какие современные формы визуально зрелищных искусств вы знаете
Виды современного искусства
Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.
А таковое приняло следующие формы:
1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век).
На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах.
Работа Иштвана Ороса
2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем.
3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.
Сегодня Уэйда приглашают рекламировать свою продукцию большие корпорации и художественные выставки.
Работа Скотта Уэйда
4. Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал – это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности.
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.
Херманн Нич и его работы
5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом.
Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.
Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. – рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) – рисует ягодицами.
6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.
Одна из работ Алексы Мид
7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.
Работа художника Теодосио Ауреа
8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.
Работа художника Moose
9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.
10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях – на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.
В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.
Леонардо да Винчи, Анаморфоз, Фотореализм, Одри Флэк, Скотт Уэйд, Винициус Кесада, Херманн Нич, абстрактные портреты, грудь, Трехмерное изображение, Синтия Грейг, Искусство и тени, Обратное граффити, боди-арт.
Современные формы экранного языка
Ничто так быстро не устаревает, как технические новинки, с нарастающей скоростью сменяющие друг друга. Язык, на котором говорили ещё вчера модные хиты, сегодня уже кажется медлительным, далёким от жизни, устаревшим. Искусство всегда меняло свою форму, язык творческих произведений и средства, которыми они создаются.
Суть искусства как разговора о человеке, передача на экране или на сцене «правды жизни человеческого духа» и во времена Шекспира, и во времена Пушкина, и сейчас одни и те же. Потому-то нам близки и интересны бессмертные Ромео и Джульетта — вечные наши современники! Но язык искусства и его восприятие постоянно меняются. Не последнюю роль в этом играют и сами технологии, с помощью которых создаются современные зрелища. Мелькают вспышки света, ревут динамики, среди лазерных лучей и дымов в бешеном ритме танцуют и поют шоу-звёзды.
Язык музыки и фильмов, литературы и картин, на котором они говорят сегодня, отличается от языка, на котором они говорили во времена ваших родителей, а тем более дедушек и бабушек. Форма и ритм старых фильмов определялись характером, идеалами и взглядами, условиями жизни людей иной эпохи. Другими стали не только костюмы киногероев, но и их речь, а больше всего ритм и монтаж фильма, динамика развития его сюжета.
Конечно, и сам темп нашей жизни влияет на наше восприятие. Когда вы сидите у телевизора, обратите внимание, как часто вы переключаете на пульте экранную картинку. Да и сама экранная картинка зачастую подстать зрительскому нетерпеливому, пляшущему сознанию. Короткие планы, стремительный монтаж, неожиданные ракурсы, рваная музыка. Клиповое сознание, клиповое восприятие экрана и жизни всё больше становятся реальностью сегодняшнего дня.
Клип — английская аббревиатура, возникшая в лексике программистов. Термин быстро вошёл в употребление в разных областях творчества — в дизайне, фотографии, музыке и т. д. В словарях по-разному раскрывается смысл этого термина, но в них так или иначе есть одно ключевое определение клипа как набора элементов. Не композиция элементов, основанная на гармонии и логике, а их набор, производящий на зрителя эмоциональное воздействие. Клип основан на контрастах неожиданных или случайных визуально-смысловых ассоциаций, возникающих на монтажном стыке изображений, текста и звука.
Поскольку экранные клипы получили наибольшее распространение в рекламе и шоу-бизнесе, для них характерен агрессивный стиль воздействия на зрителя в целях рыночной популяризации модных хитов, исполнителей и товаров.
На телеэкранах наиболее распространены песенные видеоклипы. Их видеоряд впрямую зависит от ритма и текста песни. Будучи, по существу, этюдом, клип в отличие от него не стремится к смысловой гармонии, а скреплён ассоциативными связями, зачастую весьма произвольными.
Монтажное построение клипа, не скреплённое композиционно-образной логикой, чаще всего «своевольно» может быть иллюстративным, алогичным и допускает различные ассоциации. Поэтому связующим последовательность кадров в клипе является не изобразительная логика, а текст песни или музыка.
Перед вами фрагмент клипа «Эта осень нас разлучила». В сценарной основе клипа — песня, созданная одной из школьных музыкальных групп. Этот клип приводится здесь как типичный пример подобных сочинений, для которых характерны подражательность и банальность. Вы без труда представите себе клип звучащим на экране, потому что не раз слышали, а может быть и сами сочиняли нечто похожее.
Ветер срывает листья,
Ты разрываешь душу,
Дождь нескончаемо плачет,
И только в тумане,
только в тумане
Вижу твои глаза.
Ветер срывает листья,
Но я не могу оторваться
Прибитый дождём к земле.
К сожалению, невысокое качество поэтической основы и монтажа отличают и художественный уровень многих телевизионных клипов, словно поставленных на конвейер.
Задание
Также распространён динамичный роковый клип, где текст вторичен и всё строится на контрастном и динамичном монтаже звука и видеоряда. Здесь приводится кадроплан фрагмента такого клипа. Резкость, энергия выкрика, многократно усиленная динамиками, подхлестываемая стыком рваных планов, привлекают молодёжь. Главное, чтобы при этом вы не оглохли и не ослепли душевно.
Видеоклип — одна из форм видеоинсталляции и коллажа. Поэтому клиповые произведения вы можете встретить под этими названиями. Поиски новых форм выражения часто лежат вне традиций классического искусства. Флэшмобы, перформансы, граффити, видеоарт составляют отдельную от него и противостоящую ему сферу так называемого актуального искусства.
Актуальное искусство, построенное на изменении языка и условностей традиционных искусств, вбирает в своё зрелищное пространство и художника, и зрителя. Они включаются в единое игровое действие, в котором художник становится режиссёром этого действия, а зрители — его участниками. Поэтому здесь на первый план выходит не умение художника рисовать, а его умение воплощать свою идею в игровой ситуации. Это придаёт подобным акциям театрально-зрелищный характер, только осуществляемый не на сцене, а в реальном пространстве города. На этом строятся перформансы, хэппинги, флэшмобы и т. п. Иногда они привлекают своей неожиданностью, но гораздо чаще их эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, они приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством.
Восприятие истинного искусства требует работы мысли и души, но оно вовсе не головоломка, как актуальное искусство. Оно настоящая школа художественного творчества.
Компьютер даёт возможность не только смотреть, но и создавать свои экранные послания, видеоклипы. И важно не просто их разослать по Сетям, а важно, чтобы они не были «экранным спамом» по своему качеству и смыслу. Для этого нужны художественная культура и вкус. Не бойтесь иметь своё мнение. Бойтесь неправды и неискренности в том, что вы создаёте!
Задание
Творческое
10 самых необычных форм современного искусства
Искусство существует почти так же долго, как и люди. Но древние художники, занимающиеся наскальной живописью, вряд ли могли себе представить, какие странные формы может принимать искусство современное.
1. Анаморфоз
Анаморфоз — это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.
На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.
А самый интересный современный пример — анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.
© blog.thomasjquinn.com
© blog.thomasjquinn.com
© www.rebloggy.com
© www.rebloggy.com
© www.josephegan.co.uk
© www.josephegan.co.uk
2. Фотореализм
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».
Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стелем и идеями.
© Audrey Flack
© Audrey Flack
© Chuck Close
© Chuck Close
© Duane Hanson
© Duane Hanson
© Duane Hanson
3. Рисование на грязных машинах
Рисование на грязи, скопившейся на давно не мытой машине, тоже считается искусством, лучшие представители которого стремятся изобразить несколько больше банальных надписей вида «помой меня».
© CNW Group/CARSTAR Collision & Glass Centres
52-летний графический дизайнер по имени Скотт Уэйд стал очень известен из-за своих удивительных рисунков, которые он создавал, используя грязь на стёклах машин.
А начал художник с того, что использовал в качестве холста толстый слой пыли на дорогах Техаса, на дорогах он рисовал различные карикатуры, а создавал он их с помощью собственных пальцев, ногтей и небольших сучьев.
В настоящее время для рисования он использует специальные щётки, с помощью которых создаёт удивительно зрелищные и сложные картины. Постепенно Уэйда стали показывать на различных художественных выставках, также его стали нанимать рекламодатели для того, чтобы он продемонстрировал своё мастерство на их мероприятиях.
4. Использование жидкостей организма в искусстве
Это может показаться странным, но существует много художников, использующих в своих работах жидкости организма. Возможно, вы уже где-то читали об этом, но скорее всего, это была лишь верхушка этого отвратительного айсберга.
Херманн Нич / © maldoror-is-dead.blogspot.com
К примеру, художник из Австрии Херманн Нич использует в своей работе собственную мочу и большое количество крови животных. Подобные пристрастия возникли у него ещё в детстве, которое пришлось на Вторую мировую войну, и эти пристрастия на протяжении многих лет вызывали споры, было даже несколько судебных разбирательств.
Другой художник из Бразилии по имени Винициус Кесада работает с собственной кровью, и не использует кровь животных. Его картины, с болезненными оттенками красного, жёлтого и зелёного, передают очень мрачную, сюрреалистическую атмосферу.
5. Рисование частями собственного тела
Не только художники, использующие телесные жидкости, находятся сейчас на подъёме. Также набирает популярность использование частей собственного тела в качестве кистей. Взять хотя бы Тима Патча. Он больше известен под псевдонимом «Прикассо», который он взял в честь великого испанского художника Пабло Пикассо. А ещё он известен тем, что использует собственный пенис в качестве кисти. Этот 65-летний австралиец вообще не любит себя ни в чём ограничивать, так что помимо пениса он также использует для рисования ягодицы и мошонку. Этим необычным делом Патч занимается уже более 10 лет. И его популярность растёт год от года.
Тим Патч / © www.nydailynews.com
А Кира Айн Варседжи использует собственную грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты. Хотя её часто критикуют, она, тем не менее, остаётся полноценным художником, который работает ежедневно (картины она также пишет и без использования груди).
Кира Айн Варседжи / © en.geourdu.co
К другим художникам в этой странной области искусства относится Ани К, рисующий языком, и Стивен Мармер, школьный учитель, рисующий собственными ягодицами.
Ани К / © www.tu-tu-tu.com
Стивен Мармер / © www.styleweekly.com
6. Реверс трёхмерных изображений
В то время как анаморфоз старается сделать двумерные объекты похожими на трёхмерные, реверс трёхмерных изображений пытается сделать так, чтобы трёхмерный объект стал похож на двумерный рисунок.
Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. В своей работе Мид использует нетоксичную акриловую краску, с помощью которой она заставляет своих ассистентов стать похожими на неодушевлённые двумерные картины.
Эту технику Мид начала разрабатывать ещё в 2008-м году, а публике она была представлена в 2009-м году.
Работы Мид, это, как правило, человек, сидящий у стены, и окрашенный таким образом, чтобы у зрителя возникла иллюзия того, что перед ним — обычный холст с обычным портретом. Чтобы создать такое произведение, может потребоваться несколько часов.
Другой значимой фигурой в этой области является Синтия Грейг, художник и фотограф из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует в работе не людей, а обычные бытовые предметы. Она покрывает их углём и белой краской для того, чтобы они со стороны выглядели плоскими.
© Cynthia Greig
© Cynthia Greig
© Cynthia Greig
7. Тени в искусстве
Тени по своей природе мимолётны, так что трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их для создания произведений искусства. Но современные «теневые художники» достигли невиданных высот в использовании теней. Художники используют тщательное позиционирование различных объектов для того, чтобы создавать красивые теневые образы людей, предметов или слов.
Наиболее заметные художники в этой области — Куми Ямашита и Фред Ердекенс.
© Fred Eerdekens
© Fred Eerdekens
© Fred Eerdekens
© Fred Eerdekens
Конечно, у теней несколько жутковатая репутация, и многие «теневые художники» используют в своих работах тематику ужасов, разрухи и городского упадка. Этим славятся Тим Нобл и Сью Вебстер. Самое известное их произведение называется «Грязный белый мусор», в котором мусорная куча бросает тень на двух людей, которые пьют и курят. В другой работе видна тень птицы, возможно, тень ворона, который клюёт пару отрубленных голов, насаженных на колья.
© Tim Noble & Sue Webster
© Tim Noble & Sue Webster
8. «Обратное граффити»
Как и рисование на грязных машинах, «обратное граффити» предполагает создание картины с помощью удаления лишней грязи, а не с помощью добавления краски. Художники часто используют мощные моечные установки, позволяющие удалить грязь со стен, и в процессе создать прекрасные образы. Началось всё это с художника Пола «Муза» Кертиса, который нарисовал свою первую картину на чёрной от никотина стене ресторана, в котором он мыл посуду.
Другой заметный художник — Бен Лонг из Великобритании, он практикует несколько упрощённую версию «обратного граффити», используя собственный палец для удаления грязи со стен, скопившейся там из-за выхлопов машин. Его рисунки держатся на удивление долго, до шести месяцев, при условии, что их не смоет дождь или не уничтожат вандалы.
Ben Long / © mediacentre.kallaway.co.uk
Следует отметить, что «обратное граффити» — искусство достаточно спорное. У того же Кертиса, например, уже было несколько стычек с полицией, которые он сравнивает с «арестом человека, ковыряющегося палкой в песке».
9. Боди-арт иллюзии
Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.
Наиболее ярким представителем этого вида искусства считается художник из Японии Хикару Чо который известен своими необычными, «мультяшными» иллюзиями.
© www.lostateminor.com
© www.telegraph.co.uk
© www.huffpost.com
© www.lostateminor.com
10. Рисование светом
Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.
А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.