какие расходы уменьшают налог на прибыль в бюджетном учреждении
Энциклопедия решений. Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях
Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях
Положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы, а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (статьи 284.1 или 284.5 НК РФ, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 03-03-10/41223).
Бюджетные учреждения, как некоммерческие организации, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
Действующая редакция НК РФ не содержит специальных статей, устанавливающих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательств в таких организациях в особом порядке осуществляется:
— признание доходов в целях налогообложения прибыли;
— признание расходов в целях налогообложения прибыли.
Внимание
Признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения, который на сегодняшний день регулируется положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Отражение доходов в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения (например, корреспонденции по дебету счетов 205 00, 209 00 и кредиту счета 401 10) не является однозначным критерием для признания доходов в налоговом учете, хотя может быть объектом внимания налоговых органов. При этом изменение сумм расходов может послужить основанием для корректировки данных при расчете налога на прибыль.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на октябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Как рассчитать налог на прибыль организаций
Ставки налога, декларация, отчетность
Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.
Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.
Кто платит налог
Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.
Кто не платит
Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:
Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:
Имеют право на ставку 0% компании, которые:
Виды доходов и расходов
К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:
Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.
Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.
Cтавки налога на прибыль в 2021 году
Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.
Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.
Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:
Порядок расчета налоговой базы
Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.
Прибыль компании считают по-разному.
Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.
Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.
Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.
В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.
Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.
Декларация по налогу на прибыль организаций
Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.
По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.
Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.
Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.
В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.
Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.
Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.
Как рассчитать налог на прибыль организаций
Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:
Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.
Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.
Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..
Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.
Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:
Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.
И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.
Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.
НДС и налог на прибыль: отражаем в учете
Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений суммы исчисленных НДС и налога на прибыль относятся на уменьшение доходов, в бюджетном учете казенных учреждений – на увеличение расходов. По каким кодам видов расходов (доходов) и КОСГУ уплачиваются данные налоги? Как правильно отразить операции по их начислению и уплате?
Расчеты по НДС
Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).
Операции по начислению и уплате НДС
Такие операции отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н).
НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав организации-продавцы дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду таких товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).
К сведению: при реализации товаров за наличный расчет, а также при оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
НДС исчисляется с операций, подлежащих налогообложению, по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
Перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС, а также освобождаемых от обложения этим налогом, приведен в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. Кроме того, учреждения могут быть освобождены в целом от исполнения обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ при условии соблюдения предельного размера выручки, указанного в данной статье.
Операции по выставлению (начислению) НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), перечислению налога в бюджет отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131, 133 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующим образом:
Содержание операции
Казенные учреждения
Бюджетные (автономные) учреждения
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Начислен (выставлен покупателю) НДС со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
Изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений
Автор: Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности. Данные изменения действуют с 1 января 2019 года.
Небольшое уточнение имеет огромное значение
Cогласно новой редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ранее от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, к примеру, доходы от реализации нефинансовых активов подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). Причем если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то налог на прибыль уплачивался со всей выручки от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения нефинансовых активов.
Таким образом, теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества.
Данное новшество вполне закономерно и ожидаемо. Ведь все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Самостоятельно распоряжаться этими средствами они не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По сути, средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Получается, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.
Что включается в налоговую базу после изменений?
С принятием изменений возник вопрос: а что тогда казенным учреждениям нужно включать в налоговую базу по налогу на прибыль и учитывать на счете 1 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»?
Из прямого толкования пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А если это имущество либо иной доход, полученный в натуральной форме?
К примеру, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль доходы в виде:
стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13);
безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8);
использованных не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (п. 14);
в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации (п. 20).
В отношении перечисленных доходов, по мнению автора, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется, поскольку в этих случаях речь идет о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них). Значит, с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог на прибыль.
О нюансах применения изменений
Как было указано выше, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 года. Но год уже подходит к концу. Иными словами, законодатели ввели изменения задним числом.
Как же быть с теми суммами налога, которые были исчислены и уплачены казенными учреждениями, к примеру, с доходов от реализации имущества, в течение 2019 года (до принятия Федерального закона № 325-ФЗ)?
На основании общего порядка исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленным ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.
По мнению автора, казенные учреждения имеют право вернуть излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Но, скорее всего, сделать они это смогут после сдачи налоговой декларации за 2019 год. Ее нужно будет представить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены последние изменения налогового законодательства, в том числе внесенные Федеральным законом № 325-ФЗ.
В заключение отметим, что изменения, внесенные в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, значимые для казенных учреждений, поскольку освобождают от налогообложения практически все доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности. Вместе с тем с введением данных новшеств возникает целый ряд вопросов. К примеру, как быть с теми сумами налога, которые уже были уплачены в течение 2019 года?
Надеемся, что алгоритм возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.
Налог на прибыль: изменения с 2020 года, особенности учета доходов и расходов
Изменены правила смены метода начисления амортизации
Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) устанавливается налогоплательщиком самостоятельно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым всегда начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике. Изменить метод начисления амортизации можно с начала очередного налогового периода, но при этом перейти с нелинейного на линейный метод допускается не чаще одного раза в 5 лет. До 01.01.2020 для перехода с линейного метода на нелинейный не нужно было ждать 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).
С 01.01.2020 требование об обязательном применении выбранного метода начисления амортизации в течение как минимум пяти налоговых периодов применяется и к линейному методу, что ограничивает свободу действий налогоплательщиков (п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Причем переходных положений не предусматривается. Поэтому не вполне понятно, можно ли было, например, в декабре 2019 года внести изменение в учетную политику и с 01.01.2020 применять нелинейный метод, если линейный метод до этого применялся менее 5 лет. Полагаем, безопаснее этого не делать.
Амортизация по ОС, переданным в безвозмездное пользование
С 01.01.2020 это правило изменилось. Объекты ОС, переданные в безвозмездное пользование, не исключаются из состава амортизируемого имущества (абз. 2 пп. «б» п. 23 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
Минимальная стоимость амортизируемого нематериального актива
Нематериальными активами (НМА) являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные или созданные налогоплательщиком, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).
При этом специальная норма, определяющая НМА как амортизируемое имущество, ранее не содержала указания на то, какой должна быть первоначальная стоимость такого имущества. Хотя в аналогичной норме в отношении основных средств прямо указано, что первоначальная стоимость ОС должна быть не менее 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Теперь из пункта 1 статьи 256 НК РФ четко следует, что стоимостной критерий для признания актива амортизируемым имуществом (больше 100 тыс. руб.) должен применяться и к результатам интеллектуальной деятельности, признаваемым в соответствии с пунктом 3 статьи 257 НК РФ нематериальными активами (пп. «а» п. 23 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
1С:ИТС
Подробнее о расходах на амортизацию см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».
Новые ограничения при переносе убытка на будущее
Согласно редакции пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, действовавшей до 01.01.2020, налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 %.
Это невыгодное для многих налогоплательщиков ограничение продлили на один год. Прибыль, полученную в 2021 году, также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 % (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
Еще одно ограничение связано с учетом убытков при реорганизации компаний. Если организация ликвидируется в результате реорганизации (в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования), то перенести ее убыток на будущее может правопреемник (п. 5 ст. 283 НК РФ).
С 2020 года норма уточняется. Если налоговики установят, что основной целью реорганизации является уменьшение налогооблагаемой прибыли правопреемника на сумму убытков, которые получены правопредшественником до реорганизации, то в переносе убытка правопреемнику будет отказано (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). По нашему мнению, эта поправка носит технический характер, поскольку «снимать» указанные убытки налоговикам позволяют также нормы статьи 54.1 НК РФ и разъяснения в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Корректировки инвестиционного налогового вычета
Глава 25 НК РФ с 2018 года дополнена статьей 286.1 об инвестиционном налоговом вычете.
Такой вычет в отношении ряда затрат в целях исчисления налога на прибыль могут вводить субъекты РФ для находящихся на их территории организаций (обособленных подразделений организаций).
На эти затраты (включаемые в вычет) уменьшается сумма рассчитанного налога на прибыль (авансового платежа), который зачисляется в бюджет субъекта РФ. При этом налог, зачисляемый в федеральный бюджет, также может быть уменьшен на часть указанных затрат.
Предполагается, что применять налоговый вычет можно будет до 31.12.2027 (см. ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
Основные параметры применения инвестиционного налогового вычета устанавливаются региональным законодательством. Среди них (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):
Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер (п. 2 ст. 286.1 НК РФ). В частности, к ним относятся затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов основных средств.
Налоговый вычет в данном случае заменяет собой начисление амортизации и применение амортизационной премии по расходам на объекты основных средств, в отношении которых этот вычет использовался (п.п. 1, 7 ст. 286.1 НК РФ). При этом затраты на приобретение и модернизацию ОС учитываются не постепенно (через амортизационные отчисления, включаемые в расходы), а сразу уменьшают сумму налога на прибыль (рассчитанного без учета инвестиционного вычета).
1С:ИТС
Подробнее о налогоплательщиках, которые вправе применять инвестиционный вычет по расходам на ОС, об объектах ОС, к которым может быть применен инвестиционный вычет, а также о порядке применения вычета см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».
До 01.01.2020 решение об использовании права на налоговый вычет должно было приниматься налогоплательщиком по отношению ко всем объектам ОС, расходы на приобретение и модернизацию которых могут быть учтены в составе вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). При этом в статье 286.1 НК РФ не указаны какие-либо неблагоприятные последствия в случаях, когда налогоплательщик по отдельным объектам применяет общий порядок (начисляет амортизацию и т. д.), а не включает расходы на них в состав инвестиционного вычета.
Новая категория налоговых агентов по налогу на прибыль
По нормам НК РФ, действовавшим до 01.01.2020, налоговыми агентами по налогу на прибыль признавались только российские организации и постоянные представительства иностранных организаций при выплате отдельных доходов.
С 2020 года к налоговым агентам по налогу на прибыль организаций относятся и индивидуальные предприниматели (например, при выплате в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ дохода от источников в РФ иностранной организации без постоянного представительства в России). Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 310 НК РФ (п. 41 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
Поскольку поправки действуют с 01.01.2020, то обязанности налогового агента у ИП возникают при выплате соответствующих доходов после этой даты.
1С:ИТС
Подробнее об исчислении и уплате налога на прибыль налоговыми агентами см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».
Обновление формы декларации по налогу на прибыль
С отчетности за 2019 год действует новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения, утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
Напомним, что представить в ИФНС декларацию по налогу на прибыль за 2019 год следует не позднее 30.03.2020.
1С:ИТС
Подробнее о составлении в «1С:Бухгалтерии 8» декларации по налогу на прибыль организаций см. в справочнике «Отчетность по налогу на прибыль организаций» раздела «Инструкции по учету в программах 1С».
Какие доходы можно не учитывать при расчете налога на прибыль за 2019 год
Закон № 325-ФЗ скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 года.
Курортный сбор
Как уже отмечала ФНС России в письме от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@, суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ, и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.
В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в подпункте 9.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.
Увеличение номинальной стоимости доли в ООО без изменения доли участия
Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь вправе не учитывать для целей налогообложения увеличение номинальной стоимости своей доли ввиду увеличения уставного капитала ООО, если при этом размер самой доли остался прежним (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что до принятия Закона № 325-ФЗ подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ относился только к акционерам АО и не распространялся на участников ООО, о чем неоднократно высказывался Минфин России (подробнее см. в 1С:ИТС ).
Таким образом, указанные изменения улучшают положение участников ООО.
Отметим также, что поправки в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются на доходы организаций (участников ООО) в виде стоимости дополнительно полученных ими долей по решению общего собрания участников этого ООО. Например, такая ситуация возникает при распределении между оставшимися участниками ООО доли вышедшего из него участника (п. 6.1 ст. 23, ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Следовательно, увеличение номинальной стоимости доли таким способом облагается налогом на прибыль (как и прежде).
Изменения, внесенные в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ Законом № 325-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Перенос ОС при реконструкции государственных или муниципальных объектов
С 01.01.2019 организации могут не учитывать доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления.
Речь идет о работах по переносу (переустройству), выполненных сторонними подрядчиками в связи с созданием иного объекта капстроительства, принадлежащего государству или муниципалитету (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).
1С:ИТС
Подробнее о других доходах, не учитываемых при расчете налога на прибыль за 2019 год, см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».
О подтверждении расходов по налогу на прибыль
В письме от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506 Минфин России разъяснил, при каких условиях первичные документы, составленные иностранным контрагентом, подтверждают расходы организации*.
Примечание:
Об особенностях расходов на благоустройство офисов и позициях судов см. подробнее в статье «Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство «богатого» офиса».
Так, первичные документы, оформленные по правилам делового оборота иностранного государства, нужно обязательно перевести на русский язык.
Обусловлено это тем, что именно русский язык является языком, на котором ведется официальное делопроизводство в Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1).
Вместе с тем НК РФ не устанавливает порядок перевода с иностранного языка на русский, а значит, организация может выбрать его по своему усмотрению. Перевод может быть выполнен как сотрудником такой организации, так и сторонним переводчиком.
Кроме того, по мнению Минфина России, первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, не обязательно каждый раз переводить целиком. Достаточно один раз перевести на русский язык постоянные показатели типовой формы, а в дальнейшем, при необходимости, переводить изменяющиеся показатели такого первичного документа.
От редакции. 27.02.2019 в 1С:Лектории состоялась лекция «Налог на прибыль: актуальные вопросы, практика правоприменения. На что обратить внимание при подготовке отчетности за 2019 год. Изменения 2020 года» с участием О. Д. Хорошего (Минфин России) и экспертов 1С. С видеозаписью можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .