какое освещение не выявляет форму объем и фактуру изображаемых объектов
Какое освещение не выявляет форму объем и фактуру изображаемых объектов
СВЕТОТЕНЬ
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей, очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
В физическом отношении свет представляет собой видимую часть спектра электромагнитного излучения Солнца, т. е. диапазон колебаний электромагнитного поля, который способен воспринимать глаз человека. Эти колебания, попадая на сетчатку глаза, вызывают возбуждение зрительных нервов, от которого возникает ощущение сияния. Способность различных предметов, их материальной поверхности по-разному поглощать, отражать и преломлять световые лучи вызывает ощущение окрашенности.
Однако в эстетическом смысле свет неделим, при искусственном расщеплении он теряет собственное качество, снижается до материальности. Окраска света — не собственное его свойство, а результат взаимодействия с материальными телами и световой средой, которую он наполняет. Свет символизирует первый день Творения:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы»
Свет — благо, всеобъемлющий символ Божественного происхождения мира (Ин. 1:5). Данте Алигьери в » Божественной комедии » называет » материальный свет » эмпиреем ( греч. empyreios — «пламенная, огненная страна» ). Отделение света от тьмы, космоса от хаоса является основой всех эстетических и философских представлений о мире.
В изобразительном искусстве эти представления выражаются с помощью полярных ( противоположных ) символов : солярных ( солнечных ) и лунных знаков, эмблем мужского и женского начал природы.
Борьба царства света и тьмы — основная тема мифов.
В христианстве эта идея воплощена в логиях Иисуса:
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»
Весть о рождении Спасителя — «светоча мира» (лат. Lumen mundi) — несет свет Вифлеемской звезды. Олицетворением ночного света Луны или падающей звезды является Люцифер. В христианской эстетике обычны эпитеты: свет духа, свет души, озарение, просветление.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Грим-шоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения.
Можно увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.
Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир — « живопись » и « графику » светом.
Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето-тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.
Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градации света и тени на их поверхности определяют понятиями: блик, свет, светораздел ( полутон ), тень, рефлекс.
Различают следующие элементы светотени:
Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника — в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.
В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.
При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.
Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.
Фронтальное освещение — это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.
В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.
Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи.
Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.
Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.
Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.
Тест по ИЗО «Живопись».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это…
Б) красный, синий, желтый;
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
11. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавть действительность – это:
12. Работа, выполненная с натуры – это:
13. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
14. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
А) техника живописи
Б) материалы гуашевой живописи
15. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется:
16. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:
17. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:
18. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:
19. Основные задачи реалистической живописи:
А) писать живо, броско
Б) писать отношениями
В) использовать больше цвета
20. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:
21. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние:
А) проработка деталей
Б) цветовые отношения
22. С чего начинается работа над живописным этюдом:
А) проработка деталей
Б) компоновка в формате
Г) прокладка основных цветовых и тональных отношений
23. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
24. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
25. Наложение одного красочного слоя на другой называется:
26.Какой цвет не является хроматическим:
27. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:
А) светлотным контрастом
В) цветовым контрастом
28. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
А) анатомической конструкции черепа
Б) истории искусств
В) линейной перспективы
29. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
30. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:
31. Выберите правильную последовательность:
А) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
Б) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
В) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
Г) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1521399
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Самостоятельная работа по «Искусству» «Графика, как вид изобразительного искусства»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предлагаемые задания теста ориентированы на федеральные государственные образовательные стандарты по «Искусству» и проверяют знания учащихся по теоретическому материалу «Графика».
При выполнении заданий учащимся необходимо проявить знание по художественным произведениям, умение на доступном уровне ориентироваться в жанрах изобразительного искусства; иметь представление о художественных материалах, техниках выполнения графических работ;
Самостоятельную работу рекомендуется провести в начале урока. Время на выполнение всех заданий – 7-10 минут.
Учащимся предлагается десять заданий, максимальный балл за выполнение которых составляет 10 баллов. За каждый правильный ответ присваивается один балл.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ГРАФИКЕ
0-5 баллов – «2» неудовлетворительно
6-7 баллов – «3» удовлетворительно
8-9 баллов –«4» хорошо
10 баллов – «5» отлично
Из предложенных ответов к заданиям выберите правильный ответ.
1. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к …
2. Исторический жанр —
а) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни
б) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
в) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
3. Основное художественно-выразительное средство в графике
4. К какому жанру относится работа Альбрехта Дюрера «Носорог»
5. Материалы, которые не используют в графике
6. Какой из этих видов искусства не является изобразительным
7. Как называется гравюра на дереве:
8. Какое освещение выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
9. Пастель – это материал, какого вида искусств?
Из предложенных ответов к заданиям выберите правильный ответ.
1. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – всё это…
2. К ак называется гравюра на металле:
3. Материалы, которые не используют в графике
4. Вид искусства, основным средством художественной выразительности которого являются штрихи:
5. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
6. Какое освещение выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
7.На чем изображается «Станковая графика»
г) гравюра на металле
а) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни
б) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
в) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
9. К какому жанру относится картина Поля Гюстава Доре «Несение креста»
10. Тушь – это материал, какого вида искусств?
Из предложенных ответов к заданиям выберите правильный ответ.
1. Графические изображения можно выполнить:
2.Жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
3. К ак называется гравюра на камне известковой породы:
4. Оттиск на бумаге, полученный с деревянной доски, линолеума, камня, металлической пластины и т.д.
а) чередование изобразительных элементов
б) соединение отдельных частей в единое целое
в) жанр в изобразительном искусстве
7. Сангина – это материал, какого вида искусств?
8 . К какому жанру относится картина А.П. Остроумова-Лебедева «Кипарисы»
9. Оттиск на бумаге, полученный с деревянной доски, линолеума, камня, металлической пластины и т.д.
а) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни
б) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
в) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Из предложенных ответов к заданиям выберите правильный ответ.
1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого являются линии, штрихи и пятна.
2. Жанр, в котором главный герой — природа
3. Художник, изображающий преимущественно лица людей
4. К ак называется гравюра на линолеуме:
5. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов, источник света сзади.
7. Итальянский карандаш – это материал, какого вида искусств?
а) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни
б) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
в) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа
г) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
9. Какой из этих видов искусства не является изобразительным
10. К какому жанру относится рисунок серебряным карандашом Иакова Мейера цум Хазена выполненный Ф. Гольбейном Младшим
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1157444
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.