какие существуют формы письменности

Письменность

какие существуют формы письменности

Пи́сьменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.

Содержание

Этапы формирования письменности

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. [1]

Иероглифическое письмо

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Слоговое письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Типы письменности человеческих языков

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.

Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

Основные виды письменностей

какие существуют формы письменности

какие существуют формы письменности

какие существуют формы письменности

Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.

Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья

Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)

Системы, возникшие под влиянием семитоидных

Греческий и возникшие на его основе алфавиты

Письменности, возникшие под влиянием грекоидных

Индийское письмо (слоговое)

Китайское письмо и его производные

Другие древние и средневековые письменности

Письменности, возникшие в XVIII—XX веках

Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.

Африка

Америка

Письменности для искусственных языков

Нерасшифрованные письменности

Письменности для жестовых языков

Существуют письменности для жестовых языков. В начале XXI века используется система SignWriting, созданная в 1974 году.

Источник

Flight-attendant.ru

Английский для бортпроводников и пилотов

ПИСЬМЕННОСТЬ. ВИДЫ ПИСЬМЕННОСТИ

Современная письменность развивалась на протяжении многих столетий. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало

какие существуют формы письменности

в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека.

Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает«глаз» и как идеограмма —«зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. (Реформатский А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. — с.352 — 353)

Примером идеографии может служить древнеегипетская письменность. Внешне она очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письма существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности— иероглиф— изображал отдельное слово. Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней— это китайская иероглифика.

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов. Иероглифическое письмо до сих пор широко пользуются в КНР. Китайские иероглифы легли в основу современной японской письменности. Всего в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Важную роль в истории становления современного алфавита сыграли древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги. Но в финикийском языке были и звуки, которые отсутствовали в египетском. Для этих звуков финикийцы создали новые знаки.

Настоящий— не слоговой, а буквенный алфавит, где есть знаки не только для согласных, но и для гласных, появился впервые у древних греков. Они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались и другие народы древнего Средиземноморья— ликийцы, лидийцы, фракийцы, карийцы, этруски.

Впоследствии многие письменности, в том числе и латинский алфавит, возникли из греческого письма. Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.

Алфавиты

Непосредственно само слово алфавит произошло от латинского слова alphabetum (алфабетум). Это слово в свою очередь произошло от греческого слова (alphabetos), созданного от первых двух букв греческого алфавита– альфа ( alpha ) и бета — ( beta ). На сегодняшний день одними из самых известных и наиболее распространенных видов алфавита являются латинский и римский алфавиты, а также кириллица или славянский алфавит.

Славянский алфавит

Славянский алфавит (кириллицу) разработали на основе греческой письменности два ученых монаха из византийского города Солунь (ныне Салоники в Греции). Звали их Кирилл и Мефодий. В 1963 году во всех славянских странах праздновали юбилей— 1100 лет со времени создания первой славянской азбуки. А в Болгарии День славянской письменности празднуют каждый год— 24 мая. Строго говоря, кириллическая письменность, или кириллица,— это не единственная раннеславянская письменность. Одновременно с ней существовала еще так называемая глаголица (от слова«глагол»— по-старославянски«слово»). Она сложнее, чем кириллица. Некоторые ученые полагают, что Кирилл изобрел и кириллицу, и глаголицу: ведь многие буквы обеих азбук очень похожи. Другие думают, что одна из азбук существовала еще до Кирилла, но какая именно— мнения расходятся.

В кириллице 43 буквы. Между прочим, они использовались и для обозначения цифр: для этого над ними ставились черточки. И до сих пор кириллицей, в разных ее вариантах, пользуются в России, Болгарии и странах бывшей Югославии.

Современное начертание русский алфавит приобрёл в начале XVIII века, когда Пётр I ввёл новую форму письменных знаков— гражданский шрифт вместо церковнославянского. Развитие культуры, рост спроса на книги не только религиозные, но и научные и учебные, расцвет художественной литературы требовали более простой графики букв.

С течением времени некоторые из букв кириллицы оказались лишними, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки. Петровская реформа не избавила русскую азбуку от всех лишних букв, были официально исключены только некоторые из них. Вместе с тем в XVIII веке в нашем алфавите появились и две новые буквы:«й»— в 1735 году, и«ё»— в 1797-м. Букву«ё» впервые использовал писатель Н. М. Карамзин, автор повести«Бедная Лиза».

После 1917 года наш алфавит был освобождён от лишних письменных знаков. Исчезли фита, ижица, твёрдый знак в конце слов и ненавистная когда-то всем школьникам буква ять.
Современные системы письма большинства народов России построены на славяно-кирилловской основе. Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.

Письменность— в широком смысле— совокупность письменных средств общения: система графики, алфавит, орфография.
Письменность— в узком смысле— совокупность письменных и литературных памятников какого-либо народа.
Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Типы письменности человеческих языков

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.
Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э.

Источник

Какие существуют формы письменности

Письменности современного мира

На Земле существует от 2500 до 5000 языков, из которых лишь чуть более 100 имеют письменность и литературу. В разное время в мире возникали около 140 оригинальных письменностей, но только где-то порядка 40 дожили до наших дней.

В настоящее время на планете образовалось 196 государств, однако лишь в 22-х из них официально пользуются оригинальными письменами. Еще в 12-и странах самобытные алфавиты применяются в местных автономиях; кроме того, 25 письменностей носят культовый характер (то есть обслуживают мировые и локальные религии).

На сегодняшний день самым распространенным письмом является латиница (42,8 % от населения земного шара). Распространена она в Америке, Австралии, Черной Африке, Западной Европе, а также в таких крупных государствах, как Турция, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. Английской, испанской, индонезийской, португальской, немецкой, французской и итальянской латиницами пользуются от 379 до 64 млн. чел. (по данным на 2019 г.; в порядке убывания). Единственный язык семитской группы, обслуживаемый латинским алфавитом, – это мальтийский (0,2 млн. чел.). Латиница у хауса называется «боко», у тагалов – «абакада», у татар – «яналиф».

После того, как в 2019 г. вторым официальным языком Северной Македонии стал албанский (албанцев в этой стране четверть населения – 0,5 млн. чел.) латинское письмо здесь приобрело официальный статус.

В Сербии латиница используется параллельно кириллицы, несмотря на то, что с 2006 г. официальный статус славянской азбуки закреплен законодательно. Похожая ситуация в Черногории.

Площадь государств, где пишут латиницей, составляет почти 60 % всей суши. Единственные христианские страны Азии – Филиппины, Восточный Тимор (Timor Loresae) и Кипр (две первые католические). Существенна доля христиан в Южной Корее (44 %) и Ливане (39 %).

Китайские иероглифы применяют свыше 1,6 млрд. чел. (20,5 % от населения планеты): в КНР (1,4 млрд. чел.), а также на Тайване (в Китайской Республике; 23,5 млн. чел.), Гонконге (специальный административный район КНР Сянган; 7,4 млн. чел.), Макао (специальный административный район КНР Аомынь; 0,6), наряду с латиницей и индийским письмом в Сингапуре (5,7) и наряду с оригинальными силлабариями в Южной Корее ( 51,7 ) и Японии (126,2).

Примерно столько же пользователей разных вариантов индийского письма (1,6 млрд. чел.) проживает в 9 странах мира: в Индии (1,3 млрд. чел.), Бангладеш (169,8), Таиланде (66,4), Мьянме (54), Непале (28,6), Шри-Ланке (21,8), Камбодже (16,4), Лаосе (7,1) и Бутане (0,7).

Без малого 7 % населения Земли пишут арабским алфавитом. Это 19 арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко с Западной Сахарой, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и 6 других государств: Афганистан, Джибути (наряду с латиницей), Иран, Коморские острова, Пакистан, Сомали (наряду с латиницей), Чад. Среди них наиболее крупные Пакистан, Египет, Иран (216,3-83,6 млн. чел.) не являются арабоязычными.

Арабское письмо (алифба) по числу стран, где оно является официальным, находится на втором месте после латиницы. Арабский язык является родным для 240 млн. чел.

На третьем месте – кириллица: 3,7 % человечества пользуется славянской азбукой. Государства, где она узаконена, – Россия (146,7 млн. чел.) Украина (41,8), Сербия (6,9), Белоруссия (9,4), Болгария (7), Северная Македония (2), Черногория (0,6), а также Казахстан (18,6), Таджикистан (9,1), Киргизия (6,3) и Монголия (3,2).

Особыми вариантами кириллицы пользуются в частично признанных государствах Абхазия (0,1) и Южная Осетия (0,06). В 2008 г. они вышли из состава Грузии.

Более 18 % суши занимают кириллические страны; это второй показатель после латиницы.

Около 4,5 % землян пишут оригинальными письменами, происхождение которых сложно или невозможно проследить. Они проживают в 10 государствах: Эфиопии и Эритрее (115,4 млн. чел.), Южной Корее (51,7 млн. чел.; наряду с китайскими иероглифами), КНДР (25,6), Японии (126,2; наряду с китайскими иероглифами), Греции и Кипре (11,6), Израиле (8,8), Ирландии (4,9; наряду со стандартной латиницей), Грузии (3,7), Армении (2,9) и на Мальдивах (0,4; наряду с арабским письмом). Эти страны занимают всего менее 2 % поверхности Земли.

В некоторых многонациональных государствах созданы автономии, где этнические меньшинства пользуются письмо, отличным от государственного. Такие автономии могут быть весьма внушительных размеров, как, например, в Индии : телугу (82 млн. чел.), тамилы (75), гуджаратцы (56), орийцы (30) и панджабцы (25). Индийская графика официальна и в провинциях Китая : тибетское письмо (6) в Сицзане и более мелких автономиях, разновидности тайских силлабариев в Юньнани (0,9 млн. чел.; автономные округи Сишуанбаньна и Дэхун, автономный уезд Синьпин). В КНР в автономном районе Внутренняя Монголии титульным является монгольское вертикальное письмо (4,2 млн.чел.). Его ойратская модификация (0,02) в основном функционирует в карликовых национальных образованиях Синьцзяна (Баинголь, Тарбагатай, Хобуджар). Вариант монгольского письма маньчжуров сибо (190,5 тыс. чел.) представл ен в автономном уезде Чапчал-Сибо, который в ходит в состав Или-Казахского автономного округа Синьцзян- Уйгурского автономного района КНР. В эт ой же стране корейское письмо (1,8) функционирует в Яньбянь-корейском автономном округе провинции Гирин.

Оригинальными силлабариями, восходящими к пиктограммам пользуются в Китае ицзу (2 млн. чел.) Ляншань и Хунхэ-иского автономных округов провинций Сычуань и Юньнань. На пути к признанию стоит пиктографическо-слоговое письмо горцев наси тех же провинций.

Бывает, что и латинское письмо выступает в роли «графического меньшинства». В Китае этот алфавит узаконен в Гуанси-Чжуанском автономном районе (16 млн. чел.). Латиница также рекомендована китайским таджикам (точнее: памирским народам – шугнанам, ваханцам и сарыкольцам) в районе Ташкоргана (Taxkorgan) и некоторым другим малым народам (мяо, наси, ицзу).

Аналогичная ситуация и в Мьянме (Бирме), где латинский абецедарий введен для языков национальных областей этого союзного государства: Чин (0,9 млн. чел.), Качин (0,8), Кая (0,2). Латиница также служит народам северо-западных штатов Индии : Аруначал-прадеш (0,9 млн. чел.), Нагаленд (0,9), Мегхалая (0,8), а также никобарцам (0,03) штата Андаманские и Никобарские острова.

Алфавиты на латинской основе разработаны для некоторых нилотских языков: крупнейший-динка, или тонгдженг стал лингва-франкой Южного Судана (12,3 млн. чел.). С 1956 г. вытеснялись арабским, а после обретения независимости в 2011 г. официальным языком провозглашен английский.

Курды Сирии (0,7 млн. чел.) с 1931 г. пишут латиницей, а в Ираке курдская латиница (4 млн. чел.) официальное письмо наряду с арабицей; в 1970 г. там был создан автономный район, с 2005 г. статус автономии значительно расширен фактически до уровня члена конфедерации. Берберское племя кабилов (5,6 млн. чел.) на севере Алжира (в районе прибрежных городов Беджая и Сетиф) используют с 1980 г. латинский алфавит (предпринимаются попытки адаптировать для этих целей тифинаг).

Правами регионального письма наделен арабский алфавит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая среди уйгуров (10 млн. чел.) и в провинции Индии Джамму и Кашмир у кашмирцев (4,6). Арабское письмо (наряду с оригинальным силлабарием тана и малаялам) используется в другом индийском штате Лакшадвип мальдивцами (0,05), проживающими в основном на о. Миникой (Малику). Вариант мальдивского языка (дивехи), используемого на этом острове называется махл, или махал, («малику баса»). С 1950 г. махл параллельно обслуживается силлабарием деванагари.

Использование оригинальных письмен «темной этимологии» на региональном уровне неустойчиво: такого рода факты противоречивы и неоднозначны, как в случае с горцами ицзу и наси в Китае или армянским письмом в Нагорном Карабахе (0,2 млн. чел.) и Ахалкалакском районе Грузии (0,4). Из этого ряда можно выделить использование эскимосами-инуктитут (ок. 35 тыс. чел.) слогового письма, созданного миссионерами, на арктических территориях Канады. После создания в 1999 г. провинции Нунавут это слоговое письмо получило официальный статус наряду с латиницей.

Появившаяся однажды письменность, у какого либо народа бесследно не исчезает. Она существует либо подпольно во времена гонений на национальную культуру, как у неваров (0,5 млн. чел.) или маньчжуров (4); иногда, как напластование новых синкретических культов у игбо, карибских негров, чинов Мьянмы; или, как пережиток древних верований: тагбануа (0,01), мангьяны (0,03), манипурцы (1,4), мяо (8,5), яо (2,2), ваи (0,6), бугийцы, макассары, мандары и тораджи (всего 7,2), батаки (4,5), туареги (1,2), горские народы Южного Китая, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, даяки Борнео.

Реликтовые письмена могут сохраняться как альтернатива латинице и европейской цивилизации, например, у эскимосов Канады (0,03), индейцев-кри (0,002) и сомалийцев (7).

Эпоха Интернета и распространения Юникода подстегнула к возрождению некогда забытых письменностей. В Марокко полуофициальный статус получает т.н. неотифинаг. В Гвинее и в соседних странах среди мандеязычных народов широко внедряется искусственное письмо нко, созданное как подражание (калька) арабскому.

Кириллицу, как сакральное письмо культа, используют в Русской православной церкви (110,5 млн. чел.), Румынской (18,7; несмотря, что светский алфавит – латинский), Болгарской (6,2) и Сербской (6). Кириллица в ходу у православных организаций Украины (34,8), Беларуси (4,6), Молдове (3), Северной Македонии (1,4), Черногории (0,4), а также Православной церкви в Америке (1; есть последователи среди эскимосов, тлинкитов и тайнана Аляски), Польской православной церковью (0,8; в основном белорусы, украинцы), Православной церковью Чешских земель и Словакии (0,1). Значительна доля православных в Казахстане (4), Узбекистане (0,9) и Киргизии (0, 4).

До 1950 г. и в последующие годы угловатый извод глаголицы (альтернативной славянской азбуки) применяли хорваты греко-католических обрядов (0,2 млн. чел.) в Истрии, на Крке и в Далмации. Округлая глаголица не забыта в Болгарии (где, как считается изначально появилась): она замечена на юбилейных монетах и медалях.

Католики и мусульмане Боснии и Герцеговины до 19 в. использовали сильно видоизмененный вариант кириллицы – буквицу (босанчицу).

Православные грузины (3,3) в культе применяют особый почерк древнего письма (мргловани и хуцури).

Среди христиан немало монофизитов. Помимо армян (7 млн. человек) последователи Армянской апостольской церкви – часть азербайджанских удин (село Нидж) и татов (села Матраса и Кильвар), цыгане боша в Армении. В культе они используют древнеармянский язык грабар (в отличие от светского ашхарабара).

Модифицированное греческое письмо используют копты Египта (8 млн. чел.) и Судана (0,1). К монофизитам примыкает Эфиопская православная церковь (22). Здесь языком культа принят геэз, а сакральным письмом – староэфиопекий силлабарий, в котором на 12 букв меньше, чем в амхарском.

Особой разновидностью сирийского письма в своих обрядах пользуются монофизиты Сирии, или яковиты (0,2 млн. чел.) и монофелиты Ливана, иначе марониты (1), являющиеся ведущей этноконфессиональной группой этой страны.

До наших дней дожили некоторые околохристианские секты с гностическим уклоном: например, мандеи (0,005). Их священные тексты «Книга Адама», «Гинза/Сокровище», «Сидра-рабба/Великая Книга», «Сидра д’Яхья/Книга Иоанна», «Коласта/Литургии», «Сфар Малвасия/Книга Зодиака» и «Крещение Хибила Зиви» написаны оригинальным изводом сирийского письма.

Иудаизм (яхадут) исповедуют исключительно евреи (14 млн. чел.), большая часть которых живет в США и Израиле.

Священные книги иудеев («Танах», тождественная Ветхому завету, «Талмуд» и мистические «Каббала» и «Зогар») записаны на иврите квадратным консонантным алфавитом.

Последователи архаичной иудейской секты самаритян (500 чел.) близ г. Наблус пользуются особым алфавитом, напрямую восходящим к финикийскому.

Из всех еврейских языков только для ладино (сефардского, худесмо, испано-еврейского) в последнее время используется латинское письмо при публикации газет в Израиле и с 1928 г. в Турции.

Второй по распространению религией после христианства является ислам (число последователей свыше 1,1 млрд. чел.), что составляет около 19 % всего населения мира.

Ислам делится на два течения: суннизм (помимо «Корана» здесь почитают священное предание «Сунна») и шиизм (их версия Корана содержит добавочную суру «Два светила»; есть свое священное предание «Хабар»). Суннитов примерно в 5 раз больше, чем шиитов. Еще одна секта, очень пуританская, доминирует в Омане – это ибадиты (1 млн. чел.). Они признают только «Коран», из которого даже исключена 12-я сура о любви Юсуфа к египтянке.

Исламские страны есть в Европе. Это – Албания, а также Босния и Герцеговина. Немало государств с существенной долей мусульман: Россия (9 %; республики Северного Кавказа, кроме Осетии и Калмыкии; Башкирия и Татария), Франция (8 %).

Грузины Аджарии и Ингилойского района Азербайджана тоже мусульмане.

Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Нигер, Мали, Гвинея, Гамбия, Индонезия, Малайзия, Бруней, Сомали, являясь no-сути исламскими странами, пользуются, тем не менее, латиницей (Таджикистан и Киргизия пока довольствуются кириллицей). Чуть менее 50 % мусульман есть в Казахстане, Нигерии (хауса), Танзании (суахили), Кот-д’Ивуаре, Чаде (канури), Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритрее.

У эфиопских харари, угандийских ганда, канури, суахили, сенегальских фула и волоф, дагомба Ганы, моси Буркина-Фасо, малинке и сусу Гвинеи, нубийцев Судана и мальгашей Мадагаскара еще в доколониальный период была письменность на основе арабицы (т.н. аджами).

Немалой является доля мусульман Индии (12 %), Филиппин (8 % – моро), Шри-Ланки (8 % – мавры-ларакалла), Бирмы (4 % – араканцы, рохинджа), Таиланда (4 % – малайцы). Для китайских мусульман дунган-хуэй (8,9 млн. чел.) был создан Нинься-Хуэйский автономный район в КНР.

Единственные исламские страны, в которых государственными письменами считаются индийские варианты письма – это Бангладеш и, с оговорками, Мальдивы.

Секта ахмадие (Аджаман-и Ахмадие), обосновавшаяся в Пакистане (12 млн. чел.) апеллирует как к исламу, так к христианству и индуизму.

От некогда могущественной религии зороастризма (маздаясна) уцелели лишь малочисленные, но влиятельные секты иранских гебров и гуджаратских парсов (их совокупное количество 0,2 млн. чел.). Священные тексты зороастрийцев (« Авеста ») записаны особым ирано-арамейским полногласным алфавитом. Близка к зороастризму вера курдов- езидов (0,3 млн. чел.), называющих себя «дасини» и обитающих преимущественно в Ираке. Особым езидским консонантным алфавитом записаны священные книги «Мисхефа Реш/Черная Книга» и «Китаб аль Джаива/Книга откровений). Часть курдов придерживается и других мистических культов (ахлехагги, канайи, шабаки, сарати).

Язданизм – условное название группы религиозных течений, распространенных среди курдов, которое, помимо езидства, включает алевизм, ахл-е хакк (али-илахи). Предполагается, что язданизм был основной религией курдов до их обращения в ислам в течение 10-16 вв. Большая часть приверженцев язданизма формально считаются мусульманами-шиитами.

У дардов калаша (самоназвание kaĺaśa; ок. 3 тыс. чел. в в округе Читрал пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) до сих пор сохраняется древние языческие верования (т.н. гиндукушская религия ), близкая ведийской мифологии ариев и нуристанцев. Эти племена обосновались в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а иногда трактуется как наследие «нордической расы» и показатель особой близости калашей европейцам.

В 1896 афганский эмир Абдуррахман провел насильственную исламизацию нуристанцев. Сохранившие старую веру бежали в Британскую Индию, где ассимилировали некоторые дардские племена. В 1980 г. разработана калашская письменность на основе арабской графики, но с 2000 большее распространение получил алфавит на латинице. В 2003 г. издан букварь «Kaĺaśa Alibe».

Ахл-е хакк (по-персидски «люди истины»), или ярсан (по-курдски «сообщество друзей или возлюбленных»), известные также как али-илахи – религиозная группа шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце 14 в. Большинство членов этой группы являются южными курдами, проживающими преимущественно на западе Ирана (Загрос), а также на северо-востоке Ирака.

Значительная часть религиозной литературы ахл-е хакк написана на курдском диалекте горани. Канонического писания у секты не существует, но большим почтением пользуется «Книга сокровищ Пердивара», содержащая 26 мистических поэм («каламов»). Другое произведение – «Рассуждение о совершенстве» (Калам-е Саранджам) повествует о легендарной истории этой религиозной группы.

Алевиты (по-турецки Aleviler, по-курдски Elewî) – субэтническая, религиозная и культурная община в Турции и Албании в количестве нескольких миллионов. Некоторые источники утверждают, что алевиты составляют до 30 % населения Турции. Место религиозного поклонения алевитов – дом-джемеви (cemevi), а не мечеть. Церемония (âyîn-i cem) состоит из музыки и танцев (semah), символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.

Третьей религией по числу приверженцев является индуизм (индусамая). Индусы (793 млн. чел.) составляют 14 % населения Земли, а в Индии живет 4/5 всех индусов. Эта религия преобладает в Непале (98 %), в Фиджи, Маврикие, Гайане индусов около половины, а в Бутане, Тринидаде и Тобаго, Суринаме, Сингапуре – в пределах четверти и, наконец, в Шри-Ланке и Бангладеш – порядка 15 %. Незначительное число индусов живет в Малайзии (7 %), ЮАР и Индонезии (по 2 %), Бирме и Пакистане (по 1 %).

Приверженцы этой религии вне Индии – балийцы (4 млн. чел.), цейлонские тамилы (2,5), чамы Вьетнама (0,1), яванские тенггеры (0,05). Сильное влияние индуизм оказал на культуру монов (Мьянма) и кхмеров (Камбоджа). Для неваров (0,5 млн. чел.), пользующихся особыми слоговыми письменами ( силлабариями ), характерен индусо-буддийский синкретизм.

Результат индусо-исламского взаимопроникновения – сикхизм (20 млн. чел.). Лишь около трети пенджабцев придерживается этой религии (все они живут в Индии и пользуются силлабарием гурмукхи ). Гурмукхи записана священная книга сикхов «Ади Грантх», или «Грантх Сахиб». В сикхизме есть секты: беди, нирмала, ниранкари, рамраи, удаси и др.

Буддистов на земном шаре 500 млн. чел. Последователи южной ветви этой религии, тхеравадины (124 млн. чел.), составляют более трети всех буддистов. Тхеравадины доминируют в Таиланде, Бирме, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке; есть они и в Индии, Бангладеш, Вьетнаме и Китае. Некоторые горцы Бангладеш (чакма, могх, мру) исповедуют мистические формы Тхеравады. Священная книга южных буддистов «Типитака/Три корзины» записана письмом пали (бирманской графикой); только оно и используется в культе. Лишь в Мьянме пали является еще и светским письмом.

Более половины всех буддистов – приверженцы Махаяны (Большой колесницы). Из всех государств они преобладают, пожалуй, лишь в Японии (58-80 %; секта «Сингон»), Бутане (70 %) и Вьетнаме (51 %). В Южной Корее (28 %) и Тайване (25-45 %) число махаянистов невелико. Единого канонического письма Махаяны очевидно нет.

Число последователей Ваджраяны (Алмазной колесницы) 19 млн. чел. Одно из самых влиятельных и продуктивных течений тибетского буддизма (гелугпа). Ему следуют монголы (7,2 млн. чел.), тибетцы (5,4), а также некоторые народы России: буряты (0,3), тувинцы (0,21) и калмыки (0,1). Для алтайцев и отчасти хакасов характерен бурханизм – смесь ламаизма и местного шаманства. Последователи гелугпы также ойраты (0,17), желтые уйгуры (0,01) и монгоры (0,2) КНР, а также малые народы Гималаев (лимбу, тхулунг, бантава, лепча, шерпа, таманг, гурунг, сунвар-жирель, часть балти и др.).

Священные книги, многотомные «Ганджур» и «Данджур», записанные тибетским письмом, являются культовыми для всех ламаистов. Монгольские народы используют еще вертикальный алфавит, племена Непала – орнаментальную «ранджу», а сиккимские ронг-лепча модифицированную тибетскую скоропись.

Ламаистско-шаманских обрядов придерживается часть тибетцев, исповедующих особую религию бонпо (их священные книги «Лубум» и «Зермиг» записаны на вымершем гималайском языке жангжунг ). Похожим ритуалам томба (буквально «шаман») следуют наси КНР, чьи книги «Канона Томба» записаны пиктограммами «сэрцзе-лвэцзэ» и силлабограммами «гэба». Хранителями древних полуязыческих культов и письменностей были жрецы: биму и дэгу у ицзу КНР, дукун и дату у батаков Суматры, биссу у бугийцев Сулавеси, оджха у трипурцев, бабалаян у тагбануа и мангьяна Филиппинских островов. Жрецы старинной религии у манипурцев тоже пользовались особым письмом (рукописи «Такхелгнамба» и «Самсокгнамба». Преимущественно ритуальный характер оригинальной письменности африканских народов (бамум, йоруба, менде, ваи, бете, лома, баса, кпеле, бамбара, малинке и др.).

Шаманского толка и национальная религия японцев синто («путь духов»), почитающая мифологические циклы «Кодзики» и «Нихонсёки». Синтоизм поддерживает развитие чисто японских систем письма – хираганы и катаканы.

Письмо своеобразного религиозно-этического учения конфуцианства (жуцзяо) – конечно же, китайские иероглифы.

Конфуцианский канон – «Шуцзин», «Шицзин» (Книги истории и песен), «Ли-цзи», «Юэцзин», «Ицзин», летопись «Чунь-цю» и высказывания Конфуция «Лунь-юй (Суждения и беседы»).

Конфуцианство широко распространено в Китае, на Тайване, в Южной Корее, Сингапуре. Число некитайских последователей этой религии 5 млн. чел. (это прежде всего корейцы).

Наиболее распространенные письменности мира (свыше 20 млн. чел.), 2019 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *