалисты нарасхват, и цены задираются из года в год, особенно в период подготовки к вступительным экзаменам. Это то, что касается молодого поколения.
— То есть проблема недостаточного знания языка начинает исправляться?
— Поскольку русский в средних школах в большинстве своем не преподается, с детства юношество уже достаточно плохо знает русский язык. Чем дальше от Ташкента, тем труднее найти молодого человека, который поймет тебя, когда ты заговоришь с ним на русском языке. Правда, если ты заговоришь с ним по-английски, он тоже не поймет.
Для людей, которые жили в советское время, нынешняя ситуация смотрится диковато. Но это характерно для всей Центральной Азии. Такая же ситуация наблюдается и в Таджикистане, где русский язык тоже преподается постольку поскольку.
Так как Узбекистан дает основную массу трудовых мигрантов (в среднем по 2 млн, это больше, чем из всех постсоветских республик), и не имеет преференций в отличие от Киргизии, которая входит в ЕАЭС, узбекам приходится учить русский язык. Что называется, жизнь заставляет. Так что нынешние постановления идут параллельно ситуации с русским языком.
— Как вы полагаете, чем все же закончится эта затея Мирзиёева?
— Узбекский язык за последние три десятилетия существенно деградировал в части лексики, фонетики и методики преподавания. По сравнению с преподаванием узбекского языка в позднем СССР видно, что утрачены некоторые спецификации. Да и вообще образование во всем центральноазиатском регионе деградировало, пошло по пути сокращения, упрощения и оптимизации.
Все эти непродуманные шаги с латинизацией привели к тому, что большое количество молодежи (а большинство населения Узбекистана — люди до 35 лет) получили мало информации в школе. Сказалась также образовательная реформа, когда колледжи то сливали, то разъединяли, пытались создать собственную систему профессионального образования по типу советской школы. Много экспериментировали, но так получилось, что выросло полуграмотное население.
То, что сейчас Мирзиёев спохватился, свидетельствует о понимании им, что разговорный узбекский рискует превратиться в упрощенный диалект. С другой стороны, это пас в сторону национально озабоченной интеллигенции, которая всегда национально озабочена, болеет за родной язык и родную литературу и за эту профессиональную болезнь получает зарплаты, премии и должности. Наверняка под это будут создаваться комиссии, бюджеты, все это будет творчески оплачиваться. Все как обычно.
— Одна из версий перехода среднеазиатских стран на латиницу связана с тем, что они хотят идти в сторону Турции. Насколько там распространены идеи пантюркизма?
— Не слишком они там распространены. У нас, видимо, из-за Нагорного Карабаха везде пытаются найти турецкий след, где он есть, и где его нет. Да, в первые годы суверенитета, еще при Тургуте Озале, у них был медовый месяц. Каримов тогда везде говорил о том, что он будет строить турецкую модель. Но это продлилось все очень недолго.
Потом отношения испортились, потом в Турцию бежал Мухаммад Салих. Это известнейший диссидент, который, как ни странно жил, Каримов так и не смог его достать, и он продолжает активно обличать все пороки современного Узбекистана теперь уже при Мирзиёеве. Но дело даже не в Салихе и не в том, что туда сбежали еще несколько десятков диссидентов.
Дело в том, что Турция возомнила себя старшим братом, а Каримов такие вещи на дух не переносил. Так что первая любовь перешла в глухую взаимную неприязнь. И сейчас страны находятся на этапе восстановления отношений. Мирзиёев ввел Узбекистан в тюркский союз, у Эрдогана по этому поводу были большие именины сердца.
Но это все делается в рамках узбекской многовекторности, когда одной ногой мы шагаем в ЕАЭС, другой — в тюркский союз, третьей — в США, а четвертой — в Китай. И все это примерно одинаково. Поэтому никаких особых реверансов в сторону Турции у Узбекистана нет.
— В экономическом плане тоже нет чего-то особенного?
— В чем сейчас заинтересованность Узбекистана? В деньгах, в кредитах, инвестициях. А турецкая экономика даже в сравнении с российской экономикой не слишком впечатляющая, не говоря уже о Китае или Евросоюзе. Что они могут дать? Деньги? Не могут они много дать, несмотря на обещания. А обещают они давно, еще с начала 90-х годов.
Доля турецкого бизнеса и товарооборот с Узбекистаном даже в первую десятку еле-еле вползает. Сейчас в силу общего снижения экономических параметров, по итогам этого года, для Турции это будет хорошо. Крупных проектов турки в Узбекистане не имели и не имеют, в отличие от Туркмении. Ничего существенного турецкие компании там не производили, в отличие от российских, японских или китайских.
В прагматическом смысле от Турции ничего не получишь. Рассчитывать на прибыль, главное, на что опирается Ташкент во внешней политике, бессмысленно. Да, это один из региональных центров силы, но не более, чем Япония или Южная Корея, которые имеют серьезные позиции в ряде экономических ниш, которых нет у Турции.
В политическом смысле часть интеллигенции разделяет эти пантюркистские идеи. Но, во-первых, это все несерьезно. Эти люди не имеют доступа к рычагам государственного управления. Во-вторых, пантюркизм в Центральной Азии сейчас в принципе непопулярен. Если бы за пантюркистскими идеями шли ресурсы, тогда это было бы популярно. Но там идет постоянная апелляция к исторической общности и культурным корням, которые на хлеб не намажешь.
У тех же ваххабитских и салафистских идей гораздо больше потенциал, больше сторонников, и опасности намного больше, чем разговоров об общих корнях.
— Может ли Узбекистан в политико-экономическом плане потеснить Казахстан в борьбе за пост неформального лидера Средней Азии?
— Коллеги из Казахстана в последний год очень активно эту тему катают. Появилось немало алармистских прогнозов относительно того, как уверенно развивается Узбекистан, как он скоро нас догонит и перегонит. Теоретически этого нельзя исключать. Просто сейчас Узбекистан модная среднеазиатская страна для инвесторов. Во всяком случае так было до коронакризиса. Потому что это был последний нераздербаненный кусок советской экономики.
Там не было приватизации, там крупная собственность была в руках у государства. И Каримов строил узбекскую модель именно как государственно-капиталистическую. А Мирзиёев, понимая, что подобное развитие ведет к тупику и кончится плохо, сразу же анонсировал именно экономические реформы. Там о либерализации режима мечтают только отдельные грантоеды, которые ни на что не влияют.
Значительные шаги в валютно-финансовой, налоговой и таможенной сферах уже сделаны. Вступление Узбекистана в ЕАЭС пока в качестве наблюдателя — это тоже шаг в направлении новых инвестиций, новых технологий и нового рынка для узбекского бизнеса и экономики. Вся внешняя политика Узбекистана подчинена идее о том, чтобы привлечь как можно больше внешних ресурсов для экономического рывка.
Но потенциал есть, и нерастащенные куски советской экономики, которые можно приватизировать, многих привлекали и привлекают. Интерес крупных корпораций из-за вирусов никуда не исчез и после вируса останется. В ближайшее пятилетие в Узбекистане должна начаться мощнейшая приватизация. Там уже шаги в этом направлении делаются, но это пробные варианты.
Сейчас ВВП Узбекистана по итогам прошлого года недотягивает до 60 млрд долларов. ВВП Казахстана в 2,5 раза больше. Узбекистану еще долго-долго догонять казахов. Но если казахи будут стагнировать в силу разных причин, этот процесс ускорится.
— Насколько стабилен Узбекистан с точки зрения внутренней политики?
— В Узбекистане политическая модель смотрится достаточно стабильной и прочной. У Мирзиёева десяток спокойных лет, думаю, будет. По сравнению с остальными лидерами региона, он сейчас самый прочно сидящий во власти лидер. У всех остальных что-то не в порядке или с возрастом, или с экономикой, или с социальной сферой.
Ну и система в общем-то сохраняется. Каримов выстроил достаточно жесткую систему государственного управления. Да, узбекские эксперты могут часами говорить об этих изъянах, но если сравнивать ее с тем же Казахстаном, который в экономическом отношении является лидером региона, политически эта модель более эффективна.
Другое дело, что и вызовов хватает. Афганистан рядом, исламисты, молодое население, безработица. Там же в среднем за год население увеличивается на 500-700 тысяч человек. Куда его девать? Если из-за карантина не наладится проблема с трудовой миграцией, то всех их надо будет устраивать дома, а столько рабочих мест даже на бумаге приписать не получится. Вот это должно больше всего беспокоить и Мирзиёева, и Арипова, и всех остальных ответственных за экономический блок Узбекистана. Текущие проблемы есть, они носят серьезный характер.
Суммируя все вышесказанное, потенциал у Ташкента есть, но узбекская экономика в 2,5 раза меньше казахской, и им нужно постараться, чтобы догнать казахов. Либо, повторюсь, казахам нужно активнее деградировать.
— Недавно был запущен первый грузовой поезд из китайской провинции Хэбэй в Ташкент. Насколько Узбекистан менее зависим от Пекина по сравнению с остальными своими соседями?
— Если говорить о процентном соотношении, то у Узбекистана минимальный уровень долгов. Каримов принципиально старался не брать китайских денег. Но сейчас отношение к китайскому бизнесу лучше. Насколько я понимаю, узбеки активно пытаются встроиться в китайский проект «Один пояс — один путь» и стать одним из элементов будущей гигантской торгово-логистической инфраструктуры из Китая в Европу.
Но есть географические ограничители, которые не обойдешь. Узбекистан не граничит с Китаем. Отчасти это плохо, отчасти это хорошо. Потому что такой синофобии, как у киргизов, казахов и частично у таджиков, в Узбекистане нет. Тут, конечно, США еще работать и работать. Китай для Узбекистана близкая страна, но он отделен от него барьером других государств, у него самый низкий объем внешних долгов.
Китай очень активно обхаживает узбеков в силу последних тенденций, но сейчас все обхаживают узбеков. Поэтому угрозы для себя Ташкент со стороны Китая не видит, а видит потенциальные возможности. Но для того чтобы использовать эти возможности, нужно много денег, времени и ресурсов.
Например, проект прямой железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан (ККУЖД) обсуждается уже 25 лет. В прошлом году что-то вроде как сдвинулось после того, как ряд российских компаний, включая РЖД, проявили заинтересованность. Тогда оптимизм фонтанировал, особенно в Киргизии. Но вы видите, что сейчас в Киргизии происходит? Им явно не до железных дорог. И так постоянно — то вирус, то восстание, то еще-что-нибудь.
Для реализации крупнейшего логистического проекта, который мог бы в разы нарастить товарооборот между Китаем и Узбекистаном, дело никак не доходит. Может быть, в следующем году дойдет.
— Вы упомянули пресловутую узбекскую многовекторность. А если говорить совсем однозначно, то Узбекистан предпринимает больше антироссийских шагов или пророссийских?
— Смотря как их оценивать. Например, там за последний год несколько человек осудили по обвинению в шпионаже. Причем все говорили, что эти товарищи якобы работали на Россию. Я некоторых из этих людей лично знаю и очень переживаю за их судьбу. Это антироссийский шаг? Как посмотреть. К этому же относятся некоторые заявления людей прозападных взглядов из правительства и Мажлиса о том, что нужно развивать сотрудничество с США, а не с Россией.
Но если в целом оценивать российско-узбекские отношения в экономическом и военно-политическом плане, видно, что плюсов больше. По итогам уходящего года у нас наверняка будет зафиксирован максимальный товарооборот за последние 10 лет. Вопрос в том, стакан наполовину полон или на половину пуст. Я считаю, что больше позитивных моментов.
Если говорить о вступлении в ЕАЭС в качестве наблюдателя, то многими на Западе это было воспринято крайне негативно, и в Узбекистане знали, что так будет, и они понимают, что идут на определенный риск. По большому счету, это крупная победа российской дипломатии в регионе за последние 5 лет, которую вполне можно сравнивать с победой в Киргизии, когда мы помогли американцам собрать вещички и убраться из центра транзитных перевозок. Да, это было суверенное решение суверенного Бишкека, но в самом Кыргызстане многие говорили, что именно Россия поспособствовала принятию такого решения. Победы есть.
Да, хотелось бы большего, но надо смотреть на вещи трезво. Россия сейчас не может превратить Узбекистан в своего сателлита со 100%-ной политической лояльностью. Такого мы не можем добиться даже от признанных или непризнанных государств, которые существуют только благодаря российской поддержке. А Узбекистан — это один из лидеров Средней Азии по демографии, военному потенциалу и многим другим параметрам.
Если выйдет на уровень принятия окончательного решения и реализации вопрос между «Росатомом» и узбекской стороной относительно строительства АЭС, то это тоже очень серьезный прорыв. И Узбекистан будет лидировать в регионе по развитости энергетического комплекса. Несмотря на всю деградацию, у страны есть научный потенциал. Многое от советского времени осталось.
У страны есть геополитический потенциал. По сути Ташкент является для Афганистана одним из значимых партнеров, одним из серьезных региональных игроков. Узбекистан, в отличие от своих соседей, в некоторой степени влияет на ситуацию в Афганистане, как игроки первой лиги: Россия, Китай, США. Узбекское влияние через диаспору, через наработанные контакты, через экономическое давление меньше, чем у Штатов. Но оно самостоятельно. Если казахи покупают геополитическое влияние путем проведения помпезных мероприятий вроде саммита ОБСЕ, то узбеки пытаются участвовать путем решения афганской проблемы. Каждому свое.