какие выделяют формы инновационного процесса в педагогике
Виды педагогических инноваций. Формы продуктов инновационной деятельности педагога учреждения дополнительного образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды педагогических инноваций. Формы продуктов инновационной деятельности педагога учреждения дополнительного образования
Понятие инновационной деятельности
Инновационная деятельность всегда предшествует инновации.
По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Виды педагогических инноваций:
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие обучающихся с учетом его творческих способностей.
Инновационное занятие можно определить, как занятие, которое имеет новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом изменение в цели, содержании, методах, средствах или даже в самой форме организации занятий.
Инновационные технологии, методы и формы:
6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например, творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки обучающихся, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
ü составление сравнительно-сопоставительного анализа обучающего процесса;
ü методические разработки;
ü интернет выставки и экскурсии;
ü мультимедийные продукты;
ü художественные и творческие работы;
ü участие в конференциях, семинарах и проч.;
ü работа Web-сайтов педагогов.
Источником инновационных идей педагога может служить:
— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения обучающихся, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
— изменения в ценностях и установках обучающихся (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:
-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;
— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования, в том числе и через разработку и проведение занятий. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для обучающихся с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Дистанционное обучение внезапно стало реальностью нашей жизни. Многие люди оказались в уникальной ситуации самоизоляции и дистанцирования. Будем откровенны, мало кто был готов к возникшей ситуации в полной мере.
В свою очередь, педагогам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы у обучающихся появилась возможность продолжить получение образования. Огромное количество времени педагоги потратили на поиск и выбор оптимального ресурса, платформы, способов реализации дистанционного образования, в том числе и разработке занятий в дистанционном формате таким, чтобы проведение каждого онлайн-занятия максимально продуктивно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Инновационные процессы в педагогике
Изменения, происходящие в социуме, развитие современных технологий в науке и образовании выдвигают актуальные задачи совершенствования образовательной системы в преподавательской деятельности. Одним из методов постоянного развития данной сферы деятельности являются нововведения, представляющие собой использование в процессе преподавания различных новшеств. Они используются в содержании обучения, методах, видах и образовании процесса обучения, преподавания, воспитания, организации и управлении работой образовательных учреждений.
Понятие и суть инновационного процесса в образовательной системе
В переводе с английского языка термин «инновация» (innovation) означает проявление чего-то нового. Нововведения образовываются в ходе поиска решений проблем посредством не используемых ранее способов и методов.
Создание центров по изучению и анализу педагогических новшеств, явление миру литературных изданий о нововведениях в сфере образования, началось в середине прошлого века в США и многих странах Европы. Аналогичная работа велась и в Советском Союзе. Она заключалась в выборочном внедрении образовательных инноваций и передаче педагогического навыка, которая повсеместно приветствовалась и поощрялась.
Процесс ускорения инноваций – это направленный, обоснованный, осмысленный процесс по формированию, усвоению, применению и увеличению новейших, современных концепций, действующих и приспособленных к определенным требованиям и подходящих к конкретным условиям.
Этот процесс подразумевает эффективное улучшение концепции и стимулирует его участников к изменению точки зрения в определенном вопросе. Инновационные образовательные процессы включают в себя две ключевые педагогические проблемы:
Итоговый результат инновационных разработок в сфере образования – применение новшеств в практической и теоретической преподавательской работе. При этом инновации в образовании предусматривают введение дополнений в цели образования, а именно:
Если собственное обновленное образовательное направление подразумевает изменение процессов обучения и воспитания, являющихся систематическими и последовательными, затрагивают задачи, содержание, способы, приемы и иные аспекты преподавательской работы, то выделяют следующие инновационные процессы в образовании:
В качестве субъектов инновационных процессов принято рассматривать ученых-педагогов, учителей и других работников образовательной сферы, чья деятельность, так или иначе, связана с инновационным процессом.
Суть инновационной направленности педагогической работы
Высокотехнологичная инновационная направленность педагогической деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако, также необходимо учитывать субъективную и объективную сторону существующего процесса. в таком случае в качестве объекта воспринимаются иные аспекты деятельности, развивающиеся ранее и являющиеся на сегодня репродуктивными. Методы и способы же этой деятельности для педагогов-новаторов теперь носят проблемный характер.
Если попытаться ответить на вопрос: «Что же дает стимул для внедрения инноваций в педагогической деятельности?», то в поиске исчерпывающего ответа следует опираться на социально-экономические реформы в обществе и образовании, измененные под влиянием образовательной политики. Данная политика предусматривает гуманитаризацию содержания образования, а именно:
С практической стороны можно выделить несколько путей внедрения инноваций в образовательные учреждения:
Этапы инновационной деятельности
Сама идея, от момента зарождения до ее реализации в практическом понимании проходит через несколько этапов развития:
На данном этапе, инновационный процесс преподавательской деятельности не завершается. Новшества развиваются постоянно, пока не найден максимально простой и эффективный метод решения проблемы. Для закрепления новых форм и методов работы требуется подготовка педагогического состава к осуществлению деятельности в новых условиях, а также методическое и технологическое обеспечение.
Использование новых технологий в той или иной ситуации напрямую зависит от уровня педагогической работы в школе. Для этого следует адаптировать новшество к определенным условиям. Наибольших усилий требует внедрение новшеств, касающихся межличностных отношений, систем руководства наукой и образованием. У идей с незначительными обновлениями, шансов быстро и эффективно стать частью педагогического процесса гораздо больше. Помимо этого, успех внедрения инноваций также зависит от проверенного опыта.
5 инноваций для педагога
Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.
Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.
Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационные методы и формы работы в образовательном и воспитательном процессе
Главной задачей педагога является формирование разносторонне развитой личности, поэтому особое внимание уделяется индивидуальности школьника и его личности в целом. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности учеников.
Инновационная работа в нашей школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Инновации в работе с педагогическим коллективом
В развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нашей школы нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальный метод работы с учащимися.
В нашей школе каждый классный руководитель разрабатывает воспитательную систему класса. Она включает в себя: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, аналитико-диагностический и функционально-деятельностный компоненты. У каждого классного руководителя создана и накапливается электронная база данных. В целях облегчения сбора, обработки и хранения информации на одном из семинаров классных руководителей рассмотрена и принята к работе электронная программа «Портфолио» для классовода и классного руководителя.
Классные руководители школы активно используют возможности сети Интернет, общаются по вопросам воспитания с коллегами из других школ и городов.
Заседания методических объединений классных руководителей проходят в интерактивных формах (тренинги, игры, упражнения, разбор педагогических ситуаций).
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе нашей школы:
телевизионные (ток–шоу, «круглые столы», творческие портреты);
информационно–коммуникативные (создание презентаций и сайтов, банка идей, видеосюжеты, фото- и видеоархивы, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, интеллектуальный марафон);
Инновационные процессы в педагогике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оглавление
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Инновационные образовательные процессы
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“.
Реформа- изменение сроков начала обучения, изменение сроков начала обучения, увеличение финансирования, изменения в оборудовании учебных заведений, изменения в продолжительности обучения, повышение статуса образования, новые санитарно-гигиенические требования, изменения в структуре системы образования.
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:
· определение потребности в изменениях;
· сбор информации и анализ ситуации;
· предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
· принятие решения о внедрении (освоении);
· собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
· институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
1) по источнику возникновения:
— o внешние (за пределами образовательной системы);
— o внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
2) по масштабу использования:
3) в зависимости от функциональных возможностей:
4) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
Инновация как необходимость прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии России на долгосрочную перспективу
Современный этап развития общества характеризуется коренными изменениями и в производстве, и в социально-экономическом отношении. В программе социально-экономического развития России до 2020 года «Концепция обеспечения экономического лидерства», определены следующие долгосрочные вызовы:
изменение характера глобализации;
новая технологическая волна;
возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии;
исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития.
И краткосрочные вызовы:
мировой финансовый кризис;
необходимость принятия мер по повышению устойчивости российской финансовой системы.
Россия должна стать глобально-конкуретноспособной:
5 экономической державой мира;
с высокой конкурентностью рынков;
необходима географическая и продуктивная диверсия экспорта;
Россия должна стать логистическим узлом в глобальной энергетической инфраструктуре;
крупнейшей транзитной страной.
Статус одного из мировых лидеров должен быть обеспечен за счет:
лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве;
устойчивых связей с мировыми экономическими центрами;
активной роли в выработке экономического миропорядка;
высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности;
участия в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Все изменения в сферах хозяйственной деятельности и жизни человека сами по себе не возникают, а неразрывно связаны с новшествами, нововведениями — инновациями.
В концепции долгосрочного развития России до 2020 года предусмотрено, что образ страны изменится за счет инновационной составляющей:
на 10% возрастет доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям;
инновации займут ведущие позиции в фундаментальных и прикладных разработках и связанных с ними технологиях;
обновление научного знания будет происходить через 3-5 лет;
инновационное развитие обеспечит введение новых образовательных технологий.
Образование должно соответствовать инновационному развитию экономики.
Содержание, функции, классификация инноваций
Инновация создается с определенной целью, а ее реализация должна привести к результату.
Таким образом, новшество следует рассматривать в виде цели, процесса и результата, т. е. в виде инновационного процесса.
Инновационная деятельность соединяет все звенья (научные изыскания, опыт, конструирование, технологии, коммерциализацию), которые подчинены созданию новшества. Инновационный цикл от идеи до коммерциализации.
Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. (Из пост. Правительства «Об основах инновационной политики»).
Педагогическая инновация — результат деятельности образовательных учреждений в режиме экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, отраслевого центра, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), эффективно используемого в практической педагогической деятельности и готового к распространению в образовательной системе района, города, страны. (Из Положения об экспертизе инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга).
Примечание: обратитесь к началу лекции и определите, что было неверным в определении «педагогическая инновация», сделанном нашей аудиторией.
Новшество создается в результате инновационной деятельности творческих коллективов.
Термин «инновация» был введен в научный оборот экономистом И. Шумпетером.
По масштабам распространения
По сфере применения
(например: освоение нового рынка сбыта; освоение метода стимулирования).
По решаемым задачам
— теоретические (формируют концептуальные подходы);
— поисковые (новые принципы создания технологий).
По характеру генерирования и внедрения
По степени новизны
(делающие прорыв в теории и практике, новые, как результат творчества);
— модифицирующие (улучшающие отдельные элементы или осуществляющие адаптацию, приспособленные к школе из других сфер или зарубежные);
— известные новшества, применяемые в новых условиях;
— условные (новое сочетание прежних элементов).
По теоретико-методологическим подходам
-антропологический (смысл образования для человека, его права, интересы, свободы);
— гуманистический (признание достоинств, прав, уникальности личности, проявления творчества);
— системный (фиксация множества элементов, выделение признаков и показателей, изучение структуры, действий, выделение этапов, обоснование концепции);
— культурологический (условия, границы, ребенок-субъект, педагог-помощник, посредник, диалог и сотрудничество);
— личностный (переживания, последствия ЗУН в результате взаимодействия, опыт, все, что оставило след в памяти человека и явилось основой для других действий).
— для восстановления и сохранения функций и свойств системы;
— для приспособления системы к изменениям среды;
— для перестройки системы и создания ее нового варианта;
— для создания системы нового вида.
— завершенные и незавершенные;
— успешные и неуспешные.
Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
Иную классификацию педагогических инноваций предлагает Хуторской А.В. Основания его классификации: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношения к условиям реализации и характеристикам нововведений. Нововведения подразделяются на типы и подтипы:
По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением [3].
Инновационный процесс
Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в новшество и проходящий этапы: поиск, исследование, конструирование, эксперимент, распространение. Это многоаспектный процесс.
«Инновационный процесс, да и инновационную деятельность необходимо рассматривать как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств» [1].
По мере усиления инновационной направленности экономики, знания становятся более значимыми и изменяется структура инновационного процесса.
Так, в 60 годах прошлого столетия инновационный процесс характеризовался последовательной моделью [2]. Рис. 1.
Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса
Последующие модели учитывали уровень развития рынка, усложнение связей, интеграцию, связь с экономической системой страны и глобальными вызовами времени.
Уровень развития технологии и производства
Потребности общества и рынка
Возможности новой технологии
Рис 2. Третье поколение инновационного процесса
Инновационный процесс постоянно усложняется и меняется его модель.
Инновационный процесс – это единая цепь последовательных действий – от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.
Функции инновационного процесса:
— познавательная (приращение общих знаний);
— исследовательская (целевое приобретение знаний в определенной области);
— экономическая (сокращение затрат);
— мотивационная (стимулирование творчества);
— социально-потребительская (совершенствование услуг);
Этапы инновационного процесса:
1 этап – сбор и систематизация информации по существующей проблеме; оценка необходимости изменений; изучение проблем; отбор идей. Изучение источников, разработка теоретических положений, создание концепции.
2 этап – прикладные исследования – исследования по уточнению способов применения результата 1-го этапа. Это может быть эксперимент, теоретическая модель, изготовление макетов, расчеты и оценка, второй отсев неперспективных идей. Результат этапа: техническое задание, рекомендации, опытный образец.
3 этап – разработка и создание образцов, пригодных для использования. (Обоснования: эффективности, экономические, демонстрация, создание проекта с полным описанием).
4 этап – освоение и распространение. Оценка перспектив.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в 3-х аспектах:
Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на этом или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.[3].
Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании
Хуторской рассматривает инновационные процессы в образовании с парадигмальных позиций. Парадигмы образования по новизне в образовательной практике можно разделить на традиционные и инновационные. Инновационные парадигмы: личносто-ориентированная, деятельностная и др., где обучающийся становится субъектом образовательного процесса, меняется цель, направленная не на выполнение программы или передачу информации, а на ребенка, как субъекта жизни, способного к саморазвитию и самоизменению, наполняют инноватику в образовании человеческим содержанием и смыслом.
Инноватика пришла в педагогику из культурологии, лингвистики, экономики. В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования.
Мы не считаем целесообразным механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекооориентированную сущность педагогики, мы определяем объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построения теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.
Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).
Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.
Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований.
Чтобы разработать научное обеспечение образовательных инноваций нам потребуется опора на уже имеющуюся методологическую базу. Для этого уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики.
Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на этот счет имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» и развито позднее В.В. Краевским: «… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
Вышеприведенные построения позволяют ввести следующее определение:
Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества, такие, как образовательные стандарты общего среднего образования, новая структура школы, профильное обучение, единый госэкзамен и др. еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.
Растет потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций [3].
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.
В работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и реформой, инновацией и новацией, Выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Это:
— Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.
— Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.
— Методическая разработанность идеи.
— Возможности потенциальных участников освоения новшества.
— Баланс интересов учителей.
— Возможное сопротивление нововведению.
— Время, необходимое для освоения.
— Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.
Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П.Н. Городничев, В.В. Березин и др. – М.: КНОРУС, 2005.
Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании. – М: Эйдос, 2012 http://www.eidos.ru/journal/2005/0326.html 09/02/2012
Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований//Педагогическая теория: Идеи и проблемы. – М,1992. – с. 20-26.
Пономарева Н.Л. Образовательные инновации. – М: Академия, 2007, – с. 9.