какими формами глаголов выражается главный

Глагол является всегда сказуемым

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

какими формами глаголов выражается главный

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

какими формами глаголов выражается главный

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Сказуемое – это второй главный член предложения, который чаще всего согласуется в числе, роде и лице с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает подлежащее? Каково оно? Что оно такое? Что происходит с подлежащим?

По составу различают три вида сказуемых:

Простое глагольное сказуемое может быть представлено следующими частями речи и их формами:

    Глагол в форме любого из существующих наклонений:

Сестра вошла в комнату. Сестра входит в комнату. Сестра войдет в комнату. Сестра вошла бы в комнату. Входите!

Независимая неопределенная форма глагола (инфинитив):

Глагол + модальные частицы«пусть», «да», «пускай», «как бы», «давайте», «едва ли», «чуть не» и другие:

Я чуть не упала, свесившись с перил.

В воздухе как будто запахло свежестью.

Междометные глагольные формы, которые представляют собой название действий: «стук», «бац», «хвать»:

И в этот момент кошка хвать бабочку!

Сказуемое-фразеологизм:

Ошибки употребления простого сказуемого в предложении.

Я буду вставать раньше.
Поезд теперь будет приезжать раньше на полчаса.

Часто можно встретить ошибки и сложности при определении вида сказуемого. Особые трудности возникают, когда нужно определить, что перед нами: сказуемое-фразеологизм или составное именное сказуемое. Чтобы делать это без заминок, стоить помнить знать два простых правила:

— сказуемое-идиому можно заменить одним словом:

иметь значение – значить, отдать приказ – приказать, одержать победу – победить и т.д.

— в составном именном сказуемом глагольную часть можно заменить связкой «быть». В сказуемом-фразеологизме этого сделать нельзя:

Мама повесила нос. – Простое сказуемое-фразеологизм.
Он лежал усталый. – Он был усталым. (Составное именное сказуемое)
Она сидела грустной. – Она была грустной. (Составное именное сказуемое)

Схема разбора простого глагольного сказуемого.

Пример разбора простого сказуемого.

Дела фирмы медленно, но уверенно шли в гору.

Шли в гору – простое глагольное сказуемое, сказуемое-фразеологизм, глагол имеет форму прошедшего времени, изъявительного наклонения.

Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»

Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.

1-й этап. Интеллектуальная разминка.

Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.

На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)

Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.

(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).

– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?

(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)

– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)

2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)

Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.

(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)

Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.

Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)

– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.

– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.

– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.

– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.

Этап 3. Исследовательская работа.

Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.

– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)

– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)

– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)

– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).

– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.

– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?

1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.

5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.

(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)

– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.

(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)

– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.

(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).

– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое

(учитель записывает тему на доске).

– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.

(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).

– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)

(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).

Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.

– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)

– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.

Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).

– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)

Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)

– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.

(Наши условные знаки:

__ – задание не понравилось.

Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):

Источник

Какие формы глаголов бывают в русском языке

какими формами глаголов выражается главный

Сложно переоценить роль глагола в русской речи и возможности, которые он дает для передачи состояния явлений, среды, общественной жизни и деятельности человека. По частоте употребления в переписке и ежедневном общении эта составляющая речевых оборотов занимает второе место после существительного. Уже в 3 классе школьники знакомятся с определением и познают, какие формы глаголов бывают в русском языке

Особенности глагола

Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.

какими формами глаголов выражается главный

Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:

Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.

Неспрягаемые формы

По способности образовывать лично-временные формы все глаголы русского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Если учесть, что спряжение свойственно только ГЛ изъявительного наклонения, чтобы различить эти две группы, достаточно попробовать определить модальность заданной формы. Выразить побуждение или условие с помощью причастия и деепричастия не получится, поэтому их относят к неспрягаемым. Сюда же условно, для упрощения списка, относят и инфинитив.

какими формами глаголов выражается главный

Причастие

Причастие объединяет в себе ряд признаков, присущих глаголу (вид, время, возвратность) и прилагательному (склонение, способность образовывать краткие формы и согласовываться с существительным). Причастие отражает свойства среды, предметов или событий по действию: пишущий, едущий, огорчаемый, обрезанный.

какими формами глаголов выражается главный

Причастие, как и прилагательное, имеет род, падеж, число. Благодаря указанной особенности, эта часть речи согласуется с существительным:

Деепричастие

Для деепричастия характерен признак, свойственный наречию – неизменяемость, а также вид и возвратность, присущие глаголу.

Задача этой формы глагола – обозначить дополнительное действие, в устной речи его заменяют синонимичныой конструкцией с однородным сказуемым:

Инфинитив – особая форма глагола

Инфинитив только называет идею действия, поэтому не связан с категорией времени. У данной формы лицо и число также не определяется.

В отличие от других форм глагола,синтаксическая функция инфинитива гораздо шире – в предложении может выступать не только в роли сказуемого, но и подлежащего, обстоятельства:

Признаки спрягаемых форм

Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/

какими формами глаголов выражается главный

В список непостоянных признаков входят:

Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.

Время

Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.

Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:

какими формами глаголов выражается главный

Род, лицо и число

В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.

Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:

Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.

какими формами глаголов выражается главный

Наклонение

Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.

какими формами глаголов выражается главный

Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.

Источник

Глагол и его признаки как части речи

Глагол — одна из важнейших частей речи в нашем языке. Недаром в старые времена использовалось слово «глаголить» в значении говорить, высказывать что-либо.

Глаголы в нашей речи не только позволяют обозначать действие или состояние, но и придают ей сильный, энергичный характер. Но важно правильно применять эти слова, иначе появятся ошибки и смысл повествования будет непонятен для окружающих.

Знание морфологии глагольных слов поможет избежать проблем с их употреблением.

Что такое глагол в русском языке

Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.

Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).

Глагол имеет несколько категорий, которые характерны только для него: залог, вид, время, лицо и наклонение.

Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.

Формы глагола как части речи

Формами называются категории, которые имеют фиксированные грамматические признаки, но в то же время применяются в тексте по-разному. Большинство форм делится на два базовых вида: изменяемые и неизменяемые.

Изменяемые формы имеют постоянные и непостоянные признаки и преобразуются в зависимости от контекста предложения. К таким формам относятся:

Неизменяемые формы обладают только постоянными грамматическими признаками.

К ним причисляются:

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.

Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.

Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.

Возвратные и невозвратные глаголы

Грамматическая категория, служащая для указания на направленность действия на субъект. Характерная особенность таких глаголов — это наличие окончания -ся/сь.

Возвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на сам объект. Например:

Переходные и непереходные глаголы

Слова указывающие действие, которое не может переходить на объект, называются непереходными глаголами. Они не сочетаются с существительными в винительном падеже и выражают:

Переходные формы переходят на прямой объект, выраженный существительным в винительном падеже. Иногда прямой объект представлен существительным в родительном падеже. Переходные слова выражают:

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.

Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.

Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.

Синтаксическая роль глагола

В синтаксисе предложения глагольное слово может выполнять одну из пяти ролей:

Наклонения глаголов

Наклонение показывает, как процесс или состояние относится к действительности. Так слово может обозначать действие существующее в реальности (смотрю, смотрел, буду смотреть) или же не существующее, но мыслящиеся (смотри, смотрел бы).

Если слово обозначает действие, которое совершается (совершалось когда-то, только будет совершаться) в реальности, то оно имеет изъявительное наклонение (пишу, писал, напишу). Действия же, только гипотетически возможные или желаемые, обозначают глагольными словами сослагательного (писал бы) и повелительного наклонения (пиши).

Спряжение глаголов

Система смены форм по числам и лицам называется спряжением, постоянным грамматическим признаком части речи. Всего существует два спряжения: 1-е и 2-е. Для определения конкретного типа необходимо обратить внимание на ударное окончание глагола настоящего времени:

В том случае если окончание безударное, то спряжение находится по инфинитиву.

Так ко второму относятся все слова на -ить (исключение стелить и брить), семь слов на eть (вертеть колесо, видеть чудо, зависеть от тебя, терпеть боль, обидеть человека, смотреть кино, ненавидеть ложь) и четыре на -ать (гнать лошадей, держать слово, слышать пение, дышать кислородом).

Остальные же инфинитивы относятся к первому спряжению.

Безличные глаголы

Если глагол обозначает действие, которое происходит само по себе, без указания производящего его субъекта, то он называется безличным (смеркается, вечереет, рассветает). В предложениях с безличным словом не может быть подлежащего (на улице темнеет). Этот вид не изменяется по родам, лицам и числам.

Безличные слова можно употреблять во всех трех временах (вечерело, вечереет, будет вечереть), в сослагательном наклонении (вечерело бы), а также в инфинитиве (скоро начнет вечереть). От них не образуются причастия и деепричастия.

Также безличные слова не употребляются в значении личных глаголов. Но в то же время есть исключение, они называются безличными формами личных глаголов. И те и другие безличные формы обозначают следующее:

Морфологические признаки глагола

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К первым относят: вид, спряжение, возвратность и переходность. Ко вторым: наклонение, время, род, число и лицо.

С помощью морфологических признаков выражается отношение действия к субъекту или объекту, характер протекания действия или процесса, соотнесенность с моментом речи, реальность или желаемость действия, отношение к говорящему лицу.

Такие признаки как вид и залог имеются у всех глагольных слов. Признака времени нет у деепричастия, инфинитива, а также у сослагательного и повелительного наклонения.

Самого наклонения не существует у инфинитива, причастия и деепричастия. Признаки лица присутствуют только у словоформ изъявительного наклонения, поставленные в настоящее и будущее время.

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).

Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).

В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *