какие санкции введут сша в отношении россии в 2021
В конгрессе США одобрили новые санкции против России
Палата представителей США одобрила проект оборонного бюджета на следующий финансовый год (начинается с 1 октября), который предусматривает ужесточение санкций против России. Трансляция велась на сайте нижней палаты конгресса США.
За инициативу выступили 316 членов, против проголосовали 113.
В бюджет включена поправка, которая запрещает гражданам США проводить сделки с российским суверенным госдолгом на вторичном рынке. Также в него вошла поправка, которая рекомендует администрации президента США Джо Байдена рассмотреть введение санкций в отношении 35 россиян. В список в том числе вошли премьер-министр Михаил Мишустин, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, бизнесмены Роман Абрамович и Алишер Усманов, а также главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян и телеведущий Владимир Соловьев. Перечень предложили соратники оппозиционера Алексея Навального Леонид Волков и Иван Жданов, они его передали представителям Евросоюза и США.
Помимо этого, проект оборонного бюджета предусматривает новые санкции против «Северного потока-2». Если он будет принят, президент США будет обязан не позже чем через 15 дней после вступления инициативы в силу ввести ограничения против всех лиц и компаний, причастных к деятельности и строительству «Северного потока-2».
Перечисленные поправки в силу не вступили. Сначала свой вариант проекта оборонного бюджета должен одобрить сенат США. Затем детали двух проектов согласуют, и обе палаты вновь проголосуют за документ, после чего он отправится на подпись президенту.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал проект новых санкций США против 35 россиян «внутрипарламентскими упражнениями». Он отметил, что поправкам о санкциях предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем они станут законом и будут активированы.
В МИД России, в свою очередь, предостерегли Вашингтон от «необдуманного шага на «санкционном треке», а в Совете Федерации пообещали ответить на ограничения. «[Ответ] может быть асимметричным, но чувствительным для Вашингтона», — заявил первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров.
Конгресс США готовит новые санкции против России. Что важно знать
Что за санкции предлагаются
Конгрессмен Брэд Шерман внес поправку, расширяющую санкции на вторичный рынок российских гособлигаций. В апреле президент США Джо Байден ввел ограниченные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ), запретив американским инвесторам участвовать в первичных размещениях ОФЗ, но оставив возможность торговать этими бумагами на вторичном рынке. Если поправка Шермана будет утверждена законом о военном бюджете, инвесторам США будет запрещено покупать и продавать российские ОФЗ и суверенные еврооблигации, выпущенные через два месяца после принятия закона (оборонный бюджет, как правило, подписывается президентом США к декабрю).
Демократ Том Малиновски предлагает администрации Байдена проанализировать, соответствуют ли чиновники и бизнесмены из списка, составленного соратниками оппозиционера Алексея Навального (35 человек), критериям для введения против них персональных санкций по Глобальному акту имени Магнитского. В этот список входят премьер-министр Михаил Мишустин, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, председатель ЦИК Элла Памфилова, мэр Москвы Сергей Собянин, бизнесмены Роман Абрамович и Алишер Усманов, телеведущий Владимир Соловьев, главный редактор RT Маргарита Симоньян и др.
Наконец, поправка конгрессмена Майкла Маккола предусматривает введение санкций против организаций, ответственных за «планирование, строительство и эксплуатацию» газопровода «Северный поток-2» (включая проектную компанию Nord Stream 2 AG), их руководителей или акционеров.
Опасны ли эти санкции
Ни одна из предложенных мер не является критической. Поправка со «списком Навального» не предполагает обязательного введения санкций — по сути, это аналог «кремлевского доклада» США 2018 года со списками российских чиновников, руководителей госкомпаний и «олигархов», который вызвал большой резонанс во время публикации, но не привел к широким санкционным последствиям.
«Эта поправка имеет шансы на прохождение, поскольку ее содержание наиболее опционально в отличие от двух других. Она не будет связывать Байдену руки [в случае принятия]», — сказал РБК партнер консалтинговой компании Signum Global Partners, политический аналитик Эндрю Бишоп.
Газопровод «Северный поток-2» построен, хотя пока не введен в эксплуатацию — для этого он должен пройти необходимую международную сертификацию. Санкции против оператора проекта Nord Stream 2 AG или его акционера «Газпрома» стали бы серьезным ударом, но их введение противоречит уже объявленным шагам в рамках санкционной политики Байдена. Его администрация в мае как раз сделала исключение, доступное по существующему закону о потенциальных санкциях против «Северного потока-2», и не стала применять санкции в отношении Nord Stream 2 и ее генерального директора. Позже Байден объяснил, что введение новых санкций против российского проекта «непродуктивно» для отношений США с Европой, а затем США и Германия подписали совместную декларацию, которая фактически дала зеленый свет достройке газопровода.
Что будет в случае новых санкций против ОФЗ
Поправка о санкциях, запрещающих участие американцев в российском суверенном долге, «даже в случае сохранения в финальной версии оборонного бюджета не гарантирует автоматического начала действия этих ограничений», написал в обзоре директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Он обращает внимание на то, что такие санкции тесно связаны с требуемой публикацией отчета разведслужб спустя 90 дней после промежуточных выборов 2022 года относительно признаков возможного вмешательства или невмешательства России в выборный процесс.
Если даже поправка пройдет, Бишоп дает 70-процентную вероятность того, что реальных санкций на вторичный рынок госдолга не будет по крайней мере до 2023 года. По его словам, это связано с тем, что у президента США будет обычное для таких случаев право отказаться от введения санкций на основании интересов национальной безопасности (national security waiver), а также с фокусом поправки на следующих американских выборах, а не на прошедших. Согласно тексту поправки, президент США может приостановить действие запрета для американцев на операции с госдолгом при отсутствии подтверждений вмешательства России в выборы.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает в презентации 23 сентября, что апрельские санкции против участия американских инвесторов в аукционах ОФЗ не сильно сказались на привлечении Россией заимствований, потому что доля иностранцев на рынке ОФЗ уменьшилась, а их место частично заняли российские банки. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ этим летом опускалась ниже 20%, а на 1 сентября составляет 21,4% (годом ранее было около 30%), следует из данных Банка России.
В случае санкций США в отношении «новых» гособлигаций России рынок ОФЗ разделится на две части, указывает главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Первая будет состоять из «старых» инструментов, которые по-прежнему будут доступны для американских инвесторов, и эти бумаги еще долгое время будут занимать львиную долю в обращении. Новые же облигации сможет покупать более ограниченный круг игроков и, скорее всего, эти бумаги будут торговаться с премией в доходности к «старым» (то есть их рыночная цена в среднем будет ниже), объясняет Кудрин. Фундаментально рынок готов к такому развитию событий и кардинальных изменений, скорее всего, не произойдет, резюмирует он. Влияние санкционных рисков может оказаться близким к нулю для «флоатеров» (ОФЗ с плавающей ставкой, привязанной к ставке RUONIA), где доля нерезидентов традиционно крайне невысока, считает Полевой. В 2021 году доля «флоатеров» в структуре ОФЗ превысила 30%.
Какова вероятность новых санкций против госдолга России
Бишоп оценивает в 65% вероятность того, что поправка о санкциях на вторичный рынок российских госбумаг будет исключена из финальной версии годового оборонного бюджета. Конгрессмен Шерман с 2019 года уже два раза пытался ее провести, но безуспешно. Белый дом, особенно при Байдене, не горит желанием отдавать контроль над внешней политикой в руки конгресса и на фоне начавшегося российско-американского диалога по вопросам стратегической стабильности сейчас не время для эскалации отношений, объясняет Бишоп.
В целом, суммируя вероятности принятия и имплементации этих санкций в оценке эксперта Signum, остается только около 10% вероятности, что дополнительные санкции против ОФЗ вступят в силу в 2021–2022 годах. В базовом сценарии введения этих санкций не ждет и Полевой.
Речь пока идет только о версии оборонного бюджета, принятой палатой представителей, подконтрольной Демократической партии. Свой вариант теперь должен одобрить сенат США, и пока неизвестно, будут ли в нем аналогичные поправки с новыми санкциями против России. Если две палаты конгресса не смогут утвердить компромиссную версию военного бюджета, в дело вступит согласительная комиссия, составленная из членов обеих палат. В предыдущие годы, во время президентства Дональда Трампа, эта комиссия завершала работу только к декабрю (истекающий оборонный бюджет был принят лишь 1 января 2021 года, после преодоления президентского вето Трампа). Окончательно утверждает оборонный бюджет своей подписью президент США, у которого есть право вето.
Новые санкции США против России. Главное
Президент США Джо Байден подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Этот указ вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний.
В преамбуле указа объясняется, что Россия несет ответственность за:
В связи с этим Байден объявил еще одно национальное «чрезвычайное положение» (national emergency) в ответ на угрозы из России. В марте 2014 года президент Барак Обама ввел такой режим в связи с присоединением Крыма к России, в сентябре 2018 года Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение для предотвращения угрозы иностранного вмешательства в выборы США.
Ответ России на новые санкции будет проработан в ближайшее время, заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова. «Наши эксперты сейчас непосредственно занимаются его подготовкой», — отметила она.
Санкции против ОФЗ
В соответствии с новым указом Байден ввел новые санкции в отношении России. Прежде всего это дополнительные секторальные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ). Министерство финансов США выпустило директиву (.pdf), которая запрещает американским финансовым институтам участие в первичных размещениях облигаций Минфина России или Банка России независимо от валюты выпуска. Запрет распространяется на рублевые бумаги, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года.
С августа 2019 года американским инвесторам уже запрещено участвовать в первичных размещениях российских гособлигаций, номинированных в иностранной валюте (эти ограничения продолжают действовать). Поскольку «участие» включало в себя не только покупку бондов, но и проведение корреспондентских расчетов, на практике для Минфина России рынок долларовых заимствований закрылся. Однако облигации в евро разместить удалось без участия американских банков.
Новые ограничения означают, что после 14 июня американские инвесторы не смогут покупать ОФЗ на регулярных аукционах Минфина России. Санкции никак не затрагивают вторичный рынок ОФЗ, подчеркнуло Казначейство США. «Ограничение на участие в первичных размещениях ОФЗ решается с помощью российских финансовых институтов, которые смогут выступать в роли первичных дилеров», — пояснил РБК главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Однако, возможно, резиденты США не станут покупать ОФЗ и на вторичном рынке, учитывая иногда излишне строгие программы комплаенса и риск дальнейших ограничений. Санкции никак не ограничивают инвестиции в российский госдолг физических лиц США.
Ответ российских властей
Минфин и Банк России выпустили заявления сразу после объявления санкций, в которых изложили план действий по минимизации последствий для российского рынка. По сообщению Минфина:
Еще до официального объявления о новых санкциях против России на рынке российского госдолга наблюдалась повышенная волатильность в ожидании их введения. Инвесторы рассматривали возможности их более жесткого варианта: в конце марта часть нерезидентов выходила из рублевых активов. На этом фоне эксперты допускали и более серьезные меры со стороны Минфина или ЦБ, например приостановку покупки иностранной валюты на рынке по бюджетному правилу, чтобы ослабить давление на рубль. Распродажа иностранцами ОФЗ, как правило, приводит к ослаблению национальной валюты, поскольку они конвертируют рубли от реализованных бумаг в иностранную валюту.
Министр финансов Антон Силуанов ранее также допускал, что власти будут специально договариваться с российскими банками и ЦБ о вливаниях ликвидности на рынке ОФЗ.
Банк России сообщил, что «при необходимости готов задействовать имеющиеся в его распоряжении инструменты в целях сохранения финансовой стабильности». По его словам, на начало апреля вложения нерезидентов в ОФЗ снизились до 19,7% от совокупного объема, а их доля в первичных размещениях ОФЗ в марте составила около 10%. Ниже 20% доля иностранцев в российском госдолге опустилась впервые с лета 2015 года.
«Действительно, это не самые худшие санкции [которые могли бы быть], но тем не менее мы ожидаем, что в общем портфеле ОФЗ продолжится сокращение доли иностранцев в течение года», — сказала РБК главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее мнению, это ограничит потенциал для снижения ставок по российским госбумагам. В целом рынок «адекватно переварил новости, избежав панических настроений», поэтому есть потенциал укрепления рубля, считает эксперт. Другим положительным моментом является наступление ясности в санкционной истории вокруг ОФЗ, поскольку неопределенность оказывала негативное влияние на инвесторов, сказал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что теперь Минфин может сократить предложение бумаг с фиксированным доходом, которыми традиционно интересуются нерезиденты, и нарастить предложение ОФЗ с плавающим купоном, которые больше интересны российским банкам. «Я считаю, что эти ограничения не аннулируют возможность более жестких санкций на госдолг в будущем, тема санкций против госдолга не выглядит исчерпанной, возможно, это лишь первый шаг», — предупреждает Орлова.
С ней согласен директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин, который напоминает, что изначально санкции в отношении ОФЗ ожидались по Закону о химическом и биологическом оружии. После мартовского первого раунда «химических» санкций их обязательный второй раунд практически неизбежен, говорил Госдепартамент США, и Волошин допускает, что администрация Байдена может использовать его, чтобы сильнее ужесточить санкции в отношении российского госдолга.
Потенциал будущих санкций
Минфин США также добавил в блокирующий санкционный список несколько российских фирм и организаций технологического сектора, связанных, по мнению ведомства, со спецслужбами, крымских чиновников и симферопольское СИЗО № 1, а также несколько новостных сайтов, которые, по данным американских властей, управляются российскими разведслужбами.
Несмотря на то что администрация Байдена официально признала Службу внешней разведки (СВР) организатором кампании по кибершпионажу против США, американское Казначейство не стало вносить СВР в санкционный список.
Для некоторых попавших под санкции фирм в сфере кибербезопасности последствия будут довольно ощутимыми, ожидает управляющий партнер юрфирмы Art De Lex Дмитрий Магоня: петербургскому «Необиту» будет затруднительно осуществлять взаимодействие с американскими партнерами (Dell, Intel, IBM, HP), а Positive Technologies нужно будет пересматривать свои отношения с глобальными клиентами со всего мира.
Американские санкции в будущем могут быть расширены и на другие компании и организации российского технологического сектора, следует из указа Байдена. Кроме того, администрация США вправе определить и другие секторы российской экономики, которые могут стать объектами санкций. Это расширение потенциала секторальных санкций в отношении России, что создает значимый санкционный риск. Указание на технологический сектор в указе Байдена означает, что лица, работающие в нем, могут быть подвергнуты персональным санкциям, подчеркивает Минфин США. До этого в качестве потенциальных секторов — мишеней санкций (в указе Обамы от марта 2014 года) назывались секторы финансовых услуг, энергетики, металлургии и горной добычи, инжиниринга и обороны.
Наконец, указ Байдена потенциально расширяет сферу действия американских санкций за счет указания на то, что персональные санкции могут быть введены также и в отношении супруга (супруги) или взрослых детей любых лиц, которые уже внесены в санкционный список по этому указу.
«Санкции — это на всю жизнь» США грозят России новыми санкциями. Кто и как принимает эти решения?
На этой неделе на переговоры в Москву прилетела заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Дипломат известна своим участием в украинском Евромайдане, рассорившем Россию с Западом и положившем начало санкционной войне. Интересно, что поездка Нуланд в Россию стала возможна только после того, как США согласились снять санкции с нескольких россиян. До этого покинуть черный список не удавалось никому. Больше других в этом деле преуспел бизнесмен Олег Дерипаска. После долгих судебных тяжб ему удалось вывести из-под рестрикций свои компании, но сам он все еще остается под санкциями. Тем временем Конгресс США обсуждает введение новых ограничений против 35 россиян. Как американские политики используют инструмент санкций, кто на самом деле принимает решение по черному списку и что нужно сделать, чтобы его покинуть, в интервью «Ленте.ру» рассказал Роберт Стрик, глава лоббистской фирмы Stryk Global Diplomacy из Вашингтона.
«Лента.ру»: Как принимается решение о том, что кто-то попадает в санкционный список? Как вообще работает система?
Роберт Стрик: Санкции — это что-то среднее между дипломатией и войной. Это способ для политиков в американском правительстве решать внешнеполитические вопросы не начиная войны.
Как это обычно происходит: совет по нацбезопасности США приносит президенту проект санкций против частного лица, компании, а порой и иностранного правительства. Белый дом перенаправляет эту информацию в Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США, а оно — министерству юстиции и Госдепартаменту. Назначаются дата, гайдлайны, а потом вводят санкции.
Этот инструмент крайне редко использовали до избрания Джорджа Буша-младшего — только в самых деликатных ситуациях. Он стал гораздо чаще применяться после атаки на США 11 сентября 2001 года, еще чаще — при администрациях Барака Обамы и Дональда Трампа. К примеру, против России сейчас действует огромное количество санкций — не только против правительства, но и против частных лиц и предприятий.
Для борьбы против санкций требуются юристы — чтобы получать лицензии и легально работать по направлениям OFAC. Но фактически это именно политическая работа — нужно заниматься лоббированием, общаться с профессиональными политиками в Вашингтоне. Пытаться от них чего-то добиться.
С какими проблемами сталкиваются те, кто пытается выйти из санкционного списка?
Пожалуй, самое раздражающее — это то, что нет никакого прописанного курса, никакого алгоритма, чтобы убрать кого-то из санкционного списка. В судебной системе США есть налаженные механизмы апелляции, здесь — ничего подобного.
В судебной системе есть возможность отслеживать, насколько успешно идет процесс: вы знаете, какой вопрос когда рассматривается, какие варианты решения могут вынести судьи. В OFAC всего этого нет — это огромный черный ящик, узнать закономерности которого очень сложно. Поэтому работа с OFAC дорого стоит — и для клиентов, и для тех, кто отстаивает их права.
Материалы по теме
«Отношения у нас хуже некуда»
«Ситуация может выйти из-под контроля»
Чтобы опротестовать санкции, нужно работать с Минфином, Советом по национальной безопасности, с Белым домом, Госдепом, Минюстом. Это очень трудозатратная задача. И это учитывая, что никто толком не знает, как в этот список попадают.
Приходится комбинировать обращения со стороны закона, политическое давление и прямое общение с законодателями в Вашингтоне — объяснять им, как ситуацию видит клиент, почему он, по его мнению, не должен быть в санкционном списке.
Чтобы понять, как решить его проблему, нужно знать, какие внешнеполитические установки США привели к санкциям против него: проблема в гуманитарной области, в финансовой или в политической — что-то с демократией, например. Далее нужно сформировать план того, как доказать американскому государству, что вы не имеете отношения к данной проблеме, что указывающая на это информация неверна.
Это особенность OFAC: зачастую управление получает не так уж много данных [о том, кто должен попасть под санкции]. Обычно исследование делается внутренними группами в Совете по национальной безопасности, и они часто не слишком глубоко копают: просто ищут, как именно можно надавить, чтобы добиться той или иной внешнеполитической цели
Так что тут часто бывают возможности чего-то добиться от государства. Донести до людей в Вашингтоне, почему вы такого не заслужили. Но, как я уже сказал, это долго, трудно и дорого. У многих фигурантов списков OFAC просто нет ресурсов на то, чтобы защитить себя, и они порой остаются в них на всю жизнь — а это очень серьезные санкции, способные нанести большой вред бизнесу и международным отношениям.
В чем здесь заключается работа лоббиста?
Мы себя «лоббистами» не называем. Мы — частные дипломаты.
Первое, что требуется, чтобы попытаться выйти из-под санкций OFAC, — нанять американскую юридическую фирму с необходимыми лицензиями для такой работы. Юристы затем связываются с нашей компанией, и мы вместе с ними собираем все необходимое.
Моя компания сотрудничает с известными фирмами — в том числе теми, кто специализируется на санкциях и переговорах по их поводу. Юристы отвечают за всю законную, правовую сторону вопроса — а мы за все остальное, строго неправовое.
Мы работаем целенаправленно с политиками, законодателями. Выясняем вместе с клиентом и представителями государства, как именно и почему были введены санкции. Читаем сотни страниц постановлений о санкциях и подходим к американскому государству со всеобъемлющим видением проблемы, чтобы сказать — вот в чем здесь на самом деле вопрос, вот почему наш клиент не виноват — и попросить о смягчении санкций.
Решения об отмене принимаются на самом верху американского правительства — в исполнительных частях Белого дома и Совета по нацбезопасности. Эксперты по санкциям вроде нас понимают, как отмена санкций устроена с точки зрения закона и политики — и где государство готово пойти на уступки
Мы полностью следуем правилам, которые диктует американское государство. Иначе не получится сформировать никакой программы по отмене или ослаблению санкций США.
Многие иностранные граждане, пытаясь выйти из-под санкций, тратят миллионы долларов на услуги юридических контор — а те часто не имеют достаточного представления о том, как работает OFAC, как с ним сотрудничать. Они просто направляют юридические требования и угрожают исками, и этих мер ожидаемо не хватает. А их клиенты продолжают тратить огромные деньги.
Для этого и нужно работать с экспертами — по PR, по санкциям, по работе с государственными органами. Пиарщики необходимы, потому что пресса часто обращает на такие дела большое внимание — и журналистам нужно объяснять, что действительно происходит.
Вы могли бы поделиться удачными кейсами, историями, когда у вас получилось добиться отмены санкций?
Мы работали с главой республики Конго Жозефом Кабилой — он и его правительство подверглись санкциям, и мы разбирались в том, из-за чего это произошло. Мы участвовали в планировании того, как с помощью политических, законных и PR-инструментов обратиться к правительству США. Добраться до них и заявить: «Послушайте. Вы неправильно понимаете ситуацию в Конго. У вас неточная информация о президенте Кабиле».
Нам удалось добиться снятия санкций, добиться соглашения между США и президентом Конго. Результатом стала первая за всю историю Конго мирная передача власти. Это стало большой победой для моей компании, для правительства США и для народа Конго, для местных предпринимателей — решение, которое было правильным для всех.
Важно, что в таких делах не может выиграть кто-то один: нужен исход, удачный для всех сторон без исключения
Так вышло с Конго — один из наших лучших примеров того, как профессионалы могут добиться снятия санкций! Это привело к серьезным изменениям в Конго и к тому, как США стали относиться к конголезскому партнерству.
Здесь работает простой принцип — чтобы измениться, нужно меняться. Не получится добиться перемен, не обмениваясь идеями, своим видением. Мы, американцы, и жители других стран Запада, не можем смотреть на это только со своей точки зрения. Добиваться вестернизации бесполезно — нужно стремиться к модернизации, помогать странам становиться современнее, а не объяснять иностранным гражданам и государствам, как им жить, пытаться сделать их такими же, как мы.
Во многом мы заняты тем, что разбираем каждый вопрос с точки зрения того, что лучше для местного населения. В случае с Конго это была мирная передача власти кандидату, победившему на законных выборах. И отношения с США благодаря этому, конечно, улучшились. Стоит сказать, что наша роль здесь все же была небольшой. Но так или иначе — это победа человечности, демократии, капитализма для всех.
Расскажете о каких-то еще удачных кейсах? Удавалось ли добиться успеха с частными лицами?
Не хотел бы вдаваться в конкретику, но у нас были и клиенты из бизнеса, в Африке и в Южной Америке, которые попадали под санкции правительства США. И нам удавалось смягчить эти санкции, удавалось доказать американской стороне, что эти бизнесмены не представляют проблемы для ее внешней политики, что давление на них не необходимо.
Конечно, у нас не всегда получается. Заявления о 100 процентах успеха — это всегда ложь. Наша работа — крайне сложная игра без каких-либо гарантий успеха, и выиграть в нее сложно, дорого и долго
Клиентам приходится нам довериться в таком сложном и важном для них вопросе — санкции могут очень сильно сказаться на них.
Поделитесь вашей версией того, что случилось в Сальвадоре.
Правительство Сальвадора наняло нас для взаимодействия с правительством США — против президента не было санкций, ему просто нужно было, чтобы его голос был услышан в США. На президента злились многие из числа оппозиции. Мы работали над тем, чтобы изменить ситуацию и добиться прогресса.
В феврале 2021 года СМИ сообщали, что правительство главы Сальвадора Найиба Букеле заключило с фирмой Роберта Стрика контракт на 450 тысяч долларов. Результатами работы, предположительно, стали встречи представителей сальвадорского государства с крупными республиканскими политиками и публичная поддержка сальвадорских властей со стороны некоторых американских законодателей.
После критики внутри страны офис президента Букеле заявил, что контракт с американскими лоббистами он в итоге не подписал, а предварительные соглашения аннулировал. Представители Stryk Global Diplomacy эту информацию не подтвердили, и в медиа появились сообщения о том, что фирма продолжает работать на Сальвадор.
Позже, в августе, представители администрации страны вновь сообщили о том, что контракт был расторгнут и деньги не выделяли, но не назвали дату его расторжения. Стрик тогда не стал комментировать для The Washington Post статус контракта, подчеркнув, что подписывал его в интересах народа Сальвадора и «всех остальных народов».
Сейчас Сальвадор — первая страна в мире, которая начала использовать биткоин. Глава страны — отличный президент, и ситуация с шумихой в прессе — просто провокация оппозиции.
Пресса была неправа: нас никто не увольнял. А информация об обратном распространялась со стороны оппозиции. Это было нелегко, но мы и не беремся за простые проекты: прессе всегда непонятно, кто мы такие, чем мы занимаемся, и обычно журналисты составляют о нас неверное мнение.
Давайте поговорим о российских гражданах и санкциях против них.
Прежде чем мы перейдем к этой теме, я хочу подчеркнуть, что моя компания не вмешивается в политику — наша работа касается исключительно деловых отношений. В наших планах — работать не с российским правительством, а с российскими предпринимателями и предприятиями.
Вы говорите, что политикой не занимаетесь, но санкции против России — очень политизированный вопрос. Как вообще возможно изменить условия для кого-либо из россиян, оказавшихся под санкциями? Вы считаете, что это возможно?
Не в моих компетенциях оценивать общую политическую ситуацию, шаги президента Владимира Путина или президента Джо Байдена, я никак не могу на это повлиять. Есть определенные вещи, которые принципиально за гранью моих возможностей.
Между нашими народами много различий, но много и сходств. Я уверенно могу сказать: американский народ не воюет с российским, а вот правительства находятся в состоянии некой формы войны
По моему мнению, в санкционном списке россиян есть много тех, по кому у правительства США просто недостаточно данных — чиновники в Вашингтоне до конца не выяснили, насколько они на самом деле связаны с Кремлем, насколько они причастны к политическим разногласиям — там всех стригут под одну гребенку.
Конечно, в последние четыре года, при Дональде Трампе, политические вопросы между нашими странами резко обострились. Я пытаюсь прорваться через политику и выяснить: действительно ли те, кто попали под санкции, как-то вредят интересам США, или это просто из-за каких-либо отношений с российским правительством. Для некоторых из россиян, кто оказался в списке OFAC, было бы очень полезно, чтобы их услышали в Вашингтоне: в Минфине, в Белом доме, в Минюсте.
Ведь для чиновников оттуда не так важно, кто именно сейчас президент. OFAC — это часть механизма национальной безопасности, а не политических институтов. Эти люди заботятся об интересах США, они по определению не занимаются политикой. Это неважно, у кого какие связи с Трампом, Байденом, Обамой, Бушем, — санкции пишут бюрократы, не принадлежащие к политическому классу. И, соответственно, мне не нужны связи с той или иной администрацией, чтобы заниматься этими вопросами.
Как в США относятся к тому, что вы помогаете иностранцам выйти из-под санкций?
Я патриот своей страны. Но это не значит, что я не могу уважать и любить другие страны. Я также считаю себя капиталистом, который верит в демократию. И поэтому я готов помогать российским предпринимателям в модернизации их бизнеса. В конце концов, в этом суть капитализма — он не принадлежит американцам, это что-то, предназначенное для всех в мире, что-то, что стоит экспортировать, чтобы это охватило всю планету.
Материалы по теме
Вот и поговорили.
«Для Москвы это стало сюрпризом».
Среди россиян много замечательных людей, в них есть предпринимательская жилка. И на мировом рынке нужен сильный российский бизнес, нужен сильный Евросоюз и сильная Великобритания — нужно принимать, что у нас разные привычки в еде и в молитвах, разные идеологии, но мы все люди, и мы можем договориться ради общего блага. Капитализм спасет мир, и ради этого я и работаю каждый день.
Что, по-вашему, больше всего мешает распространению такого общественного устройства?
Когда люди понимают, что они могут добиться своего мирными путями, они чувствуют себя более достойными, более уверенными. Если вы хотите стать гонщиком мирового класса, построить лучшую в стране сеть кофеен, что угодно — никто не вправе вам помешать. Британское, российское, французское, какое угодно правительство — это ключевая угроза капитализму, всемирной свободной торговле. Граждане всех стран мира заинтересованы в том, чтобы выступать за свободный рынок — только сами люди способны найти решение любой проблемы, для этого не нужно давление государства.
Как вы стали заниматься своим делом?
Я работаю в Вашингтоне с 1996 года, я был помощником сенатора Джона Маккейна в Аризоне — это мой родной штат. А потом работал в Конгрессе, также помогал конгрессмену от Аризоны. Затем я работал в президентской кампании Боба Доула и Джорджа Буша, а в 2001-м начал собственное дело. Нужен был кто-то, кто нейтрально относится к любой идеологии, не стремится к политическим постам и к славе и готов быть проводником между клиентами и государством, решать проблемы на любой стороне.
Расскажите о лоббизме при Трампе, до него и при Байдене: что изменилось? Каким образом администрация влияет на вашу работу?
Как я уже говорил, это не про демократов или республиканцев. В офисе OFAC сейчас работают в том числе те же люди, что при Обаме. Отличаются сами инструменты: к примеру, при Трампе ставка делалась на более резкие, решительные шаги, а при Байдене чаще ищут консенсуса внутри всего президентского аппарата прежде чем действовать. Мне не кажется, что консенсус — это всегда правильный способ действовать. Всегда есть сторона, которую сложно не обидеть. Порой такой подход и вовсе приводит к капитуляции.
Конечно, удобно, когда во власти есть друзья. У меня были хорошие отношения с предыдущей администрацией, неплохие и с нынешней. Президент Байден — мой президент, и я обязан следовать его политике. Но бороться с отдельными решениями его администрации я продолжаю так же, как при Трампе, — если что-то не так, то сказать об этом — наш долг. Так или иначе, президенты меняются, а внешнеполитические задачи и национальные интересы — нет. И спорить о санкциях, оспаривать решения мы продолжаем при любой власти в США.