какие виды учетов функционируют в экспертно криминалистических подразделениях
Какие виды учетов функционируют в экспертно криминалистических подразделениях
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МВД России от 18 января 2017 г. № 15 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»
Внести изменения в приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»* согласно прилагаемому Перечню.
Министр генерал полиции Российской Федерации | В. Колокольцев |
* Зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2005 года, регистрационный № 6931, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 15 октября 2012 г. № 939 (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2013 года, регистрационный № 26819), от 27 октября 2015 г. № 1012 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный № 40006).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2017 г.
Регистрационный № 46379
Приложение
к приказу МВД России
от 18.01.2017 № 15
Перечень
изменений, вносимых в приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»
1. В Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1 к приказу):
1.1. Абзац второй пункта 9 изложить в следующей редакции:
«Эксперты, прошедшие подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством эксперта, имеющего право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается сотрудниками ЭКП, принимавшими участие в ее производстве.».
1.3. В пункте 65 слова «(приложение к Инструкции)» заменить словами «(приложение № 1 к Инструкции)».
1.4. Дополнить главой VIII следующего содержания:
75. Выписка из приказа хранится в помещении дежурной части территориального органа МВД России и служит основанием для допуска ответственного сотрудника ЭКП территориального органа МВД России в КХО дежурной части.
76. Дверь в специализированное помещение ЭКП или отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части опечатывается ответственным сотрудником ЭКП. Образец печати ответственного сотрудника ЭКП хранится в помещении дежурной части территориального органа МВД России.
78. Доступ в специализированное помещение ЭКП либо в КХО дежурной части осуществляется в присутствии ответственного сотрудника ЭКП или лица, его замещающего.
83. Исполнитель в присутствии ответственного сотрудника ЭКП:
1.5. Пункты 72-74, 82 дополнить сносками 1-5 следующего содержания:
*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 1999 года, регистрационный № 1814, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 27 июня 2003 г. № 485 (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2003 года, регистрационный № 4888), от 24 декабря 2003 г. № 1017 (зарегистрирован в Минюсте России 22 января 2004 года, регистрационный № 5453), от 15 июля 2005 г. № 568 (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2005 года, регистрационный № 6911), от 7 июня 2008 г. № 504 (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2008 года, регистрационный № 11880), от 11 января 2009 г. № 8 (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2009 года, регистрационный № 13845), от 16 мая 2009 г. № 376 (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2009 года, регистрационный № 13964), от 29 сентября 2011 г. № 1038 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2011 года, регистрационный № 22734), от 21 мая 2012 г. № 526 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2012 года, регистрационный № 24699), от 25 мая 2012 г. № 538 (зарегистрирован в Минюсте России 22 июня 2012 года, регистрационный № 24675), от 27 июня 2012 г. № 639 (зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный № 25110), от 29 июня 2012 г. № 646 (зарегистрирован в Минюсте России 6 сентября 2012 года, регистрационный № 5389), от 15 июля 2013 г. № 541 (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2013 года, регистрационный № 30139), от 30 декабря 2014 г. № 1149 (зарегистрирован в Минюсте России 27 февраля 2015 года, регистрационный № 36263).
1.6. Приложение к Инструкции считать приложением № 1 к Инструкции.
1.7. Дополнить приложениями № 2, № 3 и № 4 к Инструкции следующего содержания:
«Приложение № 2
к Инструкции по организации
производства судебных экспертиз
в экспертно-криминалистических
подразделениях органов
внутренних дел Российской
Федерации
Первая страница разворота
Вторая страница разворота
Выдано | Принято | Примечание | ||
---|---|---|---|---|
дата | подпись | дата | подпись | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Приложение № 3
к Инструкции по организации
производства судебных экспертиз
в экспертно-криминалистических
подразделениях органов
внутренних дел Российской
Федерации
Первая страница разворота
№ п/п | Дата поступления | Входящий номер документа | Кем назначена экспертиза (исследование), номер уголовного дела, КУСП |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Вторая страница разворота
«Приложение № 4
к Инструкции по организации
производства судебных экспертиз
в экспертно-криминалистических
подразделениях органов
внутренних дел Российской
Федерации
№ п /п | Дата | Должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяющего | Объект проверки | Результаты проверки, недостатки и замечания | Отметка об устранении недостатков, дата и подпись должностного лица |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение № 2 к приказу) изложить в следующей редакции:
«Приложение № 2
к приказу МВД России
от 29.06.2005 № 511
Перечень
родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
1.1. Исследование письменных текстов.
2.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств.
2.3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).
2.4. Исследование маркировочных обозначений транспортных средств.
4. Биологическая экспертиза тканей и выделений человека, животных:
4.1. Исследование ДНК.
4.2. Исследование волос человека и животных.
4.3. Исследование запаховых следов человека.
5.1. Исследование объектов растительного происхождения.
6.1. Исследование содержания записей бухгалтерского учета.
7.1. Техническое исследование видеограмм.
8.1. Исследование взрывчатых веществ, промышленных и самодельных устройств, содержащих взрывчатые вещества, их отдельных элементов, макетов, муляжей, остатков после срабатывания и следов взрыва.
9.1. Исследование драгоценных, поделочных камней, их имитаций и изделий из них.
10.1. Исследование папиллярных узоров рук и ног человека.
11.1. Исследование компьютерной информации.
12.1. Исследование письменного или устного текста в целях решения вопросов смыслового понимания.
13.1. Восстановление папиллярных узоров измененных кистей рук трупов.
13.2. Восстановление прижизненного облика и установление личности трупа по черепу.
14.1. Исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.
15.1. Исследование причин, закономерностей возникновения и развития пожара, следообразования на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия, в том числе на электротехнических, электромеханических, радиоэлектронных изделиях, деталях и узлах транспортных средств.
16.1. Идентификация (отождествление) личности по признакам внешности.
17.1. Исследование объектов почвенного происхождения.
18.1. Исследование почерка и подписей.
19.1. Психофизиологическое исследование в отношении лица с применением полиграфа.
20.1. Исследование радиоэлектронных устройств.
21.1. Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними.
22. Технико-криминалистическая экспертиза документов:
22.1. Исследование документов и их реквизитов, технических средств, использованных для их изготовления.
23.1. Исследование промышленных (непродовольственных) товаров с возможным определением их стоимости.
24.1. Исследование следов зубов, губ, ногтей человека, следов обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений; узлов и петель; целого по частям; запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов.
25.1. Исследование финансового состояния.
26.1. Исследование соблюдения принципов кредитования.
27.1. Идентификация лиц по фонограммам речи.
27.2. Техническое исследование фонограмм.
28.1. Исследование фотографических изображений, технических средств, используемых для их изготовления, и фотографических материалов.
29. Экспертиза материалов, веществ и изделий (физико-химическая):
29.1. Исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.
29.2. Исследование специальных маркирующих веществ.
29.3. Исследование волокон и волокнистых материалов.
29.4. Исследование лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий.
29.5. Исследование маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов.
29.6. Исследование металлов и сплавов.
29.7. Исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов.
29.8. Исследование следов продуктов выстрела.
29.9. Исследование стекла и керамики.
29.10. Исследование полимерных материалов и резины.
29.11. Исследование материалов письма и документов.
29.12. Исследование спиртосодержащих жидкостей (исследование спиртосодержащих жидкостей непищевого назначения и спиртосодержащих жидкостей, не имеющих сопроводительных документов и маркировки).
30. Экспертиза пищевых продуктов:
30.1. Исследование пищевых продуктов (исследование пищевых продуктов, в том числе алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции пищевого назначения).
31. Экспертиза холодного и метательного оружия:
31.1. Установление принадлежности предмета к холодному и метательному оружию.».
Обзор документа
Скорректированы вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России.
Обновлен перечень родов (видов) рассматриваемых судебных экспертиз.
Какие виды учетов функционируют в экспертно криминалистических подразделениях
от 11 января 2009 года N 7
(с изменениями на 28 ноября 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
2. Начальникам департаментов, главных управлений, управлений МВД России, территориальных органов МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, организовать изучение утвержденного настоящим приказом Наставления и обеспечить выполнение его требований.
3. Считать утратившими силу пункты 1-4, 6 приказа МВД России от 1 июня 1993 года N 261 и приложения N 1, 3-6 к данному приказу.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
Приложение
к приказу МВД России
от 11 января 2009 года N 7
Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России
(с изменениями на 28 ноября 2019 года)
I. Общие положения
2. Правовую основу экспертно-криминалистической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.
3. Экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении федеральным государственным казенным учреждением «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями, группами, направлениями) органов внутренних дел и экспертно-криминалистическими отделами (отделениями, группами, направлениями) отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц :
3.1. Судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей.
3.2. Органов и должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
3.3. Подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
3.5. Избирательных комиссий.
4. К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений относятся:
4.1. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве.
4.2. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях.
4.4. Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности.
4.5. Участие в осуществлении государственной геномной регистрации.
4.6. Участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации.
4.8. Участие в деятельности по предупреждению преступлений.
4.9. Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.I), ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; 2002, N 30, ст.3015; 2003, N 27 (ч.I), ст.2706; 2003, N 27 (ч.II), ст.2708; 2003, N 50, ст.4847; 2007, N 18, ст.2118; 2007, N 24, ст.2833; 2007, N 31, ст.4011.
5.1. Производство судебных экспертиз.
5.2. Участие в осмотрах мест происшествий и других процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2007, N 26, ст.3089.
6.1. Производство судебных экспертиз.
6.2. Оказание содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349.
Криминалистический учет
Понятие и значение криминалистического учета
Криминалистические учеты как информационно-справочные системы непосредственно уголовно-процессуальным законом не предусмотрены. Криминалистическую регистрацию упоминает лишь Федеральный закон Российской Федерации «О полиции», в п. 27 ст. 12 этого закона предписано полиции проводить в соответствии с Федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и геномную регистрацию, а согласно п. 19 ст. 13 Закона производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-, и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, подвергнуты административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом; а согласно п. 32 ст. 13 Закона получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию.
В соответствии с п. 33 ст. 13 Закона «О полиции» полиция имеет широкие полномочия по ведению криминалистической регистрации и учета. Например, полиция имеет право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 178-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» определяет порядок и условия дактилоскопирования, регистрации, хранения и их использования органами предварительного следствия и дознания. Аналогичные положения предусмотрены в Федеральном законе от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; в Федеральном законе от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной регистрации в Российской Федерации», в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-Ф «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении», в Федеральном законе «Об организации федеральной службы безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране», «Об оружии».
О регистрации оперативно-справочной информации достаточно подробно изложено в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ в редакции ФЗ № 114 от 10 июля 2012 года, т.е. (информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности) Закон гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Факт заведения дела, оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека, гражданина. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, в соответствии с вышеперечисленными Федеральными законами каждое министерство и ведомство, осуществляющие противодействие правонарушениям издают свои нормативные акты. Например, Приказ МВД России от 10 февраля 2006 года № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» выступает в качестве Приложения № 1 к приказу «Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
В уголовно-процессуальном кодексе не содержится упоминания ни о криминалистической регистрации в целом, ни об отдельных криминалистических учетах. Косвенно с этим институтом связана ст. 202 УПК РФ, где речь идет о получении образцов для сравнительного исследования. Однако авторы существующих комментариев УПК России связывают эту норму только с производством экспертизы.
Криминалистическая регистрация позволяет накапливать данные, которые могут быть использованы для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений; обеспечивает возможность идентификации объектов с помощью учетных данных; содействует розыску объектов по данным криминалистического учета; представляет информацию для оперативно-розыскных, следственных и судебных органов.
Криминалистический учет – это система регистрации, сосредоточения и систематизации определенных объектов или сведений о них, связанных с преступлениями, информация о которых используется в целях их предупреждения, раскрытия и расследования. Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.
Регистрация объектов заключается в фиксации сведений о них описательным, фотографическим, дактилоскопическим, коллекционным или смешанным способом.
Фиксация объектов криминалистических учетов ведется в различных формах: ручных и механизированных картотеках, фототеках и журналах, списках и альбомах, коллекциях натурных объектов. В настоящее время учеты ведутся с использованием ЭВМ. Один и тот же объект может быть зарегистрирован в различных видах учетов.
Например, живые лица регистрируются по их анкетам (установочным данным), кличкам, папиллярным узорам (следам) пальцев рук, внешним признакам, способу совершения преступления, признакам почерка.
Лицо или иной объект не могут быть поставлены на учет без достаточных оснований, предусмотренных законом или подзаконными актами. Юридическими основаниями постановки объектов на учет являются: протокол задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ; постановление о привлечении в качестве обвиняемого или постановление об избрании меры пресечения – заключения под стражу; вступивший в законную силу приговор суда; постановление следственных органов об объявлении лица в федеральный или местный розыск.
Основанием для постановки на учет отдельных категорий преступников и иных объектов (неопознанных трупов, похищенных и изъятых у преступников вещей, нераскрытых преступлений и др.) является закон РФ «О полиции».
Сосредоточение объектов криминалистического учета может производиться на трех уровнях: в федеральном масштабе, в субъектах Федерации и в районах, городах, административных округах города.
Централизованно-местные учеты ведутся как в центре, так и на местах.
Местные учеты ведутся только на местах в пределах административного района (ОВД, ГУ МВД РФ района, города, субъекта Федерации). Например, учет поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и учет образцов почерка лиц, их подделывающих, ведется в соответствующих территориальных экспертно-криминалистических подразделениях.
Экспертно-криминалистические подразделения МВД осуществляют следующие криминалистические учеты: дактилоскопические картотеки лиц, взятых полицией на учет; следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотека); пулегильзотека по нераскрытым преступлениям с использованием огнестрельного оружия; поддельных медицинских рецептов на получение наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов; образцов почерков лиц, подделывающих медицинские рецепты на получение наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов.
Кроме того, экспертно-криминалистические подразделения ведут инициативные учеты, справочные коллекции и каталоги, необходимые для осуществления поиска преступника, получения справочной информации о различных обнаруженных объектах.
К инициативным учетам относятся учеты следов орудий взлома, следов обуви, микрообъектов, транспортных средств и иных объектов, обнаруженных на местах нераскрытых преступлений.
В экспертно-криминалистических подразделениях городских и районных отделов внутренних дел ведутся дактилоскопические картотеки лиц, взятых полицией на учет, и картотеки следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений.
В оперативно-розыскных подразделениях полиции осуществляются следующие криминалистические учеты: преступников по фамилиям, кличкам, месту жительства, способу совершения преступлений, внешним признакам, фотографиям; преступников, объявленных в розыск; наркоманов; нераскрытых преступлений по способу их совершения. Также в аппаратах уголовного розыска ведутся учеты похищенных и изъятых у преступников вещей; разыскиваемых, пригульных и изъятых у преступников животных.
В аппаратах борьбы с экономическими преступлениями ведутся криминалистические учеты: преступников и преступлений по делам, расследуемым этими аппаратами; лиц, судимых за фальшивомонетничество; нераскрытых проявлений фальшивомонетничества; валютчиков.
Дежурные части органов внутренних дел ведут следующие криминалистические учеты: похищенных и изъятых у преступников вещей; преступников по кличкам, способу совершения преступлений, внешним признакам, месту жительства; наркоманов; нераскрытых преступлений по способу их совершения; лиц, взятых полицией на учет.
Кроме того, в дежурных частях ведется учет лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, лиц, условно освобожденных, лиц, освобожденных по амнистии или в связи с применением мер административного или общественного воздействия.
Криминалистические учеты, осуществляемые информационными центрами органов внутренних дел
Централизованно-местный учет представляет собой две взаимосвязанные картотеки – дактилоскопическую и алфавитную. Массивы этих картотек образуются из учетных документов, представляемых органами внутренних дел, федеральной службой безопасности.
Лица, привлеченные к уголовной ответственности, ставятся на учет в случаях вынесения следственными органами или органами дознания постановления об избрании меры пресечения или на основании приговора (определения) суда.
На учет в информационных центрах республик, краев ставятся следующие категории лиц: совершивших преступления на территории данной республики, края, области, независимо от меры пресечения; на которых объявлен федеральный или региональный (в масштабе республики, края, области) розыск; скрывшихся от следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания; осужденных к исправительным работам, штрафу и другим более мягким видам наказания; совершивших преступления, но освобожденных в связи с применением к ним мер общественного воздействия или в связи с изменением обстановки.
Более ограниченный контингент лиц (в силу возрастания массива карт) учитывается в ГИАЦ МВД РФ, где ведется учет следующих категорий: осужденных к смертной казни, лишению свободы независимо от срока наказания, осужденных за тяжкие преступления, перечень которых определен специальным приказом МВД РФ; осужденных к лишению свободы на сроки от трех лет и
выше за все иные преступления.
В дактилокарте указываются фамилия, имя, отчество, пол, год и место рождения, десятипальцевая дактилоскопическая формула (с обязательным указанием наименования органа внутренних дел или места лишения свободы, даты составления и фамилии сотрудника, составившего ее).
Систематизация дактилоскопических карт облегчается использованием специальных формул, учитывающих особенности папиллярных узоров отпечатков пальцев, представленных на конкретной карте. Формула десятипальцевой системы регистрации, записываемая в правом верхнем углу лицевой стороны карты, имеет вид двух простых дробей.
Первая именуется основной частью формулы, вторая – дополнительной.
Дактилоскопические карты на мужчин и женщин хранятся в картотеках отдельно.
Внутри этих отделов карты размещаются в реестрах по «числителю» основной части формулы в возрастающем порядке. При совпадении «числителя» раскладка ведется по возрастающей «знаменателя». Таким образом картотека разбивается на 1024 реестра.
Дактилоскопическая формула не индивидуальна: одна и та же формула может характеризовать множество людей. Формула позволяет лишь определить группу карт (реестр), среди которых следует искать карту проверяемого человека и помещать карту регистрируемого лица. Отождествление личности производится только по деталям строения папиллярных узоров.
На лиц, привлеченных в качестве обвиняемых без заключения под стражу, а также лиц, уголовные дела на которых прекращены на основании статей 24, 25, 26, 27 УПК РФ без предъявления обвинения или материалы на которых переданы на рассмотрение общественности без возбуждения уголовных дел, заполняются лишь алфавитные карточки.
В алфавитную карточку лица, поставленного на учет, вносятся установочные данные, сведения о судимости с указанием даты вынесения приговора, наименования суда, статьи уголовного закона и меры наказания, данные об изменениях приговора, применении амнистии и помилования, месте и времени отбывания наказания, передвижении осужденного в местах лишения свободы, данные о смерти, дате и основаниях освобождения, номере прекращенных уголовных дел, нахождении в местном или федеральном розыске (в связи с чем, когда и кем объявлен), задержании за бродяжничество или попрошайничество (кем, когда задерживался, какие приняты меры).
В карточке указывается дактилоскопическая формула, а в правом нижнем углу проставляется отпечаток указательного пальца правой руки.
Алфавитно-дактилоскопический учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, дает разнообразную информацию, необходимую для раскрытия и расследования преступлений.
Дактилоскопические картотеки дают возможность выявить судимость лиц по другим установочным данным и установить личность преступника, если он изменил фамилию, имя или отчество; личность неопознанного трупа; личность преступника, оставившего следы пальцев рук на месте преступления; выявить лиц, находящихся в розыске.
Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей.
Данный вид учета является централизованно-местным и осуществляется в виде взаимосвязанных картотек на лиц, пропавших без вести, неопознанные трупы, неизвестных больных и детей, не способных в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе сведения. Учет ведется параллельно в информационных центрах ГУ МВД РФ краев, областей, МВД республик, ГИАЦ МВД РФ.
Этому учету подлежат лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, самовольно ушедшие из дома; несовершеннолетние, бежавшие из школ-интернатов, детских домов, детских приемников-распределителей, специальных школ, специальных профессионально-технических училищ и других учреждений, в которых они содержались; лица, покинувшие без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; душевнобольные, ушедшие из дому или медицинских учреждений; трупы неизвестных граждан, в том числе расчлененные и скелетированные; лица, оказавшиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах престарелых и инвалидов, детских домах, которые в силу возраста или по состоянию здоровья не могут сообщить о себе сведения, необходимые для установления личности. На данную категорию лиц и трупов заполняются специальные опознавательные карты.
Главным содержанием карт (их основой) являются сведения о внешних признаках. Эти данные составляют учетную формулу, согласно которой карты помещают в определенное место картотеки.
При получении заявления (сообщения) об исчезновении человека проводится комплекс розыскных мероприятий.
Если пропавший в течение пяти суток не будет обнаружен, по факту его исчезновения заводится розыскное дело. В это же время заполняются опознавательные карточки, которые направляются в ИЦ ГУ МВД РФ по краю, области, МВД республик и ГИАЦ МВД РФ.
Картотека неопознанных трупов образуется и ведется по такому же принципу и правилам, как и картотека лиц, пропавших без вести.
В эту картотеку помещаются опознавательные карты на погибших, умерших, личность которых не установлена.
При обнаружении неопознанного трупа органами полиции проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление личности погибшего.
Если принятыми мерами личность трупа установить не представилось возможным, то орган полиции, на территории обслуживания которого он обнаружен, заводит оперативно-поисковое дело.
Труп в обязательном порядке дактилоскопируется, фотографируется по правилам опознавательной съемки и производится его судебно-медицинское вскрытие. На неопознанный труп заполняется опознавательная карта, в которой фиксируются следующие сведения: дата и место обнаружения трупа, причина смерти и время ее наступления (по результатам судебно-медицинской экспертизы); дата вскрытия, состояние трупа, время и место захоронения, номер могилы, описание по методике «Словесный портрет» с указанием длины трупа и возраста (на вид), лица, зубного аппарата, характерных примет, одежды, обуви, других вещей, предметов и документов; состояние здоровья при жизни; номер уголовного дела или материала по установлению личности трупа, место и время регистрации; указание о том, по каким информационным центрам осуществлялась проверка.
К карте прилагаются дактилоскопические отпечатки и образцы ткани одежды, а опознавательные фотоснимки наклеиваются.
Прежде чем карта помещается в картотеку неопознанных трупов, она проверяется по картотеке лиц, пропавших без вести.
В картотеке неизвестных больных учитываются лица, оказавшиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах престарелых и инвалидов, детских домах, которые в силу возраста или по состоянию здоровья не могут о себе сообщить сведения, необходимые для установления личности.
Карта на неизвестного больного аналогична карте на лицо, пропавшее без вести. По этой картотеке проверяются лица, пропавшие без вести, скрывшиеся от следствия и суда.
Учет похищенных и изъятых у преступников вещей, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности.
Этот вид учета – централизованно-местный (региональный уровень). На учет берутся предметы, имеющие индивидуальные номера, похищенные в государственных, общественных и частных организациях, а также у отдельных граждан, если первоначальные мероприятия по их розыску не дали положительных результатов. На учет берутся предметы, изъятые при обыске и задержании если принадлежность их не установлена.
Учету подлежат также и найденные вещи, если имеются основания полагать, что они были похищены или брошены преступниками.
Учет похищенных и изъятых у преступников предметов старины и изобразительного искусства.
В целях предупреждения и раскрытия хищений предметов старины и изобразительного искусства организован централизованно-местный (региональный) учет похищенных и изъятых у преступников указанных предметов.
Учет вещей, не имеющих номеров или характерных особенностей, ведется в аппаратах уголовного розыска.
Форма учета – картотечная. В ГИАЦ МВД РФ и информационных центрах ГУ МВД РФ, краев и областей, МВД республик, где имеются ЭВМ, учет ведется в автоматизированном банке данных (АБД).
Учет централизованно-местный (региональный). Учету подлежит утраченное, похищенное, а также выявленное (изъятое, найденное или добровольно сданное из числа незаконно хранящегося) боевое, учебное, спортивное и охотничье огнестрельное оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, карабины, автоматы, пулеметы и охотничьи ружья с нарезным стволом, независимо от его технического состояния.
Если на изъятом или сданном оружии имеются следы изменения номера, серии, года выпуска, а также когда эти обозначения забиты или выражены неясно, оно направляется на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение для восстановления этих обозначений.
Криминалистические учеты, осуществляемые экспертно-криминалистическими подразделениями ЭКЦ МВДРоссии
Централизованный (федеральный) учет поддельных денежных знаков и ценных бумаг.
Централизованный (федеральный) учет поддельных денежных знаков и ценных бумаг осуществляется картотечным способом. Образцы поддельных денежных знаков и ценных бумаг помещаются в картотеку на постоянное хранение только в том случае, если изъято несколько аналогичных по способу подделки денежных знаков и имеется согласие органа предварительного расследования. Вместе с денежной купюрой направляются фотоснимки ее лицевой и оборотной сторон, копия заключения эксперта или справка об исследовании, а также спектрограмма монеты с разметкой основных спектров.
По централизованному учету в течение пяти суток проверяются все поддельные монеты, банковские и казначейские билеты независимо от места их изъятия. Результаты проверки по телефону сообщаются инициатору запроса и оформляются справкой.
По картотеке фальшивомонетчиков проверяется, кто из состоящих на учете лиц мог изготовить обнаруженные деньги. Установочные данные сообщаются органам полиции по месту жительства этих лиц для проверки причастности последних к изготовлению обнаруженных фальшивых денег.
Централизованный (федеральный) учет поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.
Картотека, находящаяся в ЭКЦ МВД РФ, представляет массив поддельных документов, бланки которых изготовлены с использованием клише, набора типографских литер, полиграфической или иной множительной техники.
Значение этой картотеки заключается в том, что она позволяет установить единый источник происхождения поддельных документов, бланки которых отпечатаны с одного набора, клише или изготовлены с использованием одного и того же множительного аппарата.
Перед направлением документов во Всероссийскую картотеку они предварительно исследуются в экспертно-криминалистическом подразделении по месту обнаружения, где устанавливается факт их подделки.
Централизованный (федеральный) и централизованно-местный учет фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.
Фонотеки создаются по согласованию с ЭКЦ МВД России в экспертно-криминалистических подразделениях МВД республики, ГУ МВД РФ краев и областей, имеющих необходимую техническую базу и подготовленных специалистов.
Централизованная (федеральная) фонотека «воров в законе», авторитетов уголовной среды и других лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, ведется в ЭКЦ МВД России.
Регистрация речевой информации о лицах осуществляется на магнитные носители в целях установления личности, опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Накопление банков речевой информации и создание фонотеки речи подучетных лиц должны проводиться на основе единых требований к качеству фиксируемых звуковых сигналов, техническим параметрам магнитного носителя и звукозаписывающей аппаратуры, скорости записи и условий ее проведения.
Звукозапись, проводимая для регистрации голоса (в целях получения образцов сравнения), должна проводиться в звукоизолированном помещении, не имеющем поверхностей с высокой отражающей способностью и соответствующими по своим акустическим параметрам нормам, предъявляемым к дикторским кабинам, комнатам для прослушивания фонограмм (ТУ-560-60).
Запись речи регистрируемого лица должна проводиться специалистом, владеющим основами звукозаписи.
По окончании звукозаписи ей присваивается порядковый номер и кодовое обозначение фонограммы. В журнал регистрации заносится соответствующая информация о фонограмме с отметкой ее расположения на ленте.
По материалам оперативно-розыскных мероприятий направляются запросы о проверке зафиксированных голосов по фонотеке. Результаты проверки оформляются справкой об исследовании.
Следователь или лицо, производящее дознание, выносит постановление о назначении фоноскопической экспертизы и направляет фонограммы в экспертно-криминалистическое подразделение.
После проведения экспертизы (исследования) фонограммы или их копии помещаются в фонотеки, о чем сообщается следователю либо работнику оперативного подразделения в сопроводительном письме к заключению эксперта (справке об исследовании).
Учет следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотека).
Учет следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (местный) ведется в горрайорганах внутренних дел, экспертно-криминалистических подразделениях ГУ МВД РФ области, МВД республик.
В следотеки помещаются фотоснимки следов пальцев (ладоней) рук, изъятые с мест нераскрытых преступлений, совершенных на территории обслуживания экспертно-криминалистического подразделения, а также фотоснимки следов, поступивших из других экспертно-криминалистических подразделений.
Следы в следотеке раскладываются по одной из принятых в органах внутренних дел системе (пятипальцевой, «Центр», «Узор», «Папилон» или иной).
В следотеки помещаются фотоснимки одиночных и групповых следов пальцев рук, пригодных для идентификации. Вопрос о пригодности следов решается экспертом в процессе проведения экспертизы по уголовному делу.
В следотеку помещаются также следы в виде мазков и фрагментов, обнаруженные вместе с пригодными для идентификации следами.
Назначение следотеки – установление лиц, оставивших следы рук на местах происшествий, и фактов оставления их одним и тем же человеком на места различных происшествий. Установление факта, что одно и то же лицо оставило следы рук на местах разных происшествий, является основанием для объединения уголовных дел.
Для установления конкретного лица следы пальцев рук, изъятые с мест нераскрытых преступлений, проверяются по дактилоскопической картотеке лиц, взятых полицией на учет. Проверка по этим картотекам осуществляется «снизу-вверх»: вначале по картотекам горрайорганов внутренних дел, а затем по картотекам ГУ МВД РФ по краю или области и МВД республик.
Дактилоскопические картотеки лиц, взятых полицией на учет.
Дактилоскопические картотеки лиц, взятых полицией на учет, являются местными и ведутся в горрайоргане внутренних дел, экспертно-криминалистических подразделениях ГУ, МВД РФ по краю, области, МВД республик.
Картотеки представляют собой массивы десятипальцевых дактилоскопических карт (их фотоснимков, отпечатков на чистых листах бумаги).
В первый массив помещают дактилоскопические карты осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 106, 131, 135, 118-121, 123, 158-168, 159, 186, 209, 223, 228 УК РФ, и освободившихся из мест лишения свободы; совершивших указанные преступления и переданных на поруки, либо осужденных условно к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; бежавших из изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и исправительных колоний.
Учет поддельных медицинских рецептов на получение наркотических, психотропных и сильнодействующих их подделывающих лекарственных средств, лиц, а также образцов почерка.
В экспертно-криминалистических подразделениях ГУ МВД РФ края, области, МВД республик ведется в виде коллекций местный учет поддельных рецептов и образцов почерков лиц, их подделывающих.
Коллекция поддельных медицинских рецептов позволяет установить, что ряд рецептов подделан одним лицом, а также технические средства, использовавшиеся при их подделке. Коллекция используется для разработки предложений по технической защите бланков рецептов и подготовке информационных сообщений в органы внутренних дел и медицинские учреждения.
Инициативные учеты, справочные коллекции и каталоги экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
В экспертно-криминалистических подразделениях ГУ МВД РФ края, области, МВД республик ведутся местные (региональные) учеты, коллекции и каталоги.
Автоматизация криминалистических учетов
Существенное повышение эффективности деятельности органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений может быть связано с дальнейшим развитием системы криминалистических учетов и их эксплуатацией на основе использования средств вычислительной техники.
В настоящее время значительное число учетов еще не охвачено компьютеризацией. Это касается, в частности, пофамильного оперативно-справочного учета осужденных лиц и лиц, находящихся в розыске, дактилоскопического оперативно-справочного учета лиц. Частично автоматизирован процесс поиска лиц, объявленных во всероссийский розыск, а также учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей.
Сейчас идет процесс интеграции различных АИПС в системы, решающие более широкий круг поисковых задач. Так, создаются системы, интегрирующие в себя сведения о лицах, совершивших тяжкие преступления представляющих повышенную опасность, о похищенных предметах и антиквариате, а также о нераскрытых преступлениях. Это позволяет осуществлять сквозной поиск сразу по нескольким видам учетов, использовать поступающую в один из учетов дополнительную информацию в качестве задания на инициативный поиск по учетам.
В значительной степени автоматизированы учеты угнанного, похищенного, изъятого и бесхозного автомототранспорта, учет похищенных технических паспортов и паспортов граждан, учет грузов, похищенных на железнодорожном транспорте.
Можно отметить большую эффективность автоматизированных криминалистических учетов, работающих по принципу «Модус операнди». Это тем более важно, что они ориентированы на раскрытие преступлений, совершаемых рецидивистами, устойчивыми преступными группами и преступниками-гастролерами.
Большие перспективы в последние годы приобретают автоматизированные системы, позволяющие обрабатывать графическую информацию содержащуюся в криминалистических учетах. В первую очередь речь идет об обработке дактилоскопической информации. В настоящее время в России разработано более десяти различных систем, позволяющих решать эти задачи. Например, информационные системы (АДИС) «Папилон», «Сонда», «Дельта», «NEC», «DEX», «Оружие», «ТАИС», «Арсенал», «Гермес», «Фонекси» информационная телекоммуникационная система (ЕИТКС), региональные фоноскопические учеты (АКРФУ).
Значительная часть из отечественных систем работает в полуавтоматическом режиме. Такие системы обладают меньшим быстродействием, при их наполнении возникают значительные трудности, связанные в первую очередь с субъективными действиями лиц, осуществляющих ввод информации. В системах обработки дактилоскопической информации, работающих в автоматическом режиме, поиск информации осуществляется на основе определения ряда криминалистических признаков следа.
Автоматизированные системы, предназначенные для обработки дактилоскопической информации криминалистических учетов, применяются для решения различных поисковых задач: поиск по типу «отпечаток-отпечаток» позволяет идентифицировать неизвестное лицо по массиву информации, содержащейся на дактилокартах; поиск по типу «след-след» позволяет выявить дополнительные преступления, совершенные данным преступником, который на момент поиска неизвестен; поиск по типу «след-отпечаток» позволяет выявить лиц, которыми оставлены следы пальцев рук на месте происшествия; поиск по типу «отпечаток-след» позволяет проверить заподозренное лицо на предмет совершения им различных преступлений.
В последние годы появились системы, например «Дактоэксперт», позволяющие работать с изображениями на основе методов распознавания образов наряду с использованием кодированных описаний криминалистических признаков. Возможности системы «Дактоэксперт», в зависимости от использованных средств вычислительной техники, позволяют вести автоматизированные дактилоскопические учеты в масштабах крупного города. Данная система в принципе позволяет вести обработку и иных видов графической информации (изображений следов орудий взлома, фото- и композиционных портретов и т. д.). Это резко расширяет возможности использования автоматизированных систем обработки графической информации в деятельности по раскрытию преступлений.
Необходимо отметить, что эффективное использование таких систем предполагает сочетание работы с графической информацией с развернутыми базами данных текстовой информации (описание преступления, по которому в процессе расследования изъяты следы пальцев рук, описание лица, дактокарта которого введена в банк данных и т.д.).