каким словосочетанием определяется скептическое равнодушное порой отрицательное отношение к праву
Правовой нигилизм
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. [1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; [2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.
Содержание
Проявления правового нигилизма
Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствия уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом
Значимость правового нигилизма
Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.
Причины правового нигилизма
Субъективистский подход
Объективистский подход
Пути преодоления
Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
Тесты по обществознанию с ответами, 11 класс
Проверочная работа по обществознанию. 11 класс. Экономика (§ 1-5)
1. Как называется часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику?
А) экономическая теория Б) макроэкономика В) микроэкономика
2. Что не является предметом исследования мировой (международной) экономики?
А) международная торговля товарами и услугами
Б) функционирование отдельных рынков и отраслей
В) обмен в области науки и техники
3. Экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь называется
А) торговля Б) обмен В) производство
4. Как называется сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом?
А) валовой национальный продукт
Б) валовой внутренний продукт
В) бюджет государства
5. Экономический цикл включает следующие стадии: экономический подъем → экономический спад (рецессия) → оживление. Какая фаза пропущена в схеме?
А) товарищество
Б) общество с ограниченной ответственностью
В) акционерное общество
Ключ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-депрессия, 6-в, 7-б, 8-в, 9-б,10-в, 11-а, 12-в, 13-б, 14-в, 15-б
9 класс, обществознание
Проверочный тест по теме: «Политика», 9 класс
1. Как называется государство, в котором обеспечиваются права человека и гражданина, государственная власть ограничена правом?
А) демократическое Б) либеральное В) правовое
2. Кто из французских мыслителей сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
А) Ш.Монтескье Б) Вольтер В) Д.Дидро
3. Согласно Конституции РФ исполнительная власть в стране принадлежит:
А) Федеральному собранию
Б) Правительству РФ
В) Президенту РФ
4. Каким словосочетанием определяется скептическое, равнодушное, порой отрицательное отношение к праву?
А) правовое отрицание
Б) правовой нигилизм
В) правовая необразованность
5. Что в переводе с латинского языка означает слово «ассоциация»?
А) общество Б) партия В) объединение
6. Как вы думаете, какой ответ на вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» был самым популярным?
А) нужно, чтобы власть считалась с интересами граждан
Б) нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды
В) нужно, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит в стране, и ответственность за это
7. Россия по форме правления является республикой. Какого типа?
А) президентской Б) смешанной В) парламентской
8. К какому политическому режиму относится данный перечень признаков? Высокая централизация власти, невмешательство в частную жизнь, не требуется преданности режиму, ограниченный и контролируемый плюрализм, незначительная роль парламента, оппозиция под контролем власти, сохраняется свобода экономической деятельности.
А) авторитарный Б) тоталитарный В) демократический
9. В гражданском обществе возникают разнообразные объединения и общественные организации. Укажите те, которые относятся к социальной сфере.
А) союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские кооперативы, ассоциации банкиров
Б) семья, общества защиты прав потребителей, молодежные организации, страховые фонды, спортивные общества
В) союзы деятелей культуры, педагогические общества, сообщества ученых, религиозные объединения
10. Согласны ли вы со следующим утверждением: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.
А) верное Б) неверное
11. Какой возрастной ценз установлен в России для участия в выборах в государственную Думу?
А) 18 лет Б) 21 год В) 35 лет
12. Пользование свободой слова налагает особую ответственность. В каком случае за сказанное можно привлечь к судебной ответственности?
А) если распространяется ложная информация
Б) если звучит клевета
В) если идет пропаганда войны
Г) верно А,Б,В
13. В декабре 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу, в результате которых в Думе оказались представители 4-х партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Назовите четвертую партию, члены которой представлены в Думе.
(Справедливая Россия)
Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-г, 13- Справедливая Россия,
11 класс, текущий контроль
Проверочный тест по теме «Религиозные организации и современные подходы к пониманию права»
1. В каком году был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
А) 1995 Б) 1997 В) 1999
2. Сколько процентов от общего количества верующих в России составляют православные христиане?
А) 50% Б) 65% В) 75%
3. Где производится государственная регистрация религиозных организаций в России?
А) в органах юстиции
Б) в местных органах самоуправления
В) в налоговой службе
4. На основании чего государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации?
А) если цели и задачи организации противоречат Конституции РФ
Б) если устав не соответствует требованиям законодательства РФ
В) если организация нарушает общественную безопасность и общественный порядок
5. Что относится к специфическим правам религиозной организации?
А) религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность
Б) религиозная организация может основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний
В) религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей, а также имеют право устанавливать международные связи
6. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915 Б) 1948 В) 1975
8. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
9. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации Б) Государственную Думу В) Правительство РФ
10. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней Б) 1 месяца В) 21 дня
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-а
8 класс, обществознание
Текущий контроль. Проверочный тест (§ 4-6)
1. В 6 параграфе приводился интересный факт из биографии Януша Корчака. А чем занимался этот известный поляк?
А) он был министром иностранных дел Польши
Б) он был педагогом и детским врачом
В) он был организатором антифашистского движения в Польше
2. Каким словом определяется внутренний самоконтроль человека?
А) честь Б) воля В) совесть
3. Как называются все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять?
А) общественный долг
Б) моральный долг
В) личная ответственность
4. Кому принадлежит данное высказывание: «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»?
А) М. Горькому Б) Д. Лихачеву В) А. Солженицыну
5. В чем, по мнению авторов учебника, состоит уникальность русской культуры?
А) в большом количестве действующих музеев
Б) культура является многонациональной
В) русская культура способна заимствовать лучшее в мировой культуре
6. Моральная ценность, в которой выражается чувство любви к Отечеству забота о его интересах и готовность защищать от врагов
А) гражданственность Б) патриотизм В) бесстрашие
7. Мораль – это что такое?
А) ценности, признаваемые человеком в качестве важных и значимых
Б) особые духовные правила, регулирующие поведение человека
В) признание достоинства и самоценности личности
8. Что в дословном переводе с латинского языка обозначает слово «культура»?
А) «возделывание, обработка почвы»
Б) «образованность и воспитанность»
В) «особь, создающая шедевры»
9. В чем, по мнению обществоведов, выражается главное проявление любви?
А) в бескорыстном служении
Б) в умении понимать другого человека
В) в желании пожертвовать всем ради любви
10. Согласны ли вы с мнением: «Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, насилия, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно – журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами»?
А) да Б) нет
11. Перечислите качества по – настоящему интеллигентного человека. Каким он должен быть?
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-б, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а
Обществознание, 8 класс. Проверочная работа
1. Укажите группу примеров, которая иллюстрирует материальные потребности человека
А) труд, образование, охрана здоровья
Б) чтение книг, посещение театра, путешествия
В) еда, одежда, жилище
Г) любовь, уважение, лидерство, самоуважение
2. Закончите мысль логически правильным вариантом: «Потребности людей…»
А) ограничены Б) безграничны
В) зависят от уровня доходов Г) невозможно удовлетворить
3. Что является одной из главных экономических проблем современного общества?
А) ограниченность ресурсов Б) нехватка наличных денег
В) отставание многих стран в развитии Г) отсутствие экономии в жизни
4. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть:
А) предметами потребления Б) средствами потребления
В) денежными накоплениями Г) экономическими благами
5. Согласны ли вы с утверждением: «Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребности людей»
А) верное Б) неверное
6. Какая фраза из предложенных является неточной?
А) все религии на территории нашей страны являются равноправными
Б) государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
В) в современной России церковь является частью государственных управляющих структур
Г) российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования
7. Какая из названных религий не относится к мировой?
А) буддизм Б) конфуцианство В) христианство Г) ислам
8. Альберт Эйнштейн был известным ученым в области:
А) физики Б) химии В) биологии Г) математики
9. Какой император своим указом от 8 февраля 1724 года учредил Российскую академию наук?
А) Алексей Михайлович Б) Екатерина II В) Петр I Г) Николай I
10. Ученик, закончивший 9 классов, получил:
А) начальное образование Б) общее основное образование
В) среднее (полное) общее образование
Г) начальное профессиональное образование
11. Каким словом определяется процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации?
А) наука Б) воспитание В) образование Г) опыт
12. Что считается «золотым правилом морали»?
А) «за любым преступлением обязательно последует наказание»
Б) «возлюби ближнего своего как самого себя»
В) «своя рубашка ближе к телу»
Г) «не делай другому того, чего себе не желаешь»
Ключ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-г, 7-б, 8-а, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г
Правовой нигилизм – негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Это антипод правовой культуры. В России он имеет глубокие корни.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической.
Теоретический нигилизм, когда ученые, философы, политологи дают концептуальное обоснование нигилизма, указывая. Что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. К теоретическому нигилизму относится ряд положений марксистско-ленинского учения, отсутствия единых подходов к праву, новейшие и старые правовые учения, разделяющие «писаное» и неписаное» право.
Практический: происходит реализация указанных взглядов и учений на практике. Выделяются различные направления :
1. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: умышленных уголовные преступления, правонарушения (гражданские, административные, дисциплинарные), осуществление преступной деятельности в организованных формах, сращивание преступного мира и части госаппарата, распространении обществе криминальных отношений, контроль за бизнесом со стороны криминала, шантаж, заказные убийства и т.д.
2. Распространение антиправовой психологии: эстетизация преступности, появление большого количества литературы, воспевающей преступность, появление в обществе особых социальных норм, оправдывающих антиправовое поведение.
3. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание или игнорирование права гражданами на бытовом уровне, неисполнение законодательства государственными органами, прибегание граждан к не правовым способам споров.
4. «Война законов»: правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами Татарстан), издание правовых актов взаимоисключающих друг друга.
6. Низкий авторитет суда и иных ПОО.
Основные причины нигилизма:
Ø Особенности исторического развития (татаро-монгольское иго, Иван Грозный и т.д.)
Ø Деспотичный, самодержавный характер власти
Ø Крепостное право
Ø Отсутствие развитых демократических традиций
Ø Распространённость неправовых методов решения споров
Ø Репрессивный характер права
Ø Теория и практика диктатуры пролетариата, сталинские репрессии
Ø Распространенные в советскую эпоху административно-командных методов в экономике, политике.
Ø Трудности современного переходного периода
Ø Несовершенство судебно-правоохранительной системы
Ø Повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий
Ø Несовершенство правовой системы.
К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:
v укрепление режима законности в стране;
v реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;
v гарантированность прав и свобод человека;
v совершенствование правовой системы;
v повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;
v обеспечение в стране правопорядка;
v правовое воспитание.
Основные методы борьбы с правовым нигилизмом: убеждение, поощрение, принуждение, наказание.
Вопрос. Правовая культура: понятие, структура.
Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также, знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Правовая культура общества, прежде всего, зависит от:
Ø уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Характеризуется признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение его прав и свобод, осознанием гражданином своих прав и свобод, установкой его на правомерное поведение, знание норм Конституции, позитивным отношением к суду и т.д.
Ø Второй элемент структуры – уровень развития правовой деятельности, которая состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юр. вузов и практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Это наличие сильной юридической науки, преподавание в Вузах, вовлечение в широкую деятельность населения в деятельность, связанную с правом, качество законотворчества, авторитет суда среди населения, демократичность правосудия и т.д.
Ø Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Система законодательства, закон должен быть правовым, т.е. отвечать общественным представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным с точки зрения формы. Иерархия в системе законодательства, наличие эффективной конституции, соответствие законов конституции, качество законов и актов применения права.
Виды правовой культуры:
групповая правовая культура,
правовая культура личности,
Вопрос 73: Понятие, основные требования законности. Право и закон.
Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Верховенство закона. Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества.
Равенство всех перед законом. Равные права, все права в равной мере защищены, равная обязанность соблюдать правовые предписания.
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Требование обращено к компетентным органам государства.
Надлежащее правильное и эффективное применение права. Адресовано гос. органам в чью компетенцию входит обязанность обеспечения реализации норм права.
Последовательная борьба с правонарушениями.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
Принципы законности: единство – одинаковый режим законности для всех стран, недопущение создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей; всеобщность – соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права; целесообразность – закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.
Закон – нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. В широком смысле это любой источник права. Закон есть процесс познания права, процесс отхода и приближения к нему. Право это совокупность прав и свобод человека, мера возможного поведения, допускаемая обществом. Право объективируется в законе, но закон это еще не есть право.
Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.
Правовое государство (окончание)
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).
Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.
Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.
Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.
В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.
Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.
Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.
Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).
В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.
На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.
И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.
Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.
Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».
В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причём повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.
А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?
1. В чём сущность правового государства? 2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей? 3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»? 4. Каково содержание важнейших признаков правового государства? 5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.
1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя».
Раскрой смысл этого утверждения.
2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм »;
в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.
Раскрой смысл каждого из приведённых положений.
3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?
«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».
В. Гюго (1802—1885),
французский писатель
«Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».
Б. А. Кистяковский (1868—1920),
русский юрист