каким по счету является мугам сегях

Мугам (азерб. Mugam, Mugamat) — основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. В 2002 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. Следовательно, родиной мугама является Азербайджан.

Слово мугам имеет два различных, но связанных между собою значения. С одной стороны, оно используется для обозначения лада в азербайджанской народной музыке. Всего различают семь основных видов ладов: Раст, Шур, Сегях, Шуштер, Чаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн и несколько побочных. С другой стороны, этот термин обозначает особую музыкальную форму, родственную арабскому макаму, узбекскому макому, индийской раге, но которая, в то же время, обладает собственными канонами построения.

В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей ближневосточной музыкальной традиции наряду с арабским магамом, турецким макамом и персидским десгяхом и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана.

Мугам, как форма азербайджанской народной музыки, уходит корнями глубоко в духовную культуру Востока: начало ему, вероятно, положили религиозные напевы чтецов Корана и музыка, исполняемая при персидском дворе, а техника исполнения является традиционной для народных певцов Азербайджана – ашугов, когда голос певца используется, как полноценный музыкальный инструмент.

О чем поется в мугамах?

Основной темой мугама обычно является любовь, но не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к родине, родной природе, и мистическая любовь к богу. В качестве текстов в мугамах используются не только произведения современников, но и классическая персидская поэзия: стихи Физули, Вагифа, Байлакани, Хагани, но в первую очередь, Низами. Наполненный глубоким смыслом, мугам воплощает в себе поиски человеком истины, печаль и скорбь, искания и радость достижения цели.

В чем особенность мугама?

Каждая мугамная композиция состоит из нескольких частей, объединенных общим творческим замыслом, и называется в соответствии с одним ладом-мугамом, в котором она исполняется. Переходя от одной части мугама к другой, певец-ханенде расширяет звуковой диапазон, поднимаясь от низкого регистра к высокому; от мелодичного речитатива к эмоциональному пению. Между разделами мугама исполняются теснифы – вокальные композиции, или ренги и диринги, инструментальные включения, по большей части танцевального характера. Стиль исполнения также заслуживает особого внимания: он основан на импровизации, что приближает его к джазу.

Что означает мугам сегодня?

В советское время особенно возросла значимость мугама как эталона народной культуры. Для классических азербайджанских композиторов ХХ века мугам стал основой и источником идей для создания опер, симфоний, произведений для хорового исполнения. А в начале ХХI века мугам обрел уже общемировое признание, получив в 2002 году статус шедевра устного и материального наследия человечества по программе ЮНЕСКО.

Особо примечателен тот факт, что для человека, овладевшего исполнительскими особенностями мугама, а также умевшего понять сущность его, открыты врата любого иного музыкального искусства. Понимание музыкального языка мугамов большей частью населения человечества говорит о его интернациональном значении. Исполнитель мугама сможет без особого труда и подготовки исполнить классическую композицию любого другого музыкального жанра, например, в стиле джаз или рок, или же, например, с легкостью исполнит русскую народную мелодию. Это говорит о широчайшем диапазоне ладов мугама. Тогда как ни один, скажем, даже великий джазовый исполнитель никогда не сможет исполнить мугам без специальной многолетней подготовки.

Загадочный мир мугамов всегда привлекал внимание ученых мира. Музыковеды, литературоведы, историки, древнегреческие ученые и философы средневековья провели немало научных исследований по изучению и выявлению таинственности этого уникального искусства. Стремление и желание ученых мира распознать уникальность данного искусства еще раз свидетельствует о неоспоримой роли и значении мугама в общечеловеческом развитии.

Мелодический язык мугамов тесно связан с понятием лада. Но лад, прежде всего, это пространство, где мугамный исполнитель и слушатель, взаимообогащаясь, взаимопереживают ряд чувств и ощущений. Мелодии мугамных напевов разнохарактерны. Они тысячелетиями тесно связаны газелями и шедеврами восточной поэзии. Эта музыка, где господствуют покой и страсть, экстаз и высокая напряженность. До суфий, в древних традициях, маги и дервиши были искусными исполнителями мугамных напевов.

Корень слова мугам исходит от слова муг-маг. Мугами – магами назывались племена, являющиеся древними этническими корнями Азербайджанского народа. Смысловое значение этого слово означает огонь, пламя. Исторические факты свидетельствуют, что проживающие на территории древней Мидии жрецы Мугов-Магов были высокоодаренными людьми. Они прекрасно управляли государством, прибегая при этом к знаниям науки, искусства, медицины, музыки и религиозному убеждению. Название местности Мугань, где они проживали, взято именно с названия их племени. Большая часть территории Азербайджана состояла из деревень и поселков, именуемых названием Мугань. Тот Факт, что мугамные напевы тесно связаны с местностью Мугань, можно проследить из творчества выдающегося поэта историка-философа Низами Гянджеви

Особенности влияния мугама на формирование характера человека

Мугам совершенствует человека, ведет к здравомыслию и развитию интеллекта.
Мугам – это исторически древний, мудрый вид искусства, который учит человека к глубокомыслию, любви, призывает истине.
Мугам регулирует гармоническое равновесие человека, пробуждает привязанность и любовь к жизни, и наконец, это памятник искусства, который веками сыграл существенную роль в развитии духовных ценностей человечества. В этом смысле мугам является символом любви и мудрости.

Мугамы, дошедшие до нас сквозь тысячелетия, исполнялись в виде музыкальных напевов в старой одноголосной форме. О связи мугамов с древним шумерским периодом свидетельствуют немало научных фактов и книжных изданий.

В результате исследований выявлены новые материалы, подтверждающие историческое рождение мугамов в период даже более ранний, чем 12 тысячелетие д.н.э.
(Рафик Имрани, Доктор искусствоведения, профессор).

В 1967 году на состоявшемся в Таллине джазовом фестивале выступал и легендарный саксофонист Чарльз Ллойд со своим квартетом, в состав которого входили ещё молодые Кит Джарретт и Джек ДеДжоннетт. Познакомившийся с творчеством Мустафа-заде знаменитый американский джаз-музыкант Диззи Гиллеспи поблагодарил Мустафа-заде за создание музыки будущего, сказав, что ничего подобного он еще не слышал.

А сегодня, некоторые иностранцы, работающие и живущие в Азербайджане, входят в настоящий экстаз посещая вечера мугама и слушая мугамное пение.

Послушать о мугаме и сами мугамные композиции и миксы можно, пройдя по ссылке:

Источник

Мугам

каким по счету является мугам сегях

Издания : Раст дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Баку, 1935; Забил дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Раку, 1935; Дугях дастгяхы. Запись З. Багирова, Баку, 1935; Сегех-забул и Рахаб. Запись Н. Мамедова, Баку, 1965.

Литература : Виноградов В., Уз. Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; Караев К., Симфонические мугамы Амирова, «СМ», 1949, No 3; Аббасов A., Уз. Гаджибеков и его опера «Кёр-оглы», Баку, 1956; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); её же, Уникальное исследование, «CM», 1972, No 8; Исмайлов М. С., Жанры азербайджанской музыки, Баку, 1960 (на азерб. яз.); Мамедбеков Д., Симфонические мугамы Ф. Амирова, Баку, 1961; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Мамедов Н., Азербайджанский мугам Чаргях, М., 1970.

А. Дж. Аббасов.

Полезное

Смотреть что такое «Мугам» в других словарях:

МУГАМ — МУГАМ, азербайджанская разновидность практики музицирования, распространенной в культурах Ближнего и Среднего Востока (смотри Макам): 1) общее название азербайджанских ладов; 2) жанр традиционной азербайджанской музыки с характерным… … Современная энциклопедия

Мугам — МУГАМ, азербайджанская разновидность практики музицирования, распространенной в культурах Ближнего и Среднего Востока (смотри Макам): 1) общее название азербайджанских ладов; 2) жанр традиционной азербайджанской музыки с характерным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МУГАМ — разновидность макама:1) в азербайджанской музыке общее название ладов и комплекс попевок в каждом из них;2) многочастная вокально инструментальная форма, построенная на основе этой модели … Большой Энциклопедический словарь

мугам — сущ., кол во синонимов: 2 • жанр (41) • лад (28) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МУГАМ — жанр азербайджанского фольклора, сольное лирическое вокальное многочастное произведение. см. также МАКАМ … Этнографический словарь

мугам — мугам, жанр азербайджанского фольклора, сольное лирическое вокальное многочастное произведение. Смотри также Макам … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Мугам — Ханенде Сеид Шушинский (второй слева) со своим ансамблем в 1916 году … Википедия

мугам — азербайджанская разновидность практики музицирования, распространённая в культурах Ближнего и Среднего Востока (см. Макам): 1) общее название азербайджанских ладов; 2) жанр традиционной азербайджанской музыки с характерным импровизационным типом… … Энциклопедический словарь

Мугам — жанр азербайджанского фольклора, сольное лирическое вокальное многочастное произведение. См. также МАКАМ … Этнографический словарь

Мугам — 1) лад в азербайджанской народной музыке. Насчитывается свыше 70 ладов М., каждый из которых обладает своими особенностями и носит определённое название (раст, шур, сегях и др.). Гаммы некоторых М. включают увеличенные секунды; многие из… … Большая советская энциклопедия

Источник

Мугам

каким по счету является мугам сегях

каким по счету является мугам сегях

каким по счету является мугам сегях

Содержание

Общая характеристика

Слово «мугам» теоретики относят к ладу (особенно к ладовому звукоряду как основной категории модального лада), типовой мелодии (мелодической формуле), технике композиции (способ организации текстомузыкальной формы), и к жанру в целом.

В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных мугамов — Сегях, Чаргях (Чахаргях), Раст, Баяты-Шираз, Шур, Хумаюн, Шуштер, но и их многочисленные варианты — Баяты-Гаджар, Баяты-Исфахан, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях, Сегях-Забул, Махур, Мухалиф, Дюгях и др.

История

Мировое признание

каким по счету является мугам сегях

каким по счету является мугам сегях

Период железного занавеса

Возрождение мугама

В семидесятых годах XX века мугам стал возрождаться благодаря усилиям ЮНЕСКО, под эгидой которого в 1971 году в Москве, в 1973 году в Алма-Ате и в 1978 и 1983 гг-х в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки. Получив широчайший резонанс в советском обществе, они способствовали пробуждению нового интереса к мугаму, как к традиционному музыкальному искусству — искусству высокого класса. Так же способствует этому и Международный центр мугама в Баку, сданный в эксплуатацию в декабре 2008 года.

Уже в наши дни, благодаря такому яркому ханенде как Алим Гасымов, мугам получил широкую известность не только в Европе, но и в США, Канаде, Японии и других странах.

Фестивали и конкурсы мугама

18-25 марта 2009 года в Баку состоялся Международный фестиваль «Мир Мугама», в рамках которого прошли: международный научный симпозиум, международный конкурс исполнителей мугама, многочисленные мугамные оперы и концерты симфонических и классических мугамов. Работу международного фестиваля завершил гала-концерт, который состоялся 25 марта 2009 года во «Дворце имени Гейдара Алиева» в Баку. Основными целями Международного фестиваля Мугама являлись популяризация азербайджанского мугама в современном мире и занятие им более заметного места в современном культурном пространстве мира.

каким по счету является мугам сегях

Исполнители мугама на фестивале в Баку, 20 марта 2010

Мугам «Эйраты» в исполнении Джаббара Карьягдыоглы, 1930-е

Искусство мугама

каким по счету является мугам сегях

каким по счету является мугам сегях

Азербайджанский мугам по ряду общих художественных черт роднится с такими восточными музыкальными традициями, как турецкие таксимы, иранские дестгяхи, уйгурские мукамы, узбекско-таджикские шашмаки, арабские нубы, индийские раги и др. Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа.

Формы мугама

Формы мугама различны, но при этом каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы мугама это — дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный), мугам (вокально — инструментальный, сольно-инструментальный и сольно-вокальный) и зерби-мугам.

Дастгях

Зерби-мугам

Главной отличительной особенностью зерби-мугамов (также называемых «ритмическими мугамами») является его сопровождение при исполнении трио сазандарей, один из которых является певцом. При этом ведущая роль при исполнении отводится ударному инструменту — дэф (деф) и нагара.

К зерби-мугамам относятся: «Карабах шикестеси», «Аразбары», «Кесме шикесте», «Овшары», «Мансурия», «Эйраты», «Кереми», «Симаи-шамс». При этом особой популярностью среди народа пользуется «Карабаг-шикестеси».

Исполнение

Исполнителей мугама в Азербайджане называют ханенде и сазенде.

Исполнители прошлого

Наиболее знаменитыми исполнителями мугамов в Азербайджане были: Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Джаббар Каръягдыоглы, Гусейнкули Сарабский, Зульфи Адигёзалов, Алескер Абдуллаев, Мирза Саттар, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан-хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Бюльбюльджан, Агасаид Агабалаоглы, Кечачиоглы Магомед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев и др.

Из инструменталистов прошлого следует отметить: таристы Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Зейнал Хагвердиев, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Мирза Мансур Мансуров, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Гылман Салахов и Исмаил Талышинский, гармонисты Кямрабейим, Ахад Алиев, Абуталыб Юсифов, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимов и др.

каким по счету является мугам сегях

Выездной музыкальный меджлис в Ленкоране. 1908 год. Сидят в центре Джаббар Каръягдыоглы и Гурбан Пиримов.

Источник

Мугам

каким по счету является мугам сегяхЧто такое мугам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Мугамом называется и жанр азербайджанской народной музыки, и присущая ей особая ладовая организация. Когда-то в рамках этой системы насчитывалось множество ладов, но в настоящее время выделяют семь основных. Каждый из них состоит из пяти тетрахордов (последовательностей из четырех звуков, расположенных поступенно), которые определенным образом объединяются между собой. Соединение это может быть слитным: верхний звук данного тетрахорда одновременно является нижним звуком следующего за ним. Лады, образуемые таким способом, именуются квартовыми. Но бывает и раздельное соединение, иначе называемой смежным: новый тетрахорд начинается не с последнего звука предшествующего, а с другого, следующего за ним. Так образуются квинтовые мугамы. Существуют также большесекстовые или малосекстовые, в которых на границе между тетрахордами возникает терция, заполняемая дополнительной ступенью.

Такими способами соединяются тетрахорды, имеющие разную структуру: два тона-полутон, тон-полутон-тон и другие, всего выделяется пять разновидностей. Каждый звукоряд, образующийся таким способом, имеет майе – опорный звук (аналог тоники). Как правило, таковым становится четвертая ступень. Ступени, находящиеся с нею в кварто-квинтовом соотношении, приобретают значение «устоев второго плана», местных. Звуки, группирующиеся вокруг них, образуют шёба – ладовые отделы.

Итак, ладовая система мугама знает пять разновидностей тетрахордов и четыре способа их соединения. Путем несложных математических подсчетов можно установить, что таким образом можно получить два десятка различных звукорядов, но ведущее значение в практике народных музыкантов приобрели семь из них. Эти лады очень красочно и поэтично охарактеризовал азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Лад раст он связывает с бодростью, сегях – с любовью, шур, с настроением лирическим, но веселым, чаргях – со страстным возбуждением, а лады баяти-шираз, шюштер и хумаюн выражают, по мнению композитора, разные степени грусти и печали. Наиболее распространенными ладами являются шур и сегях. Наряду с основными ладами выделяют несколько дополнительных, которые возникают при соединении звукорядов, различающихся по своему строению – шахназ, хиджас, саранж, баяти-кюрд и другие.

Такова в общих чертах ладовая система мугамов. Но что же представляет собой мугам как фольклорный жанр? Прежде всего, это циклическое произведение, исполняемое ханенде – азербайджанским народным певцом – под аккомпанемент струнно-щипкового или смычкового инструмента – тара или кеманчи (впрочем, возможно и чисто инструментальное исполнение). Мугам как произведение выдерживается в определенном ладу – исполнитель импровизирует на основе данного лада, подчиняясь определенным правилам: в одних ладах повышение и понижение ступеней дозволяется, в других – нет, не с каждой ступени возможны скачкообразные мелодические ходы. Как правило, каждый следующий раздел начинается в более высоком регистре, чем предыдущий.

Выделяют две основных разновидности мугама. Дастягх – крупная по масштабу форма, такой мугам может быть и вокально-инструментальным, и чисто инструментальным. Зерби-мугам исполняется трио в составе тариста, кеманчиста и исполнителя на ударных, один из этих музыкантов одновременно является певцом.

Искусство мугама становится известным за пределами Азербайджана в начале ХХ столетия, когда появляются первые грампластинки с записью такой музыки. Первую пластинку выпустила английская фирма «Граммофон» в 1906 г., ее примеру последовали французские, немецкие и российские фирмы. Новая волна интереса к мугаму относится к 1970-м гг. С этого времени проводятся мероприятия, посвященные традиционной азербайджанской музыке. Со временем интерес к ней не угасает: в 2008 г. в Баку открыт Международный центр мугама, а с 2009 г. проводится фестиваль «Мир мугама».

Как и многие другие фольклорные традиции, мугам получил воплощение в академической музыке. На мугамах основаны оперы Гаджибекова «Асли и Керем», «Лейли и Меджнун», опера Муслима Магомаева «Шах Исмаил» – эти произведения называют мугамными операми. Особым жанром азербайджанской академической музыки стал симфонический мугам, начало которому положил в 1948 г. композитор Фикрет Амиров. Впоследствии в этом жанре работали многие азербайджанские композиторы: Сулейман Алескеров, Асеф Зейналлы, Эльдар Мансуров и другие. В конце 1930-х гг. в Азербайджане возник джаз-мугам, зародившийся из джазовых импровизация саксофонистов на основе мугамных ладов.

В 2008 г. ЮНЕСКО причислило мугам к шедеврам нематериального культурного наследия.

Источник

МУГА́М

Том 21. Москва, 2012, стр. 377-378

Скопировать библиографическую ссылку:

МУГА́М, гл. вид (жанр) азерб. проф. му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции. Часть об­ще­вос­точ­ной куль­ту­ры ма­ка­ма­та (см. в ст. Ма­кам ). По­этич. ос­но­ва М. – га­зе­ли клас­сич. и совр. по­этов. Мо­но­дий­ное му­гам­ное иск-во раз­ви­ва­лось на про­тя­же­нии мн. ве­ков, пе­ре­да­ва­ясь из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Ме­тод обу­че­ния ос­но­ван на слу­хо­вом вос­при­ятии, за­по­ми­на­нии и творч. ос­мыс­ле­нии му­гам­ной ин­фор­ма­ции, пе­ре­да­вае­мой от мас­те­ра (ус­тад) к уче­ни­ку (ша­гирд). Цик­лич. му­гам­ные ком­по­зи­ции во­пло­ща­ют­ся в ма­лых и круп­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных (соль­ных) и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных (ан­самб­ле­вых) фор­мах. В ос­но­ве му­гам­ной ком­по­зи­ции лежат ла­ды-М. (мо­ду­сы), ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет ха­рак­тер­ную за­клю­чит. ме­ло­дич. фор­му­лу (аяг). Ком­по­зи­ции, ос­но­ван­ные на род­ст­вен­ных ла­дах, мо­гут объ­е­ди­нять­ся в круп­ные мно­го­ча­ст­ные цик­лы – да­ст­гя­хи. Важ­ная осо­бен­ность азерб. М. – им­про­ви­за­ция мет­ри­че­ски сво­бод­ной ор­на­мен­таль­ной ме­ло­дии в рам­ках оп­ре­де­лён­но­го ка­но­на. Ис­пол­ни­те­ли име­ют так­же не­ко­то­рую сво­бо­ду при со­став­ле­нии му­гам­ной ком­по­зи­ции (вы­бор час­тей, их по­сле­до­ва­тель­ность и ко­ли­че­ст­во). В за­ви­си­мо­сти от ло­каль­ных осо­бен­но­стей, вре­ме­ни (се­зон, вре­мя су­ток) ис­пол­не­ния, та­лан­та ис­пол­ни­те­ля од­но­им. му­га­мы мо­гут иметь раз­ные ва­ри­ан­ты. Со­хра­ня­ют­ся шко­лы М.: ба­кин­ская, ка­ра­бах­ская, шир­ван­ская и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *