какого отношение автора к мармеладову

8. Каково авторское отношение к Мармеладову?/9. В каких произведениях русской классики изображается судьба “маленького человека” и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)

По данному отрывку мы можем определить авторское отношение к Мармеладову. Достоевский однозначно жалеет своего героя, он сочувствует бедному чиновнику. Мармеладов испытывает “бесконечное страдание”, увидев свою дочь в цветном платье, приниженную и стыдящуюся. Герой осознает, что он – причина ее тяжелой участи. Рисуя портрет Сони, автор соболезнует и ей. Достоевский очень трагично описывает последние мгновения Мармеладова.

Отец с дочерью замерли в объятии, этой сценой автор напоминает о любви и теплоте, которые испытывали герои друг к другу, не смотря ни на что. Таким образом, Достоевский с большим сочувствием и состраданием относится к своему герою.

Тема “маленького человека” нередко встречается в русской литературе. В качестве примера можно привести повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Как и Мармеладов, Акакий Акакиевич занимает низкий чиновничий пост. Герой, лишенный всяких излишеств в жизни, мечтает лишь об одной шинели, но судьба “маленького человека” безнадежна. Башмачкин теряет свою заветную мечту и терпит несчастливый конец, как и герой Достоевского. Также данную тему затрагивает А. П. Чехов в рассказе “Смерть чиновника”. Судьба героя схожа. Мелкий чиновник Червяков умирает после неловкого инцидента с генералом. Так же как и Мармеладову, герою не удается справиться с жестокой системой и с самим собой. Таким образом, в данных произведениях судьба “маленького человека” описана трагично. Герои, будучи настоящими, человечными, не способны жить счастливо в этом безжалостном мире.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

8. Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых? 9. В каких произведениях русской литературы изображены жертвы социальной среды и жизненных обстоятельств и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Мармеладовыми? (ЕГЭ по литературе)

Автор жалеет семью Мармеладовых, описание бедных детей и отчаянной жены бедного чиновника заставляет сердца читателей сжиматься от жалости и несправедливости мира.

Мармеладов, зная, что его семья находится в бедственном положении, все равно пропивает последние копейки: «Денег не было ни копейки». Но автор не показывает героя ужасным, Достоевский старается вызвать у читателя жалость к нему. Семен Мармеладов сам понимает, что ведет себя не уважительно по отношению к семье, однако он ничего не может с этим сделать. Все на что способен герой — это «не входя в комнату, стать в самых дверях на коленки».

Приведённый фрагмент дает понять, что место, в котором живут Мармеладовы — не пригодное для жизни жилье.

Дети прибывают в страхе — «мальчик… весь дрожал в углу и плакал… девочка, лет девяти… тоненькая как спичка». Постоянное недоедание и избиение плохо сказывается на их самочувствии, именно это видит Раскольников, когда заходит внутрь. Это наталкивает на мысль о том, что создатель произведения не просто так описывает это отчаяние, он призывает общество обратить внимание на нуждающихся и не относиться к их жизням с пренебрежением.

Таким образом, автор показывает самую настоящую нищету, которую боятся обличать в глазах светского мира. М. Ф. Достоевский описывает протест общества, нового поколения, через путь мятущейся души человека.

В литературе часто поднимается вопрос социальной несправедливости, того, как люди вынуждены жить в мире, в котором нет места бедным. Многие из них погибали, другие же мирились со своей судьбой, ища способы выжить в таких реалиях.

Например, в произведении М. Горького «На дне», так же как и в «Преступлении и наказании» герои вынуждены прибывать в бедности и отчаянности. Мармеладовы — семья, которая жила довольно не плохо, опустилась на самый низ общества, лишь по тому, что глава семьи лишился работы и перестал бороться за счастье своих детей: «это мне не в боль, а в наслаждение», говорил Мармеладов, когда жена ругала его за очередное пьянство. Герои пьесы Горького, так же пили и не хотели менять ход жизни, видимо их устраивали «пьянки» и «драки», которые окружали их каждый день. Не просто так в произведении звучала фраза, люди как блохи: «все — чёрные, все — прыгают». Обители «дна» были выброшены из жизни по вине общества. Герои этих произведений символизируют «дно» жизни за пределами приличного, законопослушного общества.

Похожая ситуация воссоздается в произведении Н. В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин, так же как и Мармеладовы находился не в лучшем положении, но его это устраивало. Люди смеялись над ним, над его бедностью, семья Мармеладовых была подвержена таким же унижениям, а все из-за социальной несправедливости. «Вечная тьма» поглотила героев, им некуда было пойти, бездушный мир чинов и денег давил на людей, именно поэтому Акакий Акакиевич не выдержал и покинул этот «разнообразный и приятный мир». Жизнь Мармеладова так же не пощадила героя, причиной смерти послужила «щегольская и барская» коляска, героя задавили. Не справедливость со стороны государства так же показана полицейские «были довольны, что узнали, кто раздавленный». Можно сказать, что общество старалось избегать таких людей, и каждый раз, когда кто-то из «бедняков» умирал, они были рады.

Не случайно писатели совпадают в своем интересе к жертвам социальной среды. Ведь они показаны весьма не в светлых тонах, как жизнь господ из высшего общества, через образы таких персонажей можно увидеть всю беспощадность социальных низов, то как тяжело таким людям выживать.

Источник

8. Какого авторское отношение к Мармеладову? 9. В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чём эти произведения созвучны роману Достоевского? (ЕГЭ по литературе)

В приведённом фрагменте прослеживается неоднозначность авторской позиции по отношению к больному.

Писатель показывает, что Мармеладова не уважают даже в кругу семьи. Катерина Ивановна “повелительно” кричит на него (“Молчи-и-и!”). Автор демонстрирует в каком плачевном состоянии герой оставил родных, потратив последние деньги на “свою несчастную слабость”. Семья не имеет средств даже на погребение умершего (“Чем я похороню его? А чем их-то, их-то завтра накормлю?”).

В то же время Мармеладов искренне любит своих детей. “Бесконечное страдание изобразилось в лице его”, когда в предсмертной агонии он не узнал свою дочь. Более того, герой осознает свою вину перед Катериной Ивановной и “хочет просить у ней прощения”.

Таким образом, Мармеладов предстает перед читателем человеком из мира “униженных и оскорбленных”. Он жалок и раздавлен своим пороком, но не лишен совести и чувства любви.

Таким образом, судьбы всех вышеперечисленных “маленьких” людей трагичны. Однако, в силу различных моральных устоев и непохожих черт характера, поступки героев значительно отличаются.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Семён Захарович Мармеладов

какого отношение автора к мармеладову

Мармеладов. Актер Ю. Кузнецов. Т/с «Преступление и наказание». 2007

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.

Описание героя

Внешность Мармеладова

Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.

Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.

История героя

Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.

В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.

Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.

Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.

Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.

Характер героя

какого отношение автора к мармеладову

Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»

Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.

Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.

Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»

Мармеладов и Раскольников

какого отношение автора к мармеладову

Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 2007

Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».

Роль героя в произведении

Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории. Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.

Источник

Мармеладов: микрокосмос персонажей Федора Достоевского

Меню статьи:

Раскольников – пожалуй, наиболее известный персонаж в творчестве Федора Михайловича. Однако, чтобы понять мир Достоевского, необходимо обратиться к второстепенным героям. Таким, как Мармеладов. Мужчина сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения. Далее мы проанализируем особенности образа Мармеладова и его характерные черты.

Кто такой Мармеладов?

Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, хотя его и нельзя назвать героем первого плана. Этот второстепенный герой сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения.

Родион решился совершить злодеяние именно из-за Мармеладова. Федор Михайлович, хоть и поместил Семена сзади ключевых действующих лиц, все же наделил своего героя яркостью. Понять специфику образа Мармеладова поможет обращение непосредственно к тексту и к цитатам.

Тема бедности

Образ Семена Захаровича тесно связывается с темой бедности. Автор разделяет, в частности, бедность и нищету. Так, бедность – понятие духовное, без негативных коннотаций. Нищета же – понятие материального характера. Отсутствие денег, крайняя нужда – негативные условия человеческой жизни. Мармеладов представляется отцом Сони. Мужчина служил в чине титулярного советника. Писатель упоминает, что Семену Захаровичу перевалило за пятьдесят лет. Федор Михайлович описывает своего героя как пьяницу: отекшее, желто-зеленое лицо, припухшие веки, крошечные глазки-щелочки.

Ум в Мармеладове удивительно сочетался с безумием.

Как описывает Мармеладова автор?

Познакомившись с героем, следует углубить свои знания о нем. Так, первый шаг к этому – анализ авторского описания Мармеладова. Что говорит о своем персонаже сам Достоевский?

Внешность героя

Что же известно о внешности персонажа? Мармеладов отличался средним ростом, плотным телосложением. В волосах героя виднелась проседь, а на макушке – большая лысина. Постоянное пьянство сделало лицо мужчины желтовато-зеленым, опухшим. Веки тоже опухли. Глаза – красные, крошечные, похожие на «щелочки». Семен Захарович следовал чиновничьей «моде», выбривая лицо. Однако после потери работы мужчина себя заметно запустил: перестал бриться, обзавелся сизой щетиной. В повадках Мармеладова тоже просматривалось нечто солидное, чиновничье.

Одежда Мармеладова

Костюм – необходимая составляющая внешности. Автор подчеркивает, что первое впечатление от Мармеладова – неприятное. Писатель детально описывает одежду героя. Так, Семен Захарович выбирает старые, оборванные и сильно поношенные фраки.

какого отношение автора к мармеладову

Одеяния Мармеладова такие ветхие, что пуговицы стали даже рассыпаться. На фраке с трудом удерживалась всего одна пуговица. Автор подчеркивает, что одежда на Мармеладове полностью не разрушалась «из приличий». В одежде мужчины просматривалась небрежность: торчащие из-под жилетов манишки, скомканная и грязная ткань. Действительно, Семен Захарович не заботился о чистоте вещей. Мужчина давно не мыл волосы: среди волосинок встречались стебельки сена. Герой неделями мог не раздеваться и не мыться. Руки Мармеладова – грязные, пожирневшие, красноватые. Ногти на пальцах отросли и загрязнились. Сам Семена называл свою одежду «лохмотьями». По внешнему виду героя окружающие люди понимали: в прошлом этот человек относился к «благородному сословию».

Семья Семена Захаровича

Мармеладов женился дважды. От первого брака мужчина растил дочь – Соню. Вторую супругу звали Катериной Ивановной. У женщины тоже были дети от предыдущего брака: целых трое. Союз Семена Захаровича с Катериной длился пятый год. Между супругами – большая разница в возрасте: двадцать лет. В основе семьи лежала отнюдь не любовь. Мармеладов попросту пожалел несчастную женщину, оказавшуюся на грани выживания. И вновь Федор Михайлович затрагивает одну из ключевых тем произведения – бедность (нищета). Мармеладов потерял первую супругу, когда дочери исполнилось четырнадцать. Мужчина не мог наблюдать страдания Катерины, поэтому предложил героине брак.

Моральные качества героя

Писатель наделяет Мармеладова добротой, благородством, доверчивостью. Именно такую характеристику дает Семену Захаровичу Катерина. Женщина упоминает, что мужчина любит и уважает семью. Единственный крупный минус героя – слабость. Мягкость, доброта, слабохарактерность толкает мужчину доверяться «развратным» особам, пить с ненадежными людьми. Это описания наталкивает на вывод, что Мармеладов за всю свою жизнь не научился разбираться в людях.

Происхождение Мармеладова

Автор намекает, что Семен Захарович – малообразованный человек. Мармеладов происходил из простой, обычной, не благородной семьи. Социальное положение героя и Катерины Ивановны отличается. Вторая супруга мужчины – женщина, получившая хорошее образование и воспитание. Катерина происходила из известного рода. Мармеладов сравнивает себя со зверем (так герой подчеркивает свою неотесанность). Семен Захарович упоминает, что отец Катерины – штаб-офицер. Мужчина удивляется, почему столь благородная особа согласилась на такое замужество. Мармеладов подчеркивал, что жена – благородная женщина с «высоким сердцем».

Испытания семьи Мармеладовых

Ситуации, описанные автором, наводят на мысль об уме Мармеладова. Писатель подмечает, что глаза героя «светились умом». Во взгляде Семена Захаровича просматривались восторженность, осмысленность, интеллект – в сочетании с безумием. Четыре года до описываемых событий семья Мармеладовых проживала в провинциальном городке. Семен Захарович продержался год: работал на совесть, не выпивал, вел себя достойно. Но потом Мармеладов лишился должности и бросился в пьянство. Начался период странствий, бедствования. Семья переезжает в столицу спустя полтора года. Семену Захаровичу предложили новую должность. Однако страсть к выпивке не позволила герою продержаться на работе.

Алкоголизм героя приводит к страшной нищете семьи. Еды не хватало. Отчаяние толкнуло Соню получить «желтый билет», заняться «непристойными делами». Девушка зарабатывала средства, чтобы прокормить всю семью. Мармеладов с каждым разом вел себя все хуже и хуже: обманывал родных людей, крал вещи из дома. Героя влекло лишь одно дело – выпивка.

«Исправление» героя

Мармеладов – не совсем потерянный для общества человек. Так, герой осознает свои недостатки, неправильность и низость поведения. Семен Захарович слишком слаб, чтобы бороться с пороками своей личности. Однако мужчине удалось «взяться за ум». Это случилось пять недель назад: до событий, открывающий роман Достоевского. Семен Захарович обратился к начальству, которое дало бывшему чиновнику второй шанс. Наконец, приходит день долгожданного жалованья – 23 рубля и 40 копеек. Семья Мармеладовых радуется, надеясь на лучшую жизнь и перемены. Но чуда не случилось: Семен украл деньги, ушел в запой, забросил службу. Пять дней герой бродит по столице, не появляется дома.

Знакомство с Раскольниковым

Это символический момент. Семен Захарович встречает Раскольникова в период своего окончательного падения. Примечательно, что Родион тоже стоял на распутье – перед выбором. Студента мучила мысль о совершении убийства. Грех помогает решить проблемы? Писатель намекает: падение – не решение проблем, а игра в прятки с совестью. Оба героя – слабы, не способны справиться с жизненными трудностями. Уровень греха у Раскольникова с Мармеладовым разный: убийство – у первого героя, пьянство, кража – у второго персонажа.

какого отношение автора к мармеладову

На шестой день пьяных странствий по столице, в кабаке Мармеладов познакомился с Раскольниковым. Бывший студент сочувственно отнесся к Семену Захаровичу. Родион провожает нового знакомого домой. Отставной чиновник знакомит Родиона с членами семьи. Мармеладов мысленно благодарит Раскольника за человечное, доброе и сочувственное отношение. Родион слушает историю жизни своего нового знакомого. Семен Захарович искренне и открыто раскрывает Раскольникову душу. Студент узнал о материальных трудностях семьи Мармеладовых. Однако больше всего Родиона впечатлила жертвенность Сони. Мысли о девушке убеждают героя, что убийство старушки – правильный поступок.

Философия Мармеладова

Встреча Семена Захаровича с Раскольниковым – повод рассказать также о философии Мармеладова. Писатель говорит о герое как о человеке религиозном и верующем. Семен Захарович излагает мысли насчет Страшного Суда и исхода человечества. Через героя автор передает собственные представления о христианстве.

Характер произведения Федора Достоевского «Подросток» отличается тем, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственном положении, своем душевном состоянии на сегодня. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Мармеладов – своеобразный микрокосм, воплощающий вероятную судьбу человечества. Федор Михайлович латентно рисует путь духовного развития человека. Мармеладов – антагонист на тропе возрождения главного героя, Родиона. Дочь, Соня, – наоборот, протагонист.

Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Чтобы подробнее узнать об этой истории, предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Мармеладов «разрабатывает» свой вариант Страшного Суда. Речь Семена Захаровича – переплетение народного говора и облагороженного языка. В монологах герой проводит параллели между христианством и народными верованиями. Речь Мармеладова напоминает эсхатологические пророчества. Разговор с Родионом утомляет героя: Достоевский намекает, что Мармеладов ощущает подъем сил, пока присутствует дух. Критики отмечают трагикомичность описанной ситуации. Цель рассуждений Мармеладова – самозащита и самооправдание.

Взгляд на христианство

В уста Мармеладова Федор Михайлович вкладывает собственное понимание религии. Семен Захарович рассуждает о грешниках. Так, герой «разработал» своеобразную классификацию грешных людей:

Первая категория – «праведные» грешники, а вторая – люди, провинившиеся более тяжело. Противоречивость умозаключений героя заставляет подумать, что писатель считает грешниками всех людей. Разница между ними состоит лишь в степени тяжести греха.

Цель рассуждений Мармеладова

Семен Захарович – личность амбивалентная. Так, герой заявляет, что не желает жалости. С другой же стороны, рассуждения Мармеладова предполагают стремление оправдаться. Прибегая к мировоззренческим манипуляциям, герой оправдывает подобных себе грешников. Человек – собственный судья. Люди судят себя до прихода Страшного Суда. Ключевое значение здесь принадлежит свободной воле человека.

Смысл фамилии героя

Амбивалентность персонажа, связь с религиозной позицией автора просматривается и в фамилии Мармеладова. Писатель явно трактует фамилию мужчины двояко:

В этом прослеживается контраст между сладостью и горечью. Автор, таким образом, сводит историю Семена Захаровича к судьбе. Герой – жертва глобальных сил, не социальных коллизий.

Корни алкоголизма героя

Почему же Мармеладов так зависит от выпивки? Герой признается: корни пьянства – не в желании веселья, а в горе, скорбь. Алкоголь – попытка эскапизма, бегства от проблем, способ забыться. Мужчина жаждет получить сострадание и «чувство». Дочь героя зарабатывает деньги с помощью «унизительного», «непристойного» труда. Соня продолжает работать по «желтому билету». Отец девушки осознает, что тянет деньги из дочери, толкая несчастную Соню на скользкий путь. Соня ощущает к отцу жалость, не отказывает в средствах, отдает последние деньги.

какого отношение автора к мармеладову

Алкоголизм заставляет героя потребительски относиться не только к дочери, но и к супруге. Катерина Ивановна часто обнаруживает пропажу личных вещей (чулок, платьев, косынок). Виной тому Мармеладов. Грех вызывает в герое страшные муки совести. Пьянство, безделье, слабость – ключевые пороки Семена Захаровича. Осознавая это, мужчина все же никак не борется с грехами. Мармеладов уничижается, одаривает себя унизительными кличками: «свинья», «зверь», «скот» и т. д.

Отношения Мармеладова с людьми

Автор описывает Семена Захаровича как жалкого, но не плохого человека. Пороки героя не мешают Мармеладову любить и уважать семью. Писатель подчеркивает преданность мужчины семье. Любовь Семена к родным людям – болезненная, восторженная, уважительная. Герой не разделяет детей на своих и чужих. Мармеладов одинаково любил Соню и приемных ребятишек. Приемные дети называли Семена Захаровича «папочка», «папаша». Мармеладов обучал детей читать и разбираться в грамматике, а также в святом Писании. Особенной нежностью отличались отношения героя с младшей дочерью – Лидочкой. Даже в пьяном забытьи мужчина не забывал о детях: покупал для ребят пряничные петушки.

Возвращение пьяного Мармеладова домой сопровождается скандалами. Катерина, отчаявшаяся женщина, бьет супруга. Муж терпит избиения, осознавая вину. Страх на Семена Захаровича нагоняет не жена и побои, а красные глаза, нездоровое дыхание больной супруги, детский плач. Заботы о семье легли на плечи Сони. Мармеладов подчеркивает, что Катерина «дерет» ему волосы от горя и «жалости сердца».

Смерть героя

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *