какие типы отношения к беременности выделяются в психологии

Психолог-консультант

Захарова Татьяна

какие типы отношения к беременности выделяются в психологии

какие типы отношения к беременности выделяются в психологии

Стили (типы) переживания беременности

Когда женщина совершает долгий путь к материнству, ее больше беспокоят вопросы, связанные с тем, почему не получается. Когда наступает беременность, появляются другие переживания. Как мы знаем, эмоциональное, психическое состояние беременной женщины сказывается на протекании беременности, родов и на отношениях мамы и ребенка после рождения.
Состояние мамы окажет влияние на развитии личности ребенка, его характере. Тип переживания беременности женщиной отчасти отражает ее уровень психологической готовности к материнству, и к изменениям, которые будут происходить с ее организмом на протяжении 9 месяцев.
К стилям переживания беременности относят фон настроения женщины по триместрам беременности, переживание симптоматики беременности, шевелений беременности, на сколько женщина активна в третьем триместре беременности.
Г.Г. Филиппова выделила 6 стилей переживания беременности в зависимости от эмоционального состояния женщины и ее личного ощущения беременности.

1 — Адекватный
Женщина ведет спокойный и уравновешенный образ жизни, прислушивается к изменениям, происходящим в организме, если что-то ее тревожит, не начинает сразу паниковать, накручивать себя. Они избегают получение неприятной информации из вне: от коллег, родителей, СМИ. Вместо поиска информации, от которой становится не по себе, наоборот, наполняют себя позитивом. Женщина огораживает себя от сильных и длительных отрицательных эмоций.

2 — Тревожный
Встречается всё чаще из-за большого количества информации в СМИ. Мы все знаем, что беременным женщинам свойственно тревожится, но при данном стиле переживания беременности появляется приставка гипер-тревожность. Этот стиль характеризуется сильнейшим беспокойством и страхом, который периодически подкрепляется страшными историями из инстаграма, интернета.
Такие женщины сильно боятся за здоровье ребёнка и за своё, накручивают себя, паникуют, не могут остановиться и ограничится посещением 1-2 врачей, им обязательно нужно мнение еще и других. Женщины задают одни и те же вопросы по несколько раз. Могут делать УЗИ плода почти каждую неделю, прислушиваются к малейшим изменениям в своем теле, неспокойно спят по ночам. Из-за постоянного напряжения и невозможности расслабиться, очень остро реагируют на любые комментарии родных, что надо бы хотя бы немного расслабиться и успокоиться. При тревожном стиле протекания беременности хорошо помогает и поддерживает работа с перинатальным психологом.

3 — Эйфорический
«У меня всё прекрасно: и настроение всегда приподнятое, и здоровье отменное!» Такие женщины не хотят видеть реальной картины беременности.
В данном типе беременности эйфория является защитной реакцией организма от неосознаваемой скрытой тревоги за настоящее и будущее. Такая тревога не выражается в поведении, не выходит на поверхность, а маскируется под постоянной улыбкой и всегда бодром настроении, что бы ни происходило.
Отрицание страха, тревоги, напряжения, беспокойства — главный риск этой беременной. Такая женщина не допускает ни малейшей возможности, что может пойти что-то не так во время беременности, родов и после рождения ребенка. У таких женщин чаще могут возникнуть проблемы в послеродовый период, когда возникают несовпадения ожиданий и реальности, может настигнуть послеродовая депрессия. Из-за неоправданных ожиданий уход за ребенком перепоручается другим людям, чаще всего матери.
Мы должны смотреть на беременность в реальных тонах, чтобы иметь представление о возможных рисках. Это не означает, что мы настраиваем себя на плохой исход течения беременности, нет. Мы осознаем, что во время беременности что-то может пойти не так, но мы подстраховываемся: заключаем контракт на ведение беременности с врачом, которому мы можем звонить и писать, у нас достаточно количества ресурса, чтобы справиться со сложностями, если они появятся.

4 — Игнорирующий
Женщины изо всех сил стараются не замечать своей беременности, уговаривают себя, что длительное отсутствие менструации- это просто сбой в цикле, токсикоз приравнивают к отравлению, а шевеления малыша могут объяснять проблемами в работе кишечника. Кто-то вообще первые шевеления замечают слишком поздно.
Они поздно психологически осознает себя беременной. Реакцией на известие о беременности могут быть разные: огорчение, досада, раздражение, неприятное удивление. Такие женщины считают, что беременность никак не должна её изменить: ни тело, ни эмоциональное состояние, ни ее планы на жизнь, ни график работы.
Они могут произносить следующие фразы: «Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с моей беременностью»; «Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах». И вот такие, когда уже родили ребенка: «Никто даже и не догадывался, что я беременная, для них стало сюрпризом, что я ухожу в декрет», «Я работала до последнего дня, чуть ли не из офиса поехала рожать».
Такие беременные часто игнорируют рекомендации врачей о смене ритма жизни, кто-то подвергает себя излишней физической активности, кто-то продолжает носить тяжести, как и до беременности. Женщины могут не разрешать себе расслабляться, отдыхать в 3 триместре, а мы помним, что важную роль здесь играет гормон релаксин, который помогает телу подготовится к родам, находится в расслабленном состоянии. У женщин с игнорирующим стилем роды могут протекать сложнее и болезненнее.

5 — Амбивалентный
Двойственный, когда происходит одновременное переживание противоположных желаний или/и чувств. У женщины может часто меняться отношение к беременности.
Сейчас женщина может хотеть и радоваться ребенку, а через несколько минут испугаться, начать паниковать, считать, что ребенок пришел слишком рано, что она еще не успела подготовиться морально и материально. И все бы ничего, если бы эти колебания не сопровождали ее на протяжении всей беременности. При таком стиле переживания беременности у женщины будет все время меняться настроение, как качели: от радостного, возбужденного до грустного, когда ее ничего не радует, наоборот, всё огорчает, раздражает.
Шевеление малыша она будет воспринимать то с радостью и нежностью, то с чувством физического дискомфорта, они ее могут раздражать, и она остро будет чувствовать болевые ощущения.
На что хочу обратить внимание- во время беременности при адекватном стиле женщины также ощущают разные эмоции и чувства, а при амбивалентном стиле они отличаются большей амплитудой и неустойчивым эмоциональным состоянием.

6 — Отвергающий
В основном он проявляется при вынужденной, или нежеланной беременности. Женщина воспринимает беременность, как то, что ей мешает на жизненном пути. Шевеления малыша воспринимает негативно.
Она постоянно чувствует себя плохо и в эмоциональном, и в физическом, и в психологическом плане. Это может служить поводом для ее депрессивного состояния.

Итак, самым здоровым стилем переживания беременности является адекватный. Ведь когда мама в контакте со своими эмоциями и чувствами, при вынашивании ребенка она чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивный настрой, такой ребенок приобретает опыт доверия к окружающему миру, после рождения она сформирует у ребенка надежный тип привязанности. Такой ребенок будет ощущать безопасность, исходящую от мира, у него не сформируется страх быть отверженным.

Источник

Классификация и психологическая диагностика отношения к беременности

М.А. Нечаева, М.А. Беребин

Феномен беременности является одним из важнейших факторов становления специфического сложного комплекса анатомофизиологических, нервно-психических, психологических и социально-психологических образований и изменений женщины, которые чаще всего описываются в литературе термином «материнская сфера личности», «материнство» [12, 13]. При этом беременность у женщины и вызванные ею феномены являются, во- первых, специфической фазой гендерного и индивидуального онтогенеза [14], во-вторых, многоуровневым, многомерным образованием (одновременно ситуацией, процессом и состоянием), вызывающим указанные выше специфические изменения ее гендерного статуса.

В силу структурного и динамического сходства этих психологических образований ВКБер следует рассматривать, по нашему мнению, в контексте теоретического аппарата ВКБ и ВКЗ. В силу этого внутреннюю картину беременности (ВКБер) можно определить как психологическое новообразование (конструкт), формирующееся в онтогенезе материнской сферы женщины и актуализирующееся при наступлении беременности.

По нашему мнению, наиболее предпочтительным подходом к изучению ВКБер является концепция отношений В.Н. Мясищева [6, 9], позволяющая рассматривать ВКБер как психологические проявления системы Субъект- Объектного отношения женщины к беременности и связанными с ней явлениями. Очевидна специфичность использования понятия «объект отношения личности» применительно к системе отношений беременной женщины, поскольку некоторые «объекты» имеют субъектную сущность, например, сам ребенок. С одной стороны, его «субъектность» очевидно нарастает при развитии от оплодотворенной яйцеклетки и эмбриона до плода и новорожденного. С другой стороны, он остается всегда собственно Объектом системы отношений личности (Субъекта) в ситуации беременности, таким же Объектом, как и множество упомянутых в классификации объектов отношения в теории В.Н. Мясищева [9]. В частности, основными психологическими аспектами системы отношений беременной является отношение женщины к своему состоянию беременности и вынашиваемому ребенку, система само- отношения и отношения к окружающему миру в целом, отношение к отцу ребенка, а также отношение к образу жизни во время беременности и после родов.

В перинатальной психологии существуют различия в подходах к выбору основания при разработке классификаций типов психологического реагирования на беременность, в частности в медицинской психологии разработанная клинико-психоло-гическая классификация типов отношения к беременности [12]. Выделение типовых вариантов отношения к беременности в этой типологии проводилось на основе анализа особенностей реагирования личности (матери) на собственное «Я», на беременность, на окружающую реальность и на круг субъективно значимых в этой связи лиц и ситуаций.

В теоретическом плане предлагаемая классификация типов отношения к беременности является адекватным аналогом классификации типов отношения к болезни, предложенной Л.И. Вассерманом с соавторами [3]. Эта классификация опирается на известную в клинической (медицинской) психологии типологию патохарактерологических особенностей личности А.Е. Личко и Н.Я. Иванова [7].

В классификации выделяются два основных кластера типов отношения к беременности: адекватный и неадекватный. Критерием адекватности-неадекватности является наличие либо отсутствие проявлений патологического (патопсихологического, психопатологического) регистра в клинической картине отношения к беременности. Наиболее клинически «чистой» и, в силу этого, адекватной реакцией, при которой беременность и отношение к ней развивается без каких-либо проявлений психопатологии и невротизации личности, следует считать гармоничный тип отношения к беременности.

Неадекватное отношение к беременности многовариантно, поэтому представлено несколькими типами, большинство из которых, в свою очередь, имеют свои варианты. Итоговое представление предлагаемой нами классификации типов отношения к беременности, разработанной на основе концепции отношений В.Н. Мясищева, имеет следующий вид (см. таблицу).

Классификация типов отношения к беременности

Адекватные типы отношения к беременности

Неадекватные типы отношения к беременности

1. Эргопатический тип

3. Инфантильный тип

Диагностика указанных типов может осуществляться традиционным клиническим путем: например, путем расспроса беременной, наблюдения за ее поведением, сбором сведений от родных и близких и т. п. Однако этот путь сложен и затратен, особенно в условиях необходимости обследования большого числа беременных. В связи с этим возникает необходимость разработки специального медико-психологического диагностического инструмента, специально предназначенного для изучения вариантов личностного отношения к своей беременности у женщин.

На кафедре клинической психологии Южно-Уральского государственного университета в 2005-2009 гг. была разработана методика психологической диагностики типов отношения к беременности (ТОБер). Методика ТОБер создана как модель клинического мышления психолога либо психологически ориентированного акушера-гинеколога, и потенциально способна восполнить возможный недостаток опыта у специалистов в квалификации психического состояния и личностной диагностики беременной женщины. В настоящее время методика прошла клиническую апробацию путем клинико-психологического и психодиагностического исследования около 200 беременных и осуществляются необходимые мероприятия по определению ее психометрических показателей валидности и надежности.

Описание методики. Методологической основой для создания опросника «Тип отношения к беременности» (ТОБер) послужила технология создания психодиагностической методики «Тип отношения к болезни», разработанной в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Теоретико-классификационным основанием создания методик являлась типология отношений к болезни, предложенная А.Е. Личко, Н.Я. Ивановым и Э.Б. Карповой [6].

При работе с методикой беременной предлагается в каждой теме выбрать два наиболее соответствующих и два наиболее не соответствующих ее состоянию и ситуации утверждения. Если испытуемая не может выбрать два подходящих утверждения по какой-либо теме, то ее выбор представлен утверждением «Ни одно из утверждений мне не подходит». Допускается проведение одновременного исследования в небольшой группе беременных при условии обеспечения их комплайенсного поведения.

Экспертная оценка теста «Тип отношения к беременности». К экспертной оценке опросника «Тип отношения к беременности» привлекалось 40 специалистов, профессиональная деятельность которых связана с сопровождением беременности: врачи акушеры-гинекологи, психотерапевты и медицинские психологи.

Для экспертов-врачей были составлены доступные для понимания специалистов психологические описания всех диагностируемых с помощью теста ТОБер типов отношения к беременности. Предварительно этот информационный материал был представлен экспертам в форме лекций с использованием мультимедийного сопровождения, затем проводилось экспертное совещание с обсуждением и закреплением обсуждаемой информации на последующем семинарском занятии с элементами тестового контроля усвоения представленного материала.

После проведенных процедур обучения экспертов проводилась экспертная оценка методики с использованием протоколов и предоставленного экспертам пособия с описанием типов отношения к беременности в качестве вспомогательного материала. Экспертами производилось отнесение каждого утверждения каждой темы к тому или иному типу отношения к беременности с расчетом соответствующего показателя частоты отнесения.

После исключения рассогласованных экспертных оценок (например, в случаях отнесения утверждений к нескольким типам, грубого расхождения оценок экспертов с теоретической моделью распределения утверждений по типам, представленной в виде предложенного разработчиками методики «ключа») были скорректированы тексты некоторых утверждений методик.

В результате были составлены и экспертным путем подтверждены состав утверждений по каждой теме опросника (представленный утверждениями с показателями частоты отнесения их экспертами к определенной теме в не менее чем 50 % случаев) и ключ для обработки результатов исследования по методике ТОБер.

При интерпретации типа реагирования на беременность следует опираться на содержание выбранных в каждой теме утверждений, являющихся «зачетными» по отношению к установленному при диагностике типу отношения к беременности. Качественный анализ структуры отношения к беременности опирается также на оценку распределения выбранных утверждений доминирующего типа по тем или иным «изолированным» темам методики либо по определенным блокам (комбинациям) тем.

Дополнительно к раскрытию содержания выбранных утверждений, относящихся к диагностируемому типу, необходимо обращать внимание на всю совокупность оценок, отражающих многомерность (спектр) всех типов отношения к беременности по всем темам методики (в виде профиля полученных по каждой теме методики типов отношения к беременности).

Именно такой принцип интерпретации внутренней картины болезни по итогам обследования по методике ТОБОЛ («Тип отношения к болезни»), являющейся прототипом ТОБер, рекомендован ее разработчиками.

Интерпретация установленного с помощью теста ТОБер выявленного «чистого» типа отношения к беременности. В случае диагностики «чистого» типа отношения к беременности для раскрытия его психологического содержания используется клинико-психологическое описание соответствующего типа.

Интерпретация сочетания типов отношения к беременности. Если диагностируется «смешанный» тип отношения к беременности, интерпретация включает описания типов, являющихся его составляющими. При этом целесообразно обращать внимание на характер соотношения между составляющими смешанного типа, а именно на то, какие типы отношений к беременности составляют такой смешанный тип, как «близко» друг к другу они находятся в разработанной классификации типов. В методических рекомендациях по методике определены следующие варианты соотношений между типами, составляющими «смешанный» тип отношения к болезни: потенцирующий, дисгармоничный, дискордант- ный и антагонистический (оппозитный).

Исходя из разделения всех типов отношения на адекватные и неадекватные, для каждого из неадекватных типов определен свой вес (вклад) в общую деструкцию ВКБер. Степень деструкции ВКБер при сочетании деза- даптивных типов отношения к беременности тем выше, чем больше удаленность составляющий; «смешанного» типа отношения к беременности от гармоничного (см. рисунок).

Связные типы отношения к беременности (соседствующие ТОБер в полученной картине) рассматриваются как потенцирующие. При этом в случаях сочетания гармоничного типа отношения к беременности с любыми неадекватными типами диагностируется этот неадекватный тип, и интерпретация проводится по психологическому содержанию этого типа.

какие типы отношения к беременности выделяются в психологии

Циклограмма соотношения типов отношения к беременности по степени оценки их неадекватности

Типы отношения к беременности, расположенные в циклограмме через один, считаются дисгармоничными. Сочетание типов отношения к беременности, расположенных в циклограмме через два, считаются дискор- дантными. Сочетание типов отношения к беременности, расположенных в циклограмме через три, считаются антагонистическими или оппозитными.

Дополнительная содержательная информация для понимания своеобразия отношения к беременности у женщины может быть получена при анализе распределения зачетных ответов для шкал по 10 отдельным темам опросника или по группам тем, которые могут быть составлены психологом в соответствии с задачами исследования.

Отличительные особенности опросника ТОБер:

Последовательность в использовании теоретического и методологического основания. Методика ТОБер строго базируется на теории отношений В.Н. Мясищева как при выделении сфер проявления отношения к беременности, так и при формировании типов.

Комплексный медико-психологический научно-исследовательский подход к разработке методики. Беременность при этом представлена как состояние (темы «самочувствие», «настроение»), как процесс (темы «образ жизни в период беременности», «образ жизни после родов», «отношение к родам»,) и как ситуация (темы «отношение к ребенку», «отношение к мужу», «отношение к близким», «отношение к врачам», «отношение к окружающим»). Таким образом, беременность рассматривается как целостный многоуровневый феномен, что учитывается при формулировке утверждений и распределении их по сферам отношения к беременности, которые соответствуют темам опросника.

Многомерность и полнота психодиагностических возможностей опросника ТОБер, использование которого позволяет определить типы и подтипы отношения к беременности; темы, отражающие сферы, в которых проявляются указанные типы отношения к беременности.

Таким образом, преимуществами предложенной классификации и психодиагностической методики ТОБер является комплексность, диф- ференцированность и систематизирован ность.

Список литературы

Беребин, М.А.Клинико-психологиче- ские аспекты организации и содержания психологической работы в акушерстве и гинекологии / М.А. Беребин, М.А. Нечаева, Л. Ф. Рыболова // Через интеграцию наук к сохранению репродуктивного здоровья семьи: научн. сб. материалов IV Всероссийского конгресса по перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. — М. : Благовест, 2003.

Источник

Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности

Анисимова Ксения Анатольевна

соискатель, кафедра Общей психологии и психологии труда, Российский Государственный Социальный Университет

107150, Россия, Москва ул. Лосиноостровская д.24

Anisimova Kseniya Anatol’evna

post-graduate student of the Department of General Psychology and Labor Psychology at Russian State Social University

107150, Russia, Moscow, Losinoostrovskaya str. 24

Просмотров статьи: 39001 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям отношения к своему будущему у беременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. Всего в исследовании приняли участие 180 человек, разделенных на две группы: 1. Условно-здоровые беременные женщины (УЗБЖ) – 90 человек; 2. Условно-здоровые небеременные женщины (УЗНБЖ) – 90 челочек. В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. Были получены данные о том, что для УЗБЖ характерные такие аспекты-признаки как «ощущение самопожертвования», «неудовлетворенность ролью хозяйки», «зависимость от семьи», «развитие активности ребенка», «уклонение от конфликта» и т.д.

Ключевые слова: беременность, материнство, ребенок, отношение, тревога, депрессия, эмоции, семья, мать, тест PARI

pregnancy, maternity, child, attitude, anxiety, depression, emotions, family, mother, PARI test

В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. [2,3]

По мнению профессора В.В. Абрамченко основной особенностью беременных женщин является возбужденное и тревожное нервно-психическое состояние.

В начале и в конце беременности женщинам присуще чувство тревоги, однако, следует отметить, что уровень тревоги завить во многом от личностных особенностей женщины и внешних факторов в виде течения беременности, семейной обстановки и т.д. [6,7,8]

Известно, что к 12-16 неделям эмоциональное состояние женщины при нормально протекающей беременности стабилизируется и уровень тревоги становится адекватным ее физиологическому состоянию и личностным особенностям. И в таком состоянии женщина находится до 34-36 недели. Это связано с тем, что в первые месяцы беременности под воздействием определенных гормонов организм адаптируется к состоянию беременности и «настраивается» на ее вынашивание. В конце беременности снова происходит «перестройка» организма, «настраивающая» его роды. Данный механизм являет собой физиологическую основу тревоги. В центральную нервную систему поступает сигнал о том, что текущее состояние организма не соответствует его обычным нуждам и потребностям, что на эмоциональном уровне проявляется в виде тревоги. Здесь можно говорить о том, что уровень тревоги является своеобразным индикатором проявления адаптивных возможностей организма как в физиологическом, так и в эмоциональном плане, а адаптивные возможности организма и психики сугубо индивидуальны у каждой отдельно взятой беременной женщины. Часто наступление беременности сильно невротизирует женщину, вызывает множество беспокойств, зачастую весьма необоснованных, что приводит к усилению и развитию стрессовой ситуации, на которую организм обычно реагирует следующими способами: учащением сердечного ритма, повышенным потоотделением, повышением уровнем сахара и артериального давления. Выделительная и пищеварительная системы замедляют свою работу, что приводит к появлению запоров и отеков. Если стрессовая для женщины ситуация не разрешается, то возникает чувство раздражительности, волнения или возбуждения, нарушается сон и чрезмерно возрастает уровень тревоги. И основная разница состоит в том, что у каждой женщины свои индивидуально-психологические особенности и адаптационные возможности. 5

Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. [1,4]

В психологической науке беременность рассматривается преимущественно как этап в развитии материнской сферы, который готовит женщину к выполнению к выполнению материнских функции в постнатальном периоде. Таким образом, беременность является психологической подготовкой к будущему материнству. [6,7]

На течение физиологической беременности оказывают влияние различные факторы. Наиболее часто указываются личностные и эмоциональные особенности, ее совладающее поведение, а также нарушение материнско-детских отношений, в частности родительские, а именно, материнские установки. [3,6]

Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Воздействие беременности на психику женщин порою столь значительно, что такие авторы как N. Uddenberg и M. Ringler рассматривают это явление как кризисную ситуацию.

Н.П. Коваленко в своей диссертационной работе «Психологические особенности и коррекция эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов» основной упор делает на эмоциональное состояние беременных женщин. По мнению автора, именно эмоциональная сфера женщины претерпевает наибольшие изменения, и основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья матери и плода является эмоциональный стресс.

Н.П. Коваленко отмечает, что беременность представляет собой острый переходный период, который довольно часто сопровождается кризисными переживаниями. В период беременности происходят существенные изменения в сознании женщины и ее взаимоотношениях с миром. Для многих женщин результат беременности является шагом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения, а для других, наоборот, может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнско-детских отношений».

Ряд других авторов рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которую связывают с появлением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. 9

По мнению В.И. Брутмана основным в формировании привязанности к ребенку является возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, которое обычно совпадает с моментом начала шевеления плода, после которого у матери появляется чувство «сродненности» со своим ребенком. С момента первого шевеления у большинства беременных начинается «прислушивание» к своему телу, фиксация на своих ощущениях.

Если в первой половине беременности большинство женщин беспокоятся о своем здоровье и благополучии, то во второй половине беременности, начиная с начала шевеления плода, все мысли и заботы направляются на благополучие плода, который уже начинает восприниматься как отдельно существующие лицо.

В начале и в конце беременности женщинам присуще чувство тревоги, однако, следует отметить, что уровень тревоги завить во многом от личностных особенностей женщины и внешних факторов в виде течения беременности, семейной обстановки и т. д. Поэтому изучение родительских и семейных установок является одним из самых актуальных, поскольку является одним из важных факторов, влияющих на протекание физиологической беременности у условно-здоровых женщин. [8]

В психологической науке беременность рассматривается преимущественно как этап в развитии материнской сферы, который готовит женщину к выполнению к выполнению материнских функции в постнатальном периоде. Таким образом, беременность является психологической подготовкой к будущему материнству. [7]

По мнению С.Ю. Мещеряковой, психологическая готовность к материнству представляет собой специфическое личностное образование, основой которого выступает субъект-объектная ориентация в отношении к будущему ребенку. В своей работе автором были выделены три уровня психологической готовности к материнству:

Психологическая готовность к материнству состоит из 6 основных компонентов:

В отечественной литературе представление понятия психологической готовности при изучении феномена материнства впервые было представлено в работе О.А. Копыл. Также психологическая готовность уже непосредственно к материнству была исследована в работах Е.Ю. Шулаковой и рассмотрена на примере формирования психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству. [12]

В работе Т.А. Гурьяновой психологическая готовность к материнству рассмотрена в виде системного конструкта, первично объективируемого в сознании будущей матери как реакция на противоречие между сложившимся образом жизни и возникающими после рождения ребенка изменениями; здесь же автором выделяется и ряд компонентов, присущих психологической готовности к материнству:

— оценочный аспект – рефлексия своей подготовленности и соответствия себя в роли матери оптимальному материнскому образцу (механизм идентификации);

— эмоциональный аспект – эмоциональное восприятие ситуации материнства( состояние комфорта или дискомфорта, доминирующий фон настроения, сопровождавший беременность и процесс взаимодействия с ребенком, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности ролью матери.

2. деятельностный компонент – раскрывается в следующих аспектах:

— регуляционный аспект – саморегуляции женщины на протяжении всего периода беременности и после рождения ребенка, проявляющаяся во взаимодействии со своим ребенком при помощи следующих факторов:

А).факторы, обуславливающие динамические характеристики трансформации привычного образа жизни (гибкость,ригидность);

Б). факторы, обуславливающие рефлексивные возможности человека, которые определяют участие самосознания в трансформации образа жизни (локус контроля: внутренний и внешний). 6

Е.Ю. Шулакова в своем исследовании описывает компоненты психологической готовности к материнству:

2.мотивационный компонент – вырабатывание новых, соответствующих ситуации мотивов и установок, сознание и принятие их в качестве новых жизненных ценностей и стимулов поведения и деятельности

3. рефлексивный компонент – дает женщине осознание себя как уникального и неповторимого человека в качестве матери

4. операциональный компонент – помогает в приобретнии практических умений и навыков, связанных с ролью матери;

В работах зарубежных ученых психологическая готовность к материнству рассматривается в основном в рамках теории привязанности М. Айнсворт, Дж. Боулби, Д. Винникота. Согласно данной теории основой материнского поведения является материнский инстинкт, который «запускатся» в сам момент рождения ребенка, а источник материнской любви носит природный, инстинктивный характер. Исследования М. Айнсворт доказали, что уровень и качество привязанности ребенка к своей матери обусловлено поведением самой матери во время взаимодействия со своим ребенком.

На базе этих исследований появилось понятие «материнской привязанности к ребенку», возникающей задолго до рождения ребенка и объясняющей такие различные виды поведения матерей по отношению к своим детям.

Также зарубежными авторами было предположено, что осознание существования и бытия своего ребенка появляется у женщины не просто в какой-то момент беременности, а существует уже с момента зачатия. Ощущение плода играет одну из важных ролей для установления привязанности матери к своему ребенку уже после его рождения и описаны в научной литературе как пренатальная привязанность. К примеру, одним из проявлений пренатальной привязанности можно назвать беседу с плодом, подталкивание плода таким образом, чтобы мать и отец могла бы наблюдать движения плода, употребление уменьшительно-ласкательный слов при разговорах с плодом и привлечение отца ребенка к этим разговорам.

Однако, В. Hagglof and M. Eisemann пишут, что пренатальная привязанность представляет собой многомерное образование и состоит из 5 позиций:

В структуре пренатальной привязанности также выделяют когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты. В рамках пренатальной привязанности обращается внимание и на пренатальные ожидания как мысленное прогнозирование и предвосхищение тех моментов, которые будут иметь место в первые недели и месяцы после родов. К данному компоненту относятся и ожидания, касающиеся разнообразных сторон развития ребенка, объем энергии и времени, затрачивающихся на заботу о нем, ожидания относительно своей собственной привязанности к ребенку и чувство ответственности за его физическое и психическое здоровье, и ожидаемые изменения в плане взаимоотношений с окружающими значимыми людьми.

Н.В. Боровикова в своих работах, исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, рассматривает беременность как акме женщины. Проявляющиеся в период беременности новые психологические особенности автор рассматривает в рамках синдрома беременности, в котором выделяет характерные симптомы, носящие универсальный характер. К данным симптомам относят следующее:

симптом завышенных притязаний по отношению к другим

Г. Г. Филиппова считает, что беременность является критическим периодом в жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. В этот период актуализируются непереработанные детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости и уровня тревожности. 6

Особое место в психологии беременности занимает возможность прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения, т.е. определения стиля отношения женщины к своей беременности.

Стиль переживания беременности включает в себя:

• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности,

• переживание симптоматики беременности,

• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;

• преимущественный фон настроения в эти периоды;

• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности;

• содержание активности женщины в третий триместр беременности.

В своих работах Г.Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности:

6.Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями, соматическая симптоматика резко выражена и негативно эмоционально окрашена.

Стили переживания беременности имеют устойчивую связь с типом переживания шевеления плода, а также связан с эмоциональным сопровождением женщиной процесса взаимодействия с ребенком.. для более подробного рассмотрения данной проблемы необходимо обратить внимание на динамику состояний ребенка в процессе удовлетворения матерью ео потребностей. Для этого обратимся к выделенным Г.Г. Филипповой и перечисленным выше трем компонентам эмоционального сопровождения матерью этого взаимодействия:

По мнению Р.В. Овчаровой, беременность, роды и материнство — это определенные ступени формирования зрелой женской идентичности. По её мнению, эти этапы связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего

Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами.

1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.

2. Беременность от любимого человека (3%) способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) — этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (то есть они рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины

5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.

6. Беременность как отказ от прошлого (8%) — в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.

7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь его жизнью.

8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения в будущем.

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. 6

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. Были выделены три таких фона:

1.Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности материнства, что обусловливается прежде всего незрелостью и несформированностью личности. При условии благоприятной в целом атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов поведения.

2.Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со своим новым положением.

3.Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса прививаемых ей с детства психологических установок.

Выделяют четыре основных типа индивидуальных стилей эмоционального сопровождения процесса взаимодействия матери со своим ребенком, которые были кратко перечислены выше:

В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

Если изучать психологический феномен беременности в рамках кросскультурной психологии, то необходимо обратить внимание на работы И.Л. Стальковой, в которых беременность и репродуктивное поведение, в целом, рассматривается как социальное явление. Автор пишет, что репродуктивное поведение и установки каждой беременной женщины производны от соционормативной культуры общества и зависят от социальной культуры и образа жизни, что репродуктивная культура зависит от культуры разных человеческих ценностей, является весьма разнообразной и исторически изменчивой.

Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. 15 описывают родительско-детские отношения. 15 признаков, описывающие родительско-детские отношения делятся на 3 группы: 1-я группа – оптимальный эмоциональный контакт: побуждение словесных проявлений, вербализация; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком; 2-я группа – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: раздражительность, вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком; 3-я группа – излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка. Каждые признак измеряется при помощи 5 суждений, которые уравновешены между собой по смысловому содержанию и измеряющей способности.

В настоящем исследовании принимали участие 180 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Все пациенты были разделены на две группы: 1-я группа – условно-здоровые беременные женщины в количестве 90 человек; 2-я группа – условно-здоровые небеременные женщины в количестве 90 человек. По возрастному и образовательному составу между группами статистических значимых различий выявлено не было. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова».

В результате проведенного исследования из 23 аспектов-признаков были выявлены 12 доминирующих аспектов-признаков. У УЗБЖ такими доминирующими аспектами стали следующие признаки: зависимость от семьи 56% (t=2,3, р≤0,01); ощущение самопожертвования 42% (t=2,8, р≤0,01); неудовлетворенность ролью хозяйки 47% (t=4,2, р≤0,01); несамостоятельность матери 56% (t=3,8, р≤0,01) ; развитие активности ребенка 44% (t=2,8, р≤0,01); вербализация 49% (t=3,2, р≤0,01); партнерские отношения 48% (t=3, р≤0,01); раздражительность 49% (t=2,7, р≤0,01); излишняя строгость 56% (t=3,7, р≤0,01); уклонение от конфликта 53% (t=3,4, р≤0,01); чрезмерная забота о ребенке 58% (t=2,8, р≤0,01); стремление ускорить развитие ребенка 54% (t=3,6, р≤0,01).

Результаты проведенного исследованию дают понять, что УЗБЖ нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на формирование оптимального эмоционального контакта с ребенком и нормализацию внутрисемейных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *