какие по форме упражнения используют в процессе профессионально прикладной физической подготовки для

Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально прикладной физической подготовки для

1. В каких видах спорта ярко выражено целостно-акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности?
в профессионально-прикладных видах спорта

2. Для какого рода деятельности характерна малая мышечная нагрузка, работа в сидячем положении, реже ¾ стоя, и большое нервно-мышечное напряжение?
для профессий, связанных с умственным трудом

3. К какой группе профессий относятся рабочие конвейеров и автоматических линий?
к профессиям, связанным с легкими однообразными движениями

4. К какой группе профессий относятся рабочие-станочники?
к профессиям, связанным со всевозможными станками, механическими приспособлениями и инструментами

5. К какой группе профессий относятся следующие из них инженеры, врачи, техники, программисты, научные работники, операторы, преподаватели?
к профессиям, связанным с умственным трудом

6. К какой группе профессий относятся следующие из них каменщик, грузчик, лесоруб, кузнец, формовщик?
к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами

7. Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней?
общеприкладные упражнения

8. Какая задача профессионально-прикладной физической подготовки приобретает особое значение тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.)?
повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья

9. Какие виды спорта являются собственно-прикладными для военнослужащих и оперативных работников органов МВД?
ряд прикладных спортивных многоборий и единоборств

10. Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для воспитания общей выносливости?
аэробный бег и другие упражнения циклического характера

11. Какова цель профессионально-прикладной физической подготовки?
достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности

12. Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям гуманитарных и подобных профессий?
первый вариант ППФП

13. Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т.п.)?
третий вариант ППФП

14. Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны?
второй вариант

15. Какой вид спорта не является собственно-прикладным для готовящихся стать профессиональными водителями автотранспорта?
планерный спорт

Источник

Профессионально-прикладная физическая культура

8.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами:

В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем, последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

Кроме урочных форм построения занятий большое значение для реализации профессионально-прикладной направленности физического воспитания учащихся имеет утренняя гигиеническая гимнастика, в содержание которой включаются комплексы специальных упражнений.

Наконец, действенной формой ППФП являются соревнования по видам спорта, которые являются профессионально важными для той или иной специальности (например, для специалистов речного или морского флота соревнования по плаванию, гребле, нырянию).

Занятия с профессионально-прикладной направленностью должны предусматривать не только развитие определенных физических способностей, совершенствование профессионально важных функций организма, но и воздействия физических упражнений на человека в целом, повышение его общей культуры.

8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности

Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам представлены в таблице 8.1.

Уже из этих примеров видно. Что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высокой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

8.5. Рекомендации к разработке комплекса упражнений

В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например молотобойца, землекопа и т.д.,- значит искажать самою ее суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального физического состояния организма.

Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.

Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий (неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и факторам внешней среды.

8.6. Возможности развития

Причины и обстоятельства, необходимые для дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда:

В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.

Источник

Ответы на тесты по теме Физическая культура

Раскройте содержание профессионально-прикладной физической подготовки?

Профессионально-прикладная физическая подготовка средства и методы производственной физической культуры

Какой подход чаще всего выражен в комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики?

Цель профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

психофизическая готовность к условиям профессиональной деятельности

—> В основе профессионально-прикладной физической подготовки лежит:

общая физическая подготовка

Основные функции, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

виды, условия и характер труда специалиста

Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

формы, условия и характер труда

условия труда человека

Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для воспитания общей выносливости?

аэробный бег и другие упражнения циклического характера

На чем в основном базируется методика профессионально-прикладной физической подготовки?

на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания

Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям гуманитарных и подобных профессий?

первый вариант ППФП

Что имеет важнейшее значение для рационального построения профессионально-прикладной физической подготовки?

обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки

Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т.п.)?

третий вариант ППФП

Что практикуют в качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по профессионально-прикладной физической подготовке?

соревнования в профессионально-прикладных упражнениях

—>
Какая задача профессионально-прикладной физической подготовки приобретает особое значение тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.)?

повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья

Какова цель профессионально-прикладной физической подготовки?

достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности

Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны?

Источник

Построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки

ППФП строится на основе общей физической подготовки и в единстве (в соответствующих отношениях) с ней. Содержание ОФП в учебных заведениях определено государственными программами по физическому воспитанию.

Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели (В. П. Полянский, 1999):

— типичные трудовые действия, операции;

— основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

— двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

— характер психической и психофизической нагрузки;

— климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;

— профессиональные вредности и заболевания;

— ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

— ключевые профессионально значимые психофизические функции;

— ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на профессионально-прикладную физическую подготовку зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике профессионально-прикладной физической подготовки.

Научное обоснование специфического содержания и методов профессионально-прикладной физической подготовки может быть дано с позиций учения об адаптации организма человека и теории переноса тренированности.

Воздействие труда на человека вызывает в его организме определенные приспособительные изменения, то есть адаптационные процессы носят специализированный характер. Вследствие этого требуется строго адекватный подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки, чтобы ее влияние проходило в направлении естественного хода адаптации организма человека к конкретному виду труда. Поэтому в качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки надо выбрать те, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Именно степенью положительного переноса сформированных умений, навыков и развитых психических и физических качеств на трудовую деятельность определяется, в конечном счете, практическая эффективность профессионально-прикладной физической подготовки.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, а в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирования профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет принципиальное значение, в частности, для обоснования необходимости специальной физической подготовки применительно к требованиям профессии.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей средства и методы, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности (табл. 5.2).

какие по форме упражнения используют в процессе профессионально прикладной физической подготовки для

Средства профессионально-прикладной физической подготовки. Основными средствами профессионально-прикладной физической подготовки служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями.

Подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки практически неограничен, что позволяет применять оптимальные нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при трудовой деятельности, тренировочного эффекта.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки распределяются по группам по их направленности:

а) развитие профессионально важных физических способностей;

б) воспитание волевых и других психических качеств;

в) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и другие; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При выборе их учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Комплексные учебные занятия могут включать:

а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки;

б) только средства профессионально-прикладной физической подготовки из различных ее разделов.

Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств). Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии;

2) занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);

3) спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности.

Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности;

4) самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

Дополнительно применяются: специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.

Планированиепрофессионально-прикладной физической подготовки. В высших учебных заведениях планирование профессионально-прикладной физической подготовки должно проводиться с учетом решения ее задач не к окончанию срока обучения, а к началу производственной практики учащихся. К этому времени надо обеспечить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим учащихся по энергозатратам и другим показателям должен соответствовать производственному. При несоблюдении данного требования у учащихся во время практики отмечается значительное утомление и снижение работоспособности, неблагоприятно отражающееся на освоении профессии. Кроме того, прохождение курса профессионально-прикладной физической подготовки повышает безопасность труда, связанного с различными экстремальными условиями.

Педагогический контроль в профессионально-прикладной физической подготовке. Проверка и оценка специальной физической подготовленности — обязательное условие осуществления прикладной подготовки. На первоначальном ее этапе выделяется исходный уровень развития профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. С учетом выявленных данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели.

В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности должна давать объективную информацию об эффективности решения поставленных задач.

Критериями эффективности решения задач профессионально-прикладной физической подготовки могут служить затраты времени на обучение определенным трудовым двигательным действиям и качественные результаты их освоения или показатели профессиональной работоспособности. Практически же ориентируются на выполнение специальных нормативов, которые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с отмеченными показателями.

Система нормативов и требований по профессионально-прикладной физической подготовке в зависимости от специфики профессий может включать как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные пробы.

В виде контрольных упражнений применяют те, в которых проявляются профессионально значимые способности и прежде всего ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды.

На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и методику профессионально-прикладной физической подготовки.

Источник

Ответы на тесты по теме Физическая культура

Раскройте содержание профессионально-прикладной физической подготовки?

Профессионально-прикладная физическая подготовка средства и методы производственной физической культуры

Цель профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

психофизическая готовность к условиям профессиональной деятельности

В основе профессионально-прикладной физической подготовки лежит:

общая физическая подготовка

—> Основные функции, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

виды, условия и характер труда специалиста

Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки, — это:

формы, условия и характер труда

Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки определяют:

условия труда человека

аэробный бег и другие упражнения циклического характера

На чем в основном базируется методика профессионально-прикладной физической подготовки?

на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания

Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям гуманитарных и подобных профессий?

первый вариант ППФП

Что имеет важнейшее значение для рационального построения профессионально-прикладной физической подготовки?

обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки

Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т.п.)?

третий вариант ППФП

Что практикуют в качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по профессионально-прикладной физической подготовке?

соревнования в профессионально-прикладных упражнениях

Какая задача профессионально-прикладной физической подготовки приобретает особое значение тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.)?

повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья

—>
Какова цель профессионально-прикладной физической подготовки?

достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности

Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *