какие по вашему мнению правила поведения регулируют отношения людей в обществе
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.4. Социальные ценности и нормы.
4.4. Социальные ценности и нормы.
План.
Социальные ценности.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.
Виды социальных ценностей.
Уровни социальных ценностей:
Значение социальных ценностей:
Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от с страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.
Социальные ценности являются основой социальных норм.
Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.
Социальные нормы
Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.
Признаки социальных норм.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
Функции социальных норм.
Виды социальных норм
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).
Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников( например, встречи выпускников школы).
Нормы морали (этические нормы) – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их несоблюдение осуждается обществом (это отношение к старшим, к женщине. Золотое правило: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы потупили по отношению к тебе»).
Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).
Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.
Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.
Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.
Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.
Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).
Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.
Виды социальных норм по степени официальности:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Тест по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства»
1. Что отличает правовые нормы от моральных?
установление правил поведения
государственное принуждение к исполнению
ограничение свободы людей в обществе
регулирование социальной жизни
2. Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным Собранием РФ?
3. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?
высшая юридическая сила
особый порядок принятия
4. Совокупность общеобязательных правил (норм), обеспечиваемых принудительной силой государства, называют
5. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
привычками и традициями людей
силой государственного принуждения
мнением авторитетных людей
6. Нормативный правовой акт
обеспечивается силой общественного мнения
фиксирует сложившиеся правила поведения
принимается компетентным государственным органом
всегда отражает существующие обычаи и традиции
7. Правовые нормы, в отличие от моральных,
поддерживаются силой государства
регулируют поведение людей
содержат образцы поведения
непрерывно действуют в отношении неопределённого круга лиц
8. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается
силой государственного принуждения
привычками и традициями общества
силой общественного мнения
9. Силой государства охраняются
10. Верны ли следующие суждения о специфике правовой нормы?
Правовую норму устанавливает государство, она адресована всем членам общества.
Правовая норма охраняется и защищается государством.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Тест по теме: «Роль права в жизни человека, общества и государства»
1. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
поддерживаются силой государства
регулируют поведение людей
опираются на силу общественного мнения
рассчитаны на многократное применение
2. На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативно-правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативно-правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
верховенство в правовой системе страны
юридическая ответственность за нарушение
закрепление основ государственного строя
3. Высшей юридической силой на территории России обладают(-ет)
федеральные законы РФ
указы Президента РФ
постановления Правительства РФ
4. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,
обеспечивается силой общественного мнения
отражает представление общества о справедливости
принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)
фиксирует решение суда по конкретному делу
5. Отличительным признаком правовой нормы является её
принятие соответствующим государственным органом
соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле
обеспеченность силой общественного мнения
соответствие ритуалам и традициям
6. Право как совокупность норм, в отличие от морали,
распространяется на взрослое население страны
закрепляется в официальных документах государства
регулирует общественные отношения
исполняется под влиянием внутренних побуждений
7. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
поддерживаются силой государства
регулируют поведение людей
опираются на силу общественного мнения
содержат образцы поведения
8. Система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство, называется
9. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Право представляет собой совокупность общеобязательных правил (норм).
Б. Право регулируется силой общественного мнения.
верны оба суждения
оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Вся совокупность общественных взаимодействий подлежит правовому регулированию.
Б. Нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Контрольная работа представлена в виде теста и составлена на подобии заданий ОГЭ. Контрольная работа поможет проверить подготовку и освоение обучающимися данной темы.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока на тему: » Моральный выбор-это ответсвенность»
Проект на тему: «Россия-родина моя»
Тест: Политическое участие граждан
Тест по теме: Политические партии и движения
Деловая игра «ИПОТЕКА В РФ И ЗАРУБЕЖОМ»
Деловая игра «ИСТОРИЧЕСКИЙ диспут»
Конспект практического занятия на тему: Международный терроризм»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5290287 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие по вашему мнению правила поведения регулируют отношения людей в обществе
Тема: Правила и нормы поведения в обществе
Социальная норма – правило поведения, регулирующее отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанное отдельной группой или обществом в целом.
Норма – правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
Право – система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство.
Правовая норма – это написанное и принятое в установленном порядке государственным органом правило поведения, обязательное для всех, которое регулирует общественные отношения и предусматривает в случае нарушения этого правила поведения ответственность.
Что такое социальные нормы?
Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями, ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.
Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку, тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил
Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.
Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.
Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни.
Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.
В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Нравственность опирается на систему ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы — правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Вы можете отправить по электронной почте или принести в субботу на урок!
1. Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры:
При входе в православный храм верующие крестятся; женщины покрывают голову платками
§ 12. Социальные нормы и поведение личности
1. Назовите основные виды социальных норм и их отличительные признаки.
Основные виды социальных норм:
— моральные нормы;
— правовые нормы;
— политические нормы;
— религиозные нормы;
— корпоративные нормы;
— традиции и обычаи;
— этикет.
Отличительные признаки социальных норм:
1. Являются общими правилами для членов общества.
2. Сложились в процессе исторического развития.
3. Связаны с ценностями.
4. Регулируют поведение.
5. Осуществляют социальный контроль.
2. Что является внутренним и внешним регулятором поведения человека?
Внутренним регулятором поведения человека является его совесть.
Внешним регулятором поведения человека является общественное мнение, которое выражают люди в виде одобрения или осуждения, похвалы или порицания.
3. В чём заключается различие между положительной и отрицательной формулировками золотого правила нравственности? В каком из вариантов правило сформулировано как запрет совершать зло, а в каком — как предписание делать добро? Какая из формулировок, по вашему мнению, важнее (актуальнее) для современного общества?
«Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — золотое правило нравственности в положительной формулировке. Оно учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь была хорошо устроена. Это правило милосердия.
«Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой» — отрицательная формулировка правила нравственности. Это правило справедливости. Оно запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает в других. Если не хотите, чтобы вас обижали, оскорбляли, унижали, не делайте этого сами.
Золотое правило нравственности в отрицательной формулировке сформулировано как запрет совершать зло, а в положительной — как предписание делать добро.
Формулировка положительного правила актуальнее для современного общества. Руководствуясь золотым правилом, человек может построить надежные и благоприятные отношения, которые основаны на добре.
4. На основе инфографики составьте рассказ о значимости социальных норм в жизни общества. Проиллюстрируйте рассказ примерами из литературных произведений, фильмов, информации СМИ.
Социальные нормы имеют большое значение в жизни общества. Они зародились на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были общепринятые правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Поэтому и возникли социальные нормы.
Их главное общественное значение — регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей. Одним из главных регуляторов норм в жизни человека выступают моральные нормы. Например, помощь пожилым людям. Моральные нормы регулируют не только поступки, но мысли и чувства (не обманывать, не лицемерить, не завидовать). Моральные нормы помогают поддерживать равновесие в обществе. В сказках различных народов рассказывается о борьбе добра и зла, причем добро всегда побеждает. Сказки учат нас, что можно большего добиться, совершая хорошие поступки.
Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. Пример, правила этикета. Они нужны для того, чтобы общаться друг с другом. Вежливого человека всегда уважают и любят, у него много надежных друзей.
Правовые нормы помогают поддерживают порядок в обществе и государстве. Согласно статьи 22 Конституции Республики Беларусь все граждане страны равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Также социальные нормы помогают человеку присоединиться к жизни общества, социализироваться. Обычаи приобщают индивидов к социальному и культурному опыту. Сказки всех народов учат гостеприимству. Традиции празднования национальных праздников передается из поколения в поколение.
Таким образом, социальные нормы направляют, контролируют и регулируют поведение человека в обществе.
Регулирование поведения людей в обществе. Вопросы к главе I
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам – это очень просто. Это значит не нарушать правила, правила, формируемые общественным мнением в данный период времени. Сложнее жить по принципам, это жить по внутренним правилам, которые согласны нашему взгляду на мир и не противоречат нашей совести, но могут противоречить общественному мнению. Ещё сложнее жить по совести. Лучше жить по уму.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков.
Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.
Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично.
Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
Каждый человек по рождению наделен определенными правами – как то правом на жизнь, на защиту чести и достоинства, правом на труд, на отдых. Но эти права человеку должен кто-то гарантировать и обеспечивать их соблюдение.
И, Государство, как субъект правовых отношений, создает и развивает соответствующие структуры. Но, опять же, по отношению к человеку – не безвозмездно, а обязывая его взамен к определенной линии поведения – самому соблюдать установленные Законом нормы поведения.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.
Вопрос 7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.
Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.
Подготовка к воинской службе — это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.
Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне.
Внутренняя дисциплина — это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое — противоправным?
Правовое поведение — социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Правомерное поведение — социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.
Противоправное поведение (правонарушение) — социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.