какие признаки присущи любому налогу
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Какие признаки присущи любому налогу
Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обязательность уплаты | 2) безвозмездность | 3) пропорциональность доходу |
4) возвратный характер | 5) законодательное установление |
Уплата налогов — конституционная обязанность каждого гражданина, налоги безвозмездны, это нужно запомнить, и все налоги — это фискальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в соответствии с бюджетом государства, который является законом.
почему 3 не подходит?
Существуют различные системы сбора налогов, кроме пропорциональной системы, существуют еще прогрессивная при которой чем выше доход, тем выше ставка налога. а также регрессивная при которой наоборот.
Это неверно, т.к. НДФЛ возвращают лицу, с которого налог удерживают, при покупки квартиры, оплаты за лечение, учебу. Такой налог никак не может быть безвозмездным.
Большинство налогов безвозмездны
А почему налоги безвозмездны.Ведь множество из них возвращается нам в виде общественных благ:образование,медицина и т.д.
Но далеко не все пользуются этими общественными благами.
Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) частично занятые на производстве
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах
5) работающие по гибкому графику
Рабочая сила —  это все экономически активное население страны. То есть те, кто работает или ищет работу, а это 2, 3, 5.
Домохозяйки — выбывшие из состава рабочей силы.
Банк R расположен в деловом центре столицы государства. По каким признакам можно установить, что R – коммерческий банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Банк участвует в торгах на валютной бирже.
2) Банк устанавливает учётную ставку.
3) Банк осуществляет эмиссию денег.
4) Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
5) Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.
6) Банк обслуживает расчёты предприятий.
Коммерческий банк (в отличие от центрального банка) — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). В частности, к функциям коммерческих банков относятся:
— ведение банковских счетов
— инкассация векселей и платёжных документов
— купля-продажа валюты (для уполномоченных банков)
К функциям центральных банков относятся: торговля на валютных биржах, определение учетной ставки, осуществление денежной эмиссии, контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков, выдача им лицензий на осуществление банковской деятельности и отзыв таких лицензий. С физическими лицами центральные банки не работают.
Налог
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Элементы налога
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
срок уплаты налога.
Виды налогов
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные налоги
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Аккордные и подоходные налоги
Также принято различать аккордные и подоходные налоги.
Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.
Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налоговая нагрузка
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
4. Понятие и признаки налога
4. Понятие и признаки налога
Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Признаки налога. 1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.
Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.
2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.
4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
Читайте также
10. Понятие и функции налога
10. Понятие и функции налога Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных
15. Понятие, сущность, признаки налогов
15. Понятие, сущность, признаки налогов Согласно ст. 8 НК РФ, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Признаки налогового правонарушения включают
5. Понятие и признаки сборов
5. Понятие и признаки сборов В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления,
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции
7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового
35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность.Признаками налогового правонарушения являются противоправность,
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента
6. Понятие и признаки государства
6. Понятие и признаки государства Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов предпринимательского права1. Легитимация в
Тема 7. Понятие и признаки банкротства
Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:1. Гражданский кодекс РФ;2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня
7.1. Понятие и признаки банкротства
7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:1. Гражданский кодекс РФ;2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О
24.1. Понятие и признаки предпринимательских договоров
24.1. Понятие и признаки предпринимательских договоров В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.Одним из видов гражданско-правовых договоров
Тема 7. Понятие и признаки банкротства
Тема 7. Понятие и признаки банкротства I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Федеральный закон 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает:А. 3 процедуры банкротстваБ. 4 процедуры банкротстваВ. 5 процедур банкротстваДля
Тема 13. Налоговая политика
Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой – свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налогоплательщиками являются: физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Можно выделить три системы налогообложения:
1. Пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников.
2. Регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход.
3. Прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции).
Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт).
При формировании налоговой системы необходимо учитывать принципы налогообложения – правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.
В современной России налоговая система как необходимое условие формирования цивилизованных рыночных экономических отношений формируется с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Направления совершенствования налоговой системы в России
– Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
– Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
– Сокращение налоговых льгот.
– Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.
B4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обязательность уплаты
2) безвозмездность
3) пропорциональность доходу
4) возвратный характер
5) законодательное установление
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.