каким договором был юридически закреплен ес

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Справка

каким договором был юридически закреплен ес

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) – подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды) документ, положивший начало Европейскому союзу (European Union).

Маастрихтский договор был призван содействовать превращению Европейского сообщества (European Community) в политический, а затем – в экономический и валютный союз.

В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве были включены разделы о внешней политике и правосудии, что означало формирование трех опор ЕС:

– экономический и валютный союз (ЭВС);
– общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ);
– сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

– темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документом предусматрено создание Европейского центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот. Его дополняет Европейская система центральных банков стран-членов, которые вместе с ЕЦБ занимаются выпуском европейских денег.

Маастрихтский договор существенно расширил права Европарламента, который теперь может участвовать в принятии законодательства ЕС, утверждать состав Европейской Комиссии, формулировать позицию по важнейшим международным договорам. В Маастрихте Европарламент получил и другие полномочия. Например, право требовать от Европейской Комиссии выработки новых законодательных актов, а также создавать европарламентские комиссии для расследования случаев нарушения правовых актов ЕС и злоупотребления полномочиями.

Договор устанавливал гражданство Союза. Это означает, что каждый гражданин государства – члена ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств – членов ЕС в соответствии с положениями Договора.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Во Франции в поддержку Маастрихтского договора высказалось лишь незначительное большинство граждан (51,05%). В Дании референдум дал отрицательный результат. Для обеспечения положительного результата при повторном голосовании Европейский Совет пошел на уступки и в соответствии с особым протоколом закрепил право Дании отказаться от полномасштабного участия в создании Экономического и валютного союза, а также сохранить статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики. Подтвердила свою «особую позицию» в отношении европейской интеграции и Великобритания. Для положительного голосования в Палате общин британскому правительству пришлось пригрозить оппозиции досрочными выборами.

В тех странах, где для ратификации договора было необходимо лишь решение парламента (в Италии, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии и Люксембурге), эта процедура не вызвала затруднений. Лишь в Германии после одобрения Маастрихтского договора бундестагом и бундесратом понадобилось дополнительное решение Конституционного суда о правомерности делегирования части полномочий национального парламента европейским органам.

В целом ратификация Маастрихтского договора потребовала свыше полутора лет.
Официально договор вступил в силу 1 ноября 1993 года. Членами Европейского cоюза стали Бельгия, Великобритания. Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

На 2012 год членами Европейского союза являются 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)

каким договором был юридически закреплен ес

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)

Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).

Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.

Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.

Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в

— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

— дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

— государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

— в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.

Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.

К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.

Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.

Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст (прекратил действие)

Договор о Европейском Союзе
(Маастрихт, 7 февраля 1992 г.)
(в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)

ГАРАНТ:

Настоящий Договор фактически прекратил действие

См. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия

См. комментарий к настоящему Договору

Его Величество Король Бельгийцев, Ее Величество Королева Дании, Президент Федеративной Республики Германия, Президент Греческой Республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской Республики, Президент Ирландии, Президент Итальянской Республики, Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембургский, Ее Величество Королева Нидерландов, Президент Португальской Республики, Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии*(1),

преисполненные решимости перейти на новый этап в процессе европейской интеграции, начатом созданием Европейских сообществ;

получая вдохновение от культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свобода, демократия, равенство и правовое государство;

напоминая об историческом значении прекращения разделенности европейского континента и о необходимости установить прочные основы для устройства будущей Европы;

подтверждая свою приверженность принципам свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принципу правового государства;

подтверждая свою приверженность основным социальным правам, как они определены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г., и в Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г.;

желая углубить солидарность между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций;

желая усилить демократический характер и эффективность функционирования институтов, чтобы обеспечить им возможность лучше выполнять в рамках единого институционального механизма задачи, которые на них возложены;

преисполненные решимости укрепить свои экономические системы, а также обеспечить их сближение, и создать экономический и валютный союз, включающий в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза единую и стабильную денежную единицу;

побуждаемые стремлением содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов с учетом принципа устойчивого развития и в контексте завершения формирования внутреннего рынка и усиления сплочения и охраны окружающей среды, и проводить политику, обеспечивающую прогресс одновременно и в экономической интеграции, и в других областях;

преисполненные решимости учредить гражданство, общее для граждан своих стран;

преисполненные решимости проводить общую внешнюю политику и политику безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая, возможно, приведет к общей обороне в соответствии с положениями статьи 42, укрепляя тем самым индивидуальность Европы и ее независимость в целях содействия миру, безопасности и прогрессу в Европе и во всем мире;

преисполненные решимости содействовать свободному передвижению лиц, обеспечивая при этом безопасность и надежную защиту своих народов, путем создания пространства свободы, безопасности и правосудия в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза;

преисполненные решимости продолжить процесс создания все более сплоченного союза народов Европы, в котором согласно принципу субсидиарности принятие решений в максимально возможной степени приближено к гражданам;

исходя из перспективы дальнейших этапов, переход к которым будет необходим с целью обеспечить поступательное развитие европейской интеграции;

решили учредить Европейский Союз и назначили с этой целью своими полномочными представителями:

Его Величество Король Бельгийцев:

Марка Эйскенса, Министра иностранных дел,

Филиппа Мейтадта, Министра финансов;

Ее Величество Королева Дании:

Уффе Эллемана-Йенсена, Министра иностранных дел,

Андерса Фога Расмуссена, Министра экономики;

Президент Федеративной Республики Германия:

Ганса Дитриха Геншера, Федерального министра иностранных дел,

Теодора Вайгеля, Федерального министра финансов;

Президент Греческой Республики:

Антониоса Самараса, Министра иностранных дел,

Эфтимиоса Христодулу, Министра экономики;

Его Величество Король Испании:

Франциско Фернандеса Ордоньеса, Министра иностранных дел,

Карлоса Сольчагу Каталана, Министра экономики и финансов;

Президент Французской Республики:

Ролана Дюма, Министра иностранных дел,

Пьера Береговуа, Министра экономики, финансов и бюджета;

Джерарда Коллинса, Министра иностранных дел,

Берти Ахерна, Министра финансов;

Президент Итальянской Республики:

Джанни Де Микелиса, Министра иностранных дел,

Гвидо Карли, Министра казначейства;

Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембургский:

Жака Ф. Пооса, Заместителя премьер-министра, Министра иностранных дел,

Жана-Клода Юнкера, Министра финансов;

Ее Величество Королева Нидерландов:

Ханса Ван Ден Брука, Министра иностранных дел,

Виллема Кока, Министра финансов;

Президент Португальской Республики:

Жуана де Деус Пинейро, Министра иностранных дел,

Жоржи Брагу де Маседо, Министра финансов;

Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Высокочтимого Дугласа Херда, Министра иностранных дел и по делам Содружества,

Достопочтенного Фрэнсиса Мода, Финансового секретаря Казначейства

которые после обмена своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме, согласились о нижеследующем:

*(5) Экономический и валютный союз (ЭВС) высшая форма экономической интеграции государств, характеризующаяся введением единой денежной единицы и проведением скоординированной экономической политики. В качестве сферы компетенции Европейского Союза ЭВС регулируется положениями Договора о функционировании Европейского Союза (раздел VIII части третьей). Дословно: экономический и денежный союз (франц.: l’union conomique et montaire UEM; англ.: Economic and Monetary Union EMU).

Здесь и далее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 75) используются термины «денежная единица» (франц.: monnaie) и «денежный (-ая)» : «денежная политика» (франц.: politique montaire; англ.: monetary policy), «денежная эмиссия» (франц.: mission de monnaie; англ.: monetary emission) и т.д.

*(7) Название данного принципа (франц.: principe d’attribution; англ.: principle of conferral) призвано указать на происхождение компетенции Союза: она имеет производный характер, так как получена от государств-членов, которые посредством заключенных ими Договоров передали в ведение ЕС часть своих суверенных и иных прерогатив (см. первый абзац параграфа 1 статьи 1 Договора о Европейском Союзе и параграф 2 настоящей статьи).

В доктрине публичного права субъектами «наделенной компетенции» (франц.: comptence d’attribution) также считаются административно-территориальные образования внутри государства, которые пользуются автономией на основании общенациональной конституции и законов страны (см.: Trotabas L., Isoart P. Droit public. Paris: LGDJ, 1998. P. 238).

*(24) Термин «формации» обозначает разные способы комплектования Совета в зависимости от предмета обсуждаемых и принимаемых им правовых актов и других мер: «Совет по общим вопросам» и «Совет по иностранным делам» (обе формации, как правило, включают министров иностранных дел и/или европейских дел государств-членов); «Совет по экономическим и финансовым вопросам», или «Экофин» (Совет в составе министров экономики и/или финансов), «Совет по вопросам правосудия и внутренних дел» (Совет в составе министров внутренних дел и/или юстиции), «Сельскохозяйственный Совет» и т.д.

Другие направления и аспекты внешнеполитической деятельности Союза («общая торговая политика», порядок заключения международных соглашений и т.д.) регулируются Договором о функционировании Европейского Союза (часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза»).

*(44) Термины «общие»/»общая» в данной и аналогичных ей формулировках Договоров имеют разный смысл и, соответственно, обозначаются в оригинале различными словами.

В первом случае «общие ориентиры» речь идет об указаниях с наиболее широким и абстрактным содержанием, которые касаются важнейших аспектов политики Союза (франц.: generales; англ.: general).

Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст.

Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г.

Текст Договора официально опубликован не был

Перевод: А.О. Четвериков, кандидат юридических наук, доцент

Перевод выполнен с французского языка, на котором были подготовлены оригинальные тексты Договора о Европейском Союзе, Договора о функционировании Европейского Союза, Хартии Европейского Союза об основных правах и Лиссабонского договора. Перевод адаптирован с учетом текста указанных документов на английском языке. При переводе отдельных положений учтены тексты на болгарском, немецком и польском языках.

Настоящий Договор фактически прекратил действие

См. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г. при условии, что все документы о ратификации были сданы на хранение до этой даты

Текст приводится без учета названных изменений

Источник

Европейский союз

История создания, страны-участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза

Содержание

каким договором был юридически закреплен ес

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии Евро союз, действуют представительства в фирмы Объединенных Наций, ВТО, большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации Европейский союз возглавляются послами Евросоюз. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами Евро союз являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Евро союза, Европейская счетная палата и Центральный банк Европы. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Европейский союз.

каким договором был юридически закреплен ес

Евросоюз включает 28 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию, Хорватию.

каким договором был юридически закреплен ес

Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

Заморские территории и коронные владения Объединенного Королевства Великобритании Англии и Северной Ирландии (Британии), входящие в ЕС через членство Англии согласно Акту о присоединении 1972 года: Нормандские острова: Гернси,Джерси,Олдерни входит в состав коронного владения Гернси, Сарк входит в состав коронного владения Гернси,Херм входит в состав коронного владения Гернси,Гибралтар,Остров Мэн,Особые территории вне Европы, входящие в Евро союз:Азорские острова,Гваделупа, Канарские острова,Мадейра,Мартиника, Мелилья,Реюньон,Сеута,Французская Гвиана

каким договором был юридически закреплен ес

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Европейский союз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенгагенские критерии — критерии вступления стран в Евросоюз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 соглашения о Евро союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты Евро союз, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

каким договором был юридически закреплен ес

История развития Европейского союза

Предшественниками Европейский союз были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Евросоюз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития Евро союз. Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

каким договором был юридически закреплен ес

Первый шаг в сторону создания современного Евро союза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения предприятий угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение предприятий европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).

каким договором был юридически закреплен ес

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — компания, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

Первый этап Европейской интеграции

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение предприятий угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение предприятий европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Англия отказалась участвовать в этой компании по соображениям национального суверенитета.С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей.

каким договором был юридически закреплен ес

Евратом должен был способствовать объединению предприятий мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный ЕС происходил путём структурной одновременной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Евросоюза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

Второй этап Европейской интергации

В январе 1960 Британия и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную компанию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Англия, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение предприятий, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Англией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение предприятий угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

каким договором был юридически закреплен ес

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Британия вступила в Европейский союз 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в Евро союз в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к Европейский союз, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975г вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве(членстве).Греция подала заявку на вступление в Евросоюз в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из Евро союз.Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами Европейский союз с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт (Single European Act).

Третий этап Европейской интеграции

каким договором был юридически закреплен ес

Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в Евросоюз в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС — примерно 840 млрд. Американских долларов, примерно равный ВВП Испании.Это расширение Евро союз можно назвать одним из самых амбициозных проектов Европейский союз на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

каким договором был юридически закреплен ес

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами Евросоюз положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами Евро союз был подписан договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Республики Кипр) были проведены референдумы, а затем подписанный договор был ратифицирован парламентами.1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Европейского союза.После присоединения к Европейский союз десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евро союза оказались в положении, когда основной груз бюджетных затрат на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами Евросоюз уровня в 1 % ВВП.

каким договором был юридически закреплен ес

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Европейского союза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой основного Закона государства Евро союз был отклонён, и весь Европейский союз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евро союза — вхождение в него Болгарии и Румынии. ЕС прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам Евросоюз.

каким договором был юридически закреплен ес

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в Евро союз был предоставлен Македонии. 21 февраля 2005 года Евросоюз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Европейский союз. В то же время, по мнению руководства Евро союз, о полноправном членстве Украины в Европейском союзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

Кандидаты в участники союза и «отказники»

каким договором был юридически закреплен ес

О своём намерении вступить в Евросоюз неоднократно заявляло также новое руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали бы хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с непризнанными государствами Южная Осетия и Абхазия.Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в ЕС. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в Евро союз весьма туманны.

каким договором был юридически закреплен ес

Следует отметить, что Европейский союз имеет опыт по принятию в свой состав Республики Кипр, также не обладающего полным контролем над официально признаваемой за ним территорией. Однако вступление Республики Кипр в Евросоюз произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой республики Северного Республики Кипр в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс треста был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в Евро союз в одиночку.Неясны перспективы вступления в Европейский союз таких государств Балканского полуострова, как Албания и Босния, в связи с их низким уровнем экономического развития и нестабильной политической обстановкой. Тем более это можно сказать о Сербии, чья провинция Косово в настоящее время находится под международным протекторатом НАТО и ООН. Вышедшая в результате референдума из союза с Сербией Черногория, открыто заявила о своём стремлении к евроинтеграции и вопрос о сроках и порядке вступления этой республики в Евросоюз является сейчас предметом переговоров.

каким договором был юридически закреплен ес

Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не вели никаких переговоров и не предпринимали никаких попыток начать процесс евроинтеграции:Армения,Республика Беларусь,Казахстан.С 1993 г. Азербайджан заявил о своей заинтересованности в отношениях с Евро союз и приступил к планированию связей с ним в различных областях. В 1996 г. Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев подписал «соглашение о партнерстве и сотрудничестве» и установил официальные связи. Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Европейский союз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 генсекам СССР В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив, если бы Россия получила приглашение вступить в Евросоюз». Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в Евро союз.

Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в Европейский союз, не расторгнув этот договор.Из стран, находящихся за пределами Европейского Континента, неоднократно заявляли о своих евроинтеграционных намерениях африканские государства Марокко и Кабо-Верде (бывшие Острова Зелёного мыса) — последняя при политической поддержке своей бывшей метрополии — Португалии, в марте 2005 начала официальные попытки подать заявку на вступление.

каким договором был юридически закреплен ес

Регулярно муссируются слухи о возможном начале движения к полному вступлению в Евросоюз Туниса, Алжира и Израиля, однако пока что такую перспективу следовало бы считать призрачной. Пока что этим странам, а также Египту, Иордании, Ливану, Сирии, Палестинской национальной администрации и упомянутому выше Марокко в качестве компромиссной меры предложено участие в программе «партнёры-соседи», подразумевающей получение в некоем отдалённом будущем статуса ассоциированных членов Евро союз.

История расширения ЕС

Расширение Евросоюза — это процесс распространения Евро союза (Европейский союз) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести» (6 стран, стоявших у истоков основания Евросоюз), которые организовали «Европейское объединение предприятий угля и стали» (предшественник Евро союз) в 1951 году. С тех пор членство в Европейский союз получили 27 государств, в том числе в 2007 году в него вошли Болгария и Румыния. В настоящий момент Евросоюз рассматривает заявки о вступлении от нескольких государств. Иногда расширение Евро союз называют также Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами Европейский союз, поскольку национальные правительства позволяют постепенно централизовать власть в пределах европейских институтов. Чтобы присоединиться к Евро союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (составленнные после «Копенгагенской встречи» в июне 1993 года.).

Эти условия: устойчивость и демократичность существующего в стране правительства, его уважение к верховенству закона, а также наличие соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения. Из-за условий, которые были приняты в последнем договоре Евросоюз, «Ниццский договор» (в 2001 году) — Евро союз защищён от дальнейшего расширения вне 27 членов, так как считается, что процессы принятия решений в Европейский союз не справились бы с большим количеством членов. Лиссабонский договор преобразовал бы эти процессы и позволил бы обойти лимит в 27 стран-членов, хотя возможность ратификации такого соглашения вызывает сомнение.

Члены учредители ЕС

Европейское объединение предприятий угля и стали было предложено Робером Шуманом в его заявлении от 9 мая 1950 года и вызвало объединение предприятий угольных и сталелитейных промышленностей Франции и Западной Республики Германии. К этому проекту присоединились «страны Бенилюкса» — Бельгия, Люксембург и Нидерланды, которые уже достигли некоторой степени интеграции между собой. К этим странам присоединилась Италия, и все они подписали 23 июля 1952 года Парижский договор. Эти шесть стран, получившие название «Внутренние шесть» (в противоположность «Внешним семи», которые сформировали Европейскую ассоциацию свободной торговли и с подозрительностью отнеслись к интеграции), пошли ещё дальше. В 1967 году они подписали в Риме договор, положивший основание двум сообществам, вместе известным как «Европейские сообщества» после слияния их руководства.

Первые расширения Евросоюза

каким договором был юридически закреплен ес

В 1970 произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

Европейский союз после холодной войны

В 1989-1990 годах закончилась холодная война, 3 октября 1990 Восточная и Западная Республика Германия были воссоединены. Следовательно, Восточная Федеративная Республика Германия стала частью сообщества в составе единой Федеративной Республики Германии. В 1993 году Европейское сообщество стало Евросоюзом на основании Маастрихтского договоренности от 1993 года. Часть государств Европейской Ассоциации Свободной торговли, граничивших со старым Восточным блоком ещё до окончания холодной войны, подала заявки на вступление в Сообщество.

В 1995 Швеция, Финляндия и Австрия были приняты в Евросоюз. Это стало 4-м расширением Евро союз. Норвежское же правительство провалило в то время второй национальный референдум по членству. Конец холодной войны и «западнизация» Восточной Европы поставили Европейский союз перед необходимостью согласовать стандарты для будущих новых членов, чтобы оценить их соответствие. По Копенгагенским критериям было решено, что страна должна быть демократией, иметь свободный рынок и быть согласной принять всё право Евросоюз, уже согласованное ранее.

Расширения Восточного блока ЕС

8 из этих стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. Миграция, которая в любом случае имела бы место, дала начало многим политическим клише (например «польский водопроводчик»), несмотря на подтверждённую пользу мигрантов для экономических систем этих стран. Согласно официальному сайту Европейской комиссии, подписи Болгарии и Румынии во вступительном договоре ознаменовывают окончание пятого расширения Евро союз.

каким договором был юридически закреплен ес

Критерии вступления в ЕС

На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с предвступительного соглашения и кончая ратификацией заключительного договоренности о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия (Главуправление по расширению), но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом.В теории любая Европейская страна может присоединиться к Европейскому союзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет отклоняет или одобряет заявку только единодушно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям: должна быть «европейским государством»;должна соблюдать принципы свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, верховенства закона.

Процесс вступления в ЕС

Прежде чем страна подаст заявку на вступление, она обычно должна подписать соглашение об ассоциированном членстве, чтобы помочь подготовить страну к статусу кандидата и, возможно, члена. Многие страны не удовлетворяют даже критериям, необходимым для того, чтобы начать переговоры раньше, чем они начнут применяться, поэтому они нуждаются в долгих годах, чтобы подготовиться к процессу. Соглашение об ассоциированном членстве помогает подготовиться к этому первому шагу.

каким договором был юридически закреплен ес

В случае с Западными Балканами специальный процесс, Стабилизационный и Ассоциативный процесс существуют для того, чтобы не вступать в противоречие с обстоятельствами. Когда страна официально запрашивает членство, Совет просит Комиссию высказать мнения относительно готовности страны начать переговоры. Совет может принять или отклонить мнение Комиссии.

каким договором был юридически закреплен ес

Основные события в истории углубления интеграции ЕС

1951 — Парижский договор и создание Европейского объединения предприятий угля и стали (ЕОУС)1957 — Римский договор и создание Европейских экономических сообществ (употребляется, как правило, в единственном числе)(ЕЭС) и Евратома1965 — договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома1973 — первое расширение ЕЭС (Присоединились Дания, Ирландия, Британия)1979 — первые всенародные выборы в Европейский парламент1981 — второе расширение ЕЭС (Присоединилась Греция)1985 — подписание Шенгенского соглашения1986 —Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров Европейский союз.

каким договором был юридически закреплен ес

1992 — Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза1999 — введение еврике — евро (в наличном обращении с 2002)2004 — подписание основного Закона страны Евро союз (в силу не вступила)2007 — подписание соглашения о реформировании в Лиссабоне2007 — лидеры Франции, Италии и Испании объявили о создании новой фирмы — Средиземноморского союза2007 — вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.2013 — шестое расширение (присоединилась Хорватия)

Экономика Европейского союза

каким договором был юридически закреплен ес

Валюта Европейского союза

Официальной валютой EU является евро, используемая во всех документах и актах. В Пакте о стабильности и росте изложены налоговые критерии для поддержания стабильности и экономического сближения. Евро также является наиболее распространённой валютой в странах Евросоюз, которая уже используется в 17 государствах-членах известных как еврозона.

каким договором был юридически закреплен ес

Все остальные государства-члены, за исключением Дании и Соединённого Королевства Великобритании, которые имеют специальные отказы, взяли обязательства по переходу на евро после того, как они выполнят требования, необходимые для перехода. Швеция, хоть и дала отказ, но заявила о возможном присоединении к Европейскому механизму курсов валют который является предварительным шагом ко вступлению. Остальные государства намерены присоединиться к евро через свои договоренности о присоединении.Таким образом, евро — это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев. В декабре 2006 года в наличном обращении было 610 млрд евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю американский доллар.

каким договором был юридически закреплен ес

Бюджет Европейского союза

Функционирование Евро союз в 2007 году обеспечивал бюджет в €116 миллиардов, и €862 миллиарда на период 2007-2013, что составляет около 1% от ВВП Европейского союза. Для сравнения, расходы одной Британии за 2004 год по оценкам, составили около € 759 млрд. и Франции, около € 801 млрд. В 1960 году, бюджет тогдашнего ЕЭС составлял всего 0.03% от ВВП.

Экономика государств-членов Европейского союза

Экономическая эффективность варьируется от государства к государству. Пакт о стабильности и росте регулирует финансово-бюджетную политику с Евро союзом. Он распространяется на все государства-члены, с конкретными правилами, которые применяются в отношении членов Еврозоны, предусматривающие, что дефицит бюджета каждого государства не должен превышать 3% ВВП и государственный долг не должен превышать 60% от ВВП. Тем не менее, многие крупные участники рассчитывают свой будущий бюджет с дефицитом значительно превышающим 3%, и страны Еврозоны в целом имеют долг, превышающий 60%.Доля Евросоюз в мировом валовом товаре (МВП) стабильно составляет примерно одну пятую часть. Темпы роста ВВП, сильны в новых государствах-членах, в настоящее время упали по причине вялого роста во Франции, Италии и Португалии.

Тринадцать новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы, имеют более высокий средний процент роста, чем их западноевропейские партнеры. В частности, страны Балтии добились стремтиельного роста ВВП, в Латвии он составляет до 11%, что на уровне мирового лидера Китая, чей средний показатель равен 9% за последние 25 лет. Причины такого массового роста заключаются в проведении государством стабильной денежно-кредитной политики, экспортно-ориентированной политики, торговли, низкой фиксированной налоговой ставки и использование сравнительно дешевой рабочей силы. За последний год (2008), в Румынии был самый большой прирост ВВП среди всех государств Евро союз.

Энергетическая политика ЕС

С момента создания Евросоюз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому тресту угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 года, а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 года.Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

Торговая политика Европейского союза

Евросоюз является крупнейшим экспортером в мире ([15]) и вторым по величине импортёром. Внутренней торговле между государствами-членами способствует устранение барьеров, таких, как тарифы и пограничный контроль. В еврозоне, торговле также помогает, наличие единой валюты среди большинства членов. Соглашение Ассоциации Евро союза делает нечто похожее для более широкого спектра стран, частично в качестве так называемого мягкого подхода ( ‘пряник вместо палки’), чтобы влиять на политику в этих странах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *