какие тенденции в развитии социальных отношений характерны
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»
среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.
■■Основные понятия:социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины:социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.
1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.
2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения. Классы. яв
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос
паривают существующее распределение власти, преиму
ществ и других возможностей».
Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?
3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен
ства, как индивидуального, так и коллективного».
На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?
4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз
личия в позициях исследователей?
5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци
альные «лифты» существуют в современном обществе?
6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден
ции, медицины, образования, технические служащие и уп
равляющие).
Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?
7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.
Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще
ства на классы приписывается легендарному римскому ца
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-
чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.
Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.
Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий. Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества. Их основная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.
На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.
Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.
§ 2. Социальные институты
каковы основные сферы жизни общества? Что такое потребность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе выполняют социальные нормы?
Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов.
В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.
Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт».
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растёт городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высоко квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.
Молодежь как социальная группа. Социальная роль.
Социологи относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода – открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в молодости собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.
Молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями. Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура.
Общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.
Особенности социального положения молодёжи:
1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);
2) переходность положения (маргинальность);
3) высокий уровень социальной мобильности;
4) активный поиск своего места в жизни;
5) наличие перспектив профессионального роста.
Социально-психологические качества:
1) внутренняя противоречивость;
2) неустойчивость психики;
3) низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);
4) стремление выделиться, отличаться от остальных;
5) специфическая молодёжная субкультура.
Самодеятельность молодёжи подразделяют на следующие типы:
1) Агрессивная самодеятельность. Базируется на примитивных представлениях о жизненных ценностях и стремлении к самоутверждению;
2) Эпатажная самодеятельность. В основе лежит вызов общественному мнению, относящемуся к одежде, прическе, лексике;
3) Альтернативная самодеятельность. Основана на выработке альтернативных образцов поведения;
4) Социальная самодеятельность. Связана с решением различных социальных проблем, таких как защита окружающей среды, сохранение культурного наследия;
5) Политическая самодеятельность. Связана с желанием изменить государственный строй в соответствии с собственными политическими взглядами.
Социальная роль. От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку данного социального положения.
Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения называют в социологии социальной ролью.
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика, который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение.
Напряженные отношения – ролевой конфликт – возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей. Например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий спектр обязанностей.
Ролевой набор, присущий отдельной личности, определяется многими факторами. Один из них – это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и должен добиваться собственного статуса, овладевать новыми социальными ролями.
В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
2) характер принятой в группе роли и особенности социального контроля,призванного следить за выполнением ролевого поведения;
3) личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
4) структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определённые трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей → в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.
Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»
среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.
В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.
Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.
В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.
■■Основные понятия:социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины:социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.
1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.
2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения. Классы. яв
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос
паривают существующее распределение власти, преиму
ществ и других возможностей».
Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?
3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен
ства, как индивидуального, так и коллективного».
На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?
4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз
личия в позициях исследователей?
5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци
альные «лифты» существуют в современном обществе?
6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден
ции, медицины, образования, технические служащие и уп
равляющие).
Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?
7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.
Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?
8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще
ства на классы приписывается легендарному римскому ца
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-
чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.
Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.
Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий. Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества. Их основная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей.
На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.
Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.
§ 2. Социальные институты
каковы основные сферы жизни общества? Что такое потребность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе выполняют социальные нормы?
Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов.
В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.
Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт».