какие системы бывают по отношению к целевому назначению
Целевая и другие системы
Найти целевую систему не просто, особенно начинающему, потому что нет алгоритма выделения целевых систем. И даже опытный деятель или команда, выделяя целевую систему понимают, что за это решение они будут нести ответственность. Системное мышление лишь помогает не совершить методологические ошибки при выборе целевой системы. Однако, насколько это решение правильно с точки зрения жизни проверяется в конкретном проекте.
Системы обеспечения — это системы, которые участвуют в задумывании, проектировании, создании, ремонте и эксплуатации целевой системы. Концерт «БМВ», дилеры, продающие и ремонтирующие автомобиль, и утилизаторы — все они являются системами обеспечения для целевой системы автомобиль.
Ещё один пример — доставленная к ужину пицца. В данном случае можно считать доставленную пиццу — целевой системой, а надсистемой — ужин членов семьи. Системой обеспечения будут — повар со всеми своими кулинарными технологиями, доставщик пиццы со своими технологиями
Три области интересов непосредственно связаны с основными системами, то есть можно говорить о модели «области интересов и три главные системы»:
С целевой системой разными способами взаимодействуют системы в окружении. Например, для автомобиля системами в окружении будут водитель и пассажир, а также дорога, заправка Системы в окружении помогают лучше понять границы целевой системы. В случае с «доставленной к ужину пиццей» системами в окружении будут другие яства и напитки, столовые приборы
Понимание систем в окружении позволяет лучше понимать какой должна быть целевая система, а также даёт пишу для размышлений на предмет экспансии бизнеса. Ваша компания может расширить линейку целевых систем за счёт создания систем в окружении. Если вы доставляете пиццу, то вполне можете также доставлять другую еду или напитки. С точки зрения методологии последние станут новыми целевыми системами, однако стоит ли так делать в бизнесе системное мышление не говорит. Вам придётся решать это исходя из предпринимательских прикладных практик.
Подсистемами являются части целевой системы. Для автомобиля подсистемами являются мотор, салон, шасси Подсистемы физически входят в целевую систему, в свою очередь целевая система является подсистемой для надсистемы. В итоге связь подсистема-целевая система-надсистема символизирует системные уровни. Как мы помним из прошлого раздела, на каждом системном уровне возникает свойство эмерджентности.
Выделение разных систем происходит по отношению к какой-то целевой системе. Если говорим о надсистеме, то значит есть целевая система, а если есть система обеспечения, то ей тоже всегда соответствует целевая система. Однако, прежде чем выделять целевую систему необходимо разобраться со своими ролями, должностями и командой. Это понимание позволяет определить свою ответственность и полномочия, от которых зависит системный уровень и границы целевой системы. Вам могут дать полномочия создавать поршень или весь мотор или автомобиль в целом. В примере с автомобилем системные уровни понятны, но, скорее всего, такая ясность не свойственна вашим рабочим проектам.
К сожалению, в одном разделе невозможно рассказать все детали про разные системы и про то, как с ними работать. Для этого потребуется освоить весь понятийный минимум системного мышления. Изучение учебника «Системное мышление 2020» имеет целью познакомить читателя не только с понятийными минимумом, но и показать связь разных понятий между собой. А далее необходимо применять системное мышление к работе с разными целевыми системами. Например, после изучения учебника на практикуме «Системное мышление» студенты составляют итоговое эссе для учебных проектов, а после этого можно переходить к вашим рабочим реальным проектам.
Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»
Ответы к тесту: Виды систем управления
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: В чем заключается второй цикл развития научно-технического прогресса на основе теории длинных волн Н. Кондратьева?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Создание парового двигателя, развитие железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства
[неверно] Внедрение новых технологий в текстильной промышленности и развитие гидроэнергетики
[неверно] Развитие электроэнергетики
[неверно] Использование нефти и продуктов ее переработки
Тестовый вопрос: Что относится к предметам труда?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Машины, оборудование
[ верно ] Сырье и материалы
[неверно] Производственный персонал
Тестовый вопрос: Что относится ко второму этапу структурирования СУ?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Выделение ресурсных элементов
[ верно ] Выделение производственных функционально-организационных элементов
[неверно] Выделение субъекта управления
Тестовый вопрос: Что такое цикл Деминга?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Планирование, выполнение работ, проверка соответствий и устранение отклонений
[неверно] Цикл развития научно-технического прогресса
[неверно] Нет правильного ответа
Тестовый вопрос: Правда ли, что к фундаментальным исследованиям относятся оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Нет
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от способа образования?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Искусственные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от способа образования?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Естественные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают по отношению к целевому назначению?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Целенаправленные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают по отношению к целевому назначению?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Целеустремленные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от сущности?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Космические
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от сущности?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Технические
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от специализации?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Комплексные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от типа субстанции элементов?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Абстрактные
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от предсказуемости поведения?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Стохастические
Тестовый вопрос: Какие системы бывают в зависимости от адаптивности?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Самоорганизующиеся
Тестовый вопрос: Что означает свойство системы как эмерджентность?
Выберите правильный ответ:
[неверно] Определяет расчет некоторых свойств системы
[неверно] Определяет степень изменения параметров системы
[ верно ] Характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
[неверно] Определяет способность достижения эффективности функционирования системы
Менеджмент. Тест с ответами #106
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Механизм социального партнерства включает такие составляющие, как …
коллективные договоры
судебные иски
рекламации
соглашения
Информационная услуга – это …
использование коммерческой информации
изготовление средств вычислительной и множительной техники
совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме
предоставление в пользователю информационных продуктов
Средства массовой коммуникации должны находиться под контролем организаций рабочего класса — прежде всего коммунистической партии – признак …
авторитарной теории
теории социальной ответственности
теории советских медиа
Что такое типичный отбор?
А. Отбирается необходимое количество с помощью генератора случайных чисел
Б. Отбирается необходимое количество, используя шаг выборки
В. Предварительно генеральная совокупность разбивается на группы, затем отбирается необходимое количество с помощью генератора случайных чисел
Г. Предварительно выбираются критерии, по которым определяются квоты, затем отбирается необходимое количество, используя шаг выборки
Какие системы бывают по отношению к целевому назначению?
А. Космические
Б. Искусственные
В. Целенаправленные
Г. Централизованные
Начальник отдела жестом выразил недовольство в отношении выполненного работниками задания. В этом случае он использовал средство _________ коммуникации
вербальной
неформальной
формальной
невербальной
Функции принятия решений выражаются в …
создании новой информации в ходе анализа, планирования и оперативного управления
доведении выработанных решений до объекта управления
учете, контроле, хранении, поиске, отображении, тиражировании, преобразовании формы информации
Цели деятельности организации — это …
преобразование ресурсов, которые выступают в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда
конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе
повышение эффективности производства
удовлетворение потребностей работников
Что понимается как «восприятие потребителями степени выполнения их требований»?
характеристика качества
требование к качеству
удовлетворенность потребителей
Важным достоинством группового решения является …
ответственность
эффект синергии
эффект масштаба
скорость
Оценка организационного конфликта с позиций экономической результативности …
невозможна
нужна, но не делается
нежелательна
необходима
Плюралистическая форма социального партнерства предполагает …
использование обычного политического процесса
применение специальных процедур и механизмов
использование специальных органов
развитие сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний
Виды профессиональных услуг, с которыми связано управленческое консультирование:
юридические услуги, аудит, реинжиниринг
обеспечение информационными технологиями, издательское дело, реклама
торговля, рекрутмент, логистика
Канал прямого маркетинга целесообразен в случае, если …
осуществляется выход на новый рынок, по которому отсутствует необходимая информация
осваиваемый рынок отличается существенной географической протяженностью
количество потребителей невелико и они расположены на относительно небольшой территории
для выхода на рынок требуется создание собственной емкой и мощной сбытовой сети
Типы экономических систем
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
Особенности командно-административной экономики
Черты рыночной экономики
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.
Свойства системы могут быть условно разделены:
• на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:
• целостность – система представляет собой организационное сложное целое;
• делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;
• множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);
• целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;
• свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:
• гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;
• гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;
• самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;
• иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;
• централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;
• эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.
Системы можно классифицировать:
? по способу образования:
• естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;
• искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
? отношению к целевому назначению:
• целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;
• целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
? наличию центрального ведущего элемента:
• централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;
• децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
• малые (включают менее 30 элементов);
• средние (включают до 300 элементов);
• большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
• простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;
• сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
? отношению к изменениям во времени:
• относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;
• динамичные (изменяются с течением времени);
• специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;
• комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;
• детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;
• стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
? взаимодействию с внешней средой:
• изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;
• закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);
• открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.