какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы
Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.
В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.
Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Директор Департамента | А.Е. Петров |
Обзор документа
С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.
В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.
Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
Задача 36. Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы?
Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной школы?
а) Любые, по своему усмотрению;
б) Только одобренные Минобразованием РФ;
в) Только одобренные Минобразованием РФ и органом управления об
разованием субъекта РФ;
г) Только одобренные Педагогическим советом школы.
Полагается ли учителю муниципального общеобразовательногоучреждения денежная ежемесячная компенсация в целях содействия его обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, и если-да, то,в какомразмере?
а) Закон допускает только возможность предоставления такой компенса
ции, фактическое назначение и размер самостоятельно определяет каждый
орган местного самоуправления;
б) Да, в размере 100 рублей;
в) Да, в размере 150 рублей;
Задача 38
Законно ли поступил директор школы, уволивший учителя за появлениеего на работе в состоянии алкогольного опьянения?
б) Да, если это его повторное появление на работе в таком виде;
в) Да, если на это получено согласие профсоюза;
Консультация «Современные пособия в работе педагога»
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Педагог сегодняшнего – это профессионал своего дела, грамотный, эрудированный, умеющий передать свои знания детям, научить, создать комфортное пространство для себя и ребенка. Согласно ФГОС ДО принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы в дошкольной педагогике.
Чтобы правильно подобрать пособие педагогу необходимо ответить для себя на вопросы, с какой целью и когда оно будет использовано? Современное пособие – это эстетичное и безопасное средство обучения, несущее обучающую цель, которое может быть использовано при усвоении или закреплении материала, на групповых или индивидуальных занятиях как педагогом, так и родителями.
Очень часто педагоги пользуются пособиями, которые придумали и сделали самостоятельно. Продумывание и изготовление пособия – это творческий процесс с применением художественных навыков, требующий мыслительной деятельности.
Работая учителем-дефектологом с детьми с интеллектуальными нарушениями в дошкольном учреждении, я уделяю особое внимание пособиям, которые использую в коррекционно-развивающей работе.Ряд особенностей развития данной категории детей: отсутствие познавательного интереса, недоразвитие всех познавательных процессов предполагает тщательное продумывание всего процесса обучения от начала до конца.
Особые требования предъявляются и к пособиям, выбор которых в настоящее время огромен. Так как у моих воспитанников мышление стереотипно, тугоподвижно, им необходимо в процессе обучения переносить усвоенное в новые условия, работать на разном материале, поэтому наряду с приобретенными в магазинах пособиями я часто используем и материал, изготовленный своими руками, что позволяет обеспечить нужное количество повторений. Дидактическое пособие должно быть многофункциональным, развивающим разные психические процессы, закрепляющим знания разных образовательных областей, оно должно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности,иметь две цели: игровую и обучающую. Анализируя то, каким должно быть пособие в моей работе,хочется обозначить дополнительные требования: пособие должно соответствовать возможностям ребенка, соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности
Такое пособие «Занимательная полянка» я хочу представить.При его создании предусматривалась интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие. В процессе работы с пособием формируются математические представления (работа с числовым рядом, сравнение и преобразование множеств предметов, счет, развивается мелкая моторика (застегивание и расстегивание кнопок и замков, пристегивание липкой ленты, работа с крючками, формируются зрительно-двигательная координация и способность к выделению свойств и отношений предметов, закрепляются сенсорные эталоны (цвет и форма, закрепляется ориентировка в пространстве (предлоги, в на, под)
Использование пособия «Волшебный куб» в повседневной работе воспитателя «Использование «Волшебного куба» в повседневной работе воспитателя» Добрый день, уважаемые коллеги и друзья. В своей предыдущей публикации.
Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей: «Современные игры на развитие мелкой моторики рук». Моторика не шутка, актуальна и важна. Пальчики играются,.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Отчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 год ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2016-2017 ГОД[/b] Одним из направлений художественно-эстетического.
Пособия, используемые в работе над предлогами «Отремонтируем поезд» Цель: закрепить умение составлять предложения с заданным предлогом, добавлять пропущенный предлог в предложение.
Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.
Как выбрать учебник, чтобы педагогу было удобно, а ученикам интересно?
Можно ли не выбирать учебник?
Пожалуй, обойтись без УМК можно, но этот сложный путь выбирают очень немногие. Согласно исследованию, проведенному экспертами НИУ ВШЭ, около трети российских учителей выбирают для работы один УМК, которому следуют на протяжении всего учебного процесса, изредка обращаясь к сторонним источникам. Примерно столько же педагогов используют разнообразные дополнительные источники, но опираются при этом на какую-либо линию УМК. Лишь 5% российских педагогов работают с комбинациями различных источников, без опоры на какой-либо учебник.
Итак, вы вправе разнообразить материал, отводить учебному изданию ту или иную роль в образовательном процессе. А вот чего делать точно не стоит, так это выбирать учебник «по инерции», только потому что УМК проверенный, надежный, давно знакомый или его выбирают ваши коллеги. Начните процесс выбора учебника с уточнения задачи: чего мы в первую очередь ждем от учебника, с какими учениками будем иметь дело и какой УМК идеально подойдет под ваш стиль преподавания.
Форма и содержание
В первую очередь учебник нужен учителю для того, чтобы «сверить часы» с образовательным стандартом, помочь ученикам успешно освоить программу, овладеть необходимыми знаниями и навыками. Поэтому главное требование, которое каждый учитель предъявляет к учебнику — содержательность. Сложно представить себе учебник, в котором содержался бы абсолютно весь материал по курсу, однако есть книги с наиболее полным и подробным изложением информации.
Кроме содержания, важна также универсальность: удобно, если выбранного вами учебника будет достаточно, чтобы решить весь комплекс учебных задач: подготовить класс как к итоговой контрольной, так и к ВПР, легко излагать новый материал и систематизировать знания на этапе повторения пройденного.
Учебник в вашем стиле
Каждый педагог вправе опираться на УМК в той мере, в какой ему это удобно — и именно от вашего профессионального стиля должен зависеть выбор учебника. Если вы привыкли двигаться строго по заданной канве, стараясь не отступать от учебника, вам подойдет максимально содержательный УМК с большим количеством разнообразных заданий: можно целый год готовить учеников по одному единственному учебнику, комбинируя задания, и быть уверенными в полноте полученных знаний и качественной отработке навыков решения любых задач по химии.
Если же вы планируете использовать учебник как опору и активно задействовать дополнительные учебные материалы — вам подойдет УМК с гибкой и нейтральной манерой изложения: это поможет вам легко интегрировать в учебный процесс материалы из дополнительных источников.
Учебник для учеников
Вполне естественно, что педагог выбирает учебно-методический комплекс в первую очередь для себя. Однако стоит подумать и о том, чтобы у ваших учеников «лежала душа» к выбранному учебнику. Для этого он должен соответствовать:
А) Возрасту учеников. Как правило, об этом заботятся издатели учебника, но никто не знает своих учеников лучше, чем вы. Ответьте себе на вопрос, не покажется ли учебник вашим ученикам слишком наивным и детским — или, наоборот, чересчур сухим и серьезным.
Б) Планируемой форме работы. Кто-то из учителей практикует на уроках работу по группам, а кто-то регулярно дает детям новый материал для самостоятельного изучения. Выбирая учебник, обратите внимание, дает ли книга возможность в полной мере осуществить ваш педагогический замысел. Лучше всего, если содержание учебника позволит вам в ходе учебного процесса попробовать новые формы работы — возможно, сейчас вы и не планируете подать материал именно так, но, если у вас возникнет такое желание, учебник поможет вам его воплотить. Гибкая подача материала позволяет учителю чувствовать себя на уроке свободно, творить и переосмысливать. Форму выполнения многих заданий можно корректировать в ходе учебного процесса: прямо на уроке вы сможете выбрать, какие задания ребятам выполнять в группе, какие самостоятельно, а какие — с вашей помощью.
В) Заявленному уровню сложности. Принцип «чем сложнее, тем лучше» при выборе учебника не работает. Работая с классом базового уровня, нужно выбирать учебник, который, с одной стороны, открывает для ребят что-то новое, с другой — не пугает слишком серьезной манерой изложения и излишне трудными заданиями.
Обратите внимание! Каким бы однородным по уровню ни казался вам ваш класс, в нем найдутся и более сильные, и менее способные ученики. Чтобы им на уроках было так же комфортно, как и всем остальным, стоит выбирать учебник, в котором предусмотрены задания разных уровней сложности.
Секрет безошибочного выбора: пять критериев идеального учебника
Часто педагоги отмечают, что идеальный учебник для занятий в классе должен быть «все в одном», сочетать в себе все возможные достоинства, чтобы поддержать замысел педагога. Наши коллеги и эксперты, тщательно изучив мнения российских учителей, пришли к интересному выводу: выбрать оптимальный учебник можно всего по пяти критериям. Выбор российских педагогов показывает: если учебник отвечает этим пяти требованиям, вам будет удобно и приятно с ним работать, независимо от того, как вы привыкли вести уроки и каков уровень ваших учеников.
Возможность самостоятельной работы. Тот самый случай, когда учебник — опора не только для учителя, но и для ученика, особенно если он по какой-то причине должен сам изучить новый материал.
Наличие заданий разного уровня сложности. Без этого невозможен индивидуальный подход к каждому ученику. Удобно, когда на уроке одним ребятам можно дать задание попроще, другим — посложнее, а перед «звездами» поставить нестандартную творческую задачу.
Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного учебника быть скучным и очевидным. Выбирая учебник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.
Наличие цифровых сервисов. Электронная форма учебника, работающая на удобной и современной цифровой платформе (например, такой, как lecta) — золотой стандарт любого современного УМК. Все больше российских педагогов, как молодых, так и опытных, выбирают издания с выходом на электронный ресурс. Кроме того, от творческих заданий, представленных в электронном виде, ученики бывают просто в восторге.
Грамотная методическая поддержка. Работать с новым учебником по-настоящему удобно, если авторы и издатели не оставляют педагога один на один с учебно-методическим комплексом, а подробно рассказывают обо всех возможностях учебного издания на вебинарах и мастер-классах, дают ценные советы, отвечают на вопросы учителей в онлайн-режиме.