каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

Каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

Ватсала дас запись закреплена

Первая глава «Бхагавад-гиты» называется «Обзор армий на поле битвы Курукшетры». Эту главу можно разделить на две части.

Положение армии Дурьйодханы очень неустойчиво. Мы видим это на иллюстрации. В верхней части иллюстрации мы можем видеть развивающийся флаг, на котором перечислены десять предзнаменований победы Пандавов. И главное из них звучит так: «Кришна на их стороне. Там, где Кришна и Арджуна, там всегда будет победа!»

Второе сомнение Арджуны: «Если я вступлю в это сражение, то какую выгоду, какой шреяс получу в итоге? Царство, доставшееся ценой гибели моих сородичей, не принесёт мне счастья. Поэтому сражаться в этой битве нехорошо».

И, наконец, четвёртое сомнение Арджуны звучит так: «Истребление рода приводит к разрушению извечных семейных традиций, а члены семьи, оставшиеся в живых, забывают законы религии. Другими словами, вся ведическая цивилизация, которая предназначена для духовного возвышения живых существ в этом мире, может быть разрушена. Поэтому сражаться в этой битве неправильно».

В итоге Арджуна теряет решимость. Чем больше материальных привязанностей, тем больше сомнений и тем меньше решимости служить Кришне. Арджуна становится печальным и угрюмым.

Источник

Дальнейшие сомнения Арджуны и его вручение себя Кришне (2.1-10)

Глава 1

На поле битвы Курукшетра

Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27)

Основная тема:

А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему: Тому, кто предается Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа, независимо от наличия или отсутствия материальных преимуществ.

Б. «Бхагавад-гита» представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25).

Подпункты:

А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе:

1. Текст 1: Первое слово «Гиты» – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу.

2. Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов.

3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.

б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

в) Раковины Пандавов трансцендентны.

5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.

6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

Б. Чтобы правильно понять «Бхагавад-гиту», следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм).

В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. «От издателей»; 1.2-13, 23, 26).

Искушенность Дурьодханы в политике.

б) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии.

в) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы.

г) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.

Сомнения Арджуны (1.28-46)

Основная тема:

Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.

Подпункты:

А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.

1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:

а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.

б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).

а) Сострадание (1.27 и 28).

б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8).

в) Святость и отвращение к греху (1.44-45, 2.5).

г) Разрушение династии (1.37-43).

Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).

В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46).

Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43)

1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.

2. Залогом этого является целомудрие женщин.

3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.

Глава 2

Обзор Бхагавад-гиты

Дальнейшие сомнения Арджуны и его вручение себя Кришне (2.1-10)

Основная тема:

Когда человек осознаёт, что в материальном мире ничто, даже его собственный ум и разум, не является прибежищем, он принимает прибежище духовного авторитета.

Подпункты:

А. Необходимость принятия гуру, чтобы решить проблемы жизни (2.7).

1. Представив свои доводы и выслушав мнение Кришны, Арджуна понимает, что не может разрешить стоящую перед ним дилемму. Ему необходимо высшее руководство.

2. Таким образом, Арджуна решает принять полное прибежище духовного учителя (Шри Кришны).

Б. Пример Арджуны показывает, что эгоистическое сознание ведет к краху и неспособности прийти к правильному заключению.

В. Утонченные чувства, такие как сострадание, хотя и благородны, но бесполезны, если применять их, не имея знания (2.1-3).

1. Сострадание Арджуны действительно достаточно похвально.

2. Однако из-за недостатка знания он направляет свое сострадание только на бренное материальное тело.

3. Это неправильное понимание приводит к тому, что он пренебрегает высшими ценностями жизни, такими, как предписанные обязанности, выполнение которых очищает сознание человека.

Г. «Гита» принимает Кришну Верховной Личностью Бога, прямо обращаясь к Нему как к Шри Бхагавану (2.2).

1.Используя пример с солнцем, Шрила Прабхупада объясняет, что Абсолют осознается в трех аспектах:

Д. Необходимость принятия гуру.

1.Почтительное отношение Арджуны к Бхишме и Дроне подчеркивает почтенное положение учителя (2.4-5).

2.Человек может предаться духовному учителю, если он понимает:

а) что он не может самостоятельно распутать хитросплетения материального существования (2.7);

б) что единственный способ смягчить боль и отчаяние – это принять полное прибежище Кришны (2.8).

Гьяна: Сражайся! Душа неподвластна смерти (2.11-30)

Основная тема:

Душа вечна и неуничтожима, в то время как материальная природа преходяща. Поэтому неизбежное уничтожение материального тела никого не должно вводить в заблуждение. Напротив, нужно оставаться непоколебимым в исполнении предписанных обязанностей, которые очищают и позволяют человеку осознать свою вечную сущность.

Подпункты:

А. Кришна называет Арджуну глупцом (2.11).

1. Первый шаг обучения состоит в том, чтобы развенчать ложные представления ученика. Для этого могут потребоваться резкие слова.

2. Арджуна привел много разумных доводов, оправдывающих его отказ от участия в битве, не приняв при этом во внимание природу души. Несмотря на то, что его доводы кажутся разумными, в действительности они совершенно нелепы.

3. Кришна приступает к объяснению природы души.

Б. Душа вечна, и индивидуальность ее также вечна (2.12).

В.Выполнение предписанных обязанностей необходимо для духовного продвижения. Благодаря предписанным обязанностям человек исполняет свои материальные желания регулируемым образом, и это постепенно освобождает его от телесной концепции жизни и позволяет подняться до уровня знания (2.14-15).

Шрила Прабхупада в этой связи приводит три примера таких обязанностей, очищающих человека:

1. Необходимость принимать омовения в месяц Магха, даже если стоит холодная погода.

2. Необходимость готовить на кухне даже в такую жару, какая стоит в мае и июне.

3. Жизнь санньяси, полная аскезы.

Г. Как понять факт существования души.

2. Можно окончательно установить истинность факта присутствия души, сравнив живое тело с мертвым. В мертвом теле присутствуют все материальные элементы, хотя сознание в нем полностью отсутствует. Следовательно, сознание не является признаком ни одного из материальных элементов, оно представляет собой нематериальный элемент (2.17).

3. Поскольку душа находится вне сферы обычного восприятия, ее невозможно понять, используя только прямой, эмпирический метод познания. Следовательно, мы должны понять душу на основе ведической мудрости (2.25).

Д. Существуют разные типы людей, неправильно понимающих природу души (2.29):

1. Люди, обладающие скудным запасом знаний, пытаясь понять душу, используют только эмпирический метод и не понимают того, что одна и та же душа может оживлять разные типы материальных тел, от слона до микроба.

2. Люди, погрязшие в удовлетворении чувств, не имеют времени для духовного самоанализа и, таким образом, неправильно понимают душу.

3. Некоторые понимают, что «я» есть дух, но заблуждаются, уравнивая во всех отношениях бесконечно малую душу и всепроникающую Сверхдушу.

Е. Переселение души, основополагающий принцип ведической философии, происходит под руководством Сверхдуши. Зная желание души, Сверхдуша направляет душу в тело, подходящее для осуществления ее желаний (2.13, 23).

Ж. Время неминуемо разрушает тело. Поэтому следует заботиться о вечной душе, истинном «я», оживляющем тело (2.16, 26-28, 30).

З. Шрила Прабхупада использует наставления Кришны о природе души для того, чтобы предпринять решительную атаку на философию маявади.

1. Философы-маявади утверждают, что сознание индивида порождено иллюзией. Если это действительно так, то обладающая индивидуальным сознанием личность, Господь Кришна, также находится в иллюзии, и «Бхагавад-гита», поведанная Им, не может быть авторитетным писанием. Тем не менее, маявади признают «Бхагавад-гиту» авторитетным писанием. Таким образом, они противоречат сами себе (2.12)

2. Маявади говорят, что майя отделяет, или отсекает, индивидуальные души от изначального сознания, но «Бхагавад-гита» и Упанишады утверждают, что душа нерушима и неделима (2.13, 23).

3. Маявади говорят, что освобожденные души растворяются в однородном Брахмане, но «Бхагавад-гита» и Упанишады утверждают, что душа никогда не может быть растворена (2.24).

4. Душа может быть качественно равна Сверхдуше, но не количественно. Душа бесконечно мала (ану), Сверхдуша – бесконечно велика (вибху). Поэтому индивидуальная душа может быть побеждена силой майи, тогда как Сверхдуша, всегда полная сама в себе, просто наблюдает за действиями души, поглощенной материальной природой (2.17, комм; 2.20, комм; 2.23, комм).

Источник

Глава 1. Сомнения Арджуны. Б. Г

1.2. Санджая сказал:Окинув взором войска Пандавов, выстроенные в боевом порядке, царь Дурьодхана обратился к Дроначарье:

1.3. О господин, посмотри, как твой великий ученик Дхриштадьюмна построил
отважное войско Пандавов.

1.7. О лучший из дважды рожденных, в нашей армии тоже немало воинов и
военачальников, прославившихся великими подвигами. Я перечислю их по именам,
чтобы ты знал, с кем предстоит биться плечом к плечу.

1.11. Командуя своими подразделениями, действуй сообща с другими военачальниками и обеспечь безопасность деда Бхишмы.

1.12. Санджая продолжал: В тот же миг Бхишма, великий старейшина рода Куру,
с воинственным кличем, подобным рыку льва, затрубил в раковину, чтобы приободрить
Дурьодхану.

1.13. Тотчас со всех сторон зазвучали раковины, литавры, барабаны, горны,
огласив пространство призывом к войне.

1.14. На противоположной стороне, восседая на великолепной колеснице,
запряженной белыми лошадьми, затрубили в раковины Господь Шри Кришна и
Арджуна.

1.15. Кришна, Повелитель чувств, трубил в раковину Паньчаджанья;
Арджуна, обладатель божественных даров, трубил в раковину Девадатта;
Бхимасена, которому под силу невыполнимое, трубил в раковину Паундра.

1.16. Царь Юдхиштхира трубил в Анантавиджайю, Накула и Сахадева
трубили в раковины Сугхоша и Манипушпака.

1.19. Раскатистые звуки боевых раковин огласили землю и небо, наводя ужас на твоих сыновей.

1.20. О царь, в этот самый миг Арджуна поднялся в колеснице под знаменем
Ханумана, чтобы выпустить стрелы во врага. Но, увидев в боевых рядах чвоего
двоюродного брата Дурьодхану и его соратников, он отложил лук и стрелы.

1.21.22.23. Арджина сказал : Дорогой Кришна, выведи колесницу ближе к вражескому войску, я хочу видеть лица тех, с кем мне предстоит скрестить
оружие. Эти воины прибыли сюда, чтобы исполнить злую волю порочного Дурьодханы.

1.24.25. Саньджая сказал: После того, как Арджуна, Победитель сна, произнес
эти слова, Шри Кришна, Повелитель всех чувств, напрвил великолепную
колесницу между двумя армиями и, остановившись напротив Бхишмы, Дроны и других царей, сказал: Арджуна, теперь ты видишь перед собой Кауравов, собравшихся
здесь, чтобы сразиться с тобой.

1.28. О Кришна, Глядя на родных и близких мне людей, готовых сегодня умереть,
я чувствую, как мои члены немеют и во рту пересыхает.

1.29. Моё тело дрожит, волосы встают дыбом, кожа пылает и, лук Гандива
выскальзывает из рук.

1.30. Милый друг! Я не в силах совладать с собой. Ум в смятении, я предчувствую страшную беду!

1.31. Что справедливого в убийстве родных! Какая радость от победы, если
она достанется ценой жизни родных и близких?

1.36. Грех падет на нас, если мы умертвим своих учителей и покровителей,хотя
они и пришли к нам с недобрыми намерениями. Как можно отбирать жизнь у близких,
если мы живем ради них и с ними связываем надежды на счастье?

1.37.38. Воистину, их сердца разъедены жадностью, они не видят греза в том,
чтобы драться с друзьями и убивать родных, но почему мы, о Кришна, сознавая
последствия подобных действий, уподобляемся им и участвуем в гнусном злодеянии?

1.39. Со смертью рода рушится семейная преемственность и воцаряется безверие,
и тогда для грядущих поколений не остается ничего святого.

1.40. Когда в семье нет святынь, женщины развращаются. Вследствие прелюбодеяний на свет появляется нежеланное, неправедное потомство.

1.41. Нежеланное потомство превращает жизнь семьи в ад. Печальная участь ожидает и предков такого рода, поскольку им не станут подносить пищу и воду,
как было заведено прежде.

1.42. Злодей, погубивший свой род, виновен в смешении благородных и
неблагородных семей. Он посягает на святую семейную преемственность.

1.43. Кришна, нас учили, что души людей,, чьи потомки нарушают семейные,
общественные и религиозные устои, обречены на вечные муки в аду.

1.44. Увы, мы идём на тяжкий грех! Ослепленные алчностью, ради сомнительных
царских радостей мы готовы умертвить родных.

1.45. Я сочту лучшей долей безоружным и без доспехов погибнуть от рук двоюродных братьев!

1.46. Саньджая сказал: С этими словами Арджуна отбросил лук и стрелы
и сел в колеснице. Его сердце охватили печаль и тоска.

Источник

Сомнения Арджуны (1.28-46)

каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

каким образом сомнения арджуны стали причиной более глубоких отношений с кришной

Основная тема:

Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.

Подпункты:

А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.

1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:

а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.

б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).

а) Сострадание (1.27 и 28).

б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8).

в) Святость и отвращение ко греху (1.44-45, 2.5).

г) Разрушение династии (1.37-43).

Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).

В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46).

Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43)

1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.

2. Залогом этого является целомудрие женщин.

3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.

Источник

Глава 1. Сомнения Арджуны

00:00:09 Дхритараштра спросил: Санджая, что происходит на священном поле Куру между моими сыновьями и сыновьями Панду, собравшимися чтобы сразиться? Санджая сказал: Окинув взором войска Пандавов, выстроенные в боевом порядке, царь Дурьодхана обратился к Дроначарье: О господин, посмотри, как твой великий учeник Дхриштадьюмна построил отважное войско Пандавов.

00:00:44 Во вражеском войске я вижу Бхиму и Арджуну, искусно владеющих луком, других отважных воинов, царя Сатьяки, никому не уступающего в боевом искусстве. В стане наших недругов царь Вирата, доблестный Друпада, Дхриштакету, Чакитан, не знающий поражений Кашираджа, Пуриджит, Кунтибходжа, благородный царь Шайбья, неистовый Юдхаманью, могучий Уттамаюджа, Абхиманью, сыновья Драупади. И каждый из них — великий воин.

00:02:16 Наше войско во главе с Бхишмой непобедимо, но войско Пандавов, в котором сражается Бхима — тоже достойный противник. Командуя своими подразделениями, действуй сообща с другими военачальниками и обеспечь безопасность деда Бхишмы.

00:02:36 Санджая продолжал: В тот же миг Бхишма, великий старейшина рода Куру, с воинственным кличем, подобным рыку льва, затрубил в раковину, чтобы приободрить Дурьодхану. Тотчас со всех сторон зазвучали раковины, литавры, барабаны, горны, огласив пространство призывом к войне.

00:03:02 На противоположной стороне, восседая в великолепной колеснице, запряженной белыми лошадьми, затрубили в раковины Господь Шри Кришна и Арджуна. Кришна, Повелитель чувств, трубил в раковину Панчаджанья; Арджуна, обладатель божественных даров, трубил в раковину Девадатта; Бхимасена, которому под силу невыполнимое, трубил в раковину Паундра. Царь Юдхиштхира трубил в Анантавиджайю, Накула и Сахадева трубили в раковины Сугхоша и Манипушпака.

00:03:38 О повелитель Земли! Все затрубили в раковины — искусный лучник Кашираджа, великий воин Шикхандин, Дхриштадьюмна, царь Вирата, непобедимый Сатьяки, царь Друпада, сыновья Драупади и доблестный сын Субхадры Абхиманью.

00:04:49 Санджая сказал: После того, как Арджуна, Победитель сна, произнес эти слова, Шри Кришна, Повелитель всех чувств, направил великолепную колесницу между двумя армиями и, остановившись напротив Бхишмы, Дроны и других царей, сказал: Арджуна, теперь ты видишь перед собой Кауравов, собравшихся здесь, чтобы сразиться с тобой.

00:06:02 Милый друг! Я не в силах совладать с собой. Ум в смятении, я предчувствую страшную беду! Что справедливого в убийстве родных! Какая радость от победы, если она достанется ценой жизни родных и близких? Что мы будем делать потом, если те, ради кого мы живем, — учителя, старейшины рода, сыновья, деды, дяди, тести, внуки, зятья, друзья и родные — перебьют друг друга? Неужели Ты полагаешь, что можно быть счастливым, захватив имущество близких? Друг мой, даже если они захотят лишить меня жизни, я не стану их убивать.

00:07:25 Воистину, их сердца разъедены жадностью, они не видят греха в том, чтобы драться с друзьями и убивать родных, но почему мы, о Кришна, сознавая последствия подобных действий, уподобляемся им и участвуем в гнусном злодеянии?

00:07:46 Со смертью рода рушится семейная преемственность и воцаряется безверие, и тогда для грядущих поколений не остается ничего святого. Когда в семье нет святынь, женщины развра-щаются. Вследствие прелюбодеяний на свет появляется нежеланное, неправедное потомство. Нежеланное потомство превращает жизнь семьи в ад. Печальная участь ожидает и предков такого рода, поскольку им не станут подносить пищу и воду, как было заведено прежде.

00:08:27 Злодей, погубивший свой род, виновен в смешении благородных и неблагородных семей. Он посягает на святую семейную преемственность. Кришна, нас учили, что души людей, чьи потомки нарушают семейные, общественные и религиозные устои, обречены на вечные муки в аду. Увы, мы идем на тяжкий грех! Ослепленные алчностью, ради сомнительных царских радостей мы готовы умертвить родных. Я сочту лучшей долей безоружным и без доспехов погибнуть от рук двоюродных братьев!

00:09:13 Санджая сказал: С этими словами Арджуна отбросил лук и стрелы и сел в колеснице. Его сердце охватили печаль и тоска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *