какие школы существуют в индусском праве
Индусское право: понятие, источник, особенности
Понятие и появление индусского права
Индусское право может основывать религия индуизма (брахманизм). Она призвана регулировать поведение членов индусской общины. Это право не стоит относить к правовой системе Индии. В Индии национальная правовая система сформировалась и получила развитие под влиянием английского права, а в современном мире она включена в правовую семью общего права.
Индусское право распространено на 300–350 миллионов индусов, большая часть из которых живет в Индии. Остальная часть индусов представлена национальными меньшинствами, проживающими в Пакистане, Малайзии, Бирме, Сингапуре, а также в странах восточного побережья Африки, включая Кению,Танзанию и Уганду.
Нормы индусского права используются в отношении всех индусов, вне зависимости от их места жительства, исповедующих сложную систему социальных, религиозных, философских взглядов. Эта система называется индуизмом.
Источники индусского права
Христианство, иудаизм и мусульманство в своей основе имеют концепцию равенства всех людей перед богом. Индуизм, в отличие от них, берет за основу идею о том, что люди с рождения разделяются на социальные иерархические группы (касты). При этом каждая каста наделена собственной системой прав и обязанностей, придерживается особой морали.
Идеи, которые проповедует индуизм (брахманизм), находят свое выражение в древних индийских памятниках II тысячелетия до нашей эры. Они называются «Ведами». Участникам различных вари, в соответствии с «Ведами» и другими источникам брахманизма, необходимо следовать божественно предустановленной для их Варне дхарме. Дхарма представляет собой понимание закона (правила поведения, обычаи), которое существует в индуизме.
Дхармашастры представляют собой своды правил поведения, которые составлены знатоками, известными учеными (дхармы), которые диктует религия индуизма. В число самых важных дхармашастр, которые составлены во II в. до н.э. – III в. н.э., можно включить Законы Ману, Законы Яйнавалка, Законы Нарада.
Законы Ману подчеркивают, что все, в том числе царь, должны следовать наставлениям и советам брахманов, касающихся дхармы. За нарушение этого были предусмотрены суровые земные наказания и загробная кара.
Важный источник индусского права (после дхармашастр) представлен нибандхазами, сборниками комментариев к дхармашастрам, которые были созданы в XII–XVII вв.
В тех ситуациях, когда не существует заранее устанавливаемых правил, индусское право дает рекомендации индивидам и судьям принимать к действию требования разума, справедливости и совести.
Индусское право не признает в качестве источников права законодательство страны и судебную практику.
Особенности индусского права
Идея прав человека чужая для индусского права, в его основе лежит система обязанностей, которые должны соблюдать все, кто не желает быть опозоренным и думает о потустороннем мире. Индуистская доктрина не считает правовыми источниками судебные прецеденты и акты, которые устанавливают светские правители. Тем не менее, она требует следовать приказам власти. В этом случае, даже когда есть закон, судья не должен использовать его всегда точно. По своему усмотрению, используя все возможные средства, он должен примирять власть и справедливость.
Главной чертой индусского права является тесная связь с религией, которая может являться неотъемлемой частью индуизма. В состав индуизма вместе с правом необходимо включить различные религиозные верования и обряды, ценности морали и философии, которые предполагают соответствующий образ жизни, порядок в обществе, социальную организацию.
Индусская правовая система является одной из древних в мире. Ее формирование происходило еще в древности и прошло двухтысячелетний путь. Индусское право в ограниченных пределах сохраняет собственное регулирующее значение до настоящего времени.
На последующее развитие индусского права существенно повлияло законодательство Англии и нормы общего права. После того, как в Индии была достигнута независимость в 1947 году, страна взяла курс на модернизацию индусского права и в целом национальной правовой системы. В 1950 году Конституция Индии устанавливает запрет на дискриминацию по мотиву кастовой принадлежности.
Индусское право представляет собой семью религиозного права, сложившуюся на базе индуизма и регулирующую поведение членов индусской общины. Оно используется в отношении всех индусов, которые исповедуют индуизм, что не зависит от их места жительства.
Индусское право: источники и основные институты.
Индусское право возникло и существует в рамках индуизма – древнейшей национальной религии Индии. Под индуизмом понимается совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну.
Кастовое деление нашло отражение и в индусском праве, отличительной чертой которого являлось наличие самостоятельных сводов правил поведения (дхарм), предназначенных для каждой касты.
Первоисточником индусского права, как и всего индуизма, являются Веды – сборники индийских религиозных текстов, созданные примерно во II тысячелетии до н. э. Позднее появились дхармасутры и дхармашастры – источники собственно права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила, собственно, и есть дхарма.
В XI–XII вв. постепенно сформировались различные школы индусского права, основанные на толковании священных текстов и древних правовых сборников, отличающиеся различным подходом к решению правовых проблем.
Таким образом, индусское право – система правил поведения, закрепленных в Ведах и производных от них источниках, регулирующих отношения индуистов с богами, а также между членами индуистского общества, независимо от национальности, гражданства и местонахождения.
В сферу индусского права сегодня включается около 300–500 млн индуистов. Подавляющее большинство их проживает в Республике Индия. В XX в. индусское право претерпело существенную трансформацию, которая была связана, главным образом, с отменой варно-кастовой системы, и в настоящее время оно выступает в качестве подсистемы правовой системы Индии, светской по существу, регулируя некоторые частноправовые отношения, связанные с личным статусом индуиста (брачно-семейные, наследование, религиозные пожертвования и др.).
На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. В целом сегодня в Индии кастовая система переживает процесс коренных перемен.
В настоящее время индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов: регламент личного статуса, включая брак и развод, брачные и внебрачные дети, усыновление, несовершеннолетние и опекунство, родство, семейная собственность, наследование, алиментные обязательства, религиозные пожертвования, совместная собственность, кастовое право и отлучение, дамбупад, бенами и неделимое имущество. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения. Дамбупат – чисто индусская правовая норма, направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, в которых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица (бенамидара), являющегося лишь доверенным лицом владельца и получающего доход или выгоду от результатов такой деятельности.
После достижения независимости система индусского права претерпела новые значительные изменения. Главным регулятивным инструментом стал закон. План полной кодификации индусского права обсуждался еще в ходе борьбы за независимость. Однако представленный на рассмотрение парламента в 1947 г. проект Индусского кодекса принят не был. Вместо него в 1953–1956 гг. были приняты четыре закона, посвященные семейному и наследственному праву. По сути, они и означали кодификацию индусского права в его современном варианте. Первым в 1955 г. вступил в действие закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению.
Подводя итог, можно сделать вывод, что под современным индусским правом понимается личное право индуистов, видоизмененное законами и обычаями.
Таким образом, индусское право, как любое религиозное право, несамостоятельно и является неотъемлемой частью индуизма, который как религия включает нормы морали, обрядов и ритуалов, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию и структуру.
КЛАССИЧЕСКОЕ ИНДУССКОЕ ПРАВО
В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе исторической эволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм, джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.
В трудах, посвященных исследованию индусского права, практически отсутствует определение индусского права. Н.А.Крашенникова объясняет это историческими изменениями в нем, которые включают возможность приобрести единое формулирование. В общем виде индусское право можно определить как религиозно-правовую систему, которая регламентирует общественные отношения в середине общины, которая исповедует иудаизм. 1
Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст.
Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).
На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж (по крайней мере такая закономерность наблюдается в высших кастах), хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. 4
В целом сегодня в стране, имеющей современную политико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.
Главная особенность классического индусского права – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является, по сути, своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру. 5
Классическая индусская система прада – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Их возраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядок исторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которому мировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться на предположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э. Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозных обрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни. Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальной точке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи.
Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Дальнейшее развитие классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можнр назвать юридическими.
Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет «священные», «брахманские». Такое название, однако, не совсем удачно. Слово «дхарма» далеко не соответствует слову «закон». Дхарма – сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса, причем образ жизни во всех деталях. Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно и правовые, и религиозные, и моральные феномены.
Таким образом, дхармашастры – это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего, религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности. Это ставит под сомнение вывод французского компаративиста Р. Давида, согласно которому индусское право к моменту появления английских колонизаторов не получило достаточного развития. Ярким показателем сравнительно высокой степени развития классического индусского права еще в древний период служит наличие в дхармашастрах вполне зрелых по содержанию логических правовых определений.
Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовых конструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозных форм, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и в мусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильно пишет НА. Крашенинникова, изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.
Как и в мусульманском мире, в XI–XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.
Таким образом, можно сделать вывод, что индусское право сформировалось вследствие эволюции и слияния ведических и брахманских традиций. Преобладает персональный характер действий права, которые распространяются только на лиц, которые исповедуют индуизм, независимо от того, в каких государствах они живут, а также очень ярко выраженный кастовый характер.
Индусское право претерпело сильное влияние других правовых систем – мусульманской и английского права. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в ХVIв., достаточно ощутимо приостановило развитие индусского права. Последствием влияния английского права было ограничено действие индусского права лишь регламентацией узкого круга отношений, тогда как важнейшие сферы общественной жизни подпали под действие нового территориального права, которые применялись ко всем гражданам Индии независимо от их религиозной принадлежности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дурга Дас Басу. Основа конституционного права Индии. М., 2006, с.87
Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 2005.с.93
Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 2002. С.98
Туманов В.А. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. Учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора В.А. Туманова. Москва, ЮРИСТЪ 2003., с.168
1Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 2002. С.98
2 Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 2005.с.93
3 Дурга Дас Басу. Основа конституционного права Индии. М., 2006, с.87
5 Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. Учебник под редакцией доктора юридических наук, профессора В.А. Туманова. Москва, ЮРИСТЪ 2003., с.168
Особенности классического индусского права
В настоящее время индусское право распространяется приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточном побережье Африки – преимущественно в Танзании, Уганде и Кении. Отсюда видно, что индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.
Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.
В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе исторической эволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм, джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.
Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой.
Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).
Переход из одной касты в другую невозможен, несмотря на служебные успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.
Нарушение этих правил на протяжении длительного времени влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Так, индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков. Такая практика сохранялась до принятия в 1949 г. закона о действительности индусских браков, который гласит, что «брак между индусами не будет признаваться недействительным в будущем или в прошлом только на том основании, что стороны исповедовали разные религии или принадлежали к разным кастам, подкастам или сектам».
На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж (по крайней мере такая закономерность наблюдается в высших кастах), хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.
В целом сегодня в стране, имеющей современную политико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.
Главная особенность классического индусского права – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является по сути своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру.
Классическая индусская система прада – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Их возраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядок исторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которому мировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться на предположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э. Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозных обрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни. Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальной точке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи.
Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на сан-, скрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Дальнейшее развитие классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можнр назвать юридическими.
Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет «священные», «брахманские». Такое название, однако, не совсем удачно. Слово «дхарма» далеко не соответствует слову «закон». Дхарма – сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса, причем образ жизни во всех деталях. Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно и правовые, и религиозные, и моральные феномены.
Таким образом, дхармашастры – это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности. Это ставит под сомнение вывод французского компаративиста Р. Давида, согласно которому индусское право к моменту появления английских колонизаторов не получило достаточного развития. Ярким показателем сравнительно высокой степени развития классического индусского права еще в древний период служит наличие в дхармашастрах вполне зрелых по содержанию логических правовых определений.
Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовых конструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозных форм, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и в мусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильно пишет НА. Крашенинникова, изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.
Как и в мусульманском мире, в XI–XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.
В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют, подобно мусульманским правовым мазхабам, каждая в определенных географических районах, хотя личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, где они проживают. Школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара – в других штатах Индии и Пакистане.
Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права.