какое государство по форме правления является монархией
Страны с монархической формой правления
Всего получено оценок: 361.
Всего получено оценок: 361.
Монархия – одна из древнейших форм государственного устройства. Монархи имели различный титул в соответствии с традициями – фараон, султан, эрцгерцог, император и другие. В статье приводятся сведения о современных монархиях.
Типы монархий
В настоящее время существует 31 страна с монархической формой правления. Государства делятся на 3 группы: абсолютная, конституционная и теократическая монархии.
Власть принадлежит монарху пожизненно, передается по наследству или монарх сам назначает наследника. Единственное исключение – титул Папы Римского.
Абсолютные монархии характерны для азиатского региона, где власть монарха не ограничена никакими государственными органами.
В странах с конституционной монархией властные полномочия монарха ограничиваются разнообразными структурами – парламентом, конституцией, национальными традициями.
Самый редкий вид монархии – абсолютная теократическая монархия, где государственную и духовную власть представляет один человек (Ватикан).
Рис. 1. Папа Римский Франциск.
Современные монархии
Составим список стран с монархической формой правления.
Все европейские монархии, кроме Ватикана, являются конституционными. Это Испания, Британия, страны Бенилюкса, страны Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция), карликовые государства-княжества Лихтенштейн, Андорра, Монако.
В Азии представлены все виды монархий. К абсолютным относятся эмираты Бахрейн, ОАЭ, Катар, Кувейт, султанат Оман.
Рис. 2. Султан Омана Хейсам бен Тарик Аль Саид.
Королевство Саудовская Аравия и султанат Бруней – теократические монархии. Конституционные монархии: Япония (империя), королевства Таиланд, Иордания, Камбоджа, Бутан.
В Африке расположено королевство Марокко – конституционная монархия.
Остальные страны-монархии входят в Содружество наций.
Британское содружество наций
Большинство стран, связанных в прошлом с Великобританией каким-либо видом зависимости добровольно объединились в Британское содружество для содействия взаимовыгодному развитию. Это 53 независимых государства, в 16 из них главой считается монарх Британии.
Рис. 3. Королева Елизавета II.
Самые крупные страны Содружества – Канада, Австралия, Индия.
Часть стран-членов Содружества имеют своих монархов (Бруней, Лесото, Малайзия, Тонга, Эсватини, Самоа). Большинство являются республиками.
Что мы узнали?
Мы узнали, в каких странах установлена монархическая форма правления, где находятся монархии на карте мира. Мы познакомились с разными видами монархий, узнали о Содружестве наций.
Что такое монархия — конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий)
«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».
Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.
Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.
ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — это демократия), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.
Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:
Монархия — это древнейшая форма правления
Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие» (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.
Монархия — это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).
Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:
Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.
Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.
Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.
Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.
По принципу наследования престола различают три вида монархий:
Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.
Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.
Виды монархий
Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.
Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.
Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:
Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.
Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей, большинство из которых в настоящее время не существует.
Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:
Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.
Абсолютная монархия
На западе абсолютизм приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.
Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.
Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?
Сословно-представительная монархия | Абсолютная монархия |
---|---|
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий (что это?). | Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху). |
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. | На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий. |
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. | Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия. |
Конституционная (ограниченная) монархия
Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия.
При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии:
Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.
Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.
Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – Англия. Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?
После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой установление республики, которая продержалась до 1660 года.
Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.
Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.
В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах, утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.
Сословная и сословно-представительная монархия
Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.
На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.
Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.
Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.
Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).
Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – парламент Великобритании, созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.
Теократическая и другие виды монархий
Патриархальная (традиционная) монархия
Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.
Сакральная монархия
Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.
Теократическая монархия
Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам (что это такое?). Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.
В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.
Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.
Деспотическая монархия
Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах, где подданные считались войском своего монарха-военачальника.
В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.
Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия
Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие, хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.
Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».
Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором.
Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте (что это такое?) от 17 октября.
В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.
Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.
«Третьеиюньская монархия» стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.
Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.
И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.
Страны-монархии
Как уже говорилось выше, в мире осталось 44 страны, где правят монархи. Визуально их можно увидеть на приведенной ниже карте.
Более детально посмотреть все страны с таким строем можно на приведенном ниже рисунке:
Обратите внимание, что страны разбиты по видам монархического режима, который в них установлен. По сути, у нас остались только представители конституционной (парламентской и дуалистической), абсолютной и теократических монархий. Последний вид, по сути, представлен лишь одним квазигосударством.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Монархия — это изжившая себя форма правления. Хотя, некоторые ее черты можно проследить даже при демократичном режиме.
Как бы это ни прозвучало, но порой кажется, что и наша страна живёт под знаком монархии, хотя официально это, конечно, никто не признает. Ну а что? Сколько лет царёк наш правит?) Вот и думайте)
Ксения: что за страна у вас? Ближнее зарубежье? Восточные соседи? Тогда все понятно. Невозможно шагнуть из феодализма в демократию. Там как были баи, так и остались. Причем только такой вариант и будет эффективным (работать).
Вы поймите, умная моя. Почему Запад так агрессивно везде насаждает демократию? Чтобы было легче вмешиваться в управление государства и грабить. И плевать ему, что устои этого не приемлют.
А попробуйте манипулировать монархом. Вспомните Каддафи. Ливия была в шоколаде (почти коммунизм). Не смог Запад насадить там свою дерьмократию и пришлось уничтожить монарха и вместе с ним и все страну.
Хотите жить хорошо — никого не слушайте и ни на кого не смотрите. Из вне вам никто добра не желает. Желает только ограбить и пойти дальше.
Страны с монархической формой правления
№ п/п
Регион
Страна
Форма правления
Е В Р О П А
Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии)
КМ
Испания (Королевство Испания)
КМ
Бельгия (Королевство Бельгия)
КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов)
КМ
Монако (княжество Монако)
КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)
КМ
Швеция (Королевство Швеция)
КМ
Норвегия (Королевство Норвегия)
КМ
Дания (Королевство Дания)
КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)
КМ
Андорра (Княжество Андорра)
КМ
А З И Я
Бруней (Бруней Даруссалам)
АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия)
АТМ
Катар (Государство Катар)
АМ
Оман (Султанат Оман)
АМ
Кувейт (Государство Кувейт)
КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн)
КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
КМ
Бутан (Королевство Бутан)
КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа)
КМ
Таиланд (Королевство Таиланд)
КМ
Малайзия (Федерация Малайзия)
КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство)
КМ
АФРИКА
Марокко (Королевство Марокко)
КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд)
КМ
Лесото (Королевство Лесото)
КМ
Океания
Тонга (Королевство Тонга)
КМ
Примечание: КМ – конституционная монархия;
АМ – абсолютная монархия;
АТМ – абсолютная теократическая монархия.
Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты такой формы правления:
· внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США),
· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.
В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.
Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).
Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.
Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.
Следует отметить своеобразную форму правления — межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).
Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии — около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.
Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.
В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества … символом свободной ассоциации независимых государств — его членов». Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа— Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие — официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества— конференции глав-правительств.
В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.
Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.
Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.
Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.
Федерация — форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.
Характерные признаки федерации:
— территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций — в Аргентине, Канаде; кантонов — в Швейцарии; земель — в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей — в России);
— субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;
— компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
— каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;
— федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.
— В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.
Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).
Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).
Таблица 4