какие виды отношений существуют в игре
Игровые и реальные взаимоотношения детей в игре.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
При соответствуют воспитательных воздействиях у детей старшего дошкольного возраста в процессе творческих игр развиваются коллективные и товарищеские отношения. При этом были выделены две формы отношений между детьми в процессе игры. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи. Но и в процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с другом.
Ребенок то и дело как бы выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» вдруг меняет подчеркнуто любезный тон в обращении с «покупателями» и упрашивает детей: «Ну, не все же забирайте, а то у меня ничего не останется в магазине» или «Только вы как поедите яблоки — опять мне принесите, а то ведь нечего будет продавать-то». Иногда этот выход из роли определяется необходимостью договориться в чем-либо с товарищами. «Ну что вы, что вы, — машет Вова рукой Ире и Вале, бегущим встречать с букетами цветов своего «папу-летчика», — я ведь еще на небе, я еще не сел».
В некоторых случаях дети указывают друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли.
Наличие в игре реальных коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла. Соподчинение действий членов такого коллектива осуществляется не только в силу взятых детьми ролей, но и в силу реальных отношений между играющими как членами единого коллектива. В игре, дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей.
Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен согласиться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.
Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.
Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»
Ольга Щекина
Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности»
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения.
Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом.Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».
На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка, взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может; кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.
Была разработана программа по взаимодействию педагогов и родителей в формировании игровой деятельности детей. Программа включала в себя методические советы и задания, которые поэтапно выполняли родители и педагоги. После реализации программы была проведена повторная диагностика уровня сформированности игровой деятельности детей, которая показала, что количество детей с высоким уровнем сформированности игровой деятельности возросло (55%, а количество детей с низким уровнем сформированности игровой деятельности значительно уменьшилось (15%). Это означает, что гипотеза, заявленная во введении, подтвердилась. Чтобы проверить правильность сделанного вывода была применена математическая статистика. Расчет t-критерия Стьюдента показал, что полученное эмпирическое значение t =2.9 находится в зоне значимости. Следовательно, при согласовании способов и приемов формирования игровой деятельности детей в детском саду и семье возможно достичь повышения уровня развития сформированности игровой деятельности детей.
Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.
Консультация для педагогов «Развитие реальных взаимоотношений между детьми в ходе игры»
Валерия Матвейкина
Консультация для педагогов «Развитие реальных взаимоотношений между детьми в ходе игры»
Общеизвестно что игра занимает доминирующее место в жизнедеятельности ребёнка. В игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со сверстниками и взрослыми, в особой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность. О важности значения игры в становлении реальных взаимоотношений между детьми и пойдёт речь. Именно в игре воспитываются нравственные качества, чувство коллективизма, дружелюбие. При этом очень важно правильное педагогическое руководство, есть возможность косвенно воздействовать на детей, создавать такие условия, чтобы они могли проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремление достигать поставленную цель. Важно выяснить отношение и интерес ребёнка к игре, характер участия в разных видах игр. Перед воспитателем стоит задача поощрить наиболее смелых и поддержать нерешительных детей, приучить подчинятся правилам игры, умение координировать свои действия с действиями других детей, считаться с мнением товарищей по игре, соблюдать очерёдность в ведущих ролях, стремление приносить пользу игровому коллективу, учатся проявлять взаимопонимание и оказывать помощь другому ребёнку. Одним словом научить действовать сообща, руководствуясь с общими интересами, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, чтобы поддерживать и устанавливать ход игры.
Существует два вида – игровые и реальные взаимоотнощения. Игровые отношения отражают отношения ребёнка к сюжету и своей роли в ней. Реальные – это взаимоотношения детей как партнёров, выполняющих одно и то же дело. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, по ходу игры обсуждают возникающие проблемы и недоразумения. Интерес к игре сверстника как раз и приводит попыткам установления определённых взаимоотношений в игре. Сначала это стремление приблизится к другому ребёнку, играть с ним рядом, возникает желание уступить часть места, занятого для игры, затем начать более плотно общаться, ребёнок ищет повод для совместной деятельности, установления контакта. На этом этапе общение ещё носит кратковременный характер, содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения: дети меняются игрушками, помогают друг другу в различных ситуациях (например поднять игрушку, правильно поставить машинку ит. д.) С развитием игровых умений, с усложнением игровых замыслов, появлением сюжета в игре дети вступают в более длительное общение друг с другом. Сама игра требует и способствует этому. Стремление воспроизвести в игре действия взрослых, реализовать свои наблюдения окружающего мира приводит к тому, что ребёнок ищет партнёра,который участвовал бы с ним в игре, возникает необходимость договариваться, вместе организовывать игру, включающую в себя несколько ролей. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему усложнению, многообразию и развитию содержания игры, возникает обмен опытом, а это ведёт, в свою очередь, к развитию реальных взаимоотношений между детьми, к увеличению количества участников игры, к необходимости согласовывать свои действия. Реальные взаимоотношения возникают когда дети только договариваются об игре, но и непосредственно в ходе игры, они определяются сюжетом игры. В таком случае сюжетные отношения становятся формой, в которой и проявляются реальные взаимоотношения. Они могут не соответствовать логике сюжетных отношений, например когда инициатор игры берёт на себя подчинённую роль, но одновременно всё равно руководит игрой.
С развитием умения выбрать и создать сюжет игры, распланировать совместную деятельность у ребёнка возникает необходимость наладить связь со всеми играющими, понять их желания и найти своё место в игре, соразмеряя свои собственные желания. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно к общей игре, к составу играющих. Если дети не сумеют договориться между собой игра распадётся. Заинтересованность в игре, желание принять участие в ней требует от детей про явления взаимных уступок. И здесь очень важна помощь и руководящая роль педагога, умение тактично направить в нужное русло последовательность действий детей. При вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности, они проявляются в играх всех видов. В дидактических играх играет роль умственное развитие, сообразительность ребёнка. В сюжетно-ролевых, творческих обязательно выделится группа организаторов, это развитые и общительные дети, они сумеют выбрать сюжет, развить его, привлечь товарищей и объединить их для успешного хода игры и достижения поставленной цели. При правильном и разумном подходе педагога эти дети становятся активом на который воспитатель может смело опираться в ходе работы с детьми как в ходе руководства игрой, так и на занятиях, а так же в ходе любой работы с детьми в течении дня. Зная особенности и умения каждого ребёнка всегда нужно использовать их. Участие ребёнка в игре, выполнение им определённой роли направлять не только на средство развития, но и использовать для воспитания нравственных качеств, а также формирования дружного, крепкого коллектива.
Т. о. в правильной организации игровой деятельности детей заложены большие возможности для эффективного педагогического воздействия на детей с целью организации хороших, полноценных и устойчивых взаимоотношений между детьми, что приведёт к формированию положительных психических качеств и личностных особенностей ребёнка, имеющих огромное значение для успешного протекания других видов деятельности, которые впоследствии приобретут самостоятельное значение.
Анализ образовательных результатов детей 1 младшей группы за год Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,.
Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх
Татьяна Кудинова
Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх
“Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…” (А. С. Макаренко).
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты; сюжет, содержание, роль. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства.
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению.
2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание,как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих, Например, педагог советует Косте, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.
4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.
5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.
6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре» «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре». Консультация для воспитателей. Подготовила Прусс И. А. воспитатель МБДОУ №53.
Формирование позитивных взаимоотношений в группе В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру;.
Картотека сюжетно-ролевых игр Играть мы любим очень: «Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя. Мы взрослых понимаем – сегодня новый век. Без знаний.
Картотека сюжетно-ролевых игр Картотека сюжетно-ролевых игр. Составила: Юданова О. С. 1. Зоопарк Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни,.
Картотека сюжетно-ролевых игр Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать.
Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве.
Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх бытового, трудового и общественного содержания С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.
Тексты для сюжетно-ролевых игр Учитывая психологические особенности конкретного возраста детей, воспитатель использует художественное слово или перед началом (с детьми.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных.