какие виды отношений между структурными подсистемами известны коллективные межличностные
Доклад по теме «Межличностные отношения в коллективе и группе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Межличностные отношения в коллективе и группе
Во взаимодействии людей с окружающим миром всегда присутствует их отношение друг с другом. Отражением этих взаимодействий в группе или коллективе являются межличностные отношения.
Группа выступает своеобразным субъектом деятельности, поскольку является функциональной единицей общественной жизни. Люди могут объединяться в группы по разным причинам, например: для выполнения определённой работы, которую невозможно выполнить одному человеку.
Г. М. Андреева под малой группой понимает, группу людей, которая объединена одной деятельностью и находятся в непосредственном контакте друг с другом. Так же она выделяет, что малая группа – группа, в которой взаимоотношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Малые группы – это группы, которые небольшие по составу (от 3 до 50 человек), объединены одной целью и находятся в непосредственном контакте между собой. К таким малым группам относятся: семья, компания друзей, коллектив и др.
Коллектив – группа людей, которая объединена общей целью и задачами и достигает в процессе высокого уровня развития поставленной цели.
Несмотря на то, что понятие коллектив чётко определил ещё А.С. Макаренко, оно и в настоящее время используется крайне многозначно.
В социологии, как отмечает Н.И. Лапин, «понятие «коллектив» нередко трактуется чрезмерно расширительно. Иногда даже говорится о «коллективах» первобытного общества и о таких «коллективных объединениях», как монополистическая корпорация, толпа или же народ, общество. Очевидно, что в этом случае термин «коллектив» утрачивает строго научный смысл и выступает лишь в элементарном семантическом значении, охватывающий любой конгломерат лиц, связанных той или иной деятельностью.
Но для того, что бы малая группа смогла называться коллективом, она должна соответствовать определённым требованиям. Например, таким как: успешно справляться с теми задачами, которые на неё возложены, возможность для каждого члена этого коллектива развиваться как личность, согласованность и учёт интересов каждого члена коллектива и т.д.
Так же одним из условий хорошей работы коллектива и установления доверительных отношений является то, когда члены этого коллектива знают друг друга не только по имени, но знают какую – либо другую информацию друг о друге. Имеют общее времяпровождение не только на работе, но и в других местах, где люди могут раскрываться и узнавать друг друга ещё больше и с разных сторон.
В каждом коллективе существует свой тип межличностных отношений, который характеризуется:
– единством внутри коллектива;
– наличием общественного мнения;
– традициями, сформировавшимися внутри коллектива;
Межличностное восприятие членов группы (коллектива) может оказывать большое влияние на эффективность протекания совместной деятельности.
У коллег должны быть дружеские отношения, между собой, потому что только так, и в такой атмосфере работа будет делаться быстрее и приятнее.
Большую роль в коллективе играет климат. В отечественной литературе начитывается несколько десятков определений социально-психологическому климату. Этой проблемой так же занимались (Б. Д. Парыгин и др.). Под психологическим климатом мы подразумеваем эмоциональные связи каждого члена коллектива, которые возникают на основе симпатии, интересов, склонностей, характеров. И можем подразделять климат:
1. социальный – определяется осознанием общих целей и задач в коллективе (группе);
2. моральный – определяется принятыми ценностями организации (группы, коллектива);
3.психологический – неофициальные отношения, которые складываются между работниками в коллективе (группе).
«Межличностные отношения – это те отношения, которые складываются между отдельными людьми». Такие отношения возникают в процессе общения людей в коллективе и определяют его «настроение», создавая определённый социально- психологический климат.
Такие отношения включают в себя:
– понимание и восприятие людьми друг друга;
– межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
– взаимодействие и поведение.
Отношения – это взаимодействие человека с человеком. Кто-то может сказать, что безразличие к чему-либо или кому-либо не является отношением, и окажется не прав. Потому что безразличие тоже является отношением. Иначе говоря, «отношение – атрибут любой связи человека, непосредственной и опосредованной, физической и идеальной. Отношение – это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием».
Существует несколько видов взаимоотношений между членами групп:
– официальные (такие отношения появляются между членами группы (коллектива) на должностной основе и утверждаются официально);
– неофициальные (основываются на личных взаимоотношениях между людьми, в этих отношениях нет юридических норм и законов);
– деловые (возникают при выполнении членами групп (коллективов) своих должностных обязанностей);
– личные (возникают независимо от выполняемой работы);
– рациональные (за основу принимаются знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих);
– эмоциональные (за основу берётся оценка друг друга основанная на личном восприятии человека);
– руководителя и подчинённых (такие взаимоотношения регулируют управления группой).
Этапы развития межличностных отношений:
1-ый этап: знакомство – появление взаимного контакта, восприятия, оценки людьми друг друга. Это обусловливает характер взаимоотношений между ними;
2-ой этап: приятельские отношения – появление межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональных уровнях;
3-ий этап: товарищеские отношения – сближение взглядов и оказания поддержки друг другу, проявление доверия друг к другу.
Существует 4 вида психологической совместимости (психологическая совместимость- способность людей длительное время находиться рядом, общаться друг с другом, работать и взаимодействовать между собой не сталкиваясь характерами):
1. физическая – сочетание физических качеств двух или нескольких членов группы (коллектива), которые выполняют одну работу;
2. психофизическая – особенности анализаторских систем и свойств темперамента;
3. социально – психологическая – взаимоотношение людей, которые способствуют выполнению социальных ролей (должна присутствовать гармония);
4. социально – идеологическая – общность взглядов, сходство социальных уставов и ценностей.
Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то другой формой их выражения может служить конфликт.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений
Здоровое развитие общества и личности в целом не может существовать без связей между индивидами. Подобные взаимосвязи и есть взаимоотношения, которые могут быть как межличностными, так и межгрупповыми. Разберем основы данных понятий, их различия и аспекты формирования.
Понятие общественных и межличностных отношений
Между людьми в их социальном взаимодействии неизбежно складываются всевозможные взаимоотношения, которые характеризуются сложной системой связей. Первоначально они подразделяются на общественные и межличностные отношения, между которыми существуют различия:
Социальных психологов интересуют отношения межличностного характера, в то время как социологи исследуют социальное направление общения. Характеризуя общественные отношения между людьми, принято прибегать к понятиям «социальная роль» и «статус».
Социальная роль – это совокупность прав и обязанностей, форм поведения, социальных действий, которые приписываются человеку, занимающему определенное положение в обществе.
Руководители всех уровней имеют определенные права и обязанности, которые существенно отличаются от прав и обязанностей их подчиненных. Занимающие различные должности люди, также имеют неодинаковые обязанности и права.
Это относится к социальным ролям, существующим в обществе независимо друг от друга, исполняющих или принимающих их людей.
В ролевом поведении существует не только социологический, но и социально-психологический аспект, который заключается в индивидуальном, своеобразном и различном исполнении одних и тех же обязанностей различными людьми. При всех возможных вариациях исполнения одних и тех же социальных ролей, существуют общественно принятые нормы и варианты исполнения, за которые не должен выходить человек, выступающий в данной роли.
Подобные нормативы исполнения социальных ролей регламентируются документально и имеют некое правовое основание.
Статус – положение, занимаемое человеком в системе общественных и межличностных взаимоотношений.
Чем дальше продвинулся человек по социальной лестнице и чем выше занимаемое им социальное положение в обществе, тем выше его социальный статус. Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений. Таким образом, понятие «социальный статус» и термин «социальная роль» обладает социологический и социально-психологический аспекты.
Впервые поставила и решила вопрос соотношения общественных и психологических отношений Г. М. Андреева, которая также выделила несколько видов общественных отношений:
По мнению Андреевой их содержание раскрывается и обсуждается не только в социологии, но и в других социальных науках. Межличностные же отношения являются непосредственным предметом исследования конкретно социальной психологии. Вследствие чего при изучении человеческих отношений в первую очередь психологи обращают внимание на межличностные отношения, которые существуют между людьми или внутри малых социальных групп.
Классификация межличностных отношений
Классификация межличностных взаимоотношений между отдельными людьми имеет следующую структуру:
Более подробное изучение каждого из представленных видом позволит получить исчерпывающее представление о структуре тех или иных систем отношений между людьми.
Официальные и неофициальные
Официальные – это отношения, которые возникают между людьми на основании должностного общения.
Их регуляция основывается на документационных положениях, имеющих правовую природу и официальное подтверждение, тогда как неофициальные отношения складываются на основе личных взаимоотношений между людьми. Они не регулируются официально и не имеют правовой базы.
Неофициальные отношения – это взаимодействие между людьми, которые не носят официального характера. Это также отношения, складывающиеся помимо должностных и деловых отношений, в которые они обязаны вступать.
В официальные или формальные отношения люди вступают из-за должности, а не по личному предпочтению, что является объединяющим фактором с деловыми отношениями. Но не все деловые отношения могут быть официальными, ровно, как и наоборот.
Деловые и личные
Деловые отношения возникают в последствии совместной работы людей, личные же складываются независимо от производимых совместных действий. В качестве образа деловых отношений можно представить служебные взаимоотношения, распределение обязанностей в коллективе или группе. Характер деловых взаимоотношений не имеет определяющего эмоциями фактора и больше зависят от распределения ролей в совместной деятельности. Деловые отношения основаны на ролях, которые люди играют в совместной деятельности, обязательствах, которые возлагаются на них или возлагаются на себя по предпочтению самой личности.
Личные взаимоотношения – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их совместной деятельности.
В качестве примера таких взаимоотношений можно рассматривать симпатию, антипатию, уважение, неуважение и прочее. Основой личных отношений являются чувства, возникающие между участниками общения и индивидуальные психологические особенности. Проявляемые в отношениях чувства могут быть положительными или отрицательными, а именно:
К индивидуальным особенностям, которые могут повлиять на развитие личностных отношений, можно отнести волю, мотив, темперамент, характер, потребности, способности. Характер у личных взаимоотношений субъективный, они выражают личное отношение человека, которое может не разделяться группой или обществом.
Рациональные и эмоциональные
В отношениях рациональных предопределяющим фактором являются знания людей друг о друге и объективные оценки личности от окружающих.
Рациональные – это отношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которые участники этих отношений могут принести или уже приносят друг другу.
Эмоциональные – отношения, основанные на субъективной оценке людей, личном, индивидуальном восприятии окружающих.
Подобные взаимоотношения сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основываются на объективной информации участников друг о друге. Рациональные отношения не всегда могут эмоционально подкрепляться.
Человек может испытывать в отношении другого положительные эмоции и чувства, в то же время, имея четкое понимание того, что эти отношения не несут никакой материальной или другого рода пользы. И наоборот, имея личную неприязнь к человеку можно вступать с ним в рациональные отношения, рассчитывая на извлечения определенной выгоды.
Руководства и подчинения
Отношения руководства и подчинения выражаются неравноправностью, в которой некоторые люди обладают большими правами, чем другие, находящиеся в подчинении. Подобные отношения имеют название «субординационные», а равноправные отношения руководства и подчинения принято называть координационными.
Субординационные – это отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должностные позиции в определенной организации или группе, различное положение в обществе. Параллельно этим существуют отношения равноправные или паритетные отношения, в которых социально-психологическая основа заключается в равноправии участников отношений, определяющимся в паритетной форме. Такие личности не состоят в подчинении друг у друга, действуют самостоятельно и независимо.
Первичные и вторичные
Первичные – это базовые, устойчивые и долгосрочные отношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, которые обуславливаются чувством личной привязанности и преданности друг другу.
Подобный вид отношений является общим для многих, он охватывает многие социальные роли, формы поведения и ситуации. В них не наблюдается строгих норм взаимодействия, а люди, вовлеченные в первичные отношения, давно и хорошо знают друг друга.
Вторичные отношения – это относительно кратковременные и поверхностные отношения, которые характеризуются ограниченным опытом взаимодействия между участниками и отсутствием четких норм.
Вторичные отношения, в отличие от первичных, редко обусловлены глубоко эмоциональным вовлечением людей.
Рассмотрение межличностных отношений в группе
Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении. В первом случае подразумевается исследование отношений на конкретный период времени, посредством анализа существующей системы отношений. Динамическое же изучение подразумевает исследование отношений в процессе их развития и изменения, используя законы их формирования и последующего прогрессивного преобразования.
Межличностные отношения в социальных группах имеют изменчивый характер. На этапе начального группового развития часто имеют безразличный характер. В последующем они могут перерасти в противоречивые, и даже конфликтные отношения, которые, при условии благоприятного развития трансформируются в коллективистские.
Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие людей» обладают схожими чертами, хоть и кардинально отличаются друг от друга по содержанию и объему. Общим объединяющим фактором является объяснение природы социальных и психологических связей, которые складываются в обществе и различных социальных группах. Их особенности можно проследить в терминологических определениях.
Общение – понятие, которое имеет самый широкий смысл и объем. В него включены всевозможные контакты, которые возникают между людьми, независимо от их содержания и формы. Межличностные отношения – это понятие, в более узком смысле отражающее отношения между людьми, которые находят выражение в психологических терминах, имеют связь с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей. Общение же вовсе может не иметь эмоциональной окраски.
Общение не обязательно должно включать конкретные действия, которые предпринимаются людьми для оказания определенного воздействия друг на друга. Тогда как взаимодействие не будет являться таковым при отсутствии определенного ряда действий направленных на влияние одного человека на другого. В данном положении выражается основное отличие взаимодействия и общения.
Какие виды отношений между структурными подсистемами известны коллективные межличностные
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия
1. Группа и ее характеристики. Малая группа
Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:
– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;
– внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;
– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:
• условные и реальные (контактные);
• постоянные и временные;
• формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.
Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.
Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.
Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:
1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;
2) содержательные, отражающие психологию членов группы, их взаимоотношения.
К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.
Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.
Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.
Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.
Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:
Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.
Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.
Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.
По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).
Рис. 17. Классификация понятия «лидер»
Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.
В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.
Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.
Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:
¦ авторитарный стиль – ярко выраженная властность руководителя, единоначалие, систематический контроль за действиями подчиненных;
¦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;
¦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.
На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.
Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).
Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций
Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций
Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.
На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.
Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив[35] – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.
Основные признаки коллектива:
– соответствие деятельности социально значимым целям;
– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;
– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;
– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;
– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.
Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.
В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:
• социально-ценностным характером мотивации;
• наличием общественного мнения;
Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:
¦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;
¦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;
¦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.
Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.
3. Межличностные отношения в группах и коллективах
Исследуя социально-психологические аспекты взаимоотношений между членами групп и, в частности, коллективов, можно установить несколько видов этих взаимоотношений: официальные и неофициальные; деловые и личные; рациональные и эмоциональные; руководителя и подчиненных.
Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам.
Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов.
Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы.
Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями).
Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.
Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.