какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Ответы на вопросы по сказке Пришвина «Кладовая солнца»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнцаОтветы на вопросы.

Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

Разберёмся в прочитанном.

I — 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

I — 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

1. Система уроков по сказке – были Пришвина «Кладовая солнца». ( 6 класс)

Источник

Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Судьба Митраши и Насти

Главные герои сказки-были «Кладовая солнца» — брат и сестра, жившие в селе недалеко от города Переславль-Залесского. Они были сироты: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Насте было двенадцать лет, а Митраша был на два года моложе неё, но дети сами справлялись с крестьянским хозяйством, которое осталось им после родителей. Сначала им помогали соседи, в том числе и разведчики болотных богатств, которые жили через один дом от детей. Но скоро Митраша и Настя сами стали очень умело справляться с делами по хозяйству, а оно у них было большое: пятистенная изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух, куры.

Портрет: описание внешности, речь

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках: волосы у неё отливали золотом, а на лице, кроме курносого носика, рассыпались веснушки, как золотые монетки. Митраша тоже был весь в веснушках, только носик был, как у сестры, без веснушек и глядел вверх. Этот мальчик невысок, но крепок, он лобастый, с широким затылком. Учителя между собой называли его «Мужичок в мешочке», потому что он носил отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и со стороны казалось, что на нём надет мешок.

Брат и сестра часто говорят о наставлениях своих родителей, особенно часто вспоминает отца Митраша. Мальчик в лесу и на болоте терпеливо объясняет сестре многое из того, что рассказывал ему отец о растениях и зверях.

Характер

Были и различия в их характере: Настя была рассудительной, спокойной, а Митраша отличался упрямством и нетерпеливостью. Сестра относилась к задиристому и упрямому младшему брату снисходительно, успокаивала его, когда он начинал хорохориться.

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к героям сказки-были «Кладовая солнца» с сочувствием, симпатией и нежностью. При их описании он использует такие эпитеты, как «милые», «умные», «дружные», называет их любимцами односельчан. Он использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («маленькая ручка», «носики», «ножки», «животик», «умненькие»).

Автор сочувствует Митраше, когда он увяз в болоте, и осуждает Настю за то, что она увлеклась сбором клюквы и забыла о брате. Пришвин отметил, что из-за желания собрать как можно больше ягод, девочка забыла не только о Митраше, но и о себе. Осуждая её за жадность к ягоде, писатель называет Настю «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. В конце сказки-были автор отметил совестливость Насти, которая стыдилась своей жадности, а также её доброту (всю клюкву она отдала в детдом эвакуированным ленинградским детям).

Автор сделал природу, как и в русских сказках, полноправным героем. В сказках природа всегда старается помогать человеку. Пришвин показал эгоизм сосны и ели, которые сплелись корнями и жестоко боролись друг с другом за питание, свет и воздух. Перед ссорой у Лежачего камня дети увидели, как на небе появилось облако и, «как холодная синяя стрелка» пересекло пополам солнце. Ветер вдруг рванул, а сосна нажала на ель своими сучьями, и ель зарычала. Автор показывает, что природа как бы предупреждает, что не нужно ссориться, но, к его огорчению, дети не вняли этому предупреждению.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (таблица)

Параметры сравненияНастяМитраша
Возраст12 лет.10 лет.
ПрозвищеЗолотая Курочка на высоких ножках.Мужичок в мешочке.
ВнешностьВолосы отливают золотом, на лице крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только на курносом носике их нет.Невысокий мальчик, крепкий, лобастый, с широким затылком. На лице золотые веснушки, кроме носика, который глядел вверх.
Дела, которым научились у матери и отцаВедение домашнего хозяйства: топка печи, приготовление еды, уход за скотиной, работа в огороде.Бондарное ремесло (изготовление деревянных бочонков и т. п.), мужская работа по хозяйству, участие в общественных делах.
Различие в характерахНастя — спокойная, рассудительная, благоразумная, миролюбивая. Она снисходительно относится к упрямому брату, старается сглаживать его задиристость.Митраша нетерпелив, упрям, строптив, не боится рисковать; иногда пытается учить старшую сестру, задирает перед ней нос, хорохорится.
Сходные черты характераТрудолюбие, хозяйственность, деловитость, самостоятельность, дружелюбие. Они умелые в работе, помнят и любят родителей.

Вывод

Образ Митраши и Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (главную мысль) этого произведения: нужно, несмотря на разногласия, уметь договариваться и действовать вместе. Если бы брат и сестра пошли вместе по одной из троп, то они в итоге добрались бы до палестинки. Дети не знали, что и та тропа, по которой пошла Настя, и та, по которой пошёл Митраша, привели бы их к палестинке. Просто Митрашина тропка шла к ней напрямик. Если бы мальчик шёл строго по этой тропке, а не захотел сократить путь, то не провалился бы в трясину и пришёл бы раньше сестры в то место, где много клюквы.

Испытания, которые выпали им в походе за клюквой, помогли брату и сестре понять, что нужно всегда договариваться и действовать вместе.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Характеристика главных героев сказки Пришвина «Кладовая солнца»

Одна из самых интересных и поучительных сказок Михаила Михайловича Пришвина — «Кладовая солнца». Характеристика главных героев и краткое содержание произведения изучаются школьниками в младших классах на уроках внеклассного чтения. Это история, рассказывающая о взаимоотношениях сестры и брата.

Главные герои

В «Кладовой солнца» несколько действующих лиц. Автор дал им подробную характеристику:

В рассказе между родственниками возник раздор. Они спорили, по какой тропинке идти, каждый желал, чтобы выбрали его дорогу.

В итоге упрямство привело к беде: Митраша чуть не погибает, а Настя испытывает сильное чувство вины. Но все-таки любовь друг к другу не дала героям «Кладовой солнца» поссориться, помогла в этом и дружба.

Второстепенные персонажи

На страницах произведения имеются и герои второго плана, которые помогают раскрыть образы главных персонажей. Автор дал им следующее описание:

Историю о сиротах рассказывают исследователи болотных ресурсов. Рабочим хорошо известна жизнь всех жителей поселка. Этим людям жалко детей, которые остались без родительского попечения, поэтому они присматривают за ними. Собственно, они и замечают отсутствие Митраши и Насти, после чего поднимают тревогу и отправляются на поиски сирот.

Все герои сыграли в жизни Насти и Митраши свою роль. Для более близкого знакомства с персонажами и подготовки к сочинению нужно прочитать полный текст книги «Кладовая солнца».

Анализ и основная мысль

Пришвин написал свое произведение в жанре сказки-были. В сюжете повествуется о детях, оставшихся сиротами, о жизненных трудностях, которые им приходится преодолевать. У каждого из них свои домашние обязанности.

Особенность произведения — это описание природы, автор намеренно заостряет внимание на окружающей среде. Когда дети расстаются, погода ухудшается: деревья колышатся от сильного ветра, солнце прячется за облака, появляется серая тучка. Природа как бы предупреждает брата с сестрой, что впереди их ждут новые суровые испытания. План для пересказа:

В книге Пришвина реальные события переплетаются со сказкой. Растения воспринимаются живыми. Звери и птицы оказываются разумными и понимающими.

Произведения автора изучаются на уроке литературы, по их сюжетам заполняется читательский дневник, пишутся сочинения и изложения. Увлекательные рассказы и повести могут быть интересны не только маленьким, но и взрослым читателям.

Источник

Сочинение Настя и Митраша (Кладовая Солнца) – сравнительная характеристика в таблице

Сравнительная характеристика Насти и Митраши в рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая Солнца» помогает наиболее полно раскрыть образы каждого героя.

Сходства героев

Настя и Митраша – «деревенские сироты». Они потеряли на войне своего отца, а мать умерла от болезни. Эти события не смогли сломить главных героев, они продолжают жить. Самостоятельно они ведут домашнее хозяйство: Настя берет на себя дела покойной матери, а Митраша – дела отца.

Дети живут очень дружно, они заботятся друг о друге и ведут себя как настоящие друзья. Рассказчик часто называет их именно друзьями, а не родственниками.

Для односельчан Настя и Митраша были детьми простыми, они очень полюбились каждому жителю. Рассказчик называет детей «милыми», «умными», «дружными», «умненькими». При описании образов Насти и Митраши используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, подчеркивающие возраст героев, а также авторское отношение к ним.

Схожа и внешность героев: оба они имеют «золотые» веснушки, которые покрывают все тело, кроме «чистенького» носа.

И брат, и сестра имеют прозвища, которые с точностью описывают их характеры: Настя – «Золотая Курочка на высоких ножках», Митраша – «Мужичок в мешочке».

Сходство героев проявилось еще в том, что оба они совершили ошибку на протяжении повествования. Упрямый Митраша самостоятельно выбирает гибельный путь, а Настя настолько увлекается сбором клюквы, что забывает о том, что ее брат находится совсем один.

Персонажи рассказа понимают свои ошибки. Писатель дает героям шанс исправиться. Митраша искупает свою вину тогда, когда убивает волка Серого помещика, которого никто долгое время не мог поймать. Своим поступком он доказал свою смелость и силу. Настя же, переживая по поводу своей жадности, отдает всю «целебную ягоду» детям из детского дома.

После случая в лесу Настя и Митраша становятся более внимательными к своим взаимоотношениям и к жизни других людей.

Различия героев

При тщательном сравнении персонажей можно увидеть то, что они имеют непохожие черты характера.

Настя старше Митраши на 2 года, поэтому чувствует свою ответственность за него. Мальчик, видя заботу сестры, старается быть главным в их семье, поэтому часто «хорохорится».

Митраша упрям, на это указывает то, что он отказался идти вместе с Настей по проторенной тропинке. Он хотел выполнить указание отца: идти по направлению компаса. Главное различие брата и сестры заключается в упрямости Митраши и ласковости Насти. Девочка осторожно выбирает путь к ягоде, а мальчик старается показать свою смелость и храбрость. На самом деле он действительно был таким. В безвыходной ситуации ему удалось выбраться из болота. Рассудительность и ум помогли мальчику в борьбе со Старой Еланью, которая погубила многих людей.

Таблица

Для обобщения материала, посвященного сходствам и различиям главных героев, необходимо составить таблицу.

Сходства
НастяМитраша
Рано потеряли родителей
Трудолюбивые
Живут дружно и заботятся друг о друге
Внешнее сходство
Наличие прозвищ
Наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов при описании
Предусмотрительность
Совершение ошибки
Искупление вины
Различия
НастяМитраша
Возраст12 лет10 лет «с хвостиком»
ПрозвищеЗолотая курочка на высоких ножкахМужичок в мешочке
Черта характераЗаботливаяИногда хорохорится
Черта характераОсторожнаяУпрямый
Черта характераБлагоразумнаяСмелый

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Кладовая Солнца» Настя и Митраша», продемонстрирует сравнительную характеристику брата и сестры, покажет их сходства и различия, которые выводом отражены в сравнительной таблице.

Источник

Урок литературы по творчеству М. Пришвина «Кладовая солнца и любви»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цели и задачи урока:

закончить работу над усвоением содержания сказки-были, обобщить, анализировать

учить выразительному чтению, пересказу, анализу отдельных эпизодов;

выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;

на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

«Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина» К.Г. Паустовский

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

I. Организационный момент.

Какое произведение мы изучали? Кто автор этого произведения?

Слайд с названием произведения и портретом М.М.Пришвина.

Перед вами портрет Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущёве, принадлежавшем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с „волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии. Потом Пришвин учился в реальном училище Тюмени, сдал экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции.

В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем – путешественником. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства.

Какие произведения ещё знаете?

“ За волшебным колобком”,

Почему автор назвал свое произведение “Кладовая солнца”?

(учащиеся отвечают, используя текст)

Кладовая солнца – это и кладовая души человека, живущего в согласии с природой. Не только герои сказки, но и каждый читатель может участвовать в “вековечной суровой борьбе людей за любовь”, за лучшее в собственной душе.

— Почему это произведение названо сказкой-былью?

(Потому что в реальную основу произведения вполне естественно вплетаются сказочные мотивы).

II. Сообщение темы и цели урока

– А теперь, ребята, запишите в тетрадях тему урока. (Слайд с названием темы урока)

Сегодня на уроке мы вместе будем делать выводы по данной теме, исследуя, анализируя отдельные эпизоды сказки-были.

Первая особенность творчества Пришвина, отразившаяся в произведении?

Использование сказочных мотивов

Сказка для Михаила Михайловича – это особое, праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе “ребенка”. Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения:

повесть-сказка “Корабельная роща”,

роман-сказка “Осударева дорога”,

сказка-быль “Кладовая солнца”

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова М.М.Пришвина (на доске).

Мы обобщим знания, проанализируем понимание текста удивительного произведения: сказки – были “Кладовая солнца, и его героев – Насти и Митраши.

Анастасия, Настя – происходит от древнегреческого как «воскресшая», «воскрешённая к жизни».

Доверчивая, с тонким душевным устройством, имеет дар предсказания и предвидения благодаря тонко развитой интуиции.

Преданная, доверчивая, легкоранимая и заботливая, живет в ожидании радости. Девушке с таким именем свойственно побеждать тяготы жизни и возрождаться для новых свершений.

Митраша, Дмитрий – происходит от древнегреческого слова « деметрис», в античной мифологии Деметра – богиня земли и плодородия.

Полное имя Дмитрий – умен, настойчив, изобретателен, не боится труда, очень волевой, но с ним сложно общаться, ворчливый и взрывной характер.

Дмитрии смелы, «бросаясь в бой», они редко думают о последствиях, никогда не предают друзей, зато сами часто обмануты.

Попробуем создать их литературные портреты. – С кажите, а что такое портрет литературного героя?

Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель? (Золотая)

— Как вы думаете, почему? ( Золотая – значит солнечная. Этим определением автор подчеркивает в Насте светлое, солнечное начало)

— Какими эпитетами характеризует писатель Митрашу?

(Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий)

Словесный портрет героев сказки – были.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе, укажите страницу.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение как золотая курочка.

Метафора катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Митраши.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе, укажите страницу.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора – «мужичок в мешочке», десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составление общей таблицы

Портреты Насти и Митраши”

Отношение жителей Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх.

Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

Скажите, а здесь дана одна картина? (Нет. Несколько)

«Вот ранний рассвет. В серой дымке. » (Слайд «Солнце над елями». Фотография В. Гиппенрейтера)

«И вдруг стало свежо и бодро. »

«Тут еще совсем и не начиналось торжество. »

«Сюда, к Лежачему камню. »

«Устроившись на этом мостике. »

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
Встали все и скажем тихо:
“Раз, два, три, четыре, пять.”
Приподнялись,

Чуть – чуть присели,
Что б соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать.

Как вы думаете, почему? (Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг)

— Дети, давайте сделаем в тетради следующую запись:

3. Звуковая насыщенность текста.

— А теперь вернемся вновь к тексту от слов “ Лет двести тому назад. ” до слов “волк выл от неизбывной злобы к нему.” Ответьте, какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? (“Деревья боролись между собой корнями за питание. ”)

Какое влияние оказывала “несчастная жизнь” деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота? ( “До того близок был живым существам этот стон. ”)

Выразительное чтение отрывка: от слов « Лет двести тому назад ветер – сеятель принес два семечка в Блудово болото….» до слов « Сюда, к Лежачему камню, пришли дети…»

(Злой ветер, несчастная жизнь деревьев, неизбывная тоска волка, жалкие елочки)

Назовите метафоры, используемые автором?

( великий храм природы, сплелись корнями с малолетства, стон и вой сосны и ели)

Назовите олицетворения, используемые автором?

( оба семечка легли, корнями боролись за питание, сучьями – за воздух и свет, ветер прилетал, покачать их, деревья стонали и выли)

Что вы можете сказать о жизни ели и сосны с точки зрения биологии? Выступление учащихся:

Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 ( в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).

У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.

Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.

Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду.

Сосна́ (лат. Pínus) — род растений из семейства Сосновые.

Есть две версии происхождения латинского названия. Первая версия: от кельтского слова означает — скала, гора, то есть растущая на скалах. Вторая версия: от латинских слов означает — смола, то есть смолистое дерево.

У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 5 раз меньше, чем ель. Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Корни в 12 раз длиннее, чем у ели.

Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.

Могли ли эти деревья расти вместе?

По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья.

Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?

— А сейчас запишем еще несколько особенностей писательского дарования Михаила Михайловича: Пришвин очеловечивает природу.

– Как называется этот приём?

Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.

Автор наделяет животных способностью “мыслить”, “разговаривать”, а растения – чувствовать и действовать”).

4. Использование основных, часто контрастных цветов.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

(стр. 45.2. Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвящённое восходу великого солнца.)

(стр. 46.4,5. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками.)

Инсценирование ссоры охотников за клюквой. ( автор, Настя, Митраша. Стр. 46, 47)

— Как природа помогает понять настроение спорящих? Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

(стр. 46.5. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

Видите, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

(стр.48.3 Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)

Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти? Компасом.

А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?

«Волки из него себе корзины плетут»- говорил отец Митраши. А цветы бывают мелкие лиловые, алые и ароматные.

Название волчьи ягоды связано с большой ядовитостью всех частей растения, а название волчье лыко возникло, очевидно, потому, что кора очень легко отделяется от древесины и сдирается длинными пластами. Это лыко ядовито.

А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?

(Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её соберётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.)

Выступление ученика о ягоде клюкве

В России клюква популярна с самых давних времён. На самом деле болотная клюква замечательна не размером, а ягодами, которых в урожайных местах можно собрать по полтонны с гектара. Сбор ведут с помощью особых гребешков до самого снега. А к весне «болотный виноград» только слаще становится. Портиться клюкве не даёт содержащаяся в ней кислота, убивающая микробов.

Клюква-ягода очень полезная и целебная. Растение представляет собой вечнозеленые, стелющиеся по моховому покрову кустарнички. Цветет в июне. Растет на болотах. Клюква богата витамином С и очень полезна.

А о каких ягодах ещё упоминается в произведении?

Чтение отрывка «Лесные ягоды»

Вот взять ягоду чернику, — та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком.

Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито.) Ещё растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдёшь, не заметив.

В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе.

Какие слова подбирает писатель, чтобы передать своё отношение к природе? Какие это средства выразительности? Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Настю охватывает жадность. Она забывает обо всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

— Кто же заставил Настю встать на ноги?

— Змея, и пень, и лось.

Если внимательно прочитать произведения, в котором автор доносит до нас звуки утреннего леса, то мы услышим своеобразную симфонию.

Что такое симфония?

1. Музыкальное произведение для оркестра.

2. Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов. (Из “Толкового словаря русского языка” Ожегова.)

( стр. 54. Чтение отрывка “И, услышав ворона, Митраша даже запел:

Ты не вейся, черный ворон,

Стр. 63.3 2 Тогда на суходоле запел свою песенку маленький певчий дрозд – белобровик…»

Кого встретила Настя?

Стр. 67. 5. « Но маленький хитрый человек знал…» Что?

Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.

— Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?

( Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина.

Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота.

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

Мы знаем, что Пришвин не сразу пришёл к данному названию, но всё-таки остановился на названии «Кладовая солнца». Что такое кладовая солнца? Что по этому поводу говорится в произведении?

Далее объяснение : «Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинке, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям – растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство ».

Только ли торфом богаты эти места?

Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая).

Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.

Вспоминаем ель и сосну, происшествие с Настей на палестинке.

Таким образом, приходим к выводу, что природа — тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу, то природа — кладовая солнца и любви.

Вернемся к словам М.М. Пришвина : « Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» Что такое любовь, кого и что нужно любить?

В сказке-были поведение животных напоминает поведение людей. О ком пойдет речь? Какую роль играют в сказке-были звери и птицы? Какие они? Как автор их рисует, найдите подтверждение в тексте ( от слов « Вдруг над головой…»)?

— А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Стр. 72 « Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю целебную ягоду».

« КИСЛАЯ И ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЯГОДА КЛЮКВА РАСТЕТ В БОЛОТАХ ЛЕТОМ, А СОБИРАЮТ ЕЕ ПОДЗНЕЙ ОСЕНЬЮ. НО НЕ ВСЕ ЗНАЮТ….» М.М. Пришвин .

2. КЛЮКВА ОБЛАДАЕТ ЛЕЧЕБНЫМИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ, НЕ ДАЕТ БАКТЕРИЯМ ПРИКРЕПИТЬСЯ К ЗУБНОЙ ЭМАЛИ.

3.ТЕРТЫЕ С МЕДОМ ПЛОДЫ КЛЮКВЫ ПРИМЕНЯЮТ ПРИ БОЛЯХ В ЖЕЛУДКЕ, ПРИ КАШЛЕ, АНГИНЕ, ПОВЫШЕННОМ ДАВЛЕНИИ.

4. КЛЮКВЕННЫЙ СОК УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ЖАРОПОНИЖАЮЩЕГО, ВИТАМИНИЗИРУЮЩЕГО, ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩЕГО И УТОЛЯЮЩЕГО ЖАЖДУ НАПИТКА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *