какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение

Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

МЕТАДАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Information and communication technologies in education. Electronic learning resource metadata. General regulations

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН» (ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1499-ст

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повышает качество и доступность образования, способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм обучения (электронное обучение, мобильное обучение, совместное обучение и др.), созданию электронных образовательных ресурсов и доступа к ним широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет. Формирование единой информационной образовательной среды, на основе электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов должно осуществляться с учетом современных тенденций в области модернизации российского образования, лучших отечественных и мировых практик, требований основополагающих международных и национальных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационного обмена.

Стандартизация метаданных электронных образовательных ресурсов необходима для структуризации описания и идентификации, эффективного поиска и применения электронных образовательных ресурсов в электронных информационно-образовательных средах. На основе унифицированной модели метаданных и определения прикладных профилей может обеспечиваться интероперабельность и обмен электронными образовательными ресурсами.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к метаданным электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования различными целевыми группами обучающихся на основе сети Интернет и электронных информационно-образовательных сред (образовательные порталы, хранилища электронных образовательных ресурсов, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения и др.).

Настоящий стандарт предназначен для использования:

— организациями, разрабатывающими и поставляющими электронные образовательные ресурсы для сферы образования;

— организациями, выполняющими функции оператора электронных образовательных ресурсов;

— организациями, ведущими образовательную деятельность на основе электронного обучения дистанционных образовательных технологий;

— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора электронных образовательных ресурсов, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;

— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836* Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836, ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также следующие термины с соответствующими определениями:

электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

3.1.2 метаданные электронных образовательных ресурсов: Структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.

3.1.3 систематизация электронных образовательных ресурсов: Процесс создания многоуровневой системы управления электронными образовательными ресурсами, обеспечивающий формирование в электронной информационно-образовательной среде пространства для взаимодействия всех заинтересованных сторон.

3.1.4 система метаданных: Семантическая модель, определяющая структуру и взаимосвязь свойств метаданных электронных образовательных ресурсов, необходимых для их идентификации и управления.

3.1.5 модель метаданных: Способ системного представления элементов метаданных.

3.1.6 интероперабельность на уровне метаданных: Обеспечение информационного взаимодействия систем на основе унификации структуры метаданных, описания и способа представления их элементов.

3.1.7 прикладной профиль: Определенный структурированный набор технических требований элемента данных, выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества.

3.1.8 спецификация группы элементов данных: Описание элементов данных или группы элементов данных, составляющих группу рассматриваемых элементов данных.

3.1.9 спецификация элемента данных: Набор атрибутов и значение атрибута определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных.

3.1.10 сущность (объект): Любая конкретная или абстрактная вещь, которая существует, существовала или могла бы существовать, включая ассоциации этих вещей.

3.1.11 идентификатор: Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность.

3.1.12 MLR запись: Указанный набор элементов данных описывающий ресурс обучения и ресурсы, непосредственно связанные с данным ресурсом обучения.

3.1.13 набор правил: Определенный и предварительно установленный свод правил, используемых совместно.

3.1.14 элемент метаданных: Элемент(ы) данных, используемый(ые) для описания ресурса обучения.

3.1.15 уникальный идентификатор ресурса: Представление идентификатора, основанное на синтаксисе правил, предусмотренных в RFC 3986.

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Основополагающие принципы

4.1.1 Метаданные являются важным компонентом ЭОР и ЭИОР, обеспечивающим развитие процессов информатизации образования с учетом глобализации образовательного сообщества и современных мультиязыковых и мультикультурных реалий.

4.1.2 Метаданные ЭОР должны представлять собой структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.

4.1.3 Стандартизация метаданных должна осуществляться исходя из следующих основных задач в области систематизации ЭОР:

формирование метаданных для управления ЭОР;

каталогизация, регистрация и документирование ЭОР;

автоматизированный поиск ЭОР по метаданным.

1 В настоящем стандарте под ЭОР подразумевают широкий класс электронных ресурсов, используемых в образовательных целях.

2 Принципы классификации ЭОР по [1], ГОСТ Р 52657.

Источник

Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Information and communication technologies in education. Federal level educational Internet-portals. General requirements

Дата введения 2008-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.

Интенсивное создание электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.82 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 образовательный Интернет-портал федерального уровня: Информационная система, предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным ресурсам и услугам образовательного характера с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня является основой для развития открытого образования и применения новых форм электронного обучения.

2 Образовательный Интернет-портал федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам, содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3 Информация, размещенная в Интернет-портале федерального уровня, может содержать систематизированные электронные образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и методического характера и другие сведения.

3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации.

4 Общие положения

4.1 Образовательный Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных законов и правовых актов государственных органов.

4.2 Информация, содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их метаданные.

4.3 Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации в области технического регулирования.

4.4 До начала эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

4.5 Требования к процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального уровня должны соответствовать ГОСТ Р 57193.

4.6 При использовании в образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла.

4.7 Функции оператора образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик, заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено в решении о создании данной государственной информационной системы.

4.8 Защита общедоступной информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к информации.

4.9 Основной функцией образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы сервисов.

4.10 Для выполнения основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен содержать следующие типы сервисов:

— сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла электронных образовательных ресурсов;

— сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными системами;

— информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или области интересов пользователя как в содержимом Интернет-портала, так и в окружающей среде.

— коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала.

— персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала;

— навигационные сервисы, предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации.

— статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных образовательных ресурсов;

— лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку пользователя.

4.11 Навигационные сервисы образовательного Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием метаданных электронных образовательных ресурсов.

4.12 Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52657 и ГОСТ 7.82.

Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, информационная система, образовательное пространство, система образования, электронный образовательный ресурс

Источник

Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. General regulations

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 956-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.

Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.

1 Область применения

Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Настоящий стандарт предназначен для использования:

— организациями, разрабатывающими и поставляющими информационно-образовательные среды и ЭОР;

— организациями, выполняющими функции оператора информационно-образовательных сред;

— организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;

— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора ЭОР, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;

— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

ГОСТ Р ИСО 9241-3 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р ИСО 9241-8 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам

ГОСТ 7.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:

3.1 информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

1 Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных ИОС.

2 ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).

3.3 систематизация ЭОР: Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР в интересах системы образования.

1. Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных учреждений.

2. Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их идентификации и рубрикации (ГОСТ Р 52657, подразделы 3.1 и 3.2).

3.4 качество ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР, требованиям.

3.5 электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.

1 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.

2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом.

3.6 метаданные ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР.

3.7 профиль метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление, обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в информационно-образовательных средах.

3.8 жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие.

4 Общие положения

4.1 Функциональное назначение

4.1.1 ЭОР является основополагающим компонентом ИОС, ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.

4.1.2 Структура, предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в ИОС.

4.1.3 Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.

4.1.4 Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:

— организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;

— организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;

— организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

4.1.5 Функциональная структура ЭУМК и входящих в его состав функциональных элементов (ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).

а) учебная программа по изучаемой дисциплине;

б) электронный курс лекций;

в) электронный учебник;

г) лабораторный практикум удаленного доступа;

д) учебные пакеты прикладных программ;

е) система контроля знаний.

4.1.6 Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых объектов содержания в сетевых депозитариях обеспечивает их многократное применение для создания новых ЭОР методом агрегации.

4.2 Классификация

4.2.1 ЭОР могут быть классифицированы по следующим признакам:

а) способу применения в образовательном процессе;

Источник

Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Information and communication technologies in education. Terms and definitions

Дата введения 2008-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

3 Термины и определения

3.1 Термины в области информатизации

3.1.1 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.

3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

information telecommunication network

3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

information and communication technology; ICT

3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.

3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

corporate information system

3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

information and communication system; ICS

3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.

information system operator

3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

3.1.11 электронное сообщение: Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

electronic digital signature

3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.

3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.

3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.

3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.

3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.

3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.

3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.

3.2 Термины в области электронного обучения

3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

distant learning technology

3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.

3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

mobile learning; m-learning

3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.

3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.

learning management system; LMS

3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.

learning content management system; LCMS

3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.

learning technology system

3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

electronic learning resource

3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.

3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *