какое отношение греф имеет к образованию

Греф раскритиковал российское высшее образование

какое отношение греф имеет к образованию

какое отношение греф имеет к образованию

какое отношение греф имеет к образованию

какое отношение греф имеет к образованию

Глава «Сбербанка» Герман Греф назвал недостаточным уровень высшего образования в России, и объявил, что «Сбербанк» разработает образовательную платформу для университетов.

Герман Греф, глава «Сбербанка»: «Я думаю, что у нас очень низкий уровень высшего образования… Если в сотне лучших университетов, нет ни одного российского, то о чем дальше говорить? Здесь много причин: годы, отсутствие необходимого финансирования. Но, в первую очередь, это проблема управленцев — управленцев в правительстве, ректоров вузов и всей вертикали».

Греф пояснил, что проблема появилась неэффективности модели управления в образовании, в связи с чем российские вузы вовремя не смогли адаптироваться к изменениям в мире. По словам Грефа, «Сбербанк» готов предоставить лучшие практики для подготовки управленцев в образовании. А «Сбербанк» разработает образовательную платформу для университетов.

Герман Греф: «Мы приняли решение по разработке платформы для вузов. Она будет соединена с платформой для школ… Мы будем взаимодействовать с министерством, запретить нам это никто не может. Мы уже начали эту работу совместно с МФТИ».

При этом, по мнению главы «Сбербанка», со средним образованием ситуация лучше, чем в вузах. Греф напомнил, что «Сбербанк» уже разработал образовательную платформу для школ.

Источник

Герман Греф: Модель образования устарела

какое отношение греф имеет к образованию

Герман Греф. Фото: Михаил Терещенко, ТАСС

Об этом, по его словам, говорят и 92% опрошенных по данной теме школьников, считающих традиционный формат учебы скучным.

Пандемия коронавируса и связанные с ней меры обнажили множество проблем, в том числе, и в сфере российского образования. Переход на дистанционное обучение показал, сколь отставшей от современных тенденций оказалась модель образования. Впрочем, для председателя правления Сбербанка России Германа Грефа этот факт очевиден давно. В обширном интервью ТАСС топ-менеджер объяснил, как должна трансформироваться современная школа, и почему он не верит в онлайн-образование.

Глава Сбербанка делится, что в последнее десятилетие много внимания уделяет сфере школьного образования и, основываясь на собственном опыте и исследованиях разных стран, пришел к следующему выводу: «Выпускники показывают в среднем от пяти до 12 процентов знания базового курса. То, что не связано с практикой, навыками и не востребовано затем в профессиональной карьере, моментально улетучивается». Более того, спустя десять лет после выпуска в карьерных успехах больше замечены не отличники, «а в основном троечники и те, кто не демонстрировал выдающихся способностей».

По мнению Германа Грефа главный тренд современного образования – персонализация. Однако модель, когда ребенка индивидуально обучают, неосуществима в целом для всего общества. Поэтому необходимо найти механизм задействования современных технологий для персонализации модели образования, приближения ее к человеку.

Примером такого эксперимента стала «Хорошкола», построенная семьей Грефа и ряда соинвесторов, заинтересованных в развитии образования. В этой школе учатся и дети Германа Оскаровича.

По его мнению, технологии, при всей их важности, должны сопрягаться с получением знаний и навыков, чего и добиваются в «Хорошколе» и на цифровой платформе. «Знания не выветрятся лишь в случае, если превратились в навыки», убежден Герман Оскарович, отмечая, что обучать всех детей по одной модели неэффективно, ведь каждый ребенок индивидуален. Платформенные технологии «Хорошколы» позволяют персонализировать обучение, а также уйти от системы экзаменов, которую основатели школы считают стрессорными. Однако система контроля знаний, предусмотренная платформой и дисциплинирует, поскольку требует подтверждения знаний на каждом этапе, без чего нельзя продвинуться дальше, и развивает навыковость путем закрепления знаний сопровождающим проектом. Кроме того развиваются и цифровые навыки, включающие правила киберзащиты, поведения в виртуальном пространстве, цифровую гигиену, призванные в том числе и снизить нагрузку Сети на ребенка…

Топ-менеджер отмечает важность того, чтобы у детей было желание учиться, а для этого необходимо привлекать игровые техники, с помощью которых ученик мог и осваивать материал и готовить и защищать собственные проекты в формате виртуальной, смешанной и расширенной реальности, мультипликации.

Источник

Герман Греф рассказал о том, какой видит будущую систему образования в России

«Почему здесь (в сфере образования – прим. «НИ») важно присутствие крупных корпораций и технологических корпораций?

Первое: потому что все платформы в мире создаются не государствами. Я не знаю ни одного государства, которое бы создало цифровую платформу.

Все цифровые платформы – в том числе, образовательные, создаются крупными корпорациями, потому что это, конечно, очень высокопрофессиональная сфера.

Современные облачные платформы основаны на суперсовременных системах искусственного интеллекта. Это очень сложный процесс, дорогой и длительный.

Если посмотреть на США – это Google, Facebook, Microsoft, это те компании, которые очень много денег вкладывают в развитие образовательных платформ.

Это то, как мы видим будущую систему образования. То, во что мы все сейчас вместе должны вкладывать все свои ресурсы.

И всё это, конечно, можно сделать на основе цифровой образовательной системы, платформы, которая сопровождает ребёнка из младшей школы до вуза и вместе с ним пойдёт дальше в производственную среду.

Её можно интегрировать, опять-таки, только через единую цифровую платформу.

…Меняется мир, должно меняться и образование. Важнейшая задача — создание среды, в которой ребёнок будет получать удовольствие от образования и научится учиться на протяжении всей жизни. Новые технологии и искусственный интеллект позволяют вовлечь детей в процесс обучения, а учителей освободить от рутины, разгрузить их, высвобождая время учителя на самое главное — общение и развитие учеников.

Основными принципами развития школьного образования сегодня являются: персонализация образования, формирование навыков наряду с передачей знаний, а также создание образовательной культуры без стресса для ребёнка.

Платформа СберКласс, которую мы создаём, не направлена на дистанционное образование и не заменяет учителя. Речь идёт в первую очередь о главном мировом тренде — персонализации образования.

Эта модель позволит каждому ребёнку выбрать тот образовательный маршрут, который для него наиболее органичен. Абсолютным приоритетом для всех нас должно стать построение самой современной системы образования, которая позволит нашей стране стать ещё более конкурентоспособной и развитой в будущем».

Слова Германа Грефа вызвали бурную реакцию у пользователей соцсетей. Приводим примеры комментариев (орфография и пунктуация авторов сохранены).

— ГРЕФ ЗАНИМАЙСЯ БАНКОМ,НО НЕ НАШИМИ ДЕТЬМИ И ВНУКАМИ!

— Кто же остановит этого благодетеля.

— Греф мечтает отцифровать всех детей, и сделать из них рабов, 100%

— Да не надо нам искуственный интелект,У НАС СВОЕГО ХВАТАЕТ,ТОЛЬКО ИЗ ЗА ТАКИХ КАК ГРЕФ,ЕГО ПРИМЕНЯТЬ НЕ ГДЕ.

— Греф в России для того, чтобы уничтожить личность в наших детях.

— Вот так незаметно корпорации узурпируют власть

— Спасибо Советскому Союзу за то разностороннее образование, что оно мне дало!

— А какое отношение Греф имеет к образованию в стране. У нас Мишустин, вообще чем занимаешься. Какой то банкир у нас в стране занимаеться образованием, а премьер молчит. Куда катится?

— Из детей роботов? Никак не отстанут от нас.

— Хорошая картина вырисовывается: будущие рабы заточенные под эту и только эту, определённую задачу транс-глобальных корпораций!

— Планомерное комплексное уничтожение нашего населения. Глобалисты все опутали!

— Грефу. Никому его платформы и ИИ НЕ НУЖНЫ. Убрать его руки от детей. Не ему решать, а ТОЛЬКО РОДИТЕЛЯМ где и как получать образование их детям!

Полную версию дискуссии «Будущее образование в России» можно посмотреть здесь.

Источник

«Занимайся своим делом и не лезь». Реформатор образования Греф получил достойный ответ

Как известно, русский народ – самый терпеливый в мире. Правда, когда его доведут до ручки, он не будет стесняться в методах и выражениях в отношении тех, кто наносит, по его мнению, ущерб российским национальным интересам. Ситуация, когда в отечественное образование ринулись сомнительные деятели, в т. ч. финансовые олигархи, вызывает всё большее возмущение и беспокойство. Простые русские учителя, понимая всю степень ответственности за будущее наших детей, а значит, и всей страны, жёстко ставят на место тех, кто решил провести в России очередной образовательный эксперимент.

Как-то в одном из наших эфиров известная российская актриса Мария Шукшина сказала, что все последние события вокруг школьного образования в нашей стране, а также деятельность нынешнего российского телевидения подталкивают её к мысли о том, что «государству нужна нация дебилов». Жёсткое, эмоциональное, но фактологически, на мой взгляд, верное предположение. Особенно когда анализируешь происходящее не только с точки зрения тактики, но и с точки зрения стратегии.

Что должно быть в сухом остатке после очередной реформы российского школьного образования? Мы должны получить нацию интеллектуалов, которые идут во главе развития человечества, или нацию, которая будет падать на колени и пресмыкаться перед «глобальными инноваторами»? Мы получим образованных людей, как это было в советский период, и первыми откроем новые космические горизонты или станем народом, который уйдёт на обочину мирового развития?

Все эти вопросы – не гипотетические и не абстрактные. Они предметные и конкретные. Они о наших детях, их образовании, а значит, речь идёт о будущем страны, будущем каждого из нас. Обратите внимание, какое активное участие в реформе образования России стали играть банкиры и цифровизаторы. Их лицом стал господин Греф, который не стесняется в выражениях, характеризуя отечественную школу.

Вся модель образования должна быть изменена. Здесь говорилось об онлайн-образовании – я вообще не верю в онлайн-образование прошлого века. Онлайн-образование должно быть радикально изменено. Оно сейчас пока – такое же традиционное, то есть мы перевели систему традиционного образования в онлайн. На мой взгляд, и те, и другие – лузеры. Онлайн будет использоваться, но содержание образования будет абсолютно другим. И методы образования будут абсолютно другими. Нам нужно успеть поменять модель образования. Причём это нужно делать не когда-то, это нужно делать вчера или хотя бы сегодня начинать. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную сегодня систему образования – напихиванием детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы колоссальным образом. И сотрудники системы образования, учителя, родители и дети в шоке от того, что делать. Какую из информаций попытаться напихать в этого несчастного ребёнка, какое количество часов его времени занять и в какой момент времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом,

– заявил Герман Греф.

Вот так, «лузеры» и «барахло» – слова, которыми господин Греф характеризует российское образование. По мнению кинорежиссёра Никиты Михалкова, Греф и ему подобные не просто решили реформировать среднюю и высшую школу в нашей стране – они решили её подвести под лекала, которые были написаны теми, кто не скрывает своего враждебного отношения к России.

«Вот раздел – «Смерть форматов». И по этому плану должны умереть к 2025 году: диплом об окончании учебного заведения, система научных журналов и стандарты цитирования, авторский учебник. А к 2035 году – общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) как доминирующая форма коммуникации в области знания. Приоритеты в результате должны быть отданы только образованию онлайн. И это, кстати говоря, то, на чём мы и заостряли наше внимание. И, конечно, это вызывает огромное удивление у очень большого количества людей. Там указано, что существует некий «чёрный лебедь» – это неожиданные события, которые могут помешать этой программе. Это распад и развал страны – даже указаны даты: 2022–2027 годы.

И мы заострили своё внимание – и ваше тоже – на том, что в этой программе не заложено ничего того, что должно сохранять единство и суверенитет страны. А не сторонний взгляд – «что-то так жалко, такая хорошая программа и вдруг на тебе, развалилось всё к чёртовой матери». Но между прочим, если уж на то пошло, развалиться-то может всё именно из-за этой программы. Потому что именно она делит людей на чистых и нечистых, на элиту, которая должна иметь образование ручное, и на остальных – цифровиков. Разве это не разделение? Разве это не опасно? Разве это не правда?

При том, что проект «Образование–2030» разработан для нас Организацией экономического сотрудничества и развития. Туда входят 37 государств, в том числе все члены НАТО, а мы не входим. А знаете, почему? Потому что британский еженедельник The Economist объяснил нежелательность приёма России в ОЭСР «антизападной направленностью политики Кремля». Нам предлагается конструкция, которая создана нашими геополитическими противниками», – рассказал Никита Михалков в одной из своих программ.

Как видите, ничего случайного, всё чётко и цинично прописано. Греф в своём чудаковатом восприятии мира уже настолько далеко зашёл, что предложил полностью ликвидировать все физико-математические школы. Он считает спецшколы анахронизмом, а знания, полученные школьниками, – мусором и барахлом.

На днях у меня появилась возможность в рамках круглого стола на нашем телеканале эти темы обсудить с простым учителем математики и физики из обычной подмосковной школы, который несколько лет назад победил в конкурсе «Учитель года». Так вот, этот человек удивлён, почему главе Сбера до сих пор никто не дал «затрещину», и посоветовал банкиру «не лезть в ту область, где его вообще не должно быть».

Господин Греф потерял берега и перешёл в зону, где его быть не должно. И понятно – почему. Там большие деньги, он понял, что можно заработать. А власть ему почему-то это позволяет, не дали ему вовремя затрещину. Занимаешься банковским делом? Занимайся. Но не лезь в ту область, где ты вообще не должен быть. В области образования должны быть профессионалы. Должны быть люди, глубоко живущие в этом образовании. Проработавшие в школе или вузе не менее 15 лет. Тогда можно ждать что-то адекватное,

– заявил Вадим Муранов.

Вот такие люди, как этот простой русский учитель математики и физики, который, переживая за будущее детей и страны, не стесняется и не боится называть вещи своими именами, на мой взгляд, ещё дают надежду на то, что чудаки типа Грефа не смогут уничтожить в России классическое и специальное школьное образование. Однако и от каждого из нас будет зависеть исход этой битвы добра и зла. На кону – будущее нашего Отечества.

Источник

Образование накрывается Грефом

Досужие взрослые дяди и тёти хотят осчастливить школьников и их родителей целым рядом новейших предметов. Не хотите «полового воспитания»? Тогда пожалуйте на «целомудрие». Не нравится «обращение с огнестрельным оружием»? Айда на «дореволюционный речевой этикет». Этот предмет кажется пустоватым? Ну тогда для вас «земледелие» с «кибербезопасностью» впридачу. А геометрия с литературой пусть потеснятся!

Минпросвещения решило создать некий » Координационный совет по развитию образования в России». Одним из «рулевых» в нем, судя по всему, станет глава Сбербанка Герман Греф, который собирается не только разрабатывать новые ФГОСы, но и запускать » новую образовательную платформу», а также менять систему управления.

О создании координационного совета по сообщению ТАСС заявил министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с председателем правления Сбербанка Германом Грефом. Новый глава Минпросвета пояснил, что совет, в частности, займется «формированием стратегии развития образования в ближайшем будущем».

Герман Оскарович также анонсировал запуск «новой образовательной платформы, работа над которой велась в течение трех лет». Он любезно пояснил, что она будет запущена в 150 образовательных организациях с 1 сентября этого года и «будет встроена в процессы организации образовательного процесса и управления школой». Очевидно, речь идет о пресловутом «искусственном интеллекте», который Греф, мягко говоря, с переменным успехом, внедряет у себя в Сбербанке, и курировать который назначен в школе.

«Эффективный менеджер» пообещал: «… Очень многое в регулировании придется менять, под это нам придется менять образование, программы образовательные, систему управления вузами, мотивацию вузов, учителей переподготавливать. Греф также заявил, что высшее образование в России находится на «очень низком уровне» из-за «неэффективной системы управления». По его мнению, российские вузы «вовремя не отрефлексировали» на изменения, произошедшие в мире, и в первую очередь это проблема «управленцев в правительстве, ректоров вузов и всей вертикали».

Именно этот господин и будет отныне «координировать» и «развивать» российское образование?! В общем, и смех и Греф.

Волшебной отвёрткой

Давно ни для кого не секрет, что со школьным образованием у нас беда, особенно с основным и средним общим. Многолетнее экспериментаторство «эффективных менеджеров» в правительстве, именуемое в просторечии «развал», дало уже не только цветочки, но и ягодки. Средний выпускник школы, даже сдавший ЕГЭ на высокие баллы, представляет собой печальное зрелище — и по общей эрудиции, и по кругозору, и по умению складно выражать устно и письменно свои мысли. В вузах студентов приходится пару лет доучивать за школу.

Пока есть кому доучивать. Так же как в школах пока ещё есть кому (вопреки системе) давать системные «старые» знания и вкладывать в учеников душу. Но время идёт, «старорежимных» учителей и профессоров всё меньше. А «жертвы ЕГЭ» постепенно заполняют все социальные ниши, в том числе преподавательские.

Нельзя сказать, что эту аховую ситуацию не осознают на государственном олимпе: за голову схватились уже несколько лет назад. Правда, пытаются при этом справиться с системной проблемой паллиативами. Или, как говорится в русской пословице: «Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу». А суть-то беды в том, что заигрались правители наши в либеральные игры разума, в интеграцию с «развитым Западом», забыли про отечественные ориентиры просвещения — куда и на каких парусах идём, где якоря бросаем. «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра», — писал философ Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию».

На этом фоне и печально, и забавно, и поучительно выглядят попытки представителей разных социально-политических и общественных организаций и групп «подправить» нынешнюю образовательную систему РФ, дополнив школьную учебную линейку теми или иными новыми-старыми предметами. Как будто ввернув «золотой шуруп» волшебной отвёрткой.

Нет, конечно, есть в дополнениях школьной программы вещи абсолютно логичные на уровне восстановления справедливости, такие как возвращение в 2018-м астрономии, пусть и в урезанном виде. Можно только приветствовать среди факультативных предметов «Кибербезопасность». Также дополнительно можно, наверное, позаниматься и архитектурой, как предложил Патриарх Кирилл, и шахматами, за что давно ратует гроссмейстер Карпов; поизучать церковнославянский язык (предложение покойной Людмилы Вербицкой), основы самбо (Рашид Нургалиев). Только всё это и сейчас есть и называется «дополнительное образование», а также «секции и кружки». При чём здесь учебная линейка предметов?

Семьеведение на пришкольном огороде с ружьём и фильмом Антониони

Реестр инициативных предложений за последние десять лет собрал портал «Педсовет», выстроив их перечнем: с датой и автором инициативы. Чего там только нет!

Скажем, депутат Госдумы Владимир Сысоев попросил вице-премьера Ольгу Голодец вернуть в школьную программу по русскому языку дореволюционный речевой этикет. Сысоев считает, что если школьники начнут обращаться друг к другу «сударь» и «сударыня», а к маме и папе на «вы», то это кардинально исправит нравы в обществе.

какое отношение греф имеет к образованиюОльга Голодец считает необходимыми уроки по основам медицины. Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»

Сама же Голодец уверена в необходимости уроков по основам медицинских знаний, с упором на информирование о диабете. А Минздрав России, в свою очередь, предпочёл бы, чтобы школьники в рамках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) проходили курс психологии. Более того, под эту инициативу три года назад оперативно набрали команду авторов учебников для 3-11-х классов. Некоторые из них даже выпустили.

Дальше — больше: эксперты РАНХиГС предложили ввести в школах предмет «этнология», на котором изучались бы этносы, живущие в России. Похожую дисциплину о культуре и традициях народов России хотел видеть в школе глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Бывший министр культуры Владимир Мединский ратовал за школьный курс по истории кино, разработав заранее методическое пособие и даже спланировав целый курс видеоуроков. А вот глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин счёл, что лучше всего уже с 5 класса начать учить российских школьников «Земледелию». Пусть, мол, хоть репку от редьки научатся различать.

Слов нет, это очень даже нужно любому гражданину РФ, даже не из числа «государствообразующей нации». Полезно знать и «Основы информационной безопасности» (как научиться различать фейки, пропаганду, внушение, не стать жертвой сетевых мошенников) — предмет, предложенный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

А разве не полезно молодым людям узнать об основах семейной жизни в курсе «Семьеведение» (детский омбудсмен Анна Кузнецова), если их этому в родной семье не научили? Так же как и «Нравственным основам семейной жизни» — курсу, разработанному священником из Екатеринбурга Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского монастыря Ниной (Крыгиной). Кстати, первый соавтор курса — кандидат биологических наук, а вторая — психологических. Курс успешно преподаётся как элективный (дополнительные обучающие часы по выбору) уже в более чем 60 регионах.

Слава Богу, этого ни в каком виде не случилось с предметом «Половое воспитание», которое навязывали нашим деткам такие «продвинутые патриоты», как заслуженный учитель России, действительный член РАО Евгений Ямбург, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и до кучи — Мособлдума.

какое отношение греф имеет к образованиюВладимир Жириновский пытался навязать нашим детям в школе предмет «Половое воспитание». Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

Есть большие сомнения в том, что подросткам пошли бы на пользу «Обращение с огнестрельным оружием» от Ростеха, «Основы антикоррупционной политики» от председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, «Демократия» от Молодёжного парламента Саратовской области или «Политическая социология» от ВШЭ.

Кстати, ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов десять лет назад сетовал, что, дескать, стандарт по литературе и русскому языку в школе сильно завышен — «почти как в университете», а «школа должна готовить ребят к жизни в современном обществе». Вот литературу с историей по совету этого деятеля за прошедшее десятилетие и урезали. По самое некуда.

Исправить ли антисистему уроками целомудрия?

А и вправду, нужна ли «Война и мир» входящим в нынешнюю «современную жизнь»? Может нужнее «Домоведение», по чаянию бывшего губернатора Красноярского края Льва Кузнецова? «Нотная грамота», как считает прославленный дирижёр Владимир Спиваков, или практичные «Основы финансовой грамотности» от Минфина, причём интегрированные… с уроками истории и литературы? Не лучше ли сразу уж обучиться, по рецепту Минтруда, «Пенсионной грамотности»? Ну а вдруг всё это — «шняга», и молодёжи всего нужнее курсы «Безопасное селфи», разработанные для школ общественной организацией «За безопасность»?

И ведь большинство этих предметов, курсов, уроков предлагаются их разработчиками или государственно-общественными радетелями, что называется, из лучших побуждений! При всём уважении предметы «Целомудрие», «Гостеприимство» или «Уроки трезвости» вряд ли сами по себе обратят сознание молодого поколения в желаемую сторону. При нынешней безыдейной, обладающей явными чертами профанации антисистеме образования в РФ школьники просто в лучшем случае безобидно поржут над этими новыми уроками. А в худшем — воспримут как антимотивацию.

Ну так же примерно, как в позднесоветское время ржали над обязательной «политинформацией», превращали в комедию или скучную проформу комсомольские собрания на «моральные» темы.

С той разницей, что тогда в уже сильно разложившемся социуме и в подгнившей «советской школе» оставалось не так уж мало настоящих педагогов с горячим сердцем и большим опытом. Сегодня есть успешная практика некоторых государственных школ в регионах, которые даже в рамках нынешних норм и правил умудряются не предоставлять услуги, а именно образовывать, выпуская всесторонне развитых юношей и девушек. Но таких — днём с огнём поискать.

Больше же всего тревожит следующее: признавая на словах, что реформы образования в РФ зашли не туда, власти, похоже, не стремятся кардинально пересмотреть взятый в середине 1990-х либеральный курс с его «компетенциями» вместо твёрдых знаний, «вариативностью» вместо единых стандартов и учебников для всей страны.

какое отношение греф имеет к образованиюЕсть успешная практика некоторых государственных школ в регионах, которые даже в рамках нынешних норм и правил умудряются не предоставлять услуги, а именно образовывать, выпуская всесторонне развитых юношей и девушек. Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»

Что мы получили в школе за последние три десятилетия? Фактический отказ от воспитательной роли школьного учителя, выпадение воспитательной компоненты из литературы, истории, «справочное» толерантное «Обществознание», полную формальность «классных руководителей», разобщённость и преподавателей, и детей.

Искусственный интеллект подкрался незаметно

А может ли, собственно, быть по-другому в государстве, лишённом идеологии и целеполагания, с обществом, до предела атомизированным, поделённым де-факто на социальные касты? Поможет ли справиться с этим любой прекрасный новый предмет, такой как церковнославянский язык или каллиграфия или даже возвращение старых системообразующих дисциплин — логики и риторики?

Ответы на эти риторические вопросы, увы, очевидны.

При этом на фоне общего образовательного разброда и шатания мы видим одну весьма жёсткую и последовательную линию, которую проводят по нарастающей абсолютно все последние профильные министерства. Имя этому направлению — «сквозная цифровизация». Ныне она материализуется в новый школьный предмет — «Искусственный интеллект» (ИИ). То есть речь даже не о модуле в составе уже имеющейся «Информатики», а именно об отдельном уроке.

В конце февраля министерство просвещения сообщило, что в 2021 году «ИИ» будет введён в тестовом режиме не менее чем в 1% школ страны, а к концу 2024 года новый предмет войдёт в программу минимум половины средних учебных заведений. Это изменение школьной программы происходит в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и включено в «дорожную карту развития ИИ в России», составленную Сбербанком и Российским фондом прямых инвестиций

Разработчики поясняют варианты использования ИИ в школе: «Искусственный интеллект может быть репетитором, автоматизировать оценку знаний, анализировать поведение учеников». Нас откровенно предупреждают: «Ожидается, что в скором времени образование невозможно будет представить без участия ИИ, который будет контролировать образовательный процесс от начала до конца». Нехило, да?

какое отношение греф имеет к образованиюНовый школьный предмет — «Искусственный интеллект» (ИИ) — в 2021 году будет введён в тестовом режиме не менее чем в 1% школ страны. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Это, видимо, и есть тот путь в «прекрасный новый мир» будущего, который открывает перед нашими детьми г-н Греф и те международные силы, частью которых он является.

К слову, у самого Германа Оскаровича в Сбербанке с искусственным интеллектом так себе: то по вине ИИ данные клиентов массово утекут в Сеть, то многомиллионные суммы пропадут. А то пользователям в СМС в виде буквенного кода к предложению льготного кредита придёт такое буквосочетание: CRYVKILLJEWS (ПЛАЧЬУБИВАЙЕВРЕЕВ).

Сбербанк сперва отнекивался, а потом, смущаясь, объяснил, что этот скандальный набор латинских букв был случайно сгенерирован. Мол, извините, ИИ подкрался незаметно. Спрашивается, а что он случайно сгенерирует в школе?

Маршрут в будущее или школа «на передержке»?

Справедливо задаться вопросом: а есть ли «разумная, добрая, вечная» альтернатива всей этой нынешней школьной катавасии? В самом вопросе скрыта точка бифуркации. По мнению некоторых наблюдателей, основная задача большинства нынешних школ и вузов во всём мире — отнюдь не образование ответственных, творческих личностей, полезных граждан и грамотных специалистов, а «передержка» не нужных государству миллионов молодняка в школьных и институтских стенах. Чтобы они были под надзором и не баловались по наркопритонам, не занимались революциями. Заодно в этих стенах их худо-бедно научат писать-считать, жать кнопки на компьютере, без чего сегодня не обойтись и самой неквалифицированной прислуге.

Если дело и впрямь обстоит так, то сгодится и земледелие, и половое воспитание с селфи вместо Менделеева, Достоевского и Ключевского. Последние так даже, напротив, вредны — зачем думать законопослушному потребителю?

Но если мы всё же не хотим идти по этому пути, то стоит не запихивать в школьную программу отдельные предметы, не надеяться на искусственный интеллект, а возрождать свои: интеллект, систему, душу образования, которое происходит, как известно, от слова «образ».

Такая система и такой образ есть, интегрирующий лучшие отечественные принципы и достижения в этой области, не предлагающий утопических планов воскрешения советской или дореволюционной школы, а устремлённый в будущее на основе суверенной национальной стратегии. Называется он «Концепция развития образования в Российской Федерации» и был разработан группой педагогов и учёных разных профилей, сотрудничающих со Всемирным Русским Народным Собором. Документ обсуждался в прошлом году на заседании Комитета по культуре ВРНС, был одобрен и стал частью концепции стратегического развития России «Русская мечта — 2050», которая будет представлена в 2021 году на XXIV Всемирном Русском Народном Соборе.

Интеллект вырастает только на основе нравствености

Сергей Перевезенцев — доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Бюро Президиума ВРНС:

— Большинство предложений новых школьных предметов говорит прежде всего о том, что эти люди не понимают, что такое школа. Многие просто таким способом пиарятся, демонстрируя свою озабоченность острой темой.

А в пиаре не требуется глубоко продумывать вопрос. Наприме, где взять целую армию учителей по предлагаемому экзотическому предмету, ведь они должны иметь обязательное педагогическое образование! В какие «окошки» учебной программы вы собираетесь впихивать свои уроки, за счёт чего? Не лучше ли было бы увеличить часы на предметы, формирующие личность ребёнка: русский язык, литература, история?

Образование — это система, и никакие отдельные предметы её не исправят. Чтобы она не превращалась в антисистему, идейное наполнение и методика подачи материала на разных уроках не должны противоречить друг другу. Система обязана быть сбалансирована и выверена: школьник должен получать единый комплекс ценностей, единый образ знаний. В некоторых же инициативах неприкрыто сквозит желание протащить контрабандой некие идеологические концепты, не связанные с пользой для ребёнка. А подчас — прямо противоположные российским традициям. То же «половое воспитание», например.

Но едва ли не опаснее предмет «Искусственный интеллект». Это попытка как бы очень оперативно, при этом с подменой понятий воплотить в практику высказывание президента. Он сказал, что мы должны активно заниматься темой ИИ, стремиться к лидерству в ней. Но кто должен — специалисты, программисты, а не поголовно все школьники! Никто ещё не знает, чем именно собираются наполнить учебные модули, а уже спланировали этапы внедрения, переподготовку педагогов.

За всем этим проглядывает отношение к учителю, как к слуге, который обязан выполнять всё, что захочет левая нога «комиссаров» от образования. Чиновники, таким образом, придумывают себе работу, а преподаватели должны заниматься бесконечными отчётами перед ними вместо предметной деятельности. При этом фонды зарплат чиновников Рособрнадзора превышают аналогичные фонды учительского жалования целых областей!

В нашей системе образования ныне огромное количество случайных людей. А вся она построена на том, что если ты не выполняешь задания вышестоящего начальства — часто совершенно бессмысленного, — то лишаешься должности.

Директора школ ориентированы не на создание образовательной среды, а на предоставление «образовательных услуг». Если «клиенты» не возмущаются громко их качеством и не голосуют ногами, идёт правильная отчётность, по свистку сверху внедряются «новации», значит, ваша школа на хорошем счету.

какое отношение греф имеет к образованиюФонды зарплат чиновников Рособрнадзора превышают аналогичные фонды учительского жалования целых областей! Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

И ведь вот что главное — сменой министров, их замов, ещё каких-то отдельных людей ничего не исправишь! Нужно менять всю парадигму образования, ориентированную на англо-американские образцы — не лучшие и притом устаревшие. Место нынешних ложных целей и ценностей должно занять формирование всесторонне развитого человека. Что это значит? Развитого интеллектуально, эстетически и духовно-нравственно. Причём последняя категория приоритетна и напрямую связана с воспитательными задачами школы, которые нужно возродить в полной мере. Именно такая последовательная концептуальная трансформация системы образования заложена в «Концепции развития образования в РФ», в разработке которой для ВРНС я лично участвовал вместе с очень компетентными и уважаемыми людьми.

Кроме того, есть успешная практика некоторых государственных школ в регионах, которые даже в рамках нынешних норм и правил умудряются не предоставлять услуги, а именно образовывать, выпуская всесторонне развитых юношей и девушек. Такова, например, «Школа целостного развития» Владимира Мартышина в селе Ивановское на Лехте в Ярославской области и некоторые другие.

Нам нужно создавать в России непрерывную систему такого целостного образования: от детского сада до вуза и учреждений переподготовки. Уже ясно даже слепоглухим: будущее за теми странами, которые будут обладать самым высоким интеллектом. Не искусственным, а естественным! А он вырастает только на основе нравственности и закладывается в раннем детстве.

Перейти к такой системе сегодня — это, конечно, намного сложнее, чем изменить Конституцию. Но переходить жизненно необходимо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *