какими формами глаголов выражается главный
Глагол является всегда сказуемым
Глагол-сказуемое
Глагол-сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что сделал?
В простом предложении подлежащее и сказуемое составляют его грамматическую основу. Сказуемое поясняет подлежащее и обозначает, что происходит с предметом, каково его состояние, каков он и т.д. Этот главный член предложения может выражаться с помощью слов разных частей речи. Обозначая действие, сказуемое чаще всего является глаголом в разных грамматических формах.
Рассмотрим более детально эти виды глагола-сказуемого.
Простое глагольное сказуемое
В предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
Глагол в изъявительном наклонении имеет формы настоящего, будущего и прошедшего времени.
Выражается следующими формами глагола | Примеры |
---|---|
Формой настоящего и прошедшего времени глагола | Россия готовится к Олимпиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие. |
Формами условного и повелительного наклонения глагола | Читал бы ты побольше книг. Пусть сбудутся мои мечты. |
Формой будущего времени глагола | Вас будут приглашать на роли главных героинь. |
В форме настоящего времени глагол-сказуемое обозначает действие, которое соотносится с моментом речи о нём.
Я (что делаю?) рисую луг с цветущими ромашками.
Ты (что делаешь?) звонишь по телефону.
Саша (что делает?) катается на велосипеде.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие или состояние, которое произошло до разговора о нём. Эта глагольная форма сказуемого изменяется по родам и числам.
Белая роза (что сделала?) р асцвела в палисаднике.
Багряное солнце (что сделало?) зашло за лес.
Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме будущего времени, обозначает действие, которое состоится после сообщения о нём.
Кто (что сделает?) пойдет со мной в кино?
Имеем в виду, что глаголы несовершенного вида образуют сложные формы будущего времени, которые состоят из спрягаемого глагола «быть» и неопределённой формы глагола (инфинитива). В таком случае простое глагольное сказуемое складывается из двух слов.
Скоро я (что сделаю?) буду читать эту повесть.
Утром ты (что сделаешь?) будешь купаться в реке?
Дедушка (что сделает?) будет смотреть эту передачу обязательно.
Аналогично простое глагольное сказуемое выражается несколькими словами, если это глагол в сложной форме повелительного наклонения.
Давай пойдём в лес за грибами.
Сказуемое-глагол в форме условного наклонения выражает действие, которое могло бы состояться при определенных условиях.
Я позвонил бы тебе, если бы это было не позднее время.
Отличаем сложные формы простого глагольного сказуемого от составного глагольного сказуемого.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое складывается из двух обязательных компонентов:
Я хочу узнать эту давнюю историю со всеми подробностями.
В этом сочетании первый глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Второй глагол в неопределённой форме несет основную смысловую нагрузку. С его помощью можно узнать, что говорится о подлежащем, какое действие оно выполняет.
Чтобы отличить сложные формы ПГС от СГС, уточним, что обозначают вспомогательные глаголы:
1. начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы)
Ты сейчас начнёшь красить эту стену?
Несмотря на дождь и сильный ветер, он продолжал идти быстрым шагом.
2. волеизъявление, желание, намерение
Николай хочет рассказать нам о своём путешествии.
Кто желает ответить на этот вопрос?
Анна старалась не отставать от нас.
3. эмоциональное состояние действующего лица
Вера надеялась успешно сдать экзамен.
Ты наконец-то решился позвонить нам?
4. некоторые безличные глаголы (стоит, следует, требуется и пр.)
Вспомогательная часть сказуемого может выражаться и другими частями речи:
а) краткой формой прилагательного, которое не имеет полной формы или в полной форме употребляется с другим значением (готов, должен, горазд, намерен, волен, рад, способен и др.)
Разве ты способна отказаться от этого предложения?
б) слова состояния (можно, нельзя, надо)
в) имена существительные (мастер, мастерица, любитель, любительница, охотник, охотница)
г) устойчивые сочетания глагола с существительным (гореть нетерпением, иметь честь, дать обещание, иметь намерение, изъявить согласие и пр.)
Варя дала обещание приехать на следующей неделе.
Алёша горел нетерпением высказаться всё, что он думает.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Сказуемое – это второй главный член предложения, который чаще всего согласуется в числе, роде и лице с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает подлежащее? Каково оно? Что оно такое? Что происходит с подлежащим?
По составу различают три вида сказуемых:
Простое глагольное сказуемое может быть представлено следующими частями речи и их формами:
- Глагол в форме любого из существующих наклонений:
Сестра вошла в комнату. Сестра входит в комнату. Сестра войдет в комнату. Сестра вошла бы в комнату. Входите!
Независимая неопределенная форма глагола (инфинитив):
Глагол + модальные частицы«пусть», «да», «пускай», «как бы», «давайте», «едва ли», «чуть не» и другие:
Я чуть не упала, свесившись с перил.
В воздухе как будто запахло свежестью.
Междометные глагольные формы, которые представляют собой название действий: «стук», «бац», «хвать»:
И в этот момент кошка хвать бабочку!
Сказуемое-фразеологизм:
Ошибки употребления простого сказуемого в предложении.
Я буду вставать раньше.
Поезд теперь будет приезжать раньше на полчаса.
Часто можно встретить ошибки и сложности при определении вида сказуемого. Особые трудности возникают, когда нужно определить, что перед нами: сказуемое-фразеологизм или составное именное сказуемое. Чтобы делать это без заминок, стоить помнить знать два простых правила:
— сказуемое-идиому можно заменить одним словом:
иметь значение – значить, отдать приказ – приказать, одержать победу – победить и т.д.
— в составном именном сказуемом глагольную часть можно заменить связкой «быть». В сказуемом-фразеологизме этого сделать нельзя:
Мама повесила нос. – Простое сказуемое-фразеологизм.
Он лежал усталый. – Он был усталым. (Составное именное сказуемое)
Она сидела грустной. – Она была грустной. (Составное именное сказуемое)
Схема разбора простого глагольного сказуемого.
Пример разбора простого сказуемого.
Дела фирмы медленно, но уверенно шли в гору.
Шли в гору – простое глагольное сказуемое, сказуемое-фразеологизм, глагол имеет форму прошедшего времени, изъявительного наклонения.
Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.
(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.
– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)
– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).
– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).
– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
– Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
__ – задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
Какие формы глаголов бывают в русском языке
Сложно переоценить роль глагола в русской речи и возможности, которые он дает для передачи состояния явлений, среды, общественной жизни и деятельности человека. По частоте употребления в переписке и ежедневном общении эта составляющая речевых оборотов занимает второе место после существительного. Уже в 3 классе школьники знакомятся с определением и познают, какие формы глаголов бывают в русском языке
Особенности глагола
Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.
Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:
Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.
Неспрягаемые формы
По способности образовывать лично-временные формы все глаголы русского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Если учесть, что спряжение свойственно только ГЛ изъявительного наклонения, чтобы различить эти две группы, достаточно попробовать определить модальность заданной формы. Выразить побуждение или условие с помощью причастия и деепричастия не получится, поэтому их относят к неспрягаемым. Сюда же условно, для упрощения списка, относят и инфинитив.
Причастие
Причастие объединяет в себе ряд признаков, присущих глаголу (вид, время, возвратность) и прилагательному (склонение, способность образовывать краткие формы и согласовываться с существительным). Причастие отражает свойства среды, предметов или событий по действию: пишущий, едущий, огорчаемый, обрезанный.
Причастие, как и прилагательное, имеет род, падеж, число. Благодаря указанной особенности, эта часть речи согласуется с существительным:
Деепричастие
Для деепричастия характерен признак, свойственный наречию – неизменяемость, а также вид и возвратность, присущие глаголу.
Задача этой формы глагола – обозначить дополнительное действие, в устной речи его заменяют синонимичныой конструкцией с однородным сказуемым:
Инфинитив – особая форма глагола
Инфинитив только называет идею действия, поэтому не связан с категорией времени. У данной формы лицо и число также не определяется.
В отличие от других форм глагола,синтаксическая функция инфинитива гораздо шире – в предложении может выступать не только в роли сказуемого, но и подлежащего, обстоятельства:
Признаки спрягаемых форм
Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/
В список непостоянных признаков входят:
Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.
Время
Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.
Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:
Род, лицо и число
В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.
Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:
Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.
Наклонение
Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.
Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.
Глагол и его признаки как части речи
Глагол — одна из важнейших частей речи в нашем языке. Недаром в старые времена использовалось слово «глаголить» в значении говорить, высказывать что-либо.
Глаголы в нашей речи не только позволяют обозначать действие или состояние, но и придают ей сильный, энергичный характер. Но важно правильно применять эти слова, иначе появятся ошибки и смысл повествования будет непонятен для окружающих.
Знание морфологии глагольных слов поможет избежать проблем с их употреблением.
Что такое глагол в русском языке
Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.
Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).
Глагол имеет несколько категорий, которые характерны только для него: залог, вид, время, лицо и наклонение.
Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.
Формы глагола как части речи
Формами называются категории, которые имеют фиксированные грамматические признаки, но в то же время применяются в тексте по-разному. Большинство форм делится на два базовых вида: изменяемые и неизменяемые.
Изменяемые формы имеют постоянные и непостоянные признаки и преобразуются в зависимости от контекста предложения. К таким формам относятся:
Неизменяемые формы обладают только постоянными грамматическими признаками.
К ним причисляются:
Постоянные и непостоянные признаки глагола
Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.
Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.
Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.
Возвратные и невозвратные глаголы
Грамматическая категория, служащая для указания на направленность действия на субъект. Характерная особенность таких глаголов — это наличие окончания -ся/сь.
Возвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на сам объект. Например:
Переходные и непереходные глаголы
Слова указывающие действие, которое не может переходить на объект, называются непереходными глаголами. Они не сочетаются с существительными в винительном падеже и выражают:
Переходные формы переходят на прямой объект, выраженный существительным в винительном падеже. Иногда прямой объект представлен существительным в родительном падеже. Переходные слова выражают:
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.
Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.
Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.
Синтаксическая роль глагола
В синтаксисе предложения глагольное слово может выполнять одну из пяти ролей:
Наклонения глаголов
Наклонение показывает, как процесс или состояние относится к действительности. Так слово может обозначать действие существующее в реальности (смотрю, смотрел, буду смотреть) или же не существующее, но мыслящиеся (смотри, смотрел бы).
Если слово обозначает действие, которое совершается (совершалось когда-то, только будет совершаться) в реальности, то оно имеет изъявительное наклонение (пишу, писал, напишу). Действия же, только гипотетически возможные или желаемые, обозначают глагольными словами сослагательного (писал бы) и повелительного наклонения (пиши).
Спряжение глаголов
Система смены форм по числам и лицам называется спряжением, постоянным грамматическим признаком части речи. Всего существует два спряжения: 1-е и 2-е. Для определения конкретного типа необходимо обратить внимание на ударное окончание глагола настоящего времени:
В том случае если окончание безударное, то спряжение находится по инфинитиву.
Так ко второму относятся все слова на -ить (исключение стелить и брить), семь слов на —eть (вертеть колесо, видеть чудо, зависеть от тебя, терпеть боль, обидеть человека, смотреть кино, ненавидеть ложь) и четыре на -ать (гнать лошадей, держать слово, слышать пение, дышать кислородом).
Остальные же инфинитивы относятся к первому спряжению.
Безличные глаголы
Если глагол обозначает действие, которое происходит само по себе, без указания производящего его субъекта, то он называется безличным (смеркается, вечереет, рассветает). В предложениях с безличным словом не может быть подлежащего (на улице темнеет). Этот вид не изменяется по родам, лицам и числам.
Безличные слова можно употреблять во всех трех временах (вечерело, вечереет, будет вечереть), в сослагательном наклонении (вечерело бы), а также в инфинитиве (скоро начнет вечереть). От них не образуются причастия и деепричастия.
Также безличные слова не употребляются в значении личных глаголов. Но в то же время есть исключение, они называются безличными формами личных глаголов. И те и другие безличные формы обозначают следующее:
Морфологические признаки глагола
Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К первым относят: вид, спряжение, возвратность и переходность. Ко вторым: наклонение, время, род, число и лицо.
С помощью морфологических признаков выражается отношение действия к субъекту или объекту, характер протекания действия или процесса, соотнесенность с моментом речи, реальность или желаемость действия, отношение к говорящему лицу.
Такие признаки как вид и залог имеются у всех глагольных слов. Признака времени нет у деепричастия, инфинитива, а также у сослагательного и повелительного наклонения.
Самого наклонения не существует у инфинитива, причастия и деепричастия. Признаки лица присутствуют только у словоформ изъявительного наклонения, поставленные в настоящее и будущее время.
Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).
Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).
В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:
Морфологический разбор
Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:
Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:
Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.