какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счету

Методика обучения счёту детей дошкольного возраста

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счету Анжела Соломатина
Методика обучения счёту детей дошкольного возраста

Методика обучения счету детей дошкольного

возраста.

1) A.M. Леушина «Развитие представлений о множестве в раннем детстве»,

где A.M. Леушина определила три этапа развития представлений о

множестве, числе и счете (дочисловой, счетный и вычислительный).

2) Г. А. Карнеева «Генез, понятие числа». Она определила, что в основе

усвоения счета лежат две мыслительные операции: сериация и

Характерные ошибки детей:

1) Не понимают значение итогового числа.

2) Замена числительного «один» на слово раз.

3) Считают часто не предметы, а свои действия.

4) Тяжело устанавливают взаимооднозначное соответствие между

предметом и числом.

Методические рекомендации: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой.

— учить выделять итоговое число на основе счета воспитателя. Даем два,

три занятия в пределах числа 3.

— учить соотносить слово числительное с элементом множества.

Самостоятельно отвечать на вопрос «сколько?».

— показ образов чисел 3, 4, 5 на основе сравнения двух групп предметов

выраженных соседнем числом.

Обучениепроисходит в два этапа:

I. На основе сравнения двух групп предметов.Цель данной деятельности: найти итоговое число. Дети учатся различать множества в «1» и «2», «2» и «3» предмета и учатся называть итоговое число на основе счета

воспитателя. Проводится два, три занятия, сравнения двух групп предметов, располагаемых в двух параллельных рядах, один под другим. Дети видят какой группы предметов больше, меньше, поровну. Меняя демонстрационный и раздаточный материал, подводим детей к пониманию того, что существуют разные группы предметов, их количество можно обозначить одним числом. Дети должны понять, что каждое число обозначает определенное количество и усвоить связь между числами (каких предметов больше, а затем какое число больше, какое меньше).

П. Дети овладевают счетными операциями, учатся вести счет в пределах «3», «4», «5». К числу «4» можно прийти только после того, как дети научатся отвечать на вопрос «сколько?» то есть, выделять итоговое число, соотносить числительное с элементом множества в пределах трех. И когда дети поймут связь между числами «1»«2», «2»«3», «3»«4». Обучение счету детей на основе двух не равных групп предметов. Обучение счету детей средней группы начинается в первом квартале, работа на объединенном сюжетном материале.

Конкретизация программной задачи: учить детей количественному счету в пределах пяти, правильно отвечать на вопрос «сколько?». 1) Учить детей выделять итоговое число на основе счета воспитателя. В пределах трех. Правильно отвечать на вопрос «сколько?».

2) Учить соотносить элементы множества с числительным в пределах трех. Самостоятельно отвечать на вопрос «сколько?»

3) Показать образование нового числа 4(5) на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соединимым числом 3 и 4, (4 и 5).

4) Показ независимости числа от качественных признаков предметов и их

а) от величины предмета (феномен Пиаже)

б) от цвета и формы

в) от расстояния между предметами

г) От формы расположения предмета.

5) Совершенствовать навыки счетной деятельности. Учить отсчитывать из

большего количества меньшее.

а) счет по образцу и названному числу

I. Дети слышат и видят воспроизводимый звук. «Сколько звуков вы

II. Дети слышат, но не видят воспроизводимый звук (предмет за ширмой).

III. «Отсчитай столько же» (предмет за спиной детей, начало они считают

с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами)

I. Счет кубиков под салфеткой

II. Счет предметов нашитых на карточку, карточка в чехле

III. Счет предметов нашитых на карточку, карточка за спиной без чехла

Продемонстрировать любой из вариантов работы.

Игры на закрепление навыков счетной деятельности:

«Отсчитай столько же»

«Что нам принесла почта»

-Знакомим с порядковым значением числа.

-Подберем наглядный материал, который должен отличаться по цвету, форме

-Как мы считаем, когда хотим узнать сколько? (один, два, три.)

-Как мы считаем, когда хотим узнать который по счету, (будем считать по

Предлагаем на первой части занятия дидактические игры.

«Который по счету»? («Чего не стало, на котором месте стояло»? «Угадай

Работа на раздаточном материале.

1 В средней группе. Разложить 5 кружочков разного цвета, так чтобы один

и тот же цвет не повторялся дважды, Разложить кружочки можно в любом

Вопросы: Который по счету желтый кружок? На котором месте зеленый кружок?

2 Задание на раздаточном материале по закреплению порядкового счета в

Нарисовать 7 кружков, поставить квадрат между вторым и третьим.

Вопрос: какой по счету будет квадрат?

Положить квадрат пятым по счету.

Вопрос: между которым по счету кружком лежит квадрат?

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счетуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счету«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счетуДидактические пособия для обучения счёту на ощупь В средней возрастной группе для обучения счету на ощупь (при помощи тактильного анализатора) необходим специально подготовленный дидактический.

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счетуЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Источник

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Как научить ребенка устному счету

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счетуСергей Поляков автор методики раннего обучения детей

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счету

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

Как правильно научить ребенка складывать и вычитать

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

«Чтобы к прибавить 3, нужно сначала к прибавить 1, получится 3, потом к прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

«Чтобы от отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Как научить ребенка счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

какие правила необходимо соблюдать на начальных стадиях обучения счету

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Источник

Алгоритмы формирования элементарных математических представлений в работе с дошкольниками

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ГРУППИРОВКЕ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ

1.Выделяем признак для группировки

2.Предлагаем найти среди других предметов такой же: по цвету, по принадлежности к понятию…

3.Ребенок выполняет действие: приставляет предмет к первому, объясняет, почему он взял именно этот предмет (четко назвать признак, по которому подобрал)

Заранее готовится группа объектов. Это может быть однородное множество с одним или двумя характеристическими признаками 1.Предлагаем рассмотреть все объекты, назвать каждый

2.Задаем вопросы: разные они или одинаковые?, чем похожи?. Последний вопрос важен, так как дает возможность определить характеристический признак всех объектов и на его основе дать общее название всей группе 3.Просим назвать все объекты сразу одним названием

4.Задаем вопрос: почему ты так назвал все предметов

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБУ СРАВНЕНИЯ ДВУХ МНОЖЕСТВ

1.Показываем сразу два множества. Множества должны быть представлены как равными количествами, так и не равными. Количество элементов одного множества должно превышать количество элементов другого множества на один. Желательно, чтобы два предъявляемых множества были сюжетно связаны.

2.Задаем вопросы: Что (кто) это? Сколько предметов? (ответом должно быть число)

3.Создаем проблемную ситуацию, задавая вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» дети высказывают предположение. Даже если дан правильный ответ, обязательно задаем вопрос «Что надо сделать, чтобы это проверить?»

4. Вспоминаем приемы сравнения: наложения или приложения (если оперирует с натуральными объектами или отдельными карточками, графическое соотнесение-соединение линией парами двух изображений, если предметы изображены на одной иллюстрации), счет

5.Вводим в активный словарь выражения «столько-сколько», «больше-меньше», «поровну».

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОМУ СЧЁТУ

1. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно при помощи количественного счета

2.Объясняем цель количественного счета: чтобы узнать сколько, ответить на вопрос, надо посчитать

3.Объясняем правила количественного счета, сочетая их объяснение с показом, выполняя внешние развернутые действия и громко проговаривая слова-числительные. Например, считаем круги (яблоки, чашки) Указываем на первый круг и говорим «один круг» одно яблоко, одна чашка) (не «раз»). Указывая на второй и говорим «два», две) уже без именования существительным: «Три». Затем обводим круговым жестом все круги и говорим: «Всего три круга (яблока, чашки), т.е. именуем существительным только число «один» и итоговое число. Уточняем, что считать надо обязательно все предметы, число соотносить только с одним предметом, считать предмет только один раз, не пропускать предметы при счете 4. Считаем в разных пространственных направлениях. Важно показать, что, сосчитывая все предметы, можно считать и справа налево, и слева направо. Результат не изменится.

5.Учим дифференцировать процесс счета от его итога. Просим детей использовать круговой жест при назывании итогового числа. Алгоритм обучения отсчету Основное внимание следует уделить словесному обозначению не действия, а количества. Для этого следует дать ребенку ориентир для называния числа, например, «Число называем тогда, когда предмет уже положили в корзинку» Различают следующие варианты отсчета: отсчет по образцу, отсчет по названному числу. Образцами для отсчета могут служить группы предметов («отсчитай столько шишек, сколько видишь медведей»), карточки с изображением («Отсчитай столько грибов, сколько белочек нарисовано на карточке») или карточка с цифрой («Отсчитай столько каштанов, сколь ко обозначено цифрой на карточке». Задание для отсчета по названному числу звучит так: «Отсчитай пять апельсинов») Во время выполнения ребенком действия педагог не должен вмешиваться, чтобы не сбить ребенка со счета, даже если тот допускает ошибку. Лучше это сделать после выполнения задания, предложив подумать воспитаннику, в чем он ошибся. Обязательным в обучении выступают итоговые вопросы педагога: «Сколько ты отсчитал? Почему именно столько?»

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ПОРЯДКОВОМУ СЧЁТУ

1.Предъявляем множество объектов. Оно может быть разнородным, но объединенным видовым понятием (например, игрушки, овощи, посуда и т.д.), или однородным, каждый элемент которого имеет отличительный признак (шары разного цвета, куклы с разными бантиками) Количество элементов множества должно соответствовать пределам усвоенного количественного счета.

2.Задаем вопросы: «Что (кто) это?» «Сколько предметов?», «Разные они или одинаковые?», «Чем отличаются?». Если множество разнородное, то просим назвать каждый элемент

3. Создаем проблемную ситуацию, требующую ответа на вопрос: «На каком (котором) по счету месте тот или иной предмет?» Уточнение «по счету» является обязательным. Нельзя пользоваться формулировкой вопроса «На каком месте?», поскольку этот вопрос является многозначным и ответ может быть не по существу порядкового счета (например, «на последнем», «на том»)

4.Объясняем цель и правила порядкового счета. Например: определить порядковое место каждого объекта. Правила: назвать направление счета; использовать при назывании только порядковые числительные; считать до того объекта, место которого мы хотим определить. Показываем порядковый счет в одном направлении.

5.Упражняем детей в определении места каждого предмета при счете в одном направлении

6.Создаем проблемную ситуацию определения разного места одного и того же предмета двумя персонажами, которые дают правильный ответ, но считают при этом в разных направлениях (начиная с разных сторон) Например, Заяц и Медведь считают порядковым счетом пять разноцветных воздушных шариков (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый) Заяц говорит, что зеленый шарик на четвертом месте, а Медведь утверждает, что он на втором. Кто из них прав? Почему?

7.Определяем значение указания направления счета при определении порядкового места объекта в ряду.

8.Упражняем детей в счете по порядку в разных направлениях.

9.Играем в игру «Что изменилось?» Данная игра является обязательной частью алгоритма, поскольку лучше всего позволяет упражнять детей в порядковом счете в разных направлениях в ситуации ведущего вида деятельности. При ее проведении надо помнить некоторые правила игры. Сначала детям надо задать направление порядкового счета, затем предложить внимательно посмотреть на предметы, сосчитать их по порядку в заданном направлении и запомнить порядок предметов. Затем объяснить, что когда дети закроют глаза, предметы поменяются местами. Когда дети откроют глаза, им надо будет определить, что изменилось. Менять местами можно только два предмета. В отношении каждого предмета спрашивают: «На котором по счету месте был предмет?», «На котором по счету месте он стоит сейчас?»

Отличается от первого варианта тем, что множество объектов для пересчитывания порядковым счетом представляется не сразу, а постепенно, по одному элементу, и детям предоставляется возможность познакомиться с порядковыми числительными, обозначающими не порядковое место предмета в ряду, а порядок следования предметов (первый, второй…)

1.Поэлементное представление множества с называнием объектов. Кто пришел? (что принесли в подарок и т.д. в зависимости от сюжета занятия. Выставляем перед детьми объекты в ряд.

2.Когда все множество выстроено в ряд, задаем вопросы: «Как мы можем назвать все предметы одним словом? «Сколько их?»

3.Определяем очередность появления каждого элемента. Вопросы: Кто (что) появился первым? Вторым? И т.д. Кто (что) стоит в ряду первым, вторым…

4. Повторение алгоритма с 6 пункта варианта 1

АЛГОРИТМ ПОКАЗА НЕЗАВИСИМОСТИ ЧИСЛА ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТА

1.Представляем два множества

2.Создаем проблемную ситуацию, задаем вопросы: Что (кто) это? Чего больше? Чего меньше? «Как разрешить эту проблему?»

3. Разрешаем ее разными способами: поэлементное сравнение (наложением, приложением, графическим соотнесением, пересчет каждого множества и сравнение полученных чисел. Сосчитывание элементов множеств и сравнение полученных чисел должно быть последним и основным

4. Обобщаем результат исследовательских действий: Это красные круги, а это желтые, но их поровну. По 2. Это большие треугольники, а это маленькие, но их поровну по 5. «Эти куклы стоят далеко друг от друга, а эти – близко, но их поровну.

АЛГОРИТМ ЗНАКОМСТВА С ЦИФРАМИ

Цифры познаются детьми на уровне их начертания. Поэтому детям надо предлагать изображенные на карточках цифры, исполненные традиционными книжными шрифтами в вертикальном положении. Роль педагога при знакомстве с цифрами состоит в том, что он показывает цифру на карточке или на дидактической картинке, называет ее: «Это цифра 2. Это специальный знак, которым обозначают, записывают число», просит запомнить, а впоследствии узнать, выбрать среди других и разместить возле группы предметов с таким количеством. Освоение структуры цифры, формирование художественного образа цифры- программное содержание старшей группы (различение цифр, изображенных в художественном образе в детских книгах, узнавание цифр на зданиях и в других местах)

АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ НА ОЩУПЬ

Используется специально подготовленный дидактический материал.

1.Это могут быть специальные карточки, на которые прикреплены элементы множества для сосчитывания: карточки с пришитыми пуговицами (от 1 до 10), или с наклеенными объемными предметами (половинки скорлупы грецких орехов, желуди, каштаны, пробки от пластиковых бутылок) Элементы множеств располагаются линейно или в виде числовой фигуры. Начинаем с линейного расположения. Расстояние между элементами множеств должно составлять не менее толщины двух положенных пальцев ребенка. При обучении используется непрозрачная, достаточно тонкая салфетка, размер которой должен превышать размер карточки.

2.Рассыпное множество мелких предметов в мешочке. Предметы от 1 до 10 должны быть однородными (кубики, матрешки и т.п.) Величина предметов должна быть достаточно маленькой, чтобы в совокупности они занимали не более четверти объема мешочка.

Вариант 1. (на карточке)

На столе располагается карточка, заранее накрытая. Например, карточки с наклеенными половинками скорлупы грецких орехов, оформленных как божьи коровки, сидящие на зеленых листиках.

1.Создаем мотивацию деятельности счета. Педагог показывает изображение божьей коровки и рассказывает историю о божьих коровках, которые прилетели в поисках пищи на листочки и приклеились к ним. Освободить жучков можно, но сперва надо, не поднимая салфетку, узнать сколько жучков, надо их сосчитать.

2.Объясняем правила счета на ощупь в сочетании с показом. «Считать будут только руки. Руки кладутся сверху на салфетку. Начинаем искать ладошкой или пальчиками начало ряда жуков ( с любой стороны) Найдя первого жучка, говорим число «один» и прячем найденного жучка под ладонь одной руки, как бы отделяя его от всего остального множества. Пальчиком другой руки ищем следующего жучка; найдя его, прячем под другую руку и говорим «два» и так до конца множества. Подводим итог: «Всего четыре жучка» 3.Проверяем результат зрительным контролем. Для этого снимаем салфетку и считаем привычным способом.

Используется при обучении счету на ощупь рассыпанного множества предметов, расположенных в мешочке.

1.Предъявляем мешочек, в котором находятся мелкие предметы. 2.Предлагаем узнать на ощупь, что в нем. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет предмет. Говорит свое предположение. Предлагаем достать один предмет и проверить правильность догадки. Опускаем предмет в мешочек и завязываем его или закрываем с помощью молнии.

3.Создаем мотив счета. Говорим. Что в мешочке этот предмет не один, а вот сколько их – надо узнать. Что для этого делать?

4.Объясняем правила счета на ощупь в сочетании с показом. Предварительно вес предметы надо ссыпать в один угол. Мешочек положить на поверхность стола. Руки положить сверху на мешочек и действовать так: передвигаем один предмет в другой угол, придерживаем его одной рукой и говорим «один». Затем другой передвигаем передвигаем в этот угол, придерживаем рукой и говорим:»два» и так далее, пока не будут передвинуты вес предметы. Подводим итог: «Всего…»

5.Проверяем результат зрительным контролем. Чтобы проверить правильность результата счета, вынимаем предметы из мешочка и считаем привычным способом.

Обучение счету движений

Считать можно приседания, броски мяча, шаги, взмахи руками, отбивание мяча, наклоны и т.д. При счете движений дети часто допускают такую ошибку: они считают не движение, а его фазы. Результат при этом часто бывает неверным. Например, бросая мяч вверх, ребенок говорит «один», ловит его и говорит «два». Поэтому необходимо дать ориентир: называть число будем только тогда, когда мяч подброшен вверх и его еще не поймали. Полезным будет использование цифр для показа, сосчитанного ребенком количества. Обучение счету звукового множества (счет на слух)

При обучении счету на слух можно использовать звуковые множества (хлопков, стуков и т.п.) и множество музыкальных звуков, которые создаются при помощи музыкальных инструментов. Однако не все инструменты можно для этого использовать. В создании звукового множества могут участвовать только те инструменты, которые издают одинарные чистые звуки, т.е. нельзя для счета на слух использовать маракасы, бубен, кастаньеты. На начальных этапах обучения считают звуки, которые издает инструмент или создает педагог, не пряча источника от детей. В дальнейшем источник звука можно спрятать за невысокую ширму или за спинами детей. Счет звукового множества целесообразно сочетать со сравнением множеств по количеству элементов (положи столько фишек, сколько услышишь звуков, присядь столько раз, сколько услышишь звуков) и с использованием цифр (положи цифру, которая обозначает число услышанных

АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЧИСЛА

4.Нарушаем равенство (добавляем к одному множеству один элемент)

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ЕДИНИЦ

В качестве наглядного материала нужно взять разнородное множество, элементы которого можно объединить одним названием (мишка и кукла- игрушки), или однородное множество, элементы которого отличаются каким-то одним признаком (красный мяч, синий мяч – мячи), а все остальные признаки у них одинаковые. В процессе обучения мы должны придерживаться определенного алгоритма действий и вопросов:

3. Вывод по анализу делает воспитатель: У нас 2 мяча. Один- красный, один- синий. Значит 2 – это 1 и 1. (голосом надо выделить числительные, подчеркнуть их значение) Очень много возможностей при изучении состава числа из единиц дает общение, познавательная практическая деятельность. Воспитателю нужно внимательно присмотреться к окружающей действительности, и он заметит (и своевременно обратит внимание детей), что в вазе стоят цветы: их 3 (1 пион-красный, 1-розовый, 1-белый), в коробке лежат 3 карандаша (1-желтый, 1-зеленый, 1- синий), в состав пор года входят 3 месяца

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ДВУХ МЕНЬШИХ ЧИСЕЛ

1. ребенок определяет общую численность множества пересчетом;

2. разделяет множество на два подмножества, например, «В букете есть васильки и ромашки»;

4.воспитатель делает вывод, что 10- это 6 и 4, а ребенок запоминает это сочетание чисел. Можно предоставить возможность детям самостоятельно определить остальные варианты состава числа (5 и 5, 6и 4, 8 и 2, 9 и 1…)

АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СМЕЖНЫМИ ЧИСЛАМИ НАТУРАЛЬНОГО РЯДА

1.Сравниваем первые два множества (пересчитываем одно – его численность 3; пересчитываем второе- его численность 4. Определяем, что первое меньше, чем второе на 1, а второе больше за первое на 1. Значит, число 3 меньше, чем число 4 на 1, а число 4 больше за число 3 на 1.;

2. Сравниваем второе и третье множества аналогично и получаем, что число 4 меньше, чем число 5 на 1, а число 5 больше, чем число 4 на 1.;

3. Описываем связи и отношения между тремя числами, исходя из характеристик среднего числа (какое интересное число 4! Оно может быть одновременно и большим, и меньшим. Число 4 меньше числа 5 на 1, но больше за число 3 также на 1)

4. Этот алгоритм может использоваться при описании отношений между элементами множеств сериацийных рядов. Дети должны научиться строить выражения: …большее, но меньшее за…, …шире, но уже за…, …выше, но ниже, чем…

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ФИГУРЕ

Начинаем применять данный алгоритм со 2-ой младшей группы. Постепенно увеличивается количество обследуемых фигур. При обучении на одном занятии должны быть представлены все фигуры (как демонстрационные, так и раздаточные), но обследуется только одна. Остальные необходимы для организации обследовательского действия сравнения.

1.Показываем и называем фигуру. Педагог просит назвать фигуру: «Назовите фигуру», ни в коем случае не «Какая фигура?». Если дети затрудняются – называет сам. Затем просит из набора фигур на столе каждого найти такую же и показать.

2.Выбор ребенком подобной фигуры из множества фигур, показ и называние. 3.Показываем способы обследования геометрической фигуры и проводим его вместе с ре6енком: • Обведение фигуры пальцем по контуру (используем только плоские фигуры) • Проглаживание фигуры ладонью (как плоских, так и объемных фигур) • Сжимание фигуры в ладонях или ладони, попытаться спрятать. Данный прием дает возможность почувствовать объем или плоскостность геометрической фигуры • Проба на устойчивость. (плоская не стоит, объемная устойчивая) • Прокатывание фигуры. Круг и овал могут катиться, но овал это делает с трудом. Фигуры с углами прокатить не можем, им мешают вершины. Обследуя объемные фигуры (шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду), их надо поставить на плоскость и слегка подтолкнуть. Шар покатиться. Куб, пирамида сдвинуться с места, но не покатятся. Цилиндр и конус на боковой поверхности будут катиться, а на основании – нет. • Счет сторон, их характеристика; счет вершин и углов. Этот прием используется только при обследовании плоских геометрических фигур с углами и вершинами и только тогда, когда дети усвоили количественный счет. • Сравнение обследуемой фигуры с уже известными фигурами, определение того, чем похожи и чем отличаются.

Определение формы предмета

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ

Когда измеряем линейную протяженность, то:

1. мерку прикладываем к краю;

2. обозначаем ее конец карандашом (мелом);

3. над меркой ставим предмет-фишку, который обозначает, что мерка уложилась в протяженность 1 раз (это действие в дальнейшем можно не проводить, а ребенок произносит только числительное);

4. мерка поднимается и прилаживается к отметке;

5. конец мерки снова отмечается карандашом;

6. над меркой ставится фишка и т.д.

После завершения действий ребенок пересчитывает фишки и называет число- результат измерения.

При измерении объема:

1. наполняем мерку до краев (если сыпучие, то выравниваем картонкой или пластинкой с краями мерки)

2. переливаем(пересыпаем) вещество в другую емкость;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *