какие способы защиты прав предпринимателей вы знаете
Защита прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей в России состоит из двух вещей: законов, которые защищают права предпринимателей при проверках, и органов по защите от коррупции, шантажа, вымогательства и незаконного уголовного преследования. В статье рассказываем, какие законы описывают права бизнеса во время проверок и кто кроме адвоката поможет защититься в остальных случаях.
Еще о защите прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей во время проверок
Проверки бизнеса проводят тридцать ведомств: от привычных налоговой и Роспотребнадзора до комиссии по делам несовершеннолетних, военных комиссариатов и лесного надзора. Как эти проверки должны проводиться и какие права есть у бизнеса, описывает закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», он же 294 ФЗ.
Кто проверяет бизнес в России
294 ФЗ описывает, что предприниматель вправе делать:
Этот же закон описывает, как должны себя вести проверяющие, что они могут делать, а что — нет. Например, нельзя брать плату за проведение проверки; раскрывать коммерческую тайну компании, если узнали ее во время проверки; требовать документы, которых нет в распоряжении.
Если проверка прошла с нарушениями, ее можно обжаловать. Здесь два варианта:
Еще в законе есть сроки проверок: плановые не чаще, чем раз в три года, а для новые предпринимателей — через три года после регистрации бизнеса. Внеплановые проверки проводятся в любой момент и без ограничений по количеству, если есть жалобы от клиентов или сотрудников.
Кроме 294 ФЗ есть законы, которые дополнительно регулируют проверки прокуратуры, МЧС, агентства по рыболовству и остальных.
Защита прав предпринимателей
Субъективное право на защиту – это право, юридически закрепленное за физическим/юридическим лицом и дающее ему возможность восстанавливать свои нарушенные права и интересы, используя меры правоприменительного характера, или пресекать противоправные действия третьих лиц, способствующие такому нарушению. Предметом правовой защиты в сфере предпринимательской деятельности являются оспариваемые или нарушенные права и интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Предприниматели обеспечены правом на защиту наравне с другими субъектами правоотношений, их деятельность охраняется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства. Под защитой прав предпринимателей, таким образом, следует понимать комплекс нормативно установленных механизмов, призванных признавать и/или восстанавливать нарушенные права и интересы предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных законодательно закрепленных способов защиты.
Способы защиты прав предпринимателей
Для воздействия на нарушителей законных прав предпринимателей применяются закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера – способы защиты прав предпринимателей, – цель которых – признание и/или восстановление оспариваемых или нарушенных прав.
Общий перечень способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Классифицируя способы защиты прав предпринимателей по содержанию юридических действий, их можно разделить на:
1. Материально-правовые – меры по защите предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами материального права. В зависимости от цели применения они делятся на следующие группы:
а) штрафные (направлены на непосредственное применение санкций в отношении нарушителя):
б) восстановительные (направлены на признание определенных прав за субъектом предпринимательской деятельности и/или восстановление положения, существовавшего до нарушения права):
в) пресекательные (направлены на принудительное прекращение противоправных действий в отношении интересов предпринимателей или на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов указанных лиц):
2. Процессуальные – способы защиты прав предпринимателя при рассмотрении его спора в судебном порядке. К ним относится право на:
3. Самостоятельный способ защиты прав предпринимателя – допускается законодательством (ст. 14 ГК РФ) при условии его соразмерности правонарушению. Самозащита может применяться не только в случае восстановления уже нарушенного права, но и как мера превентивного характера по предупреждению угрозы нарушения прав субъекта предпринимательской деятельности.
Формы защиты прав предпринимателей
Осуществление способов защиты прав предпринимателей происходит в определенных формах, представляющих собой процесс применения правовых норм, результатом которого является признание права, пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения права. Защита прав предпринимателей возможна в двух формах:
1. Судебная форма – основывается на деятельности уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, к которым обращается предприниматель в случае нарушения его законных прав и интересов неправомерными действиями. Судебная форма защиты осуществляется через:
а) Конституционный Суд Российской Федерации. Предприниматель вправе обратиться в данный суд, оспаривая неконституционностьактов органов государственной власти, актоворганов местного самоуправления, с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод. Следует отметить, что подача жалобы на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов возможна лишь в случае, если вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, содержание которых нарушает конституционные права и свободы заявителя, основаны на этом законе.
б) Арбитражные суды. По общему правилу, ими разрешаются споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами (ст. 1, 2 АПК РФ), за исключением споров, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью (п. 13 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).
2. Внесудебная форма. Защита прав предпринимателей может также осуществляться вне рамок судопроизводства в следующих формах:
а) Третейский суд. Спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду (кроме споров, вытекающих из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве), споров, связанных с недвижимым имуществом) может быть передан в третейский суд – негосударственный орган, в который вправе обратиться предприниматели за разрешением возникшего спора и защитой своих прав при наличии в договоре, регулирующим их взаимоотношения, специальной третейской оговорки или посредством заключения отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Характерной чертой процесса в ходе третейского разбирательства является широкое применение усмотрения сторон, что повышает степень доверия к назначаемым арбитрам, создает условия для более оперативного рассмотрения дела.
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) – самостоятельный, постоянно действующий третейский суд, деятельность которого регламентирована Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Им рассматриваются споры, вытекающие из внешнеторговой деятельности российских и иностранных предприятий, а также споры, подведомственность которых МКАС определена международными договорами РФ.
б) Нотариальная защита. Осуществляется в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), по делам, не содержащим спорных правоотношений, как посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав – установления определенных фактов на основании предоставленных лицом письменных доказательств, так и посредством защиты уже нарушенного права (например, при предъявлении чека к платежу и удостоверения неоплаты чека (ст. 96 Основ о нотариате).
в) Досудебный порядок защиты. В случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором, истец обязан соблюсти установленный порядок урегулирования спора с ответчиком (п. 5 ст. 4 АПК РФ) посредством направления последнему претензии, содержащей существонарушенного права и предложения по урегулированию возникшего спора, не доводя его до судебного разбирательства. На сегодняшний, по сути, большая часть споров, возникающих из договорных правоотношений требует соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя;доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.
Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур. Так, при проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:
Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:
Особенности защиты прав предпринимателей
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Памятка для предпринимателей (Формы и способы защиты прав предпринимателей)
о формах и способах защиты прав предпринимателей
Защита осуществляется посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Судебные формы защиты прав предпринимателей.
Защита прав предпринимателей Конституционным Судом Российской Федерации.[1]
Конституционный Суд рассматривает дела:
1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции.
Защита прав предпринимателей арбитражным судом.[2]
Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.[3]
Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Судом общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
— споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
— заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита,[4] защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах[5], в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Нарушения прав предпринимателей могут быть выражены в следующем:
1. Отказ в удовлетворении законных требований о государственной регистрации или выдаче специального разрешения (лицензии) состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. При этом оно должно быть окончательным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Например, должностными лицами Федеральной налоговой службы, осуществляющими государственную регистрацию, могут допускаться нарушения:
— превышение установленных ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ сроков осуществления государственной регистрации;
— несоблюдение порядка предоставления документов для государственной регистрации, установленного ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ;
— несоблюдение требований к осуществлению государственной регистрации, установленных главами IV, V, VII. 1 Федерального закона № 129-ФЗ;
— необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в государственной регистрации (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ).
2. Уклонение от государственной регистрации, выдачи специального разрешения (лицензии) выражается в деятельности, направленной на несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок обозначенных процедур. Здесь идет речь об умышленном затягивании установленных сроков государственной регистрации или выдачи специального разрешения.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в основном регулируются Федеральным законом № 99-ФЗ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Типичные нарушения, которые допускают должностные лица лицензирующего органа, связаны с несоблюдением требований, установленных ст. ст.13, 14, 19 Федерального закона № 99-ФЗ, такие как:
— несоблюдение порядка приема заявлений и документов;
— несоблюдения порядка принятия решений о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении таковых;
— необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в предоставлении лицензий;
— несоблюдение порядка переоформления лицензий;
— несоблюдение порядка проведения документарных и внеплановых выездных проверок соискателей лицензий, представивших заявление о предоставлении лицензии, или лицензиатов, представивших заявление о переоформлении лицензии.
Органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами права предпринимателей могут быть ограничены следующим:
1) принятием правовых актов, которыми ограничиваются права и законные интересы предпринимателя. Например: принудительно навязываются какие- либо условия при заключении договоров, ставящих предпринимателей в неравное положение по сравнению с конкурентами; ограничивается оборот отдельных товаров и услуг; незаконно отказывается в предоставлении земельных участков и другое.
2) исполнением государственных и муниципальных функций в сфере организации контроля (надзора), предоставления услуг, осуществления разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур в отсутствие необходимого правового регулирования (в первую очередь в отсутствие соответствующих регламентов) либо на основании правовых актов, содержащих незаконные положения, нарушающие права предпринимателей.
3) проведение должностными лицами правоохранительных органов незаконных внепроцессуальных проверок.
4) необоснованное проведение органами контроля (надзора) многочисленных проверок в отношении одного лица в течение непродолжительного периода времени.
5) проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры.
6) нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (например, незаконное изъятие документов, неправомерное наложение административных штрафов, внесение необоснованных предписаний, исполнение которых практически невозможно).
7) деятельность лицензирующего органа, повлекшая приостановление действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
8) ограничение свободы предпринимательской деятельности, нарушение принципов обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности вследствие нарушения законодательства при осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
4. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, под которым подразумевается неправомерное влияние на них (например, незаконное проведение проверок или изъятие документов).
Контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления над предпринимательской деятельностью
Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в Хабаровском крае, размещаются на официальном сайте прокуратуры области:
— истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (согласование с органами прокуратуры не требуется);
— поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (согласование с органами прокуратуры не требуется);
— приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (согласование с органами прокуратуры не требуется).
Уведомление проверяемого лица о проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Уведомление проверяемого лица о проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Исключение:
Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:
— в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение такого вреда;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
— если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микро-предприятий не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?
В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.
Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.
Перед проверкой Вас должны ознакомить:
— с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);
— с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Внимательно изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить проверяющим лицам в ходе проверки.
По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.
По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается проверяемому лицу либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При несогласии с актом проверки либо выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением документов).
Обязанности должностных лиц контролирующих органов:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении, в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и, в требуемом случае, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
В частности, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в:
• проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
• нарушении сроков проведения проверки;
• отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
• привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
• проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
• непредставлении акта о результатах проведенной проверки.
Повторное совершение такого административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставление акта о проведенной проверке, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей, либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.
В случае если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет – 1 год, после истечения которого, привлечь виновное лицо к ответственности будет невозможно.
Права проверяемого лица:
• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
• знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
• в случае несогласия с актом проверки, в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;
• обжаловать действия (бездействие) проверяющих лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица либо индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
• на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);
• привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Обязанности проверяемого лица:
• юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
• обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
• вести журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля статьёй 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено иное.
Ограничения при проведении проверки.
Проверяющие не вправе:
• проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
• осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
• требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
• отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, методами исследований, испытаний, измерений;
• распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• превышать установленные сроки проведения проверки;
• осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными:
• отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки;
• проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
• отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
• нарушение срока уведомления о проведении проверки;
• привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
• нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
• проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
• истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
• превышение установленных сроков проведения проверок;
• непредставление акта проверки;
• участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
• к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
• при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
• при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
• при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
• при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
• при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
• при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
• к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
• к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.
Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Деяния, за совершение которых, предусмотрена уголовная
ответственность должностных лиц.
В соответствии со статьей 290 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за получение взятки, понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. В зависимости от размера взятки (значительный, крупный, особо крупный), уголовная ответственность должностного лица отягощается; за вымогательство взятки санкцией части 5 указанной статьи, предусмотрена уголовная ответственность до 12 лет лишения свободы.
Согласно статье 292 УК РФ, под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. ч.2 указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность и более строгое наказание если указанные деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 204 УК РФ, под коммерческим подкупом, понимается незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, также как и в вышеуказанных статьях последующими частями статьи предусмотрена ответственность с более суровым наказанием за преступление совершенное в группе лиц, сопряженное с вымогательством.
Куда обратиться, если Вы полагаете,
что при проверке или иными действиями (бездействием)
должностного лица контролирующего (надзорного) органа нарушен
закон?
Если Вы полагаете, что при проведении проверки или в иных случаях должностные лица органа контроля (надзора) своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права и законные интересы, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением (жалобой):
— к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ;
— в Арбитражный суд Хабаровского края, суд общей юрисдикции, в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;
— к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае в порядке п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 1 ст. 9 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2013 года № 324 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае» (по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского д. 24, оф. 22, тел. 8 (4212) 32-44-42; Е- mail:ombudsmanbiz27@mail.ru;
— в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля (надзора), в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Если Вы усматриваете в действиях должностных лиц, препятствующих законному осуществлению предпринимательской деятельности признаки какого-либо должностного преступления (превышение, злоупотребление должностными полномочиями, связанное с корыстной или иной личной заинтересованностью, вымогательство взятки и т.п.), Вы вправе обратиться с заявлением:
— в любой территориальный отдел полиции, в порядке п.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», в том числе, в случае необходимости незамедлительного проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— в органы Следственного комитета Российской Федерации по месту нахождения государственной либо коммерческой организации, чьими незаконными действиями нарушены Ваши права либо месту Вашего нахождения, в порядке ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
В Следственное управление Следственного комитета по Хабаровскому краю заявление можно подать:
— непосредственно на личном приёме, по почте (680000, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 5, телефон доверия: 8 (4212) 47-03-08);
— в территориальные отделы Следственного комитета по Хабаровскому краю:
1. Следственный отдел по г. Хабаровску, г. Хабаровск, ул. Ленина, 10, тел. 8 (4212) 76-74-93;
2. Следственный отдел по Центральному району г. Хабаровска, г. Хабаровск, ул. Ленина, 10 тел. 70-46-72;
3. Следственный отдел по Железнодорожному району г. Хабаровска, г. Хабаровск ул. Джамбула 41, тел. 76-74-42;
4. Следственный отдел по Индустриальному району г. Хабаровска, г. Хабаровск, ул. Ангарская, 11, тел. 8 (4212) 41-90-35;
5. Северный межрайонный следственный отдел по городу Хабаровску, г. Хабаровск ул. Джамбула, 41, тел. 8 (4212) 75-90-53;
6. Следственный отдел по Хабаровскому району Хабаровского края, г. Хабаровск ул. Ангарская, 11, тел. 70-45-77;
7. Следственный отдел по г. Комсомольску-на-Амуре, г. Комсомольск-на-Амуре ул. Советская, д. 2 корп. 2, тел. 8 (4217) 25-10-50, 25-07-16;
8. Следственный отдел по г. Амурску, г. Амурск, проспект Комсомольский, 12 «а», тел. 8(42142) 2-64-72;
9. Следственный отдел по г. Николаевску-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, 7, тел. 8 (42135) 2-58-42;
10. Следственный отдел по г. Советская Гавань, г. Советская Гавань, ул.Пионерская, 10, тел.8 (42138) 45-1-18,
11. Следственный отдел по г. Бикину, г. Бикин, ул. Октябрьская, 16, тел.8 (42155)2-11-93;
12. Следственный отдел по Аяно-Майскому району, Хабаровский край, с. Аян, ул. 30 лет Победы, 1, тел. 8 (42147) 2-12-49;
13. Следственный отдел по Верхнебуреинскому району, п. Чегдомын, ул.Пионерская 27, тел. 8 (42149) 5-36-19;
14. Следственный отдел по Вяземскому району, г. Вяземск, пер. Мирный, 3 тел. 8(42153) 3-14-41;
15. Следственный отдел по Ванинскому району, пос. Ванино, ул. Железнодорожная, 119, тел. 8 (42137) 7-56-51;
16. Следственный отдел по району имени Лазо, район им. Лазо пос. Переясловка, ул. Ленина, 5, тел. 8 (42154) 21-1-88;
17. Следственный отдел по Нанайскому району, Хабаровский край, с. Троицкое, ул. 40-лет Победы, 48, тел. 8 (42156) 4-12-17;
18. Следственный отдел по Охотскому району, пос. Охотск, ул. Охотская, 1, тел.8 (42141) 9-20-55, 9-14-84;
19. П.Осипенко межрайонный следственный отдел, с. П.Осипенко, ул. Будрина, 1, тел. 8 (42144) 2-12-77;
20. Следственный отдел по Солнечному району, пос. Солнечный, ул. Парковая, 17, тел. 8 (42146) 2-53-17;
21. Следственный отдел по Ульчскому району, Хабаровский край, с. Богородское, ул. Советская, 18а, тел.8 (42151) 5-11-08.
И в заключение, почему нельзя давать взятки.
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) должностным лицам органов власти и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) должностным лицам коммерческих организаций (например, теплоснабжения, электроэнергетики) в виде наказания до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с примечаниями к указанным статьям УК РФ лицо, давшее взятку (подкуп), освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и (либо) имело место вымогательство взятки (подкупа), либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки (подкупе) органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Памятка разработана Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю совместно с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае. Август, 2016.