какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой

К числу наиболее общих социальных (сверхприродных) потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации. У каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем гармоничном развитии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.

Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.

Деятельность человека в экстремальных условиях (космос, глубоководные работы, работа в условиях крайних температур, спорт высших достижений). Так, благодаря полученным знаниям о способах определения возможностей организма человека, о методах повышения этих возможностей, о предельных возможностях человеческого организма в целом, стали возможны полёты в космос, погружения на значительную глубину и т.п., что повлекло за собой целую серию новых научных открытий. В свою очередь, человек, находящийся в экстремальных условиях (например, в космосе) без ежедневных систематических физических упражнений, без тренажёров и гимнастических приборов не способен сохранить длительное время здоровье и работоспособность.

Виды физической культуры

До недавнего времени выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру. Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей непростой структурой. Всё чаще в средствах массовой информации фигурировало словосочетание «физическая культура и спорт». Наконец, 16-го ноября 2007 года Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано следующее определение:

СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним.

Таким образом, сегодня мы можем говорить о шести видах физической культуры.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.

Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

· развитие, функционирование, совершенствование физических качеств;

· формирование двигательных умений и навыков;

· укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды;

· формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде.

Существование данного вида физической культуры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 000), каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необходимость специальной физической подготовки людей к конкретной профессиональной деятельности.

Наиболее яркими примерами профессий, в которых необходима специальная физическая подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, различные подразделения правоохранительных органов, МЧС, шахтёры и т.д.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.

Занятия физической рекреацией не связаны с большой физической нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физическую работоспособность.

Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризм и т.д.

4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.

Основными средствами двигательной реабилитации являются лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.

5. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – средства физической культуры, включенные в рамки повседневного быта.

Средствами фоновой физической культуры, в частности, являются: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физические упражнения в режиме дня, не связанные с большой физической нагрузкой, и т.п.

6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.

От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физической культурой по возможности большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.

Основные понятия теории физической культуры

Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения, а также понятийный аппарат, который устанавливает единое толкование профессиональных терминов при общении специалистов, а также преподавателей и учеников. Теория и методика физической культуры не является исключением.

Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами физической культуры.

Предметом исследования выступают средства приобщения человека к ценностям физической культуры.

В теории физической культуры можно выделить три направления: социологическое, педагогическое, биологическое.

Социологическое направление включает вопросы роли и места физической культуры как социальной подсистемы в жизни человека и общества, соотношения физической культуры с другими социальными явлениями, перспектив развития в связи с изменяющимися материальными, духовными, социальными условиями жизни, оптимальных форм привлечения и организации населения в соответствии с целями и задачами физической культуры.

Педагогическое направление подразумевает изучение общих закономерностей управления процессом приобщения населения к занятиям физической культурой и её видами.

Биологическое направление подразумевает изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека.

Основными понятиями теории физической культуры являются следующие:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесспроисходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности организма.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

К основным физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области физической культуры.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, основанная на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.

какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Физическая культура личности и её связь с общей культурой человека

Содержание:

Введение

Создание условий для формирования личности, гармонично сочетающей духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем современности.

История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека через формирование все более совершенного организма, сознания, воли, развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.

Происхождение термина «физическая культура»

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе влияют производственные отношения людей, экономические, политические и идеологические формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура имеет такую же длительную историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX века.

Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой» называют определенные виды, представляющие ценность для человека и общества. Однако из этого не следует, что термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельность человека (общества), и ее средства и методы, создаваемые в обществе, а также ее результаты, многогранность обозначаемого явления, т.е. различные оттенки значения этого термина/.

Исходя из характерного для XIX века понимания культуры как процесса, связанного с выращиванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «культивированная и развитая красота тела».

Позже понятие «физическая культура» стало рассматриваться в более широком аспекте. Оно включало в себя охрану здоровья, режим питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры не существует и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе оно имеет различные значения: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Общие понятия теории физической культуры

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и человека в физической подготовленности.

Физическая культура как вид культуры общества

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и сущности человека в интересах личности и общества. Иными словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видов культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими специфическими целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.

В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть эффективным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.

Физическая культура является одной из сфер социальной деятельности, формирующей и реализующей социальную активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической, нравственной структуры. Все это говорит о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.

Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает в себя все, что человек использовал и достиг сверх того, что дала ему природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все, что явилось в этом отношении результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма личности.

Физическая культура, наряду с культурой в целом, призвана формировать всесторонне развитую личность, главный субъект (и объект) исторического процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объем двигательных умений и навыков, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, основу его рабочей силы и выступают как обязательное средство осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры человека относят совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о путях их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.

Физическая культура человека определяется физической подготовленностью, физической готовностью и физическим совершенством.

Одним из критериев культурного уровня человека является его умение правильно, с большей пользой для себя и общества проводить свободное время. Насыщение свободного времени двигательной активностью, связанной с физическими упражнениями, доставляет человеку удовольствие, сохраняет его силы и здоровье, позволяет заниматься творческим трудом.

Заключение

Учебный процесс в учебных отделениях осуществляется в соответствии с научно-методическими основами педагогики и системы физического воспитания.

Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются беседами преподавателей со студентами во время практических занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения.

Для проведения практических занятий студенты делятся на учебные отделения (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности.

Студенты специального учебного отделения, здоровье, физическая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий улучшились, на основании заключения врача и решения кафедры в конце учебного года или семестра переводятся на основное отделение.

По болезни или другим объективным причинам студенты основного и спортивного отделений могут быть переведены на отделение специальной подготовки в любое время учебного года.

Освобождение от занятий по физической культуре по состоянию здоровья может быть только временным.

Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включен материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов.

В течение первого курса необходимо устранить недостатки в физической подготовке некоторых студентов (с недостаточно развитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т.д.).

При этом студенты обязаны:

Список литературы

какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

какое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ какое отношение имеет к общей культуре физическая культуракакое отношение имеет к общей культуре физическая культура

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕСТВА.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ

С ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕСТВА.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург, Россия

В наше время люди умело пользуются полученными «культурными» знаниями в своей жизнедеятельности – это люди высокой духовной культуры. Но, однако, современный человек должен быть не только культурным и образованным, но и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстанавливать силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура – часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание.

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека, еѐ можно рассматривать как реакцию на потребности общества в деятельности связанной с движением. Физическое воспитание возникло ещѐ в первобытном обществе.

Изначально исторически сложилось, что человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, совершенствованию навыков, нужных для удачной охоты. Так 191

зарождалась физическая культура, имея на каждом историческом этапе свои черты. В первобытном обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, игры – средства физического воспитания того времени.

Ведущими представителями интеллигенции Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо были предложены проект реформ системы образования, в которых выдвигалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с самого начала образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

Важнейшее значение в обществе приобретает физическая культура как средство укрепления здоровья, физического воспитания подрастающего поколения, организации культурного, а значит, здорового образа жизни.

Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времѐн. Ещѐ древние люди говорили: В здоровом теле – здоровый дух!

Физическая культура связана с улучшением состояния здоровья организма и физического совершенства тела. С помощью специально подобранных упражнений и методов можно: направленно развивать формы и увеличивать рельефность мускулатуры тела; повышать объѐмы сердца, дыхания, улучшать обменные процессы, повышать энергосберегающие возможности организма; осваивать трудные двигательные действия и эффективно управлять движениями; повышать защитные функции организма и его работоспособность, укреплять здоровье и осваивать разные виды спорта; успешно развивать физические качества.

Влияние сферы физической культуры на общество – одна из наиболее актуальных тем современности, что находит выражение существования во многих странах государственной политики в области физической культуры и спорта. Главная из характеристик физической культуры – массовость. Даже прогулка – массовая и доступная разновидность спорта. Многие хотя бы на 192

любительском уровне занимались каким-либо видом спорта, выполняли физические упражнения. Сотни людей по всей планете объединяет спорт.

Одним из наиболее полезных физических упражнений является развитие организма при помощи гимнастики и закаливания. Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Просыпаясь утром, человек не может мгновенно включится в активную деятельность, так как клетки коры его головного мозга находятся еще в полу заторможѐнном состоянии, что проявляется в сонливости, скованности движений, раздражительности. Не случайно существует поговорка – «Встал не с той ноги».

Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся в головной мозг. Эти импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у человека правильной осанки, тренируют и усиливают работоспособность всех органов и систем, подготавливают организм человека к нагрузкам предстоящим в течение трудового дня. При недостатке физической активности возникает гиподинамия, усталость, нервное перенапряжение, нарушение обмена веществ и другие неприятные последствия. После зарядки полезно принять душ, облиться тѐплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим. Это можно назвать последующим закаливанием. Регулярное закаливание обеспечивает: увеличение способностей к восприятию и запоминанию, укрепление силы воли, активную 193

физиологическую деятельность и здоровую жизнь, замедление процесса старения, продление срока активной жизни на 20-25 %.

«Очевидно влияние спорта на образ жизни общества во всех проявлениях жизнедеятельности человека – в труде и в часы досуга, в сфере общественно-политической практики и духовной культуры», – утверждает советский писатель В. Починкин [1; 186].

В. Родиченко писал: «Многие люди на земле избирают себе какую-нибудь модель, которая отражает все многообразие жизни. Две пятых населения земли избрали для себя моделью жизни спорт» [2; 23].

При занятии спортом развиваются физиологические способности человека, тело достигает – совершенства. Занятия физической культурой являются незаменимой частью здорового образа жизни, и укрепления иммунитета. Здоровье человека меньше зависит от медицины, чем от образа жизни выбранного им.

В статье А. Воля и Е. Пуделькевича рассматривается, вовлечение спорта в процесс социализации. По мнению авторов, привлечение в спорт показывает позицию людей, готовность взять на себя какие-то определѐнные активные или пассивные роли в спорте, что означает признание людьми и социумом спорта как ценности. Чем большее влияние оказывают процессы социализации на популярность спорта, «замыкая цепь обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы», тем значительнее масштабы спортивной социализации. [3; 83–84].

Действительно, спорт получил широкое распространение по всей планете. В сферу физической культуры вовлечены миллионы людей: любители, профессионалы, тренеры, инструкторы, методисты, преподаватели, арбитры, спортивные журналисты и медики, члены спортивных общественных организаций, болельщики. Физкультурное движение – мощнейшее средство воспитания масс. К занятиям физическими упражнениями многих людей пристращают с детства, ещѐ в дошкольных учреждениях. Далее на протяжении жизни процесс физического воспитания сопровождает их в школе, техникуме 194

или университете. Многие занимаются физической культурой и после окончания образования на протяжении всей жизни и даже после выхода на пенсию.

Степова П.С. в своей книге «Спорт. Политика. Идеология.» говорит о том, что спорт – это особая часть физической культуры; средство и метод общего и физического воспитания; он выполняет систему социальных функций; это деятельность, и прежде всего соревновательная, подготовка к ней, достигаемые спортивные результаты, имеющие социальное значение; это деятельность, реализующаяся в определѐнных спортивных организациях, спортивных клубах, национальных, региональных, международных объединениях [4; 122].

Безусловно, взаимосвязь спорта с социальной деятельностью общества обнаруживается и ярко проявляется повсюду: в области техники и науки, политики и военного дела, воспитания, производства. Спорт стал значительным социальным явлением, не зависящим от воли отдельных людей, едва ли не самым массовым движением современности, – говорится в книге «Спорт в современном обществе» [5; 3].

Физическая культура и спорт способствуют решению ряда общественно важных задач. В книге «Государство и спорт» С. Гуськов выделяет следующие: спорт заполняет свободное время человека не только активными занятиями физической культурой, но и развлекательно-зрелищной своей частью; поддерживает и укрепляет молодежи в процессе учѐбы в школах и ВУЗах; содействует расширению общения людей, социализации общества, выполняет функцию контроля за общественным поведением; демонстрирует возможности человеческого организма в соревновательной обстановке; повышает престиж нации и государства; укрепляет международные связи и контакты между людьми; способствует коммерческой рекламе товаров и услуг [6; 5,6].

«Основным объектом государственной спортивной политики является социальный институт спорта, включающийся в систему социальных институтов общества, – утверждает исследователь спортивной политики России А. Исаев. – 195

Государство конструирует социальный институт спорта в качестве объекта политики, интегрирует его в систему государственной деятельности, воздействуя не на конкретные спортивные организации, а на соответствующие отношения, складывающиеся в обществе. Предмет спортивной политики включает совокупность специфических проблем спорта для всех, характеризующих его как социальный институт» [3; 14].

Таким образом, можно сказать, что спорт охватывает образование, политику, экономику, искусство, средства массовой информации и даже международные отношения в нашем обществе, влияет на настроение, поведение, мировоззрение населения. Спорт – мощный канал активного целенаправленного воздействия на умы и сердца людей.

Физическая культура, служит значительной составляющей общей культуры общества, является эффективным средством физического воспитания личности. При занятии спортом люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества, укрепляют характер, учатся правильному отношению к окружающим.

Физическую культуру можно назвать фундаментом жизни государства, он сосредотачивает в себе большое количество важных для общества и государства процессов. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, вследствие чего улучшается экономическое состояние государства. Спорт имеет объединительную с другими народами функцию. В рамках спортивных соревнований устанавливаются контакты, укрепляющие сотрудничество между народами и государствами, что отражается на отношениях между населениями государств и органами власти. В наше время спорт безоговорочно является неотъемлемой частью общественной и культурной жизнедеятельности социума.

1. Починкин В. М. Физическая культура и спорт. Идеологическая борьба в современном мире. М.: ФиС, 1985. 192 с.

2. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). М.: Советский спорт, 2004. 246 с. 196

3. Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 518 с.

4. Степовой П. С. Спорт. Политика. Идеология. М.: ФиС, 1984. 128 с.

5. Спорт в современном обществе / под ред. В. М. Выдрина. М.: ФиС, 1980. 272 с.

6. Гуськов. С. И. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Государство и спорт, 1996. 176 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *