какое право является родоначальником валютного законодательства

О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации

Хозяйственная деятельность имеет много специфических нюансов, а государство регулирует и контролирует их с помощью различных инструментов. Одним из таких нюансов являются операции с валютами и ценными бумагами, в отношении которых применяются положения закона о валютном регулировании и валютном контроле и других нормативных актов. В этом обзоре мы раскроем понятие и сущность валютного контроля для «чайников», расскажем об особенностях валютного контроля в 2021 году.

какое право является родоначальником валютного законодательства

какое право является родоначальником валютного законодательства

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

Для чего нужен

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

Функции органов валютного контроля:

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

Срок подачи документов

В Инструкции 181-И подробно расписаны сроки предоставления документов в 2021 году по тем или иным действиям. Приведём некоторые из них:

Порядок проведения валютного контроля

Контроль валютных операций входит в сферу полномочий органов, указанных выше, и производится в соответствии с 173-ФЗ и инструкциями (регламентами) по валютному контролю. Эти многостраничные нормативные документы детально прописывают правила валютного контроля. Валютный контроль в РФ осуществляется в соответствии с:

Каждый из этих актов регламентирует правила осуществления валютного контроля в определённой сфере для определённых операций. В этой статье нет возможности изложить содержание этих многостраничных документов, поэтому рекомендуем нашим читателям самостоятельно ознакомиться с интересующими их положениями.

Остановимся кратко на новшествах, которые были введены в законодательство о валютном контроле с 1 июля 2018 года:

Ответственность за нарушения валютного законодательства

За нарушение правил валютного контроля может грозить административная (ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Размер штрафов по валютному контролю зависит от вида правонарушения, которых в ст. 15.25 КоАП РФ насчитывается около 20-ти. Для иллюстрации приведём информацию по некоторым из них:

Ст. 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств:

Если у вас остались вопросы по теме валютного контроля, наш юрист готов дать подробные разъяснения.

Источник

Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся

какое право является родоначальником валютного законодательства

Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.

Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.

Введение

Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа. С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах. Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.

26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.

Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г. он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов. Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.

Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства. Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров. Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.

Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см., например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.

Основные понятия.

В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.

Валюта Российской Федерации включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации). Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации. Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.

Иностранная валюта, которая включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Для того, чтобы определить законное средство наличного платежа иностранного государства, необходимо обратиться к нормативно-правовому акту, регулирующий данный вопрос. Например, Закон о валюте и банкнотах 1954 закрепляет выпуск и отзыв банкнот Банком Англии. В разделе 1 устанавливается, что все банкноты, выпущенные в соответствии с настоящим разделом, являются законным платежным средством в Англии и Уэльсе. В случае изменения основных признаков законного платежного средства (например, изменение формата денежных знаков или же выход из обращения денежного знака), Банк Англии публикует сообщения, которые доводят до сведения граждан (см., например: Письмо Банка России от 09.07.1996 г. № 29-5/14).

Своим письмом отделением Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России от 27.02.2010 N 51-41-13/4360 «Об изменении в денежном обращении Республики Казахстан» информировало граждан о введении банкноты номиналом 1000 тенге образца 2010 г., которая является законным средством платежа. При этом, в письмо приводятся основные характеристики введенной банкноты.

Таким образом, законное средство платежа, как правило, определяются национальными банками государств. При этом, Центральный банк России посредством собственных писем уведомляет об изменениях в денежном обращении иностранного государства.

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах. В отличие от содержания понятия валюты Российской Федерации (в части средств на банковских счетах и в банковских вкладах), содержание понятия иностранных средств на банковских счетах и вкладах делает акцент на иностранную и международную денежную единицу, что является вполне логичным и обоснованным.

Законодательством также раскрываются понятия «резидент» и «нерезидент». Отметим, что резидент по смыслу валютного законодательства отличается от резидента по смыслу налогового законодательства. Если в налоговых правоотношениях признаки резидентства связаны с фактическим нахождением налогоплательщика на территории РФ определенное время (см. ст. 207 НК РФ), то резидентсво с точки зрения валютного законодательства связано с гражданством или законодательством Российской Федерации.

Так, по смыслу Закона «О валютном регулировании» к резидентам относятся:

— физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

— постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительства;

-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

-представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и др. Круг резидентов, прописанных в законе, имеет исчерпывающий характер.

Нерезиденты указаны в абз. 7 п.1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании». Их перечисление не входит в задачу настоящей статьи. Отметим, что круг нерезидентов, установленных Законом о валютном регулировании и контроле, не носит исчерпывающий характер.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ ссылка для перехода на Закон о валютном регулировании и контроле).

Содержание валютных операций возможно свести с следующим видам действий резидентов и нерезидентов: 1) приобретение; 2) ввоз/вывоз; 3) перевод. Указанные действия направлены на предмет валютного регулирования и контроля (валюта Российской Федерации, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и т.д.).

Также законодательством раскрывается понятие уполномоченных банков, которые вправе проводить банковские операции на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации. Законодательством, в целом, четко раскрывается понятийный аппарат. Уяснение смысла каждого из определений приведет к пониманию сути Закона о валютном регулировании и контроля. В связи с чем, рекомендуем обратится непосредственно к Закону о валютном регулировании и контроле.

Перспективы валютного регулирования и контроля цифровой валюты.

Остается открытым вопрос о возможности (или необходимости?) лаконичного внесения законодательных положений в части валютного контроля за цифровой валютой.

В начале статьи мы указывали, что предметом регулирования Закона «О валютном регулировании» является денежный знак как законное средство платежа, а также средства на банковских счетах. Указанные правоотношения возможно охарактеризовать как денежные. Как совершенно справедливо отмечают ученые-юристы в финансовом праве, функционал платежа присущ функции денег. Деньги, в свою очередь, образуют денежные правоотношения, которые также включают в себя перемещение капитала из одной страны в другую. Цифровая валюта по своей правовой природе не что иное как вложение капитала в объективную действительность. По смыслу Закона «О цифровой валюте» цифровая валюта может применяться вне сферы товарооборота. Таким образом, законодатель молчаливым согласием дозволяет использовать цифровую валюту в области кредитования, инвестирования и т.д. При таком положении дел может возникнуть опасность легализации денежных средств, полученных преступным путем.

По смыслу валютного законодательства, резиденты обязаны предоставлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России. Но в отношении электронных средств платежа, иностранной и национальной цифровой валюты такая обязанность (на момент написания статьи) отсутствует. В связи с чем, предлагаем ознакомиться с нововведения в Закон о валютном регулировании и контроле, устанавливающий контроль за электронными средствами платежа.

Новая редакция Закона «О валютном регулировании» частично вступит в силу 01.07.2021 г. Так, в абз. 1, 2, части 7 ст. 12 новой редакции Закона, резиденты обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (цифровой валюты – ред. автора), предоставленных иностранным поставщикам платежных услуг. Такие положения распространяются как на физических, так и на юридических лиц. При этом, согласно ч. 7 ст. 12 Закона О валютном регулировании и контроле, резиденты не предоставляют такой отчет в случае, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает суммы, эквивалентную 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. (цитата из законопроекта). Таким образом законодателем устанавливается контроль за движением цифровой валюты. Однако, поскольку природа цифровой валюты носит гражданский (частный) характер, возникает вопрос о реальной реализации контроля за указанными денежными средствами. Каким образом частные банки (особенно иностранные) будут предоставлять информацию по движению цифровой валюты своих клиентов органам государственной власти? Представляется, что между государствами необходимо заключить международное соглашение, устанавливающее правила обмена информацией между банками иностранных государств и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Заключение.

На момент написания настоящей статьи уже поданы заявления в Центральный банк на регистрацию цифровых платформ (совместно с цифровыми валютами) компаний. Так, Сбербанк в начале января 2021 года подал заявление на регистрацию собственной блокчейн-платформы, а также криптовалюты. Каким образом будет происходить продажа цифровой валюты? Для каких целей? Покажет практика применения.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Определения, раскрытые в настоящей статье, имеют принципиально важное значение для дальнейшего понимания Закона «О валютном регулировании». Рассмотренные вопросы носят не только теоретический характер, но и практический. Важно уметь охарактеризовать правоотношение с точки зрения валютного законодательства. Важно понимать сферу валютного контроля. Вопрос валютного контроля цифровой валюты остается до сих пор актуальным. Мы же поверхностно затронули вопрос, который требует глубокого анализа. Убеждены, что соответствующие труды обязательно будут обнародованы.

Источник

Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц

какое право является родоначальником валютного законодательства

Что относится к операциям с валютой

Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.

Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.

Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.

В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.

Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.

Кто принимает участие в контроле операций с валютой

Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.

какое право является родоначальником валютного законодательства

Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.

Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.

Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.

Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.

Права тех, кто осуществляет валютный контроль:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:

какое право является родоначальником валютного законодательства

За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.

Как заполнить платежку при валютном переводе, мы рассказывали в статье «Образец заполнения валютного платежного поручения».

Суть валютного контроля

В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.

какое право является родоначальником валютного законодательства

Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.

Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.

При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:

В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.

Порядок документооборота при валютном контроле

Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:

ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.

Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля

Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:

какое право является родоначальником валютного законодательства

ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.

Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.

Подведем итоги в таблице:

какое право является родоначальником валютного законодательства

Итоги

При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *