каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Источник

Все действующие ПБУ в 2020-2021 годах

каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета

Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020-21 годах

Все ПБУ, действующие в 2020-21 годах:

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/пРабочее наименование проекта стандартаПредполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1Запасы2019
1.2Нематериальные активы2020
1.3Аренда2022
1.4Основные средства2020
1.5Незавершенные капитальные вложения2020
1.6Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)2020
1.7Документы и документооборот в бухгалтерском учете2020
1.8Доходы2022
1.9Некоммерческая деятельность2021
1.10Бухгалтерская отчетность2021
1.11Участие в зависимых организациях и совместная деятельность2021
1.12Расходы2022
1.13Финансовые инструменты2022
1.14Добыча полезных ископаемых2022

Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета

N п/пРабочее наименование проекта стандартаПредполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
2.1Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»2020
2.2Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»2020
2.3Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»2020

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Источник

Каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) некоммерческие организации;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации бюджетной сферы;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

(часть 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ)

Источник

Каким законом регулируется ведение бухгалтерского учета

Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет

О документах в области регулирования бухгалтерского учета

Письмо Минфина России от 09.06.2021 N 07-01-09/45392

О государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности

Рекомендации для главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, некредитной финансовой организации в отношении фундаментальных принципов профессиональной деятельности, особенностей их применения и ответственности

Информационное письмо Банка России от 18.08.2021 N ИН-012-17/65

О представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде

Письмо Минфина России N 07-04-07/110599, ФНС России N ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020

Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета

Приказ Казначейства России от 02.04.2020 N 17н

Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 N 35

О формировании документа, содержащего бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 05.07.2021 N ИС-учет-34

Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете

Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33

Установлены особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 24.02.2021 N ИС-учет-32

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 19.01.2021 N ИС-учет-31

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 30.11.2020 N ИС-учет-30

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27

Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета

Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 N ИС-учет-23

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 N ИС-учет-22

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21

Об изменениях в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Информационное сообщение Минфина России от 22.08.2019 N ИС-учет-20

Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н

Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 N ИС-учет-19

Об изменениях Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 N ИС-учет-18

Об изменениях, внесенных Приказом Минфина России от 06.03.2018 N 41н в Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Информационное сообщение Минфина России от 28.05.2018 N ИС-учет-11

Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н

Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2019 N ИС-учет-14

Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02

Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13

Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12

Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)

Информационное сообщение Минфина России от 12.12.2017 N ИС-учет-10

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Информационное сообщение Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8

О консолидированной финансовой отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 20.07.2017 N ИС-учет-7

О консолидированной финансовой отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2016 N ИС-учет-6

Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций

Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5

Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности

Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-3

О Приказе Минфина России от 06.04.2015 N 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»

Информационное сообщение Минфина России от 19.05.2015 N ИС-учет-2

Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других Федеральных законов

Информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014 N ИС-учет-1

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н

Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции

Приказ Минфина РФ от 11.08.1999 N 53н

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций

Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол N 7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *