какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм
Статья 14. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм (звукозаписей) и вещательных организаций
Статья 14
Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм (звукозаписей) и вещательных организаций
1. В отношении записи их исполнения на фонограмму исполнители имеют возможность не допускать следующих действий, предпринимаемых без их разрешения: записи их незаписанного исполнения и воспроизведения такой записи. Исполнители также имеют возможность не допускать следующих действий, предпринимаемых без их разрешения: эфирного вещания и сообщения для всеобщего сведения их живого исполнения.
2. Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать непосредственное или косвенное воспроизведение их фонограмм.
3. Организации эфирного вещания имеют право запрещать следующие действия, предпринимаемые без их согласия: запись, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы эфирного вещания, а также публичное телевизионное вещание таких записей. Если члены не предоставляют такие права организациям эфирного вещания, они предоставляют владельцам авторского права на объекты передач возможность не допускать вышеупомянутых действий с учетом положений Бернской конвенции (1971 г.).
4. Положения статьи 11 в отношении программ для электронно-вычислительных машин применяются mutatis mutandis к производителям фонограмм и любым другим владельцам прав на фонограммы, как определено в законодательстве члена. Если на 15 апреля 1994 г. член имел действующую систему выплаты справедливого вознаграждения правообладателям в связи с коммерческим прокатом фонограмм, он может сохранить такую систему при условии, что коммерческий прокат фонограмм не наносит материального ущерба исключительным правам правообладателям на воспроизведение.
5. Срок охраны, предоставляемой по настоящему Соглашению исполнителям и производителям фонограмм, составляет, по меньшей мере, 50 лет после окончания календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение. Срок охраны, предоставляемой согласно пункту 3, составляет, по меньшей мере, 20 лет после окончания календарного года, в котором состоялась передача.
6. В отношении прав, предоставляемых в соответствии с пунктами 1, 2 и 3, любой член может предусмотреть условия, ограничения, исключения и оговорки в объеме, допускаемом Римской конвенцией. Однако положения статьи 18 Бернской конвенции (1971 г.) также применяются mutatis mutandis к правам исполнителей и производителей фонограмм в фонограммах.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм
ГК РФ Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1324 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.
2. Использованием фонограммы считается:
1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или ее части в любой материальной форме. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись фонограммы, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование фонограммы либо ее передачу в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
9) переработка фонограммы.
3. Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.
4. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1323 настоящего Кодекса.
Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?
При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.
Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?
Добрый день, Станислав, права изготовителей фонограмм закреплены в статье ГК РФ
Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
Что касается средств защиты, то во-первых, есть технические средства защиты авторских прав указанные в ст. ГК РФ:
Кроме того, нарушитель авторских и исключительных прав несет ответственность по ст. 1301 ГК РФ, согласно которой нарушителю может быть присуждена судом обязанность по уплате компенсации от 10 т.р до 5 млн рублей.
С исполнителями фонограмм ситуация несколько иная — если речь идет об их правах, то необходимо иметь в виду, что исполняя свои роли фактически они таким образом участвуют в создании служебного произведения и права исполнителей таким образом ограничиваются ст. 1295 ГК РФ
2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Поскольку права на служебное произведение принадлежат работодателю, то единственное право, которое остается у автора и подлежит защите — это право на публикацию своего имени как автора (соавтора) произведения. Поэтому в случае если выполняется трудовая обязанность никаких требований исполнители по части распространения произведения выдвигать не вправе.
Здравствуйте Станислав. Права изготовителей фонограмм указаны в п. 1 ст. 1323 Гражданского кодекса РФ
1. Изготовителю фонограммы принадлежат:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом.
В соответствии с п. 2 ст. 1324 ГК РФ
2. Использованием фонограммы считается:
1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или ее части в любой материальной форме. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись фонограммы, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование фонограммы либо ее передачу в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;
6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
9) переработка фонограммы.
Что касаетсясредств защиты прав исполнителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций(Совершено в Риме 26 октября 1961 года)
1. Охрана, предоставляемая исполнителям в соответствии с настоящей Конвенцией, включает возможность предотвращать:
(a)передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения их исполнения, осуществляемое без их согласия, за исключением случаев, когда это исполнение, использованное при передаче в эфир или сообщении для всеобщего сведения, само по себе уже было передано в эфир или осуществлено с помощью записи;
(b) запись без их согласия их незаписанного исполнения;
(c) воспроизведение без их согласия записи их исполнения:(i) если сама первоначальная запись была осуществлена без их согласия;(ii) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие;(iii) если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями статьи 15, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях
Смежные, родственные, примыкающие… // Как изготовителю фонограммы правомерно осуществлять свои права?
Предоставление правовой охраны фонограммам как объектам смежных прав было обусловлено бурным развитием индустрии звукозаписи во второй трети XX века и необходимостью защиты имущественных интересов рекорд-лейблов – организаций, занимающихся звукозаписью и продажей музыкальных пластинок. В современном мире модель потребления музыкального контента изменилась кардинальным образом: вместо покупки музыки на CD, виниле или кассетах – прослушивания без возможности сохранения на устройство с помощью стриминговых цифровых сервисов (Spotify, YouTube Music, Apple Music, Yandex.Музыка, BOOM и др.).[1] Вместо продажи музыки – продажа доступа к музыке.
Однако, если верить статистике, звукозаписывающие компании должны чувствовать себя уверенно даже в условиях цифровизации музыки.
По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) в 2018 году глобальный рынок музыкальных звукозаписей вырос на 9,7 %, обеспечив доходность в 19,1 млрд. долларов США. Это четвертый год подряд стабильного роста и самый высокий процент роста с 1997 года.[2]
Такие показатели были обусловлены увеличением доходов от платных подписок именно на стриминговые сервисы (на 32,9 % по сравнению с 2017 годом), которые почти вытеснили материальные носители с рынка.
В России показательным фактором признания такого доминирования стало вступление в силу Федерального закона от 17.06.2019 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым было отменено лицензирование деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей.
«Последним из Могикан» остается винил – единственный физический носитель, чья доля рынка растет, и который даже рассматривается некоторыми коллекционерами как объект инвестиций.[3]
Между тем, фонограмма представляет собой результат интеллектуальной деятельности, который подобно сосуду содержит в себе музыкальной произведение и его исполнение. В то же время, как гласит ГК РФ, смежные права на фонограмму признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.
Так как же быть изготовителю? Нужно ли ему заключать договоры с авторами и исполнителями? Или достаточно просто получить их письменное согласие?
Что такое фонограмма и кто обладает правами на нее?
Российское гражданское законодательство признает фонограммой любую исключительно звуковую запись исполнения или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Такая формулировка зафиксирована на законодательном уровне большинства стран и соответствует определениям фонограммы, используемым в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (ст. 3, «b»)[4], в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (ст. 1, «a»)[5], а также в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ст. 2, «b»).[6]
Смежные права на фонограмму возникают первоначально у ее изготовителя, которым признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).
На практике изготовителем считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии звукозаписи, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Таким образом, при определении изготовителя фонограммы применяется имущественный критерий.[7] Исходя из норм ст. 1322, 1323 и 1328 ГК РФ изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право на фонограмму и комплекс неимущественных прав: право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на обнародование фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК РФ).
Как и для объектов авторских прав для возникновения, осуществления и защиты смежных прав на фонограмму не требуется ее регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При этом пунктом 2 статьи 1323 ГК РФ установлена необходимость осуществления изготовителем фонограммы своих прав с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
В этом проявляется взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав, которых в некоторых странах именуют «соседствующими правами» (neighboring rights) и «родственными правами» (related rights). Поэтому, можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам.[8]
Интересен подход американского законодателя к правовой природе фонограммы – закон прямо называет фонограмму (sound recording) производным произведением (derivative work), основанным на ранее существовавших произведениях:
«A derivative work is a work based upon one or more preexisting works, such as a translation, musical arrangement, dramatization, fictionalization, motion picture version, sound recording, art reproduction, abridgment, condensation, or any other form in which a work may be recast, transformed, or adapted. »[9]
Пускай вас не смущает слово «work» применительно к фонограммам. Дело в том, что англо-саксонская система copyright допускает правовую охрану фонограммы в качестве «work» (произведения), т.е. «произведениями» считаются не только произведения, созданные творческим трудом, но и некоторые иные результаты интеллектуальной деятельности – фонограммы (sound recordings), фильмы (motion pictures).
Российские суды также указывают на производность прав изготовителя фонограммы от прав авторов и исполнителей. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А10-6900/2017 отметил, что «интеллектуальные права на производный объект признаются независимо от действия интеллектуальных прав на первоначальный объект, но для осуществления прав требуется соблюдать интеллектуальные права на первоначальный объект (п. 3, 4 ст. 1260, п. 3 ст. 1303, п. 2, 3 ст. 1315, п. 2 ст. 1323 ГК РФ)».
Таким образом, смежные права на фонограмму возникают у изготовителя в силу осуществления записи, но реализация этих прав «блокирована» до момента урегулирования им отношений с авторами и исполнителями.
Такой вывод подтвердил Семнадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А60-28720/2009:
«…изготовитель фонограммы не вправе самостоятельно использовать фонограмму либо передавать права на ее использование третьим лицам до тех пор, пока он не заключит соответствующие договоры с обладателями прав на охраняемые произведение и исполнение, записанные на фонограмме, а также при том или ином использовании фонограммы изготовитель фонограммы не вправе выходить за рамки условий, на которых обладатели прав на произведение и исполнение разрешили использовать результаты своего творчества.
С учетом изложенного, закрепленный в части 3 названной статьи принцип правовой охраны каждого смежного права независимо от охраны авторских и других смежных прав может быть реализован только при одновременном признании и закреплении обусловленности смежных прав правами авторскими.
А в рассматриваемом случае наличие согласия автора произведения на его использование является необходимым условием для реализации смежного с ним права изготовителя фонограммы».
Какие действия следует предпринять изготовителю фонограммы, чтобы ее дальнейшее использование считалось правомерным?
В отличие от действующего правового регулирования, пункт 2 статьи 36 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (действовал до 01.01.2008) прямо предусматривал, что изготовитель (в Законе он именовался производителем) фонограммы осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме произведения. Все четко и понятно – нужно заключать договор.
Положения пункта 2 статьи 1323 ГК РФ не говорят прямо о заключении с авторами и исполнителями записанной песни именно договора – об отчуждении исключительного права или лицензионного. Такую позицию, например, поддержал Арбитражный суд Омской области при рассмотрении дела № А46-29260/2012:
«Вместе с тем, действующим законодательством не установлена обязанность оформления письменного соглашения между изготовителем фонограммы и автором произведения, исполнителем при распоряжении изготовителем фонограммы смежными правами. Поэтому доказательством отсутствия нарушения прав автора, исполнителя может служить любое допустимое доказательство.»
Ранее интересный вывод сделал Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при рассмотрении дела № А56-57884/2010, в котором ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» и ЗАО «С.Б.А. Продакшн» (истцы) требовали компенсации от ООО «Вконтакте» (ответчик) за нарушение авторских и смежных прав на спорные музыкальные произведения и фонограммы музыкальных произведений путем размещения этих произведений и фонограмм на сайте www.vkontakte.ru, а также путем их доведения до всеобщего сведения. Заявленная сумма компенсации по авторским правам была 850 тыс. рублей, по смежным правам – 300 тыс. рублей.
ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» являлось правообладателем музыкальных произведений на основании договоров с авторами произведений, а ЗАО «С.Б.А. Продакшн» обладало исключительными правами на фонограммы.
Их взаимоотношения можно охарактеризовать как классическое партнерство в музыкальной индустрии: музыкальное издательство (именуемое также паблишер – от англ. publisher), управляющее авторскими правами, и музыкальный лейбл (звукозаписывающая компания), чья сфера деятельности – менеджмент смежных прав.
Среди заявленных истцами фонограмм была песня «Где ты?», исполнителем которой является группа «Инфинити».
Из текста решения суда следует, что ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» принадлежит исключительное право на музыкальное произведение «Где ты?» на основании договоров с авторами:
Ответчик стал оспаривать факт принадлежности смежных прав на фонограмму «Где ты?» ЗАО «С.Б.А. Продакшн», ссылаясь на то, «что на момент передачи смежных прав на фонограмму указанного музыкального произведения участники группы «Инфинити» Мурзин Д.В. и Кутузов А.В. уже распорядились своими исключительными авторскими правами в отношении этого произведения и могли осуществлять передачу смежных прав только на основании соглашения с обладателем исключительных авторских прав на спорное произведение».
То есть, по мнению ответчика, Мурзин Д.В. и Кутузов А.В. могли передать смежные права на фонограмму «Где ты?» только с соблюдением прав ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», т.е. заключив соответствующий договор.
Вместе с тем, как следует из текста решения суда:
«В своем письме от 12.01.2011 № 167 ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», являющееся обладателем исключительных авторских прав на произведение «Где ты?», сообщает об отсутствии возражений против заключения договора от 24.06.2008 № ПРД24062008/01 и подписания приложения № 1 о передаче смежных прав на фонограмму принадлежащего ему музыкального произведения, ссылаясь на отсутствие нарушения его исключительных авторских прав.
С учетом указанного заявления правообладателя исключительных авторских прав, суд полагает, что распоряжение смежными правами на фонограмму музыкального произведения «Где ты?» осуществлено с соблюдением прав ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1323 ГК РФ.
При этом судом отклоняются доводы ответчика о необходимости обязательного заключения соглашений изготовителем фонограммы с автором произведения, при распоряжении смежными правами на такое произведение, поскольку такая обязанность действующим законодательством Российской Федерации не установлена.».
То есть суд признал обычное письмо «об отсутствии возражений против заключения договора» надлежащим доказательством соблюдения прав ЗАО «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» как обладателя исключительных авторских прав.
Вместе с тем в судебной практике встречается мнение о допустимости заключения лицензионного договора как доказательства соблюдения прав. Так, в деле № А63-7460/2014 Суд по интеллектуальным правам установил, что надлежащим доказательством соблюдения прав исполнителя является заключение с ним лицензионного договора, отметив при этом, что права изготовителя фонограммы возникают в силу осуществления записи:
«Таким образом, представленные в материалы дела лицензионные договоры, заключенные обществом «Звук-М» с исполнителями музыкальных произведений, подтверждают лишь факты урегулирования истцом с исполнителями вопросов, связанных с использованием прав последних (пункт 2 статьи 1323 ГК РФ). При этом защищаемые истцом исключительные права на спорные фонограммы возникли не на основании указанных лицензионных договоров, а в силу записи обществом «Звук-М» исполнения и указания его в качестве изготовителя на экземплярах фонограмм.»
Анализируя практику судов общей юрисдикции, можно также констатировать, что изготовители фонограмм (лейблы, продюсерские центры и др.) используют лицензионную схему на исключительной основе, а также конструкцию отчуждения исключительного права на музыкальное произведение и на исполнение (схема «всё и навсегда»).
Так, например, из решения Московского городского суда от 29.09.2015 г. по делу № 3-0440/2015 следует, что ООО «Вельвет Мьюзик» (российский лейбл, основанный Алёной Михайловой и Лианой Меладзе) обладает исключительной лицензией на использование музыкальных произведений «У меня появился другой», «Это было прекрасно», «Мамочка», «4 времени», «Доброе утро», «Она вернется», «Дай мне», «Посмотри на меня», «Шагай», «Навек», «Свободный полет», «Не теряй меня», «Всё зависит от нас», «Нарисуй мне небо».
Кроме того, ООО «Вельвет Мьюзик» является обладателем исключительных прав на музыкальные произведения «МореВнутриМеня» и «Прованс» на основании договоров об отчуждении исключительного права с авторами указанных произведений.
Резюмируя сказанное, допустимыми доказательствами соблюдения прав авторов и исполнителей могут являться как договоры (лицензионные или об отчуждении исключительного права), так и официальные письма, выражающие согласие (отсутствие возражения) на осуществление изготовителем фонограммы своих прав.
Однако нужно понимать, что последствия этих двух схем совершенно разные: по договору права будут отчуждаться или передаваться по лицензии, но письмо-согласие не предполагает никакого распоряжения правами.
Как отметил Верховный суд РФ в своем Постановлении от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
«Музыкальное произведение с текстом или без текста (объект авторского права), его исполнение артистом-исполнителем и фонограмма исполнения представляют собой самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые могут принадлежать разным лицам. Распоряжение осуществляется в отношении каждого права отдельно.
Нарушение прав на каждый такой результат носит самостоятельный характер.».
Поэтому при договорной конструкции – весь объем прав (как авторских, так и смежных (исполнительские + фонограммные) в теории может аккумулироваться у изготовителя фонограммы, и он вправе передать по сублицензии эти права дальше, например, для использования в стриминге. Но при наличии письма-согласия от автора и исполнителя изготовитель фонограммы сможет выдать лицензию только на свои смежные права, остальные права (автора и исполнителя) останутся «неочищенными», и пользователю придется искать также правообладателя для заключения договора на музыкальное произведение и его исполнение.
Стоит отметить, что в настоящее время авторы и исполнители стали чаще заключать именно лицензионные договоры, а не договоры об отчуждении исключительного права, что на мой взгляд, свидетельствует о росте их осведомленности в правовых вопросах.
Заключение лицензионного договора на исключительной основе (исключительная лицензия), по моему мнению, является оптимальным вариантом для обеих сторон. Для изготовителя фонограммы такая договорная конструкция выигрышна эксклюзивностью – лицензиар не сможет передать такой же объем прав другому лицу, для автора – возможностью «торговаться» о ставке вознаграждения (роялти) за эксклюзивность договора, а также сохранить свое исключительное право как актив и в будущем завещать его наследникам.
[1] От англ. streaming – потоковая передача данных
[7] См. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: 2-е изд. Монография / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2015. стр. 131
[9] Section 101 of title 17 of the United States Code