какого отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в россии
Права детей с ОВЗ
Образование детей с особыми образовательными потребностями
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно. |
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: |
Международные документы
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Преодолеть барьеры: как меняется отношение к детям с инвалидностью
Открытость и дружелюбие по отношению к детям с инвалидностью становятся нормой в современном обществе. Несмотря на это, еще случаются конфликты, вновь поднимающие проблему того, что многие россияне по-прежнему не понимают, как вести себя в одном пространстве с особенными детьми. Как дружить и общаться без оглядки на ограничения в здоровье, разбирались «Известия».
Сколько детей-инвалидов в России
Согласно Федеральному реестру инвалидов, на май 2021 года в России насчитывается более 717 тыс. детей-инвалидов до 17 лет, из них — 304, 7 тыс. девочек и 412,9 тыс. мальчиков. Вместе это почти 6% от общего числа людей с инвалидностью в стране.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Пять лет назад, в 2017-м, таких ребят было более 638 тыс., или 5% от всех инвалидов в России. При этом нарушения здоровья у детей чаще всего проявляются в возрастной группе от 8 до 14 лет.
В последнее время вопрос дружеской инклюзивной среды все активнее поднимается как в культурном, так и в законодательном пространстве. Эксперты фиксируют изменения в благоустройстве, образовании и обслуживании детей с инвалидностью. На этом фоне особенно заметным оказался недавний инцидент на детской площадке Санкт-Петербурга.
В понедельник, 26 июля, местная жительница грубо высказалась в адрес детей-аутистов, которых привели поиграть тьюторы инклюзивного проекта «Какая разница!». Якобы дети с особенностями напугали внучку петербурженки, из-за чего та потребовала воспитанников центра «шуровать отсюда». По ее мнению, у ребят с аутизмом должны быть «карантины». Проверкой ситуации занялись правоохранительные органы.
Жительница Санкт-Петербурга, устроившая скандал на детской площадке
Инцидент привлек внимание не только СК, но и обычных пользователей, которые обрушились с критикой на жительницу района. Однако СМИ и авторы Telegram-каналов призвали направить силы не на травлю грубиянки, а на помощь проекту «Какая разница!». Сейчас он собирает средства на оборудование для регулярных классов. До 2 августа организация планировала накопить 400 тыс. рублей. Однако по состоянию на вечер 28 июля люди пожертвовали проекту уже более 1,3 млн рублей.
Как играть вместе
По общему мнению опрошенных «Известиями» специалистов, ситуация на площадке — исключение из правил, а не типичная стратегия взрослого, попавшая на камеру.
— Произошедшее не есть тенденция, иначе бы оно не наделало столько шума, — считает директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева. — Наше отношения к другим, непохожим людям — признак зрелости. Если мы признаем приоритет детства, то учитываем и право на разнообразие, и полноценное развитие таких детей. Мы как общество самосохраняемся, поэтому и протестуем против грубых выпадов.
Проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина также убеждена, что разные дети могут делить одну площадку. Другой вопрос, есть ли рядом родители и что они думают на этот счет.
— Это целая социальная ситуация, которая касается не только игры детей, но и убеждений взрослых, которые приносят свои взгляды на жизнь на детскую площадку. Вместе с ними в детскую среду попадают предрассудки и установки. И это большая проблема в развитии инклюзивных ценностей, — подчеркнула Алехина.
По поводу резкой реакции жительницы Петербурга собеседница отмечает, что тревога, в принципе, обычное родительское состояние. Поэтому взрослые и находятся рядом со своими детьми на площадках и выстраивают ту культурную среду, которой сами придерживаются. Если родители заинтересованы и умеют вовлечь в игру разных детей, это может помочь наладить контакты. Однако, по оценке Светланы Алехиной, чаще взрослые просто наблюдают за происходящим, ничего не организовывая.
Более верным решением может стать аккуратное общение. Если на площадке есть ребенок с ОВЗ и обычные дети тянутся с ним поиграть, Татьяна Соловьева советует в любом случае сперва поговорить с родителями.
— Во-первых, стоит спросить разрешения — поиграть вместе и совместно использовать игрушки, после этого находиться с ребенком рядом. Если что-то тревожит или произошла конфликтная ситуация, важно не просто увести ребенка с площадки, но и объяснить, что случилось и почему. Например, сказать: «В следующий раз возьмем больше игрушек». Или: «Я буду играть вместе с вами». Дети более взрослого возраста, как правило, вступают в контакт самостоятельно, — объяснила эксперт.
Что делается для детей с ОВЗ
По мере развития идей инклюзивности доля россиян, дружелюбно относящихся к детям с инвалидностью, также увеличивается. Это подтверждают как простые наблюдения, так и глубокий анализ.
В 2017 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Высшей школой экономики провел социологическое исследование. Они изучили, как менялось общественное отношение к детям с ОВЗ. Выяснилось, что по сравнению с 2010 годом граждан стали намного чаще оказывать помощь детям-инвалидам. Если раньше число сочувствующих достигло 14% опрошенных, то в 2016-м — уже 50%.
Кроме того, подавляющее большинство россиян убеждены, что ребенок с инвалидностью должен воспитываться в семье — ему не место в школах-интернатах независимо от того, какова тяжесть его заболевания.
Проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина соглашается с результатами опросов:
— Последние восемь-девять лет действительно можно говорить о позитивной тенденции. В 2012 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов, за это время мы очень многое успели, и даже зарубежные эксперты поражаются таким темпам. В этом есть и плюсы, и минусы. Госполитика системно ориентирована на инклюзивность. Сегодня каждый родитель может привести своего ребенка с любым состоянием развития в ту школу, которая находится у него по месту жительства. Посмотрите, сколько изменений происходит в транспорте, в культурных учреждениях. Мы видим, что любой человек имеет право прийти в театр или на концерт.
Изменения в сфере инклюзии можно проследить и по государственным инициативам. Тем же днем, когда произошел инцидент на детской площадке в Петербурге, вышел указ президента об обслуживании детей-инвалидов и их сопровождающих вне очереди в магазинах, кафе, социальных и других учреждениях.
За несколько дней до этого, 22 июля, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила оплачивать нянь детям-инвалидам из семей в трудной ситуации. В апреле она также предложила упростить процедуру признания инвалидности для детей, определив один-два дня в месяц, когда родители с детьми могли бы разом пройти всех необходимых специалистов.
Татьяна Соловьева кроме государственной выделяет также общественную активность. По ее словам, растет количество социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и различных волонтерских объединений.
— Интерес возникает за счет большей открытости. Граждане видят вокруг себя разных людей и понимают, что само наличие заболевания не несет никакой опасности, — поясняет собеседница.
Вместе с тем эксперты опасаются, что некоторые изменения могут происходить слишком быстро, без вдумчивой проработки деталей. Так, в СМИ не раз появлялись истории о предоставлении инвалиду-колясочнику квартиры, в которую невозможно попасть: в доме банально отсутствовали лифт и пандус. Такие случаи мелькают от Челябинска до Рязани.
Те же детские площадки лишь в исключительных случаях имеют специальное игровое оборудование — модули, развивающие моторику, обязательные перила, удобные заезды и т. д. Таким образом сама среда может помещать социализации.
— Наконец, не хватает дворовой культуры, — подытожила Соловьева. — Детские сообщества формируются во дворе благодаря просвещенным взрослым. Это направление кажется особенно важным, раз еще происходят неприятные инциденты. Не все, что способно улучшить наше общество, возможно сделать за счет приказов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество
Полященко Елена Александровна
Логопед МОУ СОШ №17
Северский район, пгт Ильский
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый во- прос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, проблемы, современное общество.
В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвали- дов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до ат- мосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше.Этому способствует: детская заболеваемость, рост трав- матизма, плохая экология, и т. д.
В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой термино- логии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» – это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не прием- лемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инва- лид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По- моему, это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.
Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тя- жело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Не- понимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе.А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, иг- рают на музыкальных инструментах.
Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.
Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются роди- тели ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – про- блема образования таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.
Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными воз- можностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспита- тельные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие про- блемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы раз- вития личности ребенка,как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «са- мого себя» в обществе, уходят на второй план.
Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда от вечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реа- билитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими воз- можностями. Для реализации школьной программы недостаточно только про- фессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ре- бенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилита- ционных мероприятий, внутрисемейных отношений.
Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной ча- стью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образо- вания родителей является положение, что семья – это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача се- мейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реаби- литации и адаптации в будущем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого по- тенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…
1. Акатова Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья. Психологические основы. – М. : Гуманит. Владос, 2003. – 386 с.
2. Серебреникова Ю. В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №2 (9). – С. 27
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.
Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей. 1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами.
Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной.
ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.
Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития. Ход консультации: Ранний возраст является.
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.
Работы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.
Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.
Особенности восприятия обществом людей-инвалидов в России и за рубежом
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности восприятия обществом людей-инвалидов в России и за рубежом? Какие факторы определяют особенности такого восприятия?
Многие годы в нашей стране люди-инвалиды были изолированы от общества. Матерям в роддомах предлагали оставить ребенка с ДЦП или синдромом Дауна на попечение государства. Зачем вам инвалид? Всю жизнь мучиться? Не каждая мать готова оставить ребенка в роддоме, но много таких, которые не раздумывая делают это.
Сегодня в России инвалиды получают от государства финансовую, медикаментозную поддержку, льготное обеспечение, но всего этого не достаточно для нормального существования в обществе, обеспечения полноценной жизни и возможности реализации своих прав и свобод. Люди с ограниченными возможностями не имеют больших возможностей найти нормальную работу. Обычно приходится существовать на свое пособие либо на небольшую зарплату.
Сегодня, наконец, государство осознало, что социализация людей-инвалидов очень важна. Люди с ограниченными возможностями обладают огромным творческим и умственным потенциалом. Он нужен нашей стране. Чего только стоят выступления наших спортсменов – инвалидов на пара олимпиадах. Поэтому необходимо создать все условия, чтобы их потенциал был реализован. Необходимо уравнять шансы больных и здоровых людей, относится к ним более благосклонно. Именно сегодня наши школы первыми интегрируют инвалидов в общество, благодаря инклюзивному обучению. Но этого совсем недостаточно. Необходимо проделать большую информационную работу среди населения, особенно молодежи по восприятию инвалидов как равных.
В Западной Европе и США, Канаде и многих других странах ситуация по отношению к инвалидам совершенно противоположная. Общество не воспринимает их как отдельных неприспособленных к нормальной жизни людей. Если мы посмотрим на даты принятия правовых международных документов, регламентирующих права и свободы человека, в том числе и инвалидов, то поймем почему: Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
• Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
• Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)
• Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
• Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
• Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)
• Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)
Проблемой прав человека и людей – инвалидов во всем мире занимаются очень давно. Эти международные правовые акты утверждают право каждого человека на жизнь которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца.
Инвалидов за рубежом крайне много! Это бросается в глаза, мы не привыкли к такому количеству людей в колясках у себя на родине. Однако сразу понимаешь, что и у нас их не меньше, но мы почти не видим их по другой причине. В Европе и Америке их не считают людьми второго сорта, ибо о них позаботилось их государство, предоставив все возможности жить если не полноценной жизнью, то максимально к ней приближенной. Повсюду пандусы, размеры лифтов в домах предусматривают
размеры инвалидных колясок, в общественных местах есть автоматические двери с кнопкой, парковочные места для инвалидов у каждого супермаркета, кинотеатра, кафе, ресторана…Здоровые люди никогда не займут место для инвалида ни на парковке, ни где бы то ни было.В аэропортах и на вокзалах им обязательно помогут с багажом и регистрацией…
Возможно, в скором будущем в нашей стране здоровые люди изменят свое отношение к инвалидам, но это работа не одного года и даже не 10 лет. Проблемы интеграции людей-инвалидов в обществе должны решаться на государственном уровне, но с нашей помощью.