какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
МЕТАДАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Information and communication technologies in education. Electronic learning resource metadata. General regulations
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН» (ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1499-ст
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повышает качество и доступность образования, способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм обучения (электронное обучение, мобильное обучение, совместное обучение и др.), созданию электронных образовательных ресурсов и доступа к ним широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет. Формирование единой информационной образовательной среды, на основе электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов должно осуществляться с учетом современных тенденций в области модернизации российского образования, лучших отечественных и мировых практик, требований основополагающих международных и национальных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационного обмена.
Стандартизация метаданных электронных образовательных ресурсов необходима для структуризации описания и идентификации, эффективного поиска и применения электронных образовательных ресурсов в электронных информационно-образовательных средах. На основе унифицированной модели метаданных и определения прикладных профилей может обеспечиваться интероперабельность и обмен электронными образовательными ресурсами.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к метаданным электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования различными целевыми группами обучающихся на основе сети Интернет и электронных информационно-образовательных сред (образовательные порталы, хранилища электронных образовательных ресурсов, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения и др.).
Настоящий стандарт предназначен для использования:
— организациями, разрабатывающими и поставляющими электронные образовательные ресурсы для сферы образования;
— организациями, выполняющими функции оператора электронных образовательных ресурсов;
— организациями, ведущими образовательную деятельность на основе электронного обучения дистанционных образовательных технологий;
— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора электронных образовательных ресурсов, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;
— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836* Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core
ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836, ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также следующие термины с соответствующими определениями:
электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
3.1.2 метаданные электронных образовательных ресурсов: Структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
3.1.3 систематизация электронных образовательных ресурсов: Процесс создания многоуровневой системы управления электронными образовательными ресурсами, обеспечивающий формирование в электронной информационно-образовательной среде пространства для взаимодействия всех заинтересованных сторон.
3.1.4 система метаданных: Семантическая модель, определяющая структуру и взаимосвязь свойств метаданных электронных образовательных ресурсов, необходимых для их идентификации и управления.
3.1.5 модель метаданных: Способ системного представления элементов метаданных.
3.1.6 интероперабельность на уровне метаданных: Обеспечение информационного взаимодействия систем на основе унификации структуры метаданных, описания и способа представления их элементов.
3.1.7 прикладной профиль: Определенный структурированный набор технических требований элемента данных, выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества.
3.1.8 спецификация группы элементов данных: Описание элементов данных или группы элементов данных, составляющих группу рассматриваемых элементов данных.
3.1.9 спецификация элемента данных: Набор атрибутов и значение атрибута определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных.
3.1.10 сущность (объект): Любая конкретная или абстрактная вещь, которая существует, существовала или могла бы существовать, включая ассоциации этих вещей.
3.1.11 идентификатор: Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность.
3.1.12 MLR запись: Указанный набор элементов данных описывающий ресурс обучения и ресурсы, непосредственно связанные с данным ресурсом обучения.
3.1.13 набор правил: Определенный и предварительно установленный свод правил, используемых совместно.
3.1.14 элемент метаданных: Элемент(ы) данных, используемый(ые) для описания ресурса обучения.
3.1.15 уникальный идентификатор ресурса: Представление идентификатора, основанное на синтаксисе правил, предусмотренных в RFC 3986.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Основополагающие принципы
4.1.1 Метаданные являются важным компонентом ЭОР и ЭИОР, обеспечивающим развитие процессов информатизации образования с учетом глобализации образовательного сообщества и современных мультиязыковых и мультикультурных реалий.
4.1.2 Метаданные ЭОР должны представлять собой структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
4.1.3 Стандартизация метаданных должна осуществляться исходя из следующих основных задач в области систематизации ЭОР:
формирование метаданных для управления ЭОР;
каталогизация, регистрация и документирование ЭОР;
автоматизированный поиск ЭОР по метаданным.
1 В настоящем стандарте под ЭОР подразумевают широкий класс электронных ресурсов, используемых в образовательных целях.
2 Принципы классификации ЭОР по [1], ГОСТ Р 52657.
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Information and communication technologies in education. Federal level educational Internet-portals. General requirements
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.
Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.82 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления
ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня является основой для развития открытого образования и применения новых форм электронного обучения.
2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического характера и другие сведения.
3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации.
4 Общие положения
4.1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов государственных органов.
4.2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные.
4.3 Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в области технического регулирования.
4.4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.
4.5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ Р 57193.
4.6 При использовании в образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла.
4.7 Функции оператора образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено в решении о создании данной государственной информационной системы.
4.8 Защита общедоступной информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к информации.
4.9 Основной функцией образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов.
4.10 Для выполнения основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов:
— сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных ресурсов;
— сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными системами;
— информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей среде.
— коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала.
— персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала;
— навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации.
— статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов;
— лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку пользователя.
4.11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных электронных образовательных ресурсов.
4.12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52657 и ГОСТ 7.82.
Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, информационная система, образовательное пространство, система образования, электронный образовательный ресурс
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. General regulations
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 956-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.
1 Область применения
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
— организациями, разрабатывающими и поставляющими информационно-образовательные среды и ЭОР;
— организациями, выполняющими функции оператора информационно-образовательных сред;
— организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;
— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора ЭОР, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;
— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование
ГОСТ Р ИСО 9241-3 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации
ГОСТ Р ИСО 9241-8 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам
ГОСТ 7.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:
3.1 информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.
электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
1 Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных ИОС.
2 ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).
3.3 систематизация ЭОР: Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР в интересах системы образования.
1. Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных учреждений.
2. Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их идентификации и рубрикации (ГОСТ Р 52657, подразделы 3.1 и 3.2).
3.4 качество ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР, требованиям.
3.5 электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
1 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.
2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом.
3.6 метаданные ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР.
3.7 профиль метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление, обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в информационно-образовательных средах.
3.8 жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие.
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение
4.1.1 ЭОР является основополагающим компонентом ИОС, ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.
4.1.2 Структура, предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в ИОС.
4.1.3 Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.
4.1.4 Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:
— организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
— организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
— организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
4.1.5 Функциональная структура ЭУМК и входящих в его состав функциональных элементов (ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).
а) учебная программа по изучаемой дисциплине;
б) электронный курс лекций;
в) электронный учебник;
г) лабораторный практикум удаленного доступа;
д) учебные пакеты прикладных программ;
е) система контроля знаний.
4.1.6 Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых объектов содержания в сетевых депозитариях обеспечивает их многократное применение для создания новых ЭОР методом агрегации.
4.2 Классификация
4.2.1 ЭОР могут быть классифицированы по следующим признакам:
а) способу применения в образовательном процессе;
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Information and communication technologies in education. Terms and definitions
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению
3 Термины и определения
3.1 Термины в области информатизации
3.1.1 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.
3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
information telecommunication network
3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
information and communication technology; ICT
3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.
3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
corporate information system
3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
information and communication system; ICS
3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.
information system operator
3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
3.1.11 электронное сообщение: Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
electronic digital signature
3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.
3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.
3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.
3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.
3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.
3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.
3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.
3.2 Термины в области электронного обучения
3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
distant learning technology
3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.
3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
mobile learning; m-learning
3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.
3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.
3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
learning management system; LMS
3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.
learning content management system; LCMS
3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.
learning technology system
3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
electronic learning resource
3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.