какие отношения являются финансово правовыми

Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, виды и элементы

Понятие и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

Содержание– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Виды финансовых правоотношений

Существуют многообразные финансовые правоотношения, что требует большого разнообразий способов их классификаций.

Материальное содержание финансовых правовых отношений группирует их таким видам, которые представлены:

Если рассматривать способы осуществления финансовых правоотношений, то среди их видов различают регулятивные и охранительные.

Основанием для регулятивных правовых отношений выступают правомерные действия их участников. Они представлены основой соблюдения финансовой дисциплины и зачастую могут использоваться в практике субъектов финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Подобный вид финансовых правовых отношений обеспечивает осуществление регулирующей правовой функции.

Причиной возникновения охранительных финансовых правоотношений являются совершения правового нарушения. Данная причина представлена связью между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в момент, когда выявляется факт финансового правового нарушения.

Также здесь важно отметить, применение к нарушителю финансово-правовых санкций. Благодаря действию охранительных финансовых правовых отношений осуществляются реализация охранительной функции права.

Структура финансовой системы Российской Федерации подразделяет финансовые правоотношения на:

Характер финансово-правовых норм оказывает влияние на правоотношения. Он является основой финансовых отношений, поэтому они подразделяются на материальные и процессуальные.

Основой для возникновения материальных выступают нормы финансового права. Они выражают статус права субъектов, которые принимают участие в государственной финансовой деятельности или деятельности муниципальных образований.

Благодаря процессуальным финансовым правоотношениям отражается форма аккумулирования, а также распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Они выступают как гарантирующие (обеспечивающие) и вторичные в сравнении с материальными правовыми отношениями. Классификация финансовых правоотношений по субъектам:

Структура юридического содержания финансовых правовых отношений представлена простыми и сложными отношениями. Согласно своему объекту, правоотношения могут быть имущественными и неимущественными. Юридический характер правоотношений участников представлен вертикальными и горизонтальными отношениями. Форма проявления подобных отношений делится на двусторонними и многосторонними.

Источник

Вопрос №7. Финансово-правовые отношения, их содержание и особенности

какие отношения являются финансово правовыми какие отношения являются финансово правовыми какие отношения являются финансово правовыми какие отношения являются финансово правовыми

какие отношения являются финансово правовыми

какие отношения являются финансово правовыми

Финансовые правоотношения – урегулированные финансовым правом общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства или государственных и муниципальных образований, регулирование денежной системы, денежного обращения, включая валютное регулирование и валютного контроля.

Особенности финансовых правоотношений:

1. всегда возникают в процессе финансовой деятельности государства.

2. почти всегда – по поводу денег

3. обязательный участник – государство или местное самоуправление. (Щёкин не признает, т.к. финансовые правоотношения могут возникнуть между субъектами частного права (отношения между работником и компанией – налоговым органом, отношения между банком и клиентом при выдаче кредита)

Содержание характеризуется системой финансового права, т.е. подразделяются на бюджетные, налоговые, связанные с организацией и регулирования денежного обращения, валютные, отношения с муниципальным долгом, контрольные

Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Особенности финансовых правоотношений:

-они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

-они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;

-одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;(уведомление налогоплатильщика со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенного

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений:

-организация финансов государственного предприятия;

-организация государственного страхования;

в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными

-в материальных реализуются права и обязанности субъектов по получению, расспределению и использованию определенных финансовых ресурсов(выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов)

-в процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение гос-вом и органами МСУ в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и спользование.Направлены на использование определенной юридической форы и порядка финансовой деятельности.(на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Госдуме проект федерального бюджета по определенному перечню показателей)

Источник

Финансовое правоотношение, его субъекты и объекты

Понятие финансового правоотношения и его субъекты

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики:

Особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые формой определенных экономических отношений, имеющих стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по применению мер государственного принуждения и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения;

Это обусловлено тем, что оно служит формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Одной из сторон финансового правоотношения всегда является:

а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ),
б) муниципальное образование,
в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.

Таким образом, квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотношения, являются следующие три признака (в комплексе):

В большинстве случаев субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, будучи субъектами финансового права, вступая в конкретное финансовое правоотношение, выступают в лице определенного государственного органа. При этом как субъекты финансового права они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ, не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ. К примеру, ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Федеральная налоговая служба, на которую непосредственно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются держателями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ.

Объекты финансового правоотношения

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения — это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично- правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Виды финансовых правоотношений

Исходя из основных функции права, финансовые правоотношения классифицируются на:

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. К финансовым охранительным правоотношениям следует отнести правоотношения возникающие в связи с:

Все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

Финансовые правоотношения на основании особенностей их объекта могут быть подразделены на:

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. В число имущественных финансовых правоотношений входят отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по расходам бюджетов; по уплате неналоговых платежей и др.

Объектом неимущественных финансовых правоотношений является: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.Неимущественными финансовыми правоотношениями являются отношения по бюджетному процессу, налоговому процессу, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на:

Содержание простых финансовых правоотношений исчерпывается одним правом и одной обязанностью. Содержанием сложных, финансовых правоотношений являются несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Так основным в налоговом правоотношении являются правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным право-отношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Например, это отношения между налоговым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ). Равным образом, горизонтальными являются отношения между налоговым и финансовым органом при согласовании вопроса о принятии решения об изменении срока уплаты налога (п. 2 ст. 63 НК РФ).

Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на:

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю.

Источник

Финансовое право

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Глава 3
Финансово-правовые отношения, их особенности и виды

3.1. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

• органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

• вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

• предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

• финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

• финансовыми органами и гражданами;

• самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли. По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).

Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

• обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);

• осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность — это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.

Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.

Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты — внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.

Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *