какое отношение к детям инвалидам пропагандировал в античную эпоху закон ликурга
Какое отношение к детям инвалидам пропагандировал в античную эпоху закон ликурга
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания упомянутых законов. Верхней границей условно можно считать ХII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания упомянутых законов.
Верхней границей условно можно считать ХII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.
Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.
Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники.
При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.). Постепенно на континенте складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть.
Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
Первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Х в., а заканчивается только в начале ХVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения в Х в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево – Печерского монастыря — преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Знакомство с историей и культурой восточнославянских племен, Киевской Руси дает основание утверждать:
Таким образом, Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV—VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (Х – ХI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.
Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучительный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инвалидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала характерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурны ми традициями. Первому историческому прецеденту организованного призрения на Руси — княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта — не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонениями в развитии.
Феодальные междоусобицы (ХI—ХV вв.), столетия ига (ХIII— ХV вв.), смутное время (начало ХVI — начало ХVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участливого отношения к немощным и увечным. Ослабление православной церкви, ее подчинение государству, секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1. Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом.
Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. В основе новой политики, строящейся по западноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных государству.
Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное отношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами милосердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нищелюбием, но не сопровождалось активными действиями — попытками власти как-то изменить их положение.
Исключение составляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на отечественную почву современную ему византийскую модель монастырского призрения, второй взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.
Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до ХVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодательный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представителей последнего.
Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.
Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на ХII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале ХVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
Отвержение. Жалость. Милосердие: из истории отношения к особым людям
— Каковы, на ваш взгляд, истоки базовых моделей общественного отношения к особым людям?
Подобным отношением к особым людям пропитаны тексты из ветхозаветной еврейской истории, содержащие много негативных упоминаний о людях с инвалидностью. Например, в Главе 21 Книги Левит говорится, что человек, «у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (Лев. 21, 21).
Западноевропейская христианская цивилизация выработала устойчивую религиозно-догматическую установку, которая четко прописывала место и значение особого человека в земном мире. Квинтэссенцией католического вероучения о природе инвалидности является книга Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм». Согласно этому авторитетному источнику средневековой богословской мысли, колдовство ассоциировалось с инвалидами, а матери, родившие инвалидов, сжигались на кострах как ведьмы. Приведу некоторые тексты.
Почему все это допускается Божьей любовью? На это имеется два основания:
1) потому что родители слишком сильно любят детей; на пользу таких родителей и совершается подобное;
2) потому что женщины, с которыми это происходит, в большинстве случаев суеверны и совращались уже демонами до того много раз.
В 2010 году на семинаре «Социальной школы КАРИТАС», посвященном изменениям отношения общества к людям, имеющим инвалидность (на примере Германии и России), я познакомился с одним из крупнейших ныне здравствующих специалистов по истории социальной работы профессором Бодо Шуманом. Доктор Бодо Шуман, педагог, исследователь, основатель и бывший руководитель Эльбских мастерских для инвалидов в Гамбурге предложил нам в ходе дискуссии поработать с переводами немецких текстов, относящихся к 20-м годам XX столетия. Эти документы указывают на истоки проводимой в Третьем Рейхе тотальной и утопической программы чистки нации.
Я задал профессору Шуману несколько вопросов. Первый из них: не является ли марксисткой пропагандой упоминание в учебниках по истории социальной работы того факта, что основатели протестантизма относились к умственно-отсталым людям, как неким объектам, недостойным жизни? На что профессор Шуман, трижды в разных вариантах возвращаясь к этому вопросу, подтвердил, что это не пропаганда и не ошибка, что это действительно так. Рождение особого ребенка воспринималось тем же Лютером, как проявление сатанинского влияния на человеческое сообщество.
— Но ведь в Третьем Рейхе это появилось в том варианте, как было у язычников в Древней Спарте, то есть подход был утилитарный. Какая же тут связь с представлениями основателей протестантизма?
«Так тягостно представлять, что целые поколения ухаживающего персонала стареют рядом с этими пустыми человеческими оболочками, многие из которых достигают возраста 70 лет и старше. Вопрос, оправданы ли необходимые во всех направлениях для содержания этих категорий балластных личностей издержки, был не актуален в былые зажиточные времена, но сейчас все изменилось, и нам следует серьезно им заняться».
«Акт исполнения должен быть результатом изъявления свободного сострадания к больному, а умерщвление должно восприниматься как избавление, по меньшей мере, для него».
Я не буду давать свой комментарий к этим текстам, каждый читатель может самостоятельно исследовать собственные мысли по поводу аргументов немецких ученых. Постарайтесь вдуматься в мотивацию Биндинга и Хохе, не напоминает ли она высказывания наших современных медицинских авторитетов и публичных политиков? (См., напр., высказывание академика Андрея Ивановича Воробьева http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=61&id=5977).
— В обыденном сознании протестантизм воспринимается, как реакция, в том числе, на жесткости средневекового католицизма, на инквизицию.
Во время правления нацистов в период с 1933 по 1945 год кроме общечеловеческих потерь, составивших 54.800.000 человек, жертвами террора стали люди с ограниченными возможностями. «Акция Т 4» получила свое название по адресу: Тиргартенштрассе, 4 в Берлине. Там тогда располагалась компания, которая по всей Германии организовывала умерщвление нежелательных людей и депортацию в концентрационные лагеря.
Итоги «Акции Т 4» для людей с ограниченными возможностями:
— Как вообще могло получиться, что в недрах христианства появилась такая теория и практика? Что ответил профессор Шуман?
Уроки Второй Мировой войны не прошли даром, сейчас протестантские церкви Германии одни из самых активных общественных структур в сфере общественного служения. Так протестанты осознают свой исторический долг и платят по своим долгам. Сегодня немецкое общество однозначно воспринимает режим Гитлера как антихристианский и языческий. Нация понимает, что десятилетия войн и революций в первой половине XX века возвратили немецкий народ к утилитарным установкам архаических обществ, языческому отторжению особых людей, когда общество и государство решило не тратить материальные и душевные ресурсы на содержание людей, непригодных для процветания социума (полиса, семьи, рода, страны, партии, муниципального образования и т.п.). На мой взгляд, в нынешней России происходят процессы, напоминающие события столетней давности в постреволюционной Германии. И нам еще сто лет ждать осознания страшной вины и покаяния за собственное революционное мракобесие и коммунистические зверства XX века.
— Что же происходило у славян? Ведь они тоже были когда-то язычниками. Как повлияло отношение к особым людям древних славян на дальнейшее развитие заботы об этих людях в России?
— А. К.: Надеюсь подробно рассмотреть эти вопросы в отдельной беседе. Тем более, что отправными точками могут быть сравнения текстов «Молота ведьм», мифопоэтического наследия европейских народов (в особенности, восточных славян) и современной художественной литературы.
Реферат «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Саратовский государственный университет
по учебной дисциплине «История и философия специального образования»
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЯ
К ЛИЦАМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Выполнила студентка 1 курса, группы 159,
и специального образования
Кочеткова Светлана Анатольевна.
Преподаватель: Исметьева Е.В.
Период с XII в. до 70-80 гг. XVIII в.___________________________________9
Период с нач. XX в. по 70-е гг._______________________________________18
Период с 70-х гг. ХХ в._____________________________________________21
Издавна люди с физическими или психическими недостатками вызывали у общества интерес и мистический страх. До XVIII столетия не существовало классификации, способной дать более-менее объективное представление о существующих в те времена разновидностях отклонений в интеллектуальном, психическом или физическом развитии. Не только обыватели, но и образованные люди (врачи, юристы, философы) относили к одной популяции людей с психическими, интеллектуальными заболеваниями и людей с аномалиями в физическом развитии (карликов, калек, глухих).
Этапы развития системы специального образования соотносятся с периодами эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Изменения внутри этапа и переход от одного этапа к другому определяются системой ценностей, культивируемых обществом и государством в целом, социально-экономическим положением страны, а также уровнем развития культуры в государстве.
Малофеев Н.Н. предполагает, что гении эпохи Ренессанса, также как и философы, педагоги античности, могли достичь определенных успехов в обучении детей слепых, глухих или детей с нарушением интеллектуального развития, однако мы не имеем тому исторических доказательств в связи с нравственно-культурной атмосферой прошлых столетий.
Рассматривая временной отрезок в два с половиной тысячелетия, принято выделять несколько переломных моментов, позволяющих разграничить пять периодов эволюции отношения общества и государства к людям с особым развитием. Условными рубежами периодизации являются исторические факты, события, раскрывающие изменение отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Периодизация охватывает временной отрезок от IX в. до н.э. до наших дней.
Малофеев Н.Н. выделяет следующую хронологию событий данного исторического периода:
Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни
Закон Ликурга рекомендует умерщвлять физически неполноценных младенцев (Спарта).
Первое юридическое упоминание о людях с грубыми физическими и умственными нарушениями. Закон считает их недееспособными (Закон 12 Таблиц).
Медицина считает природу глухоты сверхъестественной, а глухого обреченным на немоту (Гиппократ).
Закон не различает умалишенных и глухонемых, относя их к одной категории недееспособных, и лишает их гражданских прав (Римское Право).
Дано философское обоснование неполноценности и ненужности обществу людей с грубыми физическими и умственными недостатками (Платон, Аристотель, Сенека).
В медицине утверждается мнение о невозможности излечения глухоты (Гален).
Выносится гражданский вердикт: «Глухой для закона мертвый» (император Максимиан).
Слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях.
Открывается первый Хоспис (больница при монастыре) с приютом для психически больных (Кесарея, Византия).
Зафиксированы факты заботы христианских подвижников об инвалидах: об умственно отсталых (Епископ Николай, Ликия), о слепых (Св. Лимнеус, Сирия).
Глухонемым отказано в святых таинствах как еретикам.
Провозглашена невозможность учить глухонемого (Блаженный Августин).
В Византии получает развитие феномен юродства, православие занимает по отношению к одержимым нейтральную позицию.
Кодифицировано Римское Право. Кодекс содержит классификацию инвалидов, признает право глухонемых на частную собственность, но запрещает им быть завещателем (Юстиниан I, Византия).
Трульский Собор предписывает православным строго наказывать юродивых по примеру наказания истинно бесноватых.
Указ, запрещающий убивать людей, подозреваемых в одержимости бесом (Карл Великий).
В результате Крестовых походов европейцы знакомятся с арабской и античной медициной.
Приток иноверцев в города Средиземноморья делает их жителей более терпимыми к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим» людям.
Открывается первый приют для взрослых слепых (баварский Кюрфюрст).
Первым документом, свидетельствующим о наличии у людей с нормальным развитием интереса к дефектам, является египетский папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который, по мнению египтологов, опирается на еще более древние рукописи времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.). Ebers содержит исцеляющие магические заклинания, перечень рецептов и врачебных советов. Ebers содержит упоминания о глухоте, умственной отсталости, эпилепсии. Египтяне сострадательно относились к инвалидам, обучали их музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. Бог Осирис считался покровителем умственно-отсталых детей.
Таким образом, становится понятно, что египтяне вели работу по социальной адаптации людей с отклонениями в развитии, всячески способствовали тому, чтобы они заняли в обществе достойное место благодаря посильным личным достижениям в той или иной области.
Аристотель также одобрял политику Спарты в отношении «неполноценных» детей: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки ребенка кормить не следует».
В античном мире медицинские рекомендации базировались на философских учениях. Так, основатель медицины Гиппократ активно пытался лечить разного рода недуги, в том числе и слепоту, глухоту, слабоумие, эпилепсию. Безуспешные попытки исследовать природу глухонемоты навели Гиппократа на мысль о ее сверхъестественной причине, что на многие века определило отношение педагогов и медиков к данному заболеванию.
Аристотель считал, что наибольший вклад в умственное развитие человека вносит его способность слышать. В отношении глухих его мнение было следующим: «необучаемые, бесчувственные и неспособные рассуждать, ничем не лучше животных». Слепых он считал умнее глухих, и авторитетное мнение философа способствовало тому, что слепым общество сочувствовало гораздо больше.
У римлян гражданином считался только отец, глава семьи. Он имел право распоряжаться жизнью и судьбой каждого члена семьи, в том числе и убивать, увечить как здоровых, так и слабых и больных детей. Однако далеко не всегда калеки подвергались такой участи.
Со временем в Греции и Риме вводятся ограничения на детоубийства. После создания Империи нежеланных и больных младенцев стали оставлять у колонны Лактарии, заботу о них брал на себя город.
В IV в. император Константин предложил материальную помощь тем бедным семьям, которые заботились о детях-инвалидах. К сожалению, у него не нашлось последователей в течение многих веков.
Выживших детей подчас продавали как гребцов, учили нищенствовать, слепых девочек продавали в качестве проституток. Подчас детей специально калечили, чтобы вызывать жалость.
Во втором веке становится популярным держать при богатых дворах людей с уродствами для развлечения, существовали даже специальные рынки, где их можно было приобрести.
Первым в истории достоверным свидетельством попытки учить глухого человека является информация о том, что при дворе императора Августа по его распоряжению учили рисовать человека по имени Квентус Педиус.
К глухонемым относились гораздо суровее. Со времен античности отрицалась их дееспособность, а позже католическая церковь еще более усугубила их положение, трактуя глухоту как Божье наказание. Глухих детей стали изолировать от общества.
Кодекс Юстиниана подробно классифицировал недееспособных людей, описывал их права и ограничения. Так, например, он определял пять классов глухоты.
Большинство европейских стран приняло кодифицированное Юлианом Римское Право в качестве основы законодательства.
Католическая церковь по отношению к людям с отклонениями в развитии занимала относительно терпимую позицию. Исключением являлись все те же глухие.
Христианский писатель, педагог и мыслитель Блаженный Августин в трактате «Об обучении оглашенных» писал: «Слушающий нас слушает через нас Бога, начинает совершенствоваться и в нравах, и в знании, бодро вступает на путь Христов». Таким образом, глухие пребывали в ереси, так как не могли слушать слово Божье, им было отказано в причастии, до XII столетия разрешение на брак с глухим мог дать только Папа Римский. Мнение Августина закрепило предубеждение в отношении глухих на долгие годы, и в период с V по XVII вв. не предпринималось серьезных попыток учить аномальных детей.
По отношению к умственно неполноценным людям до XVIII столетия в западном обществе применялся термин «идиот». Обучать таких людей считалось нецелесообразным, членами общества их также не считали.
В середине VIII в. наступает эпоха реформ франкского государства, и вместе с ней назревает необходимость в образованных людях. При церквях создаются школы для детей.
Период с XII в. до 70-80 гг. XVIII в.
В этот исторический период западноевропейское общество и государство проходит путь от призрения людей с выраженными нарушениями в развитии до понимания возможности обучения некоторых из них.
Малофеев Н.Н. определяет следующую хронологию важных событий данного периода:
Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни
Открывается первый приют для взрослых слепых (Бавария).
2-ая половина XII в.
Первый европейский закон, содержащий юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии (Англия).
Открываются первые психиатрические учреждения при монастырях.
Люди с грубыми физическими и психическими нарушениями становятся жертвами инквизиции, идет активное их преследование и уничтожение как еретиков. Аномальных людей церковь и общество воспринимают как «инакомыслящих» и «инаковыглядящих».
Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды).
Отношение к людям с грубыми физическими и умственными недостатками со стороны идеологов Реформации недоброжелательно и агрессивно (М. Лютер, Д. Кальвин, Германия).
Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испания).
Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания).
Теоретически и практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глухоты и утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухонемых (Дж. Бульвер, Англия).
В Англии проблема глухоты, обучения неслышащего речи ставится монархом как философская. Королевское научное общество отвергает предложение Дж. Бульвера открыть школу для глухонемых, как нереальное и бесполезное.
И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить».
И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи.
Накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых в Англии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Франции.
Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция).
Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция).
По инициативе монархов-полководцев в 1198 году в Баварии и в 1260 году во Франции открываются первые приюты для слепых, преимущественно для ослепших солдат.
В XII в. резко возросла численность населения, что привело к длительному голоду. Кроме того, людей поражали множественные болезни, в том числе проказа, вследствие чего в одной лишь Франции были открыты около двух тысяч лепрозориев. XIV столетие назвали периодом Великого Мора, так как тысячи людей умирали от чумы, средняя продолжительность жизни едва достигала 30 лет, от болезней в то время умирало до 40 процентов детей.
К XIII в. изменяются функции больниц: местные жители должны заплатить взнос, чтобы воспользоваться медицинскими услугами. Больницы пользуются покровительством церкви, но уже к XIV в. перестают быть церковным учреждением. Богатые горожане вкладывают деньги в развитие больниц.
Средневековые люди постоянно находились в состоянии психического напряжения, страха за свою жизнь, подвергались насилию. Проповедники и богословы пропагандировали идею Апокалипсиса. Эти обстоятельства привели к значительному росту числа психических заболеваний среди населения. В конце XIII в. открывается ряд больниц для душевнобольных. Методы лечения людей с психическими заболеваниями в средневековый период отличались особой жестокостью.
С конца XIII в. церковь объявляет охоту на еретиков и ведьм, а население всячески ей в этом способствует. В первую очередь внимание привлекают люди, не похожие на большинство: душевнобольные, калеки, умственно неполноценные, эпилептики.
До XVIII в. инвалиды оставались, как и прежде, юридически бесправными. Они не могли заключать контракты, были лишены права наследования, им было запрещено давать показания в суде. Однако имущественные споры возникали, и назревала необходимость определить законом права слабоумных и душевнобольных.
Жители крупных торговых городов Средиземноморья все чаще встречаются с представителями чуждых верований и культурных традиций. Это обстоятельство способствует формированию позиции терпимости общества к инаковыглядящим, непохожим людям.
В XVI веке в Германии возникают антицерковные, антифеодальные течения, наступает период Реформации. Богослов Мартин Лютер стал основателем нового взгляда на христианскую веру: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». В 1515-1519 годах Лютер разработал свою теорию о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога и потому не нуждается в посредниках. Его взгляды получили широкое распространение, его сторонники выступали за упразднение института духовенства. Реформаторы попытались ввести всеобщее принудительное начальное образование, чтобы каждый человек мог читать Библию на своем родном языке. Однако слабоумных людей реформаторы считали лишенными души и рекомендовали умерщвлять либо сажать в тюрьмы.
В эпоху Возрождения формируется принципиально иной взгляд на человека в целом и в частности на людей с пороками развития. В высказываниях величайших мыслителей этого периода отражается принципиально иной взгляд на «неполноценного» человека.
Пристальное внимание врачей в XVI в. привлекают вопросы психиатрии. Отношение медицинского персонала к психически больным людям становится гораздо гуманнее, методы обследования и лечения подбираются с большей деликатностью. Было отмечено (трактат «Врачебные консультации» Иеронима Меркуриали), что дети, выросшие в неблагоприятных условиях, имеют в дальнейшем в большей или меньшей степени выраженные психические проблемы.
С юридической точки зрения люди, признанные идиотами, лишались имущества (оно переходило государству), а имущество душевнобольных за ними сохранялось до их выздоровления или смерти, после наступления которой родственники могли претендовать на имущество умершего. Эти обстоятельства способствовали тому, что родственники больных людей всячески способствовали постановке выгодного для них диагноза, число больниц для душевнобольных росло, и часть их пациентов лечилась не от своего заболевания. Учреждений для слабоумных не открывалось. В судебной практике изменилось отношение к душевнобольным: если совершивший преступление человек признавался психически нездоровым, то его направляли на лечение, а не наказывали за болезнь, как было прежде.
В XVII в. наука и медицина, психиатрия в частности, уходят от средневековой метафизики. Причиной душевных болезней считается нервная система. Психиатры используют беседу как метод лечения душевных болезней.
Феликс Платер, профессор медицины, впервые предложил классификацию душевных болезней. Платер рассматривал болезни и повреждения мозга как причины умопомешательства, отметил роль наследственности как причину заболевания («теория вырождения»).
Западноевропейские государства проходят путь от осознания возможности обучать детей с отклонениями в развитии до осознания необходимости организации системы специального образования.
Малофеев Н.Н. описывает следующую хронологию важных событий данного периода:
Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни.
Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия).
Опубликовано “Искусство научить глухого и немого говорить” (Г. Рафель, Германия).
Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция).
Опубликовано “Письмо о слепых в назидание зрячим” (Д. Дидро, Франция).
Реформы Иосифа Эммануила Португальского (борьба против иезуитов; основание школ; преобразование армии).
Реформы Фридриха II “во имя порядка и правосудия в государстве” (установление свободы вероисповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия).
Изгнание иезуитов из Португалии.
Реформы Карла III Испанского (преобразование школ, освобождение их от власти монастырей).
Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Эпе, Франция).
Вторая попытка ввести всеобщее образование в Пруссии.
Изгнание иезуитов из Франции.
Изгнание иезуитов из Испании.
Реформы Густава II (улучшение судопроизводства; распространение просвещения) (Швеция).
Упразднен Орден иезуитов (папа Климент XIV).
Указ о начальном всеобщем образовании (Австрия).
Опубликованы “Практические указания как научить глухонемого говорить и писать” (И. Ф. Ар-нольди, Германия).
Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).
Открыт Институт глухонемых (Австрия).
Реформы Иосифа II (сокращение числа монастырей, подчинение церкви государству; отмена крепостного состояния крестьян; равенство всех перед законом; распространение просвещения) (Австро-Венгрия).
Открыта первая школа для слепых (В. Гаюи, Франция).
Парижская школа Ш. М. Эпе получает статус Национального Института глухих.
Великая Французская революция; Декларация Конвента о правах человека. Реформы Национального собрания; провозглашение равенства всех перед законом; отмена сословных привилегий; свобода совести, свобода слова; упразднение монастырей; ограничение королевской власти.
Открыта первая британская школа для слепых.
Открыт первый британский приют для глухих детей (В. Тьюк).
Опубликован “Курс обучения глухонемого от рождения” (Р. А. Сикар, Франция).
Реформы Наполеона I. Войны Франции с Австрией, Пруссией, Россией.
Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие “добавочных” классов (Й. Т. Вайзе, Германия).
Реформы в Пруссии (введение общей воинской повинности).
Открытие публичных больниц для душевнобольных (Великобритания).
Открыто мужское отделение для идиотов при психиатрической лечебнице (Биссетр, Франция).
Открыто женское отделение для идиотов при психиатрической больнице (Сальпетриер, Франция).
Открыт первый благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденванг, Германия).
Открыта первая публичная частная школа для умственно отсталых (идиотов) в хосписе для неизлечимо больных (Э. Сеген, Франция).
Открыта Абендбергская школа-приют для идиотов и эпилептиков (И. Гуггенбюль, Швейцария).
Открыт первый британский благотворительный приют (Уайт, Англия).
Попытка совместного обучения глухонемых и слышащих (А. Бланше, Франция).
Общество воспитания и помощи глухонемым проводит конкурс для определения лучшей методики обучения глухих детей (Франция).
Исследования Г. Гельмгольца в области акустики позволили ему развить резонансную теорию слуха, построить модель уха.
Первый Международный медицинский конгресс (Франция).
Создание Германской империи.
Германия принимает “Общее положение о народных школах и подготовке учителей”.
Опубликована книга “Воспитание глухонемых. Обзор французской и немецкой систем обучения” (Т. Арнольд, Англия).
В Дании вводится дифференцированное обучение детей с нарушением слуха. Открываются школы:
— для умственно отсталых глухих (Копенгаген);
— для слабослышащих (тугоухих) (Ниборг);
— для глухих с сохранным интеллектом (Фридериция), с введением А-, В-, С- и подготовительного классов.
Немецкий педагогический журнал активно пропагандирует “чистый устный метод” обучения глухих.
В Дании завершено организационное оформление дифференцированной системы обучения глухих (Г. Форхгаммер).
В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных:
— благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные);
— лечебно-педагогические заведения для глубоко отсталых (частные и государственные);
— вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (государственные).
На Парижском конгрессе психиатров Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия.
В Швеции возникает общественное движение за создание классов для умственно отсталых.
В Швеции открываются первые вспомогательные классы.
Немецкий психиатр Эмиль Крапелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием “задержка психического развития” и ввел термин “олигофрения”.
Огромное влияние на культуру, идеологию, экономику западноевропейских стран оказали революции XVI- XVIII в., а также идеи великих мыслителей эпохи Ренессанса и Просвещения. Ключевую роль сыграла французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
Наступил период творческого подъема в области науки и культуры.
В данный период инвалиды получили право на образование, впервые был изменен их социальный статус. В каждой стране был принят закон об обязательном начальном образовании, который распространялся и на детей с интеллектуальной недоразвитостью, на глухих и слабослышащих. Не все дети одинаково успешно справлялись с программой, что послужило предпосылкой разработки особой программы для детей с интеллектуальной недоразвитостью. Система специального образования успешно развивается в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Франции.
В обществе утвердился гуманистический, демократический взгляд на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, что позволило законодательно утвердить право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность общества и государства за реализацию этого права.
Ряд нормативных актов, принятых в западноевропейских странах, подтверждает существенное изменение в отношении государства и общества к инвалидам:
Как видно из таблицы, в начале XX века система специального образования предусматривала обучение детей трех категорий: с нарушением слуха, зрения, интеллекта.
Был разработан государственный базовый учебный план, региональный учебный план, принципы комплектования специальных образовательных учреждений трех типов. Законодательно были закреплены принципы и источники финансирования подобных учебных заведений на государственном, региональном и местном уровне.
Практически в каждом регионе страны были открыты специальные школы для слабослышащих, слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью.
Остальные дети находились под опекой церковной и светской благотворительности.
Период с нач. XX в. по 70-е гг.
В указанный период государства Западной Европы преодолевают путь от осознания необходимости обучать глухих, слепых детей и детей с умственной отсталостью до понимания необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии.
Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни.
Капитуляция и распад Австро-Венгрии.
Подписание Версальского мирного договора с Германией.
Приход фашистов к власти в Италии.
Мировой экономический кризис.
Установление фашистской диктатуры в Германии.
Гражданская война в Испании.
Оккупация Австрии Германией.
Вторая мировая война (в нее вовлечено 72 государства; погибло более 55 млн. человек).
Учредительная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Принятие устава ЮНЕСКО.
Третья и четвертая Женевские Конвенции включают статьи об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны, которые становятся примером норм международного гуманитарного права, нарушение которых обычно вызывает инвалидность, усугубляет ее или имеет особые последствия для инвалидов.
Подписано Европейское соглашение о защите прав человека.
Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Общего рынка.
Распад колониальной системы.
Принята Европейская социальная хартия, включающая статью “Право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию”.
Создана Организация африканского единства (ОАЕ).
В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, говорится о необходимости обеспечения неуклонного повышения уровня жизни, достижения самого высокого уровня здравоохранения и обеспечения охраны здоровья всего населения, по возможности бесплатно. Отмечается необходимость защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками.
Декларация о правах умственно отсталых лиц.
Декларация о правах инвалидов провозглашает, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди; заявляет, что инвалиды должны пользоваться равноправным отношением и услугами, которые позволили бы им максимально проявить свои возможности и способности и ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество.
В начале XX столетия европейская политика строилась как политика силы.
Наука и образование в начале ХХ века переживали период интенсивного развития, в каждой из названных стран была сформирована собственная методика специального обучения, происходил обмен опытом, педагоги делились разработками в области специального образования со специалистами стран Восточной Европы и Северной Америки.
К 1914 году в западноевропейских странах была четко структурирована собственная система специального образования и намечены пути ее развития. Однако жестокие и кровопролитные мировые войны существенно затормозили развитие специального образования в западноевропейских странах.
Помимо Монтессори, у истоков организации обучения умственно отсталых детей в Италии стоял психиатр, основатель экспериментальной психологии и детской психиатрии, Санте де Санктис. Он является создателем первой в Италии школы для умственно отсталых детей по врачебно-педагогической системе, где основное внимание было направлено на воспитательную сторону и совершенствование органов чувств, а задачи школьного обучения отводились на второй план. Санте де Санктис требовал индивидуального подхода к детям и усиления наглядности при обучении.
В 1922 году к власти в Италии приходят фашисты. Их отношение к «неполноценным» детям можно назвать средневековым, и идеи выдающихся педагогов не получают развития на долгие годы.
В Германии после первой мировой войны число вспомогательных школ резко возросло, появились вспомогательные школы высшей ступени, что объяснялось недостатком представителей рабочих специальностей. Зачастую во вспомогательную школу направлялись беспризорные дети и дети с психическими заболеваниями. После установления фашистского режима в 1933 году началась акция по «оздоровлению» арийской расы, умственно отсталых людей подвергали принудительной стерилизации, школы для «неполноценных» детей закрывались. За небольшое время фашистам удалось разрушить одну из лучших в мире систем специального образования.
После второй мировой войны положение в обществе инвалидов и лиц с отклонением в развитии значительно улучшилось, изменился их социальный статус. Ужасы, которые пережили тысячи людей в фашистских концлагерях, горе потерь, заставили общество иначе взглянуть на них, главными ценностями провозглашались Свобода, Жизнь, Права человека.
Государства учредили Организацию Объединенных Наций (1945), чтобы укрепиться в позиции мира, безопасности и сотрудничества. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948) закрепила новое миропонимание:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья З. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
В 1957 г. западные страны создают ЕЭС. Начиная с этого момента все чаще обнаруживается единство их взглядов на проблемы развития образования, культуры и науки. Статья 15 принятой в 1961 году Европейской социальной хартии закрепила «право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию». В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята декларация социального прогресса и развития, утвердившая необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками».
В 50-70 гг. в западноевропейских странах происходит экономический подъем, возрастает интерес к проблемам развития специального образования.
Значительно уточняется классификация нарушений в развитии детей, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Дети с эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной депривацией, трудностями в обучении также становятся объектами внимания медиков, педагогов, психологов, получают образование в соответствии с особыми потребностями и достижениями в области педагогики и психологии.
В этот период создаются дошкольные и постшкольные учреждения для людей с особыми потребностями, активно фукционирует институт социальных работников.
Период с 70-х гг. ХХ в.
В 70-е годы возникают идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии. Формируется новая культурная норма – уважение к различиям между людьми. Общество перестает навязывать каждому своему члену некие обязательные стандарты, возникает представление о мире как сообществе, включающем различные микросоциумы, пропагандируется уважение к различиям между людьми.
На уровне мирового сообщества становится недопустимым социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, аномальных меньшинств.
Если ранее общество боролось за то, чтобы создавать учреждения для обучения и воспитания детей с особыми потребностями, то теперь помещение их в изолированное условия, в специальную школу, рассматривается как навешивание ярлыка и нарушение прав таких детей.
Вступление в силу Договора о присоединении к ЕЭС Великобритании, Дании и Ирландии.
Маргарет Тэтчер (Госсекретарь по образованию правительства Великобритании) инициирует формирование Комитета по всесторонней проверке степени обеспечения образованием детей и подростков с физическими и умственными недостатками.
Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Декларация ООН “О правах инвалидов”.
В Великобритании опубликован отчет Комитета (Доклад М. Уорнок), предложивший упразднить “все существующие официальные категории нарушений, заменив единым понятием “трудности в обучении”.
Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух.
В Великобритании Акт об образовании законодательно утвердил многие рекомендации Комитета М. Уорнок, в том числе вменил в обязанность местных органов образования интегрировать детей с отклонениями в развитии в массовую школу; “несмотря на то, что медицинские заключения все еще играют важную роль, в настоящее время решение о целесообразности специального образования принимается на основе итогов обследования широкого круга специалистов (MPAS) и не является более детерминированным клиницистами”
Разрабатывается “билингвистический подход” к обучению глухих, основанный на признании “развития глухого ребенка как неповторимой индивидуальности, которая должна иметь право реализовать свои внутренние потребности наиболее естественным для себя путем, т.е. при помощи жестовой речи”.
Международное совещание под эгидой ЮНЕСКО “Альтернативные подходы к обучению глухих”.
В Нидерландах принят Временный закон о специальном образовании и среднему специальному образованию с 10-летним сроком действия: за этот период необходимо выработать новые законодательные основы специального образования на период после 1995 г.
В Швеции предпринята попытка интеграции большинства “детей с функциональными нарушениями” в общеобразовательные школы, “делается попытка развития уважения к различиям между людьми”.
Вступление в силу Маастрихтских соглашений о создании Европейского Союза.
В Швеции принят Закон о помощи и поддержке лиц с функциональными нарушениями.
Великобритании 92% школьников обучаются в государственных общеобразовательных школах, 7% в независимых (частных или платных) учебных заведениях; 1% в специальных школах или специальных классах.
В последние годы существует тенденция не указывать на недостатки людей прямо, подбирать нейтральные термины. Например, вместо «слепой» следует говорить «лицо, лишенное зрения», так как термины «дебил», «ринолалик» и прочие приобрели с годами негативную окраску.
Однако данная политика имеет не только положительные последствия, но и ряд отрицательных. На практике оказалось, что интеграция гораздо дороже специализированного образования, и школа нуждается в дополнительном государственном финансировании, поскольку у детей с особыми потребностями потребностей гораздо больше, чем у обычных детей.
Кроме того, учителя общеобразовательных школ оказались не готовы к интеграции, поскольку не обладали специальными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи. Включенный в обычный учебный процесс ребенок с особыми потребностями чаще всего не достигает того образовательного уровня, которого мог бы достичь, обучаясь в специальных условиях. Учебное место такого ученика требует особой оснащенности, он нуждается во внимании специально обученных специалистов для оказания помощи.
Учитель вынужден больше времени уделять ребенку с особыми потребностями, при этом у его одноклассников снижается качество обучения, вследствие чего происходит отток способных учеников из общеобразовательных школ.
Всемирная федерация глухих ныне требует признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком и культурой, а также обеспечения для детей с нарушением слуха специального образования на основе родного для них «национального» жестового языка. Пропагандируются идеи о необходимости изучения жестового языка слышащими людьми для общения с глухими.
Система специального образования – это институт государства. Она возникает и развивается как особая форма реализации культурных норм и системы ценностей общества. Каждый этап развития системы специального образования прямо зависит от отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.