каким образом осуществляется регулирование трудовых отношений между работником и работодателем ответ
Статья 309.2 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и у работодателя — некоммерческой организации локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Статья 309.2 завершает гл. 48.1 ТК. Она посвящена нюансам регулирования трудовых взаимоотношений локальными актами и трудовыми договорами у двух категорий нанимателей: малых предприятий, отнесённых к микропредприятиям, и некоммерческих организаций.
Содержание ст. 309.2. ТК
В её начале упомянуто, что микропредприятия и некоммерческие организации могут полностью или частично отказаться от локальных актов, затрагивающих трудовые взаимоотношения. В качестве примеров подобных актов перечислены:
Данный список имеет открытый характер.
В качестве исключения статья указывает на акт о переводе сотрудников на дистанционный формат работы, создаваемый нанимателем на основе ст. 312.9 ТК.
Указано, что при использовании этой опции в целях регулирования трудовых и подобных им взаимоотношений микропредприятия и некоммерческие организации включают в трудовые договоры с сотрудниками параметры, которые по действующему законодательству определяются локальными актами.
Подчёркнуто, что подобные договоры оформляются на базе стандартной формы, установленной Правительством с учётом пожеланий трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.
Рассмотренная статья даёт возможность микропредприятиям и некоммерческим организациям отказаться от оформления локальных актов по трудовым взаимоотношениям с сотрудниками, заменив их соответствующими положениями трудовых договоров. Единственное исключение, предусмотренное в этом отношении статьёй, – акт о временном переводе сотрудников на дистанционный формат работы, создаваемый на базе ст. 312.9 ТК. Закреплённая статьёй опция даёт возможность упомянутым в ней категориям нанимателей не только снизить издержки по созданию определённых локальных актов, но и конкретизировать трудовые взаимоотношения с учётом специфики отдельных сотрудников.
Основные вопросы по содержанию ст. 309.2. ТК
О какой стандартной форме трудовых договоров упоминает данная статья?
Имеется в виду стандартная форма, которая установлена Постановлением Правительства № 858 от 27.08.16. В ней содержатся следующие пункты:
Эта форма разработана специально под ст. 309.2 ТК.
Упоминание этой формы содержится и в п. 1 Постановления Пленума ВС № 15 от 29.05.18, которое фактически повторяет положения комментируемой статьи.
Какую ответственность несёт наниматель, если он не издаёт соответствующие локальные акты, но не использует в качестве их замены положения трудового договора?
При использовании ст. 309.2 ТК может сложиться ситуация, когда наниматель отказался от издания определённых актов по трудовым взаимоотношениям с сотрудниками, но не стал включать в трудовые договора пункты для их замены. Это может произойти как по причине небрежности, так и осознанных действий нанимателя. Результатом подобной ситуации является брешь в сфере документарного регулирования определённых областей трудовых взаимоотношений. В данном случае при обнаружении подобного нарушения работодателю грозит наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Если нарушение произошло впервые, то ему грозит предупреждение или административный штраф максимальным размером до 50 тыс. руб. При повторном нарушении он получает штраф, максимальный размер которого может дойти до 70 тыс. руб.
Статья 15 ТК РФ. Трудовые отношения
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 15 Трудового кодекса РФ является вводной статьей главы второй, регламентирующей момент возникновения трудовых отношений и возникающие в связи с этими отношениями права и обязанности работника и работодателя.
Говоря о юридической технике изложения ст. 15 ТК РФ, можно отметить одну существенную лакуну. Содержание данной статьи формально не соотносится с содержанием ст. 56 ТК РФ, хотя и является ее зеркальным отображением. То есть имеет место очевидное нарушение логической структуры Трудового кодекса, поскольку именно трудовые отношения являются производными от трудового договора, а не наоборот.
Это означает, что, давая в статье 15 ТК РФ определение трудовых отношений, возникающих на основании трудового договора, законодатель не соотносит статью с понятием трудового договора, как такового, хотя и указывает его как одно из оснований трудовых правоотношений.
Более того, смысловое разъединение цепочки трудового договора и последующих трудовых правоотношений делает неуместными нотификации относительно недопустимости подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера (ГПД).
В данном случае можно говорить о субсидиарном применении права, поскольку запрет в Трудовом кодексе делает фактическую отсылку к нормам Гражданского кодекса РФ и, в частности, к статьям ГК, регламентирующим особый тип правоотношений между работодателем и работником, предполагающих поручение работнику разовой конкретной задачи с заранее обговоренным результатом и за заранее обговоренную плату.
Так, к ГПД, имеющим схожие черты с трудовыми договорами, относятся:
На самом деле и трудовой договор, и договор ГПХ имеют один и тот же предмет — наемный труд за оговоренную плату. То есть дифференциация этих договоров проводится не по предмету, а по целям, субъектному составу и последствиям договора.
Если отвлечься от имеющего место нарушения логической цепочки «трудовой договор — трудовые правоотношения», то в целом ст. 15 ТК определяет правоотношения между работником и работодателем как результат соглашения, в силу которого работник «продает» работодателю за установленную плату и на оговоренных условиях свой труд в той или иной трудовой функции.
Если сравнить содержание ст.ст. 15 и 56 ТК РФ, можно отметить их смысловую идентичность, что в целом делает статью 15 ТК (за исключением запретительной части в отношении гражданско-правовых договоров) не только несамостоятельной, но и ненужной.
Если рассматривать ст. 15 ТК РФ с точки зрения регламентируемого ею предмета, то можно в большей степени говорить о желании законодателя дать определение наемного труда работника в интересах работодателя.
Однако в отрыве от ст. 56 ТК РФ рассматривать наемный труд в определенной функции невозможно, поскольку наемный труд в первую очередь — это предмет трудового договора, регламентируемого ст. 56 ТК РФ.
В качестве квалифицирующих признаков наемного труда ст. 15 ТК РФ приводит:
Таким образом, рассматривая ст. 15 ТК РФ, можно отметить невозможность ее понимания без обращения к ст. 56 ТК РФ и к положениям гражданского и трудового права в целом.
Каким образом осуществляется регулирование трудовых отношений между работником и работодателем ответ
ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Ст. 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к ст. 5 TК РФ
4. В пределах своих полномочий нормативные правовые акты в сфере труда принимают федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МВД, МЧС России и др.), действующие в соответствии с положениями.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются Правительством РФ.
5. Собственное правовое регулирование в сфере труда в пределах своей компетенции могут осуществлять также субъекты РФ (см. комментарий к ст. 6 ТК).
6. В пределах своей компетенции акты в сфере труда могут принимать и органы местного самоуправления (см. ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).
7. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. Организация и ведение такого регистра осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (см. ст. 43.1 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
8. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301).
9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см. комментарий к ст. ст. 8, 372 ТК).
10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договоры и соглашения, т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см. комментарий к разделу II ТК).
11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч. 1 ст. 5 ТК, построен на строгом иерархическом соответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.
12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практику источником трудового права. Однако Конституция РФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа в ст. 5 ТК в числе источников трудового права.
13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.
14. Содержащийся в ст. 5 ТК перечень источников трудового права не является исчерпывающим: согласно ст. 423 ТК на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см. комментарий к ст. 423 ТК).
Судебная практика по статье 5 TК РФ
Как следует из п. «к» ч. 1 ст. 72, п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 11 ТК РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут и не должны противоречить названному Кодексу, федеральным законам и иным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; в случае такого противоречия применяется Кодекс или иной федеральный закон.
Так, в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить данному Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
В силу ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Эта норма не противоречит ст. ст. 5 и 70 Трудового кодекса РФ, в связи с чем нельзя согласиться с утверждением в кассационном протесте об ущемлении прав руководителя государственного органа.
Неправильного применения норм материального права, на которое имеется ссылка в кассационном протесте прокурора, судом не допущено.
Граждане М.Т., М.Л., М.Ф., являющиеся работниками различных муниципальных образовательных учреждений города Камбарка Удмуртской Республики, обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Закона Удмуртской Республики N 35-РЗ от 30.06.2005 в части абзаца 2 статьи 6 недействующим и не подлежащим применению, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемый Закон нарушает ст. ст. 5, 6 Трудового кодекса РФ.
Следовательно, Правительство Российской Федерации, как действовавшее во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом (статья 114, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации), вправе было своим Постановлением повысить с 1 января 2005 года в 1,2 раза размеры тарифных ставок (окладов); при этом оно не нарушило предписание части четвертой статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить этому Кодексу и иным федеральным законам.
Статьей 5 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ и нарушают его право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также выбирать род занятий и профессию.
В суде представитель заявителя Фоминых Е.Ю. поддержала жалобу и пояснила, что оспариваемая норма противоречит также общепризнанным нормам международного права.
Депутат Брянской областной Думы П. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим этого положения с момента принятия, сославшись на его противоречие части 1 и части 9 статьи 5, части 1 и части 4 статьи 6, части 2 статьи 77, пункту 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, просил признать недействующим в части Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 г. 214-3 N 433-III (в ред. от 1 ноября 2006 г. 388-3 N 789-III) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», сославшись на его противоречие ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. ст. 50, 52, 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Каким образом осуществляется регулирование трудовых отношений между работником и работодателем ответ
ТК РФ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 16 ТК РФ
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
избрания на должность;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
судебного решения о заключении трудового договора;
(см. текст в предыдущей редакции)
признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)