какое отношение имеет роспотребнадзор к медицине

Функции и полномочия

от 30 июня 2004 г. № 322

(в редакции Постановления Правительства

Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;

(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;

(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2021

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Источник

ПОЛНОМОЧИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие человека определяется совокупностью благоприятных и безопасных условий для его жизнедеятельности. Его уровень в каждой отельной стране зависит от слаженной, высокоорганизованной, грамотной, своевременной и эффективной политики государства, проводимой им в направлении обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия своих граждан и обеспечения их качественными и безопасными для здоровья и жизни товарами и услугами.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (далее Закон № 52-ФЗ) определяет санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К таким факторам среды обитания Закон относит:

Нарушение любого из указанных факторов, несоответствие их законодательно установленным нормативам, влечет за собой угрозу здоровью и жизни людей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия (имеющее общеизвестное сокращенное наименование Роспотребнадзор), пожалуй, самый значимый и важный государственный орган, который стоит на страже санитарно-эпидемиологического благополучия граждан нашей страны, а также обеспечивает с помощью мер государственного воздействия защиту прав граждан как потребителей тех или иных товаров и услуг (работ), включая услуги и товары медицинского и фармацевтического характера.

Согласно Положению «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», (далее — Положение о Роспотребнадзоре) утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены полномочия по разработке и реализации политики государства и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав граждан как потребителей товаров и услуг. Помимо того, что для реализации своей цели Роспотребнадзор уполномочен разрабатывать санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, за данным органом также закреплены контрольно-надзорные функции в соответствующих направлениях.

Можно отметить, что Роспотребнадзор реализует большую часть полномочий в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, включая Минздрав, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Осуществляет Роспотребнадзор свои полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы.

Структура Роспотребнадзора состоит из Центрального аппарата и управлений Роспотребнадзора, которые расположены в каждом субъекте РФ соответственно. Сам Центральный аппарат поделен на профильные управления в зависимости от направления выполняемых полномочий (например, Управление санитарного надзора, Управление организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг, Управление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и др.).

Руководитель Роспотребнадзора имеет правовой статус Главного санитарного врача РФ, соответственно руководители территориальных органов Роспотребнадзора имеют статус главных санитарных врачей субъекта РФ, а руководители санэпидслужб министерств и ведомств являются главными санитарными врачами соответствующего министерства или ведомства. Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность главных государственных санитарных врачей санэпидслужб министерств и ведомств, которые по своим функциональным обязанностям являются его заместителями.

ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Основные полномочия Росздравнадзора закреплены в пункте 5 Положения о Росздравнадзоре. Большую часть полномочий условно можно поделить на полномочия контрольно-надзорного характера в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также полномочия в сфере защиты прав потребителей. Также Роспотребнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных законом санитарно-эпидемиологических норм в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания.

Среди наиболее значимых полномочий с токи зрения обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно выделить полномочие по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данный вид государственного надзора регулируется Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476. Нормами указанного положения разграничены между разными органами исполнительной власти полномочия по организации и проведению данного вида надзора.

Полномочия Роспотребнадзора в сфере осуществления госнадзора сводятся к организации и проведению проверки соблюдения госорганами, юридическими и физическими лицами требований санитарного законодательства, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также соблюдения организациями и ИП требований технических регламентов.

Пожалуй, одним из самых актуальных на сегодняшний день полномочием Роспотребнадзора является осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ. В обязанности, в частности, Роспотребнадзору вменено осуществление досмотров прибывающих из-за границы граждан с подозрением на инфекционные болезни в пунктах досмотра, расположенных в терминалах международных аэропортов, наземных и портовых пропускных пунктах. Процедура осуществления санитарно-карантинного контроля урегулирована соответствующим Административным регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 17.07.2012 №767. Данное полномочие в условиях мировой пандемии и постепенного открытия международного сообщения с рядом стран требует особого ответственного подхода к его исполнению. Любые упущения в осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ могут в значительной степени ухудшить ситуацию с распространением новой вирусной инфекции (подробнее вопросы осуществления санитарно-карантинного контроля на границах освещены в наших статьях «Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ» и «Санитарно-карантинные мероприятия при пересечении государственной границы РФ»).

Роспотребнадзор также обязан в постоянном режиме производить наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, оценивать результативность проводимой в стране вакцинации.

В условиях чрезвычайных ситуаций (паводок, эпидемия, иное стихийное бедствие и т.д.) Роспотребнадзор вправе принимать решения по усилению контрольно-надзорных мер или проведению каких-либо дополнительных мероприятий с целью недопущения возможных негативных последствий в отношении санитарно-эпидемиологической обстановки на территории страны.

Так, например, при объявлении на территории РФ чрезвычайной ситуации в связи с распространением нового коронавируса Роспотребнадзор разработал методические рекомендации за номером МР 3.1.0170-20 по эпидемиологии и профилактики COVID-19 и методические рекомендации за номером МР 3.1.0169-20 по лабораторной диагностики COVID-19. В методических рекомендациях Роспотребнадзор определил, какие противоэпидемические мероприятия должны осуществляется с целью недопущения завоза и масштабного распространения вирусной инфекции, включая усиление санитарно-карантинного контроля на государственной границе, необходимые мероприятия при выявлении лиц с новой коронавирусной инфекцией и т.д.

Также Главным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года было утверждено Постановление «О дополнительных мерах по нераспространению COVID-19», которое периодически актуализируется с учетом происходящих в стране изменений в эпидемиологической обстановке.

Конечно, помимо новой вирусной инфекции, с которой борется буквально весь мир, никуда не делись и угрозы распространения других уже давно известных инфекций и болезней: начиная от сезонного гриппа и заканчивая клещевым вирусным энцефалитом и чумой. Поэтому одной из главных задач Роспотребнадзора остается. обеспечить стабильную ситуацию по природно-очаговым инфекциям и болезням.

Также Роспотребнадзор совместными с Минздравом усилиями проводит мероприятия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака.

Еще одним полномочием Роспотребнадзора является осуществление контрольных закупок с целью проверки соблюдения юридическими организациями и ИП требований нормативно-правовых актов, содержащих санитарно-эпидемиологические нормы, а также требований законодательства о защите прав потребителя. Так, например, в прошедшем году была внедрена практика применения контрольной закупки во всех территориальных органах Роспотребнадзора, в том числе и с применением лабораторных и инструментальных методов исследования в различных секторах потребительского рынка, включая сферы торговли лекарственными препаратами и медицинских услуг. следует отметить, что в большинстве случаев в ходе контрольной закупки были выявлены нарушения, что свидетельствует о высокой эффективности такого рода мероприятий по контролю.

Правоприменительная практика показывает, что проведение контрольной закупки органами Роспотребнадзора является эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, включая сферу фармацевтической и медицинской деятельности, поскольку позволяет незамедлительно реагировать на обращения, содержащие сведения о нарушении обязательных требований, а также выявлять нарушения, которые при проведении «обычной» внеплановой проверки зафиксировать практически невозможно.

Среди иных полномочий, которые осуществляет Роспотребнадзора можно выделить такие полномочия как:

Для каждого из перечисленных полномочий разработан и утвержден соответствующий Административный регламент.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора закреплены в Административных регламентах исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьями 50 — 51 ФЗ Закона №52-ФЗ, и при этом соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст. 52 ФЗ Закона № 52-ФЗ. Они также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в соответствии с законодательством РФ (то есть — вплоть до уголовной).

Проводимый Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологический надзор, как и любой из видов государственного надзора, строится на риск-ориентированном подходе. Для этих целей при осуществлении государственного надзора деятельность подконтрольных субъектов и используемые ими производственные объекты подлежат отнесению к определенной категории риска. Степень риска определяется в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». На основании данного Постановления в Приложении к Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре определены критерии отнесения объектов этого надзора к тем или иным категориям риска.

Также процедуры проведения проверок, осуществляемых в рамках реализуемых Роспотребнадзором полномочий, урегулированы в Административном регламенте исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок от 16.07.2012 № 764.

Проводимые в рамках осуществления контрольно-надзорных функций проверки Роспотребнадзора подразделяются на плановые и неплановые. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения проверок. Что касается плановых проверок в сфере здравоохранения, то они могут проводиться два и более раза в три года в соответствии с Перечнем видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В рамках реализации научно-исследовательской работы по актуальным проблемам гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзор разрабатывает и утверждает санитарные правила или изменения в санитарные правила, методические указания, методические рекомендации. В ходе исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ Роспотребнадзором с января 2019 года реализуется механизм «регуляторной гильотины», направленный на актуализацию нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. Для этих целей проводится систематизация и кодификация нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. По разделу «Эпидемиология», например, из 58 актов был подготовлен единый проект санитарно-эпидемиологических правил по профилактике и управлению рисками инфекционных и паразитарных болезней. Многие положения старых актов, носящие описательный характер, алгоритмы, методики и технологии реализации обязательных требований были перенесены в методические рекомендации, работа над которыми в настоящее время продолжается.

Одновременно с этим и во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» Роспотребнадзором подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Это позволит избавиться от устаревших норм (преимущественно технического характера), которые не соответствуют современным стандартам государственного управления или уровню сегодняшнего научного прогресса.

Также во исполнение Указа Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 года» Роспотребнадзор направляет свои предложения в проект плана мероприятий по реализации данной Стратегии.

Следует отметить, что полномочия Роспотребнадзора далеко не ограничиваются лишь одним обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. И если рассматривать сферу здравоохранения, то не менее важное значение будут иметь функции Роспотребнадзора в сфере защиты прав пациентов-потребителей, а также контрольные полномочия с сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Эти стороны деятельности Роспотребнадзора будут рассмотрены нами в статье «Полномочия Роспотребнадзора в сфере здравоохранения: защита прав пациентов и контроль за обращением лекарственных средств».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *