какие виды отношения являются приоритетными в дополнительном образовании

Воспитательная модель современного дополнительного образования детей

В статье раскрывается воспитательный потенциал современного дополнительного образования детей. Обосновывается новый смысл воспитания в сфере дополнительного образования детей в свете законодательных изменений об усилении воспитательной составляющей в образовании.

Статья подготовлена в рамках госзадания № 073-00015-21-01 НИР «Разработка примерной программы воспитания в системе дополнительного образования».

В.П. Голованов,
главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный учитель РФ,
Почетный работник сферы молодежной политики РФ,
академик Международной академии
детско-юношеского туризма и краеведения
им. А.А. Остапца-Свешникова,
член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения
при Отделении философии образования и теоретической педагогики
Российской академии образования

Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов

Преобразования, происходящие во всех сферах современного российского общества, затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий и возможностей для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. Важную роль в реализации данной целевой установки должны сыграть организации дополнительного образования, обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей и взрослых в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении. Дополнительное образование детей — сфера педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время. И, конечно, важно содержание, чем наполнить свободное время ребенка? Как писал С.Я. Маршак: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его» [5].

На протяжении многих месяцев текущего года шла интенсивная работа по осмыслению воспитания в системе дополнительного образования детей. Это было время размышления о реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей, о новом воспитании в условиях педагогически целесообразной системы занятости детей в их свободное время. Как писал Давид Самойлов, «думать надо о смысле бытия, его свойстве…».

Сегодня проблема воспитания вышла на первый план. Известно, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Воспитание — это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. Новый 2021-2022 учебный год начался с обсуждения и принятия примерных программ воспитания в дошкольных образовательных организациях и организациях СПО. Все эти действия — следствие законодательных решений государства, выполнение предписаний и положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» о внедрении с 1 сентября текущего года программ воспитания на данных уровнях образования.

Но возникает вопрос — а как быть с дополнительным образованием детей, ведь в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования детей.

С одной стороны, нет требования, следовательно, нет необходимости и проектировать, программировать и моделировать воспитание в организации дополнительного образования. Но с другой стороны, есть статья 30. Федерального закона об образовании «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ, где говорится о принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Организация дополнительного образования является образовательной организацией или речь идет об образовательных организациях, связанных с уровнями образования, с федеральными стандартами? Комментариев пока нет.

На современном этапе работать и принимать решения в воспитательной деятельности по наитию уже нельзя, надо осуществлять переход от эмпирических представлений о ребенке к научно обоснованным и в полной мере использовать этот материал [2]. Важно учитывать специфику дополнительного образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Очень важно избежать гипертрофированности процесса обучения, переноса традиций классно-урочной системы на учебные занятия детского объединения дополнительного образования детей. Нам кажется, что этого не должно быть, так как на всех этапах становления и развития внешкольного образования, внешкольного воспитания и современного дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность были вторичны, рассматривались как ресурс, как средство развития личности взрослеющего человека. И сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.

Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности. В этой логике, дополнительное образование детей не просто сегмент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности). Как ту не вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Ни один воспитатель, как бы неусыпно была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли бы сами найти себе деятельность» [6].

К сожалению, сегодня в дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход, основой современного дополнительного образования как вида и подвида образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и предпрофессиональная), а не учреждение (организация) дополнительного образования детей. И дополнительные общеобразовательные программы могут реализовывать и другие организации и учреждения. Безусловно, это сказалось на атмосферности дополнительного образования, на комфортности для ребенка территории, среды, пространства организации дополнительного образования.

Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей и предпрофессиональной) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания в ДОД, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования детей (далее — ОДОД) и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.

Необходимо определить точки размышления, подумать над тем, какие подходы могут быть к моделированию, проектированию программы воспитания в организации дополнительного образования.

Отрадно отметить, что многие организации дополнительного образования детей не ждут милости от природы, а самостоятельно и инициативно создают свои программы воспитания. Так, проведенный нами анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования выявил, что ряд организаций приняли «Программу воспитания и социализации…», другие «Программу воспитания…», третьи «Программу воспитательной работы…», четвертые «Воспитательные программы детского объединения…», пятые разработали «Воспитательную систему Центра …» и т.д. Можно засвидетельствовать, что еще ряд организаций дополнительного образования, используя определенные разделы и модули примерной программы воспитания общеобразовательных организаций, актуальные и для дополнительного образования, разработали собственную рабочую программу воспитания с учетом специфики дополнительного образования детей.

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ, и поиск вариантов разработки воспитательного модуля ОДОД, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей идет с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Варианты воспитательной практики организаций дополнительного образования детей показали, что могут быть разные подходы к разработке программ воспитания в ОДОД, так, например, это могут быть:

При этом заметим, что воспитательный вектор дополнительного образования детей задается, прежде всего, на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Ключевым может являться разработка воспитательной модели организации дополнительного образования детей. Общая цель воспитательной модели в ОДОД — воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ для каждого ребенка. Воспитывающая деятельность в ОДОД имеет две важные составляющие: индивидуальную работу с каждым ребенком и формирование детского коллектива.

Цель воспитания в сфере дополнительного образования детей — ценностно-смысловое развитие ребенка. Много веков назад Конфуций заметил: «Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта» [1]. Воспитательная модель ДОД базируется на том, что воспитание в дополнительном образовании рассматривается, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

Сегодня перед обществом и, в первую очередь, перед образованием, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вот почему главное при разработке и реализации воспитательной модели — центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный подход; сетевое взаимодействии с разными субъектами дополнительного образования детей. Воспитание в дополнительном образовании — по сути, восхождение к субъектности взрослеющего человека.

Воспитательная модель ДОД направлена на решение следующих основных задач: сохранение приоритета воспитания в сфере дополнительного образования детей; развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка; обоснование основных подходов к определению содержания и организации воспитательной деятельности; представление примеров воспитательной практики дополнительного образования; формирование целостной воспитательной составляющей организации дополнительного образования детей на основе учета региональных, территориальных, институциональных социокультурных особенностей; описание системы возможных форм и способов воспитательного диалога взрослого и ребенка в организации дополнительного образования; содействие расширению воспитательного статуса педагога дополнительного образования; определение возможности личностного развития детей в процессе реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ; обоснование комплекса организационно-педагогических условий и средств воспитательной составляющей направленностей дополнительных общеобразовательных программ; расширение состава субъектов воспитания, координации их усилий, укрепление социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей; внедрение в педагогическую практику организаций дополнительного образования детей новейших достижений в области теории и практики воспитания; содействие формированию государственно-общественного сотрудничества и взаимодействия в сфере дополнительного образования детей; развитие и совершенствование системы психолого-педагогической поддержки и медико-социальной реабилитации детей.

Воспитательная модель в ОДОД учитывает приоритетные направления воспитания в ДОД — личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; освоение детьми социальных навыков и ролей (нравственного человека, гражданина, профессионала, работника, семьянина и др.); развитие культуры социального поведения растущего человека с учетом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

В основе процесса воспитания детей в ОДОД лежат конституционные и национальные ценности современного российского общества. Основные обобщенные ценности: осмысление, созидание, коллективизм, которые должны найти свое отражение в основных направлениях организации воспитывающей деятельности ОДОД.

Несомненно, в каждой отдельной ОДОД и в деятельности каждого отдельного педагога дополнительного образования комплекс воспитательных приоритетов может быть уникальным, связанным с условиями деятельности, особенностями контингента детей, спецификой образовательной деятельности.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в воспитательном модуле ДОД отражаются образовательные отношения сотрудничества ОДОД с семьями детей, со всеми субъектами образовательных отношений, а также с ДОО, ОО, СПО, ВПО. Только при подобном подходе возможно воспитать юного россиянина как гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Реализация воспитательной модели ОДОД предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Составной частью воспитательной модели является рабочая программа воспитания дополнительной общеобразовательной программы, как не формальный документ, а продукт личностного творения педагога дополнительного образования, его гражданской и профессиональной направленности, его понимание современности и личной роли в преобразовательной деятельности. Разработка рабочей программы воспитания дополнительной общеобразовательной программы — это творческий акт педагога дополнительного образования, путь к профессиональному достоинству и самоуважению.

Программа воспитания имеет концептуальные основания и приоритетные принципы построения.

В качестве методологических ориентиров Примерной программы выступали системный, гуманистический, аксиологический, субъектно-деятельностный, культурологический, антропологический, синергетический, комплексный, акмеологический, экзистенциальный, полисубъектный (диалогический), гуманитарный и другие подходы.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает решение четырех групп воспитательных задач.

Первая группа реализует педагогическое сопровождение экзистенциального выбора. Педагоги должны помочь ребенку в его нравственном самоопределении, помочь ответить на главные вопросы жизни: каким быть и каким должен быть проект своего будущего существования? Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с воспитанником, ориентированных на идеальное представление о нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.

Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта.

Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора, которая помогает ответить ребенку на вопрос кем быть?

Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией и предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос что такое красота жизни и искусства?

Главный акцент сделан на усиление воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Для этого предлагается включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для гражданско-нравственного и патриотического воспитания, использования получаемых знаний для решения реальных социальных проблем сообщества, региона, страны, а главное для личного самоопределения и самореализации. Именно поэтому необходима разработка и внедрение организациями дополнительного образования детей программ воспитания. Также предлагается: реализация образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.); включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного модуля, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения; внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков на территории муниципалитета, в социуме (по месту жительства); поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия муниципалитетов, регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.

Завершить статью хотел бы словами Л.С. Выготского: «Мы можем по своему произволу все человечество или любую его часть сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным» [3].

Литература

Источник

Какие виды отношения являются приоритетными в дополнительном образовании

Проект Федеральной целевой программы«Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»

Структура программы

Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного образования детей как института инфраструктуры детства.

Оценка уровня социально-экономической эффективности института дополнительного образования детей в социальной инфраструктуре детства.

Приоритеты развития дополнительного образования детей по переходу в новое качественное состояние системы. Роль ФЦПРО в расширении прав участия детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

Условия реализации программы.

Основные направления реализации программы.

Управление реализацией программы.

Механизмы реализации программы.

Система мероприятий программы.

Ожидаемые результаты программы, показатели и индикаторы реализации программы.

Социально-экономическая эффективность инновационного развития программы.

Цель программы

Создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного образования детей, направленных на:

Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного образования детей как института инфраструктуры детства.

Начиная с последней трети XX века, в условиях появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира все отчетливее проявляет себя тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в услугах и консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных институтов, растет объем расходов домохозяйств в данной сфере.

Потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира разрабатываются и реализуются национальные программы развития внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблем социализации детей и молодежи.

Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере политике государства в области защиты прав и интересов детей, что связывает Программу с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действия в интересах детей.

Есть основания говорить о растущей конкуренции в «освоении» ресурсов сферы дополнительного образования детей. Сфера дополнительного образования является сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора.

В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о глобальной конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.

Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

При этом специфика подхода государства заключалась в поиске опоры для своего общественно-политического заказа в потребностях подростков и государства, поддержке и продвижении инициатив снизу.

С 1970-1980 гг. система ДОД утратила указанную роль, осталась без заказа и ясного видения своего места и перспектив развития.

В этой ситуации значительная часть учреждений дополнительного образования оказалась не готова выстроить свою работу с ориентацией на заказ потребителей (семей, детей), как в силу сформировавшихся (патерналистских) установок, так и в силу отсутствия у управленческих кадров необходимых компетенций в области маркетинга.

Это оказало негативное влияние на сами учреждения, на интересы потребителей и, в конечном итоге, на интересы государства.

Оценка уровня социально-экономической эффективности института дополнительного образования детей в социальной инфраструктуре детства.

Последние десятилетия система дополнительного образования детей находится на периферии внимания государства. Разработанные в начале 21 века межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей и Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года не стали реальными инструментами развития системы.

Система дополнительного образования не была включена в приоритетный национальный проект «Образование», ее поддержка в рамках федеральных программ традиционно ограничивается линией мероприятий (конкурсы, слеты и т.п.) и программ летнего отдыха.

С принятием Ф3-131 полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Это отвечало общему продуктивному замыслу учета интересов территорий, местного сообщества.

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерен дефицит компетенций эффективного управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены.

Меры, принимаемые государством по развитию системы ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно Указу Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70­75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Особенности дополнительного образования детей.

Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.

В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:

— свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,

— широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей,

— ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества,

— гибкость (мобильность) образовательных программ;

— более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной),

— возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности,

— возможности межвозрастного взаимодействие и оформления возрастных переходов.

Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.

Функции сферы дополнительного образования детей

Важнейшие функции сферы дополнительного образования детей состоят в следующем:

1) Развитие человеческого капитала страны.

В дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного образования, выходящие за рамки его стандартов.

Дополнительное образование детей позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению конкуретноспособности и инновационному развитию страны.

Развитие человеческого капитала осуществляется также посредством формирования в сфере дополнительного образования детей элиты (научной, культурной) страны через выявление талантливых детей в самых разных областях, развитие их мотивации и способностей. дополнительное образование в этом плане выступает как «образование экстра-класса», «эксклюзивное образование».

2) Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса.

Дополнительное образование детей выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, компенсируя таким образом недостатки последнего или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации. В этом отношении дополнительное образование детей выполняет функцию «социальной инклюзии».

Дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени, канализации энергии и конкретных устремлений подростков.

3) Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

Потребности семей в разнообразных образовательных услугах и сервисах для детей расширяются и становятся более дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы детей и подростков. Система основного образования не обладает необходимой гибкостью и потенциалом для удовлетворения указанных потребностей, как в части вариативности, так и адресности (индивидуализации) услуг.

4) Обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социокультурного потенциала территории.

На содержание и формы дополнительного образования детей по факту влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиций народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. дополнительное образование реализуется в детско-взрослых сообществах и одновременно формирует их, обеспечивая межпоколенческую солидарность и воспроизводство норм общественной жизни.

Если основное образование даёт основы знаний и общую установку на выбор своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование его, фактически, дополняет и завершает, позволяя ученикам расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. В этом смысле, «дополнительное образование» можно называть «завершающим» или «окончательным». Оно, опираясь на материал основного образования как, действительно, на «основу», обеспечивает выбор учеником действительно важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.

Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями основного (прежде всего, школьного образования).

Школьное образование испытывает серьезный кризис. Его возможности в развитии человеческого капитала, обеспечении социальной мобильности, в ответах на новые вызовы современности выглядят все более ограниченными. Есть все основания считать, что кризис «школы» слишком глубокий (затрагивает базовые основы построения этой системы) и многофакторный (охватывает большинство ее сфер и элементов), чтобы пытаться преодолеть его путем усовершенствования существующей модели.

При этом фундаментальность института школы делает невозможными попытки его «ликвидации». Кризис будет продолжаться еще достаточно длительное время, на протяжении которого школа будет (пусть и недостаточно успешно) решать важнейшие задачи.

В этих условиях дополнительное образование детей выполняет (как для государства, так и для граждан-потребителей) функцию компенсации недостатков школьного образования, его дополнения недостающими элементами. Одновременно дополнительное образование детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития. Фактически оно является инновационной площадкой («инкубатором») для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

С другой стороны, (отчасти уже сегодня и, очевидно, в перспективе) сфера дополнительного образования детей становится альтернативной моделью образования, идущей на смену традиционной.

Отсюда и подход к развитию сферы дополнительного образования детей должен сочетать в себе, как тактические задачи реализации его потенциала в качестве дополнительного и компенсаторного (по отношению к школе), так и стратегические задачи формирования модели образования будущего.

Поскольку дополнительное образование работает с индивидуальными образовательными (познавательными) задачами и индивидуальными траекториями освоения знаний, к тому же, имеет дело с самыми разнообразными сферами интересов, оно должно быть организовано не как иерархия учреждений, а как пространство выбора учениками источников формирования знаний и способностей. Эти источники должны как создаваться в этом пространстве, так и привлекаться извне, на основах подряда и аутсорсинга.

Приоритеты развития дополнительного образования детей по переходу в новое качественное состояние системы. Роль ФЦПРО в расширении прав участия детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

Основными принципами государственной политики в сфере ДОД являются:

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, географических ресурсов территорий;

координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;

обеспечение доступности и свободы выбора программ внешкольного образования и социализации;

защита прав и интересов, безопасности и здоровья граждан от некачественных услуг и товаров, негативного информационного воздействия;

развитие системы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;

развитие системы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов,

создание конкурентной среды и устранение административных барьеров;

информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и товаров;

открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

международная кооперация и интеграция;

многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.

Задачи программы.

1. Обеспечение институциональных изменений в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями формирования регионального уровня управления системой дополнительного образования и увеличения инвестиционной привлекательности дополнительного образования:

— разработка и введение вариантов региональной модели для сети учреждений дополнительного образования: дополнительное образование как совокупность учреждений, дополнительное образование как совокупность услуг, дополнительное образование как система программ;

— модернизация государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования посредством разворачивания на базе учреждений образовательных программ нового поколения, превращения образовательных учреждений в координационные ресурсные центры для реализации региональных и муниципальных программ;

— интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием;

— развитие негосударственного сектора в дополнительном образовании и индустрии дополнительного образования для всех возрастных групп;

— развитие сферы «неформальной» педагогики: молодежных и детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, миссионерских и просветительских проектов;

— разработка и внедрение модельных сценариев взаимоотношения регион- муниципалитет в сфере дополнительного образования;

— разработка нормативных документов и типовых проектов организации летнего образовательного отдыха детей, внедрение данных моделей;

— разработка подходов и принципов повышения качества, доступности и эффективности ДОД в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

— создание федеральной системы занятости детей в их свободное время в соответствии с запросами родителей (законных представителй);

— развитие социально-экономических основ современной инфраструктуры детства и психолого-педагогических подходов к развитию системы дополнительного образования детей, обеспечению качества, разнообразия, доступности деятельности учреждений дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

2. Повышение общественного статуса дополнительного образования детей как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания, обеспечение доступности услуг ДОД для граждан, независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;

3. Разработка концептуальных основ педагогики дополнительного образования детей, определение миссии и роли института дополнительного образования детей в инфраструктуре детства, в современных условиях интеграции образовательных и других структур и сфер;

4. Модернизация программно-методического обеспечения содержания деятельности дополнительного образования детей, создание условий для увеличения масштаба, качества и разнообразия ресурсов системы ДОД, их эффективного использования в интересах детей, семей, общества, государства;

5. Координация действий субъектов дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия на внутриведомственном и межведомственном уровнях;

7. Разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов дополнительного образования детей.

Условия реализации программы

Для сохранения системности, необходимо предусмотреть ряд условий развития ДОД:

— нормативных и правовых условий (разработка федеральных требований к деятельности учреждений ДОД, новых САН ПИНов, профессиональных стандартов в системе ДОД, норматива нагрузки на ребенка и др.);

— кадровых условий (включающих не только мероприятия по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров, но и разработку моделей подготовки кадров для ДОД в условиях новых ФГОС ВПО, переподготовка кадров технических, инженерных специальностей для работы в системе ДОД);

— финансово-экономических условий (развитие через определение и введение норматива подушевого финансирования, механизмов гарантированной бесплатной услуги, механизмов реализации платной услуги, определения ее стоимости, механизмов стимулирования частной услуги);

— научно-методических условий (развитие программного обеспечения, разработка федеральных требований к программам, определение уровней ДОД, новых образовательных и информационных технологий в ДОД, технологий мониторинга и оценки эффективности ДОД);

— информационного обеспечения программы дополнительного образования детей.

Сроки и этапы

1 этап: 2013-2015 годы

ГПРО «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусмотрено, что на этом этапе решается приоритетная задача обеспечения равного доступа к услугам ДОД детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей. Для этого будет обеспечена модернизация образовательной сети и инфраструктуры ДОД; завершен переход к эффективному контракту в сфере ДОД; разработаны стандарты профессиональной деятельности педагогов, построенные на их основе новые инструменты оценки качества и оплаты труда; проведена модернизация педагогического образования и системы повышения квалификации педагогов. Данная работа будет проводиться с опорой на профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации в сфере образования. Для развития механизмов позитивной социализации подрастающего поколения будут разрабатываться новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, проводиться модернизация системы ДОД, летнего отдыха и занятости; будет формироваться система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов; не менее чем 65 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены программами дополнительного образования детей.

2 этап: 2016-2018 годы

Будут созданы современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков. Все педагоги и руководители организаций ДОД пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку по современным программам обучения с возможностью выбора. Будет обеспечен переход от содержания ведомственных организаций и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей социализации, будут созданы комплексные социальные организации, оказывающие многопрофильные услуги (в том числе образовательные). Возрастет активность семей в воспитании и образовании детей, в том числе увеличится объем инвестиций в сферу ДОД. В сфере ДОД доминирующими становятся механизмы государственно-частного и социального партнерства. В городах формируются современные социально-культурные среды для развития и социализации (эксплораториумы, музеи науки и техники и др.). Не менее 71% детей в возрасте от 5.до 18 лет будет охвачен услугами ДОД, не менее 8% детей данного возраста будут привлекаться к участию в творческих мероприятиях.

3 этап: 2019-2020 годы

Не менее чем 72-75 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.

Современное состояние ДОД

1. Нормативная правовая база в сфере ДОД.

2. Действующая инфраструктура ДОД.

3. Кадровый потенциал ДОД.

4. Научное, информационное, программно-методическое обеспечение ДОД.

5. Объемы и механизмы финансирования ДОД.

6. Конкурентные преимущества отечественного ДОД.

7. Основные проблемы сферы ДОД.

Основные направления реализации программы

1. Формирование финансово-экономических условий развития ДОД:

1.2. выделение из федерального бюджета средств на субсидии бюджетам всех субъектов Российской Федерации для стимулирования развития доступности и повышения качества ДОД (в том числе на улучшение материально-технической базы и условий модернизации и диверсификации программ ДОД, развитие финансово-экономических условий реализации программ ДОД, организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ДОД, информационное обеспечение реализации программ ДОД, формирование сети ресурных центров ДОД в регионах);

1.3. формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг ДОД с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг;

1.4. формирование современных механизмов финансирования услуг ДОД (в том числе на конкурсной основе образовательных программ и организаций независимо от форм собственности);

1.5. формирование механизмов выявления социального заказа на услуги ДОД (в том числе уточнение минимального объема и состава, соотношения бесплатных услуг и услуг, финансируемых потребителем);

1.6. формирование персонифицированной модели финансирования образовательных услуг ДОД (полностью или частично);

1.7. введение новой системы оплаты труда педагогов ДОД;

1.8. формирование модели софинансирования услуг ДОД со стороны родителей;

1.9. развитие механизмов государственно-частного партнерства;

1.10. привлечение в сферу ДОД социально ориентированных некоммерческих организаций и малого предпринимательства;

1.11. разработка социальных стандартов предоставления услуг ДОД.

2. Формирование условий модернизации и диверсификации программ

I. 1. Модернизация образовательных программ, информационное обеспечение, обновление содержания и технологий дополнительного образования детей.

2. Развитие механизмов мотивации обучающихся.

3. Создание благоприятных условий для предпрофильного образования и профессиональной ориентации старшеклассников во внеурочное время.

4. Развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей.

2013-2015 гг.

1.1. Разработка Рейтинга востребованности программ дополнительного образования детей местным сообществом, семьёй. Разработка пакета предложений по удовлетворению спроса населения в дополнительном образовании детей и дополнительных образовательных услугах, в соответствии с платежеспособным спросом населения регионов.

1.2. Формирование сети ресурсных центров по модернизации дополнительных образовательных программ, обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, а также внеучебной (внеаудиторной) деятельности образовательных учреждений разного типа и вида.

1.3. Анализ развития научных школ и коллективов, результатов научных исследований, занимающих передовые позиции в отечественной и мировой науке в исследованиях проблем дополнительного образования детей.

1.4. Формирование сети экспериментальных площадок по отработке моделей и механизмов сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования (организаций, работающих с детьми по месту жительства, детских общественных организаций и др.) на муниципальном уровне. Разработка материалов (диагностик, алгоритмов, ресурсов, методик и технологий дополнительного образования детей), в рамках реализации программ и проектов по актуальным вопросам функционирования и развития дополнительного образования детей. Определение базовых экспериментальных площадок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по отработке и проверке нового содержания и технологий дополнительного образования детей. Разработка методических рекомендаций, аналитических материалов по запросу населения (детей и взрослых); совершенствование содержания и технологий дополнительного образования детей, основанных на предложениях специалистов (педагогов, организаторов, руководителей учреждений).

1.5. Создание банка дополнительных образовательных программ, получивших высокую оценку на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Определение приоритетов, стратегического и тематического планирования образовательных программ.

1.6. Создание экспертных групп по изучению дополнительных образовательных программ нового поколения; разработка положения о Совете и требованиях к условиям его деятельности.

2.1. Разработка механизмов мотивации обучающихся, а также их законных представителей (родителей и лиц, их замещающих). Создание условий для сво­бодного выбора каждым ребенком и их родителями образовательной области, профиля программы и времени ее освоения; многообразия видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.

3.1. Развитие частно-государственного, общественно-государственного партнёрства с крупнейшими отечественными корпорациями, предприятиями с целью содействия развитию дополнительному образованию детей.

3.2. Разработка методических рекомендаций «Социальное партнёрство учреждений дополнительного образования в профессиональной ориентации старшекласников».

4.1. Создание ресурсной базы для развития техносферы системы дополнительного образования детей, в том числе создание лабораторий по изучению основ современного цифрового производства в рамках Центров технологической поддержки образования. Разработка и внедрение модели непрерывного профессионального образования в области информационных технологий обучения современным производствам в различных сферах путем комплексного оснащения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей учебно-методическими комплексами по пространственному компьютерному моделированию на основе современного программного обеспечения и технологического оборудования с ЧПУ.

2016-2018 гг.

1.2. Систематическое проведение конкурсов дополнительных образовательных программ.

1.3. Создание Экспертного совета (советов) по определению качества разрабатываемых программ дополнительного образования детей.

1.4. Определение возможностей финансовой (грантовой) и материально технической, информационной поддержки лучших программ дополнительного образования детей.

1.5. Проведение и оформление уровневой дифференциации дополнительных образовательных программ: предназначенных для различных уровней освоения. Проведение на базе учреждений дополнительного образования детей разнообразных форм активной методической работы с педагогами, целевой подготовки слушателей с использованием дистанционных форм обучения и привлечением современных информационных технологий, проектирования, учебной практики (стажировки), в том числе на базе опытно-экспериментальных площадок.

1.6. Формирование единой информационной среды дополнительного образования детей, внедрение современных информационных технологий в процесс развития дополнительного образования детей.

3.1. Проведение пилотажных исследований по определению профессиональных предпочтений старшеклассников в субъектах РФ. Разработка системы профессиональных конкурсов для старшеклассников, создание экспериментальных «рабочих мест» в учреждениях дополнительного образования детей для «социальных проб» старшеклассников. Разработка механизмов поддержки «семейного бизнеса» в условиях субъекта РФ. Проведение исследований по изучению эффективных условий предпрофильного образования в системе дополнительного образования детей.

3.2. Разработка методических рекомендаций по организации профессиональной ориентации старшеклассников во внеурочное время.

4.3. Организация деятельности в субъектах РФ стажировочных площадок «развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей». Создание программ поддержки направлений технического творчества детей на уровне субъектов РФ, в том числе затратных, как например «робототехника».

4.4. Разработка методических рекомендаций, информационных справочников о программах технического творчества в сфере дополнительного образования детей. Разработка учебно-методического комплекса по развитию техносферы учреждений дополнительного образования детей.

4.5. Разработка методических рекомендаций, информационных справочников о программах художественного, социокультурного творчества в сфере дополнительного образования детей.

2019-2020гг.

1.1. Появление качественного программно-методического продукта для вариативных направлений (художественное дополнительное образование, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, эколого- биологическое образование, туристско-краеведческая работа, техническое творчество учащихся, социально-проектное творчество), интересов детей, уровней освоения программ, реализуемых в системе дополнительного образования детей.

1.2. Разработка программно-методического продукта для различных образовательных учреждений (издание печатной продукции; распространение информационных технологий; открытый доступ через Интернет), разработка специализированного портала в сети Интернет для коммуникации педагогического, родительского и подросткового сообщества.

3.1. Внесение предложений в законодательную базу, связанную с временной трудовой занятостью детей и подростков.

3.2. Описание механизмов партнёрства для развития предпрофильного образования в социальной инфраструктуре детства в субъектах РФ.

4.1. Разработка и утверждение Типового положения «развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей».

II. 1. Разработка федеральных государственных требований к условиям реализации и программам дополнительного образования детей, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей.

2. Дифференциация программ дополнительного образования детей по уровням (ознакомительный, углубленный, предпрофильный).

3. Учет требований ФГОС общего образования при разработке программ дополнительного образования детей.

4. Введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации.

5. Формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития.

2013-2015 гг.

1.1. Формирование сети стажировочных площадок в регионах для отработки федеральных государственных требований к условиям реализации и программам дополнительного образования детей, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей.

Внедрение Федеральной, региональных образовательных сетей и образовательного контента для организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей.

1.2. Проведение курсовой переподготовки для сотрудников исследовательских организаций, региональных ресурсных центров, стажировочных площадок по проблеме организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей.

Готовность сотрудников исследовательских организаций, региональных ресурсных центров, стажировочных площадок к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

1.3. Проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей в федеральной и региональной образовательных сетях.

Готовность педагогов к постоянному развитию и переподготовке в соответствии с образовательным запросом, разработка единых федеральных требований к учреждениям дополнительного образования; единых требований к образовательным программам дополнительного образования детей, взяв за основу методические рекомендации, разработанные Министерством образования; разработка и утверждение единых профессиональных стандартов педагогических профессий и их аттестации в системе дополнительного образования детей.

Организация и проведение раз в два года Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Использование системы установления доплат к заработной плате лучшим педагогам дополнительного образования: призерам областных и федеральных конкурсов профессионального мастерства устанавливается ежемесячная доплата от 30 до 50 %.

3.1. Разработка программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на получение практических навыков, а также способствующих успеху в жизненном самоопределении обучающихся (автодело, ремонт электронной аппаратуры, дизайн, конструирование одежды, менеджмент, информатика, экология окружающей среды, фермерское дело и т.д.).

3.2. Изучение социо-культурного потенциала ФГОС второго поколения и тех содержательных направлений, которые могут быть учтены в дополнительных образовательных программах. Изучение новых возможностей интеграции основного и дополнительного образования.

3.3. Изучение возможностей школьного дополнительного образования (дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения), его специфики и содержательной особенностей. Исследование общего и различного во внеурочной деятельности и дополнительном образовании школьников.

3.6. Разработка примерной программы совместной методической деятельности педагогов, включенных в систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Обобщение опыта школ, обеспечивших наиболее полное развитие системы дополнительного образования. Организация экспериментальных площадок, развивающих дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении, с целью формировании сети региональных ресурсных центров по отработке инновационного содержания и организации дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников.

3.7. Создание федерального ассессмент-центра оценки педагогов дополнительного образования детей на базе ИПППД РАО. Создание региональных ассессмент-центра оценки педагогов дополнительного образования детей. Разработка индикаторов, показателей оценки деятельности педагога дополнительного образования детей.

4.1. Разработка методологии формирования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей, соответствующих систем оплаты труда и аттестации на основе сетевого принципа построения системы дополнительного образования.

4.2. Модернизация высшего педагогического образования: ведение бакалавриата и магистратуры по второй специальности «Педагогика дополнительного образования детей». Организация серии федеральных и региональных проектных семинаров по разработке профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации.

4.3. Проведение пилотных проектов по апробации профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации в регионах РФ.

Разработка методологии, содержания и стратегии внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации на основе сетевого принципа построения системы дополнительного образования.

4.4. Формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития; определение номенклатуры педагогических работников сферы дополнительного образования детей, утверждение штатных расписаний УДОД на срок реализации комплексной образовательной программы учреждения дополнительного образования детей.

5.1. Разработка научно-методических основ развития практико- ориентированной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (ПК) специалистов дополнительного образования детей:

— разработка стандарта профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей в педвузах по уровням (бакалавр, магистр);

— создание системы непрерывного ПК, которая обеспечивала бы повышение профессиональной компетентности и рост педагогической карьеры;

— проведение мониторинга инновационных разработок в сфере ПК (мониторинг программ, методического сопровождения, управленческой деятельности и др.)

— совершенствование методической работы в УДОД по непрерывному персонифицированному повышению квалификации педагогов;

— введение поиска новых форм социально-экономической поддержки ПДО;

— разработка модели «Дорожной карты педагогического роста»;

— конкретизация функциональных обязанностей педагогов включенных в систему;

— разработка серии проектировочных семинаров «Сопровождение карьерного роста и профессионального развития педагога дополнительного образования детей»;

— наличие характеристики условий и понятий «Сопровождение карьерного роста и профессионального развития педагога дополнительного образования детей»;

— проведение лонгитюдных исследований ожиданий педагогов дополнительного образования, ориентированных на карьерный, профессиональный рост;

— разработка критериев эффективности модели «Сопровождение карьерного роста и профессионального развития педагога дополнительного образования детей».

5.2. Создание комплекта нормативно правовых документов, обеспечивающих индивидуальное сопровождение педагога. Разработка новых форм аттестации, стимулирующих личное профессиональное развитие педагогов дополнительного образования детей. Подготовка аналитического материала по результатам мониторинга деятельности различных учреждений ПК и ПРО (в том числе, анализ контрольно-измерительных материалов, методических рекомендаций). Создание информационного банка учреждений, где имеется интересный опыт работы на основе инновационных моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития. Разработка положения (договора, соглашения) о сетевом взаимодействии различных структур, занимающихся повышением квалификации ПДО.

5.3. Создание Центра мониторинга и статистики, изучающего запросы о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников системы дополнительного образования, проводящего анализ профессиональных интересов и потребностей педагогов, учреждений. Подготовка учебного пособия (экспериментальный вариант) для студентов педвузов, обучающихся по специальности «Педагог дополнительного образования детей» по уровням (бакалавр, магистр).

5.4. Разработка методических рекомендаций «Введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации».

2016-2018 гг.

1.1. Работа сети стажировочных площадок по организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей; субъектов муниципальных сетей дополнительного образования и внешкольной работы.

1.2. Организация рейтинга программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей и научных учреждений, оказывающих образовательные услуги.

3.1. Конкретизация научно-методических требований к созданию программных материалов, реализуемых в системе школьного дополнительного образования. Организация на постоянной основе экспертной деятельности по изучению программно-методических материалов, подготовленных с учетом особенностей общеобразовательных учреждений. Стимулирование руководителей общеобразовательных учреждений к развитию подразделения дополнительного образования, к постоянному сотрудничеству с УДОД, поиску совместной деятельности с учетом содержания основного образования и возможностей инновационных технологий системы дополнительного образования детей.

3.2. Создание примерных дополнительных образовательных программ, ориентированных на совместную деятельность учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и др. специалистов, включенных в систему дополнительного образования и внеурочной деятельности школы. Определение возможностей поддержки лучших программ такого рода. Создание постоянно пополняемого банка программно-методических материалов, направленных на развитие внеурочной деятельности и дополнительного образование школьников. Разработка программ повышения квалификации для педагогов, включенных в систему школьного дополнительного образования. Межрегиональная научно-методическая сеть по развитию дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Необходимо структурировать программы по принципу: дошкольное дополнительное образование детей, школьное дополнительное образование детей, начальное профессиональное дополнительное образование детей.

Осуществление в ряде ВУЗов дополнительного образования студенческой молодежи в системе интеграции учреждений непрерывного образования «Детский сад-школа-учреждение дополнительного образования-ВУЗ».

4.1. Распространение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и соответствующих систем оплаты труда и аттестации на основе сетевого принципа построения системы дополнительного образования во всех регионах РФ. Введение новых должностей в сфере дополнительного образования детей: гувернер-воспитатель, тьютер, социальный психолог, адвокат детства, координатор детского движения, социолог, консультант.

5.1. Конкретизация научно-методического обеспечения системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (ПК) специалистов с учетом потребностей самих педагогов, детско-родительской общественности, особенностей социально-экономического развития страны и региона.

5.2. Разработка документов, определение условий (площадок), обеспечивающих педагогам дополнительного образования возможность регулярного публичного представления личных профессиональных достижений (поддержка имеющихся и организация новых конкурсов педагогического мастерства; публикация опыта в СМИ, представление в Интернет-пространстве и др.). Отработка инфраструктуры сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, профессиональных сообществ. Определение системного интегратора, способствующего такому взаимодействию (например, АПК и ПРО). Развитие практики диссеминации инновационных разработок в системе повышения квалификации. Разработка концептуальных основ непрерывного дополнительного профессионального образования. Разработка программы социально-экономической поддержки педагогических работников в сфере дополнительного образования детей из средств федерального и регионального бюджетов.

2019-2020 гг.

1.1. Подведение итогов перехода на сетевой формат повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей; субъектов муниципальных сетей дополнительного образования и внешкольной работы.

1.2. Проведение Всероссийской научно-практической конференции «Разработка федеральных государственных требований к условиям реализации и программам дополнительного образования детей».

2.1. Проведение научно-практической конференции с международным участием «Программы дополнительного образования детей: путь интеграции».

3.1. Устойчивая практика создания разнообразных программ, учитывающих особенности содержания дополнительного образования в школе, особенности организации внеурочной деятельности и требования ФГОС общего образования.

3.2. Появление качественного программно-методического продукта, учитывающего специфику школьного дополнительного образования, его тесную связь основным образованием и внеурочной деятельностью. Отработка способов донесения программно-методического продукта до различных общеобразовательных учреждений (издание печатной продукции; распространение информационных технологий; открытый доступ через Интернет и др.). Переход на сетевой формат организации развития дополнительного образования в школах, взаимодействиях всех его объектов на основе информационных технологий.

4.1. Устойчивая практика реализации профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей, и соответствующих систем оплаты труда и аттестации на основе сетевого принципа, построения системы дополнительного образования детей. Разработка многоканального механизма финансирования труда педагогических работников дополнительного образования детей.

5.1. Устойчивое развитие практико-ориентированной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (ПК) специалистов дополнительного образования детей.

5.2. Подготовка комплекта учебных и практических материалов (на бумажных и электронных носителях) для студентов педвузов, обучающихся по специальности «Педагог дополнительного образования детей» по уровням (бакалавр, магистр), выбравших различную специализацию (художественное творчество; спортивно-оздоровительная деятельность; техническое творчество и т.п.).

5.3. Разработка и внедрение модели финансирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников системы дополнительного образования, обеспечивающую непрерывность и адресный подход.

5.4. Создание сайтов и WEB порталов в региональных учреждениях дополнительного образования детей, стажировочных площадок, ресурсных центров для обеспечения их сетевого взаимодействия.

III. Интеграция дополнительного образования с другими формами и уровнями образования (дошкольным, основным, средним, высшим)

2013-2015 гг.

1.1. Конкретизация ключевых понятий «дополнительное образование детей» и «индивидуализированное (персонифицированное) образование», так как образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей влияет на развитие одаренности (творческой, социальной, лидерской).

1.2. Разработка технологии индивидуального образовательного маршрута по программам дополнительного образования детей.

1.3. Определение механизмов расширения пространства реализации одарённых детей в ближайшем социальном окружении. Использование «календаря олимпиад, конкурсов, системы дополнительного образования детей» для индивидуализации в сопровождении одарённых детей.

2.1. Развитие инклюзивного образования в сфере дополнительного образования детей.

3.1. Закрепления государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на получение качественного и доступного дополнительного образования.

3.2. Проведение исследований (мониторинги, фокус-группы, опросы) по необходимости и возможности сетевого взаимодействия системы ДОД со сферой работы с подростками по месту жительства.

Формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия системы дополнительного образования детей, со сферой работы с подростками по месту жительства, летнего отдыха и оздоровления.

3.3. Изучение актуального зарубежного опыта организации работы с подростками в местных сообществах (Великобритания,США,Германия).

3.4. Формирование сети региональных ресурсных центров отработке инновационного содержания и организации работы по месту жительства в контексте сетевого подхода, по методологии и методике научного сопровождения организации работы с подростками по месту жительства.

Межрегиональная научно-методическая сеть по сопровождению работы с подростками по месту жительства.

3.5. Разработка методологии формирования профессионального стандарта, соответствующих систем оплаты труда и аттестации организаторов работы с подростками по месту жительства в контексте сетевого подхода.

Организация серии федеральных и региональных проектных семинаров по разработке профессионального стандарта организаторов работы с подростками по месту жительства в контексте сетевого подхода и соответствующих систем оплаты труда и аттестации.

3.6. Проведение пилотных проектов по апробации профессионального стандарта соответствующих систем оплаты труда и аттестации организаторов работы с подростками по месту жительства в контексте сетевого подхода в регионах РФ.

Разработка методологии, содержания и стратегии внедрения профессионального стандарта и соответствующих систем оплаты труда и аттестации организаторов работы с подростками по месту жительства в контексте сетевого подхода.

3.7. Создание федеральной и региональной образовательных сетей по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере организации работы с подростками по месту жительства.

2016-2018 гг.

1.1. Разработка межведомственной программы на уровне субъекта РФ по поддержке и сопровождению одарённых детей, создание буклетов, справочников с информацией о достижениях воспитанников учреждений дополнительного образования детей. Проведение тематических дней открытых дверей с демонстрацией достижений одаренных детей. Организация социальной рекламы для поддержки одарённых детей.

3.1. Устойчивое функционирование сети региональных ресурсных центров отработке инновационного содержания и организации работы по месту жительства в контексте сетевого подхода, по методологии и методике научного сопровождения организации работы с подростками по месту жительства, деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления.

3.2. Организация мониторинга изменения содержательного запроса на организацию работы с подростками по месту жительства, детскими общественными объединениями, учреждениями отдыха и оздоровления детей.

Изменение содержания и критериев оценки эффективности работы по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления. Переход от заявочного к потребностному принципу формирования содержания деятельности по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления. Внедрение профессионального стандарта соответствующих систем оплаты труда и аттестации организаторов работы с подростками по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления в контексте сетевого подхода в регионах РФ.

3.3. Изменение содержания работы по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления на основе самоорганизации подростков;

Привлечение в систему работы по месту жительства кадров, деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления, готовых к обеспечению педагогического сопровождения самоорганизации подростков.

Устойчивая работа федеральной и региональной образовательных сетей по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере организации работы с подростками по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления.

3.4. Сформированная готовность организаторов к построению системы работы с детьми в системе дополнительного образования от запроса детей и родителей, региональных и социо-культурных особенностей. Готовность педагогов к постоянному развитию и переподготовки в соответствии с образовательных запросом.

2019-2020 гг.

1.1. Создание инфраструктуры закрепления в субъектах РФ достижений талантливых детей. Разработка системы мер и рекомендаций по поддержке одарённых детей в системе дополнительного образования детей.

3.1. Переход на сетевой формат организации работы подростками по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления.

3.2. Разработка электронного учебника «Интеграция программ дополнительного образования детей со сферой работы с подростками по месту жительства деятельности детских общественных объединений, системы каникулярного отдыха и оздоровления, летнего отдыха и оздоровления», с использованием опыта субъектов РФ.

3. Формирование организационно-управленческих условий развития

3.1. организации сетевого, межведомственного, межсекторного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно- спортивных и пр.);

3.2. поддержка создания и деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций в сфере образования;

3.3. создание специализированного портала в сети Интернет;

3.4. интеграции сети ДОД и национальной системы поиска и поддержки талантов;

3.5. взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, детскими и молодежными общественными объединениями, организациями родительской общественности;

3.6. внедрение системы оценки качества дополнительного образования с участием потребителей, общественности и работодателей, общественно- профессиональной аккредитации программ дополнительного образования детей;

3.7. создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере ДОД;

3.8. разработка и реализация региональных программ развития ДОД (с учетом территориальных и поселенческих особенностей);

3.9. разработка и реализация программ взаимодействия организаций ДОД с колледжами и вузами по проблемам предпрофильного образования и профессиональной ориентации;

3.10. создание региональных комплексов психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры в организациях ДОД;

3.11. формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей, о результатах деятельности организаций дополнительного образования детей.

4. Развитие кадрового потенциала системы ДОД направлено на обновление состава и компетенций педагогов ДОД.

В рамках данного направления будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогами ДОД. С этой целью будут разработаны профессиональные стандарты педагогов ДОД, основанная на них система аттестации. Будет проведена аттестация педагогов ДОД, реализована масштабная программа повышения квалификации и переподготовки (включая программы для работы с детьми с ОВЗ, одаренными детьми, детьми мигрантами).

Педагогам ДОД, соответствующим требованиям профессионального стандарта, заработная плата будет доведена до средней в системе общего образования.

Будут внесены изменения во ФГОС педагогического образования, разработан пакет современных образовательных программ для педагогических кадров системы ДОД, включая программы для работы с детьми с ОВЗ, одаренными детьми, детьми мигрантами.

Будет осуществлена подготовка управленческих кадров системы ДОД с приоритетами в области современного менеджмента и маркетинга.

Будут реализованы мер по привлечению в систему ДОД лучших выпускников вузов, специалистов в различных областях науки, техники, искусства, увлеченных идеей передачи своих знаний и мастерства детям.

Будет обеспечена поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов ДОД, в т.ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов ДОД, программ и инновационных технологий ДОД.

5. Информационное обеспечение реализации программ ДОД.

Одним из инструментов, обеспечивающих результативность реализации программы дополнительного образования детей, является формирования

Так такой комплекс может включать:

Данный комплекс должен носить мультимедийный характер, то есть давать актуальную, достоверную и значимую информацию разным группам увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

повышение уровня оплаты труда педагогов ДОД до уровня учителей общеобразовательных школ;

родителей, детей, педагогов, управленцев, с помощью различных способов представления этой информации.

Реализация комплекса целесообразна единовременно, как на региональных информационных площадках, так и на площадках федеральных информационных агентств, организуемая на основе единых (общих для информационных ресурсов всех уровней) стандартов и требований.

Реализация такого подхода к формированию комплекса информационных ресурсов, позволит обеспечить равный доступ всех заинтересованных участников и потребителей системы дополнительного образования к актуальной информации и будет способствовать развитию инструментов и механизмов общественной оценки качества образования.

Формирование этого комплекса может происходить поэтапно, с учетом активности включения в Федеральную программу регионов.

Ожидаемые результаты реализации программы

Ключевым результатом реализации Программы, скорее всего, будет увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% и повышение уровня среднемесячной заработной платы педагогов учреждений ДОД. Это станет возможным, если будут предложены новые механизмы вовлечения и учета детей в системе ДОД. К механизмам вовлечения (механизмам, способствующим большей привлекательности ДОД) можно отнести: изучение и учет социального заказа при определении содержания программ, создание условий для занятий детей с разными потребностями и возможностями (одаренных и с ограниченными возможностями), развитие новых современных и привлекательных видов творческой деятельности и т.д.

В результате реализации Программы:

В целом должно будет произойти значительное развитие содержания ДОД, прежде всего в области детского технического творчества, социального проектирования и менеджмента, туризма, экологии, спорта, обучения иностранным языкам, участие детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Предполагается создавать и развивать так называемые «Музеи науки», на базе которых появятся возможности для осуществления образовательной деятельности с применением новых технологий, направленных на формирование мотивации подростков и молодежи к овладению различными областями фундаментальной науки и техники, создание установок инновационного поведения, снижения рисков и напряженности в подростковой и молодежной среде.

Реализация программы поможет сделать существенный шаг на пути обновления инфраструктуры сети учреждений дополнительного образования детей и подростков. В основу идеологии программы положен принцип создания интерактивного образовательного развивающего пространства, в которой дети в активной форме смогут исследовать окружающий мир и овладевать различными научными и технологическими новациями.

Предполагается, что в запланированный период (программа до 2020г.) будут проведены меры по восстановлению и развитию данной области образования, ее материально-технического и кадрового потенциала, распространению передовых практик через региональную сеть стажировочных площадок.

Показатели и индикаторы реализации программы

ГПРО «Развитие образования» на 2012-2020 годы предусмотрено:

охват детей в возрасте 5-18 лет программами ДОД (удельный вес численности детей, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций ДОД;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций ДОД к заработной плате в экономике.

Основные (используются для оценки эффективности Программы)

охват детей в возрасте 5-18 лет программами ДОД (удельный вес численности детей, получающих услуги ДОД, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций ДОД;

удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций ДОД, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций ДОД;

отношение среднемесячной заработной платы педагогов работников государственных (муниципальных) организаций ДОД к заработной плате педагогов общеобразовательных организаций;

охват детей в возрасте 5-18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей,

участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

количество организаций ДОД, реализующих функции федеральных ресурсных центров.

Дополнительные (используются для мониторинга реализации направлений и мероприятий программы)

удельный вес числа организаций ДОД, в которых созданы условия для реализации современных программ исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся, в общей численности организаций ДОД, реализующих программы данной направленности;

удельный вес численности детей старшего школьного возраста, получающих услуги ДОД, в общей численности детей старшего школьного возраста;

удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 5-18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;

удельный вес организаций ДОД, в которых созданы специальные условия, обеспечивающие доступность программ дополнительного образования для детей с ОВЗ;

удельный вес числа субъектов РФ (муниципальных образований субъекта РФ), внедривших единую (межведомственную) систему формирования заказа на услуги ДОД;

удельный вес числа субъектов РФ (муниципальных образований субъекта РФ), внедривших систему персонифицированного учета получателей услуг ДОД;

объем средств консолидированного бюджета субъекта РФ, выделяемых на финансирование программ дополнительного образования детей в рамках программ (на конкурсной основе);

объем средств консолидированного бюджета субъекта РФ, выделяемых на финансирование проектов дополнительного образования детей, реализуемых социально-ориентированным некоммерческими организациями;

численность негосударственных организаций ДОД, получающих финансирование на основе государственного (муниципального) задания (заказа) в общем числе организаций ДОД, имеющих лицензию на предоставление услуг ДОД;

удельный вес организаций культуры (музеи, выставочные и концертные залы), реализующих образовательные программы для детей и подростков;

удельный вес числа организаций ДОД, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе организаций ДОД;

удельный вес числа субъектов РФ, имеющих портал в сети Интернет, обеспечивающий ориентацию потребителей в возможностях и ресурсах системы дополнительного образования детей;

удельный вес числа организаций ДОД, имеющих органы коллегиального управления в общем числе организаций ДОД.

Целевые индикаторы развития системы дополнительного образования

1. Количество центров детского технического творчества (инженерное конструирование, нанотохнологии, робототехника и т.д.) для вовлечения детей в области знаний по естественно-научным и техническим специальностям.

2. Доля в учреждениях дополнительного образования новых программ по техническому конструированию и моделированию, социально полезной деятельности, туристско-краеведческой деятельности, программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, программ для детей мигрантов от общего числа реализуемых программ.

3. Количество мероприятий по организации международных детских лагерей, школ, олимпиад с участием школьников из других стран, проведению мероприятий по обмену опытом работы с одаренными детьми, их подготовке к международным олимпиадам.

4. Доля детей, охваченных новыми формами отдыха и оздоровления, общественной деятельности детей, клубными формами от общего количества детей школьного возраста.

5. Доля учреждений дополнительного образования, обеспечивающих доступ учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов, одаренных школьников, детей мигрантов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, музыкальной, художественно-эстетической, естественно-научной и технической деятельностью.

6. Доля детей школьного возраста (в том числе имеющие проблемы со здоровьем, дети-инвалиды, одаренные школьники, дети мигрантов), имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги на базе учреждений дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста.

7. Удовлетворенность родителей инновационными программами ДОД и новыми формами отдыха и оздоровления детей, клубными формами, социальными практиками и общественной деятельностью детей.

8. Общественно-профессиональная экспертиза эффективности программ деятельности ДОД.

Управление реализацией программы

1. Формирование экспертного совета.

2. Мониторниг реализации программы.

3. Обратная связь с регионами: рейтинг учреждений и программ дополнительного образования детей.

4. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации программы.

5. Создание временных научных коллективов по разработке, апробации и внедрению программ дополнительного образования детей нового уровня в условиях модернизации и диверсификации.

Ресурсное обеспечение

Использование механизмов «муниципального социального заказа» учреждениям дополнительного образования детей, интеграция ресурсов учреждений, включённых в сетевую систему взаимодействия сферы дополнительного образования детей, использование механизма «общественно- государственного партнёрства» в поддержке программ дополнительного образования детей, развитие системы субсидий и грантов для талантливых детей. Привлечение ресурсов детско-взрослых сообществ, объединений социально- активных родителей, семейных клубов в систему дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования детей с учётом миссии, возложенной на неё государством, не может быть незатратной. В перспективе для дальнейшего развития дополнительного образования детей необходимо:

Деятельность учреждений дополнительного образования детей должна способствовать решению задач социальной ориентации и мотивации подростков к обучению различным профессиям, в том числе по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, в частности особенностей каждого субъекта РФ.

Механизмы реализации программы

Система мероприятий программы

Утверждение системы мероприятий программы дополнительного образования детей на федеральном уровне, уровнях субъектов РФ. Подготовка нормативно-правовых документов, «календаря мероприятий программы», типовых договоров с социальным партнёрами о поддержке мероприятий программ. Организация конкурсных процедур по отбору организаций, экспертов мероприятий программы. Разработка критериальной базы социальной эффективности мероприятий программы. Внесение изменений в содержание, технологию разработки, проведения и оценки эффективности мероприятий программы.

Социально-экономическая эффективность инновационного развития программы

формирование мотивации детей и молодежи к участию в реализации современных программ ДОД пор приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования,

формирования элиты страны (научной, культурной) через выявление талантливых детей в самых разных областях и развитие их способностей;

обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;

сокращение преступности среди несовершеннолетних;

снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *