какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения

Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов (78 стр.)

какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения

Распространенным недостатком практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя работа часто оказывается малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней нагрузки школьников начинают применяться ЭВМ.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют положительному отношению к учебе, развитию межпредметных связей, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами, активизируют учебный процесс.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия – древняя форма учебной работы, поэтому требования к ней хорошо разработаны (общая схема подготовки и проведения экскурсии представлена на рис. 30). Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подводятся итоги экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану-наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т. д.

какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения

Рис. 30. Общая схема проведения экскурсий

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексно, включая тематику ряда смежных дисциплин. Важное значение имеет заключительный этап экскурсии: учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. Учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или производственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких курсов, как электро-и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и т. д. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но также из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации – учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с самостоятельной работой над определенным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности, подойти к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного задания, сущности того или иного явления. Учителю она позволяет обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те аспекты, которые требуют доработки. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает верно оценить уровень своих знаний. Во время консультации педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сперва с помощью проверочных вопросов выяснить, чего учащийся не понимает, в чем действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самостоятельно обнаружить пробелы в своих знаниях и устранить их.

VIII. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения?

1. Уроки толкают учителя на штампы и догматизм в работе, а внеурочные формы дают свободу действий.

2. Уроки утомляют учащихся, а внеклассные занятия делают обучение приятным.

3. Уроки порождают формализм в знаниях школьников, а вспомогательные формы помогают в формировании действенных знаний.

4. На уроках все учащиеся подчиняются единому плану и темпу работы, а внеклассные занятия позволяют каждому действовать независимо.

5. Правильного ответа нет.

IX. Какие постоянные параметры урока можно менять?

Источник

Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классноурочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.

Источник

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Вспомогательные организационные формы обучения используются для углубления знаний и расширения диапазона умений которые в состоянии дать урок. Они содержательно и организационно выходят за его традиционные рамки: одни – изменяя его структуру и содержание, другие – место проведения и продолжительность, третьи – состав участников и пр. Однако, несмотря на различие внешних и внутренних характеристик, все они наряду с уроком служат единой цели: передаче и усвоению социального опыта.

Для качественной передачи и усвоения знаний, а также умений оперировать ими используются лекции, конференции, семинары. Они проводятся, как правило, в пределах урока и класса, однако их подготовка и проведение отличаются от традиционного урока усвоения и применения новых знаний.

Лекция и конференция дают новые знания, но лекцию готовит и читает учитель, а конференцию готовят и проводят ученики под его руководством. Помимо усвоения новых знаний проведение лекции дает возможность учить детей конспектировать по ходу изложения материала, то есть, одновременно слушать, понимать, выделять главное, сокращать, записывать и далее работать с конспектом. Это значительно облегчает процесс усвоения материала. Полученные таким образом умения используются на конференции.

Проведение конференции предполагает не только усвоение новых знаний основной массой учащихся, но и формирование умения подбирать и передавать информацию выступающими. Кроме этого, конференция предполагает соответствующее оформление учебного процесса (демонстрационные графики, таблицы, схемы, слайды и пр.) и умение вести полемику по наиболее острым, дискуссионным вопросам (умение видеть проблемы, задавать вопросы, отвечать на них, иметь свое мнение, уметь его высказывать и отстаивать и пр.).

Семинарские занятия проводятся с целью совершенствования знаний, умений оперировать ими, а также контроля за качеством усвоения изучаемого материала. Как правило, они проводятся в старшем звене обучения, когда у школьников уже сформированы навыки самостоятельной работы, и состоят из двух частей: самостоятельной подготовки и коллективного обсуждения вынесенных на семинар вопросов.

Управление самостоятельной работой при подготовке к семинару осуществляется посредством предъявления учащимся не менее, чем за неделю до семинара, плана его проведения, в котором указываются основные вопросы, вынесенные на обсуждение, список литературы и перечень творческих заданий, если таковые имеются.

Лабораторные и практические занятия нацелены на формирование практических умений и навыков выполнения определенной работы. Если они носят поисковый характер, то дети учатся строить предположения (гипотезы), проводить опыты, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы, выявлять закономерности, оформлять отчеты о проведенных испытаниях.

Лабораторные работы проводятся в искусственно созданных условиях (в лабораториях – учебных кабинетах), практические – в естественных. (в теплицах, на фермах, в мастерских и пр.). И те, и другие, имеют место, как правило, в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

При оценке лабораторной (практической) работы учитывается степень теоретической подготовленности ученика, качество практического выполнения задания и грамотность оформления отчета.

В практике работы современной школы лабораторные и практические занятия нередко объединяются в практикумы, которые обычно проводятся после изучения больших разделов учебной программы или в конце учебного года. Практикумы нацелены на формирование комплексных умений, объединяющих теорию и практику изучаемого предмета.

Учебные экскурсиипреследуют цель объединения разрозненных знаний и представлений в целостное явление. В их основе лежит «золотое правило дидактики» – наглядность. Экскурсии являются наиболее убедительной формой обучения, так как соединяют теоретические знания с практикой их реального воплощения в жизни и на производстве. Учебное время и тематика рекомендуемых экскурсий дается в учебных программах по предметам. Применяются экскурсии на всех этапах обучения от предварения подачи нового материала до его обобщения и систематизации.

По своему содержанию учебные экскурсии бывают:

1. производственными, которые предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных, строительных, обслуживающих, финансовых и пр. объектов, и способствуют профессиональной ориентации школьников. Они проводятся в курсах изучения физики, химии, математики, экономической географии, обслуживающего и технического труда;

2. естественнонаучными, способствующими усвоению естественнонаучных дисциплин: природоведения, ботаники, зоологии, географии. Это экскурсии в поле, на луг, к речке, в зоопарк и пр.

4. краеведческими, преследующими цель изучения родного края, его истории, природных богатств и народных традиций;

5. комплексными, объединяющими несколько учебных дисциплин и направлений. Например, экскурсия на стеклозавод может служить цели углубления знаний по физике, химии, математике, географии одновременно. А если в ходе ее проведения дети познакомятся с заводским музеем, где представлена история возникновения и развития предприятия, то она объединит в себе несколько перечисленных выше направлений.

Проведение учебной экскурсии требует выполнения определенного организационно-содержательного алгоритма, который включает в себя:

1) предварительный осмотр и подготовку объекта учителем, соотнесение его возможностей с учебными задачами, беседу с экскурсоводом, нацеливающую последнего на решение поставленных задач;

2) теоретическую подготовку детей к предстоящей экскурсии, мотивацию ее проведения, предъявление контрольных вопросов по материалу, который должен быть усвоен в ходе экскурсии. Это можно провести как на предшествующем уроке (если экскурсия не слишком отстоит от него во времени), так и в ходе инструктажа, проводимого уже на объекте;

4) непосредственное проведение экскурсии учителем или специально подготовленным экскурсоводом;

5) подведение итогов, которое проводится сразу же после экскурсии на ее объекте (если позволяет время и место) или на следующем уроке. Здесь обсуждаются поставленные заранее вопросы, отчитываются группы детей, получившие индивидуальные задания. Приобретенные детьми знания корректируются и дополняются учителем. Целесообразно по результатам экскурсий выпускать фотогазеты, делать выставки, оформлять альбомы и пр., выводя учебную работу за пределы учебного времени.

Подводя итоги экскурсии, важно обратить внимание школьников не только на учебную, но и на общекультурную их подготовку: умение вести себя в городском транспорте, общаться в непривычных условиях со знакомыми и незнакомыми людьми, знание и следование требованиям этикета и пр.

Факультативные занятия дают возможность удовлетворить запросы школьников в более глубоком изучении отдельных предметов или их разделов. Они способствуют развитию учебно-познавательных интересов и творческих способностей детей. Проводятся факультативные занятия в среднем и старшем звене обучения. В среднем звене их работа направлена на углубленное изучение учебных дисциплин, в старшем – на переход от изучения предмета к изучению науки и расширение диапазона изучаемых предметов.

Программы факультативных занятий составляются Министерством, однако в них могут вноситься коррективы, которые утверждаются Советом школы. При наличии условий и возможностей проведения факультатива, не предусмотренного министерским перечнем, программу его работы составляет учитель. Она утверждается Советом школы, который рассматривает вопрос о целесообразности проведения данного факультатива.

Организационно факультативы являются связующим звеном между уроком и внеклассным мероприятием. Факультативные группы объединяют детей одной параллели и комплектуются по добровольному принципу. Занятия факультатива проводятся по расписанию во внеурочное время и являются обязательными для данной группы школьников.

Предметные кружки носят, как правило, прикладной характер (радиокружок, фотокружок, художественной вышивки, резьбы по дереву и пр.) и действуют в среднем звене обучения. В обычных школах кружковые занятия проводятся учителями на общественных началах и входят в систему внеклассной воспитательной работы. Возглавляют работу кружков учителя-энтузиасты и родители школьников. В профильных школах полного дня кружковая работа заполняет вторую половину учебного дня, входит в учебную нагрузку учителя и оплачивается. Для проведения кружковых занятий привлекаются специалисты в соответствующих областях деятельности: музыканты, художники, балетмейстеры, программисты, искусствоведы, режиссеры, народные умельцы и пр.

Домашняя учебная работа очень важна в учебном процессе, так как учит самостоятельности мышления, умению рационально использовать время, дает возможность несколько раз возвращаться к сложной задаче, ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки. Она максимально индивидуализирует учебный процесс, чего нельзя добиться при обучении детей на уроке.

Целью домашней работы является перевод знаний из кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс охватывает временной промежуток от одного урока до следующего и состоит из трех этапов:

· задание на дом и инструктаж к его выполнению, которые проводятся на уроке;

· выполнение задания дома;

· проверка и оценка домашней работы на следующем уроке.

Источник

Задания для итогового контроля качества обученности по разделу учебной программы «Основы профессиональной педагогики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задания для итогового контроля качества обученности по разделу учебной программы: «Основы профессиональной педагогики»

(«Психолого-педагогические основы деятельности

преподавателя при подготовке водителя транспортных средств»)

1.« Предмет и задачи педагогики»

Выберите правильный ответ, обозначив его соответствующей буквой

1.Что такое педагогика?

А. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

Б. Педагогика это наука о воспитании, образовании, обучении людей.

В. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.

Г. Педагогика – наука о воспитании человека

2.Какие задачи на ваш взгляд решает педагогическая наука?

А. Воспитание и обучение подрастающего поколения.

Б. Познание законов воспитания, вооружение педагогов знанием теории учебно-воспитательного процесса.

В. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.

Г. Исследование человеческой природы.

3.В каком веке возникает педагогическая наука?

4.Кто является основоположником педагогической науки?

5.Кого из педагогов считают «отцом русской педагогики»?

Выберите правильный ответ, обозначив соответствующей буквой:

6.Что, на ваш взгляд определило развитие педагогической науки?

А. Прогресс науки и техники.

Б. Забота родителей о счастье детей.

В. Биологический закон сохранения рода.

Г. Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

Д. Повышение роли воспитания в общественной жизни.

2.«Обучение как основная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения (Дидактика)»

Дайте определение понятиям (для заданий 1-5)

Выберите правильный ответ, обозначив соответствующей буквой (для заданий 6,7)

Перечислите основные категории дидактики:

А.- воспитание, Б.- образование, В.- развитие, Г.- Умение, Д.- преподавание, Е.- классно-урочная система, Ж.- учение, З.- обучение, И.- класс, К.- содержание, Л.- метод, М.- альтернатива, Н.- процесс, О.- формирование.

А.- отдельная наука о закономерностях развития личности.

Б.- наука о закономерностях формирования личности.

В.- раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

Г.- это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования

Д.- наука, изучающая процесс воспитывающего обучения.

3. «Принципы и правила обучения»

Дайте определение понятиям (для заданий 1-2)

Выберите правильный ответ, обозначив соответствующей буквой (для заданий 3-9):

А.- – исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности уч-ся.

Б.- Это исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

В.- Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.

4. Чем на ваш взгляд отличаются дидактические правила от дидактического принципа?

А.- Правила корректируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило вытекает из принципа и отражает действие в определенной педагогической ситуации.

Б.- Правило является выражением общей закономерности. Принцип подчинен правилу и вытекает из правила.

В.- Правило в отличие от принципа имеет субъективный характер. Принцип является продолжением правила.

5.Что такое общепризнанные принципы обучения?

А.- сознательность, Б.- одобрение, В.-активность, Г.- оптимизация, Д.- наглядность, Е.- систематичность и последовательность, Ж.- действенность, З.- прочность, И.- доступность, К.- научность, Л.- своевременность, М.- планомерность, Н.- связь с практикой, О. –самоконтроль.

6.К какому принципу обучения вы отнесете правило от легкого к трудному :

7. Из перечисленных принципов назовите тот, что помогает в построении содержания образования

А.- систематичность и последовательность

8.К какому принципу вы отнесете правило: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.

А.- сознательность и активность

9.Какой из принципов отражает в содержании образования прогресс развития общества:

А.- связь теории и практики

Д.- сознательность и активность.

Дайте определение понятиям (для заданий 1-2)

Выберите правильный ответ, обозначив соответствующей буквой (для заданий 3-7)

3. Укажите верное определение понятия «Метод обучения»

А.- Это путь движения мысли от учителя к уч-ся с целью передачи знаний последним.

Б.- Это исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

В.- Это такая логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

Г.- Это упорядоченная деятельность педагога и уч-ся, направленная на достижение цели обучения.

Д.- Это способ сотрудничества учителя с уч-ся.

Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность в обучении?

А.- Нет, это общая функция всех методов обучения

Б.- Да, только некоторые методы (контроль) побуждают уч-ся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.

В.- Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению

Г. Побуждение к учению – побочная функция всех методов.

5. Можно ли считать, что функция управления присуща лишь отдельным методам?

А.- Да, для этой цели разработаны специальные методы.

Б.- Нет, это общая функция всех методов.

В.- Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от обстоятельств.

Г.- управление – это не функция метода

6.Что на ваш взгляд является методами обучения:

А.- беседа, Б.- устное изложение, В.- лекция, Г.- рассказ, Д.- инструктаж, Е.- объяснение, Ж.- разъяснение, З.- работа с книгой И.- эстетическое воспитание, К.- видиометод, Л.- проблемное обучение, М.- диспут, Н.- методы программированного обучения, О.- демонстрация и иллюстрация, П.- упражнения, Р.- подведение итогов.

7.Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения:

Б.- уровень мотивации обучения

В.- количество и сложность учебного материала

Г.- уровень подготовленности и интерес уч-ся

Д.- возрастные особенности

Е.- сформированность учебных навыков

Ж.-материально-технические условия обучения.

И.- организационные условия обучения

К. –уровень подготовленности педагога.

5. «Виды и формы обучения».

Заполните таблицу « Характеристика видов обучения»

По какому признаку, по вашему мнению, проще определить тип и структуру урока?

А.- По дидактическим целям

Б.- По расположению элементов урока.

В.- По количеству времени, отводимому на достижение главной цели.

Г.- По количеству структурных частей.

Д.- По деятельности учителя.

Какими причинами на ваш взгляд обусловлено использование вспомогательных форм обучения?

А.- Уроки приводят к догматизму и штампу в работе, а вспомогательные формы дают свободу действий.

Б.- Уроки утомляют уч-ся, а внеклассные занятия делают обучение приятным.

В.- Уроки порождают формализм в знаниях, а вспомогательные формы помогают в формировании действенных знаний.

Г.- На уроках все уч-ся подчиняются единому плану и темпу работы, а внеклассные занятия позволяют каждому действовать независимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *