какими льготами может пользоваться инвалид 3 группы в белоруссии

Меню раздела

статистика посещений

администратор сайта

хостинг

adm.edu.by

ПАМЯТКА

для людей с инвалидностью

ЛЬГОТЫ, ПРАВА И ГАРАНТИИ

Предоставляются в соответствии с Законом Республики Беларусь
«О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон).

В соответствии с Законом инвалиды I и II группы имеют право на:

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов
(за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия изнитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;

бесплатное либо льготное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации [1] в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь, (обеспечение средствами реабилитации осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов и (или) государственными организациями здравоохранения бесплатно (на льготных условиях)
на основании
индивидуальной программ ы реабилитации инвалида или заключени я врачебно-консультационной комиссии государственной организации);

первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение
(при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) (для неработающих инвалидов),
(лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения);

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте
и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров
в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства,
а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа
и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении,
в пределах границ района по месту жительства (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом класса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);

50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на
50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее
и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-
и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание
и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению (для инвалидов, не имеющих трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или IIгруппы и (или)
с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях
).

Инвалидам III группы указанным Законом предоставлено право
на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего
к инвалидности
.

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Нуждающимся в социальной поддержке гражданам может быть предоставлена материальная поддержка в виде государственной адресной социальной помощи (ГАСП) и материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – материальная помощь).

Вопросы предоставления населению ГАСП регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41
«О государственной адресной социальной помощи».

ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается специальной комиссией на основании акта обследования. Размер такого пособия в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, составляет
до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ).

В соответствии с Инструкцией о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9, неработающим инвалидам также может оказываться материальная помощь.

Размер материальной помощи [2] в каждом конкретном случае устанавливается руководителем органа по труду, занятости и социальной защите или территориального центра социального обслуживания населения на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и, при необходимости, других документов, подтверждающих необходимость оказания помощи.

В исключительных случаях материальная помощь в размере до 3 БПМ может быть оказана комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома). В таких случаях решение принимается его председателем на основании ходатайства органа по труду, занятости и социальной защите с обоснованием необходимости оказания такой помощи.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Оказание социальных услуг регулируются Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

В каждом административном районе республики функционирует территориальный центр социального обслуживания населения, деятельность которых направлена на организацию и оказание нуждающимся гражданам социальных услуг в формах стационарного, полустационарного, нестационарного, срочного социального обслуживания, социального обслуживания на дому.

В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ 16 ноября 2016 г. N 243 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН предоставляются следующие меры поддержки для граждан г.Минска:

ежемесячная доплата к пенсиям неработающим и не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей инвалидам I и II группы, получающим социальные пенсии по инвалидности, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите г. Минска (за исключением лиц, находящихся на государственном обеспечении, в местах лишения свободы), в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;

ежемесячная доплата к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите г. Минска (за

исключением детей, находящихся на государственном обеспечении), в размере 150 процентов минимальной пенсии по возрасту;

оплата бесплатного питания в размере стоимости не более
15 талонов в месяц неработающим и не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей одиноким и одиноко проживающим инвалидам I и II группы, а также пенсионерам и супружеским парам пенсионного возраста, размер пенсии которых не превышает
120 процентов БПМ, действующего на дату подачи заявления;

возмещение неработающим одиноким инвалидам I группы; неработающим одиноким инвалидам II группы, размер пенсии которых не превышает 1,5 БПМ; являющимся собственниками жилых помещений, нанимателями жилых помещений или членами организаций застройщиков (за исключением лиц, получивших компенсацию в двух предшествующих годах), фактических затрат (в размере, не превышающем пятикратного БПМ на дату подачи заявления) на ремонт квартир (домов), замену и ремонт сантехнического, газового и электрического оборудования, печей, электропроводки, окон, дверей и другие работы, услуги, связанные с ремонтом и (или) приобретением материалов;

(в ред. решения Мингорсовета от 30.03.2018 N 32)

приобретение и установка (замена) АПИ с выводом от них сигнала на сигнально-звуковое устройство путем соединения АПИ в одну сеть с соседними домами (квартирами) с передачей сигналов от АПИ на сигнально-звуковое устройство или на диспетчерские пункты пожарных аварийно-спасательных подразделений по чрезвычайным ситуациям в квартирах (домовладениях) инвалидам Великой Отечественной войны; инвалидам боевых действий на территории других государств, неработающим одиноким пожилым людям и одиноким инвалидам I и II группы, семьям, воспитывающим детей;

оплата ежегодного курса восстановительного лечения в реабилитационном центре для инвалидов-колясочников, имеющих I группу инвалидности с сохраненным самообслуживанием в условиях безбарьерной среды, имеющих медицинские показания и не имеющих противопоказаний, указанных в приложении 1 к Инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2006 г. N 38, и не использовавших право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление в предыдущем году, в размере 100 процентов стоимости курса лечения;

оплата пропусков (абонементов) на услуги реабилитации инвалидов-колясочников в реабилитационном центре в размере фактической стоимости оказанных услуг;

доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов, в том числе с особенностями психофизического развития, за исключением детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (один раз в год в каникулярный период в размере разницы между полной стоимостью путевки и дотацией из средств государственного социального страхования);

доплата до полной стоимости путевки в оздоровительные организации с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с учетом сопровождения по медицинским показаниям (один раз в год в летний период);

доплата до полной стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации с круглосуточным пребыванием на оздоровление детей-инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, больных сахарным диабетом (в стадии компенсации), с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с учетом сопровождения по медицинским показаниям (один раз в год в летний период);

доплата в размере 2,1 процента базовой величины к денежным нормам расходов на питание в день для учащихся, в том числе зарегистрированных по месту жительства в населенных пунктах Минского района Минской области, учреждений общего среднего образования, специального образования, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах и специальных общеобразовательных школах г. Минска: из опекунских семей; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия; из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; из семей работников, обслуживающих действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства; из семей военнослужащих, лиц начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, токсического, наркотического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства; а также для детей: с особенностями психофизического развития, обучающихся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания; в специализированных по спорту классах; находящихся в социально опасном положении; для воспитанников детских домов семейного типа, приемных семей, детских деревень (городков);

(абзац введен решением Мингорсовета от 11.09.2019 N 147)

(абзац введен решением Мингорсовета от 11.09.2019 N 147)

По вопросам разъяснения социальных льгот, прав и гарантий, оказания материальной поддержки, социальных услуг необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите, территориальный центр по месту жительства.

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района г.Минска» (просп. Партизанский, 52, тел. 8017 258 60 07, 8017 276 27 87, 8017 276 27 99).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Минска» (ул. Я.Лучины, 62, тел. 8017 342 00 68;
ул.
Денисовская, 2, тел. 8017 317 48 23).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г.Минска» (ул. Н.Орды, 47 А, тел. 8017 372 25 26).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Минска» (ул. Левкова, 19, тел. 8017 354 11 72.)

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района г.Минска» (пер. Клумова, 3, тел. 8017 378 05 52,
8017 379 91 13, 8017 248 25 52).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г.Минска» (ул. Волгоградская, 21А, тел.
8017 272 62 17, 8017 395 76 62, 8017 374 33 85).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района г.Минска» (ул. Золотая Горка, 9, тел. 8017 316 40 15, 8017 377 68 69).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района г.Минска» (ул. Харьковская, 74, тел. 8017 317 21 31, 8017 317 44 68, 8017 396 98 02).

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Центрального района г.Минска» (ул. Красная, 3, тел. 8017 305 68 30).

Управление социальной защиты администрации Заводского района г.Минска (ул. Ангарская, 7, тел. 8017 291 28 36, 273 72 71).

Управление социальной защиты администрации Ленинского района г.Минска (ул. Маяковского, 83, тел. 8017 374 82 01, 263 23 89).

Управление социальной защиты администрации Московского района г.Минска (просп. Дзержинского, 10, тел. 8017 200 19 81).

Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г.Минска (ул. Чкалова, тел. 8017 220 39 32, 8017 220 59 07).

Управление социальной защиты администрации Партизанского района г.Минска (ул. Захарова, 53, тел. 8017 294 65 71).

Управление социальной защиты администрации Первомайского района г.Минска (пер. К.Чорного, 5, тел. 8017 357 37 26, 8017 357 25 79, 8017 364 02 72).

Управление социальной защиты администрации Советского района г.Минска (ул. В.Хоружей, тел. 8017 350 49 32, 8017 397 21 84).

Управление социальной защиты администрации Фрунзенского района г.Минска (ул.Кальварийская, 39, тел. 8017 204 72 10).

Управление социальной защиты администрации Центрального района г.Минска (ул.Мельникайте, 6, тел. 8017 203 77 32).

РУП «Белорусский протезно-оздоровительный восстановительный центр» (ул. Одоевского, 10, тел. 8017 308 14 32, 8017 308 14 34);

Минское городское управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (путевки)
(ул. Первомайская, тел. 8017 318 30 45, 8017 263 26 23)

[1] Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722.

[2] Материальная помощь оказывается, как правило, один раз в течение календарного года. Повторное оказание материальной помощи в календарном году возможно лишь в исключительных случаях особой нуждаемости.

[i] С 01.02.2020 критерий нуждаемости составляет 239,87 рубля.

[ii] С 01.02.2020 150% критерия нуждаемости составляет 359,81 рубля.

[iii] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

[iv] Тариф на социальные услуги, входящие в перечень, установлен облисполкомом в размере _____руб. за час

[v] Инструкция о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11.

[vi] Пункт 3 Инструкции.

[vii] Перечень медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2013 № 3/4.

Источник

какими льготами может пользоваться инвалид 3 группы в белоруссииМинистр труда и соцзащиты – о мерах господдержки инвалидов, квотах на рабочие места и безбарьерной среде

Сегодня – Международный день инвалидов. Около 6 процентов жителей нашей страны имеют инвалидность. На какие меры государственной поддержки сегодня могут рассчитывать люди, утратившие трудоспособность из-за увечья или болезни? От каких факторов зависит размер пенсии? Где люди с ограниченными возможностями могут заработать, реализовав себя профессионально, и чем можно заинтересовать нанимателя, который не боится принимать к себе особенных работников? Об актуальных сторонах жизни людей с ограниченными возможностями по здоровью «Р» побеседовала с Министром труда и социальной защиты Ириной Костевич.

какими льготами может пользоваться инвалид 3 группы в белоруссии

– Ирина Анатольевна, когда мы говорим о людях, имеющих ограниченные возможности по здоровью, прежде всего задумываешься, живут ли они дома, в родных стенах и есть ли рядом близкие. Много ли инвалидов сегодня находятся в госучреждениях с круглосуточным пребыванием?

– Около 11 000 человек, то есть всего лишь около 2 процентов. Это те взрослые и дети, которые не имеют или утратили навыки самообслуживания и не могут обходиться без постороннего ухода и медицинской помощи. Как правило, родных и близких у них нет.

В последнее время наметилась положительная тенденция: становится меньше детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах для детей с особенностями психофизического развития. Десять лет назад их было вдвое больше, чем сейчас.

– А с чем это связано?

– С политикой государства в отношении семей, воспитывающих детей-инвалидов. Прежде всего разветвленной системой материальной поддержки. Если в семье рождается ребенок-инвалид, то она получает несколько видов пособий. Самое значимое – по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет. Сегодня его размер составляет 484 рубля, то есть 45 процентов средней заработной платы работников по стране.

В этот же период предусмотрено и дополнительное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере 232 рублей (100 процентов БПМ). А если в семье воспитываются другие дети старше 3 лет, то на каждого ребенка выдается пособие в размере 116 рублей (50 процентов БПМ). Ну и само собой разумеется, ребенку-инвалиду предусмотрена пенсия, размер которой зависит от степени утраты здоровья.

Кроме того, активно развиваются социальные услуги в отношении этой категории семей. Услугу няни, которую оказывают центры социального обслуживания, вправе получить семьи, воспитывающие ребенка-инвалида до 18 лет. Или где оба родителя либо один из них в неполной семье являются инвалидами I или II группы. Причем для неполной семьи, где есть ребенок-инвалид до 4 лет, или той, которая воспитывает двоих и более детей-инвалидов, одному из которых до 4 лет, няня предоставляется бесплатно. Для остальных – на возмездной основе, но по социально низким тарифам.

Дома-интернаты предоставляют услугу социальной передышки: родители могут оставить там ребенка с инвалидностью на срок до 28 дней, чтобы решить свои жизненные вопросы. При этом оплачивать нужно только питание, все остальные услуги безвозмездные. В текущем году такой возможностью воспользовались 87 белорусских семей.

– В Минске есть специальный дом ветеранов, престарелых и инвалидов, где планировка квартир, подъездов и окружающей территории целенаправленно спроектирована под потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Есть ли где еще такие необычные многоэтажки в стране?

– Есть – в Могилеве и Светлогорске. Всего в трех таких домах проживает 440 граждан.

В советское время зародилась практика – создавать удобную среду для определенной категории инвалидов в конкретном месте. И сейчас в Минске есть квартал в районе улицы Максима Танка, где располагается Белорусское товарищество инвалидов по зрению. Здесь объекты социальной сферы оборудованы специально для людей с нарушением зрения. От здания к зданию проложены тактильные направляющие, поручни, позволяющие слепым самостоятельно ориентироваться в пространстве.

Но дело в том, что сегодня перед нами стоит задача не только построить подходящий для перемещения и проживания отдельный дом, улицу или целый микрорайон, а сделать все пространство доступным для всех категорий людей с инвалидностью. Конвенция ООН о правах инвалидов декларирует поддержку государством не только в их независимом проживании, но и в интеграции в общество. То есть граждане с ограниченными возможностями по здоровью должны жить вместе с обычными людьми, общаться и чувствовать себя равными и полноценными.

Проще говоря, нужно формировать универсальную среду. Безусловно, это задача непростая. Если в новом здании выполнение стандартов предусматривается еще на этапе проектирования, то со зданиями старой застройки все намного сложнее. Но с каждым годом элементов безбарьерной среды становится все больше. Устанавливаются пандусы, поручни, электрические подъемные платформы, расширяются входные дверные группы, проводятся работы по понижению бордюрного тротуарного камня, устраняются перепады высот. Сегодня около 43 процентов жилых домов обустроено отдельными элементами безбарьерной среды.

– А как вы оцениваете доступность наших поликлиник, аптек, школ, магазинов, спортивных сооружений и других объектов социальной сферы?

– Элементами безбарьерной среды оборудовано чуть более 60 процентов объектов социальной сферы. Но, увы, отдельные элементы – пока еще недоступная среда. Показательным в плане обустройства для всех категорий инвалидов является наше здание Министерства труда и соцзащиты. Здесь продумано все – от наличия парковочных мест для автотранспорта людей с инвалидностью до напольных рельефных указателей и шрифтов Брайля в лифте. Такими в будущем должны быть все здания, которые посещают люди с инвалидностью.

– От чего зависит размер пенсии по инвалидности?

– Нужно различать социальные и трудовые пенсии. Трудовую получают почти 257 000 человек, социальную – чуть более 64 000. Социальная положена детям-инвалидам и лицам, у которых нет стажа или его недостаточно для получения трудовой пенсии.

Размер прежде всего определяется группой инвалидности. Имеют также значение длительность стажа и величина заработка.

К трудовой пенсии устанавливается надбавка на уход: инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, одиноким инвалидам II группы, нуждающимся в постоянной посторонней помощи, – 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (58 рублей и 29 рублей соответственно).

Кроме того, инвалидам, достигшим 75 лет, к пенсии устанавливается доплата. Ее размер составляет 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту (43 рубля), при достижении 80 лет доплата увеличивается до 100 процентов (58 рублей).

Для отдельных категорий предусмотрены дополнительные гарантии. К примеру, более высокие пенсии устанавливают тем, кто получил инвалидность вследствие аварии на ЧАЭС или имеет особые заслуги перед страной. Речь, в частности, идет о победителях и призерах Паралимпийских и Дефлимпийских игр. В ряде случаев более высокие пенсии устанавливают инвалидам детства.

В ноябре трудовая пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания составила в среднем 373 рубля, социальная пенсия у инвалидов детства – 222 рубля, а детей-инвалидов – 229 рублей.

Кроме денежной поддержки, есть еще так называемые выплаты в натуральной форме, то есть льготы, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями здоровья.

– Вы имеете в виду лекарственное обеспечение?

– Инвалиды I и II группы имеют право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей, а также обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, которые есть в Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации. Инвалиды III группы могут пользоваться 50-процентной скидкой для лечения заболевания, приведшего к инвалидности.

Но есть и другие льготы. Например, инвалиды I и II группы бесплатно пользуются общественным пассажирским транспортом, а если они одиноки или живут одни, то им еще предоставляется 50-процентная скидка с платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги. Один раз в два года неработающие инвалиды могут воспользоваться первоочередным правом на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление.

Трудоустройство: хочу и могу

– Почти каждый второй инвалид в стране – трудоспособного возраста. Сегодня много говорится о расширении возможностей их профессиональной реализации и получения заработка. Какие сферы и специальности сегодня доступны для особенных работников?

– Трудиться могут только те, кого способным к этому признали врачи. Соответствующие заключения МРЭК сегодня имеют только 110 тысяч лиц с инвалидностью, то есть чуть более половины тех, кто находится в трудоспособном возрасте. Из них работают 60 процентов.

Трудоустройство осуществляется с учетом рекомендаций, изложенных в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Инвалиды имеют право работать как у нанимателей с обычными условиями труда, так и в специализированных организациях. На 95 предприятиях, созданных общественными объединениями инвалидов, занято порядка 4500 человек.

Безусловно, больше шансов трудоустроиться у тех, кто имеет профессию и опыт работы. За последние пять лет служба занятости помогла пройти обучение почти 1400 безработным инвалидам по 57 специальностям. Наиболее востребованными оказались профессии лифтера, кладовщика, оператора ПЭВМ, продавца, контролера-кассира.

– В чем преимущества поиска работы через центры занятости?

– Кроме основных услуг, для инвалидов здесь предусмотрены дополнительные гарантии: трудоустройство на забронированные рабочие места, адаптация к трудовой деятельности, приоритетное направление на обучение с оплатой расходов по проживанию и проезду, создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом все услуги бесплатны.

Ежегодно обращаются в службу занятости 4500 инвалидов. В этом году их трудоустроено на постоянную работу почти 2000, при этом более 600 – в счет брони; 437 человек прошли адаптацию к трудовой деятельности; около 200 направлено на профессиональное обучение; 25 человек получили рабочие места, созданные для инвалидов за счет средств бюджета Фонда социальной защиты населения, а более 30 получили содействие в организации собственного дела. В двух случаях организован переезд на другое место жительства ради новой работы.

В целом же около 40 процентов обратившихся в службу занятости инвалидов находят желаемую работу.

– В последнее время много говорят о сопровождаемом трудоустройстве. Разъясните: в чем суть механизма?

– Человек с инвалидностью приходит в службу занятости, его регистрируют в качестве безработного, проводят серьезную индивидуальную работу. С его согласия специалист службы занятости договаривается с нанимателем о визите на собеседование, посещает вместе с ним нанимателя, участвует в переговорах, рассказывает об особенностях будущего сотрудника. А после трудоустройства наблюдает за процессом освоения на новом рабочем месте.

Мы апробируем услугу сопровождаемого трудоустройства с июня. За это время ею уже воспользовалось более 100 инвалидов. По итогам сопровождения трудоустроились 82 человека.

– Много ли у нас предприятий и организаций, которые не боятся брать к себе инвалидов наряду с обычными соискателями?

– Из 65 000 инвалидов только 4500 работают в специализированных организациях. Все остальные – в обычных.

Выросло число организаций, которые предоставляют рабочие места по специальной программе – для адаптации инвалидов к трудовой деятельности организации. Сейчас их около 300. Ежегодно там получают работу около 550 инвалидов. По сути это стажировка: инвалид закрепляет навыки на практике, учится взаимодействовать с другими людьми. Заключается срочный трудовой договор на срок от 6 месяцев до года.

Работодателям, организующим адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, государство полностью компенсирует расходы по оплате труда инвалидов. Они могут рассчитывать и на покрытие затрат на приобретение оборудования, материалов, спецодежды.

– А какие еще меры стимулирования предусмотрены для работодателей, готовых сделать свою организацию инклюзивной?

– Прежде всего ряд налоговых льгот и преференций. Если речь идет о работающих инвалидах I и II группы, то наниматели освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование.

В организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, а также бюджетных организациях финансируются или компенсируются расходы на создание и сохранение специализированных рабочих мест.

По мировым стандартам

– Планируется ли еще что-то сделать для расширения возможностей профессиональной реализации людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Мы предлагаем ввести механизм квотирования. Это одна из основных новаций, прописанных в проекте Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Она предполагает, что предприятиям устанавливается определенное количество рабочих мест для инвалидов в процентном соотношении от общей численности работников. Предполагается, что квота будет установлена для предприятий, где трудятся более 100 человек. Такой подход практикуется во многих странах.

– Чей опыт для нас наиболее интересен?

– В Германии, например, существуют требования для компаний по заполнению рабочих мест лицами с ограниченными возможностями. Если они этого не делают, то должны заплатить компенсационный сбор (штраф). Чем крупнее компания и больше работников с ограниченными возможностями, тем выше сбор. Наниматели, у которых от 20 до 40 человек, должны принять одного инвалида и платить 125 евро в месяц, если не заполняют квоту. А работодатели с числом работающих до 60 человек имеют два квотируемых места, платят 125 евро в месяц, если занимают только одно обязательное место, и 220 евро, если они не взяли работника с ограниченными возможностями. Средства компенсационных сборов направляются на поддержку программ трудоустройства, обучение, адаптацию рабочих мест для людей с инвалидностью.

Похожие подходы применяются во Франции, Италии, Японии и других странах. Сейчас мы изучаем их опыт, чтобы определить оптимальные механизмы для Беларуси.

Помощь на дому и приемные семьи

– Семьям с инвалидами оказывают социальную поддержку и территориальные центры социального обслуживания населения. Какие виды помощи наиболее востребованы?

– В первую очередь это услуги социальной помощи на дому и помощь сиделки. Например, в этом году социальная помощь на дому была оказана более 25 000 инвалидов I и II группы, а услуги сиделки получили 1800 человек.

Востребованы услуги отделений дневного пребывания инвалидов. Здесь помогают восстанавливать или компенсировать нарушенные или утраченные вследствие заболевания способности к самообслуживанию. Такие отделения постоянно посещают около 5,5 тысячи инвалидов. Для развития трудовых навыков в отделениях работают реабилитационно-трудовые мастерские, востребованы различные кружки и клубы по интересам.

Одна из услуг, которая интенсивно внедряется в последнее время, – услуги сопровождаемого проживания. Допустим, человеку с нарушениями слуха нужно сходить к нотариусу. Общаться со специалистом сам он напрямую не может, нужен посредник. И в его качестве выступает переводчик жестового языка. Инвалид по зрению, которому нужно посетить врача, может заказать помощника по сопровождению, чтобы добраться до учреждения и попасть к доктору. А если у одинокого инвалида ментальные нарушения и ему не просто нужно помочь приготовить пищу, но и самому научиться это делать, он может рассчитывать на помощь ассистента.

– В Беларуси уже никого не удивишь замещающими семьями, когда люди принимают к себе в семью на постоянное проживание одиноких бабушку или дедушку. А есть ли среди них желающие принять к себе человека в возрасте, да еще и инвалида?

– Сегодня в стране 122 замещающие семьи, 75 из них приняли к себе людей с инвалидностью. Отрадно, что среди наших соотечественников есть те, кто способен искренне заботиться о посторонних пожилых людях, чтобы они могли почувствовать себя частью семьи.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 3 декабря 2019 г.
(фото
Александр Кушнер)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *