каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Итоги
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Все действующие ПБУ в 2020-2021 годах
Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».
Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020-21 годах
Все ПБУ, действующие в 2020-21 годах:
ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)
ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)
Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»
Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.
ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Новые ПБУ в 2019–2021 годах
Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
N п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
1.1 | Запасы | 2019 |
1.2 | Нематериальные активы | 2020 |
1.3 | Аренда | 2022 |
1.4 | Основные средства | 2020 |
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | 2020 |
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | 2020 |
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | 2020 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.10 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.11 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2021 |
1.12 | Расходы | 2022 |
1.13 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.14 | Добыча полезных ископаемых | 2022 |
Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета
N п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
2.1 | Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» | 2020 |
2.2 | Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | 2020 |
2.3 | Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» | 2020 |
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.
Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:
Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.
Базовые НПА
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ
«Учетная политика организации»
«Учет договоров строительного подряда»
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
«Бухгалтерская отчетность организации»
«Учет материально-производственных запасов»
«Учет основных средств»
«События после отчетной даты»
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
«Информация о связанных сторонах»
«Информация по сегментам»
«Расходы по займам и кредитам»
«Информация по прекращаемой деятельности»
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
«Расчеты по налогу на прибыль организаций»
«Информация об участии в совместной деятельности»
«Изменения оценочных значений»
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»
«Отчет о движении денежных средств»
«Затраты на освоение природных ресурсов»
То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.
Методички и внутренние нормативные акты
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.
Каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета
Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета
1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) некоммерческие организации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации бюджетной сферы;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(часть 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
Каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета
Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет
О документах в области регулирования бухгалтерского учета
Письмо Минфина России от 09.06.2021 N 07-01-09/45392
О государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности
Рекомендации для главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, некредитной финансовой организации в отношении фундаментальных принципов профессиональной деятельности, особенностей их применения и ответственности
Информационное письмо Банка России от 18.08.2021 N ИН-012-17/65
О представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде
Письмо Минфина России N 07-04-07/110599, ФНС России N ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета
Приказ Казначейства России от 02.04.2020 N 17н
Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности
Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 N 35
О формировании документа, содержащего бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 05.07.2021 N ИС-учет-34
Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете
Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33
Установлены особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 24.02.2021 N ИС-учет-32
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 19.01.2021 N ИС-учет-31
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 30.11.2020 N ИС-учет-30
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27
Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета
Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 N ИС-учет-23
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 N ИС-учет-22
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21
Об изменениях в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Информационное сообщение Минфина России от 22.08.2019 N ИС-учет-20
Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н
Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 N ИС-учет-19
Об изменениях Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 N ИС-учет-18
Об изменениях, внесенных Приказом Минфина России от 06.03.2018 N 41н в Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2018 N ИС-учет-11
Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н
Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2019 N ИС-учет-14
Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02
Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13
Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12
Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)
Информационное сообщение Минфина России от 12.12.2017 N ИС-учет-10
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8
О консолидированной финансовой отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 20.07.2017 N ИС-учет-7
О консолидированной финансовой отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2016 N ИС-учет-6
Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций
Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5
Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-3
О Приказе Минфина России от 06.04.2015 N 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»
Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2015 N ИС-учет-2
Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других Федеральных законов
Информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014 N ИС-учет-1
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н
Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции
Приказ Минфина РФ от 11.08.1999 N 53н
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций
Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160
Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
Одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол N 7