какое государство недавно утратило монархическую форму правления
Из монархии в республику и обратно
На протяжении столетий монархия была основной формой правления в Европе. Республики (Швейцарская Конфедерация, Венеция, Генуя, свободные ганзейские города в Германии и т. д.) были исключением среди множества королевств, княжеств, а позднее и империй. Компромиссом обеих систем являлась Речь Посполитая, союз Польши и Великого княжества Литовского, в которой с 1505-го по 1795 год правила шляхта, выбиравшая королей по своему усмотрению.
Однако с развитием капитализма и усложнением социальных институтов монархия оказалась под ударом. Первой — но ненадолго — пала монархия в Англии, где парламент под руководством Оливера Кромвеля в 1649 году устроил революцию, отправив короля Карла I на эшафот (монархическая форма правления была восстановлена в 1660-м).
Во Франции монархия впервые была ликвидирована в 1792 году в результате кровавой Французской революции, что не помешало нескольким монархическим реставрациям (включая две наполеоновские), пока в 1871 году французы окончательно не выбрали республиканскую форму правления.
В Португалии монархия была отменена в 1910 году, два года спустя после убийства короля Карлуша I. В соседней Испании монархию ликвидировали дважды — в 1873 году и в 1931-м. Однако после смерти диктатора Франсиско Франко в 1975 году конституционная монархия была восстановлена.
Первая мировая война привела к самой масштабной ликвидации монархий в истории Европы. Революция уничтожила российскую монархию — институционально и физически. Планы Берлина создать новые королевские титулы в Восточной Европе после Брестского мира с большевиками — в Финляндии, Литве и Польше — успехом не увенчались. А проигравшие в войне Германия, Австрия и Турция тоже стали республиками.
Очередная волна ликвидации монархий пришлась на Вторую мировую войну. В 1939 году Италия оккупировала Албанию и свергла местного короля. Попавшие в советскую сферу влияния по результатам войны Румыния, Венгрия, Болгария и Югославия тоже быстро стали республиками. Хотя король Италии Виктор Иммануил III во время войны сменил свои политические пристрастия и перешел на сторону союзников, на референдуме в 1946 году итальянцы проголосовали за республику.
Последней из монархий в Европе пала Греция, где после путча в 1967 году король Константин II был вынужден бежать из страны. Республика была провозглашена в 1973 году, и эта декларация была юридически подтверждена на референдуме год спустя. 69% греков выступили за республиканскую форму правления.
После распада советской сферы влияния на востоке Европы монархические движения там опять набрали силу. В Албании в 1997 году провели референдум о возвращении монархии, однако большинство албанцев все же предпочло сохранить республику. В Болгарии бывший царь Симеон, который был свергнут с престола в 1946 году, возглавил политическую партию и правил страной в качестве премьер-министра в 2001–2005 годах (под именем Симеон Сакскобургготски). Бывшему королю Румынии Михаю и сербскому принцу Александру Карагеоргиевичу было разрешено вернуться в свои страны. Хотя они и смогли играть некоторую роль в политической жизни, поставить на повестку дня реставрацию монархий в Бухаресте и в Белграде им не удалось.
В результате к XXI веку в Европе осталось лишь 12 монархий, включая четыре микрогосударства — Лихтенштейн, Монако, Ватикан (где монархия теократическая) и Андорру (там монархом является сюзерен пиренейского княжества — глава государства Франции, в настоящее время президент Николя Саркози).
Нидерланды начали свою историю в качестве республики объединенных провинций, когда в XVI веке они получили независимость от испанской короны. Создание монархии в стране в 1815 году стало результатом нового переустройства Европы после Наполеоновских войн. Соседняя Бельгия является королевством с момента получения независимости от Нидерландов, с 1831 года здешний монарх официально именуется королем всех бельгийцев. По сути, монархия — единственный объединяющий институт Бельгии, где в последние десятилетия растут разногласия между фламандцами и валлонами. Люксембург — независимое герцогство с 1815 года. В 1919-м в стране прошел референдум о конституционном строе, на котором 80% высказались за сохранение монархии.
В Дании монархическое правление началось еще в ранние Средние века и уже к Х веку сложилось как национальный институт. Датская монархия включает в себя Гренландию и Фарерские острова, которые являются автономными территориями страны. По соцопросам, более 80% датчан выступают за сохранение такой формы правления. В Швеции монархия столь же древняя и ни разу не прерывалась, несмотря на смену династий (нынешняя, Бернадоттская, ведет отсчет с 1818 года, когда королем Швеции стал наполеоновский маршал Жан-Баптист Бернадотт). В Норвегии монархия существовала в годы независимости (с IX по XIV век). Однако с 1397-го по 1524 год страна была в персональной унии с королями Швеции, с 1536-го по 1814-й — с королями Дании и с 1814-го по 1905-й — снова Швеции. Лишь в начале XX страна стала независимой и создала собственную королевскую семью, пригласив в Осло датского принца.
Испания стала единым королевством в 1516 году, когда титулы Кастилии, Арагона, Леона и Астурии были слиты в единую корону. Монархию прерывали сначала Первая республика (1873–1874) и Вторая республика (1931–1939), а также диктатура генерала Франко. Как уже упоминалось, после его смерти в 1975 году монархия была восстановлена — на трон пригласили молодого принца Хуана Карлоса из династии Бурбонов, правившей с 1713 года. Хотя в нынешней Испании немало политических организаций выступает за третью республику, по опросам, за отмену монархии выступает лишь 25% жителей страны.
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Какое государство недавно утратило монархическую форму правления
Монархические государства современности 2.
Европа
Африка
Океания
Необычные монархии
Малайзия – монархия с выборным главой государства. Верховный правитель (янг ди-пертуан агонг), а также его заместитель избираются советом правителей (наследственных султанов) девяти штатов Малайзии на пятилетний срок из числа его членов. Верховный правитель выполняет представительские функции главы государства «по совету парламента и правительства».
Особая форма монархии существует в некоторых государствах — членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент.
Объединённые Арабские Эмираты — республика, состоящая из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой карликовое государство с абсолютной монархией: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра и Шарджа.
Цитаты про монархию
Бюджетные расходы на содержание монархии
Бельгийский профессор государственного управления и финансов Герман Маттис представил доклад на тему «Бюджетная стоимость европейских монархий». В 2011 году он проанализировал восемь стран с монархическими формами правления на предмет стоимости их содержания. В его списке оказались Люксембург, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Великобритания и Испания.
Если сравнивать монархии по уровню дотаций, то, согласно докладу Маттиса, больше остальных на своих правителей тратят британцы — 45,6 млн евро в год. При населении Британии более 60 млн человек каждый подданный, таким образом, тратит на главный символ Великобритании менее евро в год.
Не очень сильно от них отстали подданные нидерландской монархии. Их затраты составляют 39,1 млн евро в год. Замыкающие тройку жители Норвегии тратят 25,1 млн евро. Последнее место в этом списке занимает королевская семья Испании — всего 8,4 млн евро.
Для сравнения, власти Франции получают дотации из бюджета в размере 112 млн евро, а Германии — 28,7 млн евро.
Самый высокий заработок оказался у короля Норвегии Харальда V. При вычете всех налогов в год он получает в чистом виде 1,2 млн евро. В тройку самых высоких зарплат монархов входят также доходы королевы Нидерландов Беатрикс — 829 000 евро, а также великого герцога Люксембурга Анри — 645 000 евро.
Король Испании Хуан Карлос I со своим ежегодным доходом в 175 622 евро и в этом списке снова занимает последнее место.
Для сравнения президент Германии получает ежегодно 277 000 евро, президент Франции — 273 000 евро, а ежегодная зарплата председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея составляет 261 300 евро.
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.