какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

Какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

Тесты по истории государства и права зарубежных стран.

Дайте ответ на предложенные вопросы, выбрав в каждом вопросе один из трех вариантов ответа.

1. Выберите признак, характеризующий первобытные правовые нормы:

а) формальная определенность;

в) обеспеченность возможностью государственного принуждения.

2. Одним из проявлений принципа эквивалентного (реципрокного) обмена являлось:

а) применение ордалии (суда Божьего) в качестве доказательства;

б) установление запрета инцеста (кровосмешения);

в) наказание по принципу талиона.

3. Укажите наиболее привилегированную группу древнеиндийского общества:

4. Представители, какой группы древневавилонского общества обладали полной правосубъектностью?

а) членовредительское наказание за оскорбление;

б) процедура изгнания;

в) особый порядок судебного расследования.

6. Право законодательной инициативы в Афинах принадлежало:

а) специальному судебному органу – гелиэе;

в) каждому гражданину Афин.

7. Кому принадлежала фактическая власть в Спарте:

а) совету старейшин;

в) народному собранию.

б) народные собрания;

в) территориальные округа Рима.

9. Право законодательной инициативы в Римской республике принадлежало:

б) должностным лицам;

10. Какое название дано периоду Римской империи, для которого характерна форма правления переходная от монархии к республике?

11. Что характерно для средневековых западноевропейских государств?

а) юридическое оформление государственных институтов;

б) господство государства над церковью;

в) монархическая форма правления.

а) право, источником которого являлись акты королей;

б) право католической церкви;

13. В своей борьбе за независимость от власти феодалов города получали поддержку:

14. Назовите сословно-представительный орган, существовавший во Франции:

а) Парижский Парламент;

в) Генеральные Штаты.

15. Судебник Карла V «Каролина» содержал нормы:

а) уголовного права;

б) регулирующие государственные правоотношения;

в) гражданского права.

16. Укажите отличительную черту сословно-представительной монархии в Англии:

а) отсутствие сословно-представительного органа;

б) юридическое оформление прав и привилегий сословий;

в) утверждение принципа: «Король царствует, но не управляет».

17. Признак, не характерный для английского абсолютизма:

а) отсутствие регулярной армии;

б) военно-бюрократический характер власти;

в) наличие парламента.

18. Судебное решение в рамках «права справедливости» выносилось на основе:

а) представлений короля или лорда-канцлера о справедливом;

в) судебного прецедента.

19. Что из перечисленного не является источником мусульманского права?

20. Кому в Арабском Халифате было поручено осуществлять суд?

а) представителям духовенства;

21. «Звездная палата» – это:

а) собрание курфюрстов в период феодальной раздробленности Германии;

б) Королевский совет, выполнявший судебные функции в период английского абсолютизма;

в) Высший инквизиционный трибунал.

а) английских колониях в Северной Америки;

б) Священной Римской империи германской нации в X-XII вв.;

в) раннефеодальной Англии.

23. Декрет о максимуме в период якобинской диктатуры предполагал:

а) установление максимального срока работы в Конвенте;

б) установления максимальной продолжительности рабочего дня;

в) установления максимальных цен и размера заработной платы.

24. Какой документ провозглашал неотчуждаемые права: жизнь, свобода и стремление к счастью?

а) Habeas corpus act ;

б) Декларация независимости США;

25. Конституция какой страны первоначально не закрепляла права и свободы?

б) Конституция Франции 1793 г.;

в) Основной Закон ФРГ 1949 г.

26. Веймарская Конституция провозгласила форму правления:

б) ограниченную монархию;

27. «Ни одно лицо не должно быть избранно на пост Президента более двух раз…», это положение содержится:

а) в первоначальном тексте Конституции США;

б) в XXII поправке к Конституции США;

в) вообще не содержится в Конституции США.

28. Президент ФРГ избирается:

а) гражданами ФРГ путем прямого голосования;

б) гражданами ФРГ путем косвенного голосования;

в) Федеральным собранием.

29. Закон Вагнера регулировал:

а) взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти;

б) взаимодействие органов власти штатов и Конгресса США;

в) трудовые отношения.

30. В каком веке в Великобритании женщины получили избирательные права?

1б; 2б; 3в; 4а; 5б; 6в; 7а; 8б; 9в; 10а;

11в; 12б; 13б; 14в; 15а; 16б; 17в; 18а; 19в; 20а;

21б; 22а; 23в; 24б; 25а; 26в; 27б; 28в; 29в; 30в.

Источник

Принципат и доминат в Римской империи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципат в Римской империи

Принципат – это политический режим, существовавший с 27 г. до нашей эры по 284 г. нашей эры в Римской империи, для которого были характерны монархические и республиканские черты.

Несмотря на то, что власть формально принадлежала народу и сенату, за императорским бюрократическим аппаратом всегда было последнее слово.

Октавиан Август, государственный деятель прошлого, считается основным архитектором системы принципата.

Рисунок 1. Принципат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В это время Римская империя значительно расширила свои территориальные владения, шел быстрый экономический рост, процветала культура и искусство, в поселениях было множество рабов. Вместе с преобразованием общества происходила деградация старых классов, чьи интересы отражал Рим. Естественно, возникал вопрос о пересмотре имеющихся политических порядков.

Правители, включая Цезаря и Помпея, ломали головы над разработкой реформ для спасения государства, однако быстрому и качественному рывку эти преобразования не помогали.

Решить эту задачу смог Октавиан Август, создавший систему государственного устройства, названную принципатом. Свою задачу он видел в том, чтобы создать сильный центр и с его помощью обеспечить политическую и социальную стабильность без ущерба для страны.

Август, имея неограниченные триумвирские полномочия, в своих руках сконцентрировал высшую военную и гражданскую власть. Это была совокупность республиканских магистратур и прав, одобренных сенатом и народным собранием. В целом сохранялась республиканская форма государственного устройства, и разница состояла в том, что верховного правителя стали называть принцепсом, что означало – первый из списка сенаторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Сохранились и прежние властные структуры, правда, утратившие некоторые свои функции и ставшие подконтрольными принцепсу и его окружению.

На первый взгляд, кажется, что принцепс олицетворяет собой абсолютизм, но это не так, он (носитель власти) выступает в роли только одного суверена – народа. Полномочия главы республики в ранний период принципата за рамки конституции не выходили и, также, как рядовые граждане, он подчинялся закону. Принцепс назначал членов коллегии, но без императора коллегия не могла принять никаких решений. Общественные вопросы столицы рассматривались только народным собранием.

Сенат был реорганизован в совещательный при дворе орган. Этот широкий круг полномочий императора позволил установить в стране принципат.

Принцепс имел возможность:

Вопреки действующему законодательству и римским традициям, он мог одновременно занимать несколько важных постов.

Характерным для этого общественно-политического строя было минимальное количество чиновников разного ранга.

Система местного самоуправления сохранялась в провинциях. Высшие администраторы имели минимальный срок службы и часто не имели достаточной компетенции, поэтому почти не вмешивались в работу органов городского самоуправления и ограничивались только общим контролем.

За магистратами сохранялась законодательная инициатива, а сенат проводил судебные разбирательства, однако всё решал император.

Армия на добровольной основе становится профессиональной. За короткий период Рим превращается в мегаполис с миллионным населением.

Постепенно принципат себя изживает и ему на смену приходит доминат.

Доминат в Римской Империи

На смену принципату пришла следующая форма правления – доминат, т. е. установление полной монархии.

Доминат утвержден в 294-305 годах императором Диоклетианом, правившим страной. Историки говорят, что это была эпоха поздней империи, а термин «доминат» – привычное в то время обращение к правителю – dominus et dues, что значит господин и бог.

С приходом к власти Диоклетиан делает всё возможное для установления абсолютной монархии и уже в начале правления институты власти старого образца полностью исчезают.

Управление государством осуществляет несколько инстанций – Государственный совет, готовивший новые законы и рассматривавший вопросы политики, Финансовое ведомство, Военный совет, генералы которого назначались императором и находились под полным его контролем.

Всех чиновников император выделил в особый класс, что позволило им выгодно отличаться от остального населения – специальная форма, пожизненная пенсия, большое количество привилегий.

Диоклетиан, несмотря на низкое происхождение, а он был сыном вольноотпущенника, сумел добиться абсолютной власти в могущественном государстве того периода.

Он оказал большое влияние на экономическую и политическую жизнь Римской империи.

Будучи у власти Диоклетиан провел целый ряд реформ:

Империя, разделенная на две части, жила пока по одному законодательству.

Строй, установленный Диоклетианом, в классическом понимании слова, нельзя назвать монархией, по причине отсутствия одной характерной черты. Суть заключается в том, что принцип наследования власти в Римской империи не был утвержден.

Принадлежность на трон претендента правящей династии была не основной характеристикой, хотя являлась важным моментом.

Ряд историков считают доминат военно-бюрократической монархией, которая порвала с республиканским прошлым Рима, а другие считают, что Рим сохранился в определенных элементах полисного устройства.

Сходства и различия принципата и домината

Римская империя в период принципата была разделена на провинции, возглавляемые подотчетными императору наместниками.

Провинции, в свою очередь, делились на округа, обладавших муниципальным самоуправлением.

Императоры принципата в своей внутренней политике были последовательны, например, уничтожили христианство, внесли восточные культы, жители провинций получили права римского гражданина, расширились и укрепились границы империи, росли новые города, в провинциях стимулировалась торговля и шла романизация населения.

Что касалось внешней политики, то шло ослабление Парфянского царства, а позднее Сасанидского. На границах с враждебными государствами шло создание буферных зон, что особенно было характерно для восточной части империи.

Империя подчиняла себе Боспорское и Армянское царства. Во время принципата шло активное исследование германского побережья и Африки, предпринимались попытки установления дипломатических отношений с Китаем.

Экономика империи опиралась на товарные виллы, латифундии, внутреннюю и внешнюю торговлю, в значительной степени на военную добычу.

Кризис III века, затронувший весь античный Рим, привел к формированию домината. Его причины лежали в системе принципата, а именно, в равнозначности сената и императора, в варваризации общества, сепаратизма провинций, да и система рабовладения сама себя уже исчерпала.

В результате кризис показал, что необходимы серьезные реформы. Эпоха домината связана с первым её императором Диоклетианом, а окончательное его формирование произошло при Константине.

Императорский статус при Диоклетиане изменился – император обладал абсолютной властью. У сената отсутствовала какая-либо власть, и он был просто бюрократическим органом.

Вместо провинций появились большие области – диоцезы, делившиеся на округа. Чиновники, управлявшие диоцезами, были подотчетны префекту претория.

В области внутренней политики доминат устранял прецедентов незаконной узурпации власти, восстанавливал экономический потенциал, распространял христианство, боролся с ересью и превращал своих граждан в подданных – землевладельцы прикреплялись к земле, население облагалось налогами.

Во внешней политике – германцам на границах империи предоставлялись земли, чтобы дополнительно укрепить границы и среди них распространить христианство, на сасанидской границе поддерживался статус-кво, а германские племена стравливались друг с другом.

Экономика домината опиралась на систему колоната и уцелевшую внутреннюю торговлю.

Таким образом, сходством этих двух систем является монархическая форма правления, а во всех остальных вопросах принципат и доминат существенно различаются.

Источник

Принципат

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

Всего получено оценок: 200.

Всего получено оценок: 200.

Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

которые читают вместе с этой

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса – главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

какое название дано периоду римской империи для которого характерна форма правления переходная

Что мы узнали?

При изучении темы «Принципат» мы узнали, в каком состоянии пребывало Римское государство в III-I веках до н.э. и в каких переменах оно нуждалось. Мы выяснили, что означает термин «принципат», и какие формы правления он в себе сочетал.

Источник

Государственный строй – царская власть, республика, империя

В Риме имелся царь (rex). Исторические свидетельства о месте царей в системе управления римским народом крайне скупы, поэтому о положении, полномочиях царей трудно судить с полной уверенностью. Имеются, однако, указания на то, что первоначально цари избирались, были всего лишь племенными вождями. Их власть была ограничена народным собранием и советом старейшин. Позже положение царей изменяется. Последних римских царей нельзя считать абсолютными монархами, как в странах Древнего Востока, но, несомненно, они обладали большой властью.

В современной зарубежной литературе вопрос о существовании монархии в раннем Риме не имеет однозначного решения. Так, одни (У. Коли) не видят существенной разницы между царской властью в восточных деспотиях и властью базилевса в Афинах, рекса – в Риме. Напротив, другие считают царя-рекса всего лишь магистратом, которому федерация родов поручила осуществление военных и религиозных функций (де Мартино).

В советской историко-правовой литературе преобладал взгляд, согласно которому в раннем Риме не было монархической формы государства. Следует, однако, обратить внимание на весьма широкий круг полномочий римских царей-рексов. Царю принадлежало верховное командование и высшее распоряжение вооруженными силами, он был верховным жрецом, вершил суд, заключал международные договоры, в его руках были ключи от хранилища казны. Царь избирался народным собранием, но в ряде случаев эти выборы, вероятно, были лишь формальностью. «Исключительное положение царя, полнота власти, безусловное право приказа, – пишет С. Л. Утченко, – все эти прерогативы верховного властителя, которыми, очевидно, обладали последние римские цари… как и внешние знаки царского достоинства, – пурпурное одеяние, трон из слоновой кости, свита ликторов, фасцы, – опять-таки свидетельствуют об особом и исключительном положении его носителей».

В доказательство широты полномочий последних царей и исключительности их положения С. Л. Утченко ссылается, в частности, на тот факт, что после уничтожения царской власти верховная власть (империум) с безусловным правом приказывать от имени всей общины (за исключением жреческих полномочий) перешла к высшим республиканским магистратам. Империум в ранней республике С. Л. Утченко считает «рудиментом централизованной монархической власти», по которому можно судить и о самой, уже исчезнувшей, царской власти.

Существует ли связь между формами государства и этапами развития? Такая постановка вопроса не привлекла широкого внимания отечественных историков и юристов. Однако предположительные выводы имеются. Например, Ю. К. Колосовская считает, что «формирование политической власти, как правило, происходит в виде ранних форм монархии (которые мы находим и в Греции, и в Риме, и в племенном мире)». Действительно, такую закономерность мы наблюдаем в странах Древнего Востока, в феодальных государствах Европы. Неразвитость экономической жизни, наличие общинных отношений, низкий уровень культуры и общественной активности порождают такую форму государства, как ранняя монархия. Республика появляется на более высокой ступени. Эта же закономерность, но не столь четко, проявляется и в истории Древнего Рима. Как полагают, в Риме задолго до VI в. наблюдался переход к государственной организации общества. Осуществлялось ли при этом движение к республике или монархии, можно судить по широким правам рекса и конечному результату – подлинной царской власти.

В царствование Сервия Туллия (VI в. до н. э.) в Риме проводятся реформы, которые по своему содержанию и значению схожи с реформами Солона в Афинах: подрываются устои родового строя и влияние родовой знати, к власти допускаются богатые и незнатные, смягчаются социальные противоречия и проводятся изменения, знаменующие переход к республиканской форме правления.

Первой частью реформ было разделение всего римского народа – и патрициев и плебеев – по территориальным округам (трибам). Всего было создано 4 городских и 16–17 сельских триб. По трибам образовались народные собрания (трибутные собрания), в которых участвовали и плебеи.

Вторая часть реформ состояла в разделении и патрициев, и плебеев по имущественному признаку на шесть разрядов. В первый разряд зачислялись наиболее богатые граждане, в последний – неимущие (пролетарии). Каждый разряд обязан был выставлять строго определенное число воинских единиц – центурий, например первый разряд – 80 центурий и дополнительно 18 центурий всадников из самых состоятельных граждан. Второй и третий разряды выставляли по 20 центурий, а пролетарии, как «не заслужившие доверия по бедности», были лишены права служить в армии. Они, однако, образовывали одну невооруженную центурию. Всего было создано 194 центурии.

Деление римского народа на центурии приобрело и важное политическое значение, так как центурии стали еще одним видом народных собраний. Именно в центуриатных комициях стали решаться наиболее важные вопросы и принимались законы ( lex ). Каждая центурия имела один голос, а всего богатым группам населения (всадники и первый разряд) принадлежало большинство голосов – 98 из 194.

Значение реформ состояло в том, что они включили плебеев в состав римского народа и на долгое время определили основы политической и военной организации Рима. Едва ли верно, что римская государственность сложилась благодаря реформам Сервия Туллия. Реформы – следующая ступень, когда закладывались основы республиканской формы государства.

С падением царской власти в Риме установилась республика, которая первоначально также характеризовалась сравнительной неразвитостью организации, теми чертами, которые были присущи раннему праву. Вот почему правовые нормы, определявшие государственный строй при царской власти и ранней республике, принадлежат первому этапу развития римской государственности.

Армия в раннем Риме представляла собой народное ополчение, строившееся, согласно реформам Сервия Туллия, на цензовой основе. Римское войско было разделено сначала на два, а затем на четыре легиона, каждый из которых включал в себя отряды тяжеловооруженных воинов (из граждан первых трех разрядов), подразделения легковооруженных воинов (из граждан четвертого и пятого разрядов), а также отряд всадников (из наиболее зажиточных). Кроме этого имелись особый конный корпус и вспомогательные воинские образования. Существенным было то, что государство первоначально не проявляло почти никакой заботы о материальном обеспечении солдат. Каждый воин должен был сам заботиться о своем вооружении и пропитании. Лишь всадники при поступлении на службу получали коня или деньги для его приобретения. Правда, солдаты принимали участие в дележе награбленных богатств, получали от государства наделы на захваченных землях.

Классичность зрелой республиканской формы правления в Риме определялась значительной развитостью структуры государственного строя.

Сенат. В него зачислялись наиболее богатые и знатные граждане, бывшие ранее магистратами. В формировании и положении сената особенно заметен аристократический характер римской республики – официальные документы скреплялись формулой «сенат и римский народ». Такие значительные стороны государственной жизни, как финансы, армия, внешняя политика, повседневные дела государственного управления, были сосредоточены преимущественно в руках сената и контролируемых им магистратов.

Магистраты в Риме были выборными и срочными, обычно на один год. Каждую должность занимало два или более лица, каждый из них имел право наложить запрет (veto) на решение коллегии. Деятельность магистратов была подконтрольна – по истечении срока полномочий или даже ранее они могли быть привлечены к суду народного собрания. В отличие от Афин, отправление магистратских обязанностей в Риме не оплачивалось. Но лица, входившие в аппарат магистрата (письмоводители, секретари, стражи-ликторы), получали плату.

Выделялись высшие магистраты (консулы, преторы), обладавшие властью imperium: высшей военной властью, правом созывать сенат и народные собрания, правом суда и наложения взысканий, правом решать юридические вопросы. Избрание магистратов зачастую сопровождалось подкупами и различными махинациями, а законодательство против этих злоупотреблений грубо нарушалось.

Консулы – высшие гражданские и военные должностные лица. В военном походе войском командовал один из консулов.

Преторы – первоначально помощники консулов. Они участвовали в разрешении судебных споров. Вступая в должность, в своих публичных объявлениях (эдиктах) они формулировали те правила, которыми будут руководствоваться в своей деятельности, каким притязаниям будут давать защиту.

Цензоры следили за нравственностью, распределяли граждан по имущественным разрядам, формировали сенат.

Кроме названных в Риме имелись низшие магистраты – эдилы, квесторы и др., всего около 26.

Трибуны. В период расцвета Римской республики особое значение приобрела должность плебейского (народного) трибуна. Трибуны могли запрещать исполнение приказов магистратов (кроме диктатора), накладывать вето на постановления народных собраний, арестовывать и подвергать публичному допросу как рядовых граждан, так и магистратов, даже консулов. Плутарх писал, что «власть и сила трибунов в том, чтобы препятствовать злоупотреблениям властью и силой магистратов». Народные трибуны председательствовали в плебейских сходках (consilia plebis), участвовали в заседаниях сената. Любой гражданин мог обратиться к трибуну за помощью, поэтому двери его дома были открыты и днем и ночью, а сам он не должен был покидать пределы города. Исключительность этой магистратуры подчеркивалась тем, что всякое посягательство на личность трибуна считалось не только государственным, но и религиозным преступлением. Полномочия трибуна ограничивались, однако, городской чертой.

Оценивая и в какой-то мере идеализируя государственный строй Римской империи, Полибий полагал, что в лице консулов, сената и народа имело сочетание власти царей, власти «лучших граждан» и власти народа: «В самом деле, если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате – аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает римское государство демократическим». Такое «смешанное» правление Полибий, вслед за Платоном и Аристотелем, считал наилучшим, поскольку в нем осуществлялось взаимное сдерживание и равновесие властей, а государственный строй приобретал устойчивость.

Республика в Риме была шагом вперед. Элементы демократизма содержались в деятельности народных собраний, в выборности, коллегиальности, ответственности магистратов. Народные трибуны в какой-то мере контролировали деятельность должностных лиц. Опыт участия народа в делах государства учитывался следующими поколениями трудящихся в борьбе за свои права.

Кризис Римской республики в I в. до н. э. привел к нарушению действия ее институтов. Умаляется роль народных собраний, а затем и сената, ограничивается значение института магистратуры. Путем сосредоточения ряда магистратур в руках отдельных лиц осуществлялось «преодоление» коллегиального, республиканского характера этого института. Теперь не избрание на высшую должность давало возможность командовать армией, а, наоборот, реальная власть в армии, платежеспособность и популярность среди солдат оформлялись наделением командующего высшими, магистратскими титулами.

Армия. В период республики наблюдались изменения в строительстве вооруженных сил Рима. К службе в армии стали допускаться малоимущие и перегрины. В 107 г. до н. э. Гай Марий, будучи избранным на консульскую должность, «немедленно стал набирать войско, записывая в число солдат вопреки существующим законам и обычаям массу бедных граждан и рабов, тогда как прежние полководцы не принимали их в войско». На первый взгляд, эти изменения носили демократический характер. Но в итоге реформированная армия сыграла решающую роль в крушении республики. С этого времени профессиональная армия, комплектующаяся на добровольной основе прежде всего из ветеранов, становится важнейшим институтом римской неписаной конституции. Государство принимает на себя заботу о ее финансировании и материальном обеспечении. Создание регулярной в своей основе армии вело к совершенствованию ее организации и тактики ведения военных действий.

В поздней республике роль армии в политической жизни резко возрастает, а фактическая власть в стране сосредоточивается в руках командующих армиями. Как переходное состояние от республики к империи возникают военные диктатуры Мария, Суллы, Цезаря. Главным звеном в государственном механизме становятся армия и ее командующий. В то же время наблюдается тенденция к единообразию и централизации управления Италией и провинциями.

Империя (принципат и доминат). Первые три века ее существования в Риме принято именовать принципатом, позднюю империю называют доминатом. С переходом к империи в правовых нормах, касавшихся вопросов государственного строя, наблюдаются лишь незначительные изменения. На этом основании некоторые авторы отказываются считать Рим при принципате монархией. Так, Эд. Мейер, Г. Ферреро характеризовали государственный строй Рима эпохи Августа как республику. Г. Моммзен в своем фундаментальном труде «Римское государственное право»,придерживаясь той точки зрения, что юрист должен интересоваться правовыми установлениями, а не реальным положением вещей, утверждал, будто власть первых императоров и республиканских магистров не различалась в своих принципиальных основах, императоры, как и магистраты периода республики, выражали суверенитет народа.

Анализируя подобные взгляды, следует иметь в виду, что право в истории неотделимо от его применения. Иной подход к праву, ограничение исторического анализа рассмотрением единственно текста правовой нормы, закона крайне вредная ошибка, так как приучает принимать видимость за существо явления. Даже если изменения норм государственного права при переходе к принципату незначительны, не составляют нового качества, а формально-юридически принципат еще нельзя считать монархией, то и в этом случае реальные изменения в политическом режиме, фактическое положение первого сенатора (императора) не оставляют сомнения в установлении монархической формы правления в Риме.

При принципате мы наблюдаем крайнюю неразвитость норм писаного права, определявших государственный строй. Это, на первый взгляд, более чем странное положение (если учесть одновременное существование классической формы римского частного права) получает в литературе достаточно убедительное объяснение. Э. Гримм, например, считал, что «власть, желавшая быть и боявшаяся показаться монархической, основанная на фактической силе и прикрывавшая свою деспотическую сущность республиканскими формами и целым рядом юридических неточностей и конституционных недомолвок, не могла допустить строгого рассмотрения своих основ юристами».Тем не менее существовал ряд конституционных норм (обычаев, традиций, соглашений), которые утверждали преимущественную власть императора, носили общеобязательный характер, обеспечивались силой государственного принуждения и были действительным правом.

В постклассическом государственном строе Рима мы наблюдаем четко выраженные реакционные тенденции, проявившиеся прежде всего в крушении республиканских институтов. Империя насаждала единовластие при бюрократической централизации и нерассуждающей покорности исполнителей. Весьма примечательно в этом отношении широкое использование в государственном правлении рабов императора. Наблюдается милитаризация государства. Тем самым государственная власть пыталась преодолеть раздиравшие общество противоречия, помогала консолидации господствующего класса. Переход к империи означал резкое возрастание централизации власти. Государственный механизм империи оказался более пригодным для управления необычайно территориально разросшимся государством. В юридико-техническом отношении ряд сторон государственного механизма получил дальнейшее развитие, стал совершеннее.

При доминате реакционная тенденция в развитии государственного строя ведет к усилению в нем ряда таких сторон, которые типичны для строя восточной деспотии (например, обожествляется личность императора). Трудности, стоявшие перед господствующим классом, заставляли его изыскивать все новые и новые возможности усиления государственного механизма, в частности его технического совершенствования. Создается централизованная громоздкая, сложная военно-бюрократическая машина.

Император. Государственный строй Римской империи характеризовался прежде всего сосредоточением верховной государственной власти в руках единоличного главы государства – императора. Установленного законом порядка замещения престола не существовало, однако реальная власть давала императору возможность еще при жизни назначать себе преемника. Нередко новый император занимал престол в результате очередного военного или дворцового переворота. Захват власти юридически оформлялся сенатом.

При принципате (I–III в. н. э.) император формально-юридически считался избираемым сенатом и признавался первым сенатором (princeps senatus), лицом, стоящим во главе других магистратур. Такая юридическая фикция, создавая видимость сохранения республиканских институтов, тщательно оберегалась и поддерживалась первыми императорами. Памятуя об участи Цезаря, они не без основания полагали, что резкий разрыв с традициями республики и ее институтами грозит им серьезной опасностью. Вот почему Август отверг предлагавшуюся ему сенатом власть пожизненного диктатора. Он всячески подчеркивал, что превосходит своих коллег по магистратуре лишь почетом, основанным на его исключительных заслугах. Чтобы заговоры не превратились в серьезную опасность, Август вынужден был сохранять внешние атрибуты республиканского строя. Он даже предпринял меры по расширению полномочий сената, повышению его престижа. Некоторые исследователи в щепетильном отношении к декоративной части республиканских учреждений видели одну из главных причин успеха правления Августа.

При доминате (III–V в. н. э.) необходимость сохранения хотя бы видимости республики отпадает. Император теперь почитается господином (dominus). Каждый его шаг сопровождался сложным и пышным церемониалом, заимствованным у восточных царей и признанным подчеркнуть исключительность и величие власти главы государства. На аудиенциях и приемах император появлялся не иначе как в одеянии, шитом золотом и усыпанном драгоценными камнями, голову его венчала диадема в виде белой унизанной жемчугом повязки. Удостоившиеся лицезреть императора при его появлении обязаны были падать ниц. Римскую империю этого времени недаром называют иногда «абсолютной монархией».

Император обладал обширными полномочиями. В его распоряжении находилась государственная казна, он командовал армией, осуществляя управление провинциями, принимал акты, обладавшие высшим юридическим значением, руководил внешней политикой, был высшей судебной инстанцией. В период принципата формально-юридически эти полномочия принадлежали императору в силу замещения ряда республиканских магистратур. Так, Август был «избираем» консулом, трибуном, как первый сенатор он признавался руководителем сената, был верховным понтификом. Однако реальная власть Августа опиралась прежде всего на армию, в частности на преторианские когорты, и систему прямых и косвенных подкупов.

При доминате лицо, захватившее реальную власть в государстве, получало ее юридическое обоснование в наделении титулом императора. Император безоговорочно признавался воплощением неограниченной власти, «живым законом». Римские юристы определили правовое положение императора в формуле: «Что угодно принцепсу, имеет силу закона».

Важнейшими рычагами власти императора были бюрократический аппарат и армия, причем в поздней Римской империи их роль в жизни общества резко возрастает.

Бюрократический аппарат. Первоначально он имел упрощенную организацию. Дворцовое и общегосударственные ведомства не отделялись друг от друга, а гражданская администрация не была четко отграничена от военной. Например, высшим должностным лицом после императора считался начальник преторианской гвардии – префект претория, он же возглавлял и армию чиновников. От чиновников бюрократического аппарата прежде всего требовалось беспрекословное исполнение любого повеления императора. Личным слугам императора зачастую давались государственные поручения. Из «друзей», «спутников» императора формируется и особый совещательный орган – консилиум, который со временем становится официальным учреждением. Высшие должности в государственном управлении стали замещаться особо доверенными лицами из сенаторов и всадников, а также приближенными императора, принадлежавшими к иным сословным группам.

В этих целях они расширяют права и привилегии солдат, назначают им сравнительно высокое жалованье. Дополнительными привилегиями пользовались преторианцы. В соответствии с общим процессом развития сословных делений в Римской империи армия также приобретает черты сословной замкнутости. Армия, однако, не только решала внешнеполитические задачи, но и активно участвовала в дворцовых переворотах, в свержении и «избрании» императоров. Особенно отличались в этом преторианцы. Диоклетиан, опасаясь быть свергнутым преторианской гвардией, упразднил ее, создав взамен корпус дворцовой стражи.

Следствием упадка Римской империи была и так называемая «варваризация» армии. Варвары (barbares), т. е. неримские подданные (преимущественно из состава германских племен), свободно принимались в пограничные корпуса. Так, в IV в. 40 тыс. готов были зачислены в корпус «союзников» (federati). Варвары принимались и в дворцовую охрану, подчас занимали высшие командные должности.

В движении от ополчения, созываемого на случай военной опасности, к регулярной армии на основе рекрутской повинности, а затем к профессиональной армии из наемников, позже из иностранных наемников, просматривается общая линия формирования военной силы государства.

Бывшие республиканские институты в период империи приходят в упадок. При Августе народные собрания хотя и не регулярно, но созывались. Ими было принято несколько законов. По-прежнему на народных собраниях избирались магистраты, но кандидаты выдвигались (точнее назначались) императором. Это его право не получило отражения в законе, установилось лишь обыкновение, согласно которому «кандидаты цезаря» голосуются вне очереди.

Что же касается сената, то Август, стремясь создать впечатление благополучного существования этой конституционной основы республики, даже расширил его права. Постановления сената приобретают силу закона, расширяется его судебная компетенция. Одновременно в целях «упорядочения деятельности», «повышения престижа» Август проводит чистку этого учреждения от «недостойных» и неугодных ему лиц, сам комплектует его состав. Борясь с тем, что сенаторы часто отсутствуют на заседаниях сената или опаздывают, Август устанавливает штрафы. Сенаторам запрещается без разрешения принцепса покидать столицу. Роль сената в международных делах сводится к торжественным приемам послов. Сенатусконсульты лишь санкционируют решения принцепса. В течение длительного времени сенат осуществлял формальный акт наделения высшей властью лиц, которые фактически ее захватили.

Теряет значение и институт магистратуры. Постепенно магистраты, избрание и деятельность которых всецело зависели от императора, вытесняются назначенными императором чиновниками.

Не имея реальной возможности непосредственно управлять многочисленными провинциями, императоры наделяли назначаемых туда наместников высшей военной и гражданской властью, предоставляя им право самостоятельно решать дела. При наместниках создавался свой бюрократический аппарат. На органы общинного, городского, провинциального управления возлагались обязанности по выполнению государственных повинностей (сбор податей, поставка рекрутов и др.).

Произвол и вымогательства в деятельности наместников приобрели широкий размах. Попытки как-то ограничить этот произвол были безуспешны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *