какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Лекция на тему: » Светотень ее закономерность»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Светотень, её закономерности.

Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.

Свет и тень (светотень)очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение — источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение — источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:

1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.

2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них.

3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.

4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.

Светотень на предмете.

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только обоснованных тональных отношениях.

Свет— поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик— самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, — падающая.

Рефлекс— участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.

Тон— воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.

Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях

Далее рассмотрим конкретные примеры

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет — рефлекс.

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Выявление тоном формы куба: а — построение, б — светотень

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае — карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример2. Выявление тоном формы цилиндра.

Цилиндр строится по законам конструкции и перспектив (рис. 7, а.

На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы — отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно — блик.

Выявление тоном формы цилиндра:а — построение, б —светотень

Пример3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

Источник

Презентация по изобразительному искусству игра-тест «Сложи картину» тема основы рисунка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТАРТ Автор: учитель изобразительного искусства Ячменев Иван Петрович МБОУ Олонская СОШ Игра тест по «Изобразительному искусство» Сложи картину

СЛОЖИ КАРТИНУ Что является наиболее типичным художественным материалом для графики: а) гуашь б) карандаш в) глина ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

СЛОЖИ КАРТИНУ >> Работая над рисунком, необходимо придерживаться следующей последовательности: а) от общего к частному; б) от светлого к темному в) от переднего плана к заднему; ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ

СЛОЖИ КАРТИНУ Условную линию соединения земли с небом называют. а) воображаемой линией б) границей поля зрения в) линией горизонта ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов. а) боковое б) фронтальное в) контуражное СЛОЖИ КАРТИНУ >> ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ

СЛОЖИ КАРТИНУ >> Каким этапом можно пренебречь при работе над краткосрочным рисунком головы. а) пропорциональные отношения б) характерные черты в) проработка деталей ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ

Работа, выполненная с натуры а) этюд б) эскиз в) ретушь СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

При выполнении рисунка головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема: а) фас б) три четверти в) профиль СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Главное выразительное средство графики: а) линия б) точка в) пятно СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами? а) построение б) композиция в) набросок СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы? а) изделия народных промыслов б) морской пейзаж в) городской пейзаж СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Линию, очерчивающую форму предмета называют. а) волнистой б) контурной в) ломаной СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Художника, рисующего карандашом, углем, пером называют. а) графиком б) портретистом в) пейзажистом СЛОЖИ КАРТИНУ ОТВЕТ ОТВЕТ ОТВЕТ >>

Выйти >>> Илья Ефимович Репин. «Не ждали» 1884. Холст, масло. 160,5х167,5 15 слайд » title=»Ответ не верный. > «> какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов» title=»Ответ не верный. > «>

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Вопросы теста по теме «Основы рисунка»

Если вы правильно ответили на вопрос на экране появиться фрагмент

картины и так пока вся картина не будет собрана.

Ответив на вопрос не верно собирать картину прийдется с начала.

Собрав все фрагменты, вы получите описание картины

Илья Ефимович Репин. «Не ждали»

Номер материала: ДБ-641525

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тесты по живописи для 4 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тесты живопись 4 кл.2 пол.

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:

2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:

А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;

Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;

В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;

Г) пропорциональное изменение предметов.

3 . Основные цвета это…

Б) красный, синий, желтый;

4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:

А) локальным цветом

5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:

А) от общего к частному;

Б) от холодного к теплому;

В) от светлого к темному.

6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.

7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.

8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.

Б) цвето-тональные отношения

В) проработка деталей

9. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность – это:

10 . Работа, выполненная с натуры – это:

11. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:

12. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.

А) техника живописи

Б) материалы гуашевой живописи

13. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется

14. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:

15. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:

16. Основные задачи реалистической живописи:

А) писать живо, броско

Б) писать отношениями

В) использовать больше цвета

17. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:

18. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:

19. Наложение одного красочного слоя на другой называется:

20. Какой цвет не является хроматическим:

21. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:

А) светлотным контрастом

В) цветовым контрастом

22. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:

А) анатомической конструкции черепа

Б) истории искусств

В) линейной перспективы

23. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Номер материала: ДБ-149589

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

какое освещение не способствует выявлению объемной формы и фактуры изображаемых объектов

Кузьмина Г.Н.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(живопись, изобразительное искусство)

Тесты на знание основных критериев живописи

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
А) желтый;
Б) красный;
В) Оранжевый;
Г) синий
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это…
А) красный,фиолетовый,зеленый;
Б) красный, синий, желтый;
В) желтый,синий,зеленый;
Г)желтый,синий,оранжевый.
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
Б) колоритом
В) контрастом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
А) контражурное
Б) фронтальное
В) боковое
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
А) абстрактная
Б) декоративная
В) реалистическая
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
А) лепка формы
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
А) реалистическая
Б) декоративная
В) абстрактная
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
А) декоративная
Б) абстрактная
В) реалистическая
11. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавть действительность – это:
А) живопись
Б) рисунок
В) ДПИ
12. Работа, выполненная с натуры – это:
А) этюд
Б) эскиз
13. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
А) фас
Б) профиль
В) три четверти
14. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
А) техника живописи
Б) материалы гуашевой живописи
15. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется6
А) углем
Б) фломастером
В) карандашом
16. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:
А) два часа
Б) четыре часа
В) тридцать минут
17. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:
А) колорит
Б) светлота
В) монохром
18. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:
А) рефлекс
Б) локальный цвет
В) полутон
19. Основные задачи реалистической живописи:
А) писать живо, броско
Б) писать отношениями
В) использовать больше цвета
20. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:
А) вода
Б) скипидар
В) ацетон
21. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние:
А) проработка деталей
Б) цветовые отношения
В) лепка формы
22. С чего начинается работа над живописным этюдом:
А) проработка деталей
Б) компоновка в формате
В) построение
Г) прокладка основных цветовых и тональных отношений
23. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
А) белый
Б) фиолетовый
В) серый
Г) черный
24. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
А) «Маринами»
Б) «Светланами»
В) «Еленами»
25. Наложение одного красочного слоя на другой называется:
А) лессировка
Б) алла прима
В) по-сырому
26.Какой цвет не является хроматическим:
А) красный
Б) белый
В) синий
Г) голубой
27. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:
А) светлотным контрастом
Б) колоритом
В) цветовым контрастом
28. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
А) анатомической конструкции черепа
Б) истории искусств
В) линейной перспективы
29. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
А) светлее
Б) темнее
В) точно такой же
30. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:
А) лессировка
Б) по-сырому
В) «alaprima»
31. Выберите правильную последовательность:
А) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
Б) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
В) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
Г) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ
1. Г
2. В
3. Б
4. Б
5. А
6. А
7. В
8. В
9. Б
10. Б
11. А
12. А
13. В
14. А
15. В
16. А
17. А
18. Б
19. Б
20. А
21. Б
22. Б
23. Б
24. А
25. Б
26. Б
27. А
28. А
29. Б
30. В
31. Г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *