каким образом была ориентирована европейская общественная идеология в отношении детей инвалидов
Каким образом была ориентирована европейская общественная идеология в отношении детей инвалидов
• социальные потрясения, войны, эпидемии способствуют обесцениванию жизни ребенка-инвалида не только в глазах общества, но и его близких.
Условным рубежом первого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно считать первый прецедент заботы монархов о слепых. Это исторический факт, свидетельствующий об изменении отношения власти к инвалидам, о впервые осознанной монархом (государством) необходимости их защиты.
Западной Европе потребовалось около двух тысяч лет, чтобы пройти путь от отторжения и агрессии к первому осознанию необходимости призрения, заботы о людях с выраженными отклонениями в развитии.
Анализ литературных источников [Р. Агрикола; Дж. Бруно; Ф. Бэкон; Вольтер; К. А. Гельвеций; Д. Дидро; И. Кант; Я. А. Коменский; Т. Кампанелла; Э. Б. Кондильяк; Г. Лессинг; Дж. Локк; М. Монтень; Эразм Роттердамский; Ж. Ж. Руссо; Дж. Свифт; Ф. Честерфилд; А. Г. Басова, С. Ф. Егоров, 1984; А. И. Дьячков, 1957; X. С. Замский, 1980; Ю. Каннабих, 1924; Б. С. Преображенский, 1933; А. И. Скребицкий, 1903; В. А. Феоктистова, 1973; Ю. Л. Бессмертный, 1988; И. Р. Григулевич, 1976; Ле Гофф Жан, 1992; А. Ф. Лосев, 1982; Ф. Фолта, Л. Новы, 1987; А. Л. Ястре-бицкая, 1978; М. Ban-, 1913; К. Doermer, 1981; С. Briton, 1965; L. Berlin, 1956; R. French, 1932; F. Copleston, 1985; J. Kyle, 1981; В. Mahendra, 1985; J. Seigel, 1969; М. Winser, 1993] показывает, что в этот период западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых и слепых).
Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей второго периода эволюции отношения к инвалидам, приведем хронологию событий западноевропейской истории, значимых для нашего исследования.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Выберите один ответ:
b. функциональная норма
c. статистическая норма
Индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений
Выберите один ответ:
a. функциональная норма
b. статистическая норма
Для первого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
b. осознание необходимости организации системы специального образования
c. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
d. переход от «институализации» к интеграции
e. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
Для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерно:
Выберите один ответ:
a. осознание необходимости организации системы специального образования
b. осознание необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии
c. признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями
d. переход от «институализации» к интеграции
e. осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии
Какие умения относятся к составляющим профессиональной компетентности педагогов для работы в инклюзивном образовании? Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. Умение мотивировать самостоятельность познавательной деятельности
b. Умение применять современные технологии воспитательной работы в целях создания особой атмосферы и культуры детского сообщества
c. Умение писать статьи об инклюзивном образовании
d. Умение работать в команде, взаимодействовать со специалистами для выстраивания психолого-педагогического сопровождения обучения детей с особенностями развития
Что понимается под направленностью в «концепции личности» В.С. Мерлина?
Выберите один ответ:
a. Сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему
b. Система знаний, позволяющих достичь наиболее высоких результатов в инклюзивном образовании
c. Система направленного образования личности, способствующая высокой активности субъекта
d. Система направленных действий, позволяющих достичь наиболее высоких результатов в инклюзивном образовании
Отклонения в развитии, вызванные природовыми и постродовыми поражениями организма ребенка, относят к
Выберите один ответ:
Непрогредиентный характер нарушений означает
Выберите один ответ:
a. психическое недоразвитие
b. усугубление дефекта
d. отсутствие усугубления дефекта
Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсоплазмоз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал
b. термин, обозначающий специальные условия которые необходимо создать, для детей-инвалидов, чтобы дать им возможность расширить свой потенциал
c. термин, который используется в отношении дефектов, физических или эмоциональных особенностей, которые требуюткоррекции и развития, а также технологий и методов работы с данной категорией лиц
Выберите один ответ:
a. комплексное изменение личности, когда человек становится «другой», не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы вылечиться и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
b. интегральный, системный диагноз, приводящий к изменению личности в целом, нуждающийся в лечении и реабилитации в условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
c. интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком
Теоретическую базу для программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья составляют основополагающие работыо значимости практической деятельности для активациимыслительных процессов
Выберите один ответ:
b. А.В. Владимирского
Основными перспективами развития системы специального образованияв России являются:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. разработка всероссийской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
c. создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития
d. проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров
Каким образом была ориентирована европейская общественная идеология послевоенного периода в отношении детей-инвалидов?
Выберите один ответ:
a. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как людей, нуждающихся в долговременном лечении и уходе
b. В послевоенной идеологии не было места рассмотрению вопроса о детях-инвалидах
c. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как полноценных людей
d. Она ориентировалась на восприятие детей-инвалидов как на угрозу, как на чужеродный пласт общества, от которого надо избавиться
В каком веке в Германии, Франции, Австрии были основаны первые Институты для глухих, глухонемых?
Выберите один ответ:
Было ли в эпоху средневековья отношение общества к детям, страдающим физическими и психическими недугами, более гуманным по сравнению с эпохой античности?
Выберите один ответ:
Что необходимо школе, чтобы успешно отслеживать качество реализации инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Иметь разработанную программу оценки своих изменений и владеть мониторинговыми программами или участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений
b. Оборудовать кабинет опроса детей с ограниченными возможностями здоровья
c. Подготовить учебное пособие для обмена опытом инклюзивного образования
d. Ежемесячно тестировать педагогов инклюзивного образования
Что такое мониторинг в образовании? Выберите характеристику, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ определению данного понятия.
Выберите один ответ:
a. Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления
b. Это однократное тестирование, позволяющее сделать выводы об уровне образованности и развития конкретного ребенка
c. Это очень стабильная процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений
d. Мониторингом является определение целевых установок исследования через фиксацию состояния системы, выявление потенциальных рисков и актуальных проблем
Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования?
Выберите один ответ:
a. Индивидуальная деятельность образовательного организации по совершенствованию свой системы инклюзивного образования с использованием ресурсов Интернет
b. Налаживание через компьютерные сети контактов образовательного организации с медицинскими организациими в целях сбора объективной информации о состоянии здоровья детей-инвалидов
c. Совершенствование технического обеспечения процесса инклюзивного образования
d. Совместная деятельность нескольких образовательных учреждений,организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методики технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образованияи т.д
Назовите основные задачи модели сетевого взаимодействия. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант ответа.
Выберите один ответ:
a. организация доступной и эффективной системы повышения квалификации и педагогического мастерства
b. использование потенциала образовательных учреждений и педагогов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам
c. Создание списков детей, нуждающихся в методическом сетевом взаимодействии работников инклюзивного образования
d. создание единого информационно-образовательного пространства
Отношение к инвалидам в различные исторические эпохи
На ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.
В Древнем Риме также имело место умерщвление детей-уродов. Римский философ Сенека писал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового. В то же время глухим и слепым, относившимся к классу рабовладельцев, предоставлялись некоторые права. В Римском законодательстве были, например, такие законы: «Слепые, глухие и немые могут быть наследниками»; «слепые, глухие и немые могут делать завещания, но если завещание сделано прежде, то есть до болезни, после которой человек стал слеп, нем и глух, то оно утверждается». Позднее разрозненные положения были объединены в кодексах Феодосия II и Юстиниана. В этих кодексах лицам, имеющим аномалии, было предоставлено право пользования частной собственностью, но право передачи собственности им не предоставлялось. Всем лицам, имеющим нарушение слуха, речи, зрения, другие аномалии, запрещалось принимать участие в общественной жизни. Римское право не признавало аномальных людей полностью дееспособными.
В средние века в связи с распространением в Европе христианства отношение к инвалидам и взгляды на их положение в обществе существенно меняются. Можно наблюдать как происходит становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблеме помощи через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Труды мыслителей церкви оказали большое влияние на формирование общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Факты милосердного отношения к «убогим» представляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений. Духовенство, имевшее большую силу, стремилось утвердить в общественном сознании мысль о том, что любое отклонение в развитии человека является проявлением «злого духа». Это суеверное представление римско-католическая церковь старалась закрепить именем Бога и Папы.
Инквизиция стремилась устранить от участия в общественной жизни всех инвалидов, даже независимо от их классовой принадлежности. Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям римского права, не признает инвалидов дееспособными, светский и церковный законы, народные традиции едины в отношении к «неполноценному меньшинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия. В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел – просить милостыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность государству и отдельному гражданину. Социальные потрясения, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоянной общественной поддержке. Постепенно начали открываться первые приюты – «убежища» для слепых (1198 г. – Бавария, 1225 г. – Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и влачила жалкое существование.
На Руси в эту же историческую эпоху на людей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому их окружали ореолом святости. На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление – общественное призрение «убогих». Широкие круги населения, руководимые чувством милосердия, оказывали посильную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам. Одним из первых официальных документов на Руси был утвержденный в 996 г. киевским князем Владимиром Святославичем Устав о православной церкви, который обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. Вследствие этого организация призренческих воспитательных учреждений для убогих детей сосредоточивалась в основном в монастырях и церквах, о чем упоминается и в «Повести временных лет» (1074 г.). Общественное призрение способствовало возникновению в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве приютов, воспитательных домов, в которых жили, воспитывались и подготавливались к посильному труду дети с различными видами нарушений. Первый такой дом возник в XI в. при Киево-Печерской лавре.
Эпоха Возрождения является периодом, когда происходят существенные изменения во взглядах людей на природу самого человека, на цель и смысл его жизни. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Умами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в отношении к инвалидам. Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями развития и признания их права на существование. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Раньше, чем в других государствах, правовое положение аномальных определилось законодательством в Англии.
Английские законы уже в XIII в. стремились установить разницу между идиотами и помешанными, так как это имело большое значение при решении имущественных вопросов. Впервые высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни, организации приютов для калек и больных, сколько в возможности дать им элементарное образование и воспитать в них «нравственность» и «благочестие». «Можно ли, – справедливо заявляет Ян Амос Коменский, – приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека».
Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились попытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. в Англии) и слепых (1670 г. во Франции). Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не имели смысла вне конкретной ситуации и представляли интерес ограниченного числа людей. Однако двухсотлетний опыт многочисленных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказательством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.
В России этот период соответствовал правлению Ивана Грозного. В 1551 г. в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и лишенных разума. Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не получил широкого применения. Первые попытки принять официальные меры по борьбе с нищенством делаются в России в царствование Федора Алексеевича в 1677 г. Был издан указ, регулирующий меры общественного призрения. Этот указ запрещал нищим, убогим и юродивым бродить по улицам и дорогам. Он обязывал открывать для них богадельни, которые стали первыми учреждениями общественного призрения. Этот акт также лишал права управлять своим имуществом глухих, слепых, пьяниц и глупых.
В эпоху Просвещения, благодаря таким мыслителям, как Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро и принятой в 1793 г. французским Конвентом «Декларацией прав человека», происходит становление нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права инвалидов. Новая законодательная политика способствовала развитию общественной мысли в области социальной помощи. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других мыслителей, которые влияют на проявление основных направлений общественной помощи и которые окончательно сформируются в XX веке. Впервые определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
В это же время в Российской империи при Петре I особенно распространился обычай призревать слабоумных в монастырях. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал царь, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Петр I вынужден был принять меры, предупреждающие злоупотребление системой призрения слабоумных в монастырях, содействующей развитию тунеядства среди лиц, пользующихся призрением. В связи с этим Петр I издавал указы, в которых он называл признаки умственно ненормальных людей. В числе таких документов были указы «о дураках», имевшие целью пресечение возможной симуляции. Петр I запретил посылать «дураков» в монастыри без предварительного их освидетельствования. В своих указах он называл признаки, на основании которых следует судить о том, является ли обследуемый действительно умственно ненормальным.
«Дураками» он считал тех, кто «отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают». Когда и эти меры по борьбе с симуляцией не дали ожидаемых результатов, Петр I ввел запрет «дуракам» жениться и наследовать имущество. По всей видимости, эта мера имела более действенный эффект. Также Петр I разработал проект указа о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но этот указ не был претворен в жизнь. Только в царствование Екатерины II впервые осуществился замысел о создании домов для душевнобольных. В 1775 г. она издает «Указ об учреждении Приказов общественного призрения». Согласно этому Указу в России создается ряд учреждений для ухода за инвалидами, сиротами, душевнобольными. Приказу общественного призрения поручалось попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, домами неизлечимых больных и сумасшедших.
В XIX веке заметно улучшается общественное положение инвалидов. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве. Во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоциальных элементов.
Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества. Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения. Например, в Англии первые спецшколы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондоне и Лейчестере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос о введении у себя обучения для умственно отсталых. Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало обучать умственно отсталых до 16 лет.
Таким образом, мы видим, что векторы развития истории человечества направлены в сторону все более лояльного и гуманистического отношения к инвалидам. Данная тенденция еще более ярко проявилась в прошлом веке.
Таблица «Периоды отношения к людям с ОВЗ в России и за рубежом»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Старкова Александра Алексеевна
Философские и исторические подходы в развитии специального образования
Таблица периодов отношения к людям с ОВЗ в России и за рубежом
Период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботится о людях с отклонениями в развитии
По указу Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
IX – VIII вв. до н.э. – начала XII в
По античным законам, люди с грубыми физическими и умственными недостатками не считались гражданами и закон защищал от них общество. Античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. Таких детей уничтожали, либо оставляли на произвол судьбы. Началом в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г..
Обретение ребенком- переход от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
Открытие первых специальных школ (в Петербурге школ для глухих – 1806 г. и школ для слепых – 1807 г.) при императоре Александра I.
Начало XII в. – конец XVIII в.
Открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями.
Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми
Период знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Е. К. Грачёва создала первые в России учреждения для глубоко отсталых, способствовала открытию первой школы для умственно отсталых детей. Оформление отечественной системы специального образования произошло только в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено, как и в Западной Европе, введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети.
Конец XVIII в. – начало XX в.
Время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Время открытия первых специальных школ для глухих и слепых, первых учреждений для умственно отсталых: приюты, школы. Постепенно сеть специальных учебных заведений ширится, начинается целенаправленная подготовка особых учительских кадров, специальное обучение получает законодательное, научное и научно-методическое обеспечение, так рождаются национальные системы специального образования. Данный период связан с именами: Шарль-Мишель де л’Эпе, Валентин Гаюи, Луи Брайль, Жан Итар, Филипп Пинель, Жан-Этьен Доминик Эскироль.
Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение
Период характеризуется: совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования; переход к восьми типам спецшкол (для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых); создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения; открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и ВУЗах.
Начало XX в. – 1970-е гг. XX в.
Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Он характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых странах имеется до двадцати типов таких спецшкол).
Предоставление государством детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение
Постепенно осуществляется переход к интегрированному образованию. Россия только провозглашает смену отношения к инвалидам и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции. Институт коррекционной педагогики РАО разработал и активно внедряет на практике вариативные модели образовательной интеграции, учитывающие интересы ребенка и его семьи; имеющуюся в стране инфраструктуру специального образования и российские реалии.
Россия как демократическое государство в 1998 году ратифицировало Конвенцию ООН
«О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». В этот период происходит переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов. Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы — уважение различий между людьми.
Время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании: в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании – Акты об образовании (1981-1995); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985).
Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция. Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов выступает за сокращение числе специальных школ и перевод значительного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей. С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, с другой – результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, среди родителей и специалистов появляются противники интеграции.
Вместе с тем на Западе продолжает множиться число особых поселений для лиц с глубокими нарушениями в умственном и физическом развитии, например, «кемпхиллские деревни». Специалисты предлагают новейшие медицинские технологии восстановления нарушенной слуховой функции (кохлеарной имплантации), позволяющие неслышащему ребенку слышать, и встречают сопротивление части лиц с нарушением слуха, оценивающих эти разработки как посягательство слышащих на право глухого быть глухим (Всемирный конгресс глухих, 1995). Находясь на пике гуманистических устремлений в деле поддержки детей с особыми образовательными потребностями, заявив глобальные проекты создания равных условий для лиц с разными возможностями, европейцы в это же время получили новые мощные инструменты вмешательства в человеческую природу благодаря научно-техническому прогрессу. Их использование возможно как в гуманных целях, так и в целях регулирования популяции людей с недостатками умственного и физического развития.