какими признаками характеризуются налоги
Какими признаками характеризуются налоги
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
фЕНБ 1.3 чПРТПУ 1
оБМПЗЙ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РПМЙФЙЛЕ ЗПУХДБТУФЧБ
пФМЙЮЙФЕМШОПК ПУПВЕООПУФША ПФОПЫЕОЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ У ЗПУХДБТУФЧПН СЧМСЕФУС РЕТЕИПД РТБЧБ УПВУФЧЕООПУФЙ ОБ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ, ТБОЕЕ РТЙОБДМЕЦБЧЫЙЕ РМБФЕМШЭЙЛХ ОБМПЗБ, Л ЗПУХДБТУФЧХ. пДОБЛП ЬФП ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩК РТЙЪОБЛ ОБМПЗБ. пФМЙЮБФШ ОБМПЗ ПФ ДТХЗЙИ ЧЙДПЧ РМБФЕЦЕК УМЕДХЕФ Й РП ФБЛЙН РТЙЪОБЛБН, ЛБЛ УФТПЗП ПВСЪБФЕМШОЩК ИБТБЛФЕТ, ЙОДЙЧЙДХБМШОБС ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФШ (ВЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ), ХУФБОПЧМЕОЙЕ Ч ЪБЛПОПДБФЕМШОПН РПТСДЛЕ, ЧОЕУЕОЙЕ Ч ВАДЦЕФ ЙМЙ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ ЖПОДЩ Ч ФПЮОП ПРТЕДЕМЕООЩИ ТБЪНЕТБИ Й Ч ПРТЕДЕМЕООЩК УТПЛ, ПВЕУРЕЮЕОЙЕ РМБФЕЦЕУРПУПВОПУФЙ РХВМЙЮОПК ЧМБУФЙ.
ъБЛПО «пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тж» ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УФБЧЙМ ЪОБЛ ТБЧЕОУФЧБ НЕЦДХ ОБМПЗПН Й ДТХЗЙНЙ ЧЙДБНЙ РМБФЕЦЕК, ФБЛЙНЙ ЛБЛ УВПТ Й РПЫМЙОБ, ЮФП УМЕДПЧБМП ЙЪ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ, РТЙЧЕДЕООПК Ч ъБЛПОЕ: «рПД ОБМПЗПН, УВПТПН, РПЫМЙОПК Й ДТХЗЙН РМБФЕЦПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ Ч ВАДЦЕФ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ХТПЧОС ЙМЙ ЧП ЧОЕВАДЦЕФОЩК ЖПОД, ПУХЭЕУФЧМСЕНЩК РМБФЕМШЭЙЛБНЙ Ч РПТСДЛЕ Й ОБ ХУМПЧЙСИ, ПРТЕДЕМСЕНЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ БЛФБНЙ».
ч ТЕЪХМШФБФЕ ФБЛПК ОЕФПЮОПУФЙ Л УЙУФЕНЕ ОБМПЗПЧ ВЩМЙ РТЙЮЙУМЕОЩ ФЕ РМБФЕЦЙ Ч ВАДЦЕФ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ПВМБДБМЙ РТЙЪОБЛПН ЙОДЙЧЙДХБМШОПК ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФЙ, Б ЙНЕООП: РМБФЕЦЙ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ, ЗПУХДБТУФЧЕООБС РПЫМЙОБ, МЕУОПК ДПИПД, РМБФБ ЪБ ЧПДХ, ЗЕТВПЧЩК УВПТ Й ДТ., ЛПФПТЩЕ ОБ УБНПН ДЕМЕ ОПУСФ ИБТБЛФЕТ УЧПЕПВТБЪОПК ПРМБФЩ МЙВП ПЛБЪЩЧБЕНЩИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ХУМХЗ, МЙВП РМБФЩ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙОБДМЕЦБЭЙНЙ ЗПУХДБТУФЧХ ТЕУХТУБНЙ.
ол тж ДБМ ФПЮОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ РПОСФЙК «ОБМПЗ» Й «УВПТ» /12/. уПЗМБУОП УФ. 8 РЕТЧПК ЮБУФЙ ол тж РПД ОБМПЗПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК, ЙОДЙЧЙДХБМШОП ВЕЪЧПЪНЕЪДОЩК РМБФЕЦ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ Ч ЖПТНЕ ПФЮХЦДЕОЙС РТЙОБДМЕЦБЭЙИ ЙН ОБ РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ, ИПЪСКУФЧЕООПЗП ЧЕДЕОЙС ЙМЙ ПРЕТБФЙЧОПЗП ХРТБЧМЕОЙС ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ Ч ГЕМСИ ЖЙОБОУПЧПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Й (ЙМЙ) НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК.
рПД УВПТПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, ХРМБФБ ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ХУМПЧЙК УПЧЕТЫЕОЙС Ч ПФОПЫЕОЙЙ РМБФЕМШЭЙЛПЧ УВПТПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ЙОЩНЙ ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ Й ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ АТЙДЙЮЕУЛЙ ЪОБЮЙНЩИ ДЕКУФЧЙК, ЧЛМАЮБС РТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ПРТЕДЕМЕООЩИ РТБЧ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ТБЪТЕЫЕОЙК (МЙГЕОЪЙК).
ьЛПОПНЙЮЕУЛБС УХЭОПУФШ ОБМПЗПЧ РТПСЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ЙИ ЖХОЛГЙЙ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ ОЕФ ЕДЙОПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОБ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧЩРПМОСЕНЩИ ОБМПЗПН ЖХОЛГЙК.
рП НОЕОЙА рБОУЛПЧБ ч. з. Й лОСЪЕЧБ ч. з. ОБМПЗЙ ЧЩРПМОСАФ 4 ЖХОЛГЙЙ:
пВЯЕДЙОЕОЙЕ ОБМПЗПЧ Ч УЙУФЕНХ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ОЕЛПФПТЩНЙ РТЙОГЙРБНЙ, РПД ЛПФПТЩНЙ РПОЙНБАФУС ПВЭЙЕ ФТЕВПЧБОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧБ.
рТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ВЩМЙ УЖПТНХМЙТПЧБОЩ б.уНЙФПН (1723-1790) Ч ЛОЙЗЕ «йУУМЕДПЧБОЙЕ П РТЙТПДЕ Й РТЙЮЙОБИ ВПЗБФУФЧБ ОБТПДПЧ» ЕЭЕ Ч 1776 З.: УПТБЪНЕТОПУФШ, ПРТЕДЕМЕООПУФШ, ХДПВОПУФШ Й ЬЛПОПНОПУФШ. тБЪЧЙФЙЕ РТЙОГЙРПЧ РТЙОБДМЕЦЙФ РТПЖЕУУПТХ вЕТМЙОУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ б. чБЗОЕТХ (1835-1917), ЛПФПТЩК Ч ТБВПФЕ «оБХЛБ П ЖЙОБОУБИ» (1880) ЙЪМПЦЙМ ДЕЧСФШ ПУОПЧОЩИ РТБЧЙМ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПВЯЕДЙОЙМ Ч ЮЕФЩТЕ ЗТХРРЩ.
б.чБЗОЕТ ТХЛПЧПДУФЧПЧБМУС ФЕН, ЮФП ЗПУХДБТУФЧП РТЕДПУФБЧМСЕФ УЧПЙН ЗТБЦДБОБН ОЕПВИПДЙНЩЕ ХУМХЗЙ. пФ ЧЕМЙЮЙОЩ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК ЪБЧЙУЙФ ПВЯЕН Й УФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ЗПУХДБТУФЧБ. оБМПЗЙ Ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ГЕОБ ХУМХЗ ЗПУХДБТУФЧБ. рП НОЕОЙА б.чБЗОЕТБ, НБФЕТЙБМШОЩЕ ВМБЗБ ЮБУФОЩИ ИПЪСКУФЧ ЮЕТЕЪ ОБМПЗЙ РТЕЧТБЭБАФУС Ч ХУМХЗЙ ЗПУХДБТУФЧХ, ЛПФПТПЕ, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, УПЪДБЕФ ХУМПЧЙС ДМС ХЧЕМЙЮЕОЙС ЛПМЙЮЕУФЧБ НБФЕТЙБМШОЩИ ГЕООПУФЕК.
тЕБМЙЪБГЙС ОБЪЧБООЩИ РТЙОГЙРПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ОБИПДЙФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч ОБМПЗПЧПК ЛПОГЕРГЙЙ, ЛПФПТБС ПРТЕДЕМСЕФ:
оБМПЗПЧБС ЛПОГЕРГЙС Ч тж ПРЙТБЕФУС ОБ РТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, УЖПТНХМЙТПЧБООЩЕ Ч УФ. 3 ол тж: ЧУЕПВЭОПУФШ, ТБЧЕОУФЧП, УРТБЧЕДМЙЧПУФШ. еЕ ТЕБМЙЪБГЙС Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС УМЕДХАЭЙНЙ ЮЕТФБНЙ:
оБ РТБЛФЙЛЕ ТЕБМЙЪБГЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ОБМПЗПЧЩК НЕИБОЙЪН.
пУОПЧОЩЕ ОБРТБЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ тж ПРТЕДЕМЕОЩ Ч вАДЦЕФОПН РПУМБОЙЙ рТЕЪЙДЕОФБ тж «п ВАДЦЕФОПК РПМЙФЙЛЕ Ч 2008-2010 ЗЗ.».
оБМПЗПЧБС РПМЙФЙЛБ Ч ВМЙЦБКЫЙЕ ФТЙ ЗПДБ ДПМЦОБ ВЩФШ ПТЙЕОФЙТПЧБОБ ОБ:
еУМЙ ПВТБФЙФШУС Л ХЛБЪБООЩН ОБРТБЧМЕОЙСН ВПМЕЕ РПДТПВОП, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П УМЕДХАЭЙИ НЕТПРТЙСФЙСИ.
Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ
Элементы налога — юридическая категория, определяемая на уровне ключевых российских НПА, которые регулируют сферу налогообложения. Рассмотрим специфику соответствующих правовых норм подробнее.
НК РФ как основной источник перечня элементов юридического состава налога
Ключевой источник налогового права в России — Налоговый кодекс РФ. В нормах ст. 17 НК РФ фиксируется перечень элементов, присутствие которых в структуре налога необходимо с точки зрения его законного применения. Налог, если следовать положениям п. 1 ст. 17 НК РФ, может рассматриваться как легальный, только если в отношении него законодательно определены:
Существуют также так называемые факультативные элементы налога. Есть достаточно много подходов к их трактовке (их мы изучим чуть ниже). В соответствии с распространенной интерпретацией под факультативными элементами налогов стоит понимать прежде всего льготы и основания для их применения. Таковые установлены как возможный элемент налогов в нормах п. 2 ст. 17 НК РФ. Российский законодатель не конкретизирует сферу, а также критерии их использования, ограничившись тем, что льготы могут вводиться в необходимых случаях. Основной признак факультативности в данной трактовке — необязательность использования на практике. В свою очередь, отмеченные выше элементы налога задействоваться должны всегда.
Обязательные либо факультативные элементы налога могут фиксироваться на уровне как федерального законодательства, так и региональных или муниципальных НПА. Можно отметить, что российская система налогообложения в достаточной мере централизована, и, если говорить о полномочиях законодателя в субъектах РФ либо на уровне местной власти, они сводятся главным образом к установлению для налога:
При этом все существующие региональные и муниципальные налоги должны утверждаться на уровне НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 12 НК РФ).
Исследуем сущность и особенности применения основных элементов налога, а также факультативных подробнее.
Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности
Исходя из норм, содержащихся в п. 1 ст. 38 НК РФ, под объектом налогообложения правомерно понимать имеющие денежную, количественную, а также физическую характеристику:
Отмеченные категории могут становиться объектом налога исключительно в тех случаях, когда их наличие у плательщика предполагает появление с его стороны законных обязательств по внесению соответствующих платежей в бюджет.
В НК РФ также указано, что все налоги коррелируют с отдельными объектами, устанавливаемыми в соответствии с нормами ч. 2 и положениями ст. 38 НК РФ.
В составе объекта налога может быть как движимое, так и недвижимое имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ). Что касается товара, им может быть любое имущество, которое продается налогоплательщиком либо подлежит продаже. Работа, исходя из положений п. 4 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, сопровождаемая результатами в некотором материальном выражении. Услуги, следуя логике п. 5 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, не имеющая результатов в материальном выражении. При этом она может реализовываться с целью удовлетворения чьих-либо потребностей — физлиц или организаций. Услуги, в свою очередь, потребляются в процессе их предоставления.
Под выручкой традиционно понимаются доходы без учета расходов. Самостоятельным объектом налогов они тоже могут быть, к примеру при УСН. Если их учесть, формируется прибыль.
Примером прочих обстоятельств, находящихся в юрисдикции налогового права, может быть работа предприятия на ЕНВД. Размер выручки, расходов, имущества, темпы продаж при вмененном налоге значения не имеют — фирма так или иначе платит государству фиксированный взнос.
Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка
В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект. База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы. Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.
Налоговая база может быть:
Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.
Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.
Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.
Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).
Особенности налогового периода как элемента налога
В соответствии с нормами п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом правомерно понимать:
Кроме того, законодатель также предусматривает в составе налогового периода различные отчетные периоды. Они могут совпадать с календарным годом, соответствовать кварталу, полугодию либо иным интервалам.
Налоговый период для фирм, зарегистрированных после начала года, определяется как равный интервалу между моментом госрегистрации соответствующего субъекта и последним днем календарного года. Но если фирма была зарегистрирована с 1 по 31 декабря, то 1-м для соответствующей организации налоговым периодом будет интервал с момента государственной регистрации до последнего дня следующего года. Это следует из п. 2 ст. 55 НК РФ.
Согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период для фирмы, выведенной с рынка либо реорганизованной в пределах календарного года, должен соответствовать интервалу между началом года и моментом завершения процедуры ликвидации либо преобразования статуса соответствующего субъекта. В свою очередь, если фирма была создана и выведена с рынка в 1 году, то налоговый период для нее будет соответствовать интервалу между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо преобразована в иную структуру. При этом если фирма была создана в период с 1 по 31 декабря и выведена с рынка в следующем году, то налоговым периодом для соответствующего субъекта будет интервал между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо реорганизована.
Нормы права, содержащиеся в п. 3 ст. 55 НК РФ, не действуют в отношении компаний, в состав которых входят другие фирмы либо, наоборот, которые формируют из своего состава новые организации. Кроме того, нормы пп. 2 и 3 ст. 55 НК РФ не действуют в отношении налогов с периодом, соответствующим месяцу или кварталу. При подобных сценариях корректировка конкретных налоговых периодов при регистрации, ликвидации либо преобразовании фирмы осуществляется учредителями по согласованию с ФНС России (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.
А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.
Сроки уплаты налогов
В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:
В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок уплаты налогов
Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:
Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.
Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.
Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам
Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:
Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.
Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ
Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.
Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В среде российских экспертов льготы часто именуются факультативными элементами налога, то есть необязательными к применению. Налогоплательщик вправе сам решать, пользоваться ему льготами или нет. В НК РФ не применяется термин «факультативный», однако по смыслу он вполне соответствует сущности льготы. Так же считает и Минфин России. В письме от 21.10.2013 № 03-11-11/43791 ведомство указывает, что налоговая льгота — это факультативный, или необязательный, элемент налога.
Термин «факультативность элемента налога» может пониматься также в контексте иных признаков налога, прямо не указанных в положениях НК РФ, но прослеживающихся при их детальном изучении. Это могут быть такие признаки и одновременно факультативные элементы налога, как:
Некоторые эксперты выделяют также такой факультативный элемент, как подведомственность налога. То есть его закрепленность в целом за юрисдикцией администрирующего ведомства (например, ФНС или ФТС), его отдельных элементов — за юрисдикцией иных ведомств, взаимодействующих с администратором в порядке межведомственных коммуникаций (например, Росреестра, взаимодействующего с ФНС при исчислении базы для имущественного налога для физлиц).
Действительно, практически каждый налог, действующий в РФ, имеет соответствующие признаки, и их вполне можно рассматривать как логично дополняющие те, что указаны в п. 1 ст. 17 НК РФ. Но поскольку законодатель прямо не выделяет их в самостоятельные категории, условимся именовать данные признаки факультативными элементами налога.
Ознакомиться с практическими нюансами работы налоговой системы РФ вы можете в статьях:
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Что такое прямые налоги
Какие они бывают и чем отличаются от косвенных
Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.
Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.
Какую функцию выполняют прямые налоги
Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:
Отличие прямых налогов от косвенных
Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.
Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.
Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.
Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.
Виды прямых налогов
Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.
Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.
В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.
Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.
Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.
Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:
Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.
НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.
Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.
Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.
Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.
Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.
Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.
Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.
Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.
Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.
Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.
Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:
Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.
Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.
Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.
Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.
Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.
Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.
Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.