какое бывает отношение к спорту
Тренировки активизируют участки мозга, связанные с вознаграждением, высвобождается целый коктейль биохимических веществ, среди которых есть эндорфин. Регулярно занимаясь, человек становится буквально зависимым от тренировок. Профессор Стэнфорда Келли Макгонигал объясняет этот феномен в книге «Радость движения» от издательства «МИФ». Приводим ее рассказ о том, почему спорт приносит удовольствие, несмотря на то, что это физически тяжелое занятие. Но для начала разберемся, как формируются зависимости.
Природа зависимостей: резкий выброс дофамина, запоминание опыта, необходимость новой дозы
Зависимость от спорта отличается от других зависимостей. Чем?
Но между физическими упражнениями и наркотиками есть важная разница.
Полюбить тренировки можно, даже если раньше они вам не нравились
Ощущения от первой тренировки необязательно совпадают с ощущениями от последующих. Многим нужно время, чтобы полюбить физические упражнения. Движение начинает дарить удовольствие не сразу, а по мере того, как тело и мозг адаптируются. Один мой собеседник всю жизнь считал, что ненавидит физические упражнения, но в пятьдесят три года решил начать заниматься с персональным тренером, чтобы улучшить здоровье и повысить эффективность программы избавления от наркотической зависимости.
Он начал с одной тренировки в неделю, через три недели решил, что можно добавить вторую. Однажды выходя после занятий, он заметил, что улыбается; его это потрясло. «Я понял, что не просто счастлив: мне понравилось тренироваться. Раньше мне казалось, что такое удовольствие может приносить только наркотик».
Кому-то важно начать заниматься в нужное время. Молодая мать-одиночка страдала от социальной изоляции и ощущения, что в ее жизни нет «ничего кроме материнских обязанностей». Она начала играть в любительской волейбольной команде, завела друзей и поняла, что она не только мама, но и спортсменка. Кому-то важно найти физиологически подходящий вид активности. Одна женщина занялась греблей после сорока лет и призналась мне: «Многие мои коллеги по команде считали себя неспортивными; но стоило им сесть в лодку, и их тело откликнулось; они почувствовали себя в своей стихии ».
Кроме того, человеческая психика сложнее, чем у крыс, бегающих в колесе. Вознаграждением для нас служат не только физические ощущения, но и смысл, который мы придаем занятиям. Одна моя собеседница начала ходить в зал после того, как ушла от мужа-абьюзера. Тридцать восемь лет супруг следил за каждым ее шагом; теперь она могла выйти куда-то одна, и занятия на беговой дорожке символизировали для нее долгожданную свободу. «Когда я двигаюсь, я свободна», – призналась она.
Считаете себя неспортивным? Скорее всего вы занимались недостаточно долго или просто не нашли подходящий вам вид спорта
Нора Хефеле из города Стоу занялась бегом после того, как ей исполнилось пятьдесят. Сейчас ей шестьдесят два года. Она участвовала более чем в 200 забегах и пробежала 85 полумарафонов. После семьдесят пятого марафона, проходившего в Уотербери, организатор преподнес ей трофей: золотой кроссовок с крылышками на мраморном постаменте, на котором было выгравировано ее имя. Теперь трофей стоит у нее в гостиной рядом с полкой, где собраны все ее медали за забеги.
При этом Хефеле не ставит себе цели прийти к финишу первой. «В начале забега, после того как прозвучит выстрел, я остаюсь одна уже через пять минут и до финиша бегу в одиночестве», – говорит она. Она часто приходит последней и заметила, что зрители сильнее поддерживают тех, кто бежит последним. «Я не против быть последней: лучше я, чем кто-то, кому этого совсем не хочется». Она гордится своей настойчивостью. На полумарафоне в Харрисбурге из-за сильного дождя натекли лужи по щиколотку, и многие сошли с дистанции. Хефеле пришла последней, но заняла первое место в своей возрастной группе, потому что все остальные в ее категории не добежали до финиша.
Нора Хефеле работает бухгалтером. Сначала она пробовала ходить на беговой дорожке, но вскоре пришла к выводу, что ей не нравится заниматься в помещении. Ей хотелось выбраться на воздух, и она открыла для себя фолкс-спортинг. Фолкс-спортинг – это занятия ходьбой по пересеченной местности, велоспортом, плаванием и беговыми лыжами на открытом воздухе. Это не соревновательный спорт: на мероприятие можно явиться в любое время (заявлено время начала и окончания), участвовать в своем темпе и просто наслаждаться природой и компанией единомышленников.
Получив этот опыт, она записалась на полумарафон в Бирмингеме «просто ради любопытства». К ее удивлению, марафон ей понравился, и она решила попробовать заняться бегом. «Иногда, оставив позади бóльшую часть дистанции, я думаю: “И почему я решила, что это мне понравится? Это ужасно!” Но бывает, я чувствую себя на седьмом небе, сильной, полной энергии. Я ставлю цель и добиваюсь ее. Приближаясь к финишной прямой, я чувствую себя прекрасно ». После семьдесят пятого полумарафона Нора Хефеле поставила себе следующую цель – сто полумарафонов. «Для меня марафоны – источник радости. Не каждый человек в шестьдесят один год может сказать о себе такое».
Из книги Келли Макгонигал «Радость движения».
Почему тренировки должны быть регулярными? Регулярные – это как? Раз в неделю подойдет?
Как заниматься спортом, чтобы меньше болеть. Поможет даже ходьба: рассказываем, как работает иммунитет
Подписывайтесь на блог издательства «МИФ» и на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: instagram.com/therock; globallookpress.com/Wiese/face to face, Andrey Arkusha/Russian Look, Jodi & Jake/moodboard
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды в Издательство МИФ.
Какое значение имеет спорт в жизни человека?
Спорт является важной составляющей жизни человека. Кому-то спорт помогает построить карьеру, для кого-то спорт становится ежедневным ритуалом, кто-то — ярый болельщик того или иного вида спорта.
С давних времен известно, что спорт положительно влияет на здоровье человека. Древние греки в ходе соревнований выявляли самого ловкого и спортивного. Спортивные соревнования по сей день неизменно привлекают большое количество спортсменов и болельщиков.
Спорт для здоровья
Некоторые люди вспоминают о спорте лишь тогда, когда необходимо сбросить набранные ранее лишние килограммы. Однако даже стройному человеку полезно заниматься спортом. На это есть несколько причин:
Спорт для болельщиков
Положительные эмоции вызывают не только сами занятия спортом, но и азарт, который вызывает наблюдение за соревнованиями. Некоторые болельщики спортивных состязаний увлекаются ставками на спорт. Самые азартные изучают ставки на спорт и прогнозы бесплатно в интернете. Однако иногда желание рискнуть затмевает все остальное — человек теряет больше денег, чем выигрывает. Зачастую за маской прогнозиста может скрываться обычный мошенник, который хочет выманить деньги у доверившегося ему человека. Поэтому стоит обращать внимание лишь на ставки на спорт от профессионалов, отдавая предпочтение легальным букмекерским конторам.
Вообще все спортивные соревнования проводятся в первую очередь для зрителей, иначе, кто узнает о победившем или проигравшем спортсмене. Поэтому каждый спортсмен выступает для людей.
Спорт для спортсменов
Для профессиональных спортсменов спорт — это вся жизнь, возможность построить карьеру, реализоваться. Профессиональный спорт направлен на достижение результата. Конечно, каждый спортсмен хочет победить, иначе, зачем вообще соревноваться. Победа на крупнейших соревнованиях — мечта любого, кто серьезно занимается спортом. Поэтому неудачи воспринимаются крайне болезненно, приводя к сильнейшим психологическим травмам. Несомненно, для победы мало только хорошей физической подготовки. Крайне важно иметь силу воли, выдержку, быть сильным не только физически, но и эмоционально.
Мое отношение к спорту
Я росла болезненным ребенком, папа опекал меня, часто говорил, что девочке не обязательно заниматься спортом. Мама была активной, в молодости увлекалась лыжами. Она и меня заставляла делать зарядку.
Спортивная база института была и есть до наших дней очень сильной. Многие выпускники института прославили нашу страну своими спортивными победами. Декан моего факультета удивился, когда обнаружил, что у меня нет никакого разряда и никаким видом спорта я всерьез не занималась до института. Поставил декан условия, если я за полгода не получу разряд, то он поставит вопрос о моем пребывании в институте.
Обучалась ходить на байдарках-двойках, пока в октябре месяце не перевернулась в холодной воде и не угодила в больницу с воспалением легких.
Легкая атлетика. Прыжки в длину. Бегу и перед самым прыжком «ступор», моя психика не дает мне прыгнуть.
Попала к тренеру по спортивной гимнастике. Та проверила мою гибкость и заверила моего декана, что сделает из меня разрядника.
Тренер мне достался жестким, я где-то боялась ее, может, поэтому все делала, выполняла ее требования. Только к концу второго курса удалось получить мне спортивный разряд. Нравились сборы. На них была особая атмосфера, да и кормили вкусно. Иногда тренер выдавала мне путевку в ночной профилакторий при институте. Питаешься в столовых бесплатно по талонам, проходишь обследование и подкрепляешься витаминами.
Каждый год мы сдавали какие-то нормы. Легко сдавала я плавание и летние вида спорта. Сложнее было с зимними. Коньки за пять лет я так и не освоила, хотя каток был напротив моего общежития.
Лыжи. С ними у меня связаны ряд курьезных случаев. Кросс по лыжам. Пригороды Ленинграда. Прекрасная погода. Снег лежалый, лыжня видна издалека. Я выхожу в первой группе. Иду себе и иду. Меня обгоняют все, так как я не бегу, а именно иду, переставляя ноги. И вдруг вижу перед собой препятствие. Лыжню пересекает дорога с придорожными сугробами. Пытаюсь с разгона их преодолеть. Дорога оказалась скользкой. Лыжа моя уперлась в сугроб. Треск. Лыжа сломалась. Что делать. Сняла вторую. Зажала их под мышками и спортивным ходом дошла до опорного пункта, где мне поменяли лыжи. Я отправилась дальше. В последней пятой партии я пришла второй. Какое ж было удивление, когда я попала в призеры, мне засчитали второй результат. Долго надо мной подшучивали мои однокурсники.
После института я время от времени занималась аэробикой, плаванием. Понимаю, что по натуре я не спортсмен, но зарядку делаю регулярно. У меня годами выработался комплекс необходимых мне упражнений. Зарядка, обжигающий холодный душ, психологический настрой помогают мне оставаться в свои годы способной трудиться и просто жить.
Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в 21 веке
Аннотация: В данной статье рассказывается о формировании научных взглядов, подходов, методов по совершенствованию основных направлений в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни.
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество.
В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии эта проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества.
Потребность в здоровье ощущается человеком чаще всего тогда, когда оно уже утрачивается. Вместе с тем, именно для сохранения здоровья, обеспечения активного трудового и социального долголетия особое значение имеет потребность в самовоспитании и самосовершенствовании.
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
В системе социальных ценностей и приоритетов общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья неотделима от проблемы жизнедеятельности человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.
Творческий потенциал человека в жизни, в учебной и производственной деятельности тем выше, чем крепче его физическое и психическое здоровье, чем богаче и разнообразнее его жизнедеятельность. Здоровый образ жизни является одним из важнейших параметров целостного бытия человека.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Основной курс совершенствования физической культуры и спорта в системе образования, определенный стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, – это создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Традиционные программы, существующие десятилетиями по предмету «физическая культура», безусловно, не плохи, на них в послевоенное время и далее выращены здоровые поколения, которые и решали задачи страны, и были физически дееспособны. Но изменилась страна, изменились наши дети, и потребности сегодняшних школьников немного другие. Жизнь идет вперед, поваляются новые виды спорта, увлечения, новые экстримы. И не учитывать это нельзя. Реализуя задачи физической культуры, учитель мечтает о победах на соревнованиях, однако далеко не всем детям интересен дух соперничества и спортивного азарта. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Можно сказать, что урок физической культуры в какой-то степени «уперся в стенку». Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии и создавать инновационные программы, которые были бы востребованы, как учительским сообществом, так и учениками для того, чтобы разнообразить и, в какой-то степени, определить свободу выбора детей. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Каждая новая программа должна сопровождаться медико-гигиеническими, психолого-педагогическими исследованиями, позволяющими адаптировать и оздоравливать детей в условиях образовательного процесса.
Самым доступным видом физической нагрузки является фитнес-аэробика. Это массовый, эстетически увлекательный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.
Это отличный эмоциональный фон тренировок и занятий, который увлекает в мир движений и танцевальных упражнений, развивает чувство ритма, способствует улучшению настроения и возможности избежать депрессий.
Этот вид занятий адаптирует программы для детей с различными способностями и уровнем физической подготовленности. Главное то, что все физические упражнения не травмоопасные, а оздоровительные. Они положительно влияют на различные группы мышц, работу дыхательной системы, помогают поддерживать стабильный вес и отличную физическую форму.
Фитнес-аэробика гармонично развивает в детях следующие физические качества – силу, выносливость, гибкость, ловкость, используя новейшие технологии фитнес-индустрии, которая по темпам развития в настоящее время занимает второе место после индустрии высоких технологий.
Занимаясь этим видом спорта, дети имеют возможность участвовать в соревнованиях и конкурсах по фитнес-аэробике и получать спортивные разряды.
В содержание занятий, как правило, входят:
разминка в танцевальном стиле (разучивание комбинаций классической аэробики с элементами хореографии),
силовая тренировка с использованием различного фитнес-оборудования (фитболы, медболы, гантели, амортизаторы, бодибары и др.),
Программа по фитнес-аэробике разработана специалистами Федерации фитнес-аэробики России, утверждена экспертным советом Министерства образования и науки РФ и рекомендована для апробации в рамках третьего урока физической культуры в российских школах.
Занятия спортом в юности развивают ум, в зрелом возрасте помогают обрести ясность мыслей, способствуют психологическому здоровью, помогают человеку успешно справляться со многими трудностями и приносят ему радость ощущения жизни. Но человек не будет заниматься спортом, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности вести активный здоровый образ жизни. Каким образом можно создать эту внутреннюю потребность? Полагаю, что ответ прост и ясен: необходимо формировать, прививать привычку вести активный здоровый образ жизни с детства. Еще Аристотель писал, что повторяя одни и те же действия, мы воспитываем себя и создаем привычки, которые меняют наш характер, доведя эти действия до совершенства.
Человек наиболее восприимчив к воспитанию в раннем возрасте, когда происходит формирование мыслительных и физических способностей. Именно в детском возрасте можно строить дорогу к лучшему здоровью, любви к спорту и стремлению к высоким достижениям в жизни. Главное — нужно делать нужные вещи в нужное время!
Сто лет назад наши предки много двигались, но были не обучены наукам, многие были просто неграмотны. Сегодня, когда все имеют среднее образование и образованы без меры, возникла неграмотность другого вида — безграмотность физическая, которой страдают в основном наши дети и внуки. Это серьезная проблема, которой нельзя пренебрегать. Бездействуя, мы обрекаем целое поколение будущих граждан на нездоровое существование.
С физической безграмотностью нужно бороться в раннем возрасте, в детских садах и в центрах дошкольного воспитания. Раннее воспитание физической грамотности может сыграть важнейшую роль и стать интегральной частью процесса по стимулированию возникновения тяги к здоровому образу жизни. В детских садах для детей до 6-летнего возраста было бы целесообразно начать программу обучения основ физической грамотности в виде игр и веселых упражнений. Эта программа «активного начала» могла бы помочь изучить самые базовые движения и умения в самое нужное и необходимое для этого время в развитии ребенка.
Ежедневно, через игры с друг другом, дети могут развивать фундаментальные умения двигаться, которые станут основой для обучения спорту, когда они чуть-чуть подрастут. Эти умения, такие как гибкость, чувство баланса, координация, скорость и быстрота движений и составляют основу физической грамотности — своеобразную «Азбуку движений». И чем раньше мы начнем обучать детей «Азбуке движений» — тем активнее и быстрее будут развиваться дети, их физическая координация, общая моторика, осанка и чувство равновесия.
Дети начнут верить в свои возможности и обретут уверенность, социальные умения, эмоциональный контроль и воображение, снижение психологического стресса, что будет способствовать улучшению сна ребенка — все то, что более всего важно в развитии физической грамотности ребенка.
Любая физическая активность обязательно должна быть большим удовольствием для ребенка, запоминающимся на всю жизнь, самым замечательным и восхитительным событием в его жизни, дающим радость познания и физического удовольствия от игры и движения.
Игры нужны детям, чтобы нормально развиваться — это непременный процесс обучения и развития. Каждый день жизни ребенка должен быть заполнен играми, чтобы помочь ему иметь хорошее здоровье на всю жизнь. Это работа над обретением многообразных умений в безопасном окружении детского учреждения, под непрестанным наблюдением воспитателей и педагогов, может принести самые полезные результаты.
Игры могут быть неструктурированными, но довольно активными для всех детей, а также адаптированными для детей с ограниченными возможностями. В самом сердце этого процесса будет активная работа воспитателей, их позитивный пример.
Дети обучаются к новым умениям и навыкам только тогда, когда их тела готовы к этому, когда их мозг и нервы могут правильно воспроизводить движения. Процесс обучения очень индивидуален. Некоторые дети могут быстро начать двигаться, в чем-то быть быстрее других, в чем-то чуть медленнее, поэтому необходимо будет многообразие подходов.
Самые разные игры и движения нужны для развития разных видов моторики, маленьких и больших мышц тела. Разнообразие игр, игрушек и движений быстро развивает мозг ребенка. Двигаясь, ребенок развивает свои мышцы, что делает кости крепкими, развивает сердце и делает его сильным.
Дети учатся чему-то посредством действий, методом проб и ошибок. Во всей детской кутерьме и куче мала есть глубокий смысл. Дети учатся, когда играют, когда они прыгают, бегают, кричат и разговаривают, бросают, толкают, повторяя эти действия бесчисленное количество раз — так происходит процесс обучения.
Взрослые несут ответственность за условия развития своих детей и подопечных, создавая им стимулирующие условия для исследования окружающего мира и развития своего потенциала, поощряя детей пробовать все новые и новые вещи и движения.
Каждый родитель помнит драгоценные моменты из жизни своего ребенка, когда он начал самостоятельно поднимать голову, сидеть, ползать, стоять, держась за мебель, начал ходить, осторожно опираясь, забираться по ступенькам, толкать и бросать мячик, прыгать и научился двигать педалями трехколесного велосипеда. Эти бесценные моменты развития человека, когда он обретает новые возможности и раскрывает новые горизонты своего потенциала, происходят в период «активного Старта».
Каждый из нас помнит что-то, что произошли с ним в этом возрасте. Это особый возраст в жизни человека, это возраст активного восприятия окружающего мира и психического становления. Каждое незначительное событие в глазах ребенка в этом возрасте обретает гиперболические пропорции. Ребенок в своем стремлении адаптировать себя к реалиям окружающего мира, воспринимает все глазами человека, который только что начал видеть. Вместе с красотой окружающего мира в этот момент могут проникнуть печали и тревоги мира. Это и хорошо, и плохо, но одно несомненно — в этот период развития мы должны уберечь ребенка от чрезмерного разочарования, травмирующего развивающееся самовосприятие маленького человека.
Часто можно видеть, как дети 6-8 лет, ведомые своими любящими и желающими им всего наилучшего родителями, участвуют в различных соревнованиях. Велика бывает радость победителей, событие по своему значению превосходит все, что может быть в дальнейшей жизни. А побежденный ребёнок заливается самыми горькими слезами. Наша спортивная образовательная система возникла в самое беспощадное по отношению к личности время. Всегда приветствовалось лишь желание победить и победить любой ценой, когда было принято говорить, что «за ценой не постоим». При этом никто не хотел даже думать, насколько бесценна жизнь каждого человека. Это мучительное бремя неистового желания победы появилось из-за тех лихолетных лет, последовавших после первой мировой и гражданской войны, абсолютно разрушившим само понятие ценности человеческой жизни. Нам трудно избавиться от этого исторического груза, и тем более от этого отношения в такой казалось бы прекрасной сфере человеческой деятельности как спорт.
Все те, кто в детстве принимал участие в соревнованиях, получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Участвуя в спортивной жизни, человек получает навыки восстановления, учится избегать травмы и хорошо питаться.
К 18-19 годам человек вырабатывает свой стиль жизни и, возможно, будет придерживаться его на многие лета. Этот путь выработки своего стиля жизни начинается в самом раннем детстве. Успех создания здорового активного образа жизни зиждется на здоровом начале, заложенном в детском саду, взлелеянном и взращённом в школьные годы, закрепленном в молодом возрасте. Тот, кто начал рано вести здоровый активный образ жизни, имеет гораздо больше шансов преуспеть в этом пути, чем тот, кто не имел возможности этим заниматься в молодые годы. Таким образом, детский сад и школа не только могут учить учиться, но и могут способствовать развитию здорового образа жизни.
Страны с самым высоким уровнем средней продолжительности жизни, что является показателем успешности нации и её здоровья — скандинавские страны, Япония, Южная Корея, и в последнее время Китай — давно обратили внимание на феномен раннего воспитания и образования. В этих странах здоровый активный образ жизни формируется уже в детском саду и результат очевиден. Еще 19 веке японский просветитель и организатор системы образования Дзюгаро Кано, создатель олимпийского вида спорта «дзюдо», утверждал, что желание человека к совершенствованию и здоровому образу жизни можно заложить в самом раннем возрасте. Благодаря такому подходу, когда лучшие и высокооплачиваемые педагогические кадры и средства были направлены на дошкольное образование, Япония быстро стала одной из ведущих технологических и экономических мировых гигантов.
Наша образовательная система рассматривала дошкольное образование как обычный подготовительный этап к школьному образованию, и соответственно, развивала это направление образования по остаточному принципу. Только в последние годы фокус внимания немного сдвинулся в сторону дошкольного образования. Раннее привитие здорового образа жизни — лишь часть решения огромной проблемы по оздоровлению нации. Одним из непременных условий изменения ситуации является расширение детского школьного спорта, с тем, чтобы он действительно стал школьным.
Почти все российские нобелевские лауреаты были выходцами системы русского гимназического образования, которое давало самый широкий и всеохватный взгляд на мир. Они изучали в школе древние языки, древнегреческий и латынь, серьезную математику, естественные дисциплины, художественное искусство и классическую музыку, при этом огромное время уделяли спорту. Идея гимназического образования заключалась в древнегреческой идее развития всесторонне развитой личности и, действительно, все наши великие ученые, прошедшие эту систему образования были превосходными гуманистами, великолепными лингвистами, знающими по несколько европейских языков, хорошими музыкантами и спортсменами-любителями. Академик Иван Петрович Павлов был активным спортсменом и создал «Общество врачей — любителей физических упражнений и велосипедной езды». Нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Николай Басов и Леонид Канторович были заядлыми альпинистами, а Николай Семёнов, Павел Черенков и Пётр Капица активно занимались лыжным спортом. Их пример говорит о том, что спортивный здоровый образ жизни является естественным атрибутом цивилизованной жизни и нисколько не мешает, а наоборот, способствует жизненному успеху человека.
Для реализации принципа «спорт для всех» в школах должна идти настоящая спортивная жизнь. Все школьники должны иметь возможность участвовать, вне зависимости от их спортивных талантов, в любом выбранном ими виде спорта. Основным критерием должно быть участие и то, что этот спорт нравится школьнику. Если каждый школьник будет участвовать в этом движении, то, несомненно, будет гораздо больше людей, любящих спорт и ведущих активный здоровый образ жизни.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой. Если вы ведете здоровый образ жизни, то вы должны знать все о здоровом питании, а так же что в этом возрасте не надо много пищи, много надо питательных веществ. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и все остальные составляющие. Оптимальные нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна подавляющему большинству людей, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку. Для поддержания здорового образа жизни важно уметь определить состояние здоровья самостоятельно в домашних условиях.
К элементам здорового образа жизни относятся:
― навыки и привычки здорового образа жизни, которые закладываются в раннем детстве;
― окружающая природная среда (она должна быть максимально безопасной и благоприятной для обитания);
― отказ от таких вредных форм поведения, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ;
― сбалансированное и рациональное питание (питание качественными продуктами должно соответствовать физиологическим особенностям индивида);
― спорт и физическая активность (с учетом физиологических и возрастных изменений);
― гигиена личная и общественная (т.е. возможность позаботиться о собственном здоровье и при необходимости оказать другим первую медицинскую помощь);
Если мы хотим, чтобы наше общество было здоровым и физически, и морально, а высокая мораль, этичность и здоровый дух — это производные здорового тела, то «спорт для всех» должен стать главным лейтмотивом в области политики по продвижению здорового образа жизни.