какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла?

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :

Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :

Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Источник

Сонатно-симфонический цикл

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Содержание

Характеристики формы

Количество частей

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:

Трёхчастный цикл

Четырёхчастный цикл

В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]

Особый случай — произведения, относящиеся к жанру серенады или дивертисмента (для оркестрового или для камерного состава) — исходно «развлекательному» и происходящему из старинной сюиты. Они сохраняют общий костяк сонатно-симфонического цикла и тоже включают в себя, как минимум, одну часть в сонатной форме (чаще всего — первую), но количество частей в них может быть гораздо больше (и 5, и даже 9!), в основном — за счёт дополнительных частей танцевального характера (например, в серенадах и дивертисментах Гайдна, Моцарта, Брамса). Это же относится и к произведениям камерной музыки, сохраняющим внешние признаки этого жанра, — как, например:

Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),

Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),

Шуберт — Фортепианный квинтет DV 667 («Форель») (5 частей), Октет DV 803 (6 частей),

Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.

Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:

Струнный квартет № 13 (6 частей),

Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

Струнный квартет № 15 (5 частей).

(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:

Скрябин — Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия),

Источник

Соната

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Источник

Состав и применение сонатной формы

Сонатно-симфонический цикл: характеристика видов, строение, жанры и количество частей

Сонатно-симфонический цикл — сложная форма, состоящая из многих частей. Она давно известна, и остается актуальной для сочинения музыкальных произведений до сих пор. Жанры сонатно-симфонического цикла применяются для написания сонат, инструментальных ансамблей (квартет, трио, квинтет) и концертов, а также симфоний. Становление современного вида этой формы произошло еще в начале XVIII века, а зарождение еще раньше.

Строение классического сонатно-симфонического цикла произошло во времена творения таких авторов, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн. Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе. А теперь необходимо разобраться, какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.

Жанры

Такая музыкальная форма в виде цикла относится к одному из следующих видов:

Классический сонатно-симфонический цикл

1. Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).

2. Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).

3. Цельное развитие.

4. Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).

5. Каждая часть сменяется контрастной.

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

· 1 часть «Человек действующий»;

· 2 часть «Человек размышляющий»;

· 3 часть «Человек играющий»;

· 4 часть «Человек в обществе».

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

· завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта) ;

· развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их) ;

· развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

· экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

· разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

· репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

1. Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

2. Симфоническая пьеса или увертюра.

3. Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

А теперь конкретно рассмотрим, из каких частей состоит сонатная форма.

· Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора) ; Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

· Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

· Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента.

Гайдн

Всего этим композитором было написано 104 симфонии. Первое музыкальное произведение в этом жанре он создал в 1759 году, а заключительное – в 1795-м.

По творчеству можно проследить эволюцию сонатно-симфонического цикла Гайдна. Начиная с образцов бытовой и камерной музыки, он продвинулся до Парижской и Лондонской симфоний.

Парижские симфонии

Это цикл произведений с классическим (парным) составом оркестра. Композиция отличается медленным вступлением с последующим контрастным развитием.

Симфоническому стилю Й. Гайдна в целом свойственно возрастание образной контрастности, индивидуальности содержания.

«6 Парижских симфоний» были созданы в 80-е годы XVIII века. Большинство названий симфонических произведений этого композитора связаны с обстоятельствами, при которых были написаны или исполнены.

Лондонские симфонии

Цикл из 12 произведений по праву считается одним из высших творений данного композитора. Лондонские симфонии имеют особенную живость и жизнерадостность, не отягощены серьезными проблемами, ведь главной задачей автора было заинтересовать искушенного слушателя.

Парный оркестровый состав уравновешивает звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Это способствует гармоничному и стройному облику симфонии. Гайдновские симфонии направлены на слушателя и создают ощущение открытости. Немаловажное значение в этом имеет использование композитором песенных и танцевальных, а также бытовых мотивов, которые часто были заимствованы из народного творчества. Их простота, вплетенная в сложную систему симфонического развития, приобретает новые динамические и образные возможности.

Классический состав оркестра, который включает в себя все пять группы музыкальных инструментов, установился в симфоническом творчестве Й. Гайдна в более позднем периоде. В этих симфониях самые разные стороны жизни представлены в едином уравновешенном виде. Это касается лирико-философских размышлений, серьезных драматических событий и юмористических ситуаций, если обобщить и говорить кратко.

Сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна содержит 3, 4 или 5 частей. Иногда композитор менял привычную расположенность партий, для того чтобы создать особое настроение. Импровизационные моменты его произведений позволяют легко воспринять даже самые масштабные и серьезные инструментальные жанры.

Источник

Сонатно-симфонический цикл: краткая характеристика видов, строение, жанры и количество частей

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Строение классического сонатно-симфонического цикла произошло во времена творения таких авторов, как В.А. Моцарт и Й. Гайдн. Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе. А теперь необходимо разобраться, какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Жанры

Такая музыкальная форма в виде цикла относится к одному из следующих видов:

Классический сонатно-симфонический цикл

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

Состав и применение сонатной формы

А теперь конкретно рассмотрим, из каких частей состоит сонатная форма.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В.А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Симфония и симфонический оркестр

Лишь к началу XVIII века симфония превратилась в самостоятельное концертное произведение из четырех частей, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. По своему содержанию симфония обычно рисует картину мира. Все части имеют свой индивидуальный образ, смысловое значение, а также форму и темп. В целом каждую из частей можно охарактеризовать примерно так:

Безусловно, что у каждого композитора свое видение картины мира, что делает музыкальные произведения по-настоящему уникальными. Если кратко говорить о сонатно-симфоническом цикле, для каждого из них присущ свой тип и особенности.

Состав симфонического оркестра

Как говорилось выше, симфонии пишутся в основном для исполнения большим оркестром смешанного состава. Такой оркестр называется «симфонический». В него входят 4 группы инструментов:

Иногда используются как солирующие инструменты, но чаще вторят партии струнных, дополняют ее.

При необходимости в состав добавляют отдельные инструменты: арфу, орган, фортепиано, челесту, клавесин. В малом составе симфонический оркестр может включать в себя не более 50 исполнителей, тогда как в большой оркестр может входить до 110 музыкантов.

Малые симфонические оркестры чаще можно встретить в небольших городах, так как для исполнения большей части классической музыки их использование нецелесообразно. Чаще они исполняют камерную музыку и музыку ранних эпох, для которых характерно наличие небольшого количества инструментов.

Для обозначения размеров оркестра очень часто используют понятие «двойные» и «тройные». Такое название происходит от количества используемых духовых инструментов (пары флейт, гобоев, валторн и др.). В четверном и пятерном составе добавляют альтовую флейту, пикколо, валторновые трубы, басовые тубы, чимбассо.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Иные формы

Помимо симфонии, есть и другие разновидности жанра. Например, симфония – концерт, для которого характерно исполнение произведения оркестром с одним солирующим инструментом. А если количество соло увеличивается (от 2 до 9 в разных случаях), то такой поджанр называется «концертная симфония».

Все эти разновидности похожи по своему строению.

Также симфонией называют произведения для хора (хоровая симфония) и инструментов (например, органа или фортепиано).

Симфония может преобразовываться в иные, смешанные произведения с помощью других музыкальных жанров. А именно:

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Трехчастная форма

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла? К ним также относится и трехчастная форма. Эта разновидность, в свою очередь, подразделяется на несколько типов:

Становление

Изменение сонатно-симфонического цикла происходило поэтапно. Музыканты из Италии и Германии сыграли в этом немаловажную роль. К ним относятся:

Помимо венской школы, немаловажную роль сыграли композиторы мангеймской школы:

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

В это время строение сонатно-симфонического цикла базировалось на четырех разделах. Затем появилась новая разновидность классического оркестра.

Все эти моменты подготовили возникновение классического сонатно-симфонического цикла в творчестве Й. Гайдна. Его конкретные характерные особенности перешли из старинной сонаты, но появились и новые черты.

Гайдн

Всего этим композитором было написано 104 симфонии. Первое музыкальное произведение в этом жанре он создал в 1759 году, а заключительное – в 1795-м.

По творчеству можно проследить эволюцию сонатно-симфонического цикла Гайдна. Начиная с образцов бытовой и камерной музыки, он продвинулся до Парижской и Лондонской симфоний.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Парижские симфонии

Это цикл произведений с классическим (парным) составом оркестра. Композиция отличается медленным вступлением с последующим контрастным развитием.

Симфоническому стилю Й. Гайдна в целом свойственно возрастание образной контрастности, индивидуальности содержания.

«6 Парижских симфоний» были созданы в 80-е годы XVIII века. Большинство названий симфонических произведений этого композитора связаны с обстоятельствами, при которых были написаны или исполнены.

Лондонские симфонии

Цикл из 12 произведений по праву считается одним из высших творений данного композитора. Лондонские симфонии имеют особенную живость и жизнерадостность, не отягощены серьезными проблемами, ведь главной задачей автора было заинтересовать искушенного слушателя.

Парный оркестровый состав уравновешивает звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Это способствует гармоничному и стройному облику симфонии. Гайдновские симфонии направлены на слушателя и создают ощущение открытости. Немаловажное значение в этом имеет использование композитором песенных и танцевальных, а также бытовых мотивов, которые часто были заимствованы из народного творчества. Их простота, вплетенная в сложную систему симфонического развития, приобретает новые динамические и образные возможности.

Классический состав оркестра, который включает в себя все пять группы музыкальных инструментов, установился в симфоническом творчестве Й. Гайдна в более позднем периоде. В этих симфониях самые разные стороны жизни представлены в едином уравновешенном виде. Это касается лирико-философских размышлений, серьезных драматических событий и юмористических ситуаций, если обобщить и говорить кратко.

Сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна содержит 3, 4 или 5 частей. Иногда композитор менял привычную расположенность партий, для того чтобы создать особое настроение. Импровизационные моменты его произведений позволяют легко воспринять даже самые масштабные и серьезные инструментальные жанры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *